БiрАтан Опубликовано 19 августа, 2009 Поделиться Опубликовано 19 августа, 2009 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=2873&page=2Арман G-o 18-07-09 13:20 …на заре распространения Ислама, одно еврейское племя приняло Ислам, чтобы избежать налогов на неверных. Пророк (с.а.с.) догадываясь, что они приняли веру только для вида, поставил им условие распространение Ислама, но в довесок освободил их еще с налогов от торговли. Что потом это племя двинулось в сторону нынешней Центральной Азии и где достигло больших успехов, нажило богатства. А у казахов оно превратилось в аристократов - кожа!? "исследователь", чё курим? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 19 августа, 2009 Поделиться Опубликовано 19 августа, 2009 Он разведчик судя по нику. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Зиядоглу Опубликовано 22 августа, 2009 Поделиться Опубликовано 22 августа, 2009 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=2873&page=2Арман G-o 18-07-09 13:20 …на заре распространения Ислама, одно еврейское племя приняло Ислам, чтобы избежать налогов на неверных. Пророк (с.а.с.) догадываясь, что они приняли веру только для вида, поставил им условие распространение Ислама, но в довесок освободил их еще с налогов от торговли. Что потом это племя двинулось в сторону нынешней Центральной Азии и где достигло больших успехов, нажило богатства. А у казахов оно превратилось в аристократов - кожа!? Вот Вы написали кое-что да еще ссылку дали на высказывание какого-то юзера из какого-то форума и обижаетесь, что нас вами насмехаются. Вам предупреждение. Следущий раз прошу давать ссылки на научные труды,а не на слухи из соседних форумов. При повторе буду банить Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Зиядоглу Опубликовано 22 августа, 2009 Поделиться Опубликовано 22 августа, 2009 Хак-Назар б. Касым, БiрАтан, по 10% рейтинга. Постарайтесь писать пои существу, а не стебаться Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 23 августа, 2009 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2009 Ну как тут не стебаться. Первый пост из темы уже стеб Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Зиядоглу Опубликовано 23 августа, 2009 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2009 Ну как тут не стебаться. Первый пост из темы уже стеб Дорогой мой, человек открыл тему, выразил свое (может странное) мнение и этим поставил вопрос. Как известно, глупых вопросов не бывает. Если на нашем форуме есть люди со знанием чего-то о кожа, то можно развивать эту тему и этим помочь читателям форума, автору темы или же исследовать неизвестные моменты истории кожа. Но стеб... это не дело и не должен быть форматом нашего форума. Мы же на какой-нибудь "удафф.ру" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 23 августа, 2009 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2009 Дорогой Зиядоглу! Человек открыл тему, чтобы задеть меня в отместку за открытую мной тему о туленгитах Первый пост человека представляет собой перефразированный первый пост из той темы. В мирное время прислуга и охрана хана. В военное личная гвардия.Есть предположение, что комлектовались они в основном из пленных калмыков. Этакие степные янычары. В связи с этим возникает вопрос, как заставляли этих пленных сражаться против своих же соплеменников? Или же пленников брали в совсем юном возрасте и воспитывали в соответствующем их положению духе. Также неясен вопрос об их названии. Коллега Enhd предположил, что толенгиты набирались в основном из теленгитов - алтайцев оттуда и название, но мне такое предположение кажется сомнительным. Ваши предположения, коллеги. Не знаю, что Дергарду померещилось здесь оскорбительного, но он, видимо почувствовав себя уязвленным решил включить ответку, просто переделав мой постинг и вставив вместо толенгитов - ходжей. В свою очередь я не нашел в его постинге ничего оскорбительного, зато очень много смешного. Этим и объясняется мой "стеб" в его адрес. Если на нашем форуме есть люди со знанием чего-то о кожа, то можно развивать эту тему и этим помочь читателям форума, автору темы или же исследовать неизвестные моменты истории кожа. У меня есть немало материалов из письменных источников. Если пользователям будет интересно, то я, конечно, их выложу. Просто совершенно не хочется этого делать в теме с клоунским топикстартом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 23 августа, 2009 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2009 Все казахские фамилии имеющие приставку или окончание "кожа" или "ходжа" на 99% являются представителями этого рода. И не только казахские. Например бывший первый секретарь компартии Узбекистана Усманходжаев является представителем узбекских ходжей. И великий ходжа Ахмед Яссави тоже является из этого рода. Религиозная грамота наших предков тоже является их заслугой. Очень интересно. А вот в нашем роду(я имею в виду семью) очень распространены "татарские" имена на -улла и следовательно такие же фамилии. Например, аким Карагандинской области Нурлан Нигматуллин - представитель рода кожа, которого многие считают татарином. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Зиядоглу Опубликовано 23 августа, 2009 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2009 У меня есть немало материалов из письменных источников. Если пользователям будет интересно, то я, конечно, их выложу. Просто совершенно не хочется этого делать в теме с клоунским топикстартом. Выкладывай, Хак-Назар. Но и убери выпад в адрес Dergarda. Это лищнее Это хоть и выражено как просъба, но официальное требование Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 23 августа, 2009 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2009 Выкладывай, Хак-Назар. Но и убери выпад в адрес Dergarda. Это лищнее Это хоть и выражено как просъба, но официальное требование Хорошо, удалил. Теперь о ходжах/кожа и сайидах. "Второй слой наследственной кочевой аристократии белой кости был представлен в традиционном казхском обществе XVI-XIX вв. социальными группами сайидов - от арабского сайид - вождь, глава и кожа(ходжа, хожа, худжа, от перс хваджа - хозяин, господин). К сайидам относились представители наследственной мусульманской элиты Центральной Азии, возводившие свои генеалогические корни к пророку Мухаммаду через его двоюродного брата и зятя, мужа дочери Фатмиы четвертого праведного халифа Али б. Талиба. В большинстве своем они считали себя потомками младшего сына Али от Фатимы третьего шиитского имама ал-Хусайина бю Али б. Аби Талиб по линии его сына имама Зайин ал-Абидина.(?) В социальной иерархии казахского общества, как и в других мусульманских социумах Центральной Азии, сайиды представляли собой замкнутую привелигированную группу, имевшую большой авторитет в общественном сознании всех других сословно-корпоративных групп кочевников, включая сословие султанов. В представлении мусульман регионе они часто отождествлялись со святыми (аулийа). Весьма примечательно, что чингизиды признавали сайидов и хваджей "первенствующим сословием" еще в XIV в., когда в улусах Чагатая и Джучи ислам стал официальной религиией. Сайиды считались в Степи и сопредельных регионах Центральной Азии главными распространителями идей ислама и потому пользовались не только большим почетом у мусльман, но и многими привилегиями. В частности, они не подлежали смертной казни и телесным наказаниями, могли на равных общаться с верховными правителями и даже укорять их за неправедные поступки и ошибочные решения. Характеризуя социально-правовой статус сайидов в мусульманских обществах региона, Чокан Валиханов в середине XIX в. писал, что "сейиды... успели приобрести в народе благоговение; ученики и мюриды их рассказывают о чудесах, ими произведенных, и все этому верят"; сайиды "...безбоязненно вступают в борьбу с владетелями". Одной из самых видных и влиятельных династий сайидов(группа сайид-кожа) в Казахской степи был разветвленный клан потомков племянник некоего авторитетного суфийского пира(шайха -наставника) казахов трех жузов сайида Мухаммад-кожа, который вместе с ханом Абулхаиролм еще в конце первой четверти XVIII в. переселился со своим семейством из г. Туркестан в Северо-Западный Казахстан. Внучка этого святого, дочь его старшего сына Мурза-кожа в начале 50-х гг. XVIII в. была выдана отцом замуж за сына Абулхаира от волжской калмычки Баяны султана Чингиза, а после его смерти унаследована по обычаю левирата ханом Младшего жуза Нурали. Последний имел от этого брака красавицу дчоь знаменитую княгиню(так она именовалась в российских официальных документах той эпохи) Тайкару, ставшую женой одного из знатных потомков по восходящей силсиле имама Мухаммада б. ал-Ханафий надворного советника Нур-Мухзаммад-кожа(Абжелилова, сына влиятельного "пира киргиз-казахского йурта" кожа Абу-л-Джалила б. Фар(Пир)-Мухаммад-коджа, а позднее - фавориткой оренбурского военного-губернатора барона Отто Генриза фон Игельстрома, возведенного в 792 г. в графское достоинство Священной Римской империи германской нации. (Далее идет пространный рассказ о потомках Мухаммад-кожа, который я позволю себе не приводить здесь, поскольку он не относится к теме. Если кому-то интересно запощу позже). Важной чертой привелигированного положения сословия сайидов являлось строгое соблюдение его представителями принципа эндогамии при заключении браков. Он распространялся главным образом на женщин данной социальной группы, к которым обычно прилагали в мусульманских странах почетный титул "сайида" или "ситти" - "моя гсопожа". Такой половой эндогамный акцент был обусловлен тем, что по сложившейся традиции и в случае отсутствия у святого сыновей его духовное звание и имущество переходили потомкам по женской линни. По этой причне сайиды почти никогда не выдавали замуж своих дочерей за выходцев из другого сословия, так как потомки от такого брака независимо от их социального происхождения по мужской линии приобретали само звание и права и привилегии сайидов. Исключения из этого правила делались очень редко, в основном они имели место при заключении браков женщин из потомков пророка Мухаммада с представителями наследственной светской знати - ханам и султанами как чингизидского, так и нечингизидского происхождения, потомки которых получали возможность включать почетное звание "сайид" в свою монархическую титулатуру. В XVII-XIX вв. многие среднеазиатские правители, особенно нечингизиды, желая легитимировать свой высокий формальный статус в традиционном общественном сознании подвластного населения, специально брали себе в жены не только по обоюдному согласию сторон, но и насильственно девушек из сословия потомков Мухаммада, чтобы потом их дети, внуки и правнуки могли присоединить этот духовный титул к своим светским титулам "хан" или "султан". Характерно, что титул "сайид" имели в своей полной титулатуре ханы приаральских казахов Младшего жуза Каип и его внук Арынгази; сын старшего сына Каипа Абд-ал-Азизи-хана, которые состояли в близком родстве по женской линии с ханами Хивы и Бухары. Так, мать Каип-хана, являвшаяся дочерью хивинского хана чингизида Ширгази происходила, по-видимому, из сословия сайидов; Арынгази-хан, в свою очередь, приходился близким родственником "по женскому колену" эмиру бухары Хайдару, который принадлежал к числу избранных шайхов суфийского объединения Накшбандийа-Муджаддийа, официально присвоив себе сакральный титул "амир ал-муминин"("повелитель верующих"). О претензиях обоих этих лиц на родство с потомками пророка Мухаммада убедительно свидетельствуют удостоверительные надписи на персональных именных печатях сына Каип-хана султана Ширгази - "Ширгази б. Сайид Гайиб-хан" и племянника последнего по другой женской линни хана Арынгази "Сайид Арын-Гизи ибн Абд-ал-Азиз-хан", сохранившиеся в виде чернильных оттисков на заверенных ими эпистолярныз документах двух первых десятилетий XIX. На мужчин сословия сайидов принцип эндогамии экстраполировался лишь частично: они могли брать жен из любого сословия, но при этом их первая жена должна была обязательно принадлежать к социальной группе "ак-суйек". С этим правилом было тесно связано довольно широкое распространение среди сайидов традици майората, когда титул и имущество отца наследовал именно старший сын, т.е. отпрыск, родившийся от женщины сайида. Жалгасы бар/to be continued Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Зиядоглу Опубликовано 23 августа, 2009 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2009 Рахмат, брат Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 24 августа, 2009 Поделиться Опубликовано 24 августа, 2009 Очень интересно. А вот в нашем роду(я имею в виду семью) очень распространены "татарские" имена на -улла и следовательно такие же фамилии.Например, аким Карагандинской области Нурлан Нигматуллин - представитель рода кожа, которого многие считают татарином. Вы, Ауэзов, Нигматуллин и моя покойная тетя из оставшейся 1%. Шутка конечно. Я имею в виду фамилии с окончанием или приставкой "ходжа". Редко кого встретишь человека с такой фамилией, но не из рода. А так, среди вас хватает людей с неприметной фамилией. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 8 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 8 сентября, 2009 Вы, Ауэзов, Нигматуллин и моя покойная тетя из оставшейся 1%. Шутка конечно. Я имею в виду фамилии с окончанием или приставкой "ходжа". Редко кого встретишь человека с такой фамилией, но не из рода. А так, среди вас хватает людей с неприметной фамилией. Вот вспомнил был такой батыр Джанходжа Нурмухамедов из рода шекты. К ходжам отношения не имел, однако источники сообщали, что он был религиозен до фанатизма. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 12 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2009 Вот вспомнил был такой батыр Джанходжа Нурмухамедов из рода шекты. К ходжам отношения не имел, однако источники сообщали, что он был религиозен до фанатизма. Возможно, фанатизм кем-то приукрашен. В его время и ранее самым страшным для людей было быть похороненным без жаназа намаза. И поэтому казахские батыры, попадая в плен к калмакам отрезали часть своего тела (в основном пальцы), чтоб потом его омыли и похоронили с жаназой. Так поступил батыр из рода тума (найманский) Шынкожа (Характерное имя. Не так ли?). У него после ранения большой палец имел особую, удлиненную форму. Недалеко от Аягуза похоронен его палец. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 20 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2010 Что говорит генетика родов кожа и ходжа? Есть ли у родственная связь между казахскими, узбекскими и уйгурскими кожа? Присутствуют ли рода кожа у башкир, казанских и крымских татар? С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 20 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2010 Думается мне, что среди ходжей было немалое количество аферистов с Ближнего и Среднего Востока, проверить ведь сложно было. А казахские кожа отуда родом, это потомки одной какой то ветви, или множество разных ветвей приходящих в казахские степи ходжей? Уйгурские ходжи, это потомки Махтуми Аъзама, его предки вышли из Йемена. В свою очередь среди его потомков есть потомки Аппак-ходжи (белогорцы) и есть потомки ветви черногорцев. В принципе и у тех и у других начиная с конца 19в большого авторитета нет, Аппак ходжу уйгуры вообще терпеть не могут. Ходжи вообще сыграли судьбоносную и трагичную роль в истории уйгуров, все до единого уйгурские историки их ставят в негатив. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 20 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2010 У узбекских ходжей окончания фамилий и имен часто на "хон", типа Валихон, Турахон. В Узбекистане их почитают до сих пор. Еще кстати, у узбеков есть почитаемые роды мирзо и шайх, происхождение их для меня не совсем понятно. Мирзо скорее всего тюрки, а шайх вроде как арабского проихождения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 20 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2010 Что говорит генетика родов кожа и ходжа? Есть ли у родственная связь между казахскими, узбекскими и уйгурскими кожа? Присутствуют ли рода кожа у башкир, казанских и крымских татар? С уважением, Ничего не говорит данных мало. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 26 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2010 Ничего не говорит данных мало. А есть генетические данные по казахским кожа? Интересно, аферисты или действительно сайиды. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 26 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2010 А есть генетические данные по казахским кожа? Интересно, аферисты или действительно сайиды. Есть, но они еще не опубликованы, так что остается только ждать. Из опубликованных данных Один кожа точно выходец из Ближнего Востока, но нет сходства с другими потомками Мухаммеда из других стран. Видимо его предок с Ближнего Востока причислил себя к потомкам Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 26 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2010 Почему то мне представляется, что большинство из ходжей не потомки пророка Мухаммада (С.А.С), наверняка они выходцы с БВ, но причислили себя к сайидам. В средние века, это можно было бы сделать легко арабу или персу в странах Туркестана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 17 января, 2011 Поделиться Опубликовано 17 января, 2011 http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Siaset_name/frametext4.htm НИЗАМ АЛ-МУЛЬК КНИГА О ПРАВЛЕНИИ СИАСЕТ-НАМЕ Теперь эти различения уничтожились; тюрки возлагают на себя титулы хаджэ, 262 а хаджэ — титулы тюрков и в том не видят греха. Всегда титул уважался. 262 Как явствует из данного контекста, под названием хаджэ в "Сиасет-намэ" разумеется вазир; в памятниках, восходящих к газневидскому времени, звание хаджэ-и-бозорг означало исключительно вазира. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 1 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2011 http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Chengiz-name/frametext.htm УТЕМИШ-ХАДЖИ ИБН МАУЛАНА МУХАММАД ДОСТИ ЧИНГИЗ-НАМЕ “Дурные люди они! [Не разрешать] говорить [им, а] убить их нужно”. Сказал [тогда Узбек-] хан: “С какой бы стати убивать [мне их]?! Я — государь! Нет никакого мне дела до любого из вас. Буду с теми из вас я, чья вера правая. Если вера у них неправая, то почему же дело ваше сегодня сорвалось [и мед ваш] не стал перегоняться?! Устройте же спор. Тому из вас подчинюсь я, чья вера окажется правой”. [И] затеяли спор друг с другом эти два общества. Долго галдели и ссорились они. Наконец порешили на том, что следует им выкопать два танура 70, раскалить каждый из них, [спалив] десять арб саксаула, войти в один танур кому-то из колдунов, в другой — одному из этих [святых], и быть правой вере того, кто не сгорит и выйдет [целым и невредимым]. На том и порешили. Наутро выкопали два громадных танура и раскалили [их], собрав на дрова саксаул. Один предназначили для колдунов, другой — для мусульман. Святые эти почтительно уступали друг другу: “Кто же из нас войдет [в танур] ?” Одного из них звали Баба Тукласом 71: /49а/ тело у него сплошь было заросшим волосами. Сказал он: “Мне позвольте, я войду, [а] вы радейте обо мне”. Благословили его святые эти. [Еще] сказал тот баба: “Принесите кольчугу мне”. Когда принесли кольчугу, надел он ее на тело нагое и направился к тануру, возглашая память Аллаху Всевышнему. Рассказывают, [что] волоски [на теле] бабы стояли дыбом и высовывались из колечек кольчуги. Все видели это! [Так] шел он и вошел в танур. Принесли [тогда] баранью тушу и повесили над тануром, а устье плотно закрыли. [107] Подошли мы теперь к рассказу о жрецах. Жрецы приневолили одного [из их числа и] посадили в танур. Лишь спустился он, как засверкал в тот же миг всеми цветами радуги пепел его, и стало рваться пламя из устья танура. Как увидели это все люди с [Узбек-] ханом во главе, так отвернулись их сердца от веры неверной и склонились они к мусульманству. А из танура все доносился непрерывно глас бабы, поминавшего [Аллаха]. Лишь поспела туша баранья, так и открыли устье танура. Утер баба пот с благословенного своего лица и вышел из танура, вопрошая: “Что заторопились?! Завершилось бы дело мое [поминания Аллаха], обожди вы немного”. Увидели [все], что как пламенеющий уголь накалилась кольчуга докрасна, но могуществу Господа Всевышнего благодаря ни один волосок не сгорел [на теле] бабы и вышел [он невредим]. Как увидели это все люди с ханом во главе, так вцепились тут же в подолы шейхов и стали [все] мусульманами. Хвала Аллаху за веру ислама! ________________________________________________________________________________________________________________ 71 —Баба-Тукти Шашты-Эзиз (Баба-Туклас— *** букв. волосатый прадед). Легендарный покровитель батыров, в ряде преданий—мифический родоначальник племени мангыт, слывет среди казахов святым (Казахский фольклор в собрании Г. Н. Потанина. Алма-Ата, 1972). По “Сборнику летописей” Кадыр-Али-бий джалаири, Баба-Туклас является сыном Керемет Азиза *** Чудодейственного Азиза. По другому источнику, Баба-Туклас-Азиз — потомок Абу-бекра в пятнадцатом колене, государь в Мекке (Хальфин, Жизнь Чингис-хана и Тимура. Казань, 1822; Потанин Г. Н. Отрывки из киргизского сказания об Идыге (из записей Ч. Валиханова)// //Живая старина. 1891. Вып. 4. С. 156—158). Мой комментарий: Баба-Тукласа считал предком знаменитый Едиге. Интересную версию прочитал на ногайском сайте, так вот казахский род кожа в статье считают потомками Едиге. http://nogaici.ru/publ/3-1-0-52 С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 2 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 2 марта, 2011 В поддержку этой гипотезы, можно предположить отсутствие рода кожа среди 92 узбекских племен. http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Ahsikendi/frametext.htm Так же, что хотя род кожа считался у казахов, происходящим от праповедников ислама, особыми мусульманскими знаниями они не блистали, так как муллы в 18-19 веках были или казанскими татарами или маверанахрскими тюрками. В противовес гипотезы можно заявить, что несмотря на известность Едиге среди казахов (упоминание Ч.Валихановым о проведении мероприятий на месте предполагаемого захоронения Едиге), огромное уважение к ногайцам, родословная кожа вроде не упоминали Едиге и мангытов. С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 3 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2011 Читал что "ходжа" есть титул у ноёонов чагатайских улусов которые имеют право на какую-то область или землевладение. Также чингизиды-чагатаиды носили титул "ходжа" в добавление своим именам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться