Гость sanj Опубликовано 19 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 19 августа, 2002 вторая часть вопроса: и на что он ссылается? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 19 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 19 августа, 2002 Билял Аспандияров http://www.prostor.samal.kz/texts/num11/aspan1.htm В обиходе казахов нередко можно услышать выражения:"Ант iшу" - принять присягу. "Ант беру" - дать присягу. "Ант Yрсын!" - да сразит ант! "Ант Yрган" - сраженный антом и т. д. Единственное место, где встречается это слово, - это исторические источники до VII века, в которых сообщается об антах, восточнославянских племенах, Это полная абсурд: истинное значение этого слова заимствование от монгольского слова "анд(гай) – клясться, стать клятвенными друзьями, братьями" ант ишу – анд(гай) авах – принять присягу, стать клятвенными друзьями ант беру – анд(гай) барих – дать присягу, стать клятвенными друзьями ант урсын – анд(гай) тасраг – это очень строгое, не хорошее проклятие что пусть будь порван данное ранее клятва или присяга, впредь пусть станут не анд–(ами) то есть клятвенными друзьями–братьями. ант урган – анд(гай) тасарсан – это означает не сраженный каким то антом а просто порван присяга ранее данная между ними. Енiп кеттiм емiске, kойным толды жемiске - ринулся в неизвестность - насытился плодами. "емiс" и "немец"; это какой–то оригинальный подход. На самом деле "идти в никуда или в неизвестность принести добро или есть дополна" является просто всемирным глобальным сказочным высказыванием. Кызынды бер Кырымга,Yлынды жiбер Румга - дочь отдавай в Крым, а сына отправляй в Рим. Конечно это не Рим, не Италия а просто "Рум" Византия или район где то около нынешней восточной Турции. Да, это и есть яркий пример свободного мышления народов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 19 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 19 августа, 2002 Нашел специально для Чулу: R.P.Lister "Genghis Khan" Cooper Square Press, 2000 (first published in New York in 1969) - это "Сокровенное Сказание" в переводе на английский язык: с.21, 10-я строка снизу: "...Там были также и другие степные народы, Гунны далекого прошлого, и Тюркские народы такие как Найманы и Уйгуры..." "...There were other steppe peoples too, the Huns of long ago, and the Turkish peoples, such as the Naimans and the Uighurs..." ??????????????dlya nachala beri takie istochniki gde neiznenena nazvanie istochnika, dlya nauki eto glavnoya kriteriya;mojet ti chital adaptirovanuyu knigu dlya detei :cry: Poimi esli tak bilo napisano v istochnikah togo vremeni razve mi stoboi sechas sporili???bilo bi vse yasno. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 20 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 20 августа, 2002 Можете посмотреть на книги Пауля Ратчневски и Р.П.Листера, на которые я ссылаюсь: http://www.amazon.com/exec/obidos/search-h...0898549-0666340 А также на книгу Морриса Россаби о Кублай хане: http://www.amazon.com/exec/obidos/ASIN/052...0898549-0666340 Можно даже посмотреть страницу 4 (13-я строка сверху) на которую я ссылался ранее (а также с.13, на которую я ссылаюсь ниже): http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/store...340#reader-link На с.13 (6 строка снизу): "...Соркактани (мать Кублай хана - племянница Тогрула Онг-хана - хана Кереитов, которые были Тюрками - прим.А.) была полна решимости чтобы он (Кублай хан - прим.А.) стал грамотным, и наняла Уйгура по имени Толочу, чтобы тот учил его читать и писать по-монгольски (нелогично получается - прим.А.), но странно, то что он никогда не научился читать по-китайски." На с.16, 8-я строка сверху он пишет: "...Как и его дед, он (Кублай хан - прим.А.) полагался на Уйгурских Тюркских советников и официальных лиц, которых он нанимал в качестве военных советников и переводчиков. (ссылка 67 на с.238 - О влиянии уйгуров на монголов см. Thomas T. Allsen "The Yuan Dynasty and the Uighurs of Turfan in the 13th Century," in "China among Equals", ed. by Rossabi; and Li Fu-t'ung, "Wei-wu-erh jen tui-yu Yuan-ch'ao chien-kuo chih kung-sieng," 334-37). Несторианский христианин Шибан - главный секретарь Кублая, и Мунгсуз (по-китайски Менг-су-ссу) - один из его наиболее влиятельных советников, позднее ставший его зятем (brother-in-law) - были наиболее известными уйгурскими советниками (ссылка 68 на с. 238 - Yuan shih, 3246; Paul Pelliot, "Recherches sur les Chretiens d'Asie centrale et d'Extreme-Orient, 247; о Мунгсузе см. также A.von Gabain , "Ein chinesisch-uigurischer Blockdruck," in "Tractata Altaica: Festschrift fur Denis Sinor, 203-10; and Herbert Franke, "A Sino-Uighur Family Portrait: Notes on Woodcut from Turfan," 33-40)." Если ссылки не открываются - идите на www.amazon.com , www.borders.com , www.bn.com и введите в search Genghis Khan или Khubilai Khan Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость sanj Опубликовано 20 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 20 августа, 2002 попробую еще раз. я спрашивал, на что ссылается россаби в утверждении: с.4, конец второго абзаца сверху: "...Однако централизованная власть отсутствовала, и независимые ТЮРКСКИЕ племена, включающие Уйгуров, Найманов, Кереитов и Онгутов, продолжали проживать на той же территории или он сам все выдумал? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 21 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 21 августа, 2002 Dorogoi Akskl, Nazovi eshe hot' 20 avtorov, vse oni nesosut info iz paltsev verno?ili sosut??Skaji v kakom pervoistochnike skazano o tom chto naimani kereiti turki? V tainoi istorii mongolov , yuan shi, tsidan gochji..,..,..,........??? v kakoi knige, kakoi glave, na kakoi stranitse? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 21 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 21 августа, 2002 Ребяты, ну вы прямо совсем уже того... страдаете крайней формой невменяемости... Посмотрите сами страницу 4 (13-я строка сверху): http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/store...340#reader-link - пишет, ни на кого не ссылаясь. Это уже общеизвестный факт, т.к. повторяется у всех авторов, начиная с Березина, Пельо и Груссе и кончая современными Листером, Ратчневски, Россаби, Морганом и другими. Ну пишет так американский профессор истории. И не он один. Я уж тут привел просто тонны подобных цитат, ссылок и свидетельств. Я уж тут ничего сам не придумал. Очень хотят Чулу и Санж думать, что этот профессор, а также и другие профессора и академики "высосали из пальца" про Тюрков-Кереитов и Тюрков-Найманов. На последней странице обложки написаны отзывы об этой книге и кем является этот профессор: http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/store...340#reader-link Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 21 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 21 августа, 2002 Вообще-то "там" к вопросу ссылок подходят довольно скрупулезно. Аксакалу в ломы посмотреть сноски по тексту и список литературы в конце каждого труда. Вам остается купить рекомендуемые им книги и самим заглянуть туда, а вот там защитники "монгольской" версии разочаруются, причем сильно - кроме сокровенных сказаний и рашид-ад-дина там приведут не одну сотню не менее достоверных источников да еще и с указанием строк и вариантов перевода. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 21 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 21 августа, 2002 - пишет, ни на кого не ссылаясь. Это уже общеизвестный факт, т.к. повторяется у всех авторов, начиная с Березина, Пельо и Груссе и кончая современными Листером, Ратчневски, Россаби, Морганом и другими. Akskl-u V tomto i delo chto nenakogo nesilaetsya! Chtobi bit faktom eto doljno bit otrajeno v istochnike.Neto kajdii skajet eto obsheizvestnii?? fakt ??poetomu eto pravilno. Qasqir-u Esli tebe tak izvesto eti mnogie istochniki davai ih s ukazaniem stranitsi,goda vipuska i t.d. Udivi storonikov mongolov. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 21 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 21 августа, 2002 Чулу, я уже давно прошу тебя привести ссылки на солидные источники. Где же они? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 22 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 22 августа, 2002 Чулу, я уже давно прошу тебя привести ссылки на солидные источники. Где же они? Da net eto ya tebya davno proshu privesti istochniki(istochniki na to oni i istochniki , nauka nedelit ih na solidnih i ne solidnih; mojno delit po bogatstvu factov) a ti privodish vse vremya avtorov posrednikov. Ya uje sovetoval prochitat' TIM,mendabeilu,Liao shi, tsinshi,tsidangochji,yuan shi esli tam est'(imeno v etih istochnikah a ne u sovremenih avtorov) upominanie chto naimani ,kereiti, jalairi eto turki privedi ih i ya proveriv zdamsya. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 22 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 22 августа, 2002 Чулу, ты действительно такой или прикидываешься?! Ну неужели эти все профессора и академики не читали все эти китайские и прочие первоисточники? В каждой из перечисленных мною книг последнюю четверть книг занимает длинный список использованной литературы на всех языках - китайском, персидском, армянском, грузинском, всех европейских языках, включая русский язык, или хотя бы ссылки на их переводы, а также статьи из многочисленных научных академических журналов исследовавших каждый отдельно взятый вопрос. Пауль Ратчневски, с.2: (можно своими глазами посмотреть на эту и последующие страницы!): http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/store...340#reader-link 4 строка сверху: "Хотя Найманская федерация включала и инородные элементы, (ссылка 2 - Ratchnevsky, "Zu einingen Problemen", p.131, n.1), Найманская правящая семья и верхние классы были Тюркского происхождения..." 4 строка снизу: "...но он (Рашид ад-Дин - прим.А.) помещает их ("монголов" Чингиз хана - прим.А.) в одну подгруппу с Найманами, Уйгурами, Киргизами, Кипчаками и другими Тюркскими народами..." страница 3 (тоже можно посмотреть своими глазами): http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/store...340#reader-link 1-я строка сверху: "Ту Джи в "Mengwuer shiji" (История монголов) принимает Тюркское происхождение Кераитов. Он прослеживает их происхождение к Тюрками Канглы и Гузам "чей рост они разделяют", и комментирует, что их язык был Ту-цзюе, т.е. Тюркский" Далее там же, на той же странице 3 пишется о том, что имена и титулы Кереитов были Тюркскими (я уже приводил перевод этих цитат ранее). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 22 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 22 августа, 2002 Akskl, ты действительно такой или прикидываешься?! Ti menya dostal :evil: pravilno pishut chto s toboi nechego sporit'.Kak s stenoi govoryu.Ya toje mogu napisat' tolstuyu knigu i pomestit' obshirnii spisok literaturi. Ti mne STRANITSI,GLAVI nazovi iz PERVOISTOCHNIKA ponemaesh eto slovo PERVOISTOCHNIK????Vprochem nenado naetom spor zakonchen, ya luchshe s pamyatnikom Stalina pogovoryu ono bolshe poimet chem ti.spor okonchen. bye Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 22 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 22 августа, 2002 Вот возьми эти книги и проверь по сноскам эти самые главы и строки первоисточников. Аксакал здесь дает ссылки второго порядка с указанием ссылок первого. Подробные ссылки превратят текст постинга в перечисление источников с потерей сути сообщения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость sanj Опубликовано 22 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 22 августа, 2002 суть его сообщений давно всем ясна. просто требуется подкрепление ПЕРВОисточниками. а он вместо того, чтобы их дать просто игнорирует это дело, по 1001 разу повторяя эти второго порядка. но ведь по ним ничего проверить нельзя. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 22 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 22 августа, 2002 Почему же? Берешь указанные им книги, заглядываешь в аннотацию и начинаешь искать именно те источники, что указаны в аннотациях и ссылках. Аксакал не владеет скорее всего ни китайским, ни персидским, ни арабским языками, потому и обращается к Груссе, Листеру и прочим, которые ими владеют, читали первоисточники и сделали свои выводы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость sanj Опубликовано 22 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 22 августа, 2002 вот ему и говорят, ПОКАЖИ где груссе ссылается на первоисточник или он сам все выдумал? а в ответ только ссылка на тот же самый текст. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 23 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2002 Paul Ratchnevsky "Genghis Khan - His Life and Legacy" с.1, (2-й абзац): http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/store...340#reader-link "В 12 веке господство над Западной Монголией перешло к Найманам - это Монгольское имя группы Тюркских племен Сегиз Огуз - "Восемь Огузов" - чье существование записано в летописях 8-го века. (ссылка 1: Викторова "К вопросу о найманской теории" с.149. Имя "Монгол" впервые появляется в Ляо-ши: Wittfogel and Feng, Liao, p.96. О различных транскрипциях этого имени см. Pelliot , Campagnes, pp.215f). Когда Киргизы победили Уйгуров в 840 г., Найманы, которые оставались в своих родных местах в Алтайских горах присоединенные к победителям, и по мере того, как их силы увеличивались, они вытолкнули Киргизов к Енисею. Они также вытеснили Кереитов с их наследственных земель на Иртыше и Алтае к востоку, и из-за этих атак Кидани переместились в северный Китай, где они основали династию Ляо. Территория на которой Найманы стали теперь хозяевами, простиралась от Черного Иртыша до реки Орхон, от Алтая до Хинганских гор. Хотя Найманская федерация включала и инородные этнические элементы (ссылка 2: Ratchnevsky, "Zu einigen Problemen", p.131, n.1), Найманская правящая семья и верхние классы были Тюркского происхождения (ссылки 3: Tao Zongyi в "Zhuogeng lu", 1,16b, классифицирует Найманов как внутри-азиатских (semu ren). Известно большое количество имен и титулов Найманских правителей и знати - см. Pelliot, Campagnes, p.298; Murayama, "Sind die Naiman Turken oder Mongolen?" , p.197, Poucha, "Geheime Geschichte" pp.59-60). Они поддерживали отношения со своими южными соседями - Уйгурами, чью письменность и другие элементы внутриазиатской культуры они восприняли, и они обладали организованной административной и финансовой инфраструктурами (ссылка 4: Ratchnevsky, "Zu einigen Problemen", p.132, n.4). Ссылка 6: ...Еще Howorth (History of the Mongols, vol.I, pp.693-4) проводил исследования по установлению Тюркоязычной натуры Найманов, и Монгольская теория далее была опровергнута вышепроцитированными исследованиями Мураямы и Викторовой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 23 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2002 Это мой постинг должен быть в этой теме: События после падения династии Чингизидов-Кублаидов Юань в Китае: Рене Груссе "Империя Степей" Глава 15 (15-18 века) с.503, 1-й абзац сверху: "В результате этих повторяющихся потерь лица дом Кублая был дискредитирован, и большинство м-ских племен потребовало для себя автономии..." с.503, 11 строка снизу : "...Ойраты или Ойрады, были мощным племенем лесных Монголов обосновавшимся во времена Чингизидов на западном побережье Байкала. Начиная с 17 века Ойраты, по-видимому, состояли из четырех подплемен: Чорос, Турбет (Дёрбёт, Дёрбёд), Хошот, и Тёргут или Торгут. Королевская семья - по крайней мере в то время- принадлежала клану Чорос." с.504, 1 строка сверху: "...По всей видимости Ойраты воспользовались ситуацией, чтобы расширить своию гегемонию над всей территорией западной Монголии - от западного берега Байкала до верховий Иртыша с намерением расширить их еще дальше на юго-запад в направлении реки Или (как покажет Тарих-и-Рашиди). с.504, 2 абзац: "В 1403-1404 годах, однако, произошло восстановление власти Чингизидов в лице сына Ельбека, которого монгольский историк Сананг-сечен называет Олжай Тимуром и которого Минь-ши называет только Санскритским буддиистским именем Пуньясри (по-китайски - Пен-я-шё-ли). Аруктай вскоре перешел на сторону этого представителя законной власти. Пекинский двор был понятным образом обеспокоен этим новым появленим в Китае семьи Кублая и император Юнг Ло попытался получить признание себя в качестве вассала от Олжай Тимура. Встретившись с отказом он вошел в Монголию, продвинулся до Онона - родных равнин Чингиз хана и разгромил силы Олжай Тимура и Аруктая (1410-1411). Это поражение стало фатальным для Олжай Тимура поскольку лишило его престижа. Лидер Ойратов Махаму напал на него, сокрушил и захватил гегемонию." с.506, 14 строка сверху: "...Китайский двор должно быть поздравлял себя с этой революцией, которая свергла все еще наводящей на них ужас семьи Чингизидов... Новые хозяева степи были народом без знаменитого прошлого,чья роль в Чингизидской истории были смутной и не воспетой..." с.506 6 строка снизу: "...Эсен (лидер Ойратов) потребовал чтобы сестра Вайс хана (Чагатаид-Чингизид - прим.А.) принцесса Махтум-ханым стала членом его семьи. Совершенно очевидно чтто правящий дом Ойратов который был не чингизидской крови, значительно возвысился бы благодаря этому альянсу. Когда Эсен-тайджи - Е-сиен у китайских историков (Ye-hsien) - стал наследником своего отца Тогона, Ойратское или Калмыцкое образование достигло вершины своей силы (1439-1455). Оно простиралось от озера Балхаш до озера Байкал, и от Байкала приближалось к Великой Стене. Каракорум - бывшая м-ская столица был одним из их владений..." с.507, 14 строка снизу: "... Минь-ши далее говорит о том что Эсен признал в качестве номинального великого хана чингизида по имени Токто-буга, женатого на его сестре, и хотел, чтобы сын от этого союза был бы признан в качестве законного Чингизидского наследника. Но Токто-буга отказался и Эсен его убил. Затем в 1453 году Эсен объявил себя вассалом Китая - ход который поставил его в положение независимого хана без фикции Чингизидского правления. В свою очередь, в 1455 году он был тоже убит." Из всего процитированного совершенно ясно видно, что и сами ойратыкалмыки и даже их правящая верхушка никогда никакого отношения к чингизидам не имели. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость sanj Опубликовано 23 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2002 Из всего процитированного совершенно ясно видно, что и сами ойратыкалмыки и даже их правящая верхушка никогда никакого отношения к чингизидам не имели. продолжаем забывать про хошутов. и это несмотря на то, что уже хрен знает сколько раз писали черным по синему. а потом даже в случае если чингизиды обнаружатся среди казахов, то это не есть доказательство того, что казахи 21 в. это стопроцентные потомки монголов 13 в. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 26 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 26 августа, 2002 Стопроцентных потомков не бывает. Казахи и близкие им тюркские народы - прямые потомки тюркских племен Чингиз хана - тюрка. А современные монголы, калмыки и буряты лишь спекулируют на фонетическом совпадении слов "монгол"-"мынкол". Про хошутов ответы см. в разделетеме "МонголыОйраты и чингизиды". Вопрос: как будет по-монгольски "старший брат"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 27 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 27 августа, 2002 Потомки сына Чингис хаана Цагаадай–я и Зучи управляли большими улусами чагатайским и зучи а после только казахами, т.е. новым народом собранным в основном из кочевников Дешт–и–Кипчака среди которых уже давно растворились их незначительные подданные–монголы. Но их знаменитый род дал казахскому народу многих великих сыновей. Например: чингисид Чохан Валиханов (имя монгольский жоохан – младенький, обласкательное слово). Так что вы казахи очень правы что гордитесь потомками великого Чингис хаана–монголов. У монголов хиад–боржигины были род из которого родился тэмужин они законно гордятся этим. Ойраты имеют не менее славных предков чьи корни берется куда более раннего времени чем Боданчар–мунгак кто и является прямым предком Чингис хаана. Ойраты знали это и поэтому с восточными монголами относились на равных основах и большие противоречия исходили из–за этого. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 28 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2002 М-да... Просто патологическая невменяемость... Так как же по-монгольски будет "старший брат"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 28 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2002 Отрывок из книги Вернадского «История России» «Монголы и Русь» 18-21 стр., 3. Монгольские племена в конце XII столетияМонголия может рассматриваться как наиболее восточная часть евразийской степной зоны, которая протянулась от Маньчжурии до Венгрии. С древнейших времен эта степная зона была колыбелью различных кочевых племен иранского, тюркского, монгольского и маньчжурского происхождения. Кочевое общество проявляло высшую мобильность, а политика кочевников отличалась динамизмом. Пытаясь использовать проживающие рядом народы и контролировать наземные торговые пути, кочевники собирались время от времени в огромные орды, способные начать натиск на далекие земли.24 В большинстве случаев, однако, создаваемые ими империи не были очень крепкими и разваливались так же легко, как и создавались. Итак, периоды единства кочевников и концентрации их власти в одном особом племени или группе племен перемежались с периодами раскола во власти и отсутствия политического единства. Следует вспомнить, что западная часть степной зоны — понтийские (причерно-морские) степи — контролировалась первоначально иранцами (скифами и сарматами),25 а затем тюркскими народами (гуннами, аварами, хазарами, печенегами и половцами).26 Также тюрки в ранний период контролировали саму Монголию: гунны — от древних времен до I века нашей эры; так называемые восточные тюрки — от VI до VIII веков; уйгуры — в конце VIII и начале IX столетия. Предположительно, монгольские элементы были перемешаны с тюркскими во многих из кампаний последних и тогда, когда монголам уже удалось сформировать относительно крепкое собственное государство (Сяньби в восточной Монголии с 1-го по 4-й века; Кидан в Монголии, Маньчжурии и Северном Китае в XI столетии)27; но в целом до Чингисхана монголам не удавалось играть какую-либо ведущую роль в степной политике. В XII столетии в Монголии не существовало централизованного государства. Множество племен и объединений родов жили в различных частях страны без каких-либо пограничных линий между ними. Большая часть их говорила на монгольском языке, за исключением западного региона, где тюркский язык был также в ходу. В более отдаленном этническом фоне была сильная примесь иранской крови как у тюрков, так и у монголов. Предполагают, что народы, принадлежавшие к кавказской расе, населяли Центральную и Восточную Азию, включая Китай, с незапамятных времен. К этой расе, согласно Грум-Гржимайло, должно относиться имя Дилинг, упоминаемое в китайских хрониках.28 Несмотря на этот туманный фон, можно сказать более ясно, что в течение последних столетий до христианской эры северные иранцы, историческим центром которых был регион Хорезма, распространились на запад и восток от него. Как лингвистические, так и археологические данные говорят об этой экспансии. Изображения всадников, выбитые на камнях по реке Енисей, поразительно схожи с образами аланских всадников на настенных изображениях в Крыму.29 На надписи начала VIII века, обнаруженной в Монголии, упоминаются войны между тюрками и асами (аланами30).31 Позднее мы встречаем «асуд» (т.е. ас), включенными в «правое крыло» монгольской нации, т.е. среди монгольских племен.32 Каким бы ни был этнический источник племен, населявших Монголию в XII столетии, все они были схожи в стиле жизни и соци-альной организации, и поэтому можно говорить об их принадлежности к одной культурной сфере. В то время, однако, не существовало родового имени для обозначения целостности этих племен и родов. Имя «монгол» изначально относилось к одному маленькому племени. Это племя вышло на передний план в начале XII века, но в середине века было разбито своими соседями — татарами—и подверглось дезинтеграции. Затем татары, в свою очередь, стали одним из лидирующих племен Монголии.33 Меркиты, кераиты и найманы были тремя другими ведущими племенами.34 Следует вспомнить, что в Западной Европе слово «татары», произносимое как «тартары», применялось в качестве родового имени ко всем монгольским завоевателям. Эта именная форма была частично игрой схожести изначального имени с классическим Тартаром. Как объясняет хронист Матвей Парижский, «эта ужасная раса сатаны-татары... рванули вперед, подобно демонам, выпущенным из Тартара (поэтому их верно назвали «тартарами», ибо так. могли поступать только жители Тартара).35 В русском языке имя сохранилось в своей изначальной форме (татары). Многие воины монгольских армий, которые вторглись на Русь, были тюрками под монгольским руководством, и поэтому имя татары в конечном итоге применялось на Руси к ряду тюркских племен, которые поселились там после монгольского вторжения, подобно казанским и крымским татарам. В современную эпоху русские востоковеды для обозначения тюркских народов стали использовать имя «тюрко-татары». Что же касается имени «монгол», то оно избежало забвения благодаря причуде истории — случайной принадлежности будущего императора Чингисхана к одному из монгольских родов. С его приходом к власти все племена Монголии объединились под его предводительством, и была создана новая «нация», известная как монголы. Для большей простоты мы должны называть все эти племена монголами, даже говоря о XII столетии. Следует отметить, что, хотя монгольские племена и жили в степной зоне, некоторые племена и роды селились на северном краю степей или даже в лесной зоне, на Байкале, верхнем Енисее и на Алтае. Деление первоначальных монгольских племен на лесные и степные очень важно для лучшего понимания раннего монгольского фона.36 Степные племена были в основном коневодами и скотоводами, как того и следовало ожидать; охота была их вторичным занятием. Люди лесов, с другой стороны, являлись главным образом охотниками и рыболовами; среди них были также очень искусные кузнецы. Экономически две части монгольских племен находились в отношении взаимодополнения. Степные люди особенно интересовались сибирскими мехами, поставляемыми жителями лесной зоны; они также нуждались в опытных обученных кузнецах для изготовления своего оружия. По своим религиозным верованиям лесные племена были шаманистскими; степные люди, хотя и подверглись влиянию шаманизма, были, в первую очередь, почитателями Неба; среди обеих групп широкое распространение получил культ огня. Обе группы имели тотемных животных и табу. Обе использовали грубо вырезанные фигурки, некоторые из них имели человеческие черты, а другие представляли собою животных. Это были не «идолы», как их называли ранние европейские путешественники, или «фетиши» в обычном употреблении слова, а скорее религиозные или магические символы почитания; они известны как онгон.37 Среди лесных племен шаманы в конечном итоге получили значительную политическую власть. В степном окружении быстро развивалась могущественная светская аристократия, среди которой существенное количество приверженцев нашли в течение XII столетия как буддизм, так и несторианское христианство.38 Согласно хронисту Аб-уль-Фараджу, все племя кераитов было обращено в несторианство уже в XI веке.39 Несторианская вера достигла Монголии из региона Переднего Востока через Туркестан. Уйгуры — тюркский народ, который поселился в восточном Туркестане (теперь известном как Синьцзян) в середине VIII в. и достиг относительно высокого уровня культуры, — служили посредниками между Передним Востоком и Монголией в этом, равно как и во многих других случаях. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 28 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2002 продолжение Вернадского: О Темуджине 4. Подъем ТемучинаВласть степного аристократа зависела от поддержки как его свиты, так и рода, а также родов, принадлежащих одной «кости». Его богатство состояло в основном из его стад, равно как и из добычи, полученной в набегах на соперничающие с ним роды и племена. После удачного рейда стада соперника присоединялись к его собственным. Неудачливый предводитель набега терял свой престиж в глазах сородичей и вассалов, которые могли даже оставить его и перейти к более сильному нойону. Если кони и скот аристократа были истреблены животными паразитами или уведены более счастливым соперником, это могло стоить ему жизни. Если он выживал, он и его сородичи могли стать рабами победителя. Даже избежав рабства, он находился под постоянной угрозой нужды и должен был существовать охотой и рыболовством. Если в это время его оставляли все вассалы и большинство родичей, что наиболее вероятно, он не имел людей для охоты с об-кладыванием зверя, для большой игры и должен был удовлетворяться ловлей сурков и мышей. Именно это и случилось в юности с будущим завоевателем мира. Только железные люди не поддаются отчаянию в таких обстоятельствах и стремятся к финальному торжеству даже с малым шансом на успех. Темучин оказался таким человеком Его поддерживали в его твердости традиции его рода, которые были привиты ему с детства, и вера в свою судьбу. По рождению Темучин принадлежал к монгольскому роду Борджигин.46 Он был праправнуком могущественного Кабул-хана, который решался воевать не только с татарами, но также и с китайцами. После поражения в войне с татарами монгольские роды значительно утратили свое влияние. Отец Темучина Есугей-Батур был мелким вождем по сравнению с дедом, но в маленьком мирке, в котором он вращался, его положение позволяло ему наслаждаться престижем храброго воина и главы рыцарского сообщества, славного представителя традиций своего клана. Как было принято среди монголов, Есугей заучил генеалогию своего клана, и позднее то же сделал его сын. В 1240 г. эта генеалогия была зафиксирована в письменной форме и введена в официальную историю монголов, в так называемую «Тайную историю», представлявшую собой скорее героическую поэму, нежели ученый трактат, хотя она и базировалась частично на действительных фактах. Согласно этой генеалогии, монголы происходят от пары тотемных животных: серого волка (Борте Чино) и самки оленя (Коа-Марал).47 В данной связи следует отметить, что волк и олень (или самка оленя) были среди тотемных животных тюрков, а также северных иранцев.48 В дополнение к Коа-Марал монголы чтили память еще одной прародительницы — Алан-Коа, жены рыцаря Добун-Мергана, потомка первоначальной пары прародителей. Имя Алан-Коа требует специального внимания. «Коа» означает «красивая». «Алан» является, возможно, этническим именем могущественного иранского народа — аланов. Как уже упоминалось, кланы аланского происхождения существовали среди монгольских племен. Кажется, что у Борджигинов, как и некоторых других монгольских родов, была примесь аланской крови. Важно, что монгольский эквивалент слова «слава» (алдар) является заимствованием из аланского.49 По-осетински50 «алдар» означает «вождь», «князь».51 Весьма возможно, что аланские рыцари древности впечатляли праотцев монголов своими великими делами. Случилось так, что в мингрельском языке аланы (алан) означает «герой», «храбрец».52 В общем, Алан-Коа может быть переведено как «Прекрасная Аланка». Согласно монгольской традиции, последние три сына Алан-Коа (одним из которых был прародитель Чингисхана) были рождены через длительное время после смерти ее мужа. Относительно этого была создана легенда, которая рождение этих трех сыновей приписала вмешательству свыше.53 Это предание было введено в монгольскую генеалогию, а его вариант включен персидским историком Рашидом ад-Дином в «Историю монголов». С осторожностью, достойной похвалы, Рашид возложил ответственность за подлинность истории на свои источники — в данном случае на монгольскую традицию.54 Согласно как «Тайной истории», так и Ра-шиду ад-Дину, сама Алан-Коа объяснила своим родным и, позднее, сыновьям случившееся чудо. «Каждую ночь во сне я видела кого-то со светлыми волосами и голубыми глазами бесшумно входящим, подходящим близко ко мне и затем исчезающим прочь.55 Когда они вырастут... эти дети, рожденные мной, будут императорами и ханами нашего народа и иных народов^.''6 «Тайная история» упоминает о луче света, исходящем от чудесного посетителя Алан-Коа.57 Где источник этой истории? Эрнст Херцфельд предположил, что монгольская легенда — не более чем вариант повествования о сверхъестественном рождении Александра Великого.58 Херцфельд отмечает, что легенда об Александре была широко распространена в исламском мире; он даже рассматривает имя Алан-Коа (которое транскрибирует: Алангоа) как искажение Олимпии (имени матери Александра) и пытается его объяснить вероятными особенностями арабского способа транскрипции Олимпии. Хотя теория Хер-цфельда кажется остроумной и вызывающей, его аргументация неубедительна и частично базируется на простом непонимании. Верно, что легенда об Александре была популярна в исламском мире, включая Персию, но в ранней монгольской литературе нет и следа ее. Приписать какую-либо особую роль арабским текстам и арабской транскрипции в перемещении имени с Переднего Востока к монголам значит не принять во внимание факт неграмотности монголов до Чингисхана, равно как и целостный фон монгольского фольклора. Херцфельд кажется недостаточно знакомым с фактами первоначальной монгольской генеалогии. Все его доказательства относятся к надписи начала пятнадцатого столетия на могиле Тимура.59 Эта надпись содержит генеалогию Тимура; поскольку Тимур полагал себя потомком Алан-Коа, ее история и приводится. Он был мусульманином, и, соответственно, в надписи легенда приняла исламское обличие с цитатами из Корана. Два стиха из Корана, приводимые в связи с Алан-Коа (19.17 и 19.20), действительно касаются Девы Марии.®" Здесь, как кажется, мы обнаруживаем ключ к истинному истоку легенды Алан-Коа. Принимая во внимание значительное распространение несторианско-го христианства среди некоторых монгольских племен, кажетсядостаточно вероятным, что история Девы Марии была адаптирована к монгольским понятиям и в конечном итоге введена в «Тайную историю». Теперь перед нами стоит другая задача — определить, когда легенда о сверхъестественном рождении трех последних сыновей Алан-Коа была введена в монгольскую генеалогию. Было ли это после того, как Темучин стал императором, или же до того? Этот вопрос имеет отношение к духу и психологии Темучина. Если мы полагаем, что легенда была частью монгольской традиции до его рождения, то мы должны признать ее полное влияние на ум мальчика Темучина. В этом случае легенда должна была послужить одним из оснований веры Темучина в его великую судьбу. Хотя вопрос не может получить точного ответа, простой факт того, что не только сын Алан-Коа, от которого происходил Чингисхан, но и два других ее сына также по преданию были рождены сверхъестественным путем, служит свидетельством создания легенды задолго до прихода Темучина на императорский трон и, возможно, задолго до его рождения.61 Легенда со всей очевидностью была направлена на возвеличение не только рода Борджигинов (т.е. клана Темучина), но и всей группы, к которой принадлежал он и связанные с ним роды. Как мы видели, Есугей-Багатур имел огромную популярность в степном сообществе; им должны были восхищаться женщины и мужчины его рода. Однако когда он решил жениться, ему пришлось считаться с обычаями рода, которые запрещали брак внутри собственной «кости». Есугей, таким образом, был озадачен поиском невесты за пределами клана. Он решил проблему, умыкнув красивую девушку племени Олконоут, которая была доставлена одним меркитом в его дом в качестве невесты.62 Ее имя было Оэлун. Затяжная кровная вражда между меркитами и борджиги-нами стала результатом этого эпизода. Темучин был первым сыном Оэлун и Есугея. Существует некоторая неопределенность относительно даты его рождения. По вычислениям Рашида ад-Дина Темучин родился в месяц Зулкада, 549г. гиджры, что соответствует периоду между 7 января и 5 февраля 1155 г.63 С другой стороны, в дошедших до нас копиях китайской истории династий Юань (монголов) утверждается, что Чингисхан умер в возрасте шестидесяти шести лет."4 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться