Гюрга Опубликовано 7 июля, 2011 Поделиться Опубликовано 7 июля, 2011 Клятва Святослава Почему Святослав при заключении мирного договора с греками дал тюркскую клятву? Повесть временных лет – Типографский список [4] (ПВЛ): ...да имеемъ клятву отъ бога, в негоже веруемъ, въ Пероуна и въ Волоса, скотиа бога, и да будемъ злати, яко злато, и своимъ оружиемъ да изсечени боудемъ... Перевод академика Лихачева Д.С. [3] : ...будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем... Для сравнения: "Книга городов" арабского географа Ибн ал-Факиха ал-Хамадани [1] (начало X в., ~903 г.): "И когда хотят тюрки взять клятву с какого-либо мужчины, приносят медного идола, держат его, затем готовят деревянную миску, в которую наливают воду, и ставят ее между рук идола, затем в чашу кладут кусок золота и горсть проса, приносят женские шаровары и кладут их под миску, а затем говорят дающему клятву: „Если нарушишь свой обет или изменишь, или окажешься порочным, да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары, отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо, и да пожелтеешь ты, как это золото". Потом после клятвы он выпивает эту воду". Влияние тюрков – кипчаков на монгольскую дипломатию (Юрченко А. «Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию» [8] http://www.eurasica.ru/articles/library/aleksandr_yurchenko_klyatva_na_zolote_tyurkskiy_vklad_v_mongolskuyu_diplomatiyu/) Формулировки клятвы первых русских князей Олега и Игоря, отца Святослава, практически совпадают. Они клянутся перед ликом богов на своем оружии. Конечная фраза: будем убиты своим оружием [3]. Кстати, русские князья и их воины клялись на славянский лад, кладя обнаженный меч на землю. Германские же народы при клятве вонзали меч в землю. Клятва Святослава другая: “...будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем...” [3] Формулировка: "будем желты, как золото" полностью совпадает с формулировкой по Ибн ал-Факиху ал-Хамадани: "да пожелтеешь ты, как это золото". Возможно имелось ввиду дар-проклятие царя Мидаса? Но это перевод с древнерусского академика Д.С.Лихачева. Академику, в общем то, надо доверять. Возможно, для настоящего витязя злато - презренный металл? Святослав имел ввиду - да будем презираемы... Кодекс чести во фразе "Иду на Вы" князю Святославу приписывает автор ПВЛ. А вот современник Святослава - Добрыня (я имею ввиду былины цикла Добрыня) в упор не видит подвигов Святослава. Настоящий витязь не будет тысячами сажать на кол и резать мирных граждан (болгар-мисян). Святослав не витязь, он чистой воды наемник, вышедший из под контроля. (Лев Диякон “История”[15]) В зависимости от примесей (лигатуры) золото имеет много разных оттенков. Для славян характерно выражение: красно злато. Судя по поговоркам и пословицам, например, “терпение – желтое золото”, для тюрок золото асоциируется с желтым цветом. "Будем желты, как золото" – очевидно, имеется ввиду такая хворь, как желтуха или желтая лихорадка. Формулировка: "своим оружием посечены будем" суть одно и то же фразы: "отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо" Формулировка третьей части клятвы по Ибн ал-Факиху ал-Хамадани: "да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары" - прозрачный намек на мужскую силу (импотенцию, кастрацию, мужеложество). У Святослава: "будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота". Возможно проклятие богов для греков более весомый аргумент чем предмет женского белья. Может просвещенных греков не очень то убедишь женскими портками; и был ли этот предмет женского туалета у славянских или греческих женщин тысячу лет назад? Но с другой стороны возникает вопрос: в чем заключается проклятие богов? Может проклятие Перуна и Волоса именно направлено на мужскую силу, в том числе импотенцию, кастрацию, мужеложество? Что скорее всего так и есть. Вывод: по всем трем пунктам клятва Святослава совпадает с тюркской клятвой. Это тюркская клятва! На фоне прически Святослава (Лев Диакон "История"[14]) и тюркских формулировок клятвы "будем желты, как золото"(ПВЛ [3]) возникают ряд вопросов: 1.Почему Святослав предпочел клятве отцов клятву тюрков? 2.Где Святослав проходил "курс молодого бойца"? 3.Какое действительное происхождение матери Святослава – княгини Ольги? Судя по сведениям из ПВЛ [3] и былин [11], [13], Малк Любечанин, как вассал, воспитывал своих детей, брата и сестру - Добрыню и Малушу, при дворе княгини Ольги. Судя по "Запискам..." Ибн Фадлана [5], княгиня Ольга воспитывала сына при дворе сюзерена: хазарского царя. Есть ли основания для этого предположения? Ибн Фадлан "Записки..." (922 г.)[5]: "...Сын царя славян (царя булгар Алмуша) (находится) заложником у царя хазар." По Ибн Фадлану [5] (продолжение Йакута [6]) до 25 царей подвластны хазарскому правителю и, соответственно, с моей точки зрения, являются данниками хазар. Кроме того, дочери и сыновья подвластных правителей были заложниками или воспитанниками при дворе хазарского царя или, можно и так сказать, хазарский правитель был для них АТАЛЫКОМ или АТАБЕКОМ (ребенка поручали особому воспитателю (атабеку), и тот обучал его всему, что нужно было будущему государю). Из дипломной работы (Филин Н.В. “Об историческом прототипе Ильи Муромца” (Дипломная работа 1993. Опубликовано в историческом альманахе Армагеддон (весна 2000))) [10]: “ М.Г. Халанский [9] (1902 г.) заметил, что Ольга в поздних источниках называется иногда не только псковитянской, но и дочерью князя Тмутаракана. «Жена же ему Ольга, родом плесковитинка, дщи князя Тьмуторокана». Исследователь предположил, что известие о происхождении Ольги от князя Тьмутаракана или половецкого князя Торокана может свидетельствовать о ранее существовавшей связи между преданием о женитьбе Игоря и походе руссов в Тавриду. Догадка М.Г. Халанского получает действительный вес в связи с публикацией в 1912 г. так называемого Кембриджского документа [7] - письма хазарского еврея X века, упоминавшего о походе русского князя ХЛГУ (Олега?) на Тмутаракань. Кембриджский документ или документ Шехтера был доставлен в библиотеку Кембриджского университета Соломоном Шехтером в 1896 г. из генизы (хранилища рукописей) Каирской синагоги в составе коллекции еврейских и арабо-еврейских рукописей. В настоящее время подлинность письма не вызывает сомнений. Сравнение истории захвата Тмутаракани и столицы Индейского царства (царства Иудейского) в былине о Вольге Всеславиче приводит к открытию ряда общих мест. 1) Вольга в былине невидимым проникает во дворец царя Салтыка и подслушивает планы врагов. ХЛГУ овладевает городом, воспользовавшись отсутствием в САМКРЦЕ начальника местного гарнизона, о чем ХЛГУ разумеется заранее стало известно. 2) ХЛГУ Кембриджского документа захватывает город наездом, практически без сопротивления, ночью, «воровским способом». Вольга проникает в город с помощью колдовства, превратив своих воинов в муравьев и испортив вооружение врага. 3) ХЛГУ Кембриджского документа и Вольга былины захватывают в городе богатую добычу и пленных. С учетом гипотезы М.Г. Халанского о причинах появления «тмутараканской генеалогии» княгини Ольги можно сделать предположение о существовании в древние времена былинного предания о походе Олега на Тмутаракань с целью добывания невесты для Игоря, исторической основой которого послужил упоминаемый в Кембриджском документе поход ХЛГУ на Тмутаракань.” По "Кембриджскому докумету" (ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОГО ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЯ Х ВЕКА) [7] хазары, победить не победили, но вынудили русов воевать против Византии. Обратно вернулось десяток ладей во главе с князем Игорем - отцом Святослава (ПВЛ и Лев Диакон "История"[14]). То есть где-то с 940 г. по 965 г. русь была под властью хазар и платила им дань. Соответсвенно, сын княгини Ольги (аналогично сыну царя Алмуша) должен был быть заложником / воспитанником у царя хазар и прошел “курс молодого бойца”. Такие были нравы. Достаточно подробно вопрос взаимоотношений хазар и руси в этот период комплексно рассмотрен в коментариях к публикации «ИБН МИСКАВЕЙХ КНИГА ИСПЫТАНИЙ НАРОДОВ» [2] http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Ibn_Miskawaich/frametext1.htm [1] ИБН АЛ-ФАКИХ АЛ-ХАМАДАНИ “ИЗВЕСТИЯ О СТРАНАХ” АХБАР АЛ-БУЛДАН (ГЛАВЫ "О ТЮРКАХ" И "О НЕКОТОРЫХ ТЮРКСКИХ ГОРОДАХ И ОБ ИХ ДИКОВИННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ" МЕШХЕДСКОИ РУКОПИСИ КНИГИ ИБН АЛ-ФАКИХА АЛ-ХАМАДАНИ «ИЗВЕСТИЯ О СТРАНАХ») [2] ИБН МИСКАВЕЙХ “КНИГА ИСПЫТАНИЙ НАРОДОВ” (http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Ibn_Miskawaich/frametext1.htm) [3] “ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ” (в переводе Д.С.Лихачева) [4] “ЛЕТОПИСЬ ПО ТИПОГРАФСКОМУ СПИСКУ” [5] Ибн-Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу [6] Йакут “Географический словарь” [7] П.К.Коковцов “ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОГО ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЯ Х ВЕКА” (Кембриджский документ) [8] Юрченко А. «Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию» (http://www.eurasica.ru/articles/library/aleksandr_yurchenko_klyatva_na_zolote_tyurkskiy_vklad_v_mongolskuyu_diplomatiyu/) [9] Халанский М.Г. К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем // ЖМНП 1902, август, с. 304. [10] Филин Н.В. “Об историческом прототипе Ильи Муромца” (Дипломная работа 1993. Опубликовано в историческом альманахе Армагеддон (весна 2000)) [11] Былины цикла “Добрыня” [12] Былины цикла “Вольга” [13] Былины цикла “Дунай” [14] Лев Диакон "История" По изданию "Наука" 1998г. серия "Памятники исторической мысли" http://www.ropnet.ru/sapsan/text/bizant/diakon/diakon.htm [15] Обсуждение на форуме “История” (Gurga, Константин, Дядька, Mahmut) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вольга Опубликовано 7 июля, 2011 Поделиться Опубликовано 7 июля, 2011 “...будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем...” „Если нарушишь свой обет или изменишь, или окажешься порочным, да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары, отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо, и да пожелтеешь ты, как это золото". Потом после клятвы он выпивает эту воду". Разделим клятву Святослава на части: 1. Клянутся на оружии(мечи, щиты, обручи?) и золоте("покладоша оружье свое и щиты и золото") 2. Клянутся именем богов - Перуна и Велеса 3. На клятвопреступников призывается мщение богов, гибель от собственного оружия, и "желтуха". Приведенная тюркская клятва: 1. Клянутся перед идолом, деревянной чашкой воды, горсткой проса, золотом и женскими штанами. 2. на клятвопреступника призывается превращение в женщину, разрыв на мелкие кусочки и "желтуха". Две клятвы, сходство у них только в той части, где говорится о золоте. Так почему клятва Святослава, клятва "по Рускому закону", вдруг стала тюркской? У клятвы Святослава больше общих черт с клятвой викингов, где щит не будет его защищать, конь споткнется под ним, борт ладьи проломится, а меч поразит его самого, если он нарушит клятву. У многих славянских племен существовала клятва оружием - сербов, чехов и словаков("да Бог да ми рука с пушком (ружьем) усахла", "at sobe sam utne ruku" и т.д.). Профессор Александр Магнус Фромгольд фон Рейц, рассказывал о том удивлении, в какое он был приведен, когда при решении одного спорного дела между двумя русскими крестьянами — один из них предложил присягнуть на евангелии или на оружии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вольга Опубликовано 7 июля, 2011 Поделиться Опубликовано 7 июля, 2011 В рассказе о клятве забываем про клятву христиан, где "крещенье священие прияли суть, — да приимуть месть от Бога вседержителя, осуженья на погибель въ весь векъ и в будущии". Тут также говорится о мести Бога, но я не думаю, что речь идет о проклятие направленном на мужскую силу, в том числе импотенцию, кастрацию, мужеложество Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться