Ындыр Опубликовано 18 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 18 июля, 2016 Глоттохронология -3(разделение обще-кипчакского и обще-огузского языков.)Я воссоздал обще-кипчакский язык на основе (татарского, башкирского, казахского и крымско-татарского) языков. И обще-огузский язык на основе (туркменского, азербайджанского и турецкого) языков. И затем сравнил оба языка. И получил 20 различий.обще-кипчакский < -- > обще-огузский27) "большой" = олкян - биек40) "жена" = хатын - ? ( арвад ?)53) "палка" = таяк - чобук57) "корень" = тамыр - кок70) "перо" = къаурый - тук (?)80) "стопа" = табан - аяк83) "рука" = къул - ал98) "дуть" = эрю - уфлемек104) "думать" = уйлау - дюшенмяк116) "колоть" = кхадау - пищакламак131) "тереть" = ышкъу - сертмек133) "вытирать" = сертю - силмек141) "петь" = ж,ырлау - ? (сайрамак ?)152) "река" = үзән - ? (чай ?)166) "дым" = төтен - тусту ?177) "ночь" = төн - гече189) "прямой" = туры - дуз192) "тупой" = догал - кут194) "мокрый" = дымкыл - ? (немли ?)199) "правый" = уң - сагТаким образом, обще-кипчакский отделился от обще-огузского (20/1,46 *100) = 1370 лет назад. Или с учетом того, что обще-кипчакский существовал где-то до 700 года н.э. (до отделения тат./булгарского языка), дата отделения обще-кипчакского от обще-огузского:(700-1370 = -670) , т.е. в 670 году до н.э. [безусловно --- всё это довольно грубо, но представление дает]Как и в предыдущем случае -- 670 год до н.э. очень интересная дата, и её можно трактовать несколькими способами:1) Примерно в это время сложилась система, описанная в этой работе (http://ziyadli.livejournal.com/6749.html) и (http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/442-drevnetiurkskij-iazyk-i-rodina-pratiurkskogo-iazy/page-19#entry195194), т.е. система с 3-мя кочевыми царствами, одно из которых в приаралье.2) Примерно в это время между скифами (жившими в Северном Прикаспии) и массагетами/исседонами (жившими на Средней и Нижней Сырдарье) случился большой конфликт, в результате чего скифы были вытеснены в Причерноморье.3) Примерно в это время (возможно в результате вторжения персидской державы в Среднюю Азию) в Приуралье стали скапливаться кочевые племена, впоследствии сложившиеся в сарматский союз.И где-то в 3-ем столетии до н.э. (после инкубационного периода на Урале) сарматы начали обратную экспансию -- на запад (в сторону скифов), а так же на восток. Всё это привело к унификации обще-кипчакского языка.Тем не менее реликты до-сарматского состояния остались.-- например, несмотря на предполагаемый "разгром" скифов, некоторые скифские словечки (например "Әпти") остались в языке татар (булгаров).-- или например, язык печенегов (т.е. почти массагетов) официально считается языком кипчако-огузского типа (т.е. переходным, т.е. практически живой реликт), хотя больше по-моему, тяготеющий к кипчакским языкам.-- или, например, все-возможные "цоканье, чоканье, джоканье, йоканье" и т.д. скорее всего являются реликтами древних западно-тюркских диалектов.Т.о. таков обще-кипчакский язык, развивавшийся с 670 года до н.э. по 700 годы н.э.(продолжение следует ...)(53 431) 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 3 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2016 (изменено) Глоттохронология -4(времена начального разделения тюркских языков.)А. Про ошибки. 1) Я попробовал вычислить время разделения татарского/булгарского языка и обще-огузского. При сравнении словарей Базовых Списков я нашел 59 отличий. Т.е. татарский / булгарский отделился от обще-огузских языков (59/1,46*100) = 4041 лет назад. Цифра явно завышена, но (имея данные, полученные на предыдущем этапе) её можно объяснить -- скорее всего она складывается из времени, которое прошло от 670 года до н.э. до современного татарского/булгарского языка (2670 лет) + времени, которое прошло от 670 года до н.э. до существования обще-огузского языка. Но вообще-то лучше так не делать. Лучше составлять словарь для подгрупп языков и сравнивать подгруппы языков. 2) Я попробовал вычислить время разделения татарского/булгарского и узбекского языков. При сравнении Базовых Словарей я нашел 32 различия. Т.е. татарский / булгарский отделился от узбекского языка (32/1,46*100) = 2192 лет назад. Цифра явно занижена. Возможно из-за того, что узбекский язык мог контактировать с кипчакскими языками. Т.о., как и в предыдущем случае -- лучше так не делать, а лучше составлять обще-кипчакский и обще-карлукский словари и сравнивать их.подгруппы языков.[В связи с этими соображениями, вопрос -- вот в работе "М.Т. Дьячок ГЛОТТОХРОНОЛОГИЯ ТЮРКСКИХ ЯЗЫКОВ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) (Наука. Университет. 2001. Материалы Второй научной конференции - Новосибирск, 2001. - С. 14-16)" автор напрямую сравнивает конкретные языки (а не группы языков) -- и вот насколько научно?] 3) Я попробовал вычислить время разделения татарского/булгарского и чувашского языков. При сравнении Базовых Словарей я нашел 64 различия. Как оказалось, сравнивать с чувашским языком оказалось очень не просто. -- а) Это не то, чтобы всего лишь заменить все "р" на "з" и "л" на "ш", -- там нужно действительно сидеть со словарем и дойти до всех древних корней. -- б) Так как чувашский язык географически соседствует с татарским/булгарским языком, то наверняка он имеет много кипчакских заимствований. Вывод (как и в предыдущих случаях) -- нужно составлять обще-тюркский словарь и сравнивать его с чувашским.//НЕБОЛЬШАЯ РЕМАРКА В СИГТЯ попробовали исследовать ВСЕ тюркские языки, но уже в начале они разделили тюркские языки на подгруппы (согласно классификации), и скорее всего потеряли часть информации. Например, (условно) в казахском языке показатель множественного числа звучит как "-тар", и в хакасском языке показатель множественного числа звучит как "-тар", но мы не сможем это увидеть/оценить/сравнить, т.к. казхский язык расссматривается в группе кипчакских языков, а хакасский в группе алтайских.Иначе говоря, СИГТЯ строит разветвляющееся дерево/классификацию. Однако, (языковые данные для этого есть) можно строить и другое дерево -- где некоторые ветки могут и сливаться. И тогда дерево получится сложнее, но возможно прочнее и интереснее (т.к. нужно будет обосновать не только дату разделения, но и дату слияния, ну, или показать, что данный язык был изначально промежуточного вида).Но вообще, сливающиеся деревья/классификацию можно построить не только по морфо-фонетическим данным (как СИГТЯ), но (я полагаю) и по данным Списка Сводеша. И тогда мы сможем сказать, что язык "ХХХ" на 80% огузский, а на 20% алтайский. \\КОНЕЦ РЕМАРКИБ. Несмотря на вышеперечисленные потенциальные ошибки, я решил двигаться дальше, т.к. лучше один раз увидеть "приблизительную" глоттохронологию, чем 100 раз услышать о "правильной" глоттохронологии. 4) Я (как мог) составил западно-тюркский (огузо-кипчакский) Базовый Словарь и сравнил его с восточно-тюркским (узбекско-хакасским) Базовым Словарем (согласно некоторым классификациям это разные группы). Получилось 23 отличия. вост-тюрк < -- > зап-тюркск 15) "как" = кандай - нищек 16) "не" = емяс - түгель 17) "всё" = барча - бөтен 19) "несколько" = ? (бази?) - берничә 27) "большой" = ? (улуг ?) - ? (биек ?) 35) "тонкий" = ? (озгин ?) - нәзек 40) "жена" = ? () - ? (хатын ?) 57) "корень" = ? (ильдиз) - ? (тамыр ?) 61) "веревка" = аргон - ж,еп 70) "перо" = ? () - ? () ---- не смог составить общее слово для обоих групп, возможно нужно больше языков 80) "стопа" = ? (табан ?) - ? (аяк ?) 98) "дуть" = ? (исмяк ?) - ? (уфлемек) 104) "думать" = ? (уйламак ?) - ? (дюшенмяк ?) 131) "тереть" = ? (суркамок) - ? (ышку / суртмек) 133) "вытирать" = ? (суртмок ?) - ? (силмек ?) 141) "петь" = ? (айтмок) - ? () 152) "река" = ? () - ? () 177) "ночь" = ? () - ? () 189) "прямой" = ? () - ? () 190) "круглый" = думалог - түгәрәк 192) "тупой" = томток - ? () 194) "мокрый" = хол - ? () 198) "далекий" = ерак ? - озак ? Таким образом, западно-тюркский отделился от восточно-тюркского (23/1,46 *100) = 1575 лет назад. Или с учетом того, что западно-тюркская (огузо-кипчакская) общность существовала существовал где-то до 670 года до н.э., то дата существования обычно-тюркского языка: (670+1575 = 2245) , т.е. 2245 год до н.э. Возможно это соответствует выделению Окуневской культуры. (Вообще, можно представить, что чувашский язык является одной из веточек восточно-тюркских диалектов и, таким образом, дата "2245 год до н.э." будет минимальной [грубой] датой существования для пра-тюркского языка [разделение западных и восточных диалектов].) 5) Для интереса всё-таки решил составить различия между обще-тюркским и чувашским языком и получил [в меру своих способностей в чувашском] где-то 64 различия (приводить не буду), что составляет (64/1,46*100) = 4384 года назад или (4384+2245) = 6629 год до н.э. Наверное это является максимальной [грубой] нижней оценкой существования пра-тюркского языка и уводит нас куда-то ко временам существования кельтеминарской культуры. Влияние кельтеминарской культуры прослеживается и в окуневских и в афанасьевских культурах (как говорит Сверчков Л.М. в работе 2011 года "Тохары. Древние европейцы в Центральной Азии" стр. 97). И возможно кельтеминарская культура, и её соседи, и племена находившиеся под её влиянием -- и являлись тем что сейчас называется "Алтайский языковой союз". В этой работе пишется, что между 5-м и 4-м тысячелетием в Средней Азии произошла 500-летняя засуха [стр. 76] (приведшая к опустыниванию Каракумов и Кызылкумов). И возможно это и привело к отщеплению прото-чувашского языка и его миграции в сторону прото-монгольских племен. О других выводах продолжу в следующий раз.(продолжение следует ...) (53 538) Изменено 4 августа, 2016 пользователем Ындыр 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 23 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2016 Глоттохронология -5 (Выводы.) 1.) Конечно, нужно двигаться путем дальнейших улучшений и совершенствований, варианты которых я описывал по ходу повествования. 2.) Возможно, что нужно для большей точности придется заново обновить классификацию тюркских языков. Например, можно для каждого языка, диалекта, нет в каждом административном районе можно взять одну деревню и составить для неё Список Сводеша. (Это для того, чтобы не разводить долгих споров и согласований, а сделать всё достаточно быстро. Таким образом мотивированные и заинтересованные люди получат преимущество. Если другие деревни этого административного района будут не согласны, то можно составить обобщенный Список для 2-х деревень, или пусть будут 2-3 Списка для одного района. Так мы избавимся от субъективизма.) Затем каждый опубликованный язык нужно сравнить с 5-6-ю случайно выбранными опубликованными языками. Таким образом мы составим граф (чем ближе языки, тем ближе они будут на графе). В этом графе надеюсь мы увидим места сгущения, которые и будут обозначать центры новых классификаций. Обобщив окрестности этих центров мы получим Списки Сводеша, по которым нужно будет составить классическую глоттохронологию. 3.) Так как грубые результаты уже получены, то можно уже начинать подбирать под это археологические культуры. 4.) Так как грубые результаты уже получены, то можно уже начинать подбирать под это "географическую локализацию прародины тюрок по данным флористической лексики". Норманская Ю.В уже проделала большую работу и выяснила, что на тюркской прародине должны были расти: "Таким образом, на основании того, что очень надежно для пратюркского языка реконструируются названия деревьев: дуб, клен, виноград, ясень и слива/абрикос". Например, в некоторых работах говорится, что в 4 тысячелетии до н.э. дубы росли на Нижней Волге. А отсюда недалеко и до Кавказских или Среднеазиатских виноградников. Остается поискать древний клен, ясень и т.д. Итого я надеюсь, что показал первый пример как делать классическую глоттохронологию.Результаты у меня это получилось возможно грубые и приближенные, но зато ход рассуждений, надеюсь, соответствует всем классическим правилам. (53 936) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 23 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2016 Если не путаю, то сам.нижняя граница естеств.ареала Дуба к Каспию находилась где-то посередине современных Волгограда и Астрахани. Время не помню))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 23 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2016 За Уральской линией сейчас имеется только Дуб монгольский. Абрикос и Виноград - южные ребята, теплолюбивые и в былые времена наверно были распространены в Ср.Азии и Синьцзяне. Если рассчитывать на более северные районы, то это можно как-то увязать лишь с Изменением климата. По климату ничего не знаю.... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 24 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 24 августа, 2016 1) Вот тут какая-то (платная) база , дуб (http://paleobase.narod.ru/quer3.html) [самая восточная точка -- это Тюмень что ли ? Типа ботайская культура?] 2) Виноград можно сушить и экспортировать и на сладости спрос есть и везти его легко и не портится при дальних перевозках (если конечно древний виноград был так же сладок как сегодняшний). Не обязательно древние пра-тюрки жили посреди виноградников. Просто надо иметь налаженные связи с южными цивилизациями. 3) Хорошо бы найти клен и ясень. (И тему можно считать закрытой? ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 24 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 24 августа, 2016 Ындыр, по 1) и 2) надеюсь когда-то отвечу, т.к. самому интересно. 3) вы же хотели род-народ привязать к растительности ? А теперь экспорт бананов и кофе ))) Вряд ли виноград транспортировали в Улан-батор, разве в виде изюма и вина. Вроде как кочевники д.б. привязаны к соседству с земледельцами и обмениваться товарами ? Если так, то южный Ареал вашего рода должен был доходить до Винограда и Абрикоса. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 24 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 24 августа, 2016 Доходить, не значит включать, а быть соседями Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 25 августа, 2016 Поделиться Опубликовано 25 августа, 2016 12 часов назад, Турист сказал: 3) вы же хотели род-народ привязать к растительности ? 1) Это не я хотел. Просто есть такая методика восстановить предположительную пра-родину по данным языка. И в индо-европеистике в свое время были популярны всякие "аргумент бука", "аргумент лосося". Но у них это не сработало. А в фино-угрике сработало. В тюркологии сработало частично, т.к. Норманская Ю.В. сама говорит, что использовала современные (а не палео) данные по растительности + она прицельно смотрела только к востоку от Алтая. Т.е. работу Норманской Ю.В. можно улучшать. А если вспомнить, что 5 тысяч лет назад даже Каракумы не были пустыней, то можно смело взглянуть и к западу от Алтая. 12 часов назад, Турист сказал: Вроде как кочевники д.б. привязаны к соседству с земледельцами и обмениваться товарами 2) Не всегда пра-тюрки были кочевниками. А изначально наверное были просто охотниками. Раньше люди даже какими-то ракушками с побережья Индийского океана обменивались -- и ничего. 12 часов назад, Турист сказал: Если так, то южный Ареал вашего рода должен был доходить до Винограда и Абрикоса. 3) Не обязательно пра-тюрки занимали территорию 100х100 километров. Они могли и (как пра-фино-угры) занимать территории 2000х2000 км, т.е. граничить и с абрикосами и с виноградами. Вцелом, то что собрала Норманская говорит о довольно южной флоре. У других иссследователей говорится, что пра-тюрки знали холодные сезоны. Т.е. суммируя -- возможно пра-тюрки жили в каких-то резко-континентальных или высокогорных регионах. Вообще, метод неплохой и дает (как и генетика) какую-то альтернативу запутанным данным археологии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 3 октября, 2016 Поделиться Опубликовано 3 октября, 2016 Тангра - главный единственный бог тюрков.(Почему так получилось и к чему это привело.) 1) Насколько я понимаю Тангра - главный и единственный бог тюрков. И особого пантеона почему-то не наблюдается. Более того -- Тенгери известен в первую очередь как бог-громовержец (типа греческого Зевса), а не как бог-создатель мира (типа греческого Хроноса или карельского Калева, Ильмаренена и т.д.). У скифов (которых я считаю тюрками) о происхождении мира упоминается тоже как-то невнятно. 2) Конечно есть ещё куча духов типа "домового", "Су-анасы", но богами они не считаются. 3) Т.е. налицо какое-то обеднение тюркского пантеона по сравнению с соседними народами -- индоевропейскими и фино-угорскими. Произойти это могло или в результате какой-то деградации. Например, древние тюрки при переходе к скотоводству настолько рассредоточились по степи, что обслуживать долгие сложные культы уже не хватило ресурсов. Или в результате патриархализации общества и выделения слоя воинов и царей, которые наверное больше верили в свою силу и удачу, чем старым богами. 4) И иранцев есть единый бог Ахура-Мазда. Но это явно не изначальная индоевропейская традиция. И распространилась она (Зороастром) из каких-то районов, граничащих со степью, с Тураном. Т.е. можно предположить, что это какое-то тюркское (?) влияние на иранцев. Кроме того имя "Тангра" совпадает с наименованиями таких богов-громовержцев германской мифологии как "Доннар, Тор" (но в греческой мифологии громовержец имеет имя "Зевс"). Предположу, что и это было влиянием воинственных тюрков. (Где-то читал, скифы постоянными набегами обескровили какую-то лужицкую (?) культуру на территории Польши -- т.е. влияние степных воинов на далекие северные леса вполне возможно.) Итого, переход древних тюрков к кочеванию в эпоху бронзы привел к сильнейшему стрессу в тюркском обществе. И это привело к тому, что тюрки (в плане мифологии) значительно отличаются как от своих соседей, так и от своих предков. (Ранее в этой ветке я упоминал что и по расположению ударения в конце слова выделяет тюркские языки от окружаюх народов.) Кроме того я считаю, что вышеизложенное есть (ещё одно) косвенные доказательства, что тюрки жили в евроазийских степях уже даненько и успели повлиять и на персов и на германцев. ( 54 819 ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 3 октября, 2016 Поделиться Опубликовано 3 октября, 2016 А то что греки плавали везде за кочевку не считается? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 4 октября, 2016 Поделиться Опубликовано 4 октября, 2016 13 часов назад, Markus сказал: ЫНДЫР, 3) "обеднение тюркского пантеона" Разве мифология кочевых (примитивных по мнению оседлых) народов не богаче оседлых ? Были конечно супероседлые типа греков и некоторых других со своими суперпантеонами. 1) С чего Вы так решили? Есть ли у Вас хотя бы с пяток примеров? 2) У Вас столько терминов... Не всегда примитивное плохо. Например жители древних Афин идеализировали простую жизнь пастушек Аркадии. Кочевые скифы явно превосходили оседлых жителей с Москвы-реки... Вы столько намешали и разбирать всё это долго, короче однозначной корреляции я не вижу. 3) Я исходил из того, что: -- Считается, что монотеистические (одно-боговые) религии (Аллах, Иисус и т.д.) появились позже чем много-боговые. Значит фактическое единобожие Тангры это более поздний вариант, а ранее (только в какое время?) тюркский пантеон был как и у всех "нормальных" (примитивных, оседлых, кочевых, богатых, бедных и т.д.) народов -- много-боговым. Соответственно я задался вопросом -- 1) в какое время и 2) почему это могло произойти. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 4 октября, 2016 Поделиться Опубликовано 4 октября, 2016 Тангра - главный единственный бог тюрков -2.(Почему так получилось и к чему это привело.) Сравнение1: В монотеистических религиях обычно большое место занимает пророк (Заратустра, Авраам, Иисус, Мохаммед), но в тенгрианстве такого нет. Т.е. скорее всего тюрки подошли к монотеизму как-то по-своему, без фазы пророков. И как одно из следствий этого вывода -- тюрки не заимствовали монотеизм у персов. Сравнение2: Другими соседями прото-тюрков были, надо полагать, древние арии. Они как считается создали трех-частное общество: "жрецы"-"воины"-"прочие_общинники". И наличие у арийцев выделенной касты жрецов -- надо полагать не способствовало монотеизму в Индии. Аналогично, выделенная община жрецов-друидов, наверняка не способствовала монотеизму у кельтов. Т.е. можно предположить -- усиление вождей (а о наличии царей, например, у скифов говорится прямо с первых строк их истории) над остальными общинниками было, -- но почему это вылилось в упадок тюркского пантеона не совсем понятно. Другой вариант -- выделенная каста жрецов у прото-тюрков была, но по каким-то причинам (возможно в результате конкуренции с царями) -- была ослаблена. И затем, в отсутствии сословия, обслуживающего пантеон -- пантеон постепенно деградировал. Но как в результате всё это свелось к одному богу -- тоже не очень понятно. (Конечно, у скифов упоминаются некие гадальщики ("энореи"), но они выполняли наверное какие-то подсобные гадательные, знахарские функции, функции общения с духами, а не исполнение культа.) Ещё возможен вариант, что вожди присвоили себе функции жрецов, и ... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 5 октября, 2016 Поделиться Опубликовано 5 октября, 2016 Языковые тюрки конечно были, т.к. монотеистические религии молодая новация. (Но выскажите свое развернутое мнение, а то Вы задаете наводящие вопросы и я чувствую себя как на экзамене.) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 5 октября, 2016 Поделиться Опубликовано 5 октября, 2016 Тангра - главный единственный бог тюрков -3.(Почему так получилось и к чему это привело.) Сравнение3: В мифологии сосоедних народов были явления, что молодое поколение богов ("девы", Зевс) выступили против старшего поколения богов ("асуры", Хронос). И это сопоставляют с перестройкой данных обществ, когда молодая дружина выступила против старой. Типологически наверное "Тәңре" (как бог громовержец и вседержитель, но не бог-создатель земли, людей) относится тоже к такому новому поколению богов. И какой-то молодой дружине. Но что это был за конфликт - пока не понятно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 6 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 6 декабря, 2016 Дерево кипчакских языков.-1 Исходные Материалы На сайте http://wap.alanla.forum24.ru/?1-12-0-00000006-000-60-0 Гергокова Лейля составила Балкарский (Холамо-безенгийский) вариант списка Сводеша: 1 = я = мен 2 = ты = сен 3 = он, она, оно = ол 4 = мы = биз 5 = вы (мн число) = сиз 6 = они = ала 7 = этот, эта, это (близкий предме = бу 8 = тот, та, то (удалённый предмет = ол 9 = здесь, тут (близко) = былайда 10 = там (далеко) = алайда 11 = кто (об одушевлённых субъектах = ким 12 = что (о неодушевлённых субъекта = не 13 = где = къайда 14 = когда = къачан 15 = как = къалай 16 = не (отрицательная частица) = тюйюлдю 17 = всё (на свете); также допускае = хар ким да 18 = много (большое количество) = кёп 19 = несколько, немного (среднее ко = биркесек 19 = несколько, немного (среднее ко = бираз 20 = мало (малое количество) = аз 21 = другой (человек), другие (люди = башха 22 = один = бир 23 = два = эки 24 = три = юч 25 = четыре = терт 26 = пять = беш 27 = большой (дом, предмет) = уллу 28 = длинный (предмет) = узун 29 = широкий = кенг 30 = толстый (предмет) = базыкъ 31 = тяжёлый = ауур 32 = маленький = гитче 33 = короткий = къысха 34 = узкий = тар 35 = тонкий (предмет) = инчге 36 = женщина = тиширыу 37 = мужчина = эр киши 38 = человек = адам 39 = ребёнок = сабий 39 = ребёнок = бала (ласкательно) 40 = жена = къатын 41 = муж = эр 42 = мать = ана 43 = отец = ата 44 = зверь (дикое животное) = жаныуар 45 = рыба = чабакъ 46 = птица = чыпчыкъ 47 = собака = ит 48 = вошь = бит 49 = змея = жилян 50 = червь (дождевой червяк) = къурт 51 = дерево = терек 52 = лес = агъач 53 = палка («ударил палкой») = таякъ 54 = плод (фрукт) = кёгет 55 = семя (растения) = урлукъ 56 = лист (дерева) = чапыракъ 57 = корень (растения) = тамыр 58 = кора (дерева) = къабукъ 59 = цветок = гокка 60 = трава = кырдык 61 = верёвка = жип 62 = кожа = тери 63 = мясо = эт 64 = кровь = къан 65 = кость = сюек 66 = жир (животный) = ич жау 67 = яйцо = гаккы 67 = яйцо = жумуртха 68 = рог = мюйюз 69 = хвост = къуйрукъ 70 = перо (птицы) = тюк 71 = волос(ы) = чач (на голове) 71 = волос(ы) = тюк (на теле) 72 = голова = баш 73 = ухо = къулакъ 74 = глаз = кёз 75 = нос = бурун 76 = рот = аууз 77 = зуб = тиш 78 = язык = тил 79 = ноготь = тырнакъ 80 = стопа, ступня = аякъ 81 = нога (от стопы до бедра) = бут 82 = колено = тобукъ 83 = рука (кисть) = къол аяз 84 = крыло = къанат 85 = живот (от пупка до промежности = къарын??? Киндик тюбю 86 = кишки (внутренности) = чеги 87 = шея = боюн 88 = спина = аркъа 89 = грудь (часть туловища) = ёшюн 90 = сердце = жюрек 91 = печень = бауур 92 = пить (воду) = суу ичерге 93 = есть (кушать) = азыкъ ашаргъа 94 = кусать (зубами); грызть = къабаргъа (кусать) 94 = кусать (зубами); грызть = кемирирге (грызть) 95 = сосать = эмерге 96 = плевать = тюкюрюрге 97 = рвать, блевать = къусаргъа 98 = дуть (о ветре); отдельно допус = жел этеди 98 = дуть (о ветре); отдельно допус = юфкюрюрге («дуть на свечу» ) 99 = дышать = солургъа 100 = смеяться = кюлюрге 101 = видеть = кёрюрге 102 = слышать = эшитирге 103 = знать = билирге 104 = думать = сагъыш этерге 105 = чувствовать запах; отдельно до = ийискерге 106 = бояться (опасности) = къоркъургъа 107 = спать = жукъларгъа 108 = жить = жашаргъа 109 = умирать = ёлюрге 110 = убивать = ёлтюрюрге 111 = бороться, воевать (с врагом) ( = сермеширге (воевать) 111 = бороться, воевать (с врагом) ( = тюйюшюрге (бороться, драться) 112 = охотиться (в лесу) = уугъа чыгъаргъа??? 113 = ударить (однократно рукой) = урургъа 114 = резать (предмет ножом) = кесерге 115 = (раз)рубить (бревно топором) ( = жарыргъа 116 = воткнуть, вонзить (нож) (stab) = чанчыргъа 117 = царапать = тырнаргъа 118 = копать, рыть (яму) = къазаргъа 119 = плавать («умеет плавать») = жюзерге 120 = летать = учаргъа 121 = ходить, идти (шагом) = жюрюрге 122 = приходить, прийти = келирге 123 = лежать (человек на земле) = жатады 124 = сидеть = олтурургъа 125 = стоять = сюйелирге 126 = повернуть («идя по дороге, пов = бурулургъа 127 = падать (вертикально вниз) = тюшерге (падать, свалиться) 127 = падать (вертикально вниз) = жыгъылыргъа (упасть) 128 = давать = берирге 129 = держать (рукой) = тутаргъа 130 = сжимать, давить (рукой с силой = къысаргъа (сжимать) 130 = сжимать, давить (рукой с силой = эзерге (давить) 131 = тереть (многократно) = ышыргъа 132 = мыть (руки) = къол жууаргъа 133 = вытирать (пыль) = сыйпаргъа 134 = тянуть (на себя) = тартыргъа 135 = толкать (вперёд, от себя) = тюртюрге 136 = бросать (камень) = атды 136 = бросать (камень) = шиперди (метать камень или целенаправленно бросать) 136 = бросать (камень) = сызды (метать камень или целенаправленно бросать) 137 = привязать; связать (верёвкой) = байларгъа 138 = шить (рубашку) = тигерге 139 = считать (числа) = санаргъа 140 = сказать («он что-то сказал») = айтыргъа (ол не эсе да деди «он что то сказал») 141 = петь (песню) = жырларгъа 142 = играть («дети играют») = ойнаргъа 143 = плавать («дерево плавает, не т = жюзерге 144 = течь («река течёт») = саркъыргъа 145 = замёрзнуть («вода замёрзла») = бузларгъа 146 = пухнуть («нога распухла») = кёберге 147 = солнце = кюн 148 = луна (полная) = ай 149 = звезда = жулдуз 150 = вода = суу 151 = дождь (средней силы) = жауун 152 = река (крупная или средняя) = черек 153 = озеро = кёл 154 = море = тенгиз 155 = соль = туз 156 = камень («бросил камень») = таш 157 = песок = юзмез 158 = пыль = букъу 159 = земля (грунт) = топуракъ 160 = облако = булут 161 = туман (достаточно густой) = ??? 162 = небо = кёк 163 = ветер = жел 164 = снег = къар 165 = лёд = буз 166 = дым = тютюн 167 = огонь = от 168 = зола, пепел (от костра) = кюл 169 = гореть («огонь горит») = жанаргъа 170 = дорога (грунтовая) = жол 171 = гора (достаточно высокая) = тау 172 = красный = къызыл 173 = зелёный = жашил 174 = жёлтый = сары 175 = белый = акъ 176 = чёрный = къара 177 = ночь = кече 178 = день = кюн 179 = год = жыл 180 = тёплый (о погоде) = къызыу 181 = холодный (о погоде) = сууукъ 182 = полный (стакан) = толу 183 = новый = жангы 184 = старый (предмет) = эски 185 = хороший (качественный) = иги 186 = плохой (некачественный) = аман 187 = гнилой = чириген 188 = грязный (возможно, ребёнок) = кирли 189 = прямой (линия, дорога) = тюз 190 = круглый = тёгерек 191 = острый (нож) = жютю 192 = тупой (нож) = гумадах 193 = гладкий, ровный (на ощупь) = сыйдам 194 = мокрый = жибиген 195 = сухой = къургъакъ 196 = правильный (верный) = тюз 197 = близкий («живёт близко») = жуукъ 198 = далёкий («живёт далеко») = узакъ 199 = правый = онг 200 = левый = сол 201 = при, у, возле = къатында 202 = в («в доме») = юй ичинде 203 = с, со (вместе с кем-то) = ким бла эсе да 204 = и = эм 205 = если = алай эсе 206 = потому что = аны ючюн 207 = имя (человека) = ат (55 412) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 6 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 6 декабря, 2016 Дерево кипчакских языков.-2 Исходные Материалы На сайте http://wap.alanla.forum24.ru/?1-12-0-00000006-000-60-0 Albert: составил Карачаевский вариант списка Сводеша: 1 = я = мен 2 = ты = сен 3 = он, она, оно = ол 4 = мы = биз 5 = вы (мн число) = сиз 6 = они = ала 7 = этот, эта, это (близкий предме = бу 8 = тот, та, то (удалённый предмет = ол 9 = здесь, тут (близко) = мында 10 = там (далеко) = анда 11 = кто (об одушевлённых субъектах = ким 12 = что (о неодушевлённых субъекта = не 13 = где = къайда 14 = когда = къачан 15 = как = къалай 16 = не (отрицательная частица) = тюл 17 = всё (на свете); также допускае = бары 18 = много (большое количество) = кёб 19 = несколько, немного (среднее ко = талай 20 = мало (малое количество) = аз 21 = другой (человек), другие (люди = башха 22 = один = бир 23 = два = эки 24 = три = юч 25 = четыре = тёрт 26 = пять = беш 27 = большой (дом, предмет) = уллу 28 = длинный (предмет) = узун 29 = широкий = кенг 30 = толстый (предмет) = базыкъ 30 = толстый (предмет) = къалын 31 = тяжёлый = ауур 32 = маленький = гитче 33 = короткий = къысха 34 = узкий = тар 35 = тонкий (предмет) = ингичге 36 = женщина = тиширыу 37 = мужчина = эркиши 38 = человек = адам 39 = ребёнок = сабий 40 = жена = къатын 41 = муж = эр 42 = мать = ана 43 = отец = ата 44 = зверь (дикое животное) = джаныуар 45 = рыба = чабакъ 46 = птица = чыпчыкъ 47 = собака = ит 48 = вошь = бит 49 = змея = джылан 50 = червь (дождевой червяк) = къурт 51 = дерево = терек 52 = лес = чегет 53 = палка («ударил палкой») = таякъ 54 = плод (фрукт) = кёгет 55 = семя (растения) = урлукъ 56 = лист (дерева) = чапыракъ 57 = корень (растения) = тамыр 58 = кора (дерева) = къабукъ 59 = цветок = гокка 60 = трава = ханс 61 = верёвка = джыджым 62 = кожа = тери 63 = мясо = эт 64 = кровь = къан 65 = кость = сюек 66 = жир (животный) = джау 66 = жир (животный) = семиз 67 = яйцо = гаккы 68 = рог = мюйюз 69 = хвост = къуйрукъ 70 = перо (птицы) = тюк 71 = волос(ы) = чач (на голове) 71 = волос(ы) = тюк (на теле) 72 = голова = баш 73 = ухо = къулакъ 74 = глаз = кёз 75 = нос = бурун 76 = рот = аууз 77 = зуб = тиш 78 = язык = тил 79 = ноготь = тырнакъ 80 = стопа, ступня = аякъ 81 = нога (от стопы до бедра) = бут 82 = колено = тобукъ 83 = рука (кисть) = къол 84 = крыло = къанат 85 = живот (от пупка до промежности = къарын 86 = кишки (внутренности) = чегиле 87 = шея = боюн 88 = спина = сырт 89 = грудь (часть туловища) = кёкюрек 90 = сердце = джюрек 91 = печень = бауур 92 = пить (воду) = ичерге 93 = есть (кушать) = ашаргъа 94 = кусать (зубами); грызть = къабаргъа 95 = сосать = эмерге 96 = плевать = тюкюрюрге 97 = рвать, блевать = къусаргъа 98 = дуть (о ветре); отдельно допус = урургъа 99 = дышать = солургъа 100 = смеяться = кюлюрге 101 = видеть = кёрюрге 102 = слышать = эшитирге 103 = знать = билирге 104 = думать = сагъыш этерге 105 = чувствовать запах; отдельно до = ийисгерге 106 = бояться (опасности) = къоркъаргъа 107 = спать = джукъларгъа 108 = жить = джашаргъа 109 = умирать = ёлюрге 110 = убивать = ёлтюрюрге 111 = бороться, воевать (с врагом) ( = сермеширге 111 = бороться, воевать (с врагом) ( = кюреширге 112 = охотиться (в лесу) = уугъа барыргъа, уугъа чыгъаргъа 113 = ударить (однократно рукой) = урургъа 114 = резать (предмет ножом) = кесерге 115 = (раз)рубить (бревно топором) ( = джарыргъа 116 = воткнуть, вонзить (нож) (stab) = сугъаргъа 116 = воткнуть, вонзить (нож) (stab) = чанчыргъа 117 = царапать = тырнаргъа 118 = копать, рыть (яму) = къазаргъа 119 = плавать («умеет плавать») = джюзерге 120 = летать = учаргъа 121 = ходить, идти (шагом) = джюрюрге 121 = ходить, идти (шагом) = атларгъа 122 = приходить, прийти = келирге 123 = лежать (человек на земле) = джатаргъа 124 = сидеть = олтурургъа 125 = стоять = сирелирге 125 = стоять = сюелирге 126 = повернуть («идя по дороге, пов = бурургъа 127 = падать (вертикально вниз) = тюшерге 127 = падать (вертикально вниз) = джыгъылыргъа 128 = давать = берирге 129 = держать (рукой) = тутаргъа 130 = сжимать, давить (рукой с силой = къысаргъа 131 = тереть (многократно) = ышыргъа 132 = мыть (руки) = джууаргъа 133 = вытирать (пыль) = сюртерге 134 = тянуть (на себя) = тартыргъа 135 = толкать (вперёд, от себя) = теберирге 136 = бросать (камень) = атаргъа 137 = привязать; связать (верёвкой) = байларгъа 138 = шить (рубашку) = тигерге 139 = считать (числа) = санаргъа 140 = сказать («он что-то сказал») = айтыргъа 141 = петь (песню) = джырларгъа 142 = играть («дети играют») = ойнаргъа 143 = плавать («дерево плавает, не т = джюзерге 144 = течь («река течёт») = агъаргъа 144 = течь («река течёт») = къуюлургъа 145 = замёрзнуть («вода замёрзла») = бузларгъа 146 = пухнуть («нога распухла») = кёберге 147 = солнце = кюн 148 = луна (полная) = ай 149 = звезда = джулдуз 150 = вода = суу 151 = дождь (средней силы) = джангур 152 = река (крупная или средняя) = къобан 153 = озеро = кёл 154 = море = тенгиз 155 = соль = туз 156 = камень («бросил камень») = таш 157 = песок = къум 158 = пыль = букъу 159 = земля (грунт) = топракъ 160 = облако = булут 161 = туман (достаточно густой) = тубан 162 = небо = кёк 163 = ветер = джел 164 = снег = къар 165 = лёд = буз 166 = дым = тютюн 167 = огонь = от 168 = зола, пепел (от костра) = кюл 169 = гореть («огонь горит») = джанаргъа 170 = дорога (грунтовая) = джол 171 = гора (достаточно высокая) = тау 172 = красный = къызыл 173 = зелёный = джашил 174 = жёлтый = сары 175 = белый = акъ 176 = чёрный = къара 177 = ночь = кече 178 = день = кюн 179 = год = джыл 180 = тёплый (о погоде) = джылы 181 = холодный (о погоде) = сууукъ 182 = полный (стакан) = толу 183 = новый = джангы 184 = старый (предмет) = эски 185 = хороший (качественный) = иги 186 = плохой (некачественный) = аман 187 = гнилой = чириген 188 = грязный (возможно, ребёнок) = кир 188 = грязный (возможно, ребёнок) = шимир (ребенок) 189 = прямой (линия, дорога) = тюз 190 = круглый = тёгерек 191 = острый (нож) = джити 192 = тупой (нож) = дуппукъ 193 = гладкий, ровный (на ощупь) = сыйдам 194 = мокрый = суу 194 = мокрый = мылы 195 = сухой = къургъакъ 196 = правильный (верный) = тюз 197 = близкий («живёт близко») = джууукъ 198 = далёкий («живёт далеко») = узакъ 199 = правый = онг 200 = левый = сол 201 = при, у, возле = джанында 201 = при, у, возле = къатында 202 = в («в доме») = - да 203 = с, со (вместе с кем-то) = бла 204 = и = бла 204 = и = эмда 204 = и = да 205 = если = - са 206 = потому что = ючюн 207 = имя (человека) = ат 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 6 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 6 декабря, 2016 Дерево кипчакских языков.-3 Исходные Материалы На сайте http://wap.alanla.forum24.ru/?1-12-0-00000006-000-60-0 Alpaut составил Кумыкский вариант списка Сводеша: 1 = я = мен 2 = ты = сен 3 = он, она, оно = о (ол) 4 = мы = биз 5 = вы (мн число) = сиз 6 = они = олар 7 = этот, эта, это (близкий предме = бу 7 = этот, эта, это (близкий предме = шу 8 = тот, та, то (удалённый предмет = о 8 = тот, та, то (удалённый предмет = шо 9 = здесь, тут (близко) = мунда (иногда "бунда") 10 = там (далеко) = онда 10 = там (далеко) = шонда 11 = кто (об одушевлённых субъектах = ким 12 = что (о неодушевлённых субъекта = не 13 = где = къайда 13 = где = не ерде 14 = когда = къачан 14 = когда = не заман 15 = как = нечик 16 = не (отрицательная частица) = тюгюл 17 = всё (на свете); также допускае = бары 18 = много (большое количество) = кёп 19 = несколько, немного (среднее ко = бираз 20 = мало (малое количество) = кем 20 = мало (малое количество) = аз 21 = другой (человек), другие (люди = башгъа 21 = другой (человек), другие (люди = оьнге 21 = другой (человек), другие (люди = оьзге 22 = один = бир 23 = два = эки 24 = три = уьч 25 = четыре = дёрт 26 = пять = беш 27 = большой (дом, предмет) = уллу 28 = длинный (предмет) = узун 29 = широкий = генг 30 = толстый (предмет) = базыкъ 30 = толстый (предмет) = къалын 31 = тяжёлый = авур 31 = тяжёлый = къыйын 32 = маленький = гиччи 32 = маленький = назик (старшее поколение использует) 33 = короткий = къысгъа 34 = узкий = тар 35 = тонкий (предмет) = иничге 36 = женщина = къатын 36 = женщина = тишитайпа 37 = мужчина = эр, эркек 38 = человек = адам 38 = человек = инсан 38 = человек = гиши (в разных ситуациях разные слова используются) 39 = ребёнок = авлет 39 = ребёнок = бала 39 = ребёнок = яш 39 = ребёнок = сабий 40 = жена = къатын 41 = муж = эр 42 = мать = ана 43 = отец = ата 43 = отец = баба (баба почти архаизм) 44 = зверь (дикое животное) = жан 45 = рыба = сазан (терские) 45 = рыба = балыкъ (дагестанские) 46 = птица = къуш 47 = собака = ит 48 = вошь = бит 49 = змея = йылан 50 = червь (дождевой червяк) = хурт 51 = дерево = терек 52 = лес = агъач(лыкъ) 53 = палка («ударил палкой») = чубукъ 53 = палка («ударил палкой») = таякъ (чубукъ/таякъ булан урмакъ) 54 = плод (фрукт) = емиш 55 = семя (растения) = урлукъ 56 = лист (дерева) = япыракъ 57 = корень (растения) = тамур 58 = кора (дерева) = къабукъ 59 = цветок = чечек (терские и северные) 59 = цветок = гюл (срединные и южные кумыки) 60 = трава = от 61 = верёвка = йип 62 = кожа = сахтиян (одежда) 62 = кожа = гён (человеческая, живая) 63 = мясо = эт 64 = кровь = къан 65 = кость = сюек 66 = жир (животный) = май 67 = яйцо = йумуртгъа 68 = рог = мююз 69 = хвост = къуйрукъ 70 = перо (птицы) = тюк 71 = волос(ы) = чач (на голове) 71 = волос(ы) = тюк (на теле) 72 = голова = баш 73 = ухо = къулакъ 74 = глаз = гёз 75 = нос = бурун 76 = рот = авуз 77 = зуб = тиш 78 = язык = тил 79 = ноготь = тырнакъ 80 = стопа, ступня = аякъ 81 = нога (от стопы до бедра) = бут 82 = колено = тобукъ 83 = рука (кисть) = къол аясы 84 = крыло = къанат 85 = живот (от пупка до промежности = къурсакъ 86 = кишки (внутренности) = ичеклер 87 = шея = боюн 88 = спина = аркъа 89 = грудь (часть туловища) = тёш 90 = сердце = юрек 91 = печень = бавур 92 = пить (воду) = сув ичмек 93 = есть (кушать) = аш ашамакъ 94 = кусать (зубами); грызть = хапмакъ (кусать) 94 = кусать (зубами); грызть = гемирмек (грызть) 95 = сосать = сормакъ 96 = плевать = тюкюрмек 97 = рвать, блевать = 98 = дуть (о ветре); отдельно допус = уьфюрмек 99 = дышать = тыныш алмакъ 100 = смеяться = кюлемек 101 = видеть = гёрмек 102 = слышать = эшитмек 103 = знать = билмек 104 = думать = ойламакъ 105 = чувствовать запах; отдельно до = ийис билмек 106 = бояться (опасности) = къоркъмакъ 107 = спать = юхламакъ 108 = жить = яшамакъ 109 = умирать = оьлмек 110 = убивать = оьлтюрмек 111 = бороться, воевать (с врагом) ( = дав этмек (воевать) 111 = бороться, воевать (с врагом) ( = ябушмакъ (бороться, драться) 112 = охотиться (в лесу) = гьав этмек 113 = ударить (однократно рукой) = къол булан урмакъ 114 = резать (предмет ножом) = гесмек 115 = (раз)рубить (бревно топором) ( = бёлмек 115 = (раз)рубить (бревно топором) ( = эки ачмакъ (одинаково часто) 116 = воткнуть, вонзить (нож) (stab) = сукъмакъ 116 = воткнуть, вонзить (нож) (stab) = тыкъмакъ 116 = воткнуть, вонзить (нож) (stab) = чанчмакъ (в разных ситуациях) 117 = царапать = тырнамакъ 118 = копать, рыть (яму) = къазмакъ 119 = плавать («умеет плавать») = юзмек 120 = летать = учмакъ 121 = ходить, идти (шагом) = юрюмек 122 = приходить, прийти = гелмек 123 = лежать (человек на земле) = ятмакъ 124 = сидеть = олтурмакъ 125 = стоять = турмакъ 126 = повернуть («идя по дороге, пов = бурмакъ 127 = падать (вертикально вниз) = тюшмек (падать, свалиться) 127 = падать (вертикально вниз) = йыгъылмакъ (упасть) 128 = давать = бермек 129 = держать (рукой) = тутмакъ 130 = сжимать, давить (рукой с силой = къысмакъ (сжимать) 130 = сжимать, давить (рукой с силой = басмакъ (давить) 131 = тереть (многократно) = сюртмек 132 = мыть (руки) = къолланы жувмакъ 133 = вытирать (пыль) = чангны сибирмек 134 = тянуть (на себя) = оьзюне тартмакъ 135 = толкать (вперёд, от себя) = тебермек 136 = бросать (камень) = ташламакъ 136 = бросать (камень) = таш атмакъ (одинаково часто) 137 = привязать; связать (верёвкой) = байламакъ 138 = шить (рубашку) = тикмек 139 = считать (числа) = санамакъ 140 = сказать («он что-то сказал») = айтмакъ 140 = сказать («он что-то сказал») = демек (одинаково часто) 141 = петь (песню) = йырламакъ 142 = играть («дети играют») = ойнамакъ 143 = плавать («дерево плавает, не т = юзмек 144 = течь («река течёт») = акъмакъ 145 = замёрзнуть («вода замёрзла») = бузламакъ 146 = пухнуть («нога распухла») = шишмек 147 = солнце = гюн 148 = луна (полная) = ай 149 = звезда = юлдуз 150 = вода = сув 151 = дождь (средней силы) = янгур 152 = река (крупная или средняя) = оьзен 153 = озеро = кёл 154 = море = денгиз 155 = соль = туз 156 = камень («бросил камень») = таш 157 = песок = къайыр 158 = пыль = чанг 159 = земля (грунт) = хум 160 = облако = булут 161 = туман (достаточно густой) = туман 162 = небо = кёк 163 = ветер = ел 164 = снег = къар 165 = лёд = буз 166 = дым = тютюн 167 = огонь = от 168 = зола, пепел (от костра) = кюл 169 = гореть («огонь горит») = янмакъ 169 = гореть («огонь горит») = гюймек 170 = дорога (грунтовая) = ёл 171 = гора (достаточно высокая) = тав 172 = красный = къызыл 173 = зелёный = яшыл 174 = жёлтый = сары 175 = белый = акъ 176 = чёрный = къара 177 = ночь = гече 178 = день = гюн 179 = год = йыл 180 = тёплый (о погоде) = исси 181 = холодный (о погоде) = сувукъ 182 = полный (стакан) = толу 183 = новый = янгы 184 = старый (предмет) = эсги 185 = хороший (качественный) = яхшы 186 = плохой (некачественный) = яман 187 = гнилой = чириген 188 = грязный (возможно, ребёнок) = нас/пис 189 = прямой (линия, дорога) = тюз 189 = прямой (линия, дорога) = тувра 190 = круглый = дёгерек 191 = острый (нож) = итти 192 = тупой (нож) = топас 193 = гладкий, ровный (на ощупь) = тегиш 194 = мокрый = дым 195 = сухой = къуру 196 = правильный (верный) = дурус 197 = близкий («живёт близко») = ювукъ 198 = далёкий («живёт далеко») = йыракъ 199 = правый = онг 200 = левый = сол 201 = при, у, возле = янында 202 = в («в доме») = да, де 203 = с, со (вместе с кем-то) = булан 204 = и = ва 205 = если = эгер 206 = потому что = неге тюгюл 207 = имя (человека) = ат Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 6 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 6 декабря, 2016 Дерево кипчакских языков-4 Исходные Материалы На сайте https://ru.wiktionary.org/wiki/Приложение:Списки_Сводеша_для_тюркских_языков я взял списки для Башкирского, Казахского, Крымско-татарского, и Татарского (булгарского) языков. (Если кому интересно, то у меня есть Экселя, и текстовые Списки, но не пойму как прикрепить / загрузить.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 6 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 6 декабря, 2016 Дерево кипчакских языков - 5 Исходные Материалы Ув. Tynych дал мне Вики-ссылку на Список Сводеша для Кыргызского языка https://en.wiktionary.org/wiki/Appendix:Turkic_Swadesh_lists Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 6 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 6 декабря, 2016 Дерево кипчакских языков - 6 Исходные Материалы Ув. Kamal составил Список Сводеша для Каракалпакского языка http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5072-кипчаки-половцы-куманы/&do=findComment&comment=207433 (Тогда я не думал, что каракалпакский язык окажется настолько необычным.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 6 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 6 декабря, 2016 Дерево кипчакских языков - 7 Анализ. Как видим, в каждом языке получилось немало синонимов. Как их сравнивать? Например, в языке WW понятие "река" обозначено словами "дарья, булак, узян" А в языке ZZ понятие "река" обозначено словами "дарья и булак". Вариант 1. Если есть хотя бы одно совпадение, то можно считать, что данные понятия совпадают. Вариант 2. Если нет полного совпадения, то данные понятия в этих языках не совпадают. Вариант 3. Если в языке WW понятие "река" обозначено 3-мя словами, то значит каждое из этих слов составляет 1/3 (33 %) смысла этого понятия. Соответственно, в языке ZZ каждое из синонимов составляет 1/2 (50 %) смысла. И тогда сравнение смыслов будет заключаться просто в сложении процентов. [ WW-"дарья" (33%) + ZZ-"дарья" (50%) ] / 2= 83%/2 = 41,5 % [ WW-"булак" (33%) + ZZ-"булак" (50%) ] / 2= 83%/2 = 41,5 % Итого -- понятие "река" в языке WW и ZZ совпадает на 41,5+41,5 = 83% Конечно, может показаться, что для языка WW процент немного завышен (83% вместо ожидавшихся 66%), а для языка ZZ процент немного занижен (83% вместо ожидавшихся 100%). Но данный вариант очень прост, и самое главное -- обладает симметричностью. Т.е. при сравнении языка WW с языком ZZ мы получим 83%, и при сравнении языка ZZ с языком WW получим те же 83%. Поэтому я выбрал вариант 3. (Хотя, уместно ли будет использовать формулу Сводеша для оценки возраста -- не понятно) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 6 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 6 декабря, 2016 Дерево кипчакских языков - 8 Анализ. В результате я получил примерно такие результаты Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 6 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 6 декабря, 2016 Дерево кипчакских языков - 9 Анализ Вот сама матрица совпадений Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 6 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 6 декабря, 2016 Дерево кипчакских языков - 10 Анализ. Это ещё не дерево, но предварительные выводы можно уже составить; 1) Я ожидал, что кыргызский язык займет одно из крайних положений на графике (в соответствии с его периферийным географическим положением), но он оказался почти в центре графика. 2) Крайнее положение занимает каракалпакский язык. Почему так получилось? вариант 1. Каракалпакский язык соседствует с огузскими и узбекскими языками, которые могли повлиять на каракалпакскую базовую лексику. вариант 2. Каракалпакский язык является наследником языка Черных Клобуков. Черные Клобуки это до-кипчакское население Восточной Европы. Рядом с ними жили хазары / булгары и торки. Торки (судя по названиям Турция и Туркмения) -- это какие-то огузы. Выходит, что Черные Клобуки -- это видимо печенеги. Если каракалпакский язык это наследник одного из печенежских диалектов, то это многое объясняет, т.к. печенежский язык он был промежуточным между кипчакскими и огузскими (но ближе к кипчакским). 3) Другое крайнее положение занимает балкарский язык. Видимо он столь же архаичен, как и печенежский язык. И похоже что версия о генетической связи балкарского и булгарского языков подтверждается 4) Наверное, можно предварительно прикинуть и кипчакскую пра-родину. Наверное она должна располагаться между Балкарами и Каракалпаками. (Вариант 1) Или между Сырдарьинскими Печенегами / Канглы и Булгарами (по некоторым сведениям известны в Европе ещё с до-гуннских времен). (Вариант 2.) (продолжение следует...) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться