Перейти к содержанию
Ас-Алан

Терминология и ономастика империи Чингизидов

Рекомендуемые сообщения

Забавно, зачем же понадобилось католикам это? Ватикан тоже в сговоре с монголами, да? :lol:

Забавно то, что католические миссионеры, ездившие в Каракорум, Ханбалык, или в Орду изучали тюркский язык, а не халхасский. Кроме этого общеизвестно, что в государстве Чингиз Каана государственным языком был уйгурский. Этими документами в первую очередь должны заниматься не историки, а эксперты-криминалисты.

А у Ватикана репутация, конечно же, просто безупречная

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом выражении, уважаемый Ас-Аслан, каждое слово монгольское с надёжной монгольской этимологией. А монголы предков балкарцев наверняка видели, когда их тумены кавказ топтали.

Хотелось бы увидеть эту надежную этимологию в развернутом виде. А про тумены, и их этническом составе прочитайте «Сборник Летописей». Это для вашего ликбеза.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом выражении, уважаемый Ас-Аслан, каждое слово монгольское с надёжной монгольской этимологией. А монголы предков балкарцев наверняка видели, когда их тумены кавказ топтали.

Никакие "монгольские" тумены на Кавказе не "топтали", а были тюркские. А они везде были привычные. И слово "тумен" - тюркское.

То, что Тейри,Тенгри - имя Бога - тюркское, перенятое некоторыми монголами Вам известно? А то, что Менги - Вечный - тюркское, интересно, известно? А то, что кючюду,кючюдур - существительное в именительном падеже в притяжательном наклонении от тюрксого - кюч - сила, мощь с прибавлением тюркского словообразовательного аффикса -дур, для Вас тоже новость? Это точно такой же аффикс, как в в приведённом ULTRAASLANOM отрывке из "Родословия тюрков":

"...Чингиз-хан в ответ Джирчи сказал тюрский джир:

Тенгиз баштын булганса тондурур олум Джучи дур,

Терек тубтын джыгылса тургузур олум Джучи дур...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никаких "монгольских" туменов на Кавказе не было, были тюркские. А они везде были привычные. А слово "тумен" - тюркское.

То, что Тейри,Тенгри - имя Бога - тюркское, перенятое некоторыми монголами Вам известно? А то, что Менги - Вечный - тюркское, интересно, известно? А то, что кючюду,кючюдур - существительное в родительном падеже в притяжательном наклонении от тюрксого - кюч - сила, мощь с прибавлением тюркского словообразовательного аффикса -дур, для Вас тоже новость? Это точно такой же аффикс, как в в приведённом ULTRAASLANOM отрывке из "Родословия тюрков":

"...Чингиз-хан в ответ Джирчи сказал тюрский джир:

Тенгиз баштын булганса тондурур олум Джучи дур,

Терек тубтын джыгылса тургузур олум Джучи дур...

Спорить можно много, кто у кого перенял.

но тэнгри - это не имя бога по-монгольски, это и есть небо. Просто небо, самое обыденное слово. Тэнгэрийн дуун - гром (небесная песня в перводе).

Вторичное значение "тэнгри" - небожитель, есть целый пантеон божественных небесных сущностей в монгольской мифологии.

Мунхэ (с фонетическими вариациями) - вечный. Имя такое и фамилия одни из самых распространенных среди бурят - Мунко и Мункуев, Мункоев. Батомунко - еще более популярное имя. Сразу два ханских имени читаются в нем - Бату и Мункэ. Введите в одноклассиниках или вконтакте, увидите десятки мункуевых и батомункуевых.

Хуч (хучун, хусэн) - сила, хучлэг - сильный.

Все слова монгольские, из самого общеупотребительного лексикона, никаких "устаревших" среди них нет, в отличие, например, от тенгри для тюркского. Обиходное название неба у вас все-таки по-другому будет.

Тумен, тумун - десять тысяч по-монгольски. Тоже весьма распространенное бурятское имя, Тумунов - фамилия. Путь, чтобы убедиться в этом, см. выше.

монгольские тумены таки топтали кавказ, переднюю азию и восточную европу, не надо байки рассказывать альтернативной истории.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спорить можно много, кто у кого перенял.

но тэнгри - это не имя бога по-монгольски, это и есть небо. Просто небо, самое обыденное слово. Тэнгэрийн дуун - гром (небесная песня в перводе).

Вторичное значение "тэнгри" - небожитель, есть целый пантеон божественных небесных сущностей в монгольской мифологии.

Мунхэ (с фонетическими вариациями) - вечный. Имя такое и фамилия одни из самых распространенных среди бурят - Мунко и Мункуев, Мункоев. Батомунко - еще более популярное имя. Сразу два ханских имени читаются в нем - Бату и Мункэ. Введите в одноклассиниках или вконтакте, увидите десятки мункуевых и батомункуевых.

Хуч (хучун, хусэн) - сила, хучлэг - сильный.

Все слова монгольские, из самого общеупотребительного лексикона, никаких "устаревших" среди них нет, в отличие, например, от тенгри для тюркского. Обиходное название неба у вас все-таки по-другому будет.

Тумен, тумун - десять тысяч по-монгольски. Тоже весьма распространенное бурятское имя, Тумунов - фамилия. Путь, чтобы убедиться в этом, см. выше.

монгольские тумены таки топтали кавказ, переднюю азию и восточную европу, не надо байки рассказывать альтернативной истории.

хучлэг - сильный

У тюрков есть слово кючлюк - степень силы, могущества. Но и здесь - аффикс тюркский.

У меня уже давно такое чувство складывается, что современные монголы наполовину тюрки.

А в слове "кючюдур" в письме Аргун-хана притяжательный аффикс -дур наличествует. У монголов есть такой?

Что касается - Тейри, то, например, у карачаево-балкарцев - это Бог, не небо, а, именно, Бог. А то, что в некоторых случаях, а в особенности у народов, которые заимствовали это слово, оно ещё получило и понятие Небо, то это вполне естественное - не совсем точное понимание данного термина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хватить пустословить. давайте халхасские этимологии терминов Тенгри, Мунке, тумен, Хуч и др. Если не знаете то лучше молчите. Будете себя хорошо вести объясню происхождение этих терминов.

[uLTRAASLAN, 1) ведите обсуждение корректно, пожалуйста, значения терминов Вам указали 2) к сведению, халха - один из монгольских народов, полагаю, что Вам нужны монгольские этимологии? - Стас]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У тюрков есть слово кючлюк - степень силы, могущества. Но и здесь - аффикс тюркский.

У меня уже давно такое чувство складывается, что современные монголы наполовину тюрки.

А в слове "кючюдур" в письме Аргун-хана притяжательный аффикс -дур наличествует у монголов есть такой?

Что касается - Тейри, то, например, у карачаево-балкарцев - это Бог, не небо, а, именно, Бог. А то, что в некоторых случаях, а в особенности у народов, которые заимствовали это слово, оно ещё получило и понятие Небо, то это вполне естественное - не совсем точное понимание данного термина.

таким аффиксом оформляется орудный падеж в монгольских языках, это одна из форм.

монголы - да, наполовину тюрки, также как и тюрки, по крайней мере наследники джучиева и чагатаева улуса - наполовину монголы.

то, что слово "тенгри" у вас связано с понятием "бог", а не "небо", наоборот, показывает что для вас этот термин - заимствованный в момент, когда небо было основным объектом культа в Восточной Азии. Или трансформировавшийся под влиянием ислама (балкарцы - мусульмане?)

Культ Неба - един для всех восточно-азиатских народов, китайское "тянь", японское "тэн" - на мой взгляд, одного корня с "тенгри". И также имеют буквальное значение, наряду с религиозно-культовым.

Для понятия "бог" у монголов есть слово "бурхан".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стас, почему вы только меня заметили? До меня допускали некорректности и остальные пользователи и в том числе модератор. Или вы их не замечаете? Для пользователя gure слово «таптали Кавказ» вообще превратилось в мантру.

Значения терминов я знаю. Мне интересно раскрытия этих терминов через монгольский язык. Фамилия Мункуев не является ответом, также фамилия Александров не делает А. Македонского русским.

[uLTRAASLAN, спасибо, что указали, но вот Ас-Аслан же не стал продолжать эмоциональный размен - Стас]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

таким аффиксом оформляется орудный падеж в монгольских языках, это одна из форм.

монголы - да, наполовину тюрки, также как и тюрки, по крайней мере наследники джучиева и чагатаева улуса - наполовину монголы.

то, что слово "тенгри" у вас связано с понятием "бог", а не "небо", наоборот, показывает что для вас этот термин - заимствованный в момент, когда небо было основным объектом культа в Восточной Азии. Или трансформировавшийся под влиянием ислама (балкарцы - мусульмане?)

Культ Неба - един для всех восточно-азиатских народов, китайское "тянь", японское "тэн" - на мой взгляд, одного корня с "тенгри". И также имеют буквальное значение, наряду с религиозно-культовым.

Для понятия "бог" у монголов есть слово "бурхан".

Монголы и Танира к себе заберут у тюрков :blink:

Кок Танир - Синее небо. Танир - это вселенная, Бог-создатель.

И у казахов есть обозначение Бог - Кудай, Алла, Жаратушы, Танир. Думаю если покопаться можно еще нарыть :rolleyes:

Танир - это религия тюркского мира!

Насколько я знаю у монголов (халха) Бог - Мать олениха. Поправьте если не так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монголы и Танира к себе заберут у тюрков :blink:

Кок Танир - Синее небо. Танир - это вселенная, Бог-создатель.

И у казахов есть обозначение Бог - Кудай, Алла, Жаратушы, Танир. Думаю если покопаться можно еще нарыть :rolleyes:

Танир - это религия тюркского мира!

Насколько я знаю у монголов (халха) Бог - Мать олениха. Поправьте если не так.

да нет, Танира не заберем, такого слова не знаем. Но и Тэнгэри не отдадим - это слово во всех словарях прописано, да и из повседневной речи его как изымешь? )))

насчет матери-оленихи, у вас немного странные сведения. Если имеется в виду Гоо-Марал, супруга Борте-Чино, прародительница Боржигинов, то она отнюдь не богиня. Никакой культовой обрядности с ней не связано.

Есть у бурят Буха-нойон (буха - бык) - вот его, с натяжкой, можно назвать божеством, существует шаманский культ в его честь. Может быть, есть и буддийские обряды, не могу сказать. Но, скорее всего, этот культ связан с обожествлением исторической личности - военного предводителя, действовашего на территории Прибайкалья во времена Чингисхана.

ну а вообще-то большинство монголов щас - буддисты, а это совсем другая история.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

таким аффиксом оформляется орудный падеж в монгольских языках, это одна из форм.

Таким образом, в монгольском языке нет притяжательного аффикса третьего лица -дур. Что говорит о том, что письмо Аргун-хана не следует считать написанным на монгольском языке. По-крайней мере первую строку.

монголы - да, наполовину тюрки, также как и тюрки, по крайней мере наследники джучиева и чагатаева улуса - наполовину монголы.
Но ведь никакого монгольского влияния на тюрков Чагатаева и Джучиева улуса нет. Если не говорить, конечно, о том, что предки восточных тюрков издревле брали в жёны монголок и некоторых других восточно-евразийских народов, а другого какого-то особого влияния не было: ни этнокультурного, ни языкового. По крайней мере, например, на казахов. Но в то же время, очевидно, что якуты, тувинцы, хакасы и алтайцы в большей мере смешивались с монгольскими народами. Но это небольшая часть восточных тюрков.
то, что слово "тенгри" у вас связано с понятием "бог", а не "небо", наоборот, показывает что для вас этот термин - заимствованный в момент, когда небо было основным объектом культа в Восточной Азии. Или трансформировавшийся под влиянием ислама (балкарцы - мусульмане?)

Да балкарцы, слава Аллаху признают своей религией Ислам, но религиозность у каждого в разной степени. Ислам начали принимать в 18 веке, и процесс принятия Ислама народом в целом завершился к середине 19 века.

Слово Тенгри, заимствовано, как раз монголами у своих соседей тувинцев с не совсем правильным пониманием смысла. У тувинцев-язычников, слово Тенгри деградировало до понятия небо, т.к., они были одним из наиболее отошедших от Единобожия тюркских народов.

То, что в древности Тенгри - значило, именно, Бог, а не небо - не подлежит сомнению. И Тенгрианство было - монотеистической религией, объектом обожествления, которого было не обезличенное небо, а сущий Бог - Творец всего сущего. Древняя монотеистическая религия - Тенгрианство - разумеется, проделала разный путь в тех землях, куда пришли тюрки. Ко времени распада их прежнего единства оно уже начало деградировать к многобожию, и Тенгри, вероятно, стал представятся большинству не Единственным Богом, а зачастую главой пантеона, а у некоторых язычествующих, по сути, отвергающих веру в Единого Творца и правителя мироздания, народов оно приняло понятие и просто небо. Т.е., произошла деградация в восприятии имени Единого Бога. И скорее всего, значение небо произошло от понимания Бога, как «Тот, кто на небе».

К примеру, у карачаево-балкарцев представление о Тейри (на основе гимнов и эпоса) оставалось очень близким к представлению об Аллахе. Все изречения вполне допускают замену древнего теонима мусульманским, причем смысл их от этого (в понимании карачаево- балкарца) нисколько не изменится. Тейри является высшей инстанцией, поэтому Он сам себе и всему закон, рассматривается как Владыка, определяющий судьбу, Он выше ее. Не она властвует над ним (как в древнегреческой религии, где даже Зевс не может избежать рока), а Он - Тейри.

Культ Неба - един для всех восточно-азиатских народов, китайское "тянь", японское "тэн" - на мой взгляд, одного корня с "тенгри". И также имеют буквальное значение, наряду с религиозно-культовым.
Это все язычествующие народы, кто сталкивался с тюрками на свой манер понимали это слово.

Вот некоторые древние тексты, а также свидетельства о Тенгрианстве в среде тюрков.

Г.-Ю. Клапрот в 1808 году писал о балкарцах: “Простой народ не имеет, собственно говоря, никакой определенной религии; они почитают бога, называемого не Аллах, а Тегри, который является творцом блага”.

По данным, собранным В.В. Радловым в его “Опыте словаря тюркских наречий”, Тенгри “являлся верховным божеством у всех тюркских народов, которые обитали в домонгольское время на обширной территории Средней Азии, Алтая и Монголии”.

В прочитанных М. Томсеном орхонских древнетюркских надписях слово тенгир означает “бог”.

Феофилакт Симокатта, византийский историк VII века:

"Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимны земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю, и называют его богом".

Старое звучание теонима - Тенгри, Тегри, Тагри очень близко к имени скифского прародителя - Таргитай - Божественный.

Армянский историк Моисей Каганкатваци (X век) сообщал, что гуннские племена Северного Кавказа при заключении союза скрепляли его клятвой по закону неба, "приносили в жертву какому-то чудовищу, громадному герою, жареных лошадей, называя его богом Тангриханом".

О почитании бога Тегрихана кавказскими гуннами и савирами писал и византийский историк Прокопий Кесарийский.

Культ небесного бога Тенгри (Тангра) отмечен и у других средневековых тюркских народов - кимаков, половцев, булгар (булгары долго сохраняли его и после переселения основной их массы из Приазовья и Предкавказья на Дунай и Волгу). В начальный период истории Хазарского каганата его правители пытались сделать культ Тенгрихана государственным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тэнгэр дур одон буй

Газар дур үндүсүн буй

Усун дур жигасун буй

Переведи эти очевидно тюркские слова через свой аффикс третьего лица :lol::lol:

[Enhd, Ваши аргументы проиграли экспрессии, поэтому отцензурировал - Стас]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Переведи эти очевидно тюркские слова через свой аффикс третьего лица :lol::lol:

Тэнгэр дур одон буй

Газар дур үндүсүн буй

Усун дур жигасун буй

Рано злорадствуете, enhd. :) А откуда это?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Слово Тенгри, заимствовано, как раз монголами у своих соседей тувинцев с не совсем правильным пониманием смысла. У тувинцев-язычников, слово Тенгри деградировало до понятия небо, т.к., они были одним из наиболее отошедших от Единобожия тюркских народов.

То, что в древности Тенгри - значило, именно, Бог, а не небо - не подлежит сомнению. И Тенгрианство было - монотеистической религией, объектом обожествления, которого было не обезличенное небо, а сущий Бог - Творец всего сущего. Древняя монотеистическая религия - Тенгрианство - разумеется, проделала разный путь в тех землях, куда пришли тюрки. Ко времени распада их прежнего единства оно уже начало деградировать к многобожию, и Тенгри, вероятно, стал представятся большинству не Единственным Богом, а зачастую главой пантеона, а у некоторых язычествующих, по сути, отвергающих веру в Единого Творца и правителя мироздания, народов оно приняло понятие и просто небо. Т.е., произошла деградация в восприятии имени Единого Бога. И скорее всего, значение небо произошло от понимания Бога, как «Тот, кто на небе».

К примеру, у карачаево-балкарцев представление о Тейри (на основе гимнов и эпоса) оставалось очень близким к представлению об Аллахе. Все изречения вполне допускают замену древнего теонима мусульманским, причем смысл их от этого (в понимании карачаево- балкарца) нисколько не изменится. Тейри является высшей инстанцией, поэтому Он сам себе и всему закон, рассматривается как Владыка, определяющий судьбу, Он выше ее. Не она властвует над ним (как в древнегреческой религии, где даже Зевс не может избежать рока), а Он - Тейри.

Это все язычествующие народы, кто сталкивался с тюрками на свой манер понимали это слово.

Вот некоторые древние тексты, а также свидетельства о Тенгрианстве в среде тюрков.

Особенно интересным выглядит слово "язычествующие народы". Ас-Аслан - с какого перепугу тенгрианство вдруг стало монотеистической религией? О целом пантеоне богов и божеств в трех мирах ничего не слышали? Умай-эне, Эрлике, Жер-Су и т.д? В мировоззрении древних тюрков Тенгри и есть голубое небо, поэтому его и называли "кёк тенир".

Укажите факты того, что тенгрианство было монотеистической религией а потом якобы "деградировало". Когда деградировало - во времена каганатов? И когда она была монотеистической?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ас-Аслан - с какого перепугу тенгрианство вдруг стало монотеистической религией? О целом пантеоне богов и божеств в трех мирах ничего не слышали? Умай-эне, Эрлике, Жер-Су и т.д? В мировоззрении древних тюрков Тенгри и есть голубое небо, поэтому его и называли "кёк тенир".

Укажите факты того, что тенгрианство было монотеистической религией а потом якобы "деградировало". Когда деградировало - во времена каганатов? И когда она была монотеистической?

Не с "перепугу", а с реальности. Перечисленные Вами - Умай-эне, Эрлик, Жер-Су, их появление уже этап последующей определённой деградации религии. Это этап, который был означен следующим предложением: "Древняя монотеистическая религия - Тенгрианство - разумеется, проделала разный путь в тех землях, куда пришли тюрки. Ко времени распада их прежнего единства оно уже начало деградировать к многобожию, и Тенгри, вероятно, стал представятся большинству не Единственным Богом, а зачастую главой пантеона".

А в начале появления этой религии - все тюрки знали только одного Бога - Тенгри, Танри, Тейри, Тангри-Хан, Хан-Тейри, Тигир и т.д. А остальные же перечисленные и не перечисленные Вами "духи", "божества" и т.п., присутствуют не у всех, т.к. являются придуманными на последующих исторически этапах.

А то что Вы перевели "Кёк Тейри", как "Синее небо", вслед за некоторыми ориенталистами - это, совершенно, некорректно и неправильно, однозначно. Правильный перевод - Небесный Бог или Бог Неба. Эпитетом "Небесный" отличали, именно, Великого Тейри - Создателя мира, от других нижестоящих по рангу "божеств". И это опять же относиться к этапу деградации этой религии.

Вот, например, что сказано о Тенгри в гимне, принадлежащем древней религии балкарцев и карачаевцев:

Тейри неба — один-единственный, истинный тейри.

Тейри неба — тот, кто создал землю и небеса,

Тот, кто каждый день дарует нам рассвет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

уважаемый оппонент, учитесь участвовать в дискуссии, воспринимать слова и не делать поспешных выводов. Когда вам сказано, что аффиксом -дур оформляется орудный падеж, это и означает, что он наличествует в языке. в монгольских языках падежей больше, чем в русском. В бурятском - 7.

С "тенгрианством" все с ног на голову перевернули. Обратите внимание, как единобожие эту религию трактуют как раз только отдельные представители тех народов, которые щас исповедуют единобожный ислам.

тех же, кто, в общем-то и не порывал со своей исконной религией, одним махом в "деградантов" записали. Ну и ладно. для нас, "деградантов", тэнгэри - небо над головой, а уже потом объект поклонения. И это единственно правильное восприятие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

уважаемый оппонент, учитесь участвовать в дискуссии, воспринимать слова и не делать поспешных выводов. Когда вам сказано, что аффиксом -дур оформляется орудный падеж, это и означает, что он наличествует в языке. в монгольских языках падежей больше, чем в русском. В бурятском - 7.

С "тенгрианством" все с ног на голову перевернули. Обратите внимание, как единобожие эту религию трактуют как раз только отдельные представители тех народов, которые щас исповедуют единобожный ислам.

тех же, кто, в общем-то и не порывал со своей исконной религией, одним махом в "деградантов" записали. Ну и ладно. для нас, "деградантов", тэнгэри - небо над головой, а уже потом объект поклонения. И это единственно правильное восприятие.

Уважаемый Гуре, я бы попросил Вас не пытаться неуместно учить меня вести дискуссию. Я как раз умею её вести. У меня был конкретный вопрос: есть ли аффикс -дур в монгольских языках? Вы никакого примера наличия этого аффикса не привели. А только сделали общее заявление, что "таким аффиксом оформляется орудный падеж в монгольских языках, это одна из форм".

А вот в реальности окончания орудного падежа монгольского языка:

1) -аар, -ээр, -øøр, -оор - после основ, оканчивающихся на любой краткий гласный, кроме и, любой согласный, кроме палатализованных (с обозначением ь) и н:

2) -гаар, -гоор, -гээр, -гøøр - после основ, оканчивающихся на долгий гласный, дифтонг и согласный н:

3) -иар, -иор - после основ, оканчивающихся на гласный и, ь:

http://mongol.h1.ru/lesson13.htm

И как видно, нет аффикса -дур в монгольском языке, а в слове "кучудур" письма Аргун-хана этот аффикс очевидно наличествует.

Что касается того, что Тенгри, как имя Единого Бога трактуют не "только отдельные представители тех народов, которые щас исповедуют единобожный ислам", но и:

Армянский историк Моисей Каганкатваци (X век) сообщал, что гуннские племена Северного Кавказа "приносили в жертву какому-то чудовищу, громадному герою, жареных лошадей, называя его богом Тангриханом".

Феофилакт Симокатта, византийский историк VII века:

"Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимны земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю, и называют его богом".

Г.-Ю. Клапрот в 1808 году писал о балкарцах: “Простой народ не имеет, собственно говоря, никакой определенной религии; они почитают бога, называемого не Аллах, а Тегри, который является творцом блага”.

По данным, собранным В.В. Радловым в его “Опыте словаря тюркских наречий”, Тенгри “являлся верховным божеством у всех тюркских народов, которые обитали в домонгольское время на обширной территории Средней Азии, Алтая и Монголии”.

В прочитанных М. Томсеном орхонских древнетюркских надписях слово тенгир означает "Бог".

И давайте, уважаемый Гуре, не будем мне приписывать то, чего я не говорил. Где Вы прочитали, что я какой-то народ назвал "деградантом"? Я сказал только, что произошла деградация в восприятии имени Единого Бога. Т.е., имя Бога со временем в некоторых случаях перешло в значение обезличенного неба. Это, к примеру, также, как название конституции Чингисхана "Жасак", которое заключало в себе правила а отношении многих сторон жизни, в отдельных случаях стало восприниматься, только, как - дань, налог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Уважаемый Гуре, я бы попросил Вас не пытаться неуместно учить меня вести дискуссию. Я как раз умею её вести. У меня был конкретный вопрос: есть ли аффикс -дур в монгольских языках? Вы никакого примера наличия этого аффикса не привели. А только решили отделаться общим заявлением - "таким аффиксом оформляется орудный падеж в монгольских языках, это одна из форм".

А вот в реальности окончания орудного падежа монгольского языка:

1) -аар, -ээр, -øøр, -оор - после основ, оканчивающихся на любой краткий гласный, кроме и, любой согласный, кроме палатализованных (с обозначением ь) и н:

2) -гаар, -гоор, -гээр, -гøøр - после основ, оканчивающихся на долгий гласный, дифтонг и согласный н:

3) -иар, -иор - после основ, оканчивающихся на гласный и, ь:

http://mongol.h1.ru/lesson13.htm

Да это орудный падеж.

а дур, тур то не орудный падеж. это дательно-местный падеж.

Еще приведенный вами сайт учит монгольскому письменному языку основанным на кириллице.

На нашем родном монгольском письменности дательно-местный падеж оформлялся -дур, -тур

Извините, но мне кажется Вы зря тратите времени впустую.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается того, что Тенгри, как имя Единого Бога трактуют не "только отдельные представители тех народов, которые щас исповедуют единобожный ислам". Но и:

Армянский историк Моисей Каганкатваци (X век) сообщал, что гуннские племена Северного Кавказа "приносили в жертву какому-то чудовищу, громадному герою, жареных лошадей, называя его богом Тангриханом".

Феофилакт Симокатта, византийский историк VII века:

"Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимны земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю, и называют его богом".

Г.-Ю. Клапрот в 1808 году писал о балкарцах: “Простой народ не имеет, собственно говоря, никакой определенной религии; они почитают бога, называемого не Аллах, а Тегри, который является творцом блага”.

По данным, собранным В.В. Радловым в его “Опыте словаря тюркских наречий”, Тенгри “являлся верховным божеством у всех тюркских народов, которые обитали в домонгольское время на обширной территории Средней Азии, Алтая и Монголии”.

В прочитанных М. Томсеном орхонских древнетюркских надписях слово тенгир означает "Бог".

И давайте, уважаемый Гуре, не будем мне приписывать то, чего я не говорил. Где Вы прочитали, что я какой-то народ назвал "деградантом"? Я сказал только, что произошла деградация в восприятии имени Единого Бога. Т.е., имя Бога в некоторых случаях перешло в значение обезличенного неба. Это, к примеру, также, как название конституции Чингисхана "Жасак", которое заключало в себе правила а отношении многих сторон жизни, в отдельных случаях стало восприниматься только, как - дань, налог.

по падежным аффиксам вам, надеюсь, разъяснили, я, к сожалению, не большой знаток монгольской филологии - в советской школе учился на русском русскому языку.

а в споре о "тэнгри" вы опять-таки приводите мнение средневековых христиан, с их весьма специфическим восприятием мира. На все остальные доводы также можно дать возражения. Для меня тэнгэри - не имя бога, это просто небо, и это, на мой взгляд, правильный взгляд.

Деградация древней религии идет как раз в сторону того, что считать ее единобожием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да это орудный падеж.

а дур, тур то не орудный падеж. это дательно-местный падеж.

Еще приведенный вами сайт учит монгольскому письменному языку основанным на кириллице.

На нашем родном монгольском письменности дательно-местный падеж оформлялся -дур, -тур

Извините, но мне кажется Вы зря тратите времени впустую.

Это я то, впустую трачу время? :)

А вот окончания дательно-местного падежа:

1) -д - после основ, оканчивающихся на любой гласный, дифтонг, согласные м, л, н, а также ь:

анги - отделение, группа; ангид - отделению, группе

Yнэ - цена; Yнэд - к цене

сYY - молоко; сYYд - молоко

малгай - шапка; малгайд - шапке

могой - змея; могойд - змее

ном - книга; номд - в книге

мал - скот; малд - скоту

сургууль - школа; сургуульд - в школе

2) -т - после основ, оканчивающихся на согласные в, г, р, с:

элдэв - всякий, разный; элдэвт - всякому, разному

аймаг - район; аймагт - в районе

гар - рука; гарт - в руке

эцэс - конец; эцэст - в конце

Исключения:

аав - отец; аавд - отцу

хар - черный; хард - черному

3) -ад, -од, -эд, -øд - после основ, оканчивающихся на согласные д, т, з, х, ц:

хад - скала; хадад - в (к) скале

хYрз - лопата; хYрзэд - к лопате

бат - крепкий; батад - крепкому

ургац - урожай; ургацад - урожаю

4) -ид - после основ, оканчивающихся на шипящий согласный или ь (после невокализованного согласного), который при этом выпадает:

багш - учитель; багшид - учителю

эмч - врач; эмчид - врачу

муж - область; мужид - в области

тоть - попугай; тотид - попугаю

http://mongol.h1.ru/lesson15.htm

И как видно, опять никакого -дур.

И кто после этого тратит время впустую? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Деградация древней религии идет как раз в сторону того, что считать ее единобожием.

Нет, уважаемый, обычно приходит Единобожная религия, а потом люди со временем начинают её искажать. И начинают поклоняться, кроме Бога и посланникам Бога, и праведникам (хотя они такому и не учили), и звёздам, и камням, и деревьям, и мощам, и всему остальному.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, уважаемый, обычно приходит Единобожная религия, а потом люди со временем начинают её искажать. И начинают поклоняться, кроме Бога и посланникам Бога, и праведникам (хотя они такому и не учили), и звёздам, и камням, и деревьям, и мощам, и всему остальному.

да вообще-то история показывает, что монотеизм развивается как оппозиция пантеизму, и пантеизм все-таки первичен.

авраамическая традиция выросла из веры египетской секты (наверное, каким-то образом связанной с культом Атона), зороастризм (если он является монотеистической религией) - на основе оппозиции религии ариев с их Индрой, Сурьей и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да это орудный падеж.

а дур, тур то не орудный падеж. это дательно-местный падеж.

Еще приведенный вами сайт учит монгольскому письменному языку основанным на кириллице.

На нашем родном монгольском письменности дательно-местный падеж оформлялся -дур, -тур

Извините, но мне кажется Вы зря тратите времени впустую.

Интересный довод... Монгольский язык меняет свое правописание в зависимости какой алфавит использует в данный момент? Получается если поменять алфавит то получим другой диалект или язык?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да вообще-то история показывает, что монотеизм развивается как оппозиция пантеизму, и пантеизм все-таки первичен.

авраамическая традиция выросла из веры египетской секты (наверное, каким-то образом связанной с культом Атона), зороастризм (если он является монотеистической религией) - на основе оппозиции религии ариев с их Индрой, Сурьей и т.д.

Как раз история показывает, что от Единобожия идёт скат к многобожию.А для того, чтобы говорить, что авраамическая религия произошла от египетской секты, для этого нет никаких оснований. Я эту позицию мог бы более подробно обосновывать, но здесь сайт в котором это будет, наверно, считаться отходом от темы. Но достаточно даже того что, к примеру, как прекрасно известно, Авраам пришёл в Египет уже будучи единобожником.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как раз история показывает, что от Единобожия идёт скат к многобожию.А для того, чтобы говорить, что авраамическая религия произошла от египетской секты, для этого нет никаких оснований. Я эту позицию мог бы более подробно обосновывать, но здесь сайт в котором это будет, наверно, считаться отходом от темы. Но достаточно даже того что, к примеру, как прекрасно известно, Авраам пришёл в Египет уже будучи единобожником.

это фундаменталистский взгляд, которого, к счастью/сожалению, лишены минимум половина человечества, в южной и восточной азии уж точно. я как-то к этой половине отношусь.

Но пусть будет так. Пусть все человечество было сначала единобожным, а потом некоторые деградировали ))) Только не устраивайте, пожалуйста, холивар, как некоторые фундаменталисты от монотеизма неоднократно в мировой истории.

потому что от дихотомии "совершенное - деградация" недалеко до оппозиции "первосортный - второсортный", со всеми вытекающими отсюда последствиями

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...