Перейти к содержанию
Altan burgud

Сарты - тюркская народность

Рекомендуемые сообщения

Вамбери фиксировал сартов

Наваи и Бабур также фиксировали их, у Вамбери как у них они таджики.

потом их фиксировали русские

русские их фиксировали через казахских информаторов.

и у русских сарты это уже узбеки, а не таджики.

Есть разница.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У абашина цитирован Вамбери на 93 странице

правда узбеки иногда полагают разницу между сартом и таджиком, разумея под таджиком людей только недавно пересилившихся между узбеками, а под сартами уже давно осевших жителей по большей части переминивших свой родной язык на турецкие
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот вам и цитата Вамбери где четко разграничены сарты и таджики по мнению узбеков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если рассматривать 19 в.

то разница основная , подчеркнуто, была только в наличии или отсутствии племенного самосознания. этнически же она была на уровне этнографических групп, т.е. и те и др. представители одной народности, но разных групп внутри нее.

у "сартов" не было родо-племенного деления, видимо у большинства, у "узбеков" она была более менее, по этой особенности и проводили русские этнографы свою статистику.

при контактах с др. этносами, они же осознавали свою общность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

узбеки Вамбери это племенные и неплеменные, смесь как и сегодняшние, но осознали единство, вряд ли все узбеки Вамбери, которые большей частью оседлые и занимающегося земледелием, считающийся преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии знали свою родопренадлежность и вряд ли все они потомки исключительно шейбанидских узбеков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кому-то очень хочется, чтобы сарты непременно существовали как отдельный этнос. Жаль, что факты не согласуются с таким выводом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО

1. Узбеки. Они образуют истинно оседлую часть населения и по своему типу, как уже упоминалось в главе о Хиве, очень отличаются от узбеков Бухары и Хивы. Так как узбеки уже несколько веков представляют господствующую нацию в Тур¬кестане, которая раньше, чем другие народы этих областей, приняла ислам с его цивилизацией, с самим названием "узбек" связывается всегда более благоприятное представление об обра¬зованности и хорошем тоне. Поэтому киргизы, кипчаки и калмы¬ки, едва поселившись в городах, обычно отказываются от своей национальности и называют себя узбеками. Так издавна повелось в Коканде, и можно без преувеличения сказать, что половину людей, именующих себя узбеками, скорее всего надо считать по национальности смесью упомянутых номадов.

2. За узбеками следуют таджики. Хотя их не больше, чем в Бухаре, расселены они более компактно. Часто они образуют целые деревни и города, чего нигде больше не встретишь. Что касается их характера, то кокандские таджики немного лучше, чем их соплеменники в Бухаре. В остальных городах Коканда, особенно на китайской границе, таджиков очень мало.

3. Казахи - самый многочисленный народ в ханстве. Они ведут кочевую жизнь в гористой местности между озером Чаганак и Ташкентом и платят хану такую же дань, как и в Хиве. Среди кокандских киргизов есть зажиточные, имеющие дом в Хазрети-Туркестане или в других местах, но в них они никогда не живут. Впрочем, киргизы, несмотря на свое численное преиму¬щество, пользуются незначительным влиянием в ханстве.

4. Киргизы, или собственно киргизы, каковым именем у нас ошибочно назвали всех казахов, живущих в южных областях ханства между Кокандом и Сарыколом; из-за их воинственного характера то одна, то другая правительственная партия исполь¬зует их для осуществления своих планов переворота. Число их юрт составляет около 50 тыс., приблизительно столько же, что и у туркмен-теке.

5. Кипчаки, по нашему мнению, самое древнее и наиболее примитивное тюркское племя, которое из всех племен этой большой семьи, рассеянной от Комула до Адриатического моря, больше всего сохранило верность своей старой национальности как по типу лица и характеру, так по языку и обычаям. Возможно, что раньше под этим названием существовало могущественное племя, и сегодняшние кипчаки, насчитывающие всего 5-6 тыс юрт. Несмотря на свою малочисленность, кип¬чаки и поныне оказывают могущественное влияние на полити¬ческие дела в Коканде. (АРМИНИЙ ВАМБЕРИ.ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СРЕДНЕЙ АЗИИ XII).

Это Ферганская долина, где советские этнографы нашли сартов больше всего, а по Вамбери там сартов нет вовсе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ситуация была другая в Российской империи казаки были привелигированным сословием, русские в основном крестьяне угнетаемым, в узбекистане же наоборот узбеки господствовали сарты повиновались.

И когда всех сартов записали как узбеки, большинство из них могло быть только радо что "повышало свой статус"

в коканде бывало и наоборот.

кстати, в коканде как раз можно заметить, что узбеки группировались с сартами против кыпчаков и кыргызов. этнически они были ближе к друг другу, нежели узбеки к кыргызам и кыпчакам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

узбеки Вамбери это племенные и неплеменные, смесь как и сегодняшние, но осознали единство, вряд ли все узбеки Вамбери, которые большей частью оседлые и занимающегося земледелием, считающийся преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии знали свою родопренадлежность и вряд ли все они потомки исключительно шейбанидских узбеков.

да, одна народность, но разные этнограф.группы.

в чем спор, не пойму.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спор в том что некоторые юзеры считают что сартов придумали русские с подачи казахов, аппелировали к вамбери, хотя сам вамбери (в одной его книжке сарты синонимы таджиков указаны) писал

правда узбеки иногда полагают разницу между сартом и таджиком, разумея под таджиком людей только недавно пересилившихся между узбеками, а под сартами уже давно осевших жителей по большей части переминивших свой родной язык на турецкие

Я думаю возразить на это нечего. сарты существовали и выделялись прежде всего самими узбеками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кому-то очень хочется, чтобы сарты непременно существовали как отдельный этнос. Жаль, что факты не согласуются с таким выводом.

было еще другое.

в 20 веке, когда было национально-территориальное размежевание и далее до 40-х, в состав узбеков попали собственно не узбеки, это была продуманная политика, так уйгуры и таджики вошли в состав узбекского народа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО

Это Ферганская долина, где советские этнографы нашли сартов больше всего, а по Вамбери там сартов нет вовсе.

Конечно, он же ставил знак равенства между сартами и таджиками, при этом помечая

правда узбеки иногда полагают разницу между сартом и таджиком, разумея под таджиком людей только недавно пересилившихся между узбеками, а под сартами уже давно осевших жителей по большей части переминивших свой родной язык на турецкие
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спор в том что некоторые юзеры считают что сартов придумали русские с подачи казахов, аппелировали к вамбери, хотя сам вамбери (в одной его книжке сарты синонимы таджиков указаны) писал

Я думаю возразить на это нечего. сарты существовали и выделялись прежде всего самими узбеками.

сарты были, но это не было их самоназванием, это экзоэтноним, они не были отдельной народностью, а частью ее, как и племенные.

еще видимо узбеками они стали именовать себя ранее 19 в., 17-18 вв.

меня больше интересует, кого все же было больше?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно, он же ставил знак равенства между сартами и таджиками, при этом помечая

т.е. узбеков было гораздо больше, чем сартов в кокандском ханстве?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

т.е. узбеков было больше, чем сартов в кокандском ханстве?

вопрос сложный надо смотреть все переписи.

По коканду вообще кажется были отдельные переписи, если хотите скину диссертацию абашина там вроде эти данные есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно, он же ставил знак равенства между сартами и таджиками, при этом помечая

видимо по его мнению сарты, это таджики, а не говорящие по тюркски горожане, старые насельники давно осевшие тюрки, т.е. т.н. сарты в вашем понимании.

др. словами сарты по вамбери, это сегодняшние таджики, и часть таджиков позже ставшие узбеками в советское время, то что мною было указано выше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вопрос сложный надо смотреть все переписи.

По коканду вообще кажется были отдельные переписи, если хотите скину диссертацию абашина там вроде эти данные есть.

вроде в этих данных, узбеков больше.

по вамбери, как предельно ясно из его описания народностей, узбеков коканда гораздо больше таджиков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО

1. Узбеки. Они образуют истинно оседлую часть населения и по своему типу, как уже упоминалось в главе о Хиве, очень отличаются от узбеков Бухары и Хивы. Так как узбеки уже несколько веков представляют господствующую нацию в Тур¬кестане, которая раньше, чем другие народы этих областей, приняла ислам с его цивилизацией, с самим названием "узбек" связывается всегда более благоприятное представление об обра¬зованности и хорошем тоне. Поэтому киргизы, кипчаки и калмы¬ки, едва поселившись в городах, обычно отказываются от своей национальности и называют себя узбеками. Так издавна повелось в Коканде, и можно без преувеличения сказать, что половину людей, именующих себя узбеками, скорее всего надо считать по национальности смесью упомянутых номадов.

2. За узбеками следуют таджики. Хотя их не больше, чем в Бухаре, расселены они более компактно. Часто они образуют целые деревни и города, чего нигде больше не встретишь. Что касается их характера, то кокандские таджики немного лучше, чем их соплеменники в Бухаре. В остальных городах Коканда, особенно на китайской границе, таджиков очень мало.

если внимательно проанализировать эту цитату, то видно, что под таджиками понимаются именно таджики, а не тюрки-горожане, таджики основное население ходжанта, есть они и в долине, в основном в ферг.области, примыкающей к ходженту.немалая их часть стала узбеками только в советское время.не ранее.

по узбекам, это же типичное описание уже сложившийся узбекской народности, а не племенных или сартов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю возразить на это нечего. сарты существовали и выделялись прежде всего самими узбеками.

Тогда пусть казахи, в том числе и вы не будете больше возражать, что сарты существовали и выделялись прежде всего самими узбеками, но их было очень-очень мало, что сегодняшние узбеки на 99,9% потомки шейбанидских кочевых узбеков, по Вамбери так и выходить. Теперь ваш ход :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

правда узбеки иногда полагают разницу между сартом и таджиком, разумея под таджиком людей только недавно пересилившихся между узбеками, а под сартами уже давно осевших жителей по большей части переминивших свой родной язык на турецкие

его сарты 00001%

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда пусть казахи, в том числе и вы не будете больше возражать, что сарты существовали и выделялись прежде всего самими узбеками, но их было очень-очень мало, что сегодняшние узбеки на 99,9% потомки шейбанидских кочевых узбеков, по Вамбери так и выходить. Теперь ваш ход :lol:

Не только узбеками но и казахами и другими кочевниками.

Была группы сартов и среди башкир и среди сибирских татар.

И откуда 99,9? сами придумали? Вамбери четко показывает как узбеки делили сартов и таджиков а переписи конца 19 века и начала 20 показывают что сартов было уж никак не 00001%

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

было еще другое.

в 20 веке, когда было национально-территориальное размежевание и далее до 40-х, в состав узбеков попали собственно не узбеки, это была продуманная политика, так уйгуры и таджики вошли в состав узбекского народа.

В каком смысле продуманная? В состав узбеков конечно попали уйгуры и таджики, но

- изначально они все-таки фиксировались и были ассимилированы в дальнейшем;

- в состав узбеков попало небольшое количество неузбеков, это был не массовый процесс;

- в других республиках было наоборот - там узбеки попадали то в состав таджиков, то в состав туркмен и тд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

было еще другое.

в 20 веке, когда было национально-территориальное размежевание и далее до 40-х, в состав узбеков попали собственно не узбеки, это была продуманная политика, так уйгуры и таджики вошли в состав узбекского народа.

В каком смысле продуманная? В состав узбеков конечно попали уйгуры и таджики, но

- изначально они все-таки фиксировались и были ассимилированы в дальнейшем;

- в состав узбеков попало небольшое количество неузбеков, это был не массовый процесс;

- в других республиках было наоборот - там узбеки попадали то в состав таджиков, то в состав туркмен и тд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

сарты были, но это не было их самоназванием, это экзоэтноним, они не были отдельной народностью, а частью ее, как и племенные.

еще видимо узбеками они стали именовать себя ранее 19 в., 17-18 вв.

меня больше интересует, кого все же было больше?

В Хиве, Бухаре, Афганском Туркестане и Самаркандской области Российской империи по разным данным в период за 1820-1897 гг узбеков от 2 000 000 до 2 700 000. Сартов нет.

По переписи 1897 сартов в Сырдарьинской и Ферганской областях около 968 000 плюс просто тюрки в Ташкенте и Оше - это предки нынешних кальтатаев. Узбеков нет. Аристов отмечает, что термин узбек намеренно был опущен при переписи в указанных областях, затем подсчитывает примерно 350 000 узбеков среди этих сартов (под узбеками он понимает только потомков шейбанийских узбеков). Итого - до 3 млн узбеков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...