Перейти к содержанию
Altan burgud

Сарты - тюркская народность

Рекомендуемые сообщения

Радлов Сарты "сильно отличаются от остального тюркского населения средней азии и внешне очень похожи на персоязычных таджиков"

Это к вопросу о похожести сартов и узбеков

"Люди говорящие на разных языках и не отождествляющие друг с другом не могут априори быть одним этносом, в данном случае сарт и таджик".

П.И. Пашино, на которого была возложена "обязанность" изучить вопрос о "происхождении сартов", в своих путевых заметках "Туркестанский край в 1866 году" (1868) писал: "Тип сарта и характер его с первого знакомства говорят за его арийское происхождение. Конечно, можно встретить в Туркестанской области много личностей, именующих себя сартами и носящих самый несомненный отпечаток монгольского происхождения. Но такое обстоятельство не должно противоречить моему доводу о происхождении сартов"10. Пашино, как бы дискутируя с Южаковым, писал, что некоторые исследователи "смешивают сартов с таджиками и говорят, что сарт и таджик - одно и то же. Действительно, между таджиками и сартами есть много общего, так как оба эти народа арийского происхождения"11, но таджики Туркестанской области это "кровные персы", тогда как "персидское" происхождение сартов - "предположение гадательное". К тому же сам сарт "очень оскорбился бы, если бы его назвали таджиком". Поэтому Пашино скорее, согласен" признать сартов "за особый народ арийского происхождения", чем смешивать их с таджиками.

Это сравнение с таджиками, на самом деле никто себя сартами не именовал, российские этнографы часть узбеков называли сартами с подачи казахов. Если бы русские пришли в Ср.Азию минуя казахские степи никаких сартов не обнаружили бы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эти сарты и есть узбеки. Узбеков тоже описывают точно так же.

Цитаты в студию, хотя бы от того же Радлова или других.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Люди говорящие на разных языках и не отождествляющие друг с другом не могут априори быть одним этносом, в данном случае сарт и таджик".

П.И. Пашино, на которого была возложена "обязанность" изучить вопрос о "происхождении сартов", в своих путевых заметках "Туркестанский край в 1866 году" (1868) писал: "Тип сарта и характер его с первого знакомства говорят за его арийское происхождение. Конечно, можно встретить в Туркестанской области много личностей, именующих себя сартами и носящих самый несомненный отпечаток монгольского происхождения. Но такое обстоятельство не должно противоречить моему доводу о происхождении сартов"10. Пашино, как бы дискутируя с Южаковым, писал, что некоторые исследователи "смешивают сартов с таджиками и говорят, что сарт и таджик - одно и то же. Действительно, между таджиками и сартами есть много общего, так как оба эти народа арийского происхождения"11, но таджики Туркестанской области это "кровные персы", тогда как "персидское" происхождение сартов - "предположение гадательное". К тому же сам сарт "очень оскорбился бы, если бы его назвали таджиком". Поэтому Пашино скорее, согласен" признать сартов "за особый народ арийского происхождения", чем смешивать их с таджиками.

Это сравнение с таджиками, на самом деле никто себя сартами не именовал, российские этнографы часть узбеков называли сартами с подачи казахов. Если бы русские пришли в Ср.Азию минуя казахские степи никаких сартов не обнаружили бы.

Имена казахов дадите, которые так подавали, На самом деле из казахов и тех кто имел казахское происхождение пока только Лапина встречал который вообще имел позицию, которая как раз таки на вас была больше похожа внешне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

17 век. В 19 веке никакой разницы между гипотетическими сартами и узбеками не было. А с казахами связи оборвались еще во времена Шейбани, если не до него.

В 18 веке сами кокандцы четко различали "сайртийа" и "илайтиа", если различий не было - то куда мы денем тех же ферганских кыпчаков.

Основной довод - это ссылка на Вамбери, который описывает оседлое население как узбеков. Что совсем и неудивительно — к 19 веку большиство племен уже осело.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 18 веке сами кокандцы четко различали "сайртийа" и "илайтиа", если различий не было - то куда мы денем тех же ферганских кыпчаков.

Основной довод - это ссылка на Вамбери, который описывает оседлое население как узбеков. Что совсем и неудивительно — к 19 веку большиство племен уже осело.

видимо это различие по идентичности (племенное и нет), не по образу жизни и культуре. уже давно осевшие группы населения долго помнят свое племенное самоназвание.

асан-кайгы ссылается также и на 19 век, что в 19 веке они были разными общностями и отличали себя от др. тюркоязычных насельников мавераннахра.

вообще данный вопрос подробно обсуждали в одной из тем, там алп-бамси активно участвовал, там было много ссылок, в том числе мною были также приведены источники.

в данном вопросе, асан-кайгы думается мне ошибается, ошибка такая же как тогда с алп-бамси, надо понять те узбеки пришедшие в мавераннахр, были близки культурно, этнически к казахам в 16 веке, может и в 17, но далее скорее всего нет, они смешались с др. тюркоязычными группами мавераннахра, и в 18 и уж точно в 19 веке, они были мало отличимы от т.н. "сартов", отличием была только возможно идентичность, т.е. как уже писал, племенная и неплеменная, но общность культур, и как следствие сложение народности уже произошло, в 19 веке узбеки уже скорее всего сложились как народность.

в одной из тем я давал ссылки на восточно-туркестанские источники. там население например андижана (это шах махмуд чурас, сер. 17 века), называемое андижанцами, делится только на две группы узбеков и таджиков, третьей нет. также если возьмем валиханова. то он не делает отличий между наименованиями узбек, сарт и кокандец, для него это все одно и тоже. беллью англ. разведчик бывший в вт, в 70-е годы 19 века, также называет андижанцев узбеками.

насчет русской статистики конца 19 века, на этом ресурсе размещена одна работа, там дается анализ этой статистики. по ней видны ее ошибки. думаю на нее ссылаться не очень правильно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

еще один тезис,

приоритет родо-племенной идентичности над этно-культурной, (или этнической. тут как подобрать термин), думаю это неверно, или не всегда так.

одноименные племенные наименования например среди чагатайцев и жителей дашти-кыпчака, скорее всего не делало из них близкими к друг другу, этно-культурно они были разными и скорее всего вообще не ощущали себя близкими к друг другу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читаю Абашина, он цитирует Ефремова-Кондырева конец 18 века, там четко различаются узбеки и бухарцев. Если хотите могу процитировать

в бухаре в эти времена (18-19 вв.) не было т.н. сартов, т.е. неплеменных тюркоязычных групп населения, там были только узбеки и таджики. под бухарцами понимаются именно таджики.

кажется даже та пресловутая статистика конца 19 века, в бухаре сартов вообще не отметила, или очень мизерное кол-во, видимо выходцы из др.региона.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имена казахов дадите, которые так подавали, На самом деле из казахов и тех кто имел казахское происхождение пока только Лапина встречал который вообще имел позицию, которая как раз таки на вас была больше похожа внешне.

Кто-то русских научил этому слову в отношении оседлых туземцев. Очевидно это были казахи.

А их имена почти такая же, как у тех кто говорил "Озбек оз агам, сарт садагам" или "Сарты сары иты" (желтые собаки).

На счет Лапина вы правы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно подумать казахи в то время были более образованы русских, и без них те (русские исследователи, включая Бартольда и др.) никак не могли составить своего мнения.

Не стали бы русские исследователи пересказывать чужую точку зрения без критического анализа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...куда мы денем тех же ферганских кыпчаков.

Некоторые племена сильно отличается от других пластов, например катаганы (возможно они и сейчас заметно отличаются). Но они тоже поздние элементы и никак не связаны с эпохой Шейбанихана. Возможно что-то похожее и с ферганскими кипчаками. Об этом говорил тот же Тимур Бейсембиев, что кипчаки ушли в Фергану в джунгарское время. Вы уже это читали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно подумать казахи в то время были более образованы русских, и без них те (русские исследователи, включая Бартольда и др.) никак не могли составить своего мнения.

Не стали бы русские исследователи пересказывать чужую точку зрения без критического анализа.

Критический анализ сделали позже, по этому не возражали вычеркивать "сартов" из истории, поняли что "сарты" и узбеки не отличались или отличались мало, что их отличия и некоторые расхождения это лишь специально подобранные ряд те или иные особенности, которых можно найти практически в любом суперэтносе. Ориентируясь на слова каких то неравнодушных русских по отношении к украинцам можно искусственным образом найти отличий хохлов от украинцев начиная в их ментальности, ведении образ жизни вплоть до некторых антропологических различий, хотя для украинцев все эти различия кажутся искусственными как в случае с сартами и узбеками. Если бы отличие было существенное, то не позволили бы им объединиться, а дальше поддержали бы идею - разделяй и властвуй.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Критический анализ сделали позже, по этому не возражали вычеркивать "сартов" из истории, поняли что "сарты" и узбеки не отличались или отличались мало, что их отличия и некоторые расхождения это лишь специально подобранные ряд те или иные особенности, которых можно найти практически в любом суперэтносе. Ориентируясь на слова каких то неравнодушных русских по отношении к украинцам можно искусственным образом найти отличий хохлов от украинцев начиная в их ментальности, ведении образ жизни вплоть до некторых антропологических различий, хотя для украинцев все эти различия кажутся искусственными как в случае с сартами и узбеками. Если бы отличие было существенное, то не позволили бы их объединить, а дальше поддержали бы идею - разделяй и властвуй.

Вы знакомы с концепцией конструктивизма?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 век. В 19 веке никакой разницы между гипотетическими сартами и узбеками не было. А с казахами связи оборвались еще во времена Шейбани, если не до него.

З.М.Бабур в 16 веке пишет, что в Андижане и ряд других городах живут тюрки и сарты.

Теперь 17 век. Шах-Махмуд Чурас. 1670г.

Рассказ о том, как вторично повел войска на Андиджан 'Абдаллах-хан, и о том, как он возвратился, не достигнув цели.

Когда жители Андиджана прослышали об этом, они засели в городе. Хан, подойдя к воротам Хакана, расположился в Гюл-тюбе. Жители Андиджана, посовещавшись, выслали навстречу хану Буте-Кара аталыка, Мурада диванбиги, Кара-Сийундж ата-лыка и Джумтак аталыка. Хан милостиво [их] принял. Когда воины выяснили, что все свои семьи и пожитки жители перевозят в крепость, и у них нет желания сдаться на милость победителя, они схватили упомянутых узбеков и обрушились на крепость. Андиджанцы — и таджики, и узбеки — в [221] полном согласии засели в крепости. Хан волей-неволей повернул назад и после ряда переходов вошел в свой стольный город 288. Той зимой скончалась Ай-ханым — дочь Ишим-хана, что родилась от Падшах-ханым 289. Тело ее привез в Йарканд Шахбаз-бек чурас. Такие знатные люди, как ходжа Саййид-Мухаммад-халифа, ахунд мулла Халил, ахунд ходжа Мухаммад-Амин Захани, ахунд Йаси, мир Ма'руф-ходжа, Мухаммад-Сиддик-ходжа, Суфи-ходжа, кази Бади' аз-Заман, кази Сариг-ходжа, Шах-Хашим-шах, Шах-Йусуф-ходжа, ходжа Салим мухтасиб и Муракине-шах (?), и такие эмиры, как Шах-Мансур-бек, Фулад-бек, мир 'Абдаллах-бек, мирза 'Абд ар-Рахман-бек, мирза Тулак-бек и Сариг-бек, составили процессию и предали земле тело ханым в Алтуне в ногах усопших государей и султанов — борцов за веру. /73б/ После похорон вельможи отправились к Ханым-падшах, чтобы выразить [свое] соболезнование. Хан находился у своей сестры. Несмотря на то что случилось [столь] тяжелое горе, он спустя несколько дней предался веселью и удовольствиям. Однако Аллах лучше ведает.

Т.е. тюрки исчезли, вместо них узбеки. Потомки караханидских и чагатайских пластов слились с пришлыми узбеками и кашгарцы называли их именем последних. А сарты встречаемые в текстах Бабура это таджики, которых кашгарцы так и называют таджиками. А казахи сартами называют практически всех групп вышеперечисленных общностей и часто прибегают к этому термину когда у них не хватает аргументов, дабы спутать читателей B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 18 веке сами кокандцы четко различали "сайртийа" и "илайтиа", если различий не было - то куда мы денем тех же ферганских кыпчаков.

Основной довод - это ссылка на Вамбери, который описывает оседлое население как узбеков. Что совсем и неудивительно — к 19 веку большиство племен уже осело.

Сартиййа и элатиййа не этническое деление, а по занятиям. Под сартиййа понимались узбеки и таджики, под элатиййа – кыпчаки, кыргызы и казахи. Например у Ибрата:

«Давлат тожик деган кишини Туркистонға ҳоким қилиб юборди. Ўзи Хўқандга қайтди. Мазкур тожик Туркистонға келиши илан атрофдаги элатияни ғорат қилиб, талон-тарож этиб, чопди. Бу бадафъол шумлиғидан жамъи қазоқия Русияга тобеъ бўлди, келмакни хохлади».

Тут один и тот же народ поочередно назван «элатия» и «қазоқия».

Вамбери далеко не единственный источник. Такие свидетельства превалируют.

Ферганские кыпчаки - не узбеки, а кыргызы. По крайней мере сегодня, после размежевания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитаты в студию, хотя бы от того же Радлова или других.

Итак, я все-таки потрачу время. Чуть ли не единственными аргументами “сартоведов” являются:

- упоминание сартов у Бабура и Алишера Навои. Данный демагогический аргумент был введен еще Бартольдом и Остроумовым и на его абсурдность обратил внимание впервые Бехбуди в своей статье о сартах;

- перепись населения 1897 года.

Давайте попорядку. Простое изучение европейских и русских источников, отчетов путешественников, послов и шпионов, записок и прочих мелких материалов показывает эволюцию термина сарт:

Европейские авторы, миновавшие казахские степи, как Вамбери или Борнс, никогда не использовали слово сарт в качестве названия тюркоязычного населения Маверауннахра. У них они всегда узбеки, хоть в Хорезме, хоть в Бухаре. Сарт для них – синоним таджика, реже – оседлого жителя.

Первые русские авторы вообще не знают про сартов. Тот же Виткевич отмечает, что сарт – так хивинцев называют казахи в насмешку, а в лицо называют оралды или ургянджи. Или взять Мейендорфа, который никаких сартов не обнаружил и считает слово синонимом слова таджик. Лишь единицы считают сартов отдельным народом – это Муравьев и Килевейн, но они не очевидцы и не собеседники местного населения, в отличие от Мейендорфа, Борнса и Вамбери, поэтому они сведения получали от информаторов. А в дальнейшем, в 1860-1870 гг. слова «сарт» и «узбек» были синонимами у некоторых авторов. Часто встречаются обороты типа «сарты и/или узбеки, населяющие Ташкент, Кашгар…».

Изначально в шпионских отчетах тоже фигурируют одни узбеки.

Сознательная дезинформация, пущенная недавно и не подкрепленная фактами, это тезис о том, что якобы узбеки в 19 веке – это полукочевые потомки шейбанийских узбеков, которые не смешивались с местным населением, говорили кыпчакским диалектом и были близки к казахам. Господа сартоведы повторили это несколько раз в нескольких работах и теперь считают установленным фактом, упорно ссылаясь друг на друга. В реальности же досоветские исследователи отмечают, что узбеки – это оседлое городское население Средней Азии, а их язык называют джагатайским (или новоджагатайским) . Никаких антропологических, языковых и культурных различий между узбеками и сартами исследователи провести не смогли. Я много ссылок по поводу приводил, лень искать, можете найти в моих дискуссиях с алп-бамси.

Тот же Остроумов приводит мнения большого количества русских и европейских исследователей, подавляющее большинство которых (как Наливкин, Григорьев, Скайлер, Р.Шоу, Гребенкин, Вамбери, Уйфальви, Реклю, Костенко, Лерх и пр.) утверждают, что сарт – это не этноним, а вообще горожанин. Можете проштудировать его книгу «Сарты».

Из статьи Гребенкина “Таджики”:

“Нам кажется, что странный эпитет сарт распространен исключительно в тех местах, где кочуют киргизы. Туркестан, Чимкент, Ташкент и другие города ... окружены кочевниками и в этих городах слово сарт – привычный уху звук. В горных же городах и кишлаках... название сарт или вовсе не употребляется, или весьма редко. ...по мере удаления от берегов Сыра на юг, название сарт становится более и более редким и уже в Шахрисабзских владениях и в городе Карши нам не приходилось его слышать”.

Вообще, те любители тыкать статистикой 1897 года совершенно не учитывают этих деталей. Остроумов очень хотел доказать, что существует отдельный народ сарт, ему вторил Бартольд и Аристов, однако остальные исследователи не разделяли их взглядов. В европейской же науке давно утвердилось мнение, высказанное Робертом Шоу, что сарт не имеет этнографического значения, и что под сартами подразумеваются “арийские таджики и татарские узбеки”. Я могу полезть за цитатами, если очень уж не верится, но от этого ничего не изменится – все кратко приведено у того же Остроумова, если хочется ознакомиться со мнением Шоу и других. А пока мнение Юджина Скайлера:

Жители Ташкента в основном узбеки, хотя есть некоторое количество таджиков и много татар, казахов, индусов и др. Местные жители как и во многих других местах Туркестана известны под именем сартов, но это название не имеет этнологического значения, как одним из первых показал г-н Шоу”.

Тут все дело в принципах. Лапин, как туземец, лучше знает ситуацию, и он утверждает, что так называемые сарты – это суть «таджикизированные» узбеки, которые живут в городах и потеряли самоназвание, а в остальном различий от узбеков не имеют. Также самоназвания не имели и городские таджики, как это было показано в дальнейшем исследованиями Сухаревой, частично Магидовичем и Кармышевой. И что, считать их отдельным народом?

А вот Остроумов узбеками называл только потомков шейбанийских узбеков, и пытался выделить их из остальной массы тюркоязычных горожан и земледельцев, которые, по его мнению, были отуреченными таджиками. Все его аргументы основываются на расистких критериях – «иранский» характер сарта, его внешность и манеры, при помощи которых он пытался отделить их от узбеков. Но тезис о тюркизации таджиков во многом противоречит фактам, по крайней мере подавляющее большинство «сартов» были теми же узбеками, а не какими-то ассимилятами. Кроме того, в народе давно было утеряно выделение узбеков от прочих пластов современных узбеков – чагатаев, хаканитов и пр., несмотря на прихоти отдельных востоковедов.

Аристов и Остроумов были вынуждены признать, что никаких различий между населением Самаркандской и Ферганской областей нет, хотя в статистике первые фиксируются как узбеки, а вторые – как сарты. Также не является показателем деление на роды. Простой пример из того же Аристова:

«По официальным сведениям 1885 г., узбеки ходжентского уезда потеряли «точное деление на колена» » (Со ссылкой на: Е.Смирнова. Сырдарьинская область, Спб. 1887 г., стр. 46).

Вообще один языковой, антропологический и языковой континуум, живущий от Ферганы до Хивы, называли двумя именами – узбеками в Бухаре и Хиве и сартами в Коканде. Путаница при переписи 1897 года возникла из-за этого. Это много раз отмечалось.

Бартольд, рецензия на сочинение Аристова «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности»:

В настоящее время слово сарт даже в официальной статистике не имеет определенного, всеми признанного значения и сарты часто смешиваются с узбеками. Статистика Самаркандской области не признает сартов, а только узбеков и таджиков; с другой стороны, «в ферганской статистике почти нет узбеков, и все оседлое население именуется сартами» (стр. 156). Г-н Аристов предлагает «называть сартами лишь говорящее по-тюркски оседлое и утратившее родовые быт и деления население Сыр-дарьинской и Ферганской областей» (стр. 157). Автор знает, что «для перешедших к оседлой жизни кочевников утрата родового быта и родовых делений есть только вопрос времени», но, по его мнению, для этого «большею частью время все-таки требуется немалое» (стр. 155). Если предложение г-на Аристова будет принято, то слово сарт будет иметь скорее бытовое, чем этнографическое значение; по замечанию самого автора, сюда войдут, кроме отуреченных таджиков, еще «помеси тюрков разных племен между собой и с другими сверх таджиков инородцами (напр. с афганцами, потомками арабов и пр.)». Такое соображение не останавливает автора, полагающего, что «это не помешает сартам быть или сделаться довольно однородной народностью, так как единство языка, религии, занятий и быта неизбежно повлечет за собою и антропологическое слитие путем браков и метисации». Против этого можно возразить, что для такого антропологического (и лингвистического) слития также «время все-таки требуется немалое». Так как основным признаком народа является язык, то, как нам кажется, точное разграничение сартов и узбеков возможно только путем точного определения тех при­знаков, по которым наречие сартов отличается от узбекского.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аристов, из названной книги:

«Как статистика самаркандской области не признает существование сартов, так сведения по ферганской области игнорируют узбеков. в Проекте Всеподданнейшего отчета турк. ген.губернатора 1881 года узбеков в ферганской области не значится и из массы тюркского населения выделены, кроме киргизов, только кипчаки в числе 70 т.д., остальное же именуется сартами. Между тем по историческим данным не подлежит сомнению, что в 16 веке и Фергана получила значительное количество шейбанитских узбеков, к которым должны были присоединиться обитавшие в долине местные тюркские роды, и что составившийся таким путем узбекский элемент Ферганы был многочислен и пользовался в стране большим политическим влиянием, а иногда и господством…Правда большая часть узбекского населения обратилась особенно в последнее время к оседлости, а остальная к полуоседлости, вообще же начинают сливаться с сартами, но родовой быт еще далеко не утратил в среде его живучести».

Прежде чем говорить, что сарты и узбеки четко различались, надо знать, каким образом приходилось отделять их друг от друга, даже при разборе статистики 1897 года:

«За неимением достоверных современных цифр узбеков в ферганской области и сартов в самаркандской области остается предположить, что число узбеков, показываемых в ферганской области сартами, и количество сартов, значащихся в самаркандской области узбеками, приблизительно одинаковы и на этом основании удовольствоваться теми новейшими цифрами узбеков и сартов, какие есть, при чем по крайней мере итоги численности узбеков вместе с сартами получаются для названных областей верные».

Другие факты:

В статистических данных 1876 года поголовно все население русского Туркестана называется сартами. А между тем по статистике 1897 года в Чимкенте проживают сарты, в Таразе и Туркестане – узбеки, а в Ташкенте и вовсе «турецкие наречия без разделения». Чокан Валиханов основное население Коканда называет тремя именами – кокандцы, узбеки и реже – сарты. Кроме того, Турар Рыскулов в своей книге про восстание 1916 года пишет «Ташкент, Аулиев-ата и прочие сартовские города». Обратите внимание, что все эти термины были взаимозаменяемыми.

«…по официальной статистике самаркандской области в населении этой области сартов совсем не оказывается, а есть только узбеки и таджики. С другой стороны в ферганской статистике почти нет узбеков, и все оседлое население именуется сартами. Эти противоречия истекают в значительной степени из господствующих в самом местном туземном населении этнографических именований и отношений. В Ташкенте и других оседлых пунктах сырдарьинской области отуреченные таджики с очень давнего времени составляют большинство оседлого населения, пользовавшееся притом временами политическим господством, и сами именуют себя сартами. В оседлом населении Ферганы отуреченные таджики также всегда составляли большинство, хотя узбеки (главным образом кипчаки) пользовались там до недавнего времени политическим преобладанием. Напротив в самаркандской области, в бухарском и хивинском ханствах не только политическое господство, но и численное преобладание несколько веков уже принадлежало узбекам, которые естественно продолжали сохранять свое имя и по обращении к оседлой жизни распространить даже его на отуреченных таджиков, которые со своей стороны конечно не желали именоваться ни таджиками, ни сартами, а предпочитали называться узбеками, чтобы пользоваться правами и почетом господствующей народности, которая к таджикам и сартам относилась как к племенам низшим и подчиненным. В результате, в то время как когда на Сырдарье и в Фергане говорящее по-тюркски оседлое население само себя зовет сартами или по крайней мере не отвергает такого общего этнического наименования, за неимением другого, и пользуется этим именем в официальной практике, все тюркское оседлое население самаркандской области и ханств именует себя узбеками, и последнее имя получило перевес и в местном официальном употреблении, хотя в настоящее время по языку и быту это оседлое тюркское население не особенно много отличается от сартов сырдарьинской и ферганской областей, в антропологическом же отношении и оно напитано таджикской кровью в количестве не особенно много меньшем».

Посему различия между сартами и узбеками очень, очень призрачны. А касательно того, что узбеки – это потомки исключительно шейбанийских узбеков, так это опровергается приведенными выше словами.

Все дело в том, что самоназванием части населения Коканда был турк. Это не какие-нибудь отуреченные таджики, а реально существующая этнографическая группа узбеков. Турки делятся на собственно турков, барласов, кальтатаев, мусабазари и карлуков, можете подробнее посмотреть у Кармышевой. Их по сей день много в долине. А также, кроме узбеков, были действительно отуреченные персофоны, как население Маргилана, а возможно и Коканда плюс несколько мелких городов. Андижан изначально был тюркоязычным, Фергана и Наманган относительно новые города. Но для русских турк – это не национальность, а общее обозначение всех тюркоязычных народов, отчего они фиксировали турков или просто «мусулмон»ов как сартов, а то и просто как «турецкие наречия без разделения». Однако все обозначенные группы к 19 веку составляли один этнос. Об этом сказано в статьях Бехбуди и Лапина, может посмотреть. Мы имеем живое свидетельство, и не одно:

«Приведем еще малоизвестный пример того, что сарты не считали себя сартами – это ответ ташкентского Махмута – «фактотума всех русских – знал все и вся», на вопрос о том – кто такие сарты? Махмут ответил: «В здешнем крае много разных племен: самые многочисленные из них – киргизское, узбекское и таджикское… Слово сарт значит – неизвестный человек: мы же понимаем городского жители или торгового человека. Сартовского племени нет: такое название придумали русские, когда этого слова сарт не понимали»».

Алихан Аман, Об этимологии, значениях и истории слова сарт:

«Изначально следует отметить отсутствие слова сарт в письменных источниках, созданных самими сартами, или в самоназваниях групп каких-либо групп населения Туркестана. В многообразных источниках на протяжении около десяти веков слово сарт звучит о сартах, но не от сартов, что можно объяснить только упорным неприятием этого самоназвания… Точности ради следует отметить, что слово сарт все же встерчается в начале 20 века в множествен документов, написанных или подписанных, но не сартами, а от их имени во времена «рус вакты» – «времена русских» – так часть населения Туркестана до сих пор называет времена пребывания России в Средней Азии. В этих документах термин сартов представляли русскому чиновнику посредники – чиновники, писцы и переводчики».

Что же касается местных источников, то в них упоминаются следующие народности: узбек, таджик, казах, киргиз, кыпчак, каракалпак, калмык, туркмен. И все. Никаких сартов. В некоторых кокандских источниках встречаются слова «сартиййа» и «элатиййа», которые означают соотвественно оседлый и кочевник. В европейских, афганских и иранских источниках в качестве этнического названия упоминаются одни узбеки. Начиная с середины 17 века исчезает этноним «чагатай», они объединяются с узбеками, и с тех пор основное население Маверауннахра постоянно именуется узбеками. Бахтияр приводил восточнотуркестанские источники емнип 1650 года, в которых жителями Андижана названы узбеки и таджики.

Это вкратце. Не пожалел времени я по следующей причине. Давно заметил в ходе дискуссий тут и в ходе настоящей дискусси с асан-кайгы любопытные полемические приемы, к которым мои оппоненты постоянно прибегают:

- свое мнение они считают априори верным, не требующим ссылок, цитат и аргументов, а противоположное мнение требуют доказать ссылками, цитатами, упорно цепляясь за отдельные огрехи. И публика на это водится. Ничего против не имеем – просто впредь и мы потребуем от господ кое-каких ссылок.

- очень любят они ляпнуть что-нибудь о сартах, в качестве доказательства указывая на статистику 1897 года. Противоположное мнение они не приемлют и требует опять-же ссылок да цитат. Все бы ничего, вот только после приведения ссылок они исчезают на время и возвращаются с теми же утверждениями и все опять по сотому кругу. Я уже свои аргументы с десятками цитатами из источников приводил много раз, но каждый раз приходится повторяться, невольно ведясь на этот ловкий демагогический трюк. Так вот, советую припомнить и внимательно прочесть этот мой пост, где все разжевано и показано буквально лупой, и впредь не требовать все повторять заново, от темы к теме. Я не намерен повторяться сотню раз, абсурдность и необоснованность деления сарт-узбек как отдельные этносы считаю доказанным. Если не согласны – все претензии к процитированным авторам и просим опровергать аргументированно, тоже со ссылками и цитатами, как любите требовать сами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Родо менное деление было, это когда они за пределы общности у них появлялась солидарность и поэтому они приняли экзоэтнонимы узбек и татар в разных частях по разному.

понятно.я почему то предполагал, что отсутствие этнонима более характерно для земледельческо-городских народностей мусульманской культуры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

понятно.я почему то предполагал, что отсутствие этнонима более характерно для земледельческо-городских народностей мусульманской культуры.

Наций не было тогда, у горожан была географическая или сословная идентификация у кочевников родовая. у обоих могла еще быть религиозная. В момент как кочевники приходили в оседлые местности у них родовая идентификация ослаблялась и усиливалась надродовая сословная идентификация.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Сарты название туземных оседлых жителей городов и селений обл. Сырдарьинской и части Ферганской и Самаркандской. Общая численность их достигает 800000, составляя, по данным 1880 г., 26% всего населения Туркестана и 4,4% оседлого его населения. В Сырдарьинской обл. Сарты свыше 210 тыс., в Фергане ок. 350 тыс., в прежнем Зеравшане (ныне Самаркандская обл.) свыше 150 тыс. Многочисленные во всей юго-вост. полосе Туркестанского края сплошные поселения Сарты оканчиваются в городах Туркестане и Аулиэ-ата, не распространяясь далее этих пунктов по долине Сыра и в пределы Семиреченской обл. Небольшое сартовское население последней (до 5000 душ) состоит из рассеянных по городам области торговцев, из которых только немногие основались там на постоянное жительство. Происхождение слова Сарты, которое встречается уже у Плано-Карпини (XIII в.), остается невыясненным; всего менее основательно мнение, будто Сарты — бранная, насмешливая кличка, данная узбеками горожанам Туркестана. В этнографическом отношении Сарты представляют собою тип смешанный, происшедший от слияния древнего иранского населения Туркестана с позднейшими завоевателями и поселенцами тюрко-монгольского происхождения. Сарты сохранили физический иранский тип и по наружности очень похожи на таджиков (см.), но в отличие от последних, живущих среди них разбросанно и сохранивших свой персидский язык, Сарты говорят на особом тюркском наречии, известном под именем сарт-тили. По мнению Лерха, наречие Сарты ближе всего к джагатайскому литературному языку, а в отдельных пунктах приближается к народному наречию узбеков и киргиз. Сарты — среднего роста (мужчины в среднем — 1,69, у женщины — 1,51 м); дородность легко переходит у них в тучность. Цвет кожи смуглый, волосы черные, глаза темно-коричневые, борода небольшая. По головному указателю (85,39), равно как и по черепному они — настоящие брахицефалы. Череп у Сарты мал, лоб средний, брови дугообразные и густые, глаза редко расположены не на прямой линии; нос прямой, иногда выгнутый; лицо вообще овальное. Иногда слегка выдающиеся скулы, расположенные под небольшим углом глаза и большое междуорбитное расстояние ясно указывают на присутствие алтайской крови, но вообще иранская кровь берет верх. Движения Сарты плавны, но иногда эта плавность сообразно восточному этикету переходит как бы в вялость. Если к этому прибавить широкий и длинный халат на плечах, ичиги с калошами на ногах и пышную чалму на голове, мешающие свободным движениям, то легко понять распространенное в Европе мнение о восточной лени и апатичной натуре Сарты На самом деле, однако, Сарты отличаются экспансивностью натуры, живостью ума и большим трудолюбием. Рабочий труд Сарты, особенно земледельческий, тяжел вследствие жаркого климата, к которому они приспособились, соразмеряя свои движения так, чтобы сил хватило на целый рабочий день. Домашний быт Сарты несложен и отличается патриархальностью. Жилище, одежда, пища даже у состоятельных лиц отвечают лишь крайним потребностям, которые строго сообразуются с указаниями шариата. Отличительная особенность жилищ Сарты — отсутствие окон и печей; нагревание производится посредством жаровни с углями. В санитарном отношении домашняя жизнь Сарты не удовлетворяет самым элементарным требованиям, и только умеренность в пище и питье и теплый климат, дающий возможность проводить большую часть времени года на открытом воздухе, спасает Сарты от повальных болезней. Среди Сарты распространены проказа (махау) и так наз. сартская болезнь (ташкентская язва, паша, хурда). Последняя, впрочем, не исключительно свойственна Сарты Это — не что иное, как вост. язва, распространенная в тропических и субтропических странах и известная в различных местностях под различными названиями (пендинская язва в Закаспийском крае, алеппский прыщ, делийская язва) и поражающая не только туземцев, но и европейских поселенцев. Всего более болезнь эта распространена в Туркестане и в Закаспийском крае. Сартская болезнь — накожное заболевание, начинающееся папулою, переходящей в пустулу или прямо в язвинку, со струпом или без струпа, затем превращающеюся в язву величиною от горошины до сливы, а иногда ладони и больше, от которой по заживлении остается рубец, большею частью неглубокий. Язвы эти не смертельны, поражают человека в количестве от 1 до 170 и больше, главным образом на открытых местах тела, и редко сопровождаются лихорадкой и общим заболеванием, но и при обычном течении могут принять очень тяжелую форму, так как, поражая руки и ноги, лишают больного трудоспособности на более или менее продолжительное время. Болезнь продолжается от 2 до 8 месяцев; возникает она спорадически и эндемо-эпидемически, обусловливаясь микрококком biskra. Лучшее лечение сартской болезни — содержание в чистоте, покой и перевязка антисептическими растворами. Довольно удачно лечат сартскую болезнь и туземные знахари. Среди Сарты известны еще два эндемические заболевания — зоб в Ферганской и ришта в Самаркандской области; оба они находятся в прямой зависимости от воды. На народном здоровье гибельно отражается также распространенные среди Сарты курение наши (опиума) и употребление кукнара (гашиша). За последнее время среди Сарты получает распространение и пьянство. Половая нравственность стоит у Сарты на низком уровне. В эпоху ханского владычества была широко распространена тайная проституция, хотя прелюбодеяние и влекло за собою смертную казнь; в последнее время наряду с тайной получила широкое развитие открытая проституция. Со времени завоевания края тайная проститутка (купия) совсем почти вытеснила бачей — мальчиков, увеселяющих публику пляскою, но все же бачебазство (развлечение с бачами) широко распространено, принимая иногда самые гнусные формы. Допускаемое у Сарты многоженство доступно лишь более зажиточному классу, среди которого обладание несколькими женами является своего рода модой. Благодаря скоплению в городах массы пролетариев, охотно отдающих своих дочерей за самый ничтожный калым, многоженство у Сарты распространено более, нежели у киргиз. В домашней и общественной жизни Сарты господствует разделение полов; замкнутое положение женщины, показывающейся на улице не иначе, как под покрывалом, проявляется всего сильнее у состоятельных Сарты, у которых для женской половины устраивается отдельное помещение с особым двором, отделенным от мужского жилья, что, однако, не способствует ограждению нравственности. В общем Сарты честны, трезвы и умеренны; в семейной жизни они отличаются чадолюбием; другая отличительная черта их — почтительность к старшим. По занятиям Сарты распадаются на три класса: 1) ремесленники и земледельцы, 2) торговцы, 3) представители духовенства и мусульманской науки (казии, аглямы, муфтии, ишаны, мударрисы, муллы). Сарты легко приспособляются к новым условиям жизни и усваивают практические знания в ремеслах. Известны изделия их с очень мелкою и красивою резьбою как по дереву, так и по металлу. Сарты — единственные в своем роде штукатуры и мастера в лепных работах; последние выполняются ими чрезвычайно тонко и изящно. Сарты — фанатические мусульмане; религиозность составляет основную черту их характера и поддерживается широко распространенным начальным образованием, получаемым в мектебе; для высшего образования служат медресе. Литература Сарты ограничивается священными книгами, несколькими историческими сочинениями и переводами Гафиза и др. персидских поэтов. Туземные поэты довольно многочисленны, но не дали ничего выдающегося. Они отзываются и на новейшие события; так, напр., имеются стихи о движении русских войск в Среднюю Азию и о завоевании ими сартских городов; в них порицается трусость сартских чиновников и их многочисленных войск и воспевается храбрость Кауфмана, Черняева и Головачева. Сказки, пословицы, толкования снов и песни Сарты сходны с аналогичными памятниками народного творчества тюркских племен, живущих по Тянь-Шаню и в Восточном Туркестане. В сказках Сарты много мотивов, близких к мотивам русских сказок; они могут дать обильный материал для сравнительного изучения наших эпических мотивов наряду с восточными. Памятники народного творчества Сарты нашли усердного собирателя в лице Н. П. Остроумова, который долго состоял редактором официальной газеты, выходящей в Ташкенте, на сартском языке, с 1870 г. Об истории Сарты см. Кокандское ханство, Туркестан и Фергана. Ср. В. Наливкин и М. Наливкина, "Русско-сартовский и сартовско-русский словарь, с приложением краткой грамматики по наречиям Наманганского уезда" (Казань, 1884); их же, "Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы" (Казань, 1886); Н. Остроумов, "Сарты Этнографические материалы" (вып. I—III, Ташкент, 1890—95; 2 изд. 1-го вып., Ташк. 1896); "Кодекс приличий на мусульманском востоке" (перевод сартского памятника, который в оригинале носит заглавие: "Книга о благоповедении людей благочестивых", в "Сборнике Сырдарьинского статистического комитета за 1894 г.", Ташкент, 1895).

Узбеки (правильное произношение: Ozbeg). — Под Узбеки в настоящее время подразумевается конгломерат племен тюркского происхождения, с примесью иранского и монгольского элементов, говорящих на одном из среднеазиатских тюркских диалектов и живущих в Бухаре (около 1 млн., по Вамбери), в Хиве (около 257 тыс., по Кузнецову, 1896 г.), в афганском Туркестане (200 тыс., по Вамбери), в русских среднеазиатских владениях (579740 д., по Аристову), общей численностью в 2037240 д., занимая в этих территориях с XVI в. положение политически господствующего элемента. Самое название Узбеки имеет скорее политико-историческое значение, чем этническое. Узбек — старинное, встречающееся еще в памятниках XII в. собственное имя, этимологическое значение которого: истый князь. Значение политического названия целого народа слово Узбеки приобрело в XIV в., в царствование джучида Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в течение 30-ти лет и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Те из последних, которые приняли ислам, с тех пор стали называть себя, по имени своего хана, Узбеки, в отличие как от племен, оставшихся шаманистами, так и от племен западного улуса, джагатаев, точно так же как раньше они называли себя, по имени основателя династия, джучами. Начиная со второй половины XV в., джучиев улус стал распадаться; западная часть его совершенно отпала, образовав независимые ханства крымское и казанское, а в восточной части выделился союз киргиз-кайсачий. После гибели Абул-хаир-хана и его сыновей (в 1465—66 гг.) имя Узбеки сохранилось лишь за немногочисленными родами, оставшимися верными своей династии. Возродились Узбеки и снова стали играть крупную роль, когда в конце XV и первой четверти XVI в. потомок Узбек-хана, внук Абул-хаира, Шейбани-хан, объединил вокруг себя разные тюркские племена и спустился с сев. побережья Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи в страны Трансоксании, чтобы сломить могущество Тимуридов и утвердить свое владычество в Бухаре и двух других среднеазиатских ханствах. Весь этот конгломерат племен, в котором тюркский элемент был перемешан с монгольским, получил общее название Узбеки В новозавоеванной территории армия Шебани-хана столкнулась с раньше уже осевшими здесь различными тюркскими племенами, занимавшими положение господствующего класса среди исконного населения края (иранского происхождения), но в значительной мере смешавшегося с последним и усвоившего его культуру. Общее политическое название этих племен было джагатаи. Сначала они отнеслись к Узбеки враждебно, как варварам-разрушителям, но с утверждением власти шебанидов стали сливаться с победителями, образовав то смешанное, говорящее на джагатайском наречии население, которое до настоящего времени в Средней Азии называется Узбеки. Процессу слияния в значительной мере подверглись и аборигены страны иранского происхождения — таджики и сарты. Все это вместе взятое, в связи с господствующим положением Узбеки, привело к тому, что именем Узбеки стали называться самые различные народности, как киргизы, кара-киргизы, сарты, таджики и т. д. До какой степени термин Узбеки потерял чисто этнографическое значение, видно из того, что не только в официальной статистике Узбеки классифицируются сартами и наоборот, но и в ученой литературе то вовсе предлагается оставить название сартов, как отдельно не существующего народа (Лапин), то рекомендуется отличать сартов от Узбеки по такому единственному, чисто социальному и преходящему признаку, как утрата черт родового быта (Аристов). Основным признаком узбеков приходится считать политическое их положение, как это делает Вамбери, считающий Узбеки те тюркские племена, которые, явившись в Трансоксанию с Шейбани-ханом, менее других подверглись смешению с таджиками, сартами и киргизами и сумели сохранить в течение трех последних веков господствующее положение над другими народностями. Наиболее чистые элементы Узбеки сосредоточены в Хиве, Майменэ и Шерисепсе; их меньше в Бухаре, еще меньше в Коканде. В Хиве все население левого побережья Аму-Дарьи, за исключением туркменов и немногочисленных сартов — сплошь Узбеки В Бухаре, по берегам Зеравшана, а также в южных и западных округах, Узбеки составляют преобладающее земледельческое население. И эти, однако, "чистые" Узбеки, судя по родовым названиям (не менее 90), составились из самых различных отраслей тюркского племени, не говоря о других ранних и позднейших примесях. Поэтому об едином антропологическом типе Узбеки говорить нельзя. Наиболее чистый тип — у хивинских Узбеки, которые, по Вамбери, среднего роста, выше киргизов, но не так высоки и крепко сложены, как каракалпаки. Голова овальной формы, глаза с продольным разрезом, скулы не очень выступающие, цвет кожи светлее, чем у таджиков, волосяной покров пышнее, чем у туркменов, и чаще темный. У бухарских Узбеки заметны более глубокие следы арийского смешения (преобладающий темный цвет волос и кожи), а кокандских Узбеки уже трудно отличить от сартов. 11 Узбеки Зеравшана, по Федченко, дали 1664,30 (рост) и 83,24 (гол. указ.); 33 Узбеки Самарканда, по Уйфальви — 1678,30 (рост) и 84,01 (гол. указ.); Узбеки Ферганы, по Уйфальви — 1670,50 (рост) и 86,13 (гол. указ.). Громадное большинство Узбеки ведет оседлый образ жизни, занимаясь преимущественно земледелием и отлично усвоив от своих культурных предшественников искусство орошения полей. Кочующих Узбеки очень немного: в восточной Бухаре и, в особенности, по левому берегу Аму-Дарьи, в афганских владениях; полукочующих, летом переходящих со своими стадами с места на место, а зимою пребывающих в постоянных зимних жилищах (кишлак), — гораздо больше (преимущественно в вост. Бухаре), но переход этих элементов к земледелию — дело ближайшего будущего. При всем сходстве внешнего быта оседлых Узбеки с сартами и таджиками, замечаются и некоторые различия. Одежда Узбеки из более плотных материй и не так широка, как у таджиков; вместо тюрбана они часто носят высокую меховую папаху, более широкую, чем у туркменов, и более низкую, чем у сартов. Женщины одеваются по-туркменски: только праздничный головной убор выходит из употребления. Как земледелец, Узбеки употребляет и мучную пищу, но молочная и мясная пища, даже конина, играет в обиходе Узбеки такую же роль, как у номадов. Наоборот, стол сартов и таджиков ему совершенно чужд. Из напитков Узбеки употребляет чай, куртабу (разведенный в воде сыр) и айран; кумыса не пьет почти вовсе. Старая привычка к жизни в шатре и на открытом воздухе и теперь еще сказывается: у оседлого Узбеки в обычае раскидывать войлочную палатку на дворе своей окруженной высокими стенами мызы и нередко проводить в ней зиму. И в социальных обычаях Узбеки сохранили много пережитков из прежней жизни номадов. Несмотря на вековое влияние мусульманства, браки заключаются непосредственно между молодежью, без вмешательства родителей, которые участвуют только в уплате калыма, состоящего из традиционных 9 голов скота. Игры, музыка, состязания и прочие развлечения, сопутствующие брачным празднествам — те же, что и у номадов. Как и у последних, женщина у Узбеки во время родов подвергается сильнейшему встряхиванию, для ускорения родов. Положение женщины гораздо лучшее, чем у сартов и таджиков; многоженство встречается только в высших классах, в Хиве — реже, чем в Бухаре и Коканде. Семейная жизнь отличается чистотой и мягкостью отношений, хотя патриархальная власть отца очень велика (даже пожилые сыновья не позволяют себе сидеть или заговаривать первые в присутствии отца). В характере Узбеки очень ярко проявляются типичные черты тюрок: солидность, прямота, честность, отсутствие суетливости, угрюмая тяжеловесность — и в то же время инстинкты воина и повелителя. Литература Узбеки преимущественно народная, состоящая из религиозных и рыцарских рассказов, сюжеты которых заимствованы из мусульманских легенд и народной поэзии киргизов. Исторические сочинения — почти все либо официальные хроники, составленные по распоряжению ханов, либо переводы с персидского и арабского. Имеются также образцы народной лирики. По религии Узбеки — ревностные мусульмане, но далеко не столь фанатичны, как их арийские соседи. В их культе сохранились пережитки древних иранских влияний. В Хиве, например, празднование Норуза, т. е. весеннего равноденствия, так же строго исполняется, как персами Ирана. Скакание вокруг огня, всячески оказываемое ему почтение, лечение лучами заходящего Солнца, наконец, древнеиранские солярные мифы — все это свидетельствует об исконном пребывании тюрок в территории нынешних Узбеки и общении их с аборигенами иранского происхождения. О языке Узбеки — см. Турецкие языки.

Литература. Vambery, "Das Turkenvolk" (Лпц., 1885); Η. Аристов, "Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей" ("Живая Старина", вып. III и IV, 1896); Radloff, "Aus Sibirien" (Лпц., 1886); Яворский, "Путешествие русского посольства по Афганистану и Бухарскому ханству в 1878—79 гг." (т. II, СПб., 1883); П. Кузнецов, "О Хивинском ханстве" ("СПб. Вед.", 1896, 128); Ujfalvy, "Le Konhistan, le Ferghana et Kouldja" (Лпц., 1884). Ср. литерат. к словам Бухара, Хива, Коканд, Ферганская область, Афганистан.

Л. Ш—г.

Таджики — племя арийского происхождения, составляющее ядро населения Бухары, Афганистана, Балха, Сегестана, Хивы; живут Таджики также в Бадахшане, до Памира, и в Кашгаре; в качестве торговцев встречаются и в Южной Сибири, и в Восточном Туркестане, где сельское население состоит из отатарившихся Таджиков. Слово Таджики означает "увенчанный"; это показывает, что в прежнее время им принадлежала власть в тех местах. Во многих странах Арало-Каспийской покатости Таджики называют себя "парсиван", т. е. персиянами; они действительно являются остатками первоначального персидского населения Средней Азии. В наружных физиономических особенностях Таджиков ясно замечаются главные черты иранского типа: они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, толстому носу и большому рту можно заключить о значительной примеси туранской крови. У Таджиков высокий лоб, выразительные глаза, черные ресницы, густые темно-русые волосы, густая борода. Таджики живут в селениях и городах, занимаются земледелием, скотоводством, ремеслами и торговлей. Они исповедуют магометанскую религию шиитского толка, но сохраняют еще следы почитания огня и солнца. По духовным качествам Таджики стоят много выше своих татарских завоевателей — узбеков: Бухара только потому сделалась средоточием среднеазиатской цивилизации, что там с древних времен Таджики составляли преобладающее большинство населения, которое, хотя и покоренное, не переставало играть роли цивилизаторов по отношению к своим повелителям. Как в первые века по принятии ислама на поприще религиозных знаний и философии отличались более всего Таджики, так и теперь еще в Бухаре, Коканде и Кашгаре известнейшие муллы и знатнейшие имамы принадлежат к Таджикам. Они же были устроителями ирригации в оазисах Туркестана. По своему быту и образу жизни Таджики сходны с сартами (см.), вследствие чего некоторые ученые считают их за одно и то же племя; Вамбери утверждает, что слово "сарт" есть турецкое название таджика. Словарь таджикского (или бухарского) языка составлен А. Старчевским ("Спутник русского человека в Средней Азии", вып. V, СПб., 1878). О горных Таджики, или гальчах, см. Ср. Ю. Д. Южаков, "Сарты или Таджики" ("Отечеств. записки", 1867, т. 173); А. Вамбери, "Очерки Средней Азии" (рус. пер., М., 1868); А. Гребенкин, "Таджики" (сборник "Русский Туркестан", вып. 2, M., 1872).

Киргиз-кайсаки — народ, которому это имя несомненно дано иностранцами, так как сами Киргиз-кайсаки-кайсаки ни теперь, ни прежде так себя не называли и не называют; отдельные лица из их числа иногда обозначают свою национальность общим именем "хасак", но чаще определяют ее поименованием того рода, к которому каждое из них считает себя принадлежащим. Сведения о происхождении и первоначальной истории Киргиз-кайсаки-кайсаков собирались нашими учеными еще с первой половины прошлого столетия (труды Миллера, Фишера, Палласа, Рычкова, Георги и др.), но более обстоятельные исследования по этому вопросу появились только в 1860-х гг. и принадлежат В. В. Вельяминову-Зернову. В Средней Азии отдельные роды кочевников, отделившиеся от своего племенного союза, получали у тюрков общее название "казаков". Группируясь, они могли образовывать новые союзы — и именно этим путем, по мнению Вельяминова, составился союз киргиз-кайсацкий. Новейшие этнологические исследования подтверждают эту догадку, доказывая, что Киргиз-кайсаки-кайсаки составились из разных народностей, с заметным преобладанием тюркского племени, что отразилось и на чертах их лица. У них можно встретить все переходы и оттенки, начиная от чисто монгольского очертания лица калмыка до типических черт кавказского племени. О своем происхождении сами Киргиз-кайсаки-кайсаки хранят массу противоречивых преданий, хотя всем им присуща одна общая черта, свидетельствующая, что народ этот составился из обломков Чингисова царства (по Вельяминову-Зернову — не ранее второй половины XV в.).

В ту пору местности, составляющие ныне восточную часть Оренбургской губернии, область сибирских киргизов, южную половину Акмолинской и северную часть Семипалатинской области, составляли владения сильного Узбекского улуса, во главе которого стоял хан Абул-хаир. Угнетаемые этим правителем, два сына джучидского Барак-хана, Гирей и Джанибек, собрав подчинявшиеся им аулы, перекочевали с ними на восток и, с разрешения местного владетеля, Исабухи-хана, заняли места приблизительно нынешних Верненского и Капальского округов. После смерти Абул-хаира, при сыне его, Шейх-Хайдере, "Узбекский улус", по выражению местных его историков, "начал падать день ото дня, и враги покусились на самый юрт Абул-хаира". Результатом этого было раздробление узбекских владений, причем значительная часть племен откочевала на соединение с Гиреем и Джанибеком. К 1465 г. последние насчитывали у себя уже до 200000 подданных, которые получили у своих соседей название казаков. Таким образом, основу киргиз-кайсацкого союза составили собственно узбекские роды и племена; затем, расширяя свои владения, они приняли в свой состав поколения найманов, джалаиров, дулатов и др., имена которых мы встречаем сначала в Монголии и среди монголов, а затем находим в составе родов, известных под общим именем Киргиз-кайсаки-кайсаков. Менее чем в полвека народонаселение киргиз-кайсацкого союза увеличилось до 1 млн. и кочевья его расширились к северо-западу до Урала, куда перешел на жительство сын Гирея, Бурундук, тогда как сын Джанибека, Касим-хан, остался кочевать на старых местах, около озера Балхаш, имея свою ставку на реке Каратал. Энергичный Касим-хан добился изгнания Бурундука и впервые соединил под своей властью всех Киргиз-кайсаки-кайсаков. Говорят, что после этого он имел в своем распоряжении до 300 тыс. войска. Свою ставку он перенес к горам Улу-тау, почти в самый центр своих владений. После смерти Касима (около 1520 г.) наследовавшие ему племянники его не сумели сдержать киргиз-кайсацкой вольницы: орда начала распадаться, и многие из султанов, со своими родовичами, искали спасения в бегстве.

Лет двадцать спустя, со вступлением на ханство сына Касима, Ак-назара, дела снова пошли по старому. Уже Семен Мальцев, посланный в 1569 г. Иоанном Грозным к ногаям, сообщает о нападении на ногайские улусы "казацкия орды Акназаря царя, Шигая царевича и Челыма царевича"; еще ранее, по свидетельству Джанкинсона, Киргиз-кайсаки-кайсаки нападали на Ташкент и теснили Аксу, владетель которого погиб в сражении с Ак-назаром. Еще более возвысилась орда в ханствование второго из поименованных Мальцевым правителей, царевича Шигая, бывшего постоянным союзником бухарского хана Абдуллы. Сын и преемник Шигая, именуемый в русских государственных актах Тевкелем, был первым из киргиз-кайсацких ханов, вступивший с Россией в переговоры о подданстве. Желая возвратить свободу своему племяннику, взятому в плен русскими, Тевкель, в 1594 г., послал в Москву посла с грамотой о принятии его со всей ордой в подданство. Царь Феодор отправил к Киргиз-кайсаки-кайсакам переводчика татарского языка, Вельямина Степанова, с извещением, что он принимает Киргиз-кайсаки-кайсаков в число своих подданных и пришлет им огнестрельные снаряды, но в доказательство покорности требует представления аманатов. Неизвестно, какого рода ответ привез царю Степанов, но достоверно, что ни Тевкель, ни его наследники не были подданными России до второй четверти XVIII в. Тевкель овладел Ташкентом, Туркестаном и сопредельными им местностями; с тех пор киргиз-кайсацкие ханы, до 1723 г., имели свою резиденцию в Ташкенте...

Конец цитат.

Сарты и узбеки, как говорят в Одессе, это две большие разницы, сарты и таджики - это практически одно и то же. Кочевые узбеки и казахи - это тоже одно и то же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«…по официальной статистике самаркандской области в

населении этой области сартов совсем не оказывается, а есть

только узбеки и таджики. С другой стороны в ферганской

статистике почти нет узбеков, и все оседлое население

именуется сартами. Эти противоречия истекают в

значительной степени из господствующих в самом местном

туземном населении этнографических именований и

отношений . В Ташкенте и других оседлых пунктах

сырдарьинской области отуреченные таджики с очень

давнего времени составляют большинство оседлого

населения, пользовавшееся притом временами политическим

господством, и сами именуют себя сартами. В оседлом

населении Ферганы отуреченные таджики также всегда

составляли большинство, хотя узбеки (главным образом

кипчаки) пользовались там до недавнего времени

политическим преобладанием. Напротив в самаркандской

области, в бухарском и хивинском ханствах не только

политическое господство, но и численное преобладание

несколько веков уже принадлежало узбекам, которые

естественно продолжали сохранять свое имя и по обращении

к оседлой жизни распространить даже его на отуреченных

таджиков, которые со своей стороны конечно не желали

именоваться ни таджиками, ни сартами, а предпочитали

называться узбеками, чтобы пользоваться правами и

почетом господствующей народности, которая к таджикам и

сартам относилась как к племенам низшим и подчиненным . В

результате, в то время как когда на Сырдарье и в Фергане

говорящее по-тюркски оседлое население само себя зовет

сартами или по крайней мере не отвергает такого общего

этнического наименования, за неимением другого, и

пользуется этим именем в официальной практике, все

тюркское оседлое население самаркандской области и ханств

именует себя узбеками, и последнее имя получило перевес и

в местном официальном употреблении, хотя в настоящее

время по языку и быту это оседлое тюркское население не

особенно много отличается от сартов сырдарьинской и

ферганской областей, в антропологическом же отношении и

оно напитано таджикской кровью в количестве не особенно

много меньшем».

Без комментариев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По сартам в самаркандской области, абашин писал о том, что при переписи было дано указание не фиксировать сартов в Самаркандской области. Если интересна его диссертация, могу скинуть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я понял существуют три точки зрения кто такие сарты

1. Сарты это бывшие таджики, ираноязычные горожане.

2. Сарты это тюркоязычные горожане.

3. Сарты ничем не отличались от узбеков.

Вопрос настолько политизирован что выходит так, что узбекские историки придерживаются третьей позиции, а неузбекские первой или второй.

На эту тему есть хорошая диссертация Абашина, кому интересно могу скинуть на почту.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...