Pi-mik-kwr Опубликовано 19 сентября, 2011 Поделиться Опубликовано 19 сентября, 2011 http://gengo-chan.com/viewtopic.php?id=307#p2133 Pepe Mantani Существовало ли айнское государство? Имеются ли какие-либо факты?Существовало. И тому есть масса доказательств. Во-первых, данные археологии – в конце Дзёмон – начале Яёй возникают специализированные орудия для убийства людей, то есть появляется институциональное насилие, которое могло быть только следствием определенного социального расслоения и усложнения социальной структуры: «В то время как в период Дзёмон не были известны орудия изготовленные специально для убийства людей, в период Яёй они появляются во множестве и самые разнообразные: бронзовые, железные, каменные. Среди прочего, наиболее показательна эволюция наконечников стрел, иллюстрирующая переход от мирного общества Дзёмон к агрессивному обществу Яёй. На протяжении десяти тысяч лет с начала периода Дзёмон наконечник стрелы весил менее двух граммов. Чем легче была стрела - тем дальше и быстрее она летела. С другой стороны, чем тяжелее стрела - тем глубже она может проникнуть в тело добычи или жертвы. Легкий наконечник стрелы идеально подходил для охоты на оленей и кабанов, которые были основной охотничьей добычей в эпоху Дзёмон. Во втором веке до нашей эры появляются наконечники стрел, имеющие форму древесного листа. Большинство из них весит больше двух грамм, они становятся такими же тяжелыми, как и наконечники из бронзы или железа и лучше подходят для нанесения серьезных ран. Наконечники в форме листа дерева наиболее широко использовались в середине периода Яёй, а затем были вытеснены железными. Это говорит о том, что именно в тот период каменные наконечники были трансформированы из охотничьих орудий в орудия убийства людей». Одновременно со специализированным оружием возникают и укрепленные поселения «цаси». Во-вторых, в китайской хронике Вэйчжи описывается государство Яматай, которое несомненно было айнским государством. Само слово слово Яматай записывается следующими иероглифами 邪馬台, которые означают «остановка дикой лошади», т.е. совершеннейшую бессмыслицу, и суть не что иное, как атэдзи, т.е. иероглифы, подобранные без всякого смысла, чисто фонетически; а слово Yamatai - это на самом деле айнское слово, которое состоит из следующих морфем: ya + ma + ta + i: ya - земля (в значении "суша"), ma - глубоко вдающаяся бухта, ta - копать, i - место, т.о.: Yamatai в переводе с айну означает: “Место, где суша разрезана глубоко вдающейся бухтой”. Cогласно преданиям, Яматай находилось на острове Кюсю, и там и сейчас есть место называемое Яматай и в том месте имеется извилистая бухта глубоко вдающаяся в материк. Затем, айнские имена упоминаемые в Вэйчжи при описании государства Яматай: «卑彌呼 Химико (в древнем произношении – Пимико). Записано, что Химико была правительницей государства Яматай. Как отмечалось во введении, иероглифы卑彌呼, скорее всего, читались как «Пимика» или «Пимико», и, возможно, также могли читаться как «Пимику». Таким образом, иероглиф 呼 мог иметь три варианта чтения «ка», «ко», «ку». Также, 呼 в случае если означает «кричать», то может иметь следующие варианты чтения: «ко:»/«кау» или «кю:» «кэу». Кроме того, в глубокой древности читался как «ха». Это «ха», как отмечалось в предисловии, почти такое же, как и китайское чтение. (По-китайски 卑彌呼 читалось как Пимихо или Бимихо , причем, если значение каждого иероглифа перевести, то получается абсолютная бессмыслица: «Низкий/бедный/простой + длиться/простираться + звать/кричать » Очевидно, что такая запись имени данного есть не что иное, как не имеющее значение сочетание иероглифов подобранное исключительно по звучанию. «Возможны три варианта интерпретации имени Пимико: 1. pimikur pi – «развязывать», «разгадывать», «решать» mik – «лаять», «кричать», kur – «человек», «персона» 2. pimikor pi – «развязывать», «разгадывать», «решать» mik – «лаять», «кричать», kor – «управлять»/«держать»/«иметь в держании» 3. pimika pi – «развязывать», «разгадывать», «решать» mik – «лаять», «кричать» ka – «заставлять» (показатель каузатива)». И еще несколько имен из Вэйчжи явно айнского происхождения: «卑狗 - Хику/Пико - Pi-kur – Развязывающий 卑奴母離 - Пинуморай/Пинуморэй - Pinnemurei - Двойной человек 池謨觚 - Сэмаку/Сямаку - Sam-kur - Человек со стороны 都市牛利 - Тусигури/Тосигури - Tus-kor-i - Человек с веревкой или Tus-kur – шаман 多 模 - Табо/Тапо - Tay-po - Много детей (tay: ni-tay - "лес", где ni - "дерево") » Далее, название древнеяпонского государства Ямато, явно, происходит от слова Яматай. Слово Ямато иероглифами записывается как 大和, и по правилам оно должно читаться как дай ва – «великие ва» – «великие карлики» – название, которое древние китайцы дали Японии, придуманный китайцами для обозначения древних японцев, а чтение Ямато – это даже не атэдзи, а просто слово, которое было приписано к этим иероглифам/вчитано в эти иероглифы. Некоторые японские историки отождествляют легендарную правительницу Яматай Химико с не менее легендарной императрицей Дзингу – правительницей государства Ямато, так что вполне вероятно, что государство Ямато является развитием государства Яматай. Нельзя исключать и того, что алтаеязычные мигранты – основатели государства Ямато могли попросту заимствовать айнский топоним Яматай. Нет никаких серьезных структурных противоречий к тому, чтобы на почве культуры Дзёмон не могла бы развиться государственность. Культура Дзёмон по меркам той эпохи (да, впрочем, и не только той) была очень продвинутой и передовой культурой. Чтобы понять это – достаточно взглянуть на искусство эпохи Дзёмон. И что есть государство? Государство – это, прежде всего, некая территория и население, а также некая власть, опирающаяся на определенное институциональное насилие, то есть, на определенную группу людей, которые занимаются только военным делом, а остальное население, которое не принадлежит к правящей группе, и к группе профессиональных военных, обязано перечислять часть плодов своих промыслов/добычи на содержание правящей группы и военных. Как было показано выше, все это наличествовало. И, кроме того, следует иметь в виду, что с самого начала существовали разные группы айнов: одни айны создавали некоторые государственные образования, а другие нет. Вполне возможно, что те айны, с которыми позднее вело войны государство Ямато, рассматривались как «дикари» и государством Яматай. Также, весьма вероятно, что айнских государств могло быть несколько, и что государство/княжество Яматай покорило другие, более слабые княжества. В этническом отношении княжество Яматай, определенно, было не чисто айнским, а айнско-австронезийским или даже айнско-австронезийско-алтайским. Австронезийцы, хотя и принесли на Японские острова более высокие технологии, например, заливное рисоводство, но, поскольку были не столь воинственны как айны, то, скорее всего, занимали в княжестве Яматай подчиненное положение. У князей Яматай могли быть на службе алтайцы («древние корейцы»), они могли, например, быть послами от Яматай в Хань и Вэй или переводчиками при послах. И, наконец, весьма примечателен тот факт, что исследования ДНК японцев показало, что доминирующей Y хромосомой является D2, то есть айнская Y хромосома, которая обнаруживается у 80% айнов, но почти совершенно отсутствует у корейцев. Это говорит о том, что правили айны и их потомки, т.е. люди дзёмонского типа, а не яёйского антропологического типа. Впрочем, это вполне объяснимо, если принять во внимание следующее: когда на Японских островах в 4 – 3 веках до н.э. начинают появляться первые группы алтаеязычных мигрантов или, условно говоря, «древних корейцев», то Японские острова к тому времени уже вполне заселены, и, очевидно, что никакие новые миграции с материка не были желательны для тех, кто уже жил на островах. Именно поэтому, первоначально алтаеязычные мигранты обосновываются на островах Корейского пролива, на северо-западе Кюсю и на юго-западе Хонсю в местности Идзумо, то есть, иными словами, в тех местностях, которые находятся ближе всего к Корейскому полуострову. С прибытием на Японские острова новых алтаеязычных групп увеличивается и социальное напряжение и противостояние не только между островитянами и пришельцами с материка, но и между различными группами новоприбывших алтайцев. И, вероятно чтобы как-то укрепить положение своих родов/кланов алтайские вожди вступают в родственные отношения с вождями наиболее мощных айнских кланов. Представим себе такую ситуацию: у «корейского» вождя есть дочь, и он выдает ее замуж за айнского вождя. «Корейский» вождь рассчитывает, что его зять будет сражаться за его род против других айнов и других «корейцев». Айнский вождь также имеет свои интересы: во-первых, чужестранцы, с которыми он собирается породниться, привезли с собой такие технологии, обладая которыми, он сможет почти без труда покорить другие, враждебные ему группы айнов; кроме того, сам факт обладания чужеземной женщиной также поднимет престиж этого айнского вождя в глазах айну его группы и айнов других групп. Так самый брутальный айнский вождь берет в жены самую красивую и образованную «корейскую принцессу». У них рождается сын, который получает «корейское» образование, учится воевать у своего отца и наследует своему деду – становится главой «корейского» клана, но при этом он несет в себе айнскую Y хромосому. И один из таких сыновей айнского вождя и «корейской принцессы» стал предком рода, который в дальнейшем стал называться родом тэнно. Впрочем, это лишь общая канва возможного будущего рассказа о том, как были связаны между собой государства Яматай и Ямато. Так или иначе, масса фактов указывают на то, что в конце эпохи Дзёмон айны достигли достаточного уровня развития, чтобы создать оригинальную вполне абстрактную и рациональную письменность. И нет ничего удивительного в том, что никакой письменности не было обнаружено у так называемых «исторических айнов», хотя различные формы их изобразительного искусства демонстрируют немало сходств с искусством эпохи Дзёмон. Как уже говорилось выше, существовали разные группы айнов, с разной степенью социального и технического развития, и единственное, что их объединяло – это был язык и общие фундаментальные парадигмы культуры. Те айны, которые создавали государственные образования, наверняка, смотрели на другие группы айнов как на «варваров» и «дикарей». Древнеайнская письменность, вероятно, имела примерно те же функции, что и древнекитайские цзя гу вэни – знаки на гадательных костях – т.е. использовалась в сакральных целях. И надпись на маске и сама маска, которая явно изображает покойного предка, определенно, были сделаны с целью удержать рамат или связаться с духом. Эта письменность, как и цзя гу вэни, скорее всего, использовалась достаточно ограниченным кругом лиц, и не предназначалась к широкому распространению. Поэтому те группы айнов, которые не контактировали или редко контактировали с государством Яматай/Ямато, вообще, не могли иметь о ней никакого понятия. Те же айны, кто участвовал в создании государств Яматай и Ямато, с усилением китайского влияния, начиная с эпохи Яёй, очень быстро стали перенимать модную китайскую культуру, отказываться от всего айнского и переходить к использованию китайской письменности, и аутентичная письменная традиция постепенно угасла. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Iwan Bohun Опубликовано 19 сентября, 2011 Поделиться Опубликовано 19 сентября, 2011 Дзёмон - http://www.um.u-tokyo.ac.jp/publish_db/2000dm2k/english/02/02.html Эмиси (Айну)- http://www.emishi-ezo.net/index.html Чан Су Бу - Период кофун в Японии http://kronk.narod.ru/library/chan-1988.htm Работы Воробьёва - http://kronk.narod.ru/library/vorobyov-mv-1958.htm http://kronk.narod.ru/library/vorobyov-mv-1980.htm 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Pi-mik-kwr Опубликовано 19 сентября, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 19 сентября, 2011 О, спасибо! Годные ссылки. Я этой темой занимаюсь уже довольно давно, но вот те работы, что Вы перечислили читать не доводилось, хотя я о них слышала. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Pi-mik-kwr Опубликовано 19 сентября, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 19 сентября, 2011 Месторасположение государства Яматай Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 20 сентября, 2011 Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2011 Дзёмон - http://www.um.u-tokyo.ac.jp/publish_db/2000dm2k/english/02/02.html Эмиси (Айну)- http://www.emishi-ezo.net/index.html Чан Су Бу - Период кофун в Японии http://kronk.narod.ru/library/chan-1988.htm Работы Воробьёва - http://kronk.narod.ru/library/vorobyov-mv-1958.htm http://kronk.narod.ru/library/vorobyov-mv-1980.htm Спасибо за ссылки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться