Перейти к содержанию
Гость Rust

Кыргызы

Рекомендуемые сообщения

  • Admin
Современные кыргызы это народ сложносоставный состоящий из монгольского, ойратского, кипчакского, хиргисского, казахского и т.п. народов.

Так же как и современный монгольский народ - состоящий из монгольского, ойратского, маньчжурского, тувинского, казахского народов :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
я слышал что есть такой киргизский горский род - Хадырша. живут на Памире и говорят на узбекском.

Есть такой кыргызский род Кыдыршаа, входящий в состав Ичкиликов. Насчет узбекского языка - есть наверное и такие, ведь в Узбекистане например живет около 300 000 кыргызов. Это официально. Даже в самом Кыргызстане в некоторых местах встречаются обузбеченные кыргызы, но редко. Сейчас, похоже идет обратный процесс.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть такой кыргызский род Кыдыршаа, входящий в состав Ичкиликов. Насчет узбекского языка - есть наверное и такие, ведь в Узбекистане например живет около 300 000 кыргызов. Это официально. Даже в самом Кыргызстане в некоторых местах встречаются обузбеченные кыргызы, но редко. Сейчас, похоже идет обратный процесс.

А есть отличия в культуре, одежде например от остальных киргизов? Все таки Кыдыршаа - памирцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
А есть отличия в культуре, одежде например от остальных киргизов? Все таки Кыдыршаа - памирцы.

На Памире живет немало кыргызов, помимо кыдыршаа - теиты, кыпчаки, кара-теиты и т.д. одеждой от остальных кыргызов они не отличаются, сохраняют язык и чтут обычаи. Именно часть памирских (ваханских) кыргызов была поселена в Турции вблизи озера Ван. К памирским кыргызам можно отнести и алайских кыргызов.

Восточный Памир изобилует кыргызскими названиями - перевал Койтезек, Оксу, Токтомуш, оз. Кара-куль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам алейкум уважаемые.

ведь в Узбекистане например живет около 300 000 кыргызов. Это официально.

Интересно, а где именно?

Наверное большей частью в ферганской долине?

То есть это цифра, официально записанных кыргызами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хочу поинтересоваться киргизской аристократией, т.е. манапами.

Это было отдельное сословие и титул передавался по наследству или же манапом можно было стать, отличившись в какой-то сфере.

И ещё, Валианов писал, что манапы обладали огромной властью среди своих подданных, могли даже казнить своих людей. На чем основывалась такая всемогущесть?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Салам алейкум уважаемые.

Интересно, а где именно?

Наверное большей частью в ферганской долине?

То есть это цифра, официально записанных кыргызами?

Эта цифра была озвучена президентом А.Акаевым в докладе на ассамблее народов Кыргызстана. В инете есть полный текст доклада.

На самом деле кыргызов там должно быть значительно больше. Мое родное селение располагается на границе с Узбекистаном - примерно 5 км. Поэтому знаю не понаслышке. Политика у соседей простая - все делается к тому, чтобы кыргызы стали узбеками, рычаги - прием на работу и просто запись их узбеками и т.д. При этом активно идут процессы просто ассимиляции, заезжаем в аил, там дети говорят на узбекском, родители на кыргызском. Почему? Потому что рядом только узбекские школы и т.д. Встречал и типичных узбеков, в паспорте у которых записано "киргиз" - по кыргызски при этом не говорят.

Все это последствия национального размежевания в Ср. Азии в 1924 году. Об этом есть очень хорошая книга "Арслан Койчиев. Национально-территориальное размежевание в Ферганской долине (1924-1927 гг. – Бишкек: 2001". Утрата земель населенных преимущественно кыргызами произошла благодаря позиции кыргызских же функционеров, не добившихся передачи этих земель Киргизской АО.

Кыргызы живут действительно в Ферганской долине - на прилегающих к ней северных отрогах Чаткальского Кураминского хребтов, также на западе и юге долины. Они как-бы окружают долину с трех сторон.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Хочу поинтересоваться киргизской аристократией, т.е. манапами.

Это было отдельное сословие и титул передавался по наследству или же манапом можно было стать, отличившись в какой-то сфере.

И ещё, Валианов писал, что манапы обладали огромной властью среди своих подданных, могли даже казнить своих людей. На чем основывалась такая всемогущесть?

Термин "манап" получил распространение у северных кыргызов в первой половине XIX века. Он постепенно вытесняет термин "бий" как наименование феодального владетеля (на юге титул "бий" сохранялся).

Манапами первоначально называли всех лиц, принадлежащих к одному подразделению в составе племени САРЫ-БАГЫШ, носившему наименование "манап" по имени своего родоначальника, жившего в XVII веке. Феодалы из рода "манап" не только заняли привилегерованное положение внутри племени САРЫ-БАГЫШ, но распространили свое влияние на другие кыргызские племена. Термин "манап" стал нарицательным для феодалов и других родов этого племени, а впоследствии стал применяться и по отношению к другим биям многих кыргызских племен.

Власть манапа как правило передавалась по наследству. Наиболее крупные из манапов распространяли свою власть на весьма обширные территории с разноплеменным населением.

Со временем появилась градация и среди манапов. "Ага манап" или "Чон манап" - наиболее крупные феодалы (им подчинялись мелкие манапы племени); "Жанжырлуу манап" - наследственный манап; "Орто манап" - средние манапы; "Чала манап" - мелкий, зависимый от старшего манапа; "Чолок манап" - самый мелкий манап (из таких в царское время набирались пятидесятники); "Букара манап" - родственник манапа, стоящий немного выше остальных людей.

В первой поливне XIX века например манап племени БУГУ Бооромбай владел 1000 юрт "букары", т.е. подвластного населения, которое он мог "дарить" или передавать другим людям. Манап Уметалы из САРЫ-БАГЫШ - 1500 юрт букары, а его брат манап Чаргын - 1000 юрт букары (оба сыновья "ага манапа" Ормона). Букара - подвластное население с неполной властью феодала над ними (беднота, обедневшие родичи и т.д.).

Помимо букары манапы владели рабами, захваченными в результате набегов на соседние племена или народы - "барымты". Над рабами у манапов была полная власть.

Литература:

Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе: Кыргызстан, 1990. - Глава IV/ Общественный строй.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер

Саадат ДАНИЯЛ КЫЗЫ

Кызылсуу: далекий и близкий.

Во время визита первой леди Кыргызстана профессора Майрам Акаевой в Китайскую Народную Республику незабываемые впечатления оставило посещение Кызылсуу-Кыргызского автономного округа (ККАО) Синьцзяня, где издавна компактно проживают этнические кыргызы.

Кызылсуу расположен на дальней западной окраине Китая, на Памирском нагорье, и граничит с Кыргызстаном и Таджикистаном. Протяженность пограничной линии с учетом нескольких горных переходов составляет 1170 км. Пограничные пункты Торугарт и Иркештам служат своеобразным мостом между Китаем и странами Центральной Азии. В этом районе горные территории занимают 96% поверхности. Более 20 вершин поднимаются до семи тысяч метров над уровнем моря. Вечно покрытые снегом их пики создают прекрасный пейзаж, а вершину Музтаг-Ата называют "Отцом ледяных гор".

По признанию кызылсууйцев, приезд супруги Президента независимого Кыргызстана стал для них поистине историческим событием, которого они ждали очень давно. Дорогую гостью жители города Артыш, административного центра ККАО, приветствовали, выстроившись вдоль центральной улицы в национальных кыргызских костюмах с цветами в руках и радостью в глазах. Это была, по свидетельству очевидцев, очень волнующая встреча.

Секретарь парторганизации ККАО Ван Синхуай, приветствуя первую леди Кыргызстана, отметил, что жители округа многие годы ждали этой встречи. "Ваше имя - Майрам - означает "праздник", - сказал г-н секретарь, - и вы поистине привезли праздник на нашу землю. Мы уверены, что ваш визит сыграет огромную роль в укреплении дружбы и сотрудничества между Кыргызстаном и Китаем

Губернатор округа Мамбетасан Токталы в своем выступлении на этой встрече сказал: "Ваш визит, уважаемая Майрам Дуйшеновна, придаст новый импульс нашему сотрудничеству и выведет его на более высокий уровень. Без сомнения, вы стали первой вдохновительницей на этом большом пути".

Кыргызы, проживающие в округе, в полной мере сохранили национальны традиции и обычаи, они говорят литературном кыргызском языке, трепетно относятся к истории и культуре нашего древнего народа. Здесь выходят газеты, транслируются радио- и телепрограммы на кыргызском языке.

В последние годы, особен но после принятия общегосударственной программы развития, Кызылсуу-Кыргызская автономная область интенсивно развивается, строится. В сентябре этого года она готовится отметить свой 50 - летний юбилей.

Профессор Майрам Акаева посетила в Артыше среднюю школу - интернат с кыргызским языком обучения. Здесь получают среднее образование дети всего округа, 90 процентов - из отдаленных сел. В соответствии с национальной политикой страны обучение бесплатное.

Первая леди осмотрела классы, в том числе лингафонный и компьютерный кабинеты, тепло побеседовала с учителями и учениками, пожелав им успехов в учебе и неиссякаемого стремления к знаниям, а в качестве подарка передала школе библиотеку кыргызских книг.

- Самое главное для учителя - дать детям достойное образование, - отметила в беседе Майрам Дуйшеновна, - а чтобы его обеспечить, должны учиться в первую очередь сами учителя, поднимать свой интеллектуальный уровень каждый час, каждую минуту, на протяжении всей жизни. Мы можем предложить вам для повышения квалификации стажировку в Кыргызстане, - сказала первая леди.

В ходе беседы с руководством школы Майрам Дуйшеновна предложила осуществить совместный проект по созданию школы-интерната с образовательным центром для одаренных детей на 100-120 мест. В качестве вклада в реализацию проекта супруга Президента Кыргызстана намерена передать гонорар от второго издания своей книги на китайском языке "Великие ученые в моем сердце".

Затем М. Акаева побывала в педагогическом училище, где встретилась с преподавателями и учащимися. В беседе с ними она предложила организовать стажировки для учащихся кызылсууйского педучилища в наших учебных заведениях.

Все встречи кыргызской делегации с жителями округа проходили в удивительно доброй и благожелательной атмосфере, представители каждой из сторон проявляли огромный взаимный интерес к культуре, литературе, изобразительному искусству и общественной жизни как западных регионов Китая, так и современного Кыргызстана. Майрам Дуйшеновна посетила также спортивный комплекс, Дворец культуры, осмотрела новые жилые районы. Гостям из Кыргызстана показали прекрасный фольклорный концерт.

Этот знаковый визит Майрам Акаевой стал первой, но, конечно, не последней страницей в новой истории наших взаимоотношений с Китаем и с братьями-кыргызами по ту сторону границы.

2 июля 2004 года

Источник - "Слово Кыргызстана"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам алейкум уважаемые,

Эта цифра была озвучена президентом А.Акаевым в докладе на ассамблее народов Кыргызстана. В инете есть полный текст доклада.

На самом деле кыргызов там должно быть значительно больше.

Уважаемый, а есть ли у кыргызов какая-либо организация которрая объединяла бы всех кыргызов мира, ну на подобие нашего всеказахского курылтая?

И есть ли инфо по численности кыргызов в КЗ?

Есь ли диаспоры в Европе?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19:25 28-07-2004

"Гуннский международный фонд" намерен объединить рода гуннов

"Гуннский международный фонд" - общественно-культурная организация, действующая в Бурятии, выступил с инициативой создания Союза гуннских родов Забайкалья.

Члены фонда, увлеченные историей гуннов, считают, что в только Бурятии насчитывается 24 рода, которые ведут свою историю с эпохи гуннского царства. И изучение исторических корней позволит возродить в Забайкалье современную столицу гуннов, как туристическую "Мекку" знакомства с памятниками одной из древнейших цивилизаций человечества.

Один из руководителей "Гуннского международного фонда" Олег Булутов заявил, что фонд готов взять под свою опеку крупнейшее в мире гуннское городище. Памятник археологии, раскопанный в прошлом веке под Улан-Удэ, находится сейчас в запущенном состоянии. На него наступают картофельные поля и свалки. Создание здесь культурного центра гуннских родов позволило бы защитить археологический комплекс от разрушения.

Всего же на территории Забайкалья находятся более 100 памятников гуннской культуры. Это - 40 могильников, включая 4 царских, 10 поселений, плиточные могилы и курганы эпохи гуннов.

Уникальные объекты редко посещаются туристами, хотя в мире очень высок интерес к культуре гуннов. Проблема в том, убеждены члены фонда, что народы, являющиеся фактическими потомками гуннов, плохо знают их историю, так как результаты исследований редко становятся достоянием широкой общественности. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.

http://news.izvestia.ru/culture/news87050

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер
я слышал что есть такой киргизский горский род - Хадырша. живут на Памире и говорят на узбекском.

На кыргызском будет не Хадырша, а Кыдыршаа. Относятся к большому племени Кесек подразделения Ичкилик. Родоначальником племени Кыдыршаа является Кыдыр-шах, сын Булгачи.

После этого прибыл Ак Огул с двумя сыновьями — Отуз Огулом [и] Салус-беком Бул(а)гачи, вступил на путь духовного совершенствования, проявил преданность. Затем приехали, признав [Мир Джалила] своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Бул(а)гачи: Бостон, Теит, Джоо Кисек, Деелес, Хьгдыр-шах, Кангды. Потом приехали, признав [Мир Джалила] своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Отуз Огула: Адине, Мунгкуш, Кара Багыш, Тагай. /стр. 113/ Прибыл и стал приверженцем Ку Огул, с ним шесть сыновей: Басыз, Лалым Кушчи, Ай Ваш Мундуз, Чонг Багыш, Сару (у), Сунджек Хытай

САЙФ АД-ДИН АХСИКЕНДИ. СОБРАНИЕ ИСТОРИЙ. МАДЖМУ АТ-ТАВАРИХ

http://vostlit.narod.ru/Texts/rus4/Ahsikendi/text.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересный взгляд украинских туристов на Кыргызстан 1994 года.

СКАЗКА НА КОЛЕСАХ ИЛИ ПОЛ-РАЯ НА ЗЕМЛЕ.

(путевой очерк о поездке по Кыргызстану, лето 94-го)

Под южным солнцем сверкало лето. На ярко-зеленом душистом ковре из спорыша и ромашки, посреди яблоневого сада стояла юрта. Из нее вышел аксакал поднял руку к небу и произнес:

- Есть рай на небе!

Потом опустил руку вниз:

- И пол-рая на земле. Это - Иссы-Куль!

Русский бы выразился проще: "Райское место!" Но аксакал не стал гневить Аллаха: рай - это рай, а Иссы-Куль - почти рай.

Пять дней мы колесили по этому раю. Пять волшебных и сказочных дней. За пять дней мы успели пожить на местном курорте, объехать вокруг озера, искупаться на его северных и южных берегах, побывать в трех ущельях, принять ванную в горячем сернистом ключе, погостить в кыргызской семье, съесть пару баранов.

Пять дней сказки на крыльях и колесах. Туда и обратно - транспортным АН-24. Одиннадцать часов перелета с промежуточной посадкой в Оренбурге. Туда - с грузом Украинских медикаментов, назад - с грузом шерсти, табака, силовых диодов и незабываемых впечатлений.

А там - дорога, дорога, дорога... такая же плохая, разбитая, как и у нас. И ремонтируют ее тем же бредовым способом: кучи щебня поливают жидким битумом, а потом разравнивают. После такого ремонта дорога в лучшем случае липнет к колесам, в худшем- бросается камнями по лобовым стеклам.

И еще об экономике.

Похожи не только дороги. Похож уровень жизни, который, несмотря на притчи о безнадежном отставании Украины от других республик СНГ, ничуть не выше, а скорее ниже. И легендарный восточный базар в столице республики Бешкеке не превосходит нашего Привоза. Впрочем, это не мудрено. Республика горная, ее населения не многочисленно - приблизительно 4.5 миллиона человек - в двенадцать раз меньше, чем на Украине. В столице проживает в полтора раза меньше горожан, чем в Одессе.

Кыргызстан испытывает теже проблемы, что и мы: стоит промышленность, наблюдается дефицит нефтепродуктов. Объявление "Бензин жок", понятное и без перевода, - частый гость на автозаправках. А тот бензин, что есть, ужасного качества. Машины чадят как керосинки. Не хватает угля для отопления, а избыток электроэнергии, вырабатываемой горными гидроэлектростанциями, реализовать трудно: нужны большие кап. вложения на строительство линий электропередач, подстанций и т.д. Раньше эта энергия поступала в единую энергосистему СЭВ, а сейчас - увы!

Но есть и свои моменты в экономике, приятно отличающие эту республику от других. Прежде всего - это стабильная национальная валюта. Полная внутрення конвертация и отсутствие инфляции благотворно влияют на экономику. Денежная единица - "СОМ". Купюры чем-то напоминают марку, выполнены гораздо качественнее купона. Выше качество бумаги и печати. На купюрах изображены деятели искусства и культуры, театры, легендарные герои и т.п. Купюры защищены водяными знаками и цветным микроволокном (как доллары). Сейчас 1 доллар США равен 11,8 СОМам. Так что в сотнях, тысячах, миллионах здесь никто не считает.

Одними бумажками сыт не будешь. За деньгами должны стоять реальные богатства. И они есть. Республика богата природными ископаемыми: ртуть, золото, другие минералы. Есть большие запасы гидроэнергии. Основная отрасль экономики - пастбищное животноводство. Скот выпасается на великолепных альпийских лугах. Пахотных земель мало - 4%, леса - 3%, остальное - обожженные солнцем горные склоны, альпийские луга, а выше - снега и льды высокогорья. Немалые доходы может приносить республике туризм.

Пару слов о политике.

Встретились как то Югослав и Кыргыз.

- Откуда ты? - спросил Югослав.

- Из Кыргызстана.

- А что это за страна?

- Тянь-Шань знаешь?

- Нет!

- Иссы-Куль знаешь?

- Нет!

- Чингиза Айтматова знаешь?

- Да, конечно знаю. Мы его в школе проходили!

Так что, хотите познакомиться с Кыргызстаном - читайте Айтматова! Здесь, на родине, его чтут и уважают. Даже хотели президентом сделать. Писатель отказался, но порекомендовал вместо себя Акаева. Так и получила Кыргызия своего президента. Может это и легенда, но здесь в нее свято верят.

Первый кабинет Акаева был молодой. Трудно сказать, хороший он был или плохой, но для республики, в которой уважение к аксакалам граждане получают с молоком матери, нужен был кабинет по солиднее и под давлением Верховного Совета ныне действующий кабинет сильно постарел.

Сразу после посадки к нам в самолет зашел пограничник и сказал:

- Добро пожаловать в самую стабильную республику бывшего СССР!

Наверное он был прав: ни на внутреннюю, ни на внешнюю, ни на национальную политику здесь мы жалоб не слышали. В этой республике спокойно, бок о бок, живут кыргызы, русские, узбеки, украинцы и другие национальности.

Немного об Иссы-Кульской природе.

Район Иссы-Куля - великолепный курорт. Иссы-Куль - "теплая вода". Десятки горных рек несут в озеро свои холодные воды и ни одной не вытекает. Все испаряется под жгучими лучами горного солнца. Озеро расположено на уровне 1600 метров над уровнем моря, достигает 180 км в длину, 60 км в ширину, 700 м в глубину. Солидное озеро, почти море. Слегка солоноватая вода прогревается летом до 20 - 24 градусов Цельсия. Песчаные пляжи Иссы-Куля ничем не уступают Одесским.

Здесь пока еще чисто. Во всей области живет порядка 360 тысяч человек. Все стоки проходят очистку. Ни один санаторий не вводится в эксплуатацию без очистных сооружений. На побережье и в прибрежной зоне на озере организованно несколько заповедников. По озеру плавает один буксир и несколько катеров рыбоохраны. Частное владение моторными лодками запрещено, что значительно понижает уровень загрязнения окружающей среды выхлопными газами и нефтепродуктами. На озере есть несколько яхт-клубов. Яхты ходят только на парусах. Триста метров вокруг озера - санитарная зона. Стоянка автомашин в этой зоне запрещена. Нарушение санитарной зоны грозит штрафом.

Климат на Иссы-Куле особенный. Озеро лежит южнее самой южной точки Украины - где-то на уровне Грузии. Зимой средняя температура такая же, как в Одессе, летом - градусов на пять прохладнее (сказывается высота). Солнце здесь горное, южное, ослепительно-яркое, - обгореть можно в один момент. Климат континентальный. Вечером температура резко падает и даже в разгар лета нужно одевать что-нибудь шерстяное, например свитер или кофту.

Как и повсюду в горах, природные условия меняются очень резко. Вокруг озера - тонка полоска в десяток километров - пустыня, полупустыня, степь, сады и поливные поля. Пустыни на Иссы-Куле странные - в них вам не грозит смерть от отсутствия воды. Через каждый десяток - другой километров их пересекают бурные потоки горных рек. Равнина вокруг озера плавно переходит в горные хребты. Склоны гор, обращенные к озеру, обожженные, голые. Еловый лес прячется в ущельях. Выше в горы начинаются альпийские луга, обильно орошаемые дождями, еще выше - вечные льды и снега.

Для горного туризма и альпинизма места здесь райские. В в лесу расположены турбазы. В "застойное" время они были многолюдны, сейчас многие пустуют. Увы, цена на билеты - не преодолимый барьер для массового туриста.

Достоинства Иссы-Кульских курортов ценили как прошлые власти, так и нынешние. Здесь располагался санаторий ЦК, здесь в горах находится дача президента Акаева.

И, наконец, о нас.

Нас пригласили наши деловые партнеры из Кыргызстана для проведения переговоров, знакомства с местными традициями и просто отдохнуть. Мои боссы вели эти самые переговоры, а мы с женой просто отдыхали. Приятное разделение труда. Всю дорогу нас хранили, оберегали, лелеяли радушные хозяева.

Сперва с нами был Славик - кыргызский немец с очень немецким именем Растислав. Несмотря на обилие родственников на исторической родине, Слава никуда эмигрировать не собирается. По специальности он финансист.

Едим с аэродрома прямо на Иссы-Куль, с заездом на базар за арбузами. Путь не близкий - 240 километров. Жарко, как в пустыне. Долина, в которой располагается Бишкек больше напоминает равнину, горы возвышаются на горизонте.

Нас везет на "рафике" Рашид - местный джигит. Каждый пост ГАИ - наш. То - превышение скорости, то - обгон на подъеме. Постов ГАИ тут как грибов в лесу. Дорога плавной змеей вползает в горы. Пейзаж лунный - лысые горы разных цветов: серые, желтые, красные, белые с полосами и подтеками. Вдоль дороги, как тени прошлого, как забытые страхи, осколки сталинской культуры - скульптурные изображения пионеров, барсов, оленей и орлов. Местами дорога идет вдоль каньона, по дну которого протекает река.

При въезде в Иссы-Кульскую область, водители платят экологический сбор, как у нас при въезде на Южный берег Крыма. Горы расступаются и мы попадаем в Иссы-Кульскую котловину. Тут гораздо прохладнее - сказывается высота.

Наконец мы на месте - в курортном местечке Чок-Тал не северном берегу озера. Слава устроили нас в санатории министерства сельского хозяйства республики. С нами экипаж самолета, с которым мы прилетели - ребята отдыхают, пока комплектуется партия груза.

Прохладный холл, отделанный мрамором, палаты со всеми удобствами на двоих, великолепное питание, как на убой, две огромные клумбы с розами. Роз много, разных цветов, большие, красивые но почему-то не пахнут. Один недостаток: горячая вода только по вечерам раз в два дня. Хотя, на самом деле, это преимущество: воду греют в гелиоустановке и котельная не коптит хрустальный купол небосвода.

В пяти минутах ходьбы от санатория песчаный пляж с грибками. На грибках натянута плотная ткань. На ночь ее никто не снимает. Странно - у нас давно бы украли: вещь хорошая, в хозяйстве пригодится.

Рядом с нашим- другие санатории. Территории засажены парками. Здесь растут: ель, сосна, кедр, можжевельник, самшит, ива, береза. Берег окаймляют пирамидальные тополя. Обилием хвойных деревьев местные парки напоминают Крым, обилием берез - Россию.

Второй день в санатории. Утро теплое и безветренное. Хорошо видны белоснежные вершины южной гряды, расположенные за озером. После обеда они растают в дымке, и будет непонятно, толи это горные вершины, превратились в облака, толи облака застыли и стали горными вершинами. Вода гладкая, как стекло, такой на море никогда не бывает.

Мы купаемся. Вода непривычно чиста. Выходя из воды сразу одеваемся - боимся обгореть. И солнцезащитные очки - без них от яркого света быстро устают глаза. На Иссы-Куле обгорают даже загоревшие до того южане.

На конце причала стоит вышка. Наверное подразумевались площадки на высоте 3 и 5 метров. На самом деле получилось на метр-полтора выше. Снизу смотришь - ерунда, а на верх заберешься - О-го-го! Самый "приятный" момент, когда отпускаешь руки и постепенно начинаешь падать. По первому разу желудок, провалившись сквозь кишечник, сползает в пятки. Прыгают в основном ребятишки с нижней площадки. Это не Крым, местные в прыжках удовольствия не находят. Горные хребты возвышаются в отдалении, у озера сходят на нет. Вода почти всюду переходит в сушу плавно, без всяких скал, обрывов и утесов. Так что, особо не распрыгаешься.

По случаю пилот Миша излагает, как прыгал первый раз с парашютом. Стоит этакий колобок, который непонятно как в пилотском кресле помещается и рассказывает:

- Я был тогда худеньким-худеньким. Подошел к двери, остановился, смотрю в пропасть - оторопь берет. Ну тут меня инструктор и выпихнул... Я совсем легкий тогда был. Лечу, чего-то не пойму: я легкий, а всех обгоняю. Тут мне кричат, в воздухе далеко слышно: "Парашют, парашют!" Вижу - не раскрылся, стропы перехлестнулись. Его там что-то полагается. Ножик вытащить, обрезать, потом запасной куда-то в сторону. Какой ножик?- земля совсем близко. Дергаю запасной, тут меня переворачивает вверх ногами. "Ну вот еще,- думаю,- только головой грохнуться не хватало!" А потом успокоился - какая разница как разбиться!

Пилот поведал эту историю лениво и невозмутимо, как сонный диктор о ходе уборки в передовом колхозе в урожайный год.

Где-то скандалит ребенок - наверное не купили мороженного. Можно не сомневаться - ребенок русский. За все время пребывания на курорте не видел плачущего кыргызского ребенка. Тут своя культура воспитания. Дети у кыргызов ведут себя очень сдержанно: приставать к старшим не принято.

На курорте разноголосица: кыргызы, русские, узбеки... Радиорубка на лодочной станции ведет вещание на русском языке. В прокате лодки и велосипеды. За лодочной станцией - яхтклуб. Есть даже большая крейсерская яхта. На яхтах устраивают платные прогулки. Яхты отходят от берега только под парусами. Ветра иногда приходится ждать часами. Когда есть ветер, на озере появляются белые треугольники винтсерфингов. На водных лыжах здесь не катаются - дабы моторные лодки не загрязняли окружающую среду.

В целом пляж обустроен не хуже наших, и сервис тот же: прямо на пляже жарят шашлыки, продают пиво и мороженное. Пляжи бесплатные. Местным политикам взымать мзду за место под солнцем в голову пока не приходит.

После обеда отдыхаем в номере. Хорошо, прохладно. С улицы, через открытый балкон, слышны голоса отдыхающих. Вся Кыргызия усыпана алмазами, да и талантов тут тоже хватает. Только и слышно: "Алмаз, Алмаз! Куда тебя черти несут?- или - Талант, пошли обедать!"- это мамы общаются со своими детишками. Здесь, как в старые добрые времена, имена имеют понятное всем значение. Например, "алмаз" на тюркском значит "твердый". Наши имена тоже имеют значения. Но они чужеродны, пришли к нам из Греции вместе с христианством, и Петр не чувствует себя Камнем, а Александр никого не спешит защищать.

После ужина идем с женой на вечернюю прогулку. Иссы-Куль на двоих.

Солнце красным мячиком закатывается за гору. Сразу становится прохладно, но мы в курсе - одеты тепло. Быстро темнеет. Идем на пляж. На берегу людно. Кто-то, несмотря на вечернюю прохладу, купается. Вода гладкая как стекло и не "шуршит". Наше море немного шумит даже в тихую погоду. Над озером серебристым воздушным шаром весит луна. Луна есть, а лунной дорожки нет: практически нет ряби и луна отражается в воде большим золотым пятном.

Бредем по песку вдоль кромки воды. Впереди причал. Призрачный свет двух вертикальных неоновых колонн-фонарей превращает небольшую толпу, собравшуюся у входа на причал, в галерею духов. Подходим ближе - на радость публике здесь двое кыргызских мальчиков предлагают на прокат ишака. Ба, знакомые лица! Вокруг ишака крутится бортмеханик с нашего самолета, поблизости стоит пилот. "Оставь его в покое, - шутит он,- ну куда ты на нем ночью без бортовых огней?"

Минуем череду спящих на берегу лодок. Над песком парит деревянный помост. На помосте стойка под небольшим навесом, столики. Играет магнитофон. Мы поднимаемся по маленькой лесенке, берем кофе и "Милки-вэй". Все столики заняты. Команда хоккеистов, прилетевшая из Новокузнецка, производит дозаправку водкой. Спускаемся с чашками на пляж и садимся на водный велосипед. Хорошо, уютно. Прямо - бескрайняя зеркальная гладь воды. Гор на противоположном берегу не видно, что превращает озеро в море. Над нами бархатная бесконечность вселенной, усыпанная блестящей пылью звезд и украшенная новогодним шариком луны. Слева, даже не покачиваясь, стоят яхты. Из ближайшего санатория доносится музыка - там на дискотеке веселится молодежь.

Не торопясь идем в обратную сторону. По дороге встречается много пьяных, как русских так и кыргызов. Создается впечатление, что русские появились здесь раньше Ислама и по этому до сухого закона здесь еще очень далеко. И все же, Ислам здесь появился раньше - в 16ом веке, а в Российскую империю эти земли вошли в только во второй половине 19ого. Но водка оказалась понятнее Корана.

Уходим в сторону от баров и кофе. Бродим по безлюдным паркам. В облаках зелени загадочно мерцают фонари. Шумит вода поливальных установок. Пахнет хвоей. Среди множество деревьев находим можжевельник - дерево жизни. Листья этого странного дерева напоминают иголки, а шишки - ягоды. Растираю мягкую хвою пальцами и вдыхаю приятный терпкий аромат. Растет ли в Одессе можжевельник? - Наверное где-то растет. Вы не знаете, как он пахнет?- Откройте бутылку джина. С тоником можно не мешать.

Вернулись в санаторий. Ушел в прошлое день. Второй день на Иссы-Куле.

Днем позже едим на "рафике" на экскурсию в горы. С нами Слава, Жергал, его жена Рая и сын Азамат. Жергал пятнадцать лет посвятил лесу, был лесничим, инспектором. В этом ущелье ему каждый камень знаком. Так что экскурсовод у нас профессиональный. Рая - наша землячка, они познакомились с Жергалом в Киеве, где тот окончил Сельскохозяйственную академию. И хотя здесь все прекрасно понимают русский, она свободно говорит на кыргызском.

Семьи в Кыргыстане по-восточному многодетные. У Жергала с Раей - четверо.

- Как же вы воспитываете такую уйму детей? - удивляемся мы.

- Очень просто, - улыбается Рая, - главное правильно воспитать первого, а потом они сами друг друга воспитывают.

Едим вверх по Григорьевскому ущелью. Очень кыргызское название. Здесь таких много. Внизу расположено село Григорьевка, а есть еще Семеновка, Михайловка и многие другие. В этих селах русское население составляет до 90%. Но мест с компактным проживанием национальных меньшинств здесь нет. Села перемежаются, как клеточки на шахматной доске.

Местами выходим из машины. В ущелье шумит горный поток, на склонах растет великолепный еловый лес, прохладно. Ели упорно карабкаются вверх по крутым склонам и стоят при этом ровно, точно солдаты в строю, строго вертикально. Прислушиваюсь к шуму реки. "Тук, тук, тук..." - река несет камни. В брод тут ее не перейдешь - ноги переломает.

По дну ущелья въется грунтовая дорога. Здесь проходит пешеходный туристический маршрут на знаменитый спортивный комплекс Медео, расположенный над Алма-Атой. Поднимаемся все выше и выше. Склоны ущелья расходятся и мы попадаем на альпийский луг в большую долину. Прохладно, сыро. Облака цепляются за вершины гор, оседают туманом на склонах отрогов. На лугах пасутся стада овец. По-кыргызски пастбище называется "джайло", где-то я это уже слышал. Неожиданно вспоминаю: в Крыму луга на плоских вершинах гор называются "яйла". Название осталось от крымских татар. Вспоминаются времена Золотой орды. Так и хочется воскликнуть: "Как тесен мир! Где Украина, а где Кыргыстан? И все равно почти рядом!" Тюркские народы расселились широкой полосой от Монголии до Турции. Кыргыз понимает Узбека, Такжика, Татарина, Казаха, как Русский Украинца.

Отправляем машину и поднимаемся на перевал пешком. Под ногами густой ковер ароматной травы. Славик срывает маленький пушистый цветок, с сильным медовым запахом. Это Эдельвейс - высокогорный цветок, близкий родственник легендарного Альпийского Эдельвейса. Останавливаемся передохнуть, смотрим на противоположный склон. Жергал рассказывает, что где-то там, на противоположном склоне растет удивительная ель-мутант с семью верхушками, ровная как стена. Это не наследие какой-либо экологической катастрофы, а просто естественная мутация. Увы, времени посетить это чудо природы у нас нет.

Поднимаемся на перевал. На перевале стоит палатка, бродят лошади и коровы. Нас угощают кумысом и лепешками. Терпеливо выпиваю непривычный для меня продукт. Говорят, после водки он по первому разу идет легче. Не знаю - не пробовал. На северном склоне над перевалом растет лес. Направляемся туда в поисках грибов. Грибов много: шампеньоны, рыжики, грузди и, естественно, поганки. Находим старый шампеньон величиной с тарелку. Съесть - не съешь, а полюбоваться можно.

За перевалом - Семеновское ущелье. Вниз едим на машине. По дороге останавливаемся на пасеке, пробуем соты. Мед, молоко, мясо в горных районах экологически чисты. Нет ни дорог, ни промышленности, ни земледелия.

На краю джайла водитель останавливается на минуту, выходит из кабины и возвращается с веткой арчи. Арча - тюркское название можжевельника, унаследованное ими от персов. Здесь арча повсюду встречается на горных склонах в виде низкорослого кустарника. Она вынослива и не прихотлива. Одинаково стойко выносит морозы до -30 и жару до +40. Дым арчи обладает ярко выраженными антисептическими свойствами. Ей до сих пор окуривают комнаты больных в местных селениях. Из смолы этого растения делают ладан. Религиозные ритуалы зачастую имеют простой бытовой смысл: церковь - большое скопление народа и дезинфекция путем окуривания не помешает.

На курорте мы пробыли четыре дня. Потом - опять дорога. Жергал везет нас в гости к отцу. Едем вокруг озера на южный берег. Дорога плохая. Мелькают селения, города и кладбища. Много мусульманских кладбищ. Судя по кладбищам, населения здесь когда-то было гораздо больше. На кладбищах - мавзолеи и непонятные сооружения в виде небольших стенок, украшенных исламскими звездами и полумесяцами. Жергал даже за рулем умудряется воздать дань уважения предкам, делая традиционный ритуальный жест одной рукой.

В дороге Жергал развлекает нас жуткими историями. Мы едим не просто по современной дороге - мы едим по древнему шелковому пути. Здесь проходили караваны из Китая, здесь свирепствовали разбойники. Мы проезжаем залив, в котором по преданию разбойники утопили ограбленный караван: купцов, погонщиков, верблюдов и мулов. Сокровища они конечно спрятали в горных пещерах. Бизнесмены, не упустите шанс! Вы можете создать акционерное общество для сбора средств на поиск клада и прославиться больше, чем АО МММ.

Проезжаем Пржевальск. В городе расположена могила великого путешественника. Он похоронен здесь по собственному завещанию. Наверное Пржевальский тоже считал, что от Иссы-Куля к Раю ближе. Остановится бы, постоять, подумать, как это сделал в свое время наш великий соотечественник - ботаник Н.И. Вавилов, ведя по здешним местам свой караван из Китая в Алма-Ату.

Когда мы вернулись в Одессу, дома меня ждало письмо от друга из Канады. В письме была карта зоопарка города Торонто. На карте жирным кругом был очерчен вольер с надписью: "Лошадь Пржевальского". Где Иссы-Куль, а где Торонто? Как тесен мир!

В Пржевальске мы так и не остановились - нас ждали в аиле.

Вот и приехали. Просторный сельский дом, по архитектуре мало чем отличающийся от наших частных домов, но с интересной отделкой - "шубой" в виде орнамента из мраморной крошки и толченого стекла. Нас проводят в комнату для гостей. Из мебели в комнате только стенка - ни стола, ни стульев, ни дивана. На стенах - ковры, на полу - ковры и стеганые подстилки, на окнах - легкие партеры. По древней восточной традиции все события в доме происходят на полу.

Выходим во двор. Во дворе, посреди яблоневого сада, на зеленом ковре из спарыша и ромашки, стоит юрта. Ее поставили к нашему приезду. Недалеко навес, под навесом большая печь с котлами. В котле варится баранина. Кроме привычной нам баранины, здесь, по особо торжественным случаям, будь то свадьба или похороны, готовят конину. Ждем пока сварится ужин. Из загона дети выпустили баранов побродить по зеленому ковру, пощипать травку. Стою, глажу одного, как собаку. Тот не возражает, подставляет свой лоб со спиленными рогами.

- Ты что? - кричит Рая.- Отойди! Сейчас как боднет!

Оказывается этого барана "воспитали" мальчишки. Подойдут, дадут кулаком по лбу, а потом убегают. Тот их по всему двору гоняет, пока они хворостины в руки не возьмут. Аттракцион не хуже Американских горок. Только баран после этого бодаться любит.

Перед ужином Жергал знакомит нас со своим отцом. Несмотря на свои семьдесят два года старик выглядит очень крепко, до сих пор водит машину. Он - глава рода и его слово здесь весьма весомо. Раньше он работал в колхозе, сейчас на пенсии, ведет собственное хозяйство: коровы, лошади, овцы, курицы, индюки и пчелы. Пчел много. В этом году уже собрали тонну меда. Теперь пчелы работают на себя - собирают мед на зиму. Никто их тут сахарным сиропом не подкармливает.

Почти весь мед расходится внутри семьи. Семья по нашим меркам колоссальная. У аксакала четверо детей и двадцать два внука. Самой млачшей внучке - четыре месяца, старшей - семнадцать лет. В дни нашего визита в доме гостило семь внуков.

Ужинаем в юрте. Трапеза начинается с чая. Тут нас познакомили с интересной традицией. Чем больше уважают гостя, тем меньше ему в пиалу наливают чая. Меньше нальешь - быстрее выпьет. Быстрее будет выпивать - чаще будет передавать пиалу. Чаще будет передавать пиалу - больше внимания можно оказать гостю.

Основа угощения - отварная баранина. За один ужин я съел столько мяса, сколько обычно не съедаю за неделю. Здешняя баранина отличается от нашей: она не такая жирная, более диетичная. Деликатесом считается голова. К концу трапезы остатки баранины мелко крошатся прямо здесь, за столом, смешиваются с бульоном и лапшой. Так получается "беш бармак" (дословно - "пять пальцев"), блюдо, которое едят руками. Из сладких блюд на скатерти медовые горки, пиалы с медом, малиновым вареньем, пышки.

Трапеза проходит неспешно, за мерной и обстоятельной беседой, которая перемежается шутками. Народ здесь веселый, шутить и разыгрывать любят, как в Одессе.

- Что это? - спрашивает жена, пробуя нечто непонятное, внешне напоминающее прошлогодний мед, а по вкусу смахивающее на маргарин.

- Мед, - с самым невозмутимым видом отвечает аксакал.

- Угу. Из под коровы, - подхватываю я разговор, - тут такие душистые альпийские луга, что даже коровы доятся медом.

На самом деле это было топленое масло, приготовленное по местному рецепту.

Трапеза длится долго. У меня есть возможность внимательно осмотреть юрту. Юрта - древнее жилище. Все здесь продуманно и выверено веками. В ней очень уютно. В частности, в юрте нет сквозняков и всегда свежий воздух. Эта юрта была размером с гостиную в стандартной "хрущевке". Устройство юрты чем-то напоминает цирк-шепито. Каркас у нее деревянный. Нижняя часть каркаса - решетка из реек, которая раскладывается как гармошка. Рейки скреплены крест на крест "гвоздями" из кожаных ремешков с колышками на концах. Решетка ставится по кругу, остается только небольшой проход для двери. К решетке привязываются "стропила" - жерди изогнутые на концах. Верху жерди вставляются в большое деревянное кольцо. Поверх всего натягиваются войлочные одеяла. Если погода хорошая - отверстие в верхней части юрты не закрывается. Внутреннее убранство юрты обильно украшено национальным орнаментом. В холодную погоду посреди юрты разжигается костер.

На ночь устраиваемся в комнате для гостей. Аксакал перед сном зашел к нам пожелать спокойной ночи. Слово за слово, понемногу разговорились. Интересно. Дед два года назад делал хадж в Мекку. Он был первым поломником из Иссы-Кулькой области. Привез множество реликвий и покой в душе. Из разговора чувствовалось - хадж для него событие не ординарное.

Долго смотрели слайды, фотографии, беседовали о религии. Дед рассказал историю происхождения мусульман. Я не знал до того, что род свой они ведут как и иудеи, от Авраама. Когда вернулся домой в Одессу, нашел соответствующее место в Библии (Бытие, гл. 16 - 21). Была у Авраама жена Сара и долго не было у них детей. "И сказала Сара Аврааму: вот, Господь заключил чрево мое, что бы мне не рожать; войди же к служанке моей: может я буду иметь детей от нее". И родила Агарь, служанка Сары, сына Аврааму и нарекли его Измаил. А потом и у Сары появился сын - Исаак. И велела Сара Аврааму прогнать Агарь с Измаилом в пустыню. От Измаила арабы ведут род свой.

От сюда мораль: берегите мир в семье! может и ваш маленький домашний скандал переродится через три-четыре тысячи лет в череду религиозных войн, постоянных распрей и террористических актов.

Утром еще одна вылазка в горы. Талай на своем "москвиче" везет нас на горячие сернистые ключи в Саакское ущелье. С Талаем мы познакомились вчера вечером, за ужином. Он местный, из этого аила. У нас здесь столько экскурсоводов, что создается впечатление, будто нами занят весь Кыргызстан. Я тронут: меня так обычно и родная тетя не принимает.

Целебных ключей вокруг Иссы-Куля много - считай в каждом втором ущелье. В Саакском у ключей расположен небольшой санаторий. Сернистые ванны благотворно сказываются на суставах. Здесь лечат болезни опорно-двигательного аппарата. Местные жители считают, что источник помогает при бесплодии.

Нам повезло - отдыхающих в этот день было не много и мы смогли спокойно принять сернистую ванну. Источник находится в деревянном строении, похожем на сарай. В сарае небольшой бассейн с горячей проточной водой. Пахнет сероводородом. Температура воды - 40 градусов. Медленно и плавно спускаюсь в воду по широкой деревянной лестнице. Жжется. Но когда очередная полоска кожи привыкает - вроде ничего. Наконец все тело привыкло. Сажусь и млею. Перед выходом наружу одеваем свитера - в горах прохладно. Говорят, что самое приятное время года для посещения источника - зима. Можно как в бане, сперва распариться, потом - в снег и так несколько раз.

Немного поостыв подымаемся вверх по ущелью к небольшому водопаду. Струи холодной, кристально чистой воды срываются со скалы и летят вниз метров двадцать, затем ручьем вливаются в горный поток. Склоны ущелья заросли густым ельником. Воздух чист и свеж. Кажется, что со звуками звенящей воды в тебя втекает бодрость и здоровье.

Опять машина, колеса, дорога. На обратном пути останавливаемся у пещеры в склоне красной горы. Пещера огромная, во время дождя сюда можно загнать целую атару овец. Здесь, в пещере, и в других местах ущелья, снимался фильм "Алые маки Иссы-Куля".

Бешено скачет лошадь, летит бревно по делянке с маком, круша на пути опиумную смерть. Потом - выстрел, и алая кровь на алых цветах. Так начинается фильм.

Благодатные места, благодатный климат. Тут растет все: и фрукты, и овощи, и мак, и конопля. Если опиумный мак нужно возделывать, то с коноплей проще: она дикая, она здесь всюду: в долинах, на склонах, на обочинах дорог. По дороге в аил мы сорвали пучок на обочине - удушливый маслянистый запах сразу заполнил кабину автомобиля. Конопля на просторах СНГ растет всюду, но именно тут, под палящим солнцем, она вырастает самой "качественной".

За все время пребывания я видел только одного человека, явно смахивающего на наркомана. А может все наркотики идут на "экспорт" в Одессу? - Кто знает. Если Иссы-Куль и является "Золотым треугольником" СНГ, то здесь этого не ощущается.

Опять дорога, дорога, дорога. Мы уезжаем с Иссы-Куля. Мелькают реки, пустыньки, полупустыньки. В одном месте Жергал останавливается и срывает веточку своеобразного кустарника: тонкие зеленые стебли без листьев обильно усыпаны красивыми красными ягодами. Это эфедро - растение из которого изготовляют эфедрин. Экзотика. Веточку мы увезли с собой на память.

По дороге останавливаемся, купаемся. Песок на пляже ярко-красного цвета - это не кварцевый песок, а очень мелкая гранитная крошка. Такого я еще не видел. Передохнули и опять в дорогу. Какие- нибудь три сотни километров, и мы будем в аэропорту. Вот я тут накатался!

Когда мы добрались до Бешкека, перед отлетом оставалось совсем немного времени. Бегло, из окна машины осматриваем центр города. Центр беломраморный, просторный, великолепный. Его построили недавно - в застойный период. Все здания строились одновременно, все здания в едином стиле, все облицованы мрамором. Большие площади, скверы, парки. На центральной площади, как и в Одессе, стоит никем не тронутый и никому не нужный памятник Ленину.

В Кыргыстане большинство городов молодые - ни так давно их не было, только кочевники бороздили эти необъятные просторы. Бешкек не исключение: ему насчитывают 100 лет. Славик шутит: "Чем день рождение Бешкека отличается от дня рождения женщины? - Все гости знают, когда у женщины день рождения, но мало кто знает сколько ей лет. Все знают что Бешкеку 100 лет, но никто не знает когда исполнилось и от чего считали".

Попетляв по центру, направляемся в аэропорт. Прощай Бешкек! Прощай Кыргызстан! Такой далекий и такой понятный и знакомый. Как там говаривал Маугли? - "Мы с тобой одной крови: ты и я!" Все мы разбежались из единого социалистического прошлого. Дай бог нам хоть когда-нибудь встретиться снова в нормальном демократическом!

А. Решта

http://www.paco.net/~reshta/ocherki/kirgiz.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

мне интересно узнать об этнических паралелях саха и кыргызов. известно что ихнии предки соседствовали точнее курыканы и кыргызы.

у саха очень много преданий об скотоводческом племени кыргыс жившем до них на территории республики саха. к приходу саха кыргысы вымерли впоследствии нашетсвия эвенков. а лстальные растворились в среде якутов точнее ассимилировались.

можно привести параллели этнонимов

уедюгэй - адигине

кедеhю - кедегечюн

тюекэй - тооке

атамай ууhа - атамкул уулу

аргын - аргын

телей - телейкен

хаман - каман

хангалас - канглы

чуочук - чучук

едей - утай

дьордон - шэрдэн

а также очень интерсено если самоназвание САХА имеет кыпчакское происхождение то интерсен факт наличия у племени КЫРГЫЗ КЫПЧАК рода САКОО.

также интерсено что в наличии этнической среды саха имеется род "кыргыдай".

что вы можете сказать на эти вопросы?

как всегда с уважением Тимирхан.

P.S. саха легче всего по языку понять кыргыза нежели других тюрок. :D

кыргызы живущие в Республике Саха осваивают разговорный якутский язык за 1,5 - 2 месяца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Объясните мне чем отличаются северные Кыргызы от южных. И есть ли исторические предпосылки делению кыргызов на две подгруппы.

как мне стало известно Северные кыргызы Чуйской долины, Иссык-Куля сщитают себя более кыргызами нежели кыргызы Ошской и Джалалабадской областью, считая последних "сартами", нечистокровными кыргызами, смешанными кровно с узбеками.

южные же кыргызы в 2002 г. пытались провести референдум по отделению от Северян и созданию "Южного Кыргызстана". с чем это связано? Только ли географическая отдаленность и экономическая развитость Юга по отношению к северу?

Почему Юг имеет такие сепаратисткие требования?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

южные же кыргызы в 2002 г. пытались провести референдум по отделению от Северян и созданию "Южного Кыргызстана". с чем это связано? Только ли географическая отдаленность и экономическая развитость Юга по отношению к северу? Почему Юг имеет такие сепаратисткие требования?

Главная причины:

1. Политическая расстановка сил.

Северные кыргызы доминируют во властных структурах. Южане чувствуют себя ущемленными. Большинство лидеров оппозиции являются южанами, например: Бекназаров, Мадумаров и Исааков. Хотя самым крупный представитель оппозиционных сил Феликс Кулов родом из Чуйской Области.

2. Экономическая ситуация.

Южные области (Ошская, Жалалабадская и Баткентская) являясь наиболее густанаселенными экономически отстают в развитии из-за непродуманной политики руководства страны. Поэтому сейчас такая большая миграция южных кыргызов в Чуйскую Область. Сюда еще надо прибавить кыргызов из Таджикистана и Узбекистана перебирающихся в Северный Кыргызстан. Вообще в Ферганской долине проживает более 10 миллионов людей и все три государства на данном этапе не в состоянии решить проблемы Ферганы. Перенаселенность и недостаток земли усугубляют проблемы этого региона.

как мне стало известно Северные кыргызы Чуйской долины, Иссык-Куля сщитают себя более кыргызами нежели кыргызы Ошской и Джалалабадской областью, считая последних "сартами", нечистокровными кыргызами, смешанными кровно с узбеками.

Северные кыргызы наиболее "обрусевшие". Южные кыргызы более религиозны. Южные кыргызы иногда носят узбекскую тюбетейку, строят дома по ферганскому стилю, используют больше персидскиx слов, чем северные кыргызы. Ну это небольшие различия.

Объясните мне чем отличаются северные Кыргызы от южных.

Особых определяющих различий нету. У южных и северных кыргызов одно самосознание, одна история, одна культура и один язык.

Возможно Рустам поделится своим видением проблемы.

Тимур, зайдите на форум сайта http://www.kyrgyz.us , там все участники используют свои фотографии на аватаре. Там кыргызы со всех регионов общаются. Они вам могут дать более глубокий ответ. За одно, увидите какoй антропологический спектрум у современных кыргызов. Еще есть кыргызоязычный сайт: http://www.kyrgyzcha.org

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Говорить о существенных различиях в культуре северных и южных кыргызов нельзя.

Существует безусловно влияние узбекской культуры на южных кыргызов - пища (плов, лагман, самса и т.д.), возможно некоторые элементы одежды (правда после ошских событий 90-х годов я уже не встречал кыргызов носивших узбекские тюбетейки), в языке, отношение к религии (южане более мусульмане, чем северяне), в элементах материальной культуры и т.д.

Интересно то, что нынешнее деление кыргызов на "ичкиликов" (внутренних, южных) и "аркалыков" (внешних, северных) - исходит из родо-племенного деления кыргызов на три крыла. Реально на юге живут представители всех трех крыльев - "он канат" (правое крыло), "сол канат" (левое крыло) и отделение "ичкилик". Сейчас название последнего отдела преобразовалось в название всех южан.

Однако это несущественные "отклонения". В целом и южные и северные составляют единый народ с общим самосознанием, огромным пластом общей культуры и т.д. В последние годы процесс нивелировки различий усиливается, я так думаю различия со временем исчезнут, возможно и останутся.

Сепаратисткие тенденции исходят из политической ситуации, мне кажеться, отделение юга будет самоубийством и для северных и для южных кыргызов. Для предотвращения этого делаются шаги - например главный город юга - Ош признан номинально второй столицей страны, но функции второй столицы ему не переданы. На мой взгляд, следует повторить казахский вариант, перенести в Ош например законодательную власть, тогда политики может и вникнут в ситуацию. Но это мои личные размышления, не претендующие на истину.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как насчёт различие типа юрт, обычай, еды.

Юрта монгольского типа, почитаемая еда "ужа" etc.

Част кыргызов которые отделились от ойратского союза или может быть отделившиеся от Моголистана сохранили схожие с монголами материальные предметы, обычай, еду. И ещё в языке много монголизмов чем другие.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Могу пока только говорить о различиях по типам юрт. Подробнее можно посмотреть здесь:

http://www.kyrgyz.ru/?page=66

Итоги такие - племена так называемого "правого крыла" ("северный комплекс" у Маховой) - "он канат" имели очень тесные связи с монгольским, и особенно тесные связи с могольским кругами племен. Судя по всему большая часть моголов влилась в состав именно правого крыла, у кыргызов "он канат" и моголов практически одна (!) генеалогическая схема по предкам. В правое крыло входят первопредки - два брата Тагай и Адыгенэ, а также их сестра Наалы-эже, прародительница могол-кыргызов. Т.е. могол-кыргызы являются "жиен" - "племянниками" кыргызам правого крыла.

По одежде. Одежда всех кыргызских племен (в 19 веке) за некоторыми различиями по мнению исследователей входит в единый среднеазиатско-казахстанский комплекс, условно называемый "кыпчакским" ;) Ссылку приведу позже.

По еде еще не читал сравнительных работ. Однако навскидку еда кыргызов и казахов практически не отличается, значит и здесь мы имеем те же этнографические данные по вхождению ранее в единый культурный кочевой комплекс, именуемый условно "кыпчакским".

То же самое по узорам :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да здесь было бы найти много интересного.

Насчёт одежд у кыргызов, судя по фото которых я видел однако по инету только, почти одинаков с казахским, кроме конечно модной шляпы.

Думаю что до 19-го века все таки отличались одежды от казахского.

Есть ли у женщин, девушек или были раньше так называемая одежда "чегедек" например?

Насчёт орнамента или узора у кыргызов есть орнамент называемый у монголов "єлзий хээ" или у тувинцев, алтайцев "єлжэй".

Читал где-то в статье что у кыргызов "ширдык" (ковер из войлока) сделается с узором сделанным способом "чээк". Монголы тоже делают "ширдэг", и украшают узором методом "зээг" (зээглэж оёх). И т.д. можно найти многие другие.

Насчёт еды меня только интересовал то что у кыргызов почитаемой едой бывает "уча или ужа". У монголов "ууц" это самое почитаемое еда. Здесь я немножко неясно выражался, конкретнее "ужа" или "ууц" это почитаемая часть баранины - крестец. Наверное подготовление (как разделать) и порядок укладывания на тарелки могут быть совершенно одинаковым.

Могольские племена "калучи, булагачи" например есть среди хотгойдов: халиучин оток, булгачин оток etc.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Насчёт одежд у кыргызов, судя по фото которых я видел однако по инету только, почти одинаков с казахским, кроме конечно модной шляпы."

Это что за модная шляпа такая?

Калпак чтоли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...Это что за модная шляпа такая?

Калпак чтоли?

Это национальная киргизская войлочная шляпа (называется как калпак что ли?) которую носит ув. А.А. Акаев. У нас монголы тоже нередко щеголяются этой шляпой. Продаются иногда в shop-ах. В былые времена, т.е. соц-их, наши которые посетили Кыргызстан обязательно принесли эту шляпу, удобно носит и причем дизайн хороший :) .

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

enhd Дата 13.08.2004 - 19:53

(Каптагай @ 13.08.2004 - 18:47)

...Это что за модная шляпа такая?

Калпак чтоли? 

Это национальная киргизская войлочная шляпа (называется как калпак что ли?) которую носит ув. А.А. Акаев. У нас монголы тоже нередко щеголяются этой шляпой. Продаются иногда в shop-ах. В былые времена, т.е. соц-их, наши которые посетили Кыргызстан обязательно принесли эту шляпу, удобно носит и причем дизайн хороший .

В таком случае вы уважаемый ошибаетесь, у казахов этот калпак есть неотъемлимая часть национального костюма. Так что каквидите разделить казахов и кыргызов не так уж и просто. ;)

Вот здесь среди фотографий казахов есть двое в таких калпаках

Kazak_face_male.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые кыргызы! Я с Кабардино- Балкарии, балкрец (алан- это наше карачаевобалкацев историческое саоназвание). Долгие годы мы - тюркские народы были лишены нашей древнейшей истории, сейчас мы можем обратиться к истории и провести научно-обоснованный анализ, вернуть нам наше историческое наследие , наших предков - скифов,массагетов,саков.

0 наследниках древнеямной или курганной культуры, о таких далеких предках тюркских народов как скифы, сарматы, гунны и алано-асы, мы имеем немало сведений. В последние десятилетия многие ученые признали правильность научной гипотезы венгерского тюрколога академика Юлиуса Немета, согласно которой первоначальной родиной (прародиной) тюрков был не Алтай, как было принято считать в науке в XIX веке, а Восточная Европа и Западная Азия. Эту гипотезу Немет выдвинул еще в 1912 г. и продолжал ее отстаивать в 60-е годы, незадолго до своей смерти. Известный российский археолог Н. Я. Мерперт, основываясь на данных археологии, пришел к выводу, что Ю. Немет был прав. В своем фундаментальном труде "Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья", изданном в 1974 г. в Москве, он доказал, что прародиной ямнокурганной культуры, культуры древнейших тюрков, были степи и лесостепи между Уралом и Волгой, а также прилегающие к этому большому региону северная часть Казахстана и Северный Прикаспий вплоть до Дагестана. Не трудно убедиться в том, что на Алтае, который принято считать древней родиной тюркских народов, для истоков специфической культуры тюркских народов нет ни археологических, ни иных признаков. Сочетание всех имеющихся научных факторов приводит к выводу, что древнюю прародину тюркских народов и их культуры надо искать в других регионах. Таким регионом является междуречье Волги и Урала (Итиля и Джаика или Яика). Здесь на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. зародилась так называемая курганная или ямная археологическая культура, в которой сочетаются все специфические особенности культуры тюркских народов. Надо отметить, что эти черты не характерны для культуры ни одного из индоевропейских народов - ни в древности, ни в настоящее время. А этот факт имеет большое и принципиальное научное значение при изучении историко-культурного наследия всех тюркских народов.

Именно с Волго-Уралья веерообразно стали расселяться в другие регионы прототюрки в III тыс. до н. э. Это скорее всего было связано с ростом населения и увеличением поголовья скота, которому нужны были новые обширные пастбища. Однако с древнейшей родины ушли не все пратюрки. Многие из них остались на первоначальной родине. Наукой доказана преемственность тюркского этноса на первоначальной территории с древнейших времен до наших дней. Рядом и вместе с другими народами в древнейшие времена там жили предки татар, башкир, чувашей, а ныне они живут рядом с другими народами, прежде всего с финно-уграми, — мордвой, удмуртами, мари, коми, пермяками и другими.

Часть древнейших тюрков постепенно продвинулась на север — на земли финно-угров, где происходило и происходит взаимовлияние данных этносов, сближение их бытового уклада, культуры и языков. Другая их часть, в III—Итыс.дон. э. ушла далеко на восток вплоть

до Забайкалья, где тюрки создали довольно высокую для своего времени ямную афанасьевскую и срубную андроновскую культуры. Пришедшее в Южную Сибирь тюркское население было европеоидным, но в I тыс. до н. э. — в карасукский и таштыкский периоды — с юга и востока сюда прибывают окуневцы, китайцы, монголы и другие монголоидные племена, и к началу I тысячелетия н. э. значительная часть восточных тюрков приняла монголоидный антропологический тип, хотя основная масса тюрков и тогда осталась европеоидной.

Третья часть тюрков двинулась в Европу и Западную Азию. Те тюрки, которые в III тысячелетии до н. э. стали передвигаться из Волго -Уралья на запад, постепенно достигли Балкан и Центральной

Европы, а те, которые ушли на юг— на Северный Кавказ, (часть осталась на этой территории)

через Закавказье пробрались в Переднюю Азию, на территории нынешних Ирана, Турции, Ирака, Сирии, Ливана, Палестины, Израиля, Аравии, постепенно смешались с местным иракским, эламским, шумерским, хеттским, ассирийским, иранским, еврейским, арабским населением и оказали на языки вышеперечисленных народов заметное влияние. Не подлежит сомнению, что основные элементы этнокультуры киммерийцев, скифов (азиатские скифы саки), алано-асов, сарматов, гуннов, булгар, хазар, кипчаков и других тюрков восходят к древнекурганным и срубным культурам. Этими элементами являлись употребление конины в пищу, доение кобылиц, изготовление кумыса, ведение кочевого хозяйства, покрытие войлоком жилищ (юрт, джурт) и др. В древний период и в средние века тюркская речь звучала по всей евроазиатской степи от Забайкалья до ЗападнойЕвропы, и сейчас почти на всей этой территории можно встретить различные тюркские народы. Так же см. http://balkaria.narod.ru/ С уважением, Тахир.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...