Перейти к содержанию
Гость Rust

Кыргызы

Рекомендуемые сообщения

Салам.

Качество карты ухудшилось из-за облегчения. Есть также карта расселения кыргызов по Китаю и их количество. Если кому надо пишите я прикреплю карты и отправлю. Карта современная. Источник:

Title: An historical atlas of Central Asia / by Yuri Bregel.

Published/Produced: Leiden ; Boston : Brill, 2003.

Там также есть племена казахов, узбеков, туркмен. и все исторические события по ЦА, вплоть до завоевания Россией ЦА.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам уважаемый sanj

Вы не могли бы подсказать, что обозначает «элют» (u:rut). В киргизском есть понятие "элет" - "кочевник, степняк" - не связаны ли они между собой?

нет, я думаю не связаны, олет, элют, олёт, ойлиот - по версии бичурина китайская версия этнонима ойрат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

насчет загрузки музыки то нужен mp3 декодер, так как ее надо сжать до уместных размеров. вот что на днях я те его отправлю по мейлу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В середине мая месяца, из Бишкека отправляются 4 человека в Китай на 1-1,5 месяца. Они журналисты. Их маршрут проходит по территории СУАР и далее в Тибет. По некоторым данным, в Тибете есть места компактного проживания кыргызов :o . Когда и как они туда попали - пока не известно. Говорят, они живут обособленно :ph34r: , с чужаками общаются очень мало.

В группе будут телевизионщики. Если в Тибете и в правду есть кыргызы, и нашим удастся с ними пообщаться и заснять их на видео - будет здорово :P:):rolleyes::o

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

насчет загрузки музыки то нужен mp3 декодер, так как ее надо сжать до уместных размеров. вот что на днях я те его отправлю по мейлу

Спасибо уважаемый Тимирхан. Я уже разобрался, буду использовать real audio. Все равно спасибо.

В середине мая месяца, из Бишкека отправляются 4 человека в Китай на 1-1,5 месяца. Они журналисты. Их маршрут проходит по территории СУАР и далее в Тибет. По некоторым данным, в Тибете есть места компактного проживания кыргызов  . Когда и как они туда попали - пока не известно. Говорят, они живут обособленно  , с чужаками общаются очень мало.

В группе будут телевизионщики. Если в Тибете и в правду есть кыргызы, и нашим удастся с ними пообщаться и заснять их на видео - будет здорово

Можно поподробнее уважаемый Жетиген.

Что касается киргизов в Тибете, то возможно они попали туда спасаясь от джунгарского нашествия. Но не верится, что там есть киргизы. По каким это "некоторым данным", когда в Китае фиксируется национальность при переписях (им нужна статистика прироста ханьского населения). Места компактного расселения киргизов были бы отмечены в переписях.

Вот карта расселения киргизов Китая (Синцзян). Каждая точка = 500 человек. Несколько семей нельзя считать "местами компактного расселения" киргизов

Возможно как раз возвращаясь оттуда и привели с собой яков. У Э. Мурзаева как-то встречал описание Юлдузских монголов, которые также стали "всего разводить яков 50-60 лет назад" (т.е. в 1930-е годы). Язык их близок калмыкскому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Киргизы по древних источниках были белокурые и голубоглазые.Арабы думали что они славяны.Так щто в этногенез киргиз эсть древный индоевропеискии пласт.А древние киригизы-гегун обитали северовосточной Тяншан -"Хан-шу" .И так какие они? Тохары! Это китаиские "Ди".А потом тюркизировались и прняли моноголоидние признаки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это как его "Траяску Романиа Маре!"

"Он ласково заглянул в лица пограничников, едва видные в

полутьме. Ему показалось, что пограничники улыбаются.

Да здравствует великая Румыния!-- повторил Остап

по-русски. -- Я старый профессор, бежавший из московской Чека!

Ей-богу, еле вырвался! Приветствую в вашем лице...

Один из пограничников приблизился к Остапу вплотную и

молча снял с него меховую тиару. Остап потянулся за своим

головным убором, но пограничник так же молча отпихнул его руку

назад.

-- Но! -- сказал командор добродушно. -- Но, но! Без рук!

Я на вас буду жаловаться в Сфатул-Церий, в Большой Хурулдан!"

Уважаемый Болгар. Можете ли вы мне лично доказать, что я индоевропеец. Был бы рад услышать это, как поклоник Майкла Джексона.

Я киргиз, по крайней мере так считаю. Хоть с вами интелегентно поспорю. Скажу сразу я был на Балканах, я знаю вас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читал что киргизский и казахский находятся в разных группах тюркских языков, но эти языки очень похожи. Говорят что киргизы произошли от хакасов, но почему языки тогда не похожи? Я лично отлично понимаю киргизкую речь, но вот хакасский для меня не понятен. как и для киргизов я думаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер

Этапы формирования кыргызов

I этап. С середины VII века, а конкретнее со времени падения в 745 году Второго Восточно-тюркского каганата, в бассейне реки Иртыш начинается формирование кимако-кыпчакского союза племен(археологически это - Сросткинская культура, что доказал Савинов Д.Г.). Позднее во времена расцвета Кыргызского каганата со ставками на Орхоне и на Танну-Ола, на обозначенные территории начинается проникновение значительных групп енисейских кыргызов.

Время. Не ранее 840 года, времени образования Кыргызского каганата. По всей видимости, наиболее активный период проникновения древних кыргызов - вторая половина IX века, когда ставка перемещается из Отукена в район Танну-Ола.

Характер. Первоначально военная экспансия, затем мирное проникновение и постепенная интеграция. Вспомним данные из "Худуд ал-Алем".

Итоги. На основе субстратного (аборигенного) кыпчакского компонента и пришлого древнекыргызского (енисейского), на территориях Восточного Казахстана и прилегающих областях Джунгарии, с середины IX по XII в. происходит формирование новой этнической общности. Главенствующую роль в политическом, хозяйственном отношениях играют либо кыпчаки, либо кыргызы - в зависимости от местонахождения. Ближе к Алтаю и Джунгарии - древние кыргызы; ближе к Иртышу - кыпчаки. При этом численное превосходство кыпчаков обусловило языковую принадлежность новой общности к кыпчакской группе языков (западно- хуннской). Этноним новой общности "кыргыз" можно объяснить стремлением выделиться из конгломерата кимако-кыпчакских племен, различных в культурных, хозяйственных отношениях (к примеру кыпчаки области Андар аз-Кыпчак тяготели к огузским племенам). Для енисейских кыргызов эти "кыргызы" уже "чужие", но родственные племена, язык же енисейцев развивается в другом направлении.

II этап. В XI-XIV веках киргизы начинают проникать в районы Восточного Туркестана, в частности, в Турфанский оазис и другие. Имело место как экспансия общности "киргиз" на юго-восток, так и вынужденная откочевка под давлением найманских, телеских и монгольских племен.

Общность "киргиз" занимает в это время земли от Иртыша до Турфана, при этом их восточная часть активно вовлечена в политические события, связанные с ойратами (Угэчи-кашка, Магу-кыргыз, поход на Пекин), а западная - в события, связанные с Моголистаном.

На этот этап приходится уже полное оформление единой общности с устойчивым восточно-кыпчакским языком и общим миропониманием (предания, легенды), единым осознанием принадлежности народу "Кыргыз".

III этап. Киргизы, в связи с ослаблением Могольского государства и тимуридских государств, начинают заселять предгорья Тянь-Шаня и оазисы Восточного Туркестана в период после XIV века. В XV веке они уже проникают в Фергану. На этот этап приходится заселение киргизами современных земель в Кыргызтане и Восточном Туркестане, вплоть до Лобнора.

http://kyrgyz.tsu.ru/kyrg/kyrgyz_03.shtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у Амбрамзона есть упоминание о захоронениях алтайского типа в горах у озера Иссык-Куль(у него ссылка на алтаеведа Потапова). Он осторожно намекает на то, что в этногенезе тянь-шаньских кыргызов в 18в. могло быть участие енисейских кыргызов, переселенных из Хакасии, которые как он предпологает являются предками Эминских кыргызов, которых он описывает как буддистов.

по моему мнению, что это вполне вероятно, т.к. территория расселения переселенных енисейцев и тянь-шаньцев была по соседству. известно о неких боестолкновениях с некими "брутами" в первые годы после переселения - конкретно в этом случае традиционно принято видеть в "брутах" казахов, т.к. в 1703-04гг. активные военные действия джунгар были против казахов. ОДнако буты - м.б. и кыргызами. Несомненно то, что так или иначе кыргызы - встречались с друг другом. однако характер взаимоотношенй их был скорее противоборствующий, т.к. енисейцы-кыргызы были преданны джунгарам. Но после падения Джунгарии остатки потерпевших поражение кыргызов вполне могли наладить нормальные отношения с тянь-шаньскими кыргызами.

есть еще один момент - у хакасов есть род бурут. предпологают, что это влияние тянь-шаньских кыргызов, ведь возвращение переселенных енисейских кыргызов в Хакасию шло по крайней мере до 1779 г., т.е. в течении 76 лет (хотя по сообщению одного информатора, который конечно же как свойственно нормальному информатору не обладает научными знаниями по истории, пурут-ы были древними насельниками современной Хакасии - по приданию сначала были ызыр, потом пришли пурут, а уж потом кыргыз)

а еще достоверно установленно нахождение енисейских кыргызов в Кульдже в сер. 18в.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Мне кажеться, что инфильтрация енисейских кыргызов в состав кыргызов Тенир-Тоо (т.е. Тянь-Шаня) если и могла произойти - то ранее этого периода начала 18 века. В этот период ойраты, в урге которых и поселились на реке Или ен. кыргызы, вели ожесточенную борьбу с тенир-тооскими кыргызами. Поэтому как ойраты, так и ен. кыргызы, тесно связанные с ойратской знатью, могли восприниматься только как враги. Кстати эмильские кыргызы могут быть вполне потомками ен. кыргызов, так же как и фуюйские кыргызы.

Мне кстати, один из алтайских историков сообщал, что на Эмиле издревле кочует большая группа алтайцев.

Буруты действительно упоминаются в Сибири, казахов же называли иногда кайсак-бурутами. Интересно то, что кыргызы упоминаются в 17 веке в Монголии.

Махмуд ибн Вали писал:

«Одним из событий, показывающих могущество силы и величие славы милостивого хакана (Надир-Мухаммеда), является то, что в раджабе 1045 г.х. (12.12.1635-09.01.1636) двенадцать тысяч семей кыргызов, которые (до этого) обитали в области Кара-Корума и Керулена и проводили жизнь в неверии, невежестве и заблуждении, прибыли через Кара-тегин в окрестности Гиссара (и вступили) под управление счастливого государя. В новолуние шабана вышеуказанного года (10 января 1636 г.) двенадцать человек из главарей того племени (прибыли) в столицу (Балх), являющуюся куполом ислама в сопровождении Хаджим-аталык-хытая и удостоились чести приема (Надир-Мухаммеда)».

Далее сообщается, что кыргызы выразили желание остаться в вилайете и принять Ислам. Надир-Мухаммед одарил их халатами и отправил есаула к Имамкули-хану с просьбой о покровительстве. Имамкули-хан удовлетворил просьбу кыргызов.

Махмуд ибн Вали. Бахр ал-асрар. Т.IV, ч.4, ксерокопия рукоп. № 575 библиотеки «Индия Оффис» (Англия). Ксерокопия хранится в ЛО ИВ АН СССР под шифром ФВ 337 – л. 277а

Считается, что эти кыргызы влились в состав нынешнего узбекского племени "катаган". В то же время, есть данные о том, что и часть ойратов во главе с Гуши-ханом ушла в Кукунор. По всей видимости эти переселения были вызваны междоусобицами в самой ойратской державе.

В 1687 году происходят следующие события:

Начатая Галдан-ханом война за Халху превратила Алтай в арену бурутских (кыргызских - ?) вторжений.

Осенью этого года буруты разбили ойратского вассала телеутского князя Коокеня Матура и разорили его улус. В итоге остатки Карагайского улуса и улус Табуна покинули Карагай, междуречье Алея и Чарыша, подкочевав к самой Оби.

Уманский А.П. Телеуты и русские в XVII-XVIII веках. – Новосибирск: Наука, 1980 – С. 150 (296 с.).

В то же время буруты вытеснили с верховий Иртыша в долину Чулышмана самого Галдан-хана, где в кочевьях своего вассала Тоухар (Духар)-зайсана он в сентябре 1687 г. потерпел поражение от бурутов и (монгольского) Очирой-Саин-хана.

По приказу Галдана весной 1688 г. на помощь ему пришли Матур и многие другие князьки. Но Табун отказал в помощи Башту-хану, сидевшими в осаде от «брутов».

Уманский А.П. Телеуты и русские в XVII-XVIII веках. – Новосибирск: Наука, 1980 – С. 151 (296 с.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Буруты действительно упоминаются в Сибири, казахов же называли иногда кайсак-бурутами.

первый раз об этом слышу, нельзч ли подробней.

А что значит само слово бурут?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

БУРУТ - так называли тяньшаньских кыргызов ойраты и монголы. По одной из версии, название произошло от слова "буруу" - т.е. "повернувшие в другую сторону, отложившиеся и т.д.". Дело в том, что кыргызы в одно время, судя по всему, входили в состав ойратского племенного союза, но потом откочевали. Об этом говорят данные эпоса "Манас", например в эпосе часто слова "кыргыз" и "ойрот" являются синонимами (!), а вот "калмаки" всегда враждебный эль (наряду с кара-кытаями).

А про бурут-кайсаков напишу позже, когда найду источник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер
Добрый вечер дорогие соотечественники честно сказать чувствую себя неважно после той информации которую получила.Я присутствовала на конгрессе киргизов и насколько правильно поняла это не то место и сообщество которое сможет помочь и организовать помошь кыргызам которые живут где либо (Турция Афганистан Узбекистан и т.д)

Как говорила Алтынай это люди (наше руководство) которые думают только о своих потребностях наврядли  они сделают  что либо для тех же афганских кыргызах.

Я так и предполагал. Но как говорится "лиха беда начало". Уверен что со временем конгресс выростет в серьезную организацию. Самосознание кыргызов растет быстрыми темпами после получения государственной независимости.

Мне нравиться что у турков развито чувство милосердия они это называют zekat , они умеют давать !! помогать тем кто нуждается в помощи

Это происходит от их веры -ислам играет большую роль.

Насколько у нас у кыргызов входит в жизнь ислам? Опять обращаюсь к знатокам. У кыргызов было развито шаманство,затем пришел ислам?

В какой-то мере шаманизм и тенгрианство все еще играют роль в жизни кыргызов. Ислам, христианство и иудейство сейчас доминируют. Слышал что в Бишкеке есть еврейская религиозная школа где много кыргызских ребятишек учатся.

Ислам переживает сейчас ренесанс. Протестанство уже прочно вошло в жизнь современных кыргызов. Моя позиция довольна проста: каждый должен выбирать свою религию по своему усмотрению, по своей душе. Навязывать вероучения нельзя. Ислам наша основная религия. Второй религией видимо будет христианское протестанство.

Все эти годы которые я прожила в Турции после этого форума прожиты как будто впустую. Мне просто больно и обидно что я так много не знала о нашем этносе и культуре.Спасибо что дали мне эту возможность. Все эти годы я сидела в теплом кабинете и ничего не ведала о том что происходит.

Асена, мы все через это прошли! Главное что вы это осознали.

Мне 31 год,75% кыргызка 25% финно-угорка  (спасибо Эльтеберу дал возможность узнать) ............... 

За дружбу народов!! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Протестанство уже прочно вошло в жизнь современных кыргызов.
Ислам наша основная религия. Второй религией видимо будет христианское протестанство.

Почему именно протестанство, а не православие? Типа закос под американцев? B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер
Почему именно протестанство, а не православие? Типа закос под американцев?   B)

А как понять закос под американцев? Протестанство зародилось в старой матушке Европе. Так уж сложилось что к православию и католицизму у кыргызов прохладное отношение. В Кыргызстане работает около 5 тысяч протестантских миссионеров.

Возрождение ислама идет намного быстрее. Протестанству причалила лишь малая толика кыргызов.

Предупреждение: Это нерелигиозный форум. Поэтому особенно в этот вопрос вдаваться не стоит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер

Кыргызы в исторических источниках России (XVII-XIX вв.)

В изучении исторического прошлого народов Центральной Азии, в частности кыргызов, богатый материал дают русские исторические источники: 1) архивные документы в виде расспросных речей-сказок, промеморий, рапортов и докладных записок. Письма правителей соседних стран к императорам России; 2) путевые журналы и письма послов-дипломатов (И. Унковского, Ф. Беневини, М. Угрюмова, Н. Зибберштейна, Р. Данибегошвили и др.), бывших или проезжавших через территорию Кыргызстана (некоторые из них опубликованы); 3) группу отдельных источников составляют научные труды ученых России (Н. Татищева, П. Рычкова. Г. Миллера, И. Фишера, И. Андреева, А. Левшина, И. Бичурина, А. Пушкина, П. Словцова, В. Радлова, Ч. Валиханова и др.)

К сожалению, использование такого поистине замечательного и бесценного материала для освещения конкретных событий истории кыргызов затруднено терминологическим разнобоем, на что еще в 1927 г. указывал знаменитый русский востоковед академик В. В. Бартольд. Сложность заключается в том, что в этот период (XVIII-ХIХ вв.) еще не до конца выясненными причинами "кыргызами" (которое было эндоэтнонимом - самоназванием коренного населения современной Кыргызской Республики) стали именовать и казахов (коренное население нынешней Республики Казахстан) в форме: киргиз-кайсаки, киргиз-касаки, киргизы, что, по существу, является, по определению этнологов, экзоэтнонимом, т. е. наименованием, даваемым этносу со стороны других народов. Немалую проблему породило и то обстоятельство, что, кроме вышеназванных, самостоятельных народов (кыргызов и казахов) носителями этнонима "кыргыз" в указанные времена являлась и третья народность, жившая в верховьях реки Енисей в районе городов Красноярска, Томска, Абакана, так называемые енисейские (сибирские) кыргызы (езерцы, алтырцы, алтысарцы и другие, ныне остатки их известны под именем и хакасы) - коренное население Республики Хакасия Российской Федерации.

Здесь мы приводим далеко не полный, на наш взгляд, перечень встречающихся в русских источниках названий кыргызов: "Киргизская орда", "Большие киргизы", "Алат - киргизы", "буруты", "белые буруты", "Алатай-киргизы", "киргиз - калмыки", "узкбекские киргизы", "кырк юзы", "коренные киргизы", "черные киргизы", "каменные киргизы", "дикокаменные киргизы", "каракиргизы" и т. д. Как видим, на протяжении всего трех столетий на долю кыргызов выпала честь носить более десяти названий (т. е. экзоэтнонимов). Заметим, все они, действительно, принадлежали кыргызам - предкам современных основных жителей Кыргызской Республики.

Этноним "кыргызы", по сведениям русского историка П. Словцова, впервые в российских источниках, в частности Сибирских летописаниях, обнаруживается с начала XVII века, точнее в описаниях событии 1606 года под г. Томском, когда русские колонисты встретились с местными племенами с таким названием, затем в 1628 году под г. Красноярском, потом все чаще по мере освоения ими юго-восточной части Сибири. Эти сведения относились, конечно же, к енисейским (сибирским) кыргызам, которые, кстати, с 1634 г. как подданные монгольского государства Алтын-ханов одновременно дали также шерть - присягу на подданство России и стали им платить ясак (дань) в Красноярский острог. Поэтому их иногда называли двоеданцами, т. е. подданными двух государств. Некоторые ученые считают их предками современных хакасов.

Сведения о тяньшаньских кыргызах впервые встречаются в расспросной речи русских послов Т. Петрова и И. Куницына, побывавших в 1616 году у калмаков - представителей западных монголов, которые они дали по прибытии в г. Москву.

Следующие весьма важные, на наш взгляд, сведения, относящиеся к 1624 году, были обнаружены в столбцах Сибирского приказа кыргызским ученым А. Абдыкалыковым - это грамота русскому царю Михаилу Федоровичу, присланная из г. Тобольска в 1625 году. В ней говорится, что "да сентября ж де в 29-й день (1624 г. - Д. С.) приехал ис калмаков в Тобольск тобольской юртовской жилец бухаретин Мухтар Авжеев, а в расспросе Вам (т. е. царю. - Д. С.) сказал... да мунгальские же люди сложились (заключили союз. - Д. С.) с Казачьею ордою и с Большими киргизами". Важность этой информации в том, что здесь приводится название "Большие киргизы". На наш взгляд, это еще одно доказательство того, что тяньшаньские кыргызы были многочисленнее, чем сибирские кыргызы, и что русские в это время, т. е. в начале XVII в., хорошо отличали их друг от друга, а также от казахов, одних называя Большими киргизами, а вторых - просто киргизами, а третьих - Казачей ордой и казаками.

Очередной вариант названия тяньшаньских кыргызов приводится известным историком Сибири И. Е. Фишером. В своем сочинении "Сибирская история" Фишер, описывая поход калмакского Батыр – хун-тайши на казахов в 1643 г., указывает, что он с самого начала овладел двумя провинциями или народом Алат - кыргызским и Токмакским, которые до 10 тыс. человек считалось. Эти сведения большинство исследователей, на мой взгляд, справедливо относят к жителям, населявшим в то время районы современной Чуйской долины Кыргызстана, имея в виду горы Алатоо и поселение Токмок.

О происхождении термина "бурут", как известно, существуют, разные мнения.

Не вдаваясь в подробности анализа других мнений, изложим наше видение данного вопроса. По нашим сведениям, термин "бурут" имеет основу гидрономическую (т. е. название реки) или топонимическую (название местности) и происходит от названия реки Буру - Тала, или местности Боро - Тала. Одноименная речка и местечко Буру - Тала, или Боро - Тала, часто упоминаются в архивных документах XVIII в. и в настоящее время находятся южнее озера Балхаш. Речка вытекает из озера Эби - Нор КНР и вливается в реку Кара-Тал, впадающую в озеро Балхаш. Не исключено, что кыргызов, живших в этой местности, в отличие от кыргызов сибирских называли бурутами, но это название в связи с вытеснением их калмаками из этого района постепенно забылось самими кыргызами.

В рапорте сибирского губернатора В. А. Мятлева в Госколлегию иностранных дел России от 13 января 1756 г. приводится сообщение джунгарских послов, где утверждается, что Амурсана (поднявший антицинское восстание в конце 1755 г.) прислал своих людей на Алтай к зайсану Омбо, "чтобы он со своей областью шел к нему, Амурсане, вспоможением для войны с мунганьцами, точнее с цинами (Д. С.) и белыми бурутами". По заключению современника этих информаторов и историка Сибири И. Е. Фишера: "Восточные народы соединяют с именами цветов разные понятия: белый, например, означает, между прочим, никому не подвластного, свободного от должности и податей, также нечто радостное щастье приносящее и протчее". Не исключено, что информаторы - алтайцы в целях отличия кыргызов, находящихся в подчиненном положении (например, во главе с зайсаном Ашир - матом) в Джунгарии от независимых сородичей, называли последних белыми бурутами. Видимо, они также подмечали районы их местожительства: горы Ала - Тоо, что в переводе с тюркского означает "бело-пестрые горы" или же "белоснежные горы".

Этническое словосочетание "Алатай - киргизы" употребляется в 1750 г. в рукописи "Краткое известие о татарах..." академика Российской академии наук, оренбургского служащего Петра Рычкова. Он утверждает: "Алатай - киргизы - народ кочевой и сильной, за Ташкентом от большой Кайсацкой орды расстоянием в пяти-шести днях кочуют около городов Ходжента, Найматана и Марталана (Наманган и Маргалан. - Д. С.), в горах каменистых и неприступных, они именуются Ала - Тай (оттого сей народ и звания имеет) и суть между Зенгорского владения и реки Сыр - Дарьей называемой, при урочищах Бахалжи и Куркуре. Их некоторая часть состоит под зенгорами, а прочее особо, которые часто воюют с зенгорскими калмыками. Избираются их на войну от двадцати до тридцати тысяч человек. Киргиз кайсацкой за Яйком кочующий и в трех ордах состоящий народ, по разным сказаниям, суть отродье оных Алатай - киргизов...".

Самые интересные данные приводятся в объявлении башкирцев Казаккула Казанбаева и Унтея Азлаева от 3 августа 1766 г. ездивших к казахам Среднего жуза. В нем они говорят, что "Аблай - султан пошел на кыргь юзов из числа называемых кыргызов, уже выехавших в летнее кочевье, войною...". Примечательно, что это словосочетание написано членораздельно как "кыргь" и "юз", где можно видеть чередования числительных "кырк", "сорок" и "юзы" - "жуз" - сотня,т. е. кырк - жуз сорок-сотен. Это ли не объяснение тюркского (правда, в данном случае казахского) происхождения слова «кыргыз», о котором существуют разные гипотезы, одно из которых как раз выше сказанное в конце XIX в. предположение немецким ученым В. В. Радловым. В своем труде "Этнический обзор турецких племен Сибири и Монголии" он указывал, что "на мой взгляд, имя "кыргыз" происходит от кырк-йус". Если, будет возможно признать правомерность этого названия кыргызов как "сорок сотен", то можно будет сделать ряд интересных новых заключений и занять определенную позицию в дискуссии о происхождении слова "кыргыз" и этногенеза кыргызского народа вообще.

Интересное название кыргызов зафиксировано в дневниковых записях Николая Рычкова - сына академика Петра Рычкова. Во время своего путешествия по казахской степи в 1771 г. он, давая разъяснения горам Улу-Тау и Ала-Тау, указывает, что в горах Ала-Тау живут "коренные киргисцы". В тексте, говоря о казахах, применяет термин "киргис-кайсаки". Это еще раз указывает на то, что жившие в то время в горах Алатоо кыргызы были не пришлыми, а по крайней мере, частично являлись автохтонным (т. е. местным) населением, и что казахи отделились от них.

С 1771 года в архивных документах России начинают встречаться названия "дикие киргизы", в частности, военнослужащий Иван Абдулин впервые применил это название в своем объявлении, поданном им 9 октября 1771 года после возвращения с кочевьев Аблай-султана, где пишет: "Еще слышал я от киргизов (казахов. - Д. С.), что они приносят жалобу Аблай-султану на диких киргизцев, кои последние Большой Киргизской орды баланайскую волость разбили...". Как видим, здесь военнослужащий, вероятно, хотел, с одной стороны, отметить народ, неизвестный россиянам и отличающийся от казахов, а с другой подчеркнуть их вольность и неподвластность, т. е. политическую самостоятельность и суверенность кыргызов. Насколько позволяют судить последние переводы кыргызских писем, в частности относящиеся к первому посольству кыргызов в России 1785 г. Атаке-баатыра, в тексте авторы не упоминают, какие они кыргызы. Зато в русском переводе XVIII в. они даны как "дикие киргизы".

С 1786 -1795 гг. встречается название "каменные киргисы" и "закаменные киргизы". Они содержатся в рапорте Г. Г. Штрадмана от 1 февраля 1795 г. и в других документах, где, вероятнее всего, подчеркивается характеристика рельефа места кочевьев кыргызов, т. е. горные массивы Тянь-Шаня. Название "дикокаменные киргизы" мы встречаем с 8 февраля 1847 г. в рапорте есаула Т. В. Нюхалова. В нем имелись в виду малоосвоенность и труднодоступность горной местности кыргызов, а отнюдь не степень их социально-культурного развития.

Из вышеприведенного следует, что многообразие терминологического названия кыргызов в российских источниках указывает на политическую активность их в этом регионе, с одной стороны, а с другой - выражает сам процесс познания русскими кыргызов как отдельного самостоятельного народа.

Д. Сапаралиев,

член Секретариата по проведению Года кыргызской государственности, замдекана гуманитарного факультета Кыргызско-Турецкого университета "Манас", доцент, лауреат Государственной премии Кыргызской Республики в области науки и техники.

"Слово Кыргызстана"

12 августа 2003 года

http://www.kabar.kg/03/Aug/13/7.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер

Сегодня

у нас в гостях Екатерина Пименова со своим рассказом об экспедиции

в Киргизию, в которой Екатерина участвовала в составе экспедиции

юных географов МГУ в 1999 году. Рассказ очень интересный и я

надеюсь, что вам он тоже понравится.

Итак, слово

Екатерине.

Полусонными глазами я пыталась смотреть из

окна автобуса на столицу малоизвестной мне страны Киргизии

город Бишкек. Невысокие, на случай частых сейсмических

колебаний, панельные дома уныло сменяли друг друга. В шесть

часов утра город еще спал, ездили лишь старые одинокие

грузовики. Вдоль дороги росли деревья, но даже в такую рань они

не блестели своей свежестью. Душно было страшно, и я с ужасом

думала еще о нескольких часах дороги в автобусе. Остановка возле

базара не внесла существенных изменений, разве что появились

люди.

Дорога из Бишкека к Иссык-Кулю идет по

знаменитой Чуйской долине, сплошь распаханной и засеянной пшеницей

и картофелем. Смотреть на обработанные поля, сравнивать их с

пустыми полями России не было никакого желания, глаза закрывались,

и большую часть дороги я проспала. На подъезде к Иссык-Кулю

автобус остановился, и передо мной открылась захватывающая картина

гор Тянь-Шаня. Сонливость тут же сменилась любопытством и

восторгом. Дорога проложена по горам, пересекает долины горных

рек, подходит к краям пропастей и круто карабкается вверх.

Водитель мчит автобус с большой скоростью, и скульптуры исчезающих

видов животных Киргизии исчезают за поворотом раньше, чем я

успеваю повернуть голову. Вскоре горы остаются справа, слева же,

где-то далеко видна вода. Это маленький кусочек горного озера

Иссык-Куль. Тогда он меня совсем не заинтересовал, и я продолжала

вспоминать горы. Стало ощутимо прохладней и легче дышать. О, да мы

приехали.

Еще не видя озера, я вспомнила небольшую

заметку в 8 томе Детской энциклопедии о Пржевальском и его встрече

с этим озером.

"В 1886 г. Н.М. Пржевальский возвращался из

четвертой экспедиции в Центральную Азию через Восточный Тянь-Шань.

Участники экспедиции ехали верхом. Николай Михайлович, большой,

грузный, устало сидел на лошади. Вдруг за поворотом открылась

неоглядная чаша огромного озера

Спешились на восточном высоком берегу. Дышалось

легко, хотя экспедиция была на высоте более 1,6 км над уровнем

моря. В дымке марева озеро простиралось далеко-далеко. Синяя его

гладь соединялась в едва различимой дали с небом. Где-то там, на

противоположном, западном берегу, тянется хребет Теркей-Алатау

Когда собирались уезжать, Пржевальский сказал

своим спутникам, что в будущем Иссык-Куль непременно станет местом

отдыха для людей: ведь здесь такая красота кругом!"

Я решила не только увидеть озеро, но и сразу

искупаться в нем. Поставив (как оказалось впоследствии, зря)

палатки и переодевшись, мы подошли к берегу. Скажу честно:

насмотревшись в своей жизни на моря, бескрайность этого озера меня

не впечатлила. Хотя удивительная прозрачность очень порадовала мои

глаза. Но надо проверить воду...

Иссык-Куль Горячее Озеро, названо так из-за

того, что не замерзает зимой. Это объясняется в основном большим

запасом тепла, который сосредотачивается в поверхностных слоях

озера за теплую половину года. Зимой же его воды, постепенно

остывая, не успевают охладиться настолько, чтобы мог образоваться

лед. И вода в озере настолько теплая, что в ней можно сварить яйцо

(шутка, но близкая к правде). А какая эта вода мягкая и как

хорошо держит пловца! Наслаждаясь купанием, я решила попробовать

эту воду на вкус. Соленая. Происходит это из-за того, что впадает

в Иссык-Куль несколько десятков речек, а из него не вытекает ни

одной. Вследствие бессточности вода в озере солоноватая и обладает

большой прозрачностью. У поверхности соленость достигает 5-6

промиль, с глубиной она несколько увеличивается.

Озеро меня восхищало все больше и больше. Я

повернулась лицом к берегу и чуть не захлебнулась. Во-первых,

водой, во-вторых, величием и красотой гор хребта Кунгей-Алатау.

Пожалуй, три дня в душном поезде себя оправдали. Увидеть такую

красоту, да еще при этом находиться в такой воде стоят гораздо

дороже трех дней в поезде.

Киргизия страна высоких гор и обширных долин

- расположена в умеренных, отчасти субтропических широтах,

примерно на тех же параллелях (39 - 43° с. ш.), что и Болгария, Италия, Монголия. Северная

граница

Киргизии соответствует широте Баку, Рима, Нью-Йорка, а южная

Лиссабона, Вашингтона. С востока на запад страна протянулась на

900 км, а расстояние между северной и южной крайними точками

составляет 410 км.

Киргизия высокогорная страна. 2/3 ее

территории заняты горами, причем высокими. За это Киргизию

называют верхним этажом планеты.

История Киргизии, ее современная экономика и

культура связаны с Тянь-Шанем одной из самых грандиозных горных

систем Азиатского материка. Его название в переводе с китайского

означает "Небесные горы". Отдельные хребты Тянь-Шаня киргизы

называют Ала-Тоо (пестрые горы) Кунгей Ала-Тоо,

Терскей Ала-Тоо и

др. Это название метко передает пестроту горных ландшафтов: леса

сменяются альпийскими лугами, луга голыми скалами, острыми

пиками, снежными полями и ледниками. Так называемая вертикальная

зональность господствует во всех горах страны.

Тепловой режим в Киргизии весьма разнообразен.

От подножий до вершин гор сменяются те же тепловые пояса, что и на

огромном расстоянии от южных границ СНГ до берегов Ледовитого

океана. Прежде всего, это связано с понижением температуры с

высотой. Вертикальный температурный градиент падение температуры

на каждые 100 м поднятия составляет примерно 0,6°.

Видимо, этим и объясняется такая жара в Бишкеке, расположенном в

Чуйской долине, и комфортная температура на Иссык-Куле.

В Иссык-кульской котловине отмечаются большие

контрасты в распределении осадков. Здесь идущие с запада воздушные

массы насыщаются над поверхностью озера влагой, поэтому на востоке

количество атмосферных осадков резко увеличивается. Так, если в

Рыбачьем выпадает всего лишь 155 мм осадков в год, то в Чолпон-Ате

248 мм, в Караколе 415 мм и на самом востоке котловины в

Джергалане 702 мм.

О том, что приближается дождь, жители

Чолпон-Аты могут узнать задолго. Сначала облака окутывают вершины

высоких гор. Там идет снег. Потом облака спускаются все ниже,

затягивают побережье озера, продвигаются к его середине. Мелко

начинает накрапывать. Но вот дождь становится сильным,

превращается в ливень. Привыкнув к нашим коротким ливням, я долго

не могла понять когда же он кончится. Но на Иссык-Куле сильный

дождь вовсе не значит короткий. Он может продолжаться сутки и

более. По-моему, за один день на нас выпали все 248 мм осадков.

На распределение тепла и осадков в

Иссык-кульской котловине решающее влияние оказывают ветры. Здесь

хорошо известны два воздушных течения: западный ветер улан и

восточный санташ. Улан, достигающий часто скорости 20 м в

секунду, врывается в котловину с необычайной силой, поднимая песок

и передвигая даже мелкую щебенку. Порой эти ветры дуют

одновременно, вызывая образования на озере смерчей. Последний

сильный смерч проходил по озеру в 1994 году. Кроме того, на

побережье известны еще местные ветры бризы: они дуют днем с

озера (моряк), а ночью с гор, из ущелий, к озеру (горняк).

Побережье Иссык-Куля в районе Чолпон-Аты

входит в зону северных полупустынь Киргизии. На самом берегу

растет почечуйный горец, поречник, полевой плющ, облепиха, ива,

пырей болотный, шиповник и др. Метрах в 20 от озера доминирует

тростник обыкновенный и крапива. Также там растет ива ломкая,

облепиха, шиповник, кипрей болотный, хвощ полевой, смородина, чина

луговая, малина, подмаренник цепкий. Еще дальше от озера заросли

полыни (обыкновенной и псевдообыкновенной), синяк русский,

сурепка, тысячелистник обыкновенный, пырей ползучий, цикорий

полевой, татарник и др. На вершинах предгорий Кунгей-Алатау

злаковая степь с овсяницей желотчатой, осокой сухолюбивой, пижмой

и др.

В прошлом Киргизия была страной кочевников, и

типичными поселениями были аилы. Основным видом жилища киргизов

была юрта. Сейчас сельское население живет в одноэтажных домах,

юрты стали использоваться как летние домики, временные жилища на

пастбищах и как кафе. Именно в таких юртах-кафе мы и ужинали.

Остовом юрты служит деревянный с куполообразным верхом каркас,

разбираемый при перекочевках. Он покрывается белой кошмой с

узорами. Напротив входа в юрту обычно складываются постельные

принадлежности: белые кошмы, подушки, одеяла. Здесь же стоят и

сундуки. Налево от входа складываются седла, сбруя (коневодство

основное направление сельского хозяйства Киргизии);

направо, за перегородкой из чия, - посуда и прочая утварь. В

центре юрты, против отверстия в потолке, сейчас стоит стол, раньше

находился очаг с железной подставкой и котлом для приготовления

пищи. Когда-то юрты ставили очень быстро, сейчас на ее сборку

уходит от 5 до12 часов.

Раз уж речь пошла о юртах, то я хочу рассказать

и о национальных блюдах. Лучшим угощением для уважаемых гостей во

время семейных торжеств у киргизского народа считается

традиционное кушанье бешбармак. Готовят его из свежезарезанного

животного, чаще барана. Едят руками. Бешбармак это мелко

крошенное отварное мясо, смешанное с отварной домашней лапшой.

Однажды нам довелось попробовать это блюдо. Мне гораздо больше

понравился плов, лагман (мясо с лапшой и овощами аналогов не

имеет), курдак (картошка с бараниной или баранина с картошкой),

шарпо (суп из баранины), манты (большие пельмени). Обычные

пельмени тоже присутствуют в национальном меню, но подаются они

вместе с бульоном, в котором варились. Вообще, вся еда вкусная и

разнообразная, но попадается очень острая (что зависит от повара).

Любимые напитки киргизов кумыс и чай. По

вкусу кумыс напоминает очень жидкий кефир, пьют его из стаканов.

Из пиал пьют чай, причем обычный, а не зеленый, как думают многие.

На наш вопрос почему, хозяйка кафе ответила, что в этом нет

смысла, ведь в Киргизии не так жарко, как в Таджикистане и

Узбекистане. К чаю в кафе ничего не подается. Боорсокки (или

хворост) пережаренные в масле нарезанные куски раскатанного

теста готовят только к праздникам.

С большим сожалением покидали мы солнечную

страну. Не утешило нас даже посещение восточного базара, богатого

различными фруктами и яркими красками. Но три дня в поезде больше

не казались такими устрашающими. Нас ждала Москва, нас ждал дом.

Жди нас, Киргизия!

http://unsima.com/talk/?message=3101&action=detail

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще не видя озера, я вспомнила небольшую

заметку в 8 томе Детской энциклопедии о Пржевальском

Вот человек едет в незнакомую страну и вспоминает что-то когда-то где-то прочитанное. Я вырос на Урале (в Свердловске) в глухие советские времена. Население там интернациональное - русско-татаро-башкирское. Но о Киргизии (Кыргызстане) мы практически ничего не знали. Т.е. знали только, что там есть прекрасное озеро Иссык-Куль и великий писатель Чингиз Айтматов. Да еще чуть ли не с детского сада помню частушку:

Я не знаю, как у вас,

А у нас в Киргизии

Девяносто лет старуха -

Командир дивизии. :wacko::lol:

Эта старуха никакой этнической окраски не имела и была вставлена просто для рифмы.

Давно мечтаю побывать в Кыргызстане, но все как-то не получается :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Современные кыргызы это народ сложносоставный состоящий из монгольского, ойратского, кипчакского, хиргисского, казахского и т.п. народов.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...