Перейти к содержанию
Ас-Алан

Терминология и ономастика империи Чингизидов

Рекомендуемые сообщения

Интересный довод... Монгольский язык меняет свое правописание в зависимости какой алфавит использует в данный момент? Получается если поменять алфавит то получим другой диалект или язык?

да, классическое монгольское письмо консервирует многие архаичные черты языка.

Например, на вертикальном письме пишут "qagan" - "каган", а читают как "хаан".

или пишется "кобегун" - а читают буряты как "хубуун", халхи - как "хуу" (сын)

т.е., классическое монгольское письмо в этом смысле похоже на английское - фонетика от написания может отличаться весьма сильно. А кириллическая традиция все-таки заточена под фонетику.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это фундаменталистский взгляд, которого, к счастью/сожалению, лишены минимум половина человечества, в южной и восточной азии уж точно. я как-то к этой половине отношусь.

Но пусть будет так. Пусть все человечество было сначала единобожным, а потом некоторые деградировали ))) Только не устраивайте, пожалуйста, холивар, как некоторые фундаменталисты от монотеизма неоднократно в мировой истории.

потому что от дихотомии "совершенное - деградация" недалеко до оппозиции "первосортный - второсортный", со всеми вытекающими отсюда последствиями

Нет, конечно, уважаемый Гуре. В этом смысле, несомненно, что все народы перед Богом и друг перед другом равны. В каждом народе есть свои достойные, порядочные люди, а также с отрицательными моральными свойствами. И можно уверенно сказать, что все хорошие люди всех национальностей - один народ.

А вот позиция Исламской религии:

Все люди — потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба — перед арабом, не иначе, кроме как в порядочности. Благороднейший из людей тот, кто наиболее порядочен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба — перед арабом, не иначе, кроме как в порядочности. Благороднейший из людей тот, кто наиболее порядочен.

да будет так, болтогой!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Переведи эти очевидно тюркские слова через свой аффикс третьего лица :lol::lol:

Тэнгэр дур одон буй

Газар дур үндүсүн буй

Усун дур жигасун буй

Рано злорадствуете, enhd. :) А откуда это?

Эти слова были выбиты, т.е. написаны, на камне Тайхар чулуу (камень Тайхар) в центральной Монголии.

Вообщем мало изучены, монгольские лингвисты и ученые имеют немалые споры насчет расшифровки этих слов-стишка из трех строк.

Одна надежда на Вас! Может на самом деле Вы можете истолковать по сущности этот стишок или выражение.

Ваше объяснение насчет аффикса 3-го лица "-дур" дает большие надежды. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Эти слова были выбиты, т.е. написаны, на камне Тайхар чулуу (камень Тайхар) в центральной Монголии.

Вообщем мало изучены, монгольские лингвисты и ученые имеют немалые споры насчет расшифровки этих слов-стишка из трех строк.

Одна надежда на Вас! Может на самом деле Вы можете истолковать по сущности этот стишок или выражение.

Ваше объяснение насчет аффикса 3-го лица "-дур" дает большие надежды. :lol:

Гое шулэг байна.

С философией со вкусом.

enhd авгай, есть ли у Вас фотоснимок или что нибудь еще этой надписи. Буду благодарен.

сорри за оффтоп.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тэнгэр дур одон буй

Газар дур үндүсүн буй

Усун дур жигасун буй

Эти слова были выбиты, т.е. написаны, на камне Тайхар чулуу (камень Тайхар) в центральной Монголии.

Вообщем мало изучены, монгольские лингвисты и ученые имеют немалые споры насчет расшифровки этих слов-стишка из трех строк.

Одна надежда на Вас! Может на самом деле Вы можете истолковать по сущности этот стишок или выражение.

Ваше объяснение насчет аффикса 3-го лица "-дур" дает большие надежды. :lol:

Понял. Попробую перевести. Но уже сразу видно, что окончания в этом стихе согласованы по правилам тюркской грамматики и там идёт некое поучение. В том роде, что

Тенгри - правитель (бий) одона, Хазар - правитель ундуса , а Усун - правитель жигасу.

Вот эти подчёркнутые слова осталось идентифицировать. У меня несколько вариантов их идентификации, но следует выбрать верный вариант.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гое шулэг байна.

С философией со вкусом.

Энхд авгай, есть ли у Вас фотоснимок или что нибудь еще этой надписи. Буду благодарен.

сорри за оффтоп.

Нет, там нет этого стишка просто я сочинял.

Была моей легкой шуткой на Ас-Алана (Тахира). :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понял. Попробую перевести. Но уже сразу видно, что окончания в этом стихе согласованы по правилам тюркской грамматики и там идёт некое поучение. В том роде, что

Тенгри - правитель (бий) одона, Хазар - правитель ундуса , а Усун - правитель жигасу.

Вот эти подчёркнутые слова осталось идентифицировать. У меня несколько вариантов их идентификации, но следует выбрать верный вариант.

Жесть. :lol:

Это просто монгольские слова, и стишок сочиненный мной. :D

Тэнгэр дур одон буй

Газар дур үндүсүн буй

Усун дур жигасун буй

Перевод:

На небе есть звезды

На земле есть корни

В воде есть рыбы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Не с "перепугу", а с реальности. Перечисленные Вами - Умай-эне, Эрлик, Жер-Су, их появление уже этап последующей определённой деградации религии. Это этап, который был означен следующим предложением: "Древняя монотеистическая религия - Тенгрианство - разумеется, проделала разный путь в тех землях, куда пришли тюрки. Ко времени распада их прежнего единства оно уже начало деградировать к многобожию, и Тенгри, вероятно, стал представятся большинству не Единственным Богом, а зачастую главой пантеона".

А в начале появления этой религии - все тюрки знали только одного Бога - Тенгри, Танри, Тейри, Тангри-Хан, Хан-Тейри, Тигир и т.д. А остальные же перечисленные и не перечисленные Вами "духи", "божества" и т.п., присутствуют не у всех, т.к. являются придуманными на последующих исторически этапах.

А то что Вы перевели "Кёк Тейри", как "Синее небо", вслед за некоторыми ориенталистами - это, совершенно, некорректно и неправильно, однозначно. Правильный перевод - Небесный Бог или Бог Неба. Эпитетом "Небесный" отличали, именно, Великого Тейри - Создателя мира, от других нижестоящих по рангу "божеств". И это опять же относиться к этапу деградации этой религии.

Вот, например, что сказано о Тенгри в гимне, принадлежащем древней религии балкарцев и карачаевцев:

Тейри неба — один-единственный, истинный тейри.

Тейри неба — тот, кто создал землю и небеса,

Тот, кто каждый день дарует нам рассвет.

Нехило так одним махом тенгрианство и язычество объявлено монотеистической религией!? Ас-Аслан вы отлично демонстрируете свой стиль мышления, основанный лишь на своих каких-то своих умозаключениях, причем как обычно не приводите фактов или свидетельств по сабжу. Мой совет возьмите в библиотеке книгу "Традиционное мировоззрение тюрков Сибири" и внимательно ее почитайте. Начиная с хунну и заканчивая древними тюрками ничего схожего с "единым богом" Тенгри в их языческом мировоззрении не было. Ваши потуги на объявление тенгрианства монотеистической религией лишь отражают желание показать своих предков "правильными" с точки зрение современных дефиниций - я имею в виду основы ислама.

И теперь объясните в какой период существования тюрков произошла якобы деградация единой религии? И потрудитесь привести хоть какие либо значимые факты, а не отсебятину.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, там нет этого стишка просто я сочинял.

Была моей легкой шуткой на Ас-Алана (Тахира).

Почему Вы соврали, енхд? Вы - несомненный лжец, и Ваши слова гроша ломанного не стоят. ;) Но я очень рад, что у меня оппонентами обычно получаются такие плутоватые личности. И предметом шуток теперь у меня будете Вы, енхд.

"Вы хотели войны, вы её получите...".

[Нарушение п. 2, поднят уровень предупреждения до 50% - Стас]

Изменено пользователем Ас-Алан
осокрбление
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нехило так одним махом тенгрианство и язычество объявлено монотеистической религией!? Ас-Аслан вы отлично демонстрируете свой стиль мышления, основанный лишь на своих каких-то своих умозаключениях, причем как обычно не приводите фактов или свидетельств по сабжу. Мой совет возьмите в библиотеке книгу "Традиционное мировоззрение тюрков Сибири" и внимательно ее почитайте. Начиная с хунну и заканчивая древними тюрками ничего схожего с "единым богом" Тенгри в их языческом мировоззрении не было. Ваши потуги на объявление тенгрианства монотеистической религией лишь отражают желание показать своих предков "правильными" с точки зрение современных дефиниций - я имею в виду основы ислама.

И теперь объясните в какой период существования тюрков произошла якобы деградация единой религии? И потрудитесь привести хоть какие либо значимые факты, а не отсебятину.

Руст, покажите, пожалуйста, хотя бы одно моё утверждение не имеющего фактологического подтверждения? Может, в конце концов, перестанете мне приписывать то, чего я не делал?

На остальное, ин ша Аллах, отвечу позже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему Вы соврали, енхд? Вы - несомненный лжец, и Ваши слова гроша ломанного не стоят. ;) Но я очень рад, что у меня оппонентами обычно получаются такие плутоватые личности. И предметом шуток теперь у меня будете Вы, енхд.

"Вы хотели войны, вы её получите...".

[Нарушение п. 2, поднят уровень предупреждения до 50% - Стас]

Дорогой какой Вы воинственный! Характер кавказских горцев... :lol:

Я это пошутил потому что Вы так уверенно растолкуете монгольский язык и монгольское письмо (причем официальную грамоту) через ваш аффикс 3-го лица.

А то, что кючюду,кючюдур - существительное в именительном падеже в притяжательном наклонении от тюрксого - кюч - сила, мощь с прибавлением тюркского словообразовательного аффикса -дур, для Вас тоже новость? Это точно такой же аффикс, как в в приведённом ULTRAASLANOM отрывке из "Родословия тюрков":

"...Чингиз-хан в ответ Джирчи сказал тюрский джир:

Тенгиз баштын булганса тондурур олум Джучи дур,

Терек тубтын джыгылса тургузур олум Джучи дур...

Как владеющий тюркским языком и хорошо знающим объясняю дорогой что здесь в этом джире слово дур никакой не аффикс, а просто глагол:

дур,тур - быть, есть.

Изучай тюркский язык дорогой мой кавказский друг. :lol::lol:

trolling +10%

Изменено пользователем Зиядоглу
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да, классическое монгольское письмо консервирует многие архаичные черты языка.

Например, на вертикальном письме пишут "qagan" - "каган", а читают как "хаан".

или пишется "кобегун" - а читают буряты как "хубуун", халхи - как "хуу" (сын)

т.е., классическое монгольское письмо в этом смысле похоже на английское - фонетика от написания может отличаться весьма сильно. А кириллическая традиция все-таки заточена под фонетику.

Любопытно, пишется по тюркски, а читаете по монгльски.

ПС. gure, своей "шуткой" вы продемонстрировали некрасивый прием полемики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как владеющий тюркским языком и хорошо знающим объясняю дорогой что здесь в этом джире слово дур никакой не аффикс, а просто глагол "дур-,тур-" - быть, есть.

Изучай тюркский язык дорогой мой кавказский друг. :lol::lol:

,

Да достали Вы своими глупостями, дорогой монгольский друг. Здесь, именно, аффикс, а не глагол.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

,

Да достали, Вы своими глупостями, дорогой монгольский друг. Здесь, именно, аффикс, а не глагол.

Дорогой кавказский друг, собственно понимаешь буквально то что здесь написано внизу:

Тенгиз баштын булганса тондурур олум Джучи дур,

Терек тубтын джыгылса тургузур олум Джучи дур...

Переведи слово-о-слово... :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Особенно интересным выглядит слово "язычествующие народы". Ас-Аслан - с какого перепугу тенгрианство вдруг стало монотеистической религией? О целом пантеоне богов и божеств в трех мирах ничего не слышали? Умай-эне, Эрлике, Жер-Су и т.д? В мировоззрении древних тюрков Тенгри и есть голубое небо, поэтому его и называли "кёк тенир".

Укажите факты того, что тенгрианство было монотеистической религией а потом якобы "деградировало". Когда деградировало - во времена каганатов? И когда она была монотеистической?

Тюркский Тенгри является персонифицированным именем Неба-Космоса. KÖK TENqRİ в себе также несет характер эпитета. В корне KÖK сидит прототюркский корень ÖK-МАТЬ, которая является прародительницей всего сущего. KÖK также переводится как полный(ая), тучный(ая), что обусловлено пышными конфигурациями Богини Матери еще в эпоху энеолита. В древнетюркских текстах зафиксировано словосочетание ÖK TANqRI-БОГИНЯ МАТЬ. Сам термин TENqRİ также является персонифицированным, в корне которого сидит прототюркский Enq-ширь, бескрайность, беспредельность, космос и т.д. противовес персонифицированному термину TENqRİ существует древнетюркский эпитет ENqİN-бескрайный, беспредельный, бесконечный, который хоть и несет метафизическую нагрузку, но по сути выражает имперсональный, то есть безличный аспект Неба-Космоса. Прототюркский Enq фиксируется также в другом метафизическом термине BENqİ/MENqİ - беспредельный, бесконечный, что влечет за собой личностный эпитет ВЕЧНЫЙ, БЕССМЕРТНЫЙ. Этот же корень мы замечаем в таких терминах, которые несут метафизическую нагрузку как - ТЕНГИЗ/ЧЕНГИЗ.

Заметьте, Тенгри и Умай являются личностным выражением Неба и Земли, образы которых теряются в глубине тысячелетий, и чьи символические выражения зафиксированы в виде прототюркских символов-тамг в наскальных изображений Кобустана, Тамгалы, Саймалу-таш и др.Умай и Кёк Тенгри в миофологии древних тюрков по сути являются полярными выражениями ЕДИНОГО, и в своем «видимом» политеизме отражают как минимум эзотерический монотеизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

Впечатление:

Великий МАГ немножко изменился что ли? :rolleyes:

enhd, еще один такой постинг и будет долгий, долгий бан. Обешаю. Лично

+10

Ну и что, просто интересовался МАГ куда-то совсем исчез а у этого юзера почти такой же подход. :blink:

Забань дорогой у нас личные счеты... :lol:

Изменено пользователем enhd
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Впечатление:

Великий МАГ немножко изменился что ли? :rolleyes:

И вы меня путаете с Ашрафом? Я не всегда приемлю его методы, хотя как к личности к нему питаю симпатию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да, классическое монгольское письмо консервирует многие архаичные черты языка.

Например, на вертикальном письме пишут "qagan" - "каган", а читают как "хаан".

или пишется "кобегун" - а читают буряты как "хубуун", халхи - как "хуу" (сын)

т.е., классическое монгольское письмо в этом смысле похоже на английское - фонетика от написания может отличаться весьма сильно. А кириллическая традиция все-таки заточена под фонетику.

А вот интересно, действительно в Английском языке фонетика о написания отличается сильно, но это связано наверное прежде всего с развитием языка, ну может быть какого нибудь прогресса. А монгольский язык почему? Ведь даже население не так велико. По моему это могло быть возникло по нескольким разным или в совокупности причинам: первая объединялись племена с разным происхождением и соответсвенно с разным языком или наречием; вторая - письменность чуждая, третья - язык навязанный и чужой.

Это по моим представлениям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот интересно, действительно в Английском языке фонетика о написания отличается сильно, но это связано наверное прежде всего с развитием языка, ну может быть какого нибудь прогресса. А монгольский язык почему? Ведь даже население не так велико. По моему это могло быть возникло по нескольким разным или в совокупности причинам: первая объединялись племена с разным происхождением и соответсвенно с разным языком или наречием; вторая - письменность чуждая, третья - язык навязанный и чужой.

Это по моим представлениям.

Это связано с развитием языка и древностью письменной традиции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тенгиз баштын булганса тондурур олум Джучи дур,

Терек тубтын джыгылса тургузур олум Джучи дур...

Переведи слово-о-слово... :lol:

Я не силен в древнетюркском но перевод беспроблемный и "дур " в конце на самом деле, аффикс. И по тексту видно, что не имеет ничего с глаголом "дур/тур" - стоять

В современном азербайджанском написали "Джучи-дир" (есть Джучи). Если б в конце не были "и", а было "у" или "о", то форма этого "дир" было "дур"

Но такие тексты полны на огузских начиная от Деде-Коркут кончая текстами из истории.

Перевод на современный азербайджанский тюркский:

Тенгиз(deniz-море) баштын(не знаю) булганса (если будет) тондурур (dondurur- замерзнет, превратит в лед) олум (olum-бытие,ölüm-смерть) Джучи дур,((то (есть) Джучи)

Терек (не знаю) тубтын (не знаю) джыгылса (йыгылса- если соберется) тургузур (поднимет, поднимется) олум Джучи дур

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Переведи слово-о-слово...

Тенгиз баштын булганса тондурур олум Джучи дур,

Терек тубтын джыгылса тургузур олум Джучи дур...

Вот балкарский аналог этому:

Тенгиз башындан булгъанса тындырыр - улум Джучиды,

Терек тюбден джыгъылса тургъузур - улум Джучиды

перевод:

Если море с верху замутится тот, кто успокоит - это мой сын Джучи,

Если дерево с низу повалится тот, кто поднимет - это мой сын Джучи.

В приведённом отрывке -дур - это аффикс 3-го лица.

В первом и во втором лице параллельные этому аффиксы, соответственно, -ман и -сан.

Пример: таулу - горец, таулуман - я горец, таулусан - ты горец, таулудур - он горец.

А письмо Аргун-хана, очевидно, написано на тюркском языке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот балкарский аналог этому:

Тенгиз башындан булгъанса тындырыр улум - Джучиды,

Терек тюбтен джыгъылса тургъузур улум - Джучиды

перевод:

Если море с поверхности замутится тот, кто успокоит - это Джучи

Если дерево с низу повалится тот, кто поднимет - это Джучи.

В приведённом отрывке -дур - это аффикс 3-го лица.

В первом и во втором лице параллельные этому аффиксы, соответственно, -ман и -сан.

Пример: таулу - горец, таулуман - я горец, таулусан - ты горец, таулудур - он горец.

А письмо Аргун-хана, очевидно, написано на тюркском языке.

Дорогой таулуман можно сказать "мен таулу дур" (наверное у вас нет такого вида поэтому трудно вам понимать, тем более если других тюркских языков не знаете).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не силен в древнетюркском но перевод беспроблемный и "дур " в конце на самом деле, аффикс. И по тексту видно, что не имеет ничего с глаголом "дур/тур" - стоять ...

Это не древнетюркский - а литературный чагатайский, т.е. средневековый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

А письмо Аргун-хана, очевидно, написано на тюркском языке.

Жесткий аргумент. :lol:

Но все равно надо читать, доказать и переводить, хотя бы как Вы переводили мои стишки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...