Перейти к содержанию
Бахтияр

Эпоха караханидов, создание тюркской культуры новой формации

Рекомендуемые сообщения

Шейбани во время его скитальческой жизни он опирался на помощь шести узбекских племён: кушчи, найман, уйгур, курлаут, ички и дурман, а после завоевания Средней Азии к нему присоединились эмиры киятов, кунгратов, туманов, тангутов, хитаев, чимбаев, шункарлыев, шадбакиев и йиджанов, которые, так сказать, завершили триумф Шейбани-хана; и с имён этих пятнадцати узбекских племён, чьей помощи Шейбани был обязан в своих военных успехах, его историк не напрасно начинает свою "Книгу о Шейбани" [ ркп. Инст. востоков. АН УзССР, за инв. номер 844, л. 1б-2а]. (автор - Рузбехан Исфагански, который стал близким человеком к вождю узбеков (Шейбани) и непременным членом всех ученых собраний, устраиваемых этим образованнейшим человеком своего времени).

в списке нет ни кипчаков, ни кенегесов, ни оймаутов :D

Из уст самих конгратов Б.Кармышева:

кстати, наш певец Равшан Намазов он заслуженный артист и Узбекистана и Каракалпакии, что он может поддерживает связи до сих пор :D

ну не весь Сурхкаш, но какая то часть точно

Вы дорогой Чияль путаете несоклько волн миграции племен. в Хорезм мигрировали не только узбеки Шейбани хана. там были группы и с территории современной башкирии и даже малой ногайской орды.это уже другая волна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

есть ^_^ одно из них Кудатку Билиг-Юсуфа Баласагуни карлуки в Намангане хранили, и чтили память своего предка,

у уйгуров есть племя каллик ?

дорогой, я уже задавал аналогичные вопросы Бахтияру. ему бесполезно говорить, что у узбеков есть ныне племена могул, карлук, турк-карлук они видимо как и те "уйгуры не уйгуры, которые" потому что их занесло далеко от исторической родины Вост. Туркестана. аналогично и с этими племенами диалекты их карлуко-чигильские, но никакого отношения к караханидской традиции они не имеют. уйгуром оказывается и западно-караханидское наследие целиком должно принадлежать. все неймется на фоне наступающего дракоши с Востока, у них после ханьцев скоро и узбеки под раздачу попадать будут. шутка шуткой, но Бахтияр не отражает мнения своего народа в целом, особенно в части обособления от культурного континиума с узбеками ФАНа (далины) и других регионов. Это видимо побочные эффекты асаббии, уйгурского наицонализма у нашего Бахтияр аке

какого фига ташкентцы говорят тогда на хаккани вместе с карлуками Тадж. и Афгана??? ах да, рабочая гипотеза скорее всего - это сартизированные уйгуры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

За нарушение п. 2 + 10% пользователю Nurali. Советую изменить риторику.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ув. Мавераннахр вы ошибаетесь если думаете что мне интересна ваша история, моему народу отвели только 250 лет в вашей истории, что было до 250лет мне абсолютно не интересно! с Бахтияром я спорил лишь изза могулов

хорошо, на этом и сойдемся по Вашей инициативе. Ваше хамство я больше игнорировать не собираюсь. Аллах свидетель не я первый хамил и устраивал здесь истерику, я лишь делился мнением со ссылкой на кого-то. хотите быть казахом или кем там, будьте это Ваше право, изменить ход истории все равно Вы не в силах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

хорошо, на этом и сойдемся по Вашей инициативе. Ваше хамство я больше игнорировать не собираюсь. Аллах свидетель не я первый хамил и устраивал здесь истерику, я лишь делился мнением со ссылкой на кого-то. хотите быть казахом или кем там, будьте это Ваше право, изменить ход истории все равно Вы не в силах.

:D сами вы(ЧИАЛ) меня казахом, каракалпаком выталкиваете, :lol: если я и побратался с казахами , так это затем чтобы между вами и ними разборки прекратились

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

За нарушение п. 2 + 10% пользователю Nurali.

Оскорбление скрыто.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ув. Мавераннахр вы ошибаетесь если думаете что мне интересна ваша история, моему народу отвели только 250 лет в вашей истории, что было до 250лет мне абсолютно не интересно!

:lol:

ничего страшного что, вы не потомок завоевателей шейбанидов, а потомок эмигрантов других волн. Твоя моя уже нет, теперь общая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:lol:

ничего страшного что, вы не потомок завоевателей шейбанидов, а потомок эмигрантов других волн. Твоя моя уже нет, теперь общая.

Как никак он потомок настоящих узбеков, а не чагатайцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

не горячитесь так, брат. главное мы мусульмане альхамдулиллях и дин за коврижки со статусом не продавали. даже Шайбони хон не просто воевал с соседями, но вел с ними газават небезосонвательно, а с соотвествующим шариатским хукмом алимов Маварауннахра.

Ясно же газават для Шейбани хана была просто отвлекающий маневр. Ему откровенно не нравился сартский окруженность, и он страстно желал вернутся в свою бескрайную степь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ясно же газават для Шейбани хана была просто отвлекающий маневр. Ему откровенно не нравился сартский окруженность, и он страстно желал вернутся в свою бескрайную степь.

Нашему Шайбонихону виднее:

В самом начале месяца шевваля 914 г.х., т.е. в конце января 1509 г., Шейбани-хану пришлось в Бухаре объявить "священную войну" против казахов, напавших на области Бухары и Самарканда и уведших массу людей в рабство, "а поскольку их султаны соглашаются на такие дела, то это служит признаком того, что у них этот тяжкий грех является делом дозволенным" [Тот же труд, л.23-а]. 5 шевваля (28 января) Шейбани выступил походом на казахов. Когда Шейбани-хан разгромил казахов в вышеупомянутый поход 914 г. и забрал бесчисленные стада скота, массу пленных обоего пола и прочую несметную добычу, то в числе ее были и дома-повозки казахов. Рузбехан видел их в г. Еси, куда Шейбани свёз отнятое у казахов, причем одних повозок-домов было больше десяти тысяч; на них узбеки навалили награбленное добро побеждённых. Сопровождавшему его в походе Рузбехану показалось всё же странным выступление хана со священной войной против своих соплеменников и он заявил об этом племяннику Шейбани, Убайдулле. Рузбехан говорил: "Предположим, что у казахского войска действия несогласны с велениями божественного закона, но ведь тем не менее казахи вам родственны". Убайдулла, не отрицая последнего положения, ответил Рузбехану следующей, весьма характерной, фразой: "что касается соблюдений обязанностей родства, о которых вы говорите в отношении казахов, то между нами столь ясно проявились побуждения к вражде и предпосылки к соперничеству и неприязни, что источник родства совершенно иссяк. " [Тот же труд Михман-намэ-й и Бухара, л. 32-а].

Непрестанные распри между узбекскими племенами владений Шейбана и Орды, переходившие в кровопролитные войны с колоссальными ограблениями побеждённых и обращением их в рабов, в XV в. н.э. вылились в более определённую форму борьбы узбекских ханов из дома Шейбана с ханами узбеков-казахов из потомков Чингиза по другой линии. И окончательное обособление узбекских племён Дешт-и-Кипчака, так называемых узбеков-казахов, от узбекских племён Шейбани-хана совершилось в правление последнего, о чем свидетельствует вся политика Шейбани-хана по отношению к своим соплеменникам, не пошедшим за ним в Среднюю Азию и оставшимся в Дешт-и-Кипчаке.

У узбеков Шейбанова улуса были какие ни на есть города, вроде Тары или Туры и некоторых сибирских укреплений, мангыты — "цари астраханские" — владели Астраханью и рядом крепостей-городов по Сыр-Дарье, а узбеки бывшего улуса Орды в эпоху Шейбани никаких городов не имели и лишь кочевали, были казахами.

"После того, - пишет Рузбехан, выражая взгляды Шейбани, - как пришли в равновесие знамена власти его величества, солнцеподобного хана, и прекратилось существование власти и государства моголов и джагатаев, у ханов Дешт-и-Кипчака начала пульсировать жила зависти. На самом деле им стало очевидно, что вследствие крайней нужды в платье и одежде, основой которой является хлопчатобумажная ткань (карбос), - одежда же и саван необходимы для людей, - им нужно вторгнуться в пределы владений его величества хана, потому что последовал августейший приказ, чтобы население Туркестана никаких торговых сделок с казахскими купцами не совершало и чтобы между ними и жителями их земель не было общения и посещения купцов. А в другое время даже состоялось повеление ограбить казахских купцов в некоторых районах Туркестана и в городах Хорезма. Его величество, издавая этот приказ, имел в виду полезные и мудрые соображения" [ ркп. ИВАН УзССР, л. 77-6.].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

kanishka говорил, что язык шейбанидов был похож на татарский

а локайские, жанковул-чиялские диалекты напоминают казахский...

Напоминает - это не типологический критерий. Вот армянский напоминает эфиопский, и что?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в том то и дело что после моего намека утверждение ув.Канишки и ув.Мавераннахра о якобы башкиро-татарском произношении Шейбанихана\потерпел полный крах , дело в том что совр. кушчи, в кашкадарье говорят на жанковул-чиялском диалекте(жокающему-кипчакском)

ниже пример из этого диалекта

а так как кушчи был одним из главных племен Шейбанихана- отсюда надо делать выводы

[цензура! - Rust - не надо оскорблять собеседников! это предупреждение]

Кушчи в Кашкадарье в джокающем окружении. Не забываем, что большинство узбекских кучши все-таки по происхождению из чагатаев, т.е. жили задолго до шейбанийских узбеков. Как же быть с Али Кушчи, родовая деревня которого существует до сих пор?

А так же кушчи в Самарканде все-таки поболее чем в Кашкадарье будет, это деревни недалеко от Пенджикента - Джартепа (в их говоре - Жаттепа), Джаркишлак, Ваткан, Усто Абдулло, Туркуль и прочие. С ними соседствуют род турк, которые проживают в деревне Чеп, и они активно роднятся. Другие соседи - это туяклы из пенджикентских деревень Саразм, Қўштепа, Қумзор и пр. Турки еще живут между Китабом и Ургутом, в Аманкутане, Каратепе и пр., где их ближайшими соседями и родственниками являются барлосы.

У барлосов и турков ярко выраженный карлукский говор (боропти, келомман). У туяклы говоры приближаются к ферганским. У кушчи, я конечно типологию не изучал, но произношение, тоны и формы глагола на удивление близки к татарскому, но основной базис стандартный узбекский, есть окание. Интересно, что у кушчи очень мало монголоидных элементов, и глаза у них голубые, нередко и волосы светлые. Точно такую светловолосость и голубоглазость я наблюдал у кунгратов Джаркургана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

какие у узбеков есть предания касательно караханидов?

есть ли они вообще?

У узбеков есть народная поэма "Кунтуғмиш", которая полна караханидскими элементами, именами, титулатурой и пр. Там царь называется Буврахон, что есть искаженный Буғрахон. А также в сказках о Мешполвоне из Алтыарыка фигурирует Сепкилшоҳ из рода Қорахон. В Самарканде, Сурхандарье и Ферганской долине много преданий и сказок, а то и дастанов с караханидскими элементами. В Оше до сих пор течет канал Акбура (белый верблюд), который Бабур называет Бурасой. До Бабура и гора в центре Оша Тахти-Сулаймон называли Буракўҳ или Буратоғ. Ну и еще одна реликвия - это наманганский список "Кутадгу билиг".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а что обозначает слово "жете" так чагатайи могулов обзывали? вы знаете смысл этого слова? а вот на Сурхане турки(чагатайцы)и часть конгратов до сих пор жокающих лакай-катаган-дурмен-марка насмешливо называют жете-жата или жукай-жанковул, а те в свою очередь турк-чагатаев тожик-жиянами кличают <_< о взаимоотношениях турк и даштийских узбеков хорошо описывает (хотя и мимолетом) Набижон Бокий в своей книге "Лакайлар".

жете-могулы были жокающими кипчакоязычными- о чем говорит ихняя кличка "жете" :)

Джете - тюркское слово со значением "банда, шайка". Это не джокающий вариант от какого-нибудь слова наподобие йете, иначе источники писали бы йета. Тут произошло озвончение начального ч. Слово домонгольское и есть, например, в современном турецком в форме čete. И они кыпчаки чокающие получается? :)

Не припомню, чтобы в Сурхкаше джокающих называли жета. Их именуют жўқи или жанқа. Жета - небольшой подрод в составе то ли турков, то ли барласов, щас не припомню.

Моголы Семиречья и Восточного Туркестана не были кыпчакоязычными. У них был карлукский диалект, о чем свидетельствуют хотя бы христианские надгробные эпитафии Семиречья 13-14 вв., прочитанные и опубликованные Маловым. Они уж точно были оторваны от чагатайской литературной традиции и скорее всего использовали родной диалект.

Моголы Узбекистана и Афганистана тоже карлукоязычны. Также деревня Могал есть вблизи Самарканда и где-то в районе Чияла проживают моголы, об их говоре не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

о преданиях караханидов,

все наши самые ранние устные предания, письменные источники уходят в 10 век, нач. где то 920 годы, время принятия ислама сатуком бограханом.

Цельных устных традиций о караханидах нет. У узбеков. Но старики могут рассказать сказки и предания полуисторического характера "Қорахон пошшо" и "Бурахон пошшо".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Внимательно прочитав посты в этой теме, я пришел к такому выводу - Современные узбеки искусственно созданная нация 20 века. Не было единого ханства. Язык состоит из несколько структурно отдаленных диалектов, которые так не похожи, что приводят к таким спорам наглядным как в этой теме.

Не у татар, не у казахов, кыргызов и уйгур нет так сильно отличимых диалектов.

Уважаемые ученые историки могут подправить мое мнение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:lol:

ничего страшного что, вы не потомок завоевателей шейбанидов, а потомок эмигрантов других волн. Твоя моя уже нет, теперь общая.

Я қўйчи-нарин-исенхўжа-лақай :D

Нарин [арабская надпись - А.Р.] Дважды упоминаются в составе могульского войска Бабуром [47].
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Внимательно прочитав посты в этой теме, я пришел к такому выводу - Современные узбеки искусственно созданная нация 20 века. Не было единого ханства. Язык состоит из несколько структурно отдаленных диалектов, которые так не похожи, что приводят к таким спорам наглядным как в этой теме.

Не у татар, не у казахов, кыргызов и уйгур нет так сильно отличимых диалектов.

Уважаемые ученые историки могут подправить мое мнение.

Антинаучная чепуха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Внимательно прочитав посты в этой теме, я пришел к такому выводу - Современные узбеки искусственно созданная нация 20 века.

Тебе умнику тот же ответ:

"Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и за¬нимающегося земледелием. Они живут на обширном пространст¬ве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии....даже отдельные племена широко разбро¬саны по названной территории, и исследователя поражает, часто ему кажется просто невероятным, что узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда, чей язык, обычаи и лица совершенно различны, осознают свою принадлежность не только к одной нации, но и к одному племени, к одному роду "

Арминий Вамбери. Путешествие в Среднюю Азию. 1863-65 гг.

Т.е. это в 1863-65 гг, "за 60 лет до национального размежевания и якобы объединения различных этнических групп в единую узбекскую нацию". До советского союза, вообще до прихода царской России узбеки осознали свою принадлежность к одной нации к одному народу! Ты сам теперь чуешь разницу?

Не было единого ханства.

У других не было и этих ханств.

Язык состоит из несколько структурно отдаленных диалектов, которые так не похожи, что приводят к таким спорам наглядным как в этой теме.

Не у татар, не у казахов, кыргызов и уйгур нет так сильно отличимых диалектов.

Уважаемые ученые историки могут подправить мое мнение.

Имея "сотни тысяче" диалектов узбекский намного ближе чем например казахский или киргизский языки к многим тюркским языкам. В отличие от вас мы понимаем язык кипчакских и огузских групп географически расположенных дальше от нас, так что бред говоришь о непохожести диалектов. Узбекам понятен язык других народов, не говоря уже о диалектах областей Узб-на ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ясно же газават для Шейбани хана была просто отвлекающий маневр. Ему откровенно не нравился сартский окруженность, и он страстно желал вернутся в свою бескрайную степь.

Бред воспаленного созания. Он наоборот себя считал ревностным мусульманином и продолжателем дел тимуридов. В отличии от вас у нас полно документов на этот счет, подтверждающих его роль как мусульманина и гос. деятеля в регионе. в "родной степи" он вел по словам его же летописцев священную войну против казахов. именно степень интегрированности в ислам и его практика отличала от казахов узбеков в том числе, это если не считать наличие городской культуры в виде Кунграт-Уфы, Астрахани и городов-форпостов...последние просто считались кочевниками-скитальцами, отсюда их и этноним. во-вторых до 15 века к узбекам относили разные этничческие группы, лишь по критерию их территориально-религиозной принадлежности и соответствующими гос. образованиями.

да, и самый наглядный пример, что Шабони хан был Мухаммадом, а не агглюикатным - Махамбетом, Маханбетом, Мамбетом, Мухамбетом...он себе уродовать имя нарицательное, как мусульманин не позволял угоду косноязычная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ясно же газават для Шейбани хана была просто отвлекающий маневр. Ему откровенно не нравился сартский окруженность, и он страстно желал вернутся в свою бескрайную степь.

несколько дней назад читал хроники посвященные шейбани-хану, там пишут, что узбеки были рады тому что переселились в мавераннахр, что им досталось это наследие чагатаев и могулов.

еще один момент, узбеки опасались, что казахи также прийдут в мавераннахр, и в ответ на казахские набеги, он организовал газават, объявив что казахи неверные (устами различных духовных лиц).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Внимательно прочитав посты в этой теме, я пришел к такому выводу - Современные узбеки искусственно созданная нация 20 века. Не было единого ханства. Язык состоит из несколько структурно отдаленных диалектов, которые так не похожи, что приводят к таким спорам наглядным как в этой теме.

Не у татар, не у казахов, кыргызов и уйгур нет так сильно отличимых диалектов.

Уважаемые ученые историки могут подправить мое мнение.

да, нурали удивил, подобное я слышал только от хорезмийцев, от других групп узбеков никогда. если такие настроения встречаются среди части племенных узбеков, то значит еще ассимиляция и слияние полностью не завершено.

судя же по западным (вамбери, беллью) и местным источникам (в т.ч. уйгурские), узбеки как этническая общность сформировались уже к 19 веку, и сложно было отличить племенных от не племенных, и самоназвание узбек уже было широко распространенно среди не племенных. эту разницу между этими двумя группами узбеков делали только русские, казахи же в реальности отличий между ними уже давно не видели (чокан валиханов).

в 20 веке, при национально-территориальном размежевании, в состав узбеков попали уже собственно не узбеки (т.е. представители соседних этносов), это таджики и уйгуры, возможно и другие.

уйгуры в ссср подверглись репрессиям (т.к. на родине создавали угрозу советскому влиянию, по мнению нквд, за участие в различных движениях исламистского, пантюркистского и националистического характера), представители духовенства, интеллегенции и знати были уничтожены, другие ушли на родину. оставшееся население было малограмотным, и было хорошо обработано пропагандистами, вследствие этого большая часть их в дальнейшем была ассимилирована узбеками, Айса Юсуф Альптекин пишет, он был в 20-е годы консулом Китая в Ташкенте, что до начала 20-х годов, Ташкент и Андижан были центрами советских уйгуров, типа как сейчас Алматы, там были уйгурские организации, выпускались газеты, был даже театр. Но потом все прекратилось, и закончилось репрессиями, с одного только ТашГУ было растреляно несколько сот уйгурских студентов с ВТ, т.к. их подозревали в антисоветской деятельности, к слову, родные дядьки моего отца в это время находись один в Андижане, а другой в Оше, они там так и остались скрываясь долгое время по подвалам, т.к. всех выходцев оттуда растреливали, первых своих родичей они увидели только в 60-е годы, когда семья моего отца перебралась в СССР, а своих детей из КНР только в 80- годы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

дорогой, я уже задавал аналогичные вопросы Бахтияру. ему бесполезно говорить, что у узбеков есть ныне племена могул, карлук, турк-карлук они видимо как и те "уйгуры не уйгуры, которые" потому что их занесло далеко от исторической родины Вост. Туркестана. аналогично и с этими племенами диалекты их карлуко-чигильские, но никакого отношения к караханидской традиции они не имеют. уйгуром оказывается и западно-караханидское наследие целиком должно принадлежать. все неймется на фоне наступающего дракоши с Востока, у них после ханьцев скоро и узбеки под раздачу попадать будут. шутка шуткой, но Бахтияр не отражает мнения своего народа в целом, особенно в части обособления от культурного континиума с узбеками ФАНа (далины) и других регионов. Это видимо побочные эффекты асаббии, уйгурского наицонализма у нашего Бахтияр аке

какого фига ташкентцы говорят тогда на хаккани вместе с карлуками Тадж. и Афгана??? ах да, рабочая гипотеза скорее всего - это сартизированные уйгуры.

я тебе уже отвечал на эти вопросы в других темах. че ты везде одно и тоже несешь?

уйгуры мало что помнят про западных караханидов, все предания и легенды от времени до деления, и потом связанные с восточными караханидами, поэтому западные караханиды, это наследие узбеков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...