Admin Rust Опубликовано 10 февраля, 2013 Admin Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2013 Так вот, моя позиция, что именно Кыргызское государство находилось на восточном Тянь-Шане, куда и ходил Елюй Даши, где кыргызы по географическому своему расположению были постоянными соседями - с юга уйгуров, с севера и северо-востока с казахскими впоследствии племенами Улу жуза, а также найманами, кереями и меркитами Среднего жуза, возможно что с юго-востока соседствовали с монголоязычными племенами. Про туматов - не знаю это разные или одни туматы-туметы, вон доғорум Урянхаец постом выше говорит, что туматы и туметы это разные племена. Но то, что они были соседями тянь-шаньских кыргызов со стороны китайской Джунгарии это факт, я привел Рашид-ад-дина, думаю можно подтвердить и другими документами (туматы или туметы другой вопрос): Про упоминание енисейских кыргызов в источниках - не согласен, считаю, что везде речь идет о кыргызах западнее Алтая, т.к. не встречал упоминания Енисея (Кем), Саян, Минуссы и прочего. Про 17 век не спорю и считаю, как указал выше, что это другие кыргызы, аристократическая верхушка над кыштымами - хакасскими родами, сеоками ("тадарами"). Возможно некогда ушедший от основной массы кыргызов осколок народа. Кстати куда они подевались после 1703 года никто толком не знает, также как и сами алатооские кыргызы. В нашем споре для поиска истины мне кажется важен другой ключевой момент - необходимость приведения цитат из источников, в которых говорится об Орхоне, Енисее и Гоби на пути Елюй Даши. Я со своей стороны привел упоминание исключительно уйгуров и Туркестана, теперь слово за Вами. Ув. АКБ, восточный Тянь-Шань это понятие очень растяжимое, его восточная часть ближе к Алтаю, чем к Иссык-Кулю. Енисейские кыргызы оставили нам очень важные источники - эпитафии, на которых они пишут о себе как о кыргызах. Угадайте, где эти эпитафии расположены Как раз Минусинской котловине. По кыргызам Енисея есть ну просто масса китайских источников. Среди тувинцев кстати племя кыргыз весьма многочисленно, как и например монгуш. Но это отступления. По источникам - буду смотреть, но пока дам цитаты из трудов замечательного новосибирского исследователя киданей Г.Г. Пикова: Таким образом, киданям, предводительствуемым Елюй Даши, не оказалось места среди кочевых народов Восточной Азии и оставалось либо подчиниться чжурчжэням, либо уйти в западные районы, где они (пусть силой) могли получить земли для расселения. Среди 18 же племен, поддержавших Даши, значатся племена, жившие в самых разных частях Монголии и Сибири. Здесь Большие желтые шивэй, кочевавшие в районе Байкала, теле (теленгуты Рашид-ад-Дина), обитавшие по берегам Амура, ван-цзи-ла (онгираты), цзя-цзи-ла (джаджираты), ми-р-ки (миркиты), цз-бу (татары), тан-гу (тангуты), ху-му-ссю (хумус), е-си (йисуты), би-гу-да, тоже, возможно, жившие на Амуре, ни-ла, х-чу, у-ру-ди (уги, урянхаи), бу-су-ань, си-ди, да-ла-гуай (таргутай), да-ми-ли (у рашид-ад-Дина - дамгалык), цзю-эр-би. Этим списком потверждается сообщение "Цзинь ши", что влияние Даши распространялось практически на всю Монголию [Ляо Ши, лист 29, 2а - цит. по: Г.Г. Пиков. Кидани и Сибирь.]. Главным опорным пунктом Даши был город Кадуньчэн. С таким названием было несколько городов. В какой же из этих городов направился Елюй Даши, в каком направлении - на запад или на север? Иначе говоря, к тангутам или монголам? Анализ источников убедительно показывает, что он намеренно шел именно в город, расположенный на реке Орхон - важный военный центр на северо-западной границе киданьской империи. Основной задаче размещенного там гарнизона был контроль над союзными племенами. Он насчитывал более 20 тысяч киданьских воинов. Анализ китайских источников приводит к выводу, что кидани дважды пытались вторгнуться на территорию Туркестана. Прежде чем отправиться к "арабам", армия Даши для отдыха и пополнения продовольствия пыталась пробиться в горы Иншань (хребет Борохоро, входящий в систему Тяньшаня), но не смогла сразу дойти до пастбищ из-за обильного снега и нагромождения скал. Затем она двинулась на север. На первых порах кидани поселились в районе, где, как указывают мусульманские источники, проживают киргизские племена. Этот район постепенно превращался в плацдарм для дальнейшего продвижения на запад. "Земля эта заселилась: отовсюду лишившиеся имения, голодные, истомленные, бедные и всякого рода люди собирались в этот город; народонаселение увеличилось до сорока тысяч семейств" [Рашид ад-Дин Сб.летописей. М., Л., 1946. Т.I, ч.2. С.78.]. Город, о котором идет речь, находился на юге Тувы. В монгольском эпосе есть сообщение, истоки которого восходят к XI веку, о родоначальнике племени мангутов хане Нанчине, жившем на Орхоне: "Соседним государством нанчина является государство кергисов". Рашид ад-Дин тоже указывает, что киргизы в это время граничили с юго-запада с найманами, жившими к югу от Алтая. У них часто происходили стычки, а в 1199 году найман Буюрук-хан бежал со своей территории от Чингис-хана в Туву, которая в это время была "одной из областей кыргызов". Вскоре кидани, по сообщению Абулгази, "считая тамошних жителей за пришельцев... начали похищать скот у них, а потому и там не могли ужиться". По словам Рашид ад-Дина, войско киданей "подошло к границе киргиз: они напали на племена, которые были в тех пределах, а то племя (кыргызы) также оказывало им противодействие". Встретив это сопротивление, кидани в 1132 году вернулись в Турфанское княжество. И уже отсюда вторым путем они пришли в район Имиль (Чугучак), захватив с собой огромное количество тюркских племен (40 тысяч шатров). Пришедшие с Даши племена "основали город" Имиль. Кидани не пытались закрепиться на Саяно-Алтае. По сообщению Джувейни, кыргызы жили за пределами контроля кара-китаев. Степи южнее Танны-Ола заняли найманы. Как сообщает Рашид ад-Дин, "ранее эпохи Чингис-хана государями найманов были Наркыш-Таян и Эниат-Каан... они разбили племя киргизов...". Это произошло около середины XII века. Кыргызы явно враждебно относились к новому киданьскому государству. Среди племен, примкнувших к Даши или оказавших ему помощь (Ляо Ши, 30), кыргызов не было. Посмотрите список племен, поддержавших Елюй Даши. Пиков кстати цитирует официальную историю киданей — "Ляо Ши". Уйдя от последнего киданьского императора с небольшим отрядом воинов, он затем пополнил свое войско за счет мелких киданьских племен, родов и гарнизонов крепостей, еще не захваченных чжурчжэнями. Авторитет Даши возрастал. Цзиньский главнокомандующий Няньхань сообщал императору, что Елюй Даши установил тесные контакты с Западным Ся. Достигнутые успехи позволили ему провозгласить создание нового киданьского государства Бэй Ляо (Северное Ляо). Воспользовавшись беспокойством, которое вызвало у кочевников появление чжурчжэней в Монголии, Даши созвал курултай племен в старинном уйгурском городе Бэйтин (Бешбалыке). На него прибыли главы семи областей («семь чжоу на западной границе») и вожди 18 племен. Среди 18 племен значатся племена, жившие в самых разных частях Монголии. Здесь Большие желтые шивэй, кочевавшие в районе Байкала, теле (теленгуты Рашид ад-Дина), обитавшие по берег. Амура, ван-цзи-ла (онгираты), цзя-цзи-ла (джаджираты), ми-р-ки (меркиты), цзу-бу (татары), тан-гу (тангуты), ху-му-ссю (хумус), е-си (йисуты), би-гу-дэ, тоже, возможно, жившие на Амуре, ни-ла, хэ-чу, у-гу-ли (уги, урянхаи), бу-су-уань, си-ди, да-ла-гуай (таргутай), да-ми-ли (у Рашид ад-Дина — тамгалык), цзю-эр-би. Этим списком подтверждается сообщение «Цзинь ши», что влияние Даши распространялось практически на всю Монголию. На курултае Елюй Даши обратился к собравшимся с программной речью и в ответ на свой страстный призыв получил 10 тыс. хорошо вооруженных и прекрасно обученных воинов. Вероятно, на этом же съезде Елюй Даши принял на себя монгольский титул «гурхан». Если императорский титул отражал его притязания на киданьский престол и стремление возродить империю, то второй подразумевал, что средством для достижения цели он избрал конфедерацию монгольских племен, противников чжурчжэней. Это слово своей основой имеет «гур» и означает «всеобщий», а весь титул читается как «хан всех племен». Термин этот издавна привлек внимание исследователей. Принятие его первым западнокиданьским правителем Елюй Даши казалось необычным таким историкам, как М. Дегинь, П. де Майа, К. Д’ Эрбло, С. де Саси, М. Клапрот. Источники, откуда кидани заимствовали этот титул, пытались найти В. Григорьев, И. Березин, К. Риттер, К. Менгес, К. А. Виттфогель, Фэн Цзяшэн и ряд других отечественных и зарубежных исследователей[113]. В «Ляо ши» прямо говорится, что гурхан — это почетный титул правителей монгольских племен. Корень «гур» в монгольском языке имеет два значения: первое — большой, всеобщий, второй — народ (собрание племен). Титул «гурхан» в этом случае означает выборного хана, поставленного во главе какого-либо племенного союза (ханом ханов). Именно в таком, видимо, значении он встречается в «Юань чао би ши», где рассказывается о том, как в 1201 г. некоторые монгольские племена, собравшись на реке Кем, избрали своим вождем Джамуху с присвоением ему титула гурхан, т. е. великий хан[114]. Можно предположить, что на протяжении 12—14 вв. значение этого титула претерпело значительную эволюцию. Джувейни объясняет его как «хан ханов», а Рашид Ад-Дин трактует — «великий хан, всеобщий хан»". В отдельных тюркских и монгольских языках это слово произносится с некоторым удлинением (гÿр-хäн) и обозначает «универсальный правитель, хан с огромной властью, верховный правитель»[115]. Титул этот пользовался большим уважением у многих правителей, в частности, «любил видеть свое имя с этим прозванием Тимур»[116]. Любопытно свидетельство Р. Бэкона о значении слова «хан»: «хам — титул и означает то же, что прорицатель» (Cham est nomen dignitatis, et sonat idem quod divinator)[117]. Тем самым подтверждается попытка совмещения в лице правителя западных киданей духовной и светской власти по т. н. «китайскому» варианту[118]. http://zaimka.ru/2008/pikov-enclave/ Здесь про термин гур-хан. В 1948 году по данным Таскина (предисловие к труду "История государства киданей") исследователь Е.М. Залкинд, обобщив работы западных и японских исследователей, сделал совершенно правильный по мнению Таскина вывод о том, что "все высказывания о происхождении киданей можно свести к трем основным теориям: 1) кидане - тунгусский народ, родственный чжурчженям; 2) кидане - народ смешанного тунгусско-монгольского происхождения; 3) кидане - монголы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 29 мая, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 29 мая, 2017 4 minutes ago, Ашина Шэни said: ВСТРЕЧА ОНГУТОВ С ЕЛЮЙ ДАШИ И ПЛЕМЕНА, УВЕДЕННЫЕ ИМ НА ЗАПАД "Идя на север 3 дня, [Елюй Даши] прошел Хэйшуй1 и встретился с сянвэнем белых татар (онгутов)2 Чункуром3. Чункур преподнес в дар 400 голов лошадей, 20 верблюдов и вдоволь баранов. Идя на запад дошел до города Кэдун, где остановился в Управлении наместника Северного двора (бэйтин духу фу). [Елюй Даши] собрал вокруг себя [людей] из 7 округов - Вэй[чжоу], У[чжоу], Чундэ[джоу], Хуэйфань[чжоу], Синь[чжоу], Далинь[чжоу], Цзыхэ[чжоу] и То[чжоу], а также вождей и народ 18 племен4 - желтых шивэй, дила5, хунгиратов6, джаджиратов, ехи7, бегудов, нара8, дарахай9, дамир10, меркитов, хэчжу11, угуров12, татар (цзубу), пусувань13, тангутов, хумусы14, сидэ15 и дорбенов16". "История династии Ляо", глава 30 Комментарий Романа Храпачевского: 1. в тексте 黑水 Хэй-шуй, букв. "черная вода". По предположению К. Витгфогеля и ФэнЦзя-шэна это современная р. Кара-мурэн (по-монгольски (черная речка»), она же р. Жэхэ. 2. 白達達 бай да-да, белые татары, они же онгуты. 3. 床古兒 Чуан-гу-эр, Чункур. Сходно транскрибировано имя сына Тутука, кипчакского военачальника в Юань (см. Юань ши, цз. 128) из рода кун. 4. Список этих 18 племен, равно как и все повествование о Елюй Даши, взяты из самостоятельного текста, находившегося в составе ранних "Ляо ши", которыми пользовались составители юаньского "Ляо ши" (во главе с Тохто). По каким-то причинам они сохранили его текст практически неотредактированным, поэтому транскрипции названии племен сильно отличаются от тех, что были приняты сотрудниками Тохто на протяжении всей написанной ими «Ляо ши». Поэтому в большинстве случаев для названий из этого «списка 18 племен» требуется дополнительная идентификация и сравнение с другими вариантами их транскрипции. 5. 敵剌 ди-ла. Вероятно, речь тут идет о какой-то части тераитов. Но возможно также, что это вариант записи названия cискогo или киданьского племени диле, так как в разделе «Разъяснения [слов] государственного языка» в «Ляо ши» говорится: «[знаки] ле и ла звучат близко друг другу». Вопрос об их идентификации поэтому пока остается открытым. 6. 王紀剌 ван-цзи-ла (транскрипция для ongγira[t]), (х)унгират. Т.е. это известное во времена Чингисхана племя хунгират (анда-куда, т.е. род —— брачный партнер для рода борджигин, т.е. рода Чингисхана). В «Цзинь ши» и "Юань ши" название этого племени передано сходно 一 как "гуанцзила" и "хунцзила", соответственно. 7. 也喜 е-си, ехи. Наиболее вероятно, что это народность тунгусо- маньчжурской группы. 8. 尼剌 ни-ла, то же что и 涅剌 не-ла. Киданьский род, в разделе «Племена и роды», в цз. 33 Ляо ши, сказано, что он происходит от одного предка с племенем увэй, оба эти рода входят в состав 38 родственных и свойственных Абаоцзи родов. Оригинальное звучание его названия видимо было "нара" (ср. с монгольским нара(н) 'солнце'). 9. 達剌乖 да-ла-гуай, дарахай. Точная этническая принадлежность их не выяснена. Само же слово очень похоже на производное от монгольского глагола "дарах" «давить». 10. 達密里 да-ми-ли, дамир. Видимо надо отождествить его с тюрко-монгольским словом, означающим 'железо'. В списке "различных племен" упомянуты дамир-бегуды. Видимо в данном списке 18 племен у Елюй Даши от их составного (из двух слов) названия сохранилось только начальное, классифицирующее, слово. 11. 合主 хэ-чжу. Киданьский род, один из близких роду императоров Ляо. В данном списке он, как и ряд други названий, записан иным набором иероглифов, чем обычно. Дело в том, что текст о Елюй Даши представляет собой отдельное самостоятельное повествование, добавленное к тексту "Основных записей" правления Тянь-цзо и взятое из одной из ранних «Историй Ляо», которыми пользовались составители «Ляо ши» коллектива Тохто. Возможно, что данной китайской транскрипцией записано название "алчу(н)" (ср. с реконструкцией С.Е. Яхонтова имени киргизского полководца Хэ-цзу как "Алп Сол"). 12. 烏古里 y-гу-ли, угуры. Это объединение племен кочевало к северо-западу от коренных земель киданей, т.е. на землях восточной части современной Монголии. 13. 普速完 пу-су-вань. Это 'пусувань-ордо', одно из киданьских гвардейских подразделений, сначала учрежденное вдовствующей императрицей Интянь тайхоу, а потом вошедшее в «гвардию лагеря», учрежденную Шэн-цзуном. Вероятно это транскрипция названия 'бусуул'. 14. 忽母思 xy-му-cы. В списке "Войск подчиненных государств" они названы «хумусы - горные фань», где китайское слово фань означает "дикие, некитайские племена, варвары вообще". К. Виттфогель и Фэн Цзя-шэн локализуют их на западе и юго-западе от долины Орхона. Вероятно, их надо отождествить с подразделением курлаутов — племенем уймакут, которые были родственны хунгиратам, точнее вместе с хунгиратами и кураласами/горлос (или хорулас — так они названы в Сокровенном Сказании), происходили от общих предков. Хунгираты кочевали к северу от так называемой "стены Минчан", или как ее называет Рашид ад-Дин «стену Уткух», поэтому и родственные им кураласы и курлауты должны быть еще севернее или северо-западнее от них, что соответствует локализации хумусы. Фонетически "хумусы" вполне может быть передачей исходного *hömu(h)us с показателем мн.ч на -с, в то время как информаторы Рашид ад-Дина называли это племя, используя другой показатель множественности, т.е. на -т. Т.о. и китайская транскрипция "хумусы", и персидская запись Рашид ад-Дина "уймакут" вероятно означают одно и то же. Указание на "горномть" этих 'хумусы' в Ляо ши укладывается в данную локализацию: на юго-запад от долины Орхона находятся сначала горы Бургут, а еще далее по этому направлению - мощная горная система Хангай. 15. 奚的 сидэ. В списке так называемых «больших племен» в трактате "Все чины" (цз. 46) они названы "сетэ" (薛特).Было образовано в 1015 г. из уйгурских семей, захваченных во время войны с Ганьчжоу. Вероятно их следует отождествить с подразделением эдизов (они входили в состав конфедерации тэлэ вместе с уйгурами), чье название передается в китайских источниках аналогично - как "седе". 16. 糾而畢 цзю-эр-би. Знак 糾 цзю является графическим вариантом (его чтение тут дано в современном китайском звучании - цзю) киданьского по происхождению знака 乣 дю. В разделе «Разъяснения [слов] государственного языка» о значении этого знака цзю сказано: «цзю. название войск». Описание организации войск дю в Ляо (или цзю в китайском произношении, которое часто используется в литературе) находится в трактате "Все чины" в цз. 46 "Ляо ши". Т.о. это именно войска дю, которые в Цзинь ши также подробно описаны. Цзиньцы как раз и наследовали киданьскую организацию войск дю от Ляо (в «Цзинь ши» в основном используется знак дю, но есть несколько случаев использования и других его графических вариантов). Поэтому данная транскрипция эквивалентна звучанию знаков "дю-эр-би" (в фонетике XI-XIII вв.), а эта транскрипция передает известный политоним монгольских племен — 'дөрбөн' (по-монгольски «четыре»), дорбен. [Храпачевский, Р.П. "Татары", "монголы" и "монголо-татары" IX-XII вв. по китайским источникам //Этногеномико-исторический проект "Суюн". Серия "Материалы и исследования". Книга 3 "Исследования по истории восточноевропейских кочевников". Том 9 - Москва: Перо, 2015 - с.108, 133-136] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 23 января, 2018 Поделиться Опубликовано 23 января, 2018 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 23 января, 2018 Поделиться Опубликовано 23 января, 2018 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться