Гость Зиядоглу Опубликовано 5 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 5 сентября, 2009 Что еще интересно: парфяне называли себя дай или дак дак это близко к сак теке (-туркмены) полностью выпадают (или отдельная ветвъ в родословном огузов) дай-дак-сак-теке корень один. Стоит присмотреться на этот компомент, я думаю Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 6 сентября, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 6 сентября, 2009 Салам всем!!! Адайцы ещё в седую древность проживали на территории современного Казахстана, между Аралом и Каспием о чём свидетельствуют летописи Страбона.При Александре Македонском когда ,он разбил войска персов, правое крыло, окруженное македонцами, оказывало ещё жестокое сопротивление. Полководец, изумленный доблестью и стойкостью солдат приказал остановить бой. Узнав, что это саки-аппарны из рода Э-дай заключил с ними мир и сохранил им жизнь. Вот так !!! Каспий был заселен Адайцами по обе стороны моря, то есть со стороны современного Казахстана и Северного Кавказа.В пользу этой гипотезы говорят раскопки древнейшего захоронения, на территории современной Осетии кладбища называемого Адай-дон, датируемой 10-12 веком до нашей эры. Первые обнаруженные вещи (утварь) и оружие (кинжалы ,мечи , стрелы,копья,кольчуги расписанных сложными узорами) и предметы обихода, свидетельствуют о высоком искусстве и уровне развития народа, в области кузнечного ремесла, гончарного дела и животноводства. Культурный слой захоронения представляет собой многоярусную структуру, где каждый слой имеет различные даты погребения. Образ захоронения напоминают погребения кубанских казаков или кочевников, ведущих кочевой образ жизни. К сожалению, это пока вся информация на сегодня. Могильники находится на грани затопления, так как, там планируют строительство гидросооружения (электростанции), в результате раскопки производятся в ускоренном темпе. Далее на территории Сев. Кавказа есть и другие следы, подтверждающую мою гипотезу, например Адай-хох, Адай Тюп и Баш Адай, речка Адай, а также могущественная патронимия Чегем-Согаевы имела происхождения из рода Адай. Также на Кавказе у различных народов имеются фамилии Адай ,при чем не только тюрко-язычных например у кумыков,карачаевцев,ногаев, но и чеченов и ингушей. Примечательно также, что у осетин есть выржение ИронАдай ,сколько не искал смысел указанного слова не нашел,но по одной из версии ирон означает дети, из чего следует следующее детиАдаев.В пользу своей версии,хотелось бы напомнить, что вершина Адай-хох находится,именно на территории Осетии.При чем Осетины(Аланы),в древности примерно три века, кочевали на территории Казахстана, совместно с кипчаками (Адайцами),а потом в 12-13 веке нашей эры,при наступлении монголов вынужденно откочевали на Северный Кавказ.Совпадение? Не вериться!!! В 8-го апреля 1823 года по указу Екатерины ,генералисмус Суворов уничтожил 5 милионов ногаев-казахов(татаров-казахов), вырезали спящих людей не жалея даже женщин,детей и стариков.Участье в резне принимали казаки,калмыки (джунгары) и регулярные воиска царской армии.В результате оставшаясь часть населения спасаясь от жуткой резни мигрировали в Турцию,Казахстан и Среднюю Азию.Вот так была поставлена жирная точка ,по захвату Кавказа и присоединения последней к России.Позднее при заключении мира между Казахстаном и России Абулхаир-хан ,обратился с просьбой вернуть Кавказ и Кубань,естественно в чем было отказано. Если армяне просят признать факт геноцида Турции в 18 веке ,то почему и нам казахам-ногаям-татарам (тюркам) не потребовать этого. Ведь имеем законное основание и неопровержимое доказательство того,что есть документ (указ) и сам факт преступления против человечества. На основании вышеизложенного хотелось добавить историю современного Казахстана необходимо пересматривать, иначе не поймешь где ложь, а где, правда. Например, в Казахстане Адайцы появляются вообще в 15 веке нашей эры, а где они раньше были. Вот и гадают товарищи историки, придумывая различные истории и небылицы. Особенно про якутов, меркитов и монголов Названия созвучные Адай имеются на Кавказе, Туркмении, Татарстане, Алтае, Монголии, Бурятии. Если раскладывать происхождение по названию, то ареал исследований чрезмерно широк. Поэтому я предлагаю сосредоточиться на тамге. Лук и стрела. Есть ли у вас есть информация по тамгам родам осетин, ногаев? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
БiрАтан Опубликовано 7 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 7 сентября, 2009 Названия созвучные Адай имеются на Кавказе, Туркмении, Татарстане, Алтае, Монголии, Бурятии. Если раскладывать происхождение по названию, то ареал исследований чрезмерно широк. Поэтому я предлагаю сосредоточиться на тамге. Лук и стрела. Есть ли у вас есть информация по тамгам родам осетин, ногаев? ранее уже приводил, но всё же ТЮРКСКИЕ РОДОПЛЕМЕННЫЕ ТАМГИ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ГЕРАЛЬДИКЕ.В крымской исторической ойконимии представлены такие распространенные в тюрко-монгольской этнонимии гено- и этнонимы: абаклы (рис. 4), алач (рис. 5), аргин, ас (рис. 6), ачамайлы (рис. 7), бодрак (рис. 8), буйтень, бурлак, даир, джайтамгалы (джай-тамга изображает лук – рис. 9), джалаир (рис. 10), дулат, дюрмен (рис. 11), иргаклы (рис. 1, 12), ишунь ~ уйшунь (рис. 13), канлы (рис. 14), катаган (рис. 15), кенегез (рис. 16), кереит (рис. 17), керлеут, кипчак (рис. 18), киргиз, кырк (рис. 19), китай (рис. 20), кият, кирей (рис. 21), конрат (рис. 22), мангит (рис. 23), меркит, мин, месит, найман (рис. 24), сиджеут (рис. 25), тама (рис. 17), токсаба, туркмен (рис. 26), унгут, чюют, яшлав и многие другие. http://s19.radikal.ru/i192/0908/59/75b01428cd30.jpg к сожалению картинку вставить не получается Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Наке Маке улы Опубликовано 7 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 7 сентября, 2009 По поводу чисто "адайских" слов не зат, сау бол и т.д. - полный бред. "сау бол!" это на казахском пожелание "будь здоров!" ничего такого что присуще исконно только адаям или еще кому-то. "не? " - "что?", "не зат?" - "что такое?", "что за вещь?" опять же нормальные литературные казахские слова. другое дело что южане "в кызылординской,чимкентских областях РК слова не?, не зат? считаются грубыми, не дипломатичными или не тактичными. они говорят "немене?" , "не нарсе?" что в общем то нюансы диалектов. это ихние причуды. вообще южанская (южно-казахстанская) речь несколько отличается от официальной казахской литературной. а что касается адайцев, то лучше приезжайте в Актаускую область и обсуждайте, адайцев здесь много. вот пару лет назад место захоронения Адая отреставрировали (точнее посторили вновь) внизу поставили музей. (круглое здание) здесь собирались адайцы со всего света. вот фото: http://blogs.mail.ru/mail/nakeda/24FC1F28C4F0788C.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 7 сентября, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 7 сентября, 2009 По поводу чисто "адайских" слов не зат, сау бол и т.д. - полный бред."сау бол!" это на казахском пожелание "будь здоров!" ничего такого что присуще исконно только адаям или еще кому-то. "не? " - "что?", "не зат?" - "что такое?", "что за вещь?" опять же нормальные литературные казахские слова. другое дело что южане "в кызылординской,чимкентских областях РК слова не?, не зат? считаются грубыми, не дипломатичными или не тактичными. они говорят "немене?" , "не нарсе?" что в общем то нюансы диалектов. это ихние причуды. вообще южанская (южно-казахстанская) речь несколько отличается от официальной казахской литературной. а что касается адайцев, то лучше приезжайте в Актаускую область и обсуждайте, адайцев здесь много. вот пару лет назад место захоронения Адая отреставрировали (точнее посторили вновь) внизу поставили музей. (круглое здание) здесь собирались адайцы со всего света. вот фото: http://blogs.mail.ru/mail/nakeda/24FC1F28C4F0788C.html "Не зат" произносят на всем западе Казахстана и не только адайцы. Звучит грубовато, но конкретно. По поводу приехать и поговорить в Мангыстау, не плохая идея. Я, к сожалению, оторван от исторической Родины, однако Жеменею никто не запрещает выложить здесь информацию о происхождении рода Адай основываясь на иследованиях историков из Актау. И естественно без гениалогий типа - от Адама и через Нуха. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 7 сентября, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 7 сентября, 2009 ранее уже приводил, но всё же http://s19.radikal.ru/i192/0908/59/75b01428cd30.jpg к сожалению картинку вставить не получается Баке, я помню. Жайтамгалы у крымлы татарлар, айлы у башкорттар и уранкай у монголдар, алтайдагы ойраттар. Вот те рода у которых присутсвует изображение лука в тамге. Найти бы тамги туркменских родов и, я думаю картина проясниться. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 7 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 7 сентября, 2009 А про род адай-туркмен, что известно и какая у него тамга? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 7 сентября, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 7 сентября, 2009 А про род адай-туркмен, что известно и какая у него тамга? Туркпен адаи являются адаями и соответсвенно имеют такую же тамгу. Если не ошибаюсь, потомки Кудайке называются туркпен адаями. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 7 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 7 сентября, 2009 thks. Просто читал, что этот род образовался от слияние адайцев и туркмен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 10 сентября, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2009 Википедия Адай, Адайцы, (каз. Адай, англ. Aday) — это один из крупных родов в составе племенного союза Байулы Младшего Джуза. Родным краем рода Адай считается Мангыстау и Западный Устюрт. Здесь находиться 362 святых мест рода Адай. Самым почитаемым из святых мест считается Некрополь Бекет-Ата в Огланды (в Устюрте).Современные Адайцы компактно проживают в Мангистауской области (60%), в Атырауской области (15%) и в городе Алма-Ате (5%) Казахстана, в Балканской велаяте (20%) Туркмении. История В своей "Географии" Страбон указывал, что большая часть скифов, расположенных на территории от Каспийского до Аральского моря, называлась Дай, а они в свою очередь делились на Апарна, Ксанфия. На этом основании С. Аманжолов адайцев Младшего жуза относит к Даям, но, по его убеждению, адайцы вовсе не переселенцы с Алтая, а коренные жители. Такого же мнения придерживается и А. Абдрахманов. Дайское происхождение адаев у нас вызывает сомнения по ряду причин. Во-первых, нужно еще доказать причины появления а перед словом дай. Во-вторых, в современном составе адайцев мы не находим ни одного рода, похожего по своему звучанию на Апарна, Ксанфия и другие, входившие когда-то в состав Даев. В-третьих, настораживают сомнения Н.П. Толля в достоверности сведений Страбона. Все это дает нам основания рассмотреть вопрос о происхождении адайцев Младшего жуза в ином плане, привлекая для этого и другие источники. В китайских источниках вместе с родом Баегу в составе Гаогюй мы находим и Аде. Н.А. Аристов упоминает, что один из родов Гаогюй был Адай. Можно предположить, что именно родом Баегу, а уже на казахской земле в составе этого Баегу (мы отождествляем Баегу с Байулы Младшего жуза) оказался и род Адай, в котором мы также усматриваем предков современных адайцев. АДАЙ*Уран "Бекет" Адаи в прошлом являлись одним из крупных и многочисленных племен казахов Младшего жуза. По мнению одних ученных адаи являются потомками древних даев Геродота и Страбона, обитавших на восточном побережье Каспия еще во II в. до н.э. («ада» на огузком языке –«остров», отсюда «адаи» – островитяне. На рубеже нашей эры даи входили в племенной союз кангюев (III до н.э. – I н.э.). В IX в. они входят в состав Огузов, в этот же период происходит их локализация на Мангышлаке, где также появляются и туркмены. В XI в. адаи оказались в составе кыпчакского союза племен и сконцентрировались в районе Эмбы, Уила и Сагыза. В начале XIII в. адаи оказались под властью Золотой Орды, после ее распада вошли в состав Узбекского государства, а позднее – Ногайской орды, племена которой составили основу Младшего жуза Казахского ханства. По одному из народных преданий, адаи в XVII в. обитали в районе Сыр-Дарьи и западного Семиречья, откуда они ушли на Мангышлак. В этой легенде звучат отголоски реальных событий, свидетельствующих о вхождении адаев в войско казахских султанов Керея и Жанибека (середина XV в.) и их активной роли в становлении Казахского ханства. Сохранилось в народной памяти имя одного из вождей адаев, возглавлявших возвращение их на Мангышлак. Им был Есен Есенгулов, внук легендарного Косая. В XVIII в. весь полуостров и прилегающий к нему Устюрт были окончательно заняты адайцами, часть туркмен смешалась с ними и образовала группу туркмен-адай. По казахским генеалогическим преданиям (шежере) адаи входят в состав поколения байулы Младшего жуза. В свою очередь племя адай подразделяется на два крупных отдела: келимберды и кудайке. В том числе: По одному из преданий, первая семья Кудайке утонула при переправе через Сыр-Дарью. Кудайке женился на туркменке, от которой родились Тажеке и Косай. Дети Косая стали называться туркмен-адаями По данным сельскохозяйственной переписи Российской империи 1887 г. адаевцев насчитывалось около 110 тыс. человек, в том числе в Мангышлакском (современная Мангыстауская область РК) и Красноводском (современная Туркмения) уездах Закаспийской области – 74 тыс. человек, в Темирском уезде (1, 2 и 3 Адаевские волости) ¬ 34 тыс. человек. В 1926 г. существовал Адаевский округ с населением 131,5 тыс. человек. В 1999 г. по переписи населения Казахстана только в Мангыстауской области проживала 247,6 тыс. казахов, главным образом адаев. звуковых вариантов Аде, Ады, Атйе, Адйе и Одоют в форму Адай, как нам представляется, произошла уже в тюркской языковой среде, что нетрудно доказать на основе фонетических закономерностей. Так, например, преимущественно в западных говорах казахского языка встречается соответствие а~ы: kажарлы вм. лит. kажырлы - сильный, арkалы вм. лит. арkылы - через и т. д. На этой основе изменение Адыйа в Адайа при выпадении конечного гласного после сонанта й считается вполне закономерным. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Жемени Опубликовано 10 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2009 Выражение "Не зат" и "Нэн" не казахского происхождения ,это слова заимственные у других тюрских народов,например каракалпаков или туркменов.Не забывайте, что сегодня множество оралманов возвращаются на свою историческую родину.Принося собой культуру, язык и обычай других народ и смешивая его с коренным населением,если сравнить язык который существовал на Мангыстау начиная с 70-х и 80-х по сегодняшний день ,то язык полность изменился за счет приезжих оралманов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
БiрАтан Опубликовано 10 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2009 Выражение "Не зат" и "Нэн" не казахского происхождения ,это слова заимственные у других тюрских народов,например каракалпаков или туркменов.Не забывайте, что сегодня множество оралманов возвращаются на свою историческую родину.Принося собой культуру, язык и обычай других народ и смешивая его с коренным населением,если сравнить язык который существовал на Мангыстау начиная с 70-х и 80-х по сегодняшний день ,то язык полность изменился за счет приезжих оралманов. всё же попрошу быть осторожным со словом "оралман"... если говорить "вульгарно" беженцем-возвращенцем не стоило бы называть людей живущих (или уезжающих, но) на своей земле... Астархан (Таджи-Тархан), Сарытау, Орынбор, Самара, Омбы, "китайский СУАР", Кошагаш, "западная Монголия", Ташкент... на всех этих землях казахи не диаспора, а ирредиента.... так что, просьба, определитесь с терминами... :kz1: после чего "всё встанет на свои места" (в т.ч. и в отношении к тем казахам, которые там родились и живут).... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Жемени Опубликовано 10 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2009 Bas1 57 По поводу вашей оторванности от Родины,конечно очень сожалеем.Но хотелось-бы возразить Вам по поводу выражения "иследования историков из Актау" , на самом деле материалы взяты из обширных источников.Сюда входят и архивные данные,материалы из исторических публикации,а также исторические справочники,журналы,газеты и интернет сайтах, которые в свою очередь опубликованны на сайтах кумыков,карачаевцев,осетин,русских и казахских.Если у вас есть сомнения,то пожалуйста укажите и мы будем дискутировать на эту тему. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 10 сентября, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2009 Bas1 57 По поводу вашей оторванности от Родины,конечно очень сожалеем.Но хотелось-бы возразить Вам по поводу выражения "иследования историков из Актау" , на самом деле материалы взяты из обширных источников.Сюда входят и архивные данные,материалы из исторических публикации,а также исторические справочники,журналы,газеты и интернет сайтах, которые в свою очередь опубликованны на сайтах кумыков,карачаевцев,осетин,русских и казахских.Если у вас есть сомнения,то пожалуйста укажите и мы будем дискутировать на эту тему. Жаке, под "историками из Актау" я подразумевал адаев, которые возможно печатаются на тему происхождения адаев в местных (Актау) газетах, книгах на казахском языке. В интеренете я ничего толкового на эту тему не смог найти хотя вроде пользуюсь гугл поиском. Меня интересует все про адаев, поэтому если есть что-то, то выложете в эту ветку. И не забывайте, что у нас общие цели. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 10 сентября, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2009 АДАЙБекет ата - піріміз, Амангелді - лидеріміз I БҐЛІМ «Адай» деген генетикалыќ атау ма? Адай деген ќазаќ iшiндегi еѕ бiр даѕќы шыќќан єана емес, сонымен ќатар ґткенiнде тїсінiксiз тўстары да ґте кґп кґрінетiн ру болып табылады. Мјселен, їш жїзден тўратын жалпы ќазаќты былай ќойєанда да, алшынныѕ єана ќўрамына кiретiн кез-келген дерлiк ру-тайпаныѕ басќа да тїркi халыќтарыныѕ бiрiніѕ болмаса, екiншiсiніѕ iшiнде ќандай да болмасын бiр iзi ќалєан. Айталыќ, «алшын», «тама», «табын» деген атаулар Ќырым татарларыныѕ да, башќўрттардыѕ да iшiнде бар. Ал «адай» деген басќа тїркi халыќтарыныѕ бiрде-бiрiніѕ дерлiк iшiнде жоќ. Ол ол ма, бўл ат ќазаќтыѕ басќа жїздерiніѕ iшiнде де ќосалќы да болса атау ретiнде де кездеспейдi. Мјселен, «ќаракесек» Кiшi жїздіѕ јлімiніѕ iшiнде де, Орта жїздіѕ арєыныныѕ iшiнде де бар. «Керей-кереит» атауы туралы да осыєан тўстас тўжырым айтуєа болады. Бiр заманда наймандар мен кереиттердіѕ ортаќ мемлекетi болєан. Яєни олардыѕ тарихы мен таєдыры ортаќ болєан. Ол туралы бiздіѕ заманымыздыѕ II мыѕжылдыєы басында Моѕєолиядан шыќќан билеушiлер шежiресiнде наќты мјліметтер бар. Олардыѕ тарихы XII єасырєа дейiн бiр болып келiп, содан соѕ екiге бґлінедi. Осы тўста Моѕєолияда ґмір сїрген тайпалардыѕ бiр бґлігi батыс жаќќа ќарай, яєни Алтай мен Шыєыс Тїркiстанєа ќарай ойысып, екiншiсi бўрынєы жерiнде ќалады. Сол Орта Азия жаќќа ќарай кеткендер ќараќытайлармен ќатар орналасып, 1177 жылєа дейiн соларєа баєынышты болєан. Оларды 1136-1204 ж.ж. аралыєында басќарєан династия «I династия» деп аталады. Ол 1136 жылы билiкке келген Наркыш Таян ханнан басталады. 1167-1175 ж.ж. аралыєында мемлекетті Инанша-Бiлге басќарєан. Сосын 1201 жылєа дейiн билiк Инанша-Бiлге Буку-ханныѕ еншiсiнде болєан. Оныѕ орнын басќан Таян-хан мен Бўйрыќ-хан найманныѕ ґз iшiнен шыќќан билеушiлер болєан. Ќазiр пайдаланылып жїрген «История права и государства Казахстан» деген оќулыќта: «В 11-13 в.в. найманами управляли 2 правителя: Буюрук хан и Таян хан». Ал Батыста жария етiлген моѕєолдан шыќќан билеушiлер династиялары шежiресiнде бўл екеуiніѕ бiр жјне ґте ќысќа уаќытта єана ел басќарєаны кґрсетілген. Ол уаќыт 1201-1204 ж.ж. аралыєымен шектеледi. Оныѕ iшiнде 1201-1202 жылдарда Таян-хан елдi Бўйрыќ-ханмен бiрлесе отырып басќарєан. Одан соѕ 1204 жылєа дейiн жалєыз ґзi болып басќарєан. Найман мен керей ќазiр де ќазаќтыѕ Орта жїзi ќўрамында ќатар ґмір сїрiп жатыр. Олардыѕ елдерi бiр замандаєыдай бїгінде де iргелес. Тек бўрынєы «кереиттіѕ» орында ќазiр «керей» деген атау саќталып ќалєан. Ал тўп-тура «кереит» деген атау болса, ол Батыс Ќазаќстандаєы алшын елi жетiру тайпасы ќўрамынан табылады. Ал ќазiргi таѕда негiзiнен Ќазаќстанныѕ шыєысымен байланыстырылатын «найман» мен «керей» атаулары сол Алтай ґѕірiнен батыс жаќ тўста мыѕдаєан шаќырым ќашыќтыќта жатќан Ќырым тїбегiнде де тап-таза дерлiк кїйiнде кездеседi. Мысалы: «найман-каракчора» мен «бешаран-керей». Бўл екеуi ол жаќта этноним ретiнде єана емес, ойконим (елдi мекен аты) ретiнде де танылєан (В.Бушаков «Тюркская этноойконимия Крыма»). Ресейде «адай» халыќ, ал Ќазаќстанда – ру єана Ал «адай» атауы Ќазаќстанда да, ќазаќпен бўрындары тыєыз араласќан халыќтар елдерi мен жерлерiнде де алшынныѕ адай руымен тiкелей байланысты емес кїйiнде кездеспейдi. Бiр ќызыєы «адай» атауы Ресей Федерациясында ресми тїрде тiркелген ўлттар мен тiлдер тiзiмiнде бар («Алфавитные перечни национальностей и языков для кодирования ответов на вопросы 7 и 9 форм К и Д и вопроса 6 формы В переписных листов Всероссийской переписи населения 2002 года». Утверждены Постановлением Госкомстата России от 02.09.2002 г. № 171). Бўєан таѕданбасќа амал жоќ. Одан да бетер таѕданатын нјрсе мынау. Бiз «адай» атауына тiкелей тура келетiн мынадай бiр таѕ ќаларлыќтай 2 этноним жјне 1 топоним таптыќ. Ќазаќќа жаќын ел-жўрт iшiнен табылмайтын «адай» ру-тайпа атауы єаламат Еуразия ќўрлыєыныѕ Шыєыс Сiбiрi мен Ќиыр Солтїстiгiнен жјне АЌШ-тыѕ Луизиана штатынан табылды. Алдымен Ресейде бiз кїтпеген жерден табылєан адайларєа келейiк. Якут-бурят адайлары ќайдан шыќќан? Ќиыр Солтїстiк адайлары – якут-саха халќыныѕ «одай» руы. Оны «уодай» деп те атайды екен. Шынын айтќанда, бўл Якутиядаєы ќазаќы атауєа туралас келетiн жалєыз єана ру аты емес. Якуттардыѕ ґз «арєыѕдары» да бар. Олар «аргин» деп аталады. Бўл – Ќиыр Шыєыс пен Ќиыр Солтїстiктен (Якутия Чукоткамен кґршiлес, ал Чукотка Шыєыс жартышарыныѕ еѕ алыс шегi ретiнде Батыс жартышардаєы АЌШ-тыѕ Аляска штатымен кґршiлес орналасќан). Бўрынєы Ресей империясы мен кейiнгi КСРО-ныѕ оѕтїстiк-батыс шетiнде орналасќан Ќырым тїбегiне дейiн жайылєан бiрден-бiр ру-тайпа атауы болар. Ендi Якутия одайларына оралайыќ. Якут-сахалардыѕ ґздерiніѕ айтуына ќараєанда, олар тегiн ќазаќ адайларынан емес, бурят-моѕєол адайларынан тарататын болса керек. Ал аталмыш бурят-моѕєолдардыѕ бўндай атќа ќалай ие болєанын тїсіндiру оѕайыраќ. Бўл этимологиялыќ негiздіѕ ќазаќтыѕ адайларына да ќатысы бар болуы мїмкін. Бiраќ осы мјселеге бiз тап ќазiр емес, кейiнiрек тоќталамыз. Бурят-моѕєол адайлары «Ќиыр Шыєыс адайлары» деп атауєа лайыќ. Бўл ру ќазiргi бурят халќын ќўрайтын 5 їлкен тайпаныѕ бiрi болып табылатын хонгодорлардыѕ (ќалєан тґртеуi – селенгiлiктер, булагаттар, эхириттер жјне хорилер) ќўрамына кiредi. Олардыѕ ќазiргi Байкал аймаєына келiп ќоныс тебуiніѕ тарихы мынадай: «Хонгодоры переселились в Предбайкалье в 1688 году, во время Ойрат - Халхасской войны, когда приближенный халхасского Сайн-хана вождь хонгодоров Бахак Ирбанов, замешанный в конфликте между Сайн-ханом и ойратским Галдан - Бошокту ханом, ушел со своими людьми и дядей-сановником Адаем из рода Бадархан в Предбайкалье, в район Тунки и Закамны» (Евгений Хамаганов «Бурятские племена», Буряад арадай). Буряттыѕ адай руы осы хонгодор тайпасына кiредi. Бўрын бўл тайпаныѕ тегi тїгелдей моѕєол халќына ќатысты деп есептелетiн. Яєни ол бiр кезде моѕєолдардан бґлінiп келiп, бурят халќына ќосылєан тайпа есептелетiн. Кейiн бўл кґзќарас ґзгердi. Ендi хонгодорлардыѕ ќўрамында тегiн моѕєолдардан тарататын да, буряттардыѕ ґздерiнен тарататын да рулар бар деп есептелетiн болды. Бурятиядаєы адай руы сол моѕєолдардан келiп, хонгодорлардыѕ ќўрамына ќосылєан рулардыѕ бiрi саналады. Бурят адайлары ґз тегiн хонгодорлардыѕ жоєарыда аталєан кґсемі Бахактыѕ наєашысы Адай атты адамнан таратады. Оларды буряттар «Бадархан адайлары» деп те атайды. Бiр кезде хонгодорлар алыс солтїстiк жаќќа ќарай Лена ґзенiніѕ бойымен жорыќ жасап барєан. Онда якут-сахалардыѕ жерлерi орналасќаны белгiлi. Якутияда «одай» («уодай») атауы этноним ретiнде содан ќалєан болуы да єажап емес. Жалпы Сiбiр мен Ќиыр Шыєыстаєы «адай» этнонимiн моѕєол тiлiне ќатысты деуге болады. Бўл - моѕєол атауы. Жјне жай атау емес, адам аты. Ал адам атыныѕ генетикалыќ атауєа не этнонимге айналуы тїркi-моѕєол дјстїрi їшiн ќалыпты ќўбылыс болып табылады. Америка адайлары - сол елдегi байырєы халыќ ґкілдерi Ал ендi Американыѕ Луизиана штатынан табылєан адайларєа келейiк. Олар, јрине, ќазаќ емес. Олар - осы мемлекеттегi байырєы халыќ ґкілдерi. Яєни американдыќ їндістер. Олардыѕ атауы ќазаќ адайларыныѕ атауына 100 процент тура келедi: adai – адай. Олар туралы мјліметтер баршылыќ. 2003 жылы жазда мен АЌШ-та болєанда солардыѕ ґткенi мен бїгінi жайында кобiрек мјліметтер жинауєа тырыстым. Ґкінішке орай ол кезде Вашингтонда салынып жатќан «Американ їндістерi музейi» јлі салынып бiтiп, iске ќосылып їлгермеген едi. Јйтпегенде меніѕ мјліметтерiм ќазiргi бардан да толыєыраќ болєан болар едi. Американдыќ адайлардыѕ толыќ атауы - Caddo Adai Indian Tribe of Louisiana. Яєни – луизианалыќ каддо адай їндіс тайпасы. Олардыѕ «A History of the Caddo Indians» (The Louisiana historical quarterly, Vol. 18, No. 4, IX. 1935 ж.) - «Каддо їндістерiніѕ тарихы» негiзiндегi ґткенi туралы јѕгіме мынадай. Америкалыќ адайлар аќ адамды, яєни еуропалыќ нјсiлдi адамдарды олардыѕ жерлерiне испандар мен француздар жаќындап келген заманда бiрiншi рет кездестiрiптi. XVIII єасырдыѕ басында Франция бїкiл каддо тайпаларын ќол астына ќаратып ўстаєан. Оєан тек адайлар єана тјуелдi болмаєан. Ґйткені јуел бастан олардыѕ жерiне Испания ґкілдерi орналасып алєан екен. 1715 жылы испан колонизаторы Доминго Рамон францискан орденi монахтарымен бiрлесе отырып Луизиананыѕ Адай аймаєында елдi мекендер орната бастайды. 1716 сонда Сан-Мигель де Линарес миссиясы ќўрылады. 1719 жылы Франция мен Испания соєысќа тїскен соѕ, француздарєа ќарайтын їндістер испандардыѕ ќол астындаєы адай тайпасына шабуыл жасап, «Los Adaes» (испан тiлiнен аударєанда бўл атау «Адайлар» деген маєына бередi) елдi мекенiн басып алады. Сонымен, осы соєыстыѕ нјтижесiнде еѕ кґп жапа шекен адайлар болып шыєады. Оныѕ нјтижесiнде бўл тайпа адамдары екi жаќќа бґлінiп ќалады. Бiр жаєы испандардыѕ, екiншi жаєы француздардыѕ ќол астында болєандыќтан, адайларды бiрiншiлерi де, екiншiлерi де аяусыз ќырєынєа ўшыратады. Осы жердіѕ ґзiнен Америка адайлары таєдырыныѕ Ќазаќстан адайлары таєдырына ќаншалыќты ўќсас болєанын кґруге болады... Француз-испан ќырќысынан луизианалыќ адайлар ќатты јлсіреп шыєады да, XIX єасырдыѕ басына таман, яєни Франция Луизиана жерiн АЌШ-ќа сатќанєа дейiн-аќ ґз алдына жеке тайпа болып саќталып ќала беру мїмкіндiгiнен айырылады. Оларды каддо тайпасы ґз ќўрамына сіѕіре бастайды. Содан берi бўлар каддо адайлары аталады. 1835 жылы каддо тайпалары ґз жерлерiн АЌШ-ќа сату туралы келiссґздер жїргiзедi. Аќырєы келiсiм бойынша оларєа 80 мыѕ доллар тґленуге тиiс болады. Оныѕ 30 мыѕы мїлiк кїйiнде келiсiмшартќа ќол ќойылєан кезде, таєы да 10 мыѕы 1836 жылдыѕ 1 ќыркїйегiнде берiлуге тиiс едi. Ќалєаны кейiнгi 4 жыл iшiнде 10 мыѕ доллардан тґленбек екен. Есесiне каддолар АЌШ шекарасыныѕ тысына кетуге келiседі. Бўл келiсiмшартты АЌШ Сенаты 1836 жылдыѕ 26 ќаѕтарында бекiтiп (ратификациялап) бередi Сґйтіп, каддо тайпалары ол кезде јлі АЌШ-ќа ќарамаєан Техас аймаєына кґшіп барады. Бўл олардыѕ ќўрамына кiретiн адайлардыѕ ќўрып кетуге ќалуыныѕ алды болады. АЌШ-тыѕ ресми санаєы мјліметтерi бойынша 1869 жылы 400 адай-аќ есепке iлiнедi. Ресми тўрєыдан алєанда, 1880 жыл олардыѕ ќўрып кеткен жылы болып есептеледi. Бiраќ бўндай тўжырымды ќазiр Луизианада тўратын жјне ґздерiн «адаймыз» деп есептейтiн їндістер мойындамайды. Олардыѕ тїсінiгiнше, бўндай тайпа АЌШ-та јлі де бар. Ќазiр каддо адайлары ґздерiн АЌШ федералдыќ ґкіметі тарапынан мойындату маќсатында куынушы їндіс тайпаларыныѕ ќўрамына кiредi. Олар ресми Вашингтонєа ґздерiніѕ бар екенiн мойындатпаќ. (Жалєасы болады) Аќас ТАЖУТОВ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Жемени Опубликовано 10 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2009 Bas1 На второе сообщение на выбор можно отвечать и не отвечать.Просто долго не было ответа и подумал,что не дошло.За ответ спасибо!!! Правда я не согласен с Вами род АДАЙ ,это не казахское племя как и все остальные,но у других родов есть общие родственные связи и корни.Поэтому эблемы других родов не похожи на адайскую тамгу, АДАЙ в нашем случае исключение.Почему? Конечно я больше склоняюсь версии Страбона и Птолемея,что нашеми предками все-же являются саки массагеты,(дахи)аппарны и ксафанты.В историческом описании есть схожесть,к примеру кочевые племена,ареал обитания и образ жизни.Далее куда они исчезли,скорее всего трансформировались в мелкие рода и живут по всей день. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
БiрАтан Опубликовано 10 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2009 вам не надоело... адайцы самые-самые... и что? а аргыны? или кереи? или найманы? или жалайыры? или дулаты? кыпшаки? друзья и соотечественники, ну "шляхетской спеси" у каждого из нас хватает... Жаке, ты определи, что значит "казахский" казахский род и "неказахский" казахский род... чесссслово - чушь. следуя этой логике, адайцы - соль земли (вопрос какой?), а остальные за этой солью зашли :kz1: опппа... это вам с халхами надо "базлать" а не в теме "тюрки".... может ещё шилькгрубера приведёшь в цитатку? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Жемени Опубликовано 10 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2009 БірАтан ответ на 64 и 69 Вас раздражает слово "оралман"? Если да,то обижайся на политиков которые установили такой термин,я лишь константирую факты. Этот сайт насколько я понял Адайский,и в нем участвуют адайцы которым интересно история происхождения нашего рода ,где ведуться переписки и люди делятся впечатлениями.Вижу вас неустраивает,в таком случае ,найдите себе сайт своих сородичей и участвуйте там в дискусиях.А здесь участвовать в роли засланного казачка не нужно.Насчет казахских родов (тюрские,монгольские и иранские)туда в ходят Вами вышеперечисленные рода кипчаки,аргыны,найманы,жалаиры,дулаты ,керей и они все объединены под общим названием КАЗАХ.Далее насчет "шляхетской спеси" ,у каждого из нас хватает.Согласен хватает, но я буду рад если каждый из нас ,будет просвещать про героическое прошлое своего рода,подчеркиваю, но в своём сайте. С/у Жемени Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
БiрАтан Опубликовано 11 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2009 не горячитесь, адайцы :kz1: лучше послушайте: “Адай” Муз. Курмангазы Исп. Казахский государственный оркестр народных инструментов им. Курмангазы. Дир. Кажгалиев Ш. скачать: http://www.madenimura.kz/ru/music/DocLib/%...0%b8%d1%8f.aspx Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 11 сентября, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2009 вам не надоело... адайцы самые-самые... и что? а аргыны? или кереи? или найманы? или жалайыры? или дулаты? кыпшаки? друзья и соотечественники, ну "шляхетской спеси" у каждого из нас хватает... Жаке, ты определи, что значит "казахский" казахский род и "неказахский" казахский род... чесссслово - чушь. следуя этой логике, адайцы - соль земли (вопрос какой?), а остальные за этой солью зашли :kz1: опппа... это вам с халхами надо "базлать" а не в теме "тюрки".... может ещё шилькгрубера приведёшь в цитатку? Ну если есть чего сказать по поводу происхождения, то будем только рады. Жаке выразил свою точку зрения. Адайцы это не соль земли, а нефть земли и мы все стоим в очереди за ней. С халахами так с халхами, как говорил один чех "Уоеуать так уоеуать" :kz1: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
БiрАтан Опубликовано 11 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2009 Ну если есть чего сказать по поводу происхождения, то будем только рады. Жаке выразил свою точку зрения. Адайцы это не соль земли, а нефть земли и мы все стоим в очереди за ней. С халахами так с халхами, как говорил один чех "Уоеуать так уоеуать" :kz1: сказать то есть что, да и говорил, да и не в этой теме... :kz1: а что, Баке, "зуд повоевать" появился? ну дык, это ваша прерогатива (Кiшi жуз), а мы (Орта жуз) как-нибудь поучим-посудим а в очереди, на мой взляд, надо за знаниями стоять, а не за "солью" или "нефтью"... а лучше бы вообще без очередей Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 11 сентября, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2009 сказать то есть что, да и говорил, да и не в этой теме... :kz1: а что, Баке, "зуд повоевать" появился? ну дык, это ваша прерогатива (Кiшi жуз), а мы (Орта жуз) как-нибудь поучим-посудим а в очереди, на мой взляд, надо за знаниями стоять, а не за "солью" или "нефтью"... а лучше бы вообще без очередей Сказать в смысле говорить от себя по этой теме, а не "поучать" скромности того же Жаке. Хотя если не брат об этом скажет, то кто же еще. :kz1: Знания сейчас это больше хобби, денег они не приносят, а вот мунай и его производные (как мультипликатора) это другое дело. Поэтому постоим в очереди, авось... как говорится :kz1: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
БiрАтан Опубликовано 11 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2009 Сказать в смысле говорить от себя по этой теме, а не "поучать" скромности того же Жаке. Хотя если не брат об этом скажет, то кто же еще. :kz1: Знания сейчас это больше хобби, денег они не приносят, а вот мунай и его производные (как мультипликатора) это другое дело. Поэтому постоим в очереди, авось... как говорится :kz1: нет, учить после таких гигантов как Абай и Шакарим у меня уж точно не получится, даже и пытаться не стану... но напомнить... почему бы и нет http://www.madenimura.kz/Pages/AudioBook/A..._Sozderi.aspx#2 там же можно не только прочитать, но и послушать... :kz1: см. №2 (!!!) ЗЫ: а "пободаться" - я готов, но только в октябре... сейчас не буду (ораза) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 12 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2009 Скажите, были ли попытки связать этнонимы адыг и адай? Ведь взаимозамена "й" на "г" вполне возможна? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Жемени Опубликовано 12 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2009 Адайцы, что-то у нас форум "скучный" нет спора,шума ,огня и дыма.Нужно смелее выражать свои мнения и по больше доказательной базы.Необходимо поставить модератора что-бы вести контроль над ситуацией,если возможно конечно,такие как на других сайтах.Если не культурное выражение или экстремисткие выпады удалять без предупреждения .Ну вообщем создавать порядок и наводить дисциплину.Так что АДАЙЦЫ всех стран объединяйтесь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться