eleri Опубликовано 26 января, 2012 Поделиться Опубликовано 26 января, 2012 Утверждаю, что в большинстве кочевых сообществ - половина кочевников не кочевала по следующим причинам. 1. Они были жатакчи - люди совсем без скота и занимались земледелием - при этом не обязательно они были рабами или зависимыми людьми 2. Они занимались специфическими ремеслами - кузнецы, гончары, кожевенники 3. Многие из кочевников были бедными и имели мало скота. Кочевать с тремя баранами бессмысленно, даже имея небольшое стадо в 10-20 голов можно обойтись пастбищами рядом с аилом - отгонное скотоводство - это не кочевничество 4. Кочевание было больше доступно богатым и вышесреднего кочевникам - которым действительно нужны были пастбища и трава 5. Скорее всего около 50-70% человек были бедными или ниже среднего - а следовательно не кочевали 6. Кочевали максимум 60-70 км, когда говорят 1000 - 1500 км для казахских степей - это говорят о границах кочевки рода-племени, а не об одном ареале кочевки одной семьи Мои аргументы на основе афганских киргизов - которые живут в более суровых климатических условиях чем многие другие кочевники (имеется в виду - полное отсутствие земледелия). Вот что там получилось Цитата По данным профессора Шахрани: 11 семей имели стада от 500-1400 баранов и коз, 35 семей – 200-500; 124 семьи – 50-200; 85 семей - 3-50; 78 семей не имели ничего – всего 38600 овец и коз. Я не даю здесь данных по якам, так как Ариф Кутлу – сын Ажы Рахманкул-хана сообщил мне, что они ошибочны (около 3,500 у профессора Шахрани и около 10000 по его словам).[1] За счет чего существовали бедные. Было две системы: саун (у профессора Шахрани – saghun) (буквально доение), когда бедные семьи получали на весну и лето 10-30 овец (самок) и 2 коровы (яка) и могли использовать их молоко и шерсть, в обмен на работу у скотовладельца, с условием возращения скота осенью; вторая система – аманат (буквально залог), при которой бедные семьи получали от 10 до 500 овец и коз и 1-20 или больше яков (в зависимости от нужд семьи), за заботу о скоте они получали молоко, шерсть и топливо. Более 17 тысяч голов скота обслуживалось своими хозяевами с помощью помощников по системе саун и более 22 тысяч голов скота было распределено по системе аманат среди более чем 200 семей.[2]Реми Дор и Класс Науман в книге «Киргизы афганского Памира» условно подразделяют киргизское общество Афганского Памира на три группы или класса: Бай (владельцы – ‘Besitzer’) Чарбачы (животноводы – ‘Viehzüchter’) Койчу (чабан и работники – ‘Schäfer und Arbeiter’) [3] Если сопоставить оба источника: 1. баями были 11 семей, 2. чарбачы разного достатка – примерно 100, 3. более чем 200 семей – койчу. Из 333 семей – приблизительно 64% экономически зависимые кочевники, которые в условиях существования разделенной родовой власти, фактически попадали и в политическую зависимость от своих «благодетелей». Примерно 33% составляет средний класс и 3% баи и фактические руководители родов. Скорее всего, кочевое общество, вслед за Реми Дором и Класс Науманом можно разделить на три класса, примерное соотношение которых колебалось в подобной пропорции. [Фактически] правящий класс: баи (богатые скотовладельцы) – 3-5% Средний класс: чарбачы (экономически независимые животноводы) – в пределах 30% Экономически зависимый класс: койчу (чабаны, работники) – до 70% [1] Интервью Арифа Кутлу данное мне в июне 2005 года, в селении Улупамир, восточная Турция, куда была переселена турецким правительством часть киргизов, беженцев из Афганистана возглавляемых Ажы Рахманкул-ханом [2] Подробнее о системе саун и аманат в: N. Shahrani. The Kyrgyz and Wakhi of Afghanistan. Adaptation to Closed Frontiers and War (University of Washington Press, Seattle and London, 2002) [3] Remi Dor – Clas M. Naumann. Die Kirghisen des Afghanischen Pamir (Graz, 1978) 54 Вот эта таблица подтверждает не сколько классовое разделение, сколько зависимость количества скота от расстояний кочевания Данные по имущественному расслоению у казахов Картинки из статьи http://elbilge.ucoz.com/fuyu/Dakhshleiger_1966_4.pdf Литература. Книга Шахрани здесь http://www.khakasia.com/biblio/showentry.php?e=112&catid=7 В данной статье говорится о 60-70 км кочевок для казахов http://elbilge.ucoz.com/fuyu/Dakhshleiger_1966_4.pdf Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Igor Опубликовано 26 января, 2012 Поделиться Опубликовано 26 января, 2012 В 26.01.2012 в 07:34, eleri сказал: Утверждаю, что в большинстве кочевых сообществ - половина кочевников не кочевала по следующим причинам. 1. Они были жатакчи - люди совсем без скота и занимались земледелием - при этом не обязательно они были рабами или зависимыми людьми 2. Они занимались специфическими ремеслами - кузнецы, гончары, кожевенники 3. Многие из кочевников были бедными и имели мало скота. Кочевать с тремя баранами бессмысленно, даже имея небольшое стадо в 10-20 голов можно обойтись пастбищами рядом с аилом - отгонное скотоводство - это не кочевничество 4. Кочевание было больше доступно богатым и вышесреднего кочевникам - которым действительно нужны были пастбища и трава 5. Скорее всего около 50-70% человек были бедными или ниже среднего - а следовательно не кочевали 6. Кочевали максимум 60-70 км, когда говорят 1000 - 1500 км для казахских степей - это говорят о границах кочевки рода-племени, а не об одном ареале кочевки одной семьи Мои аргументы на основе афганских киргизов - которые живут в более суровых климатических условиях чем многие другие кочевники (имеется в виду - полное отсутствие земледелия). Вот что там получилось Вот эта таблица подтверждает не сколько классовое разделение, сколько зависимость количества скота от расстояний кочевания Данные по имущественному расслоению у казахов Картинки из статьи http://elbilge.ucoz.com/fuyu/Dakhshleiger_1966_4.pdf Литература. Книга Шахрани здесь http://www.khakasia.com/biblio/showentry.php?e=112&catid=7 В данной статье говорится о 60-70 км кочевок для казахов http://elbilge.ucoz.com/fuyu/Dakhshleiger_1966_4.pdf Разные ведь все. Нет одинаковых кочевников. По типам кочевания есть очень много этнографических материалов и некоторое количество исторических. Если посмотреть на ногаев по книжке Трепавлова, то у них и побольше 1500 км было, от Мангышлака до Казанской ярмарки. Или в Большой орде от Крыма до Воронежа и Курска. В Монголии документально описано четыре типа кочевания, если я точно помню, кардинально различные. Очень примитивную, но рабочую схему нарисовал Эберхад, условно обозначив тибетский, монгольский и тюркский типы кочевания и связанные с ними типы общественной организации. В целом, кочевание в микроэкономическом смысле это сильно различные вещи в разных районах и с разным набором скота. Их объединяет одно - кочевое скотоводство давало очень быстро очень большие деньги. У нас ведь биографии есть этих богатеев с очень давних времен. Правда, с очень большими рисками каждый, грубо говоря, двенадцатый год. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 27 января, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 27 января, 2012 В 26.01.2012 в 17:14, Igor сказал: Разные ведь все. Нет одинаковых кочевников. По типам кочевания есть очень много этнографических материалов и некоторое количество исторических. Если посмотреть на ногаев по книжке Трепавлова, то у них и побольше 1500 км было, от Мангышлака до Казанской ярмарки. Или в Большой орде от Крыма до Воронежа и Курска. В Монголии документально описано четыре типа кочевания, если я точно помню, кардинально различные. Очень примитивную, но рабочую схему нарисовал Эберхад, условно обозначив тибетский, монгольский и тюркский типы кочевания и связанные с ними типы общественной организации. В целом, кочевание в микроэкономическом смысле это сильно различные вещи в разных районах и с разным набором скота. Их объединяет одно - кочевое скотоводство давало очень быстро очень большие деньги. У нас ведь биографии есть этих богатеев с очень давних времен. Правда, с очень большими рисками каждый, грубо говоря, двенадцатый год. У меня видать крепко засел в голове материальный базис как основа основ. Согласен - есть различные типы кочевания, различные природные зоны, но люди во многом схожи друг с другом - поэтому есть бедные и богатые. Можно мой подход здесь назвать экономический детерминизм или даже классовым и он будет ограничен, как и любой другой подход. К сожалению даже при достатке всех ресурсов есть богатые и бедные. Мне хотелось бы обратить внимание на аргумент Г.Ф. Дахшлейгера - Цитата Все четче обозначалась и ранее существовавшая зависимость между кочевностью (т. е. величиной радиуса кочевания) казахского хозяйства и обеспеченностью его скотом. Для меня этот аргумент впервые встречен или я просто не обращал на него внимания ранее. То есть если пишут в источниках, что например адаи кочевали на тысячу км, это не значит, что все адаи так делали - скорее всего такую роскошь могли себе позволить богатые В условиях сауна и аманата кочевники полностью зависят от владельцев скота, имущество которых они пасут фактически за еду (точнее молоко от овец) + шерсть - которая шла на свои нужды и вряд ли приносила прибыль как сегодня - на мясо-скот они не имеют права. Тем более что баи были заинтересованы в том, чтобы большую часть их стад пасли батраки и саун и аманат были как популистские шаги и раздавались многим родственникам внутри рода: получалось по 10-30 овец на семью - в лучшем случае. Кочевать с ними не имеет смысла, даже если у тебя есть еще несколько овец Таким образом у них нет никаких шансов на то, чтобы не только выбраться из бедности, но и просто прокормить своих детей. Единственный способ мне видится в том, чтобы заняться земледелием и стать жатакчи, а овец полученных на саун пасти рядом - мне кажеся для этого хватило бы пастбищ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 27 января, 2012 Модераторы Поделиться Опубликовано 27 января, 2012 У Масанова есть схожее объяснение причин большей успешности баев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мэргэн Опубликовано 29 января, 2012 Поделиться Опубликовано 29 января, 2012 Ныне в Монголи если у животновода менее 100 голов скот то трудно на них жить. Нередкость у кого более 1000 голов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться