Перейти к содержанию
Хак-Назар б. Касым

Ферганские кыпчаки

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано
В особенно тяжелый период, в годы великого бедствия (1730- е годы), значительная часть казахов Среднего жуза, спасаясь от врага, нашла убежище в Фергане и осталась там навсегда под этническим названием "ферганские кипчаки

Так ли это? Я раньше считал, что казахи укрывшиеся в Мавераннахре стали называться курама.

Или же те, что остались в Фергане получили иное название?

И потом, известно, что казахи появившись в Мавераннахре вели себя очень агрессивно, например в течение семи лет грабили окрестности Самарканда и Бухары, как вышло так, что они в конце концов осели?

В любом случае сейчас и тех и других записали узбеками, что весьма грустно.

Опубликовано
Так ли это? Я раньше считал, что казахи укрывшиеся в Мавераннахре стали называться курама.

Или же те, что остались в Фергане получили иное название?

И потом, известно, что казахи появившись в Мавераннахре вели себя очень агрессивно, например в течение семи лет грабили окрестности Самарканда и Бухары, как вышло так, что они в конце концов осели?

В любом случае сейчас и тех и других записали узбеками, что весьма грустно.

Насколько я помню, еще с прихода Мухаммеда Шейбани кипчаки вместе с мингами и кирками были основными узбекскими племенами в Фергане. Насчет курама не знаю, но вообще-то Ферганская долина вроде бы не входит в Мавераннахр. Во времена Актабан шубрунды Фергана принадлежала Кокандскому ханству, а Мавераннхар был поделен между Бухарой и Хивой. Так что видимо курама и ферганские кипчаки не одно и то же.

В этом наверное разбирается Rust, т.к. изучает участие кипчаков в этногенезе кыргызов.

Опубликовано

А я вот приобрел книжку - П.П. Иванов "Восстание китай-кипчаков в Бухарском ханстве, 1821-1825 гг. Источники и опыт их исследования" (изд-во АН СССР, М.-Л. 1937) :P

Пока еще ее не прочел, но название интригующее - в 19 в. еще существовали в Бухаре и кидани (китай/хитай) и кипчаки :blink:

  • Admin
Опубликовано

К Хакназару:

что за ссылка? Кто автор (где то это я уже читал).

Это кстати из той же оперы. что и талаские кыргызы - это казахи :blink:

На самом деле ферганские кыпчаки, в своей основе пришли туда во времена Шейбани-хана, хотя еще во времена Тимура в Средней Азии кыпчаки составляли один из его народов-войск. Кстати, эти кыпчаки могли жить там со времен державы хорезмшахов.

Известно, что кыпчакский эмир Сары-буга поднял мятеж против Тимура, откочевывал в Синюю Орду, потом вернулся и был прощен. На мой взгляд, кыпчаки Сары-буги и послелились в Зарафшане, чересполосно с кытаями (к тому времени уже ставшими полностью тюркоязычными). Это соседство и привело к образованию так называемой тупэ - "двойки" ктай-кыпчак. Они действительно поднимали большое восстание против мангытской династии, но неудачное.

В Фергане курама ("лоскутные") - объединение различных кочевых узбекских, казахских, кара-калпакских и отчасти кыргызских родов отличались от собственно кыпчаков.

Последние состояли из множества родов, исследователи называют 9 крупных племен (занимательно, что в Венгрии кыпчаки состояли из 9 родов, такая же ситуация и в Кыргызстане). Язык этих кыпчаков, согласно полевым исследованиям Е.Д. Поливанова (расстрелян в 39 году), был очень близок к кыргызскому. Этот лингвист предположил, что был единый восточно-кыпчакский язык, потом из него выделился алтайский, потом выделился язык кыпчаков Ферганы, затем из него образовался кыргызский язык.

Наряду с кыпчаками, в Фергане кочевали и кыргыз-кыпчаки. Например в Кокандском ханстве аталыками (регентами) были кулан-кыпчак Мусульманкул и позже кыргыз-кыпчак Алымкул. Эти кыргыз-кыпчаки по преданиям прибыли в Фергану из Восточного Туркестана и впервые упоминаются в южном Кыргызстане (т.е. в Ферганской долине) в 17 веке.

Мой кыргыз-кыпчакский род кожом-шукур, по преданиям прибыл в Фергану вместе с кочевниками Шейбани-хана. Остальные кыргыз-кыпчаки - роды омонок, ахтачи, таз, торы-айгыр, кызыл-аяки и т.д. прибыли как я уже писал в Фергану из Восточного Туркестана.

Опубликовано

Роман Храпачевский:

А я вот приобрел книжку - П.П. Иванов "Восстание китай-кипчаков в Бухарском ханстве, 1821-1825 гг. Источники и опыт их исследования" (изд-во АН СССР, М.-Л. 1937) 

Пока еще ее не прочел, но название интригующее - в 19 в. еще существовали в Бухаре и кидани (китай/хитай) и кипчаки 

Rust:

Известно, что кыпчакский эмир Сары-буга поднял мятеж против Тимура, откочевывал в Синюю Орду, потом вернулся и был прощен. На мой взгляд, кыпчаки Сары-буги и послелились в Зарафшане, чересполосно с кытаями (к тому времени уже ставшими полностью тюркоязычными). Это соседство и привело к образованию так называемой тупэ - "двойки" ктай-кыпчак.

Китай-кипчаки жили и на другом конце Дешт-и Кипчака. Они фиксируются в составе Ногайской Орды в 1586 г. Вообще накануне распада Орды заметно перемешивание племен и слияние их частей. Если для 16 в. "двойные" ногайские эли в текстах не встречаются (кроме китай-кипчаков), то в 17 в. есть уже канглы-борлак, канглы-минг, алчин-минг и др.

В 1620-х годах пришедшие на Яик калмыки воспринимали китай-кипчаков как один народ, который они, кстати, отличали от ногаев.

  • Admin
Опубликовано
Роман Храпачевский:

Rust:

Китай-кипчаки жили и на другом конце Дешт-и Кипчака. Они фиксируются в составе Ногайской Орды в 1586 г. Вообще накануне распада Орды заметно перемешивание племен и слияние их частей. Если для 16 в. "двойные" ногайские эли в текстах не встречаются (кроме китай-кипчаков), то в 17 в. есть уже канглы-борлак, канглы-минг, алчин-минг и др.

В 1620-х годах пришедшие на Яик калмыки воспринимали китай-кипчаков как один народ, который они, кстати, отличали от ногаев.

А не могли эти ктай-кыпчаки в Ногайской Орде быть выходцами именно с Средней Азии? Об этом может говорить их большое количество в Зарафшане, откочевка на запад могла быть связана с падением державы тимуридов, вторжениеями узбеков Шейбани-хана.

Посмотрел у Радлова родовое деление ктай-кыпчаков.

1. Кытай: сары кытай, отарчи, канджыгали, кош-тамгалы, тараклы, балгалы

2. Кыпчак: тёрт тамгалы, сары-кыпчак (встречаются и у башкир кыпчакского племени Бушман - Rust), тогус бай (о некоторой сакральности числа 9 у кыпчаков я уже писал).

Далее Радлов пишет, что в Зерафшанской долине живут главным образом кытай, а кыпчаки составляют основное население Коканда. Эти два племени так тесно связаны друг с другом, что на вопрос об их происхождении всегда отвечают: "Я кытай-кыпчак".

В одной кыргызской генеалогии я встретил ктай-кыпчаков в составе кыргызских кыпчаков, их роды: Карахан кулы, Сарыджан кул и бекский род Тогуз уруу. Как видим рода зерафшанских кытай-кыпчаков и кыргызских кытай-кыпчаков вполне соотносятся: сары-кыпчак / сарыджан кул (основа сары - "желтый") и тогус бай / тогуз уруу (основа "тогус" - девять).

У узбек-кыпчаков (потомки ферганских кыпчаков) в хорезмском племени Сегиз-урук-кыпчак встречаем сдвоенные роды:

Канглы - Канджигали

Шункарлы - Туяклы

Уйшун - Ойрот

Тама - Балгалы

Кара - Кыпчак

Асс

Как видно это в своей основе казахские племенные группы.

  • Admin
Опубликовано

Именно эту статью я смотрел, только на другом сайте.

Утверждения автора легко проверить.

В состав ферганских кыпчаков входят следующие племенные группы:

1. Тогуз уруу: Кара уз, Чал ногай, Ураз тай, Джагалбайлы, Аучи, Чураш, Чал моюн, Крым ходжо, Туяклы

2. Джети-уруу: Айтамгалы, Кош тамгалы, Сыргалы, Камчылы, Джуваналы, Саманатлы, Чомучлы

3. Парча-кыпчак: Уч тамгалы, Тору айгыр, Канжигалы, Чапрашлы, Кара-кесек, Былтынг, Токал

4. Кара-кыпчак: Кара-кыпчак, Кара боор, Кара моюн, Кара найман

5. Ак кыпчак: Джагалтай, Шегарбай, Бури бай, Ак пычак, Пычаклы

6. Сары кыпчак: Алты ата, Черик, Чувуллок, Чиркир авук, Балталы, Беш сары, Элатан, Канджигали, Сары

7. Кыпчак сарай: Абаклы, Карга аяк, Казаяклы, Канджигали, Кулчан, Кочкор, Чоркуса, Мирзатул, Шыгарак

8. Сегиз урук: Канглы-канджигалы, Шункарлы-Туяклы, Уйшун-Ойрот, Тама-Балгалы, Кара-кыпчак, Асс

Плюс племена и роды не входящие в крупные группы или "Забывшие" свою принадлежность к тем или иным группам:

Яшик, Бузульмас, Ульджа, Катта-яйдак, Ак-таулы, Сузак, Ак-тумар, Алимбек-кыпчагы, Ансоры, Асыр-кыпчак, Байулы, Барчын, Беглер, Бостон, Богаз, Гульата, Джильва, Кугай, Бугач, Кумушой, Ульмас, Жайдак, Пучугой, Элатан, Бугаз, Огим, Таз, Сырмак, Джети-кашка, Кутлуг-сеит, Черик, Кёк-моюн, Тору айгыр, Торттой, Табылды, Чон аракчи, Чиял, Кулан, Ак буура, Кара боор, Башкырд, Тикен, Кара тикен, Сары кыпчак, Еркил бек, Казак, Кайтмас, Калмак, Караван, Карын, Катта-тумар, Кызыл муш, Казы, Ктай, Куллар, Кураман, Кунграт, Курама-ульмас, Кызыл аяк, Лугумбек, Мирзадрал-кыпчак, Найман, Нарын-ульмас, Нурата-кыпчак, Обиз, Овул-кыпчак, Сайнам-кыпчак, Сегиз-сары, Самар, Сызат авул-кыпчак, Таулды, Тункатар, Узун, Хавба, Хаво, Шадыген, Шырак, Шатай, Юз, Яйдак, Ялангач.

Навскидку я выделил роды одноименные с кыпчак-казахами.

  • Admin
Опубликовано

Для справедливости отмечу и казах-кыпчаков:

1. Кара-кыпчак: Есин, Сейит, Кобланды (Токтар-бий [Кольденен, Кара-балык, Тору айгыр, Бултан, Узун], Ойбас-батыр)

2. Сары-кыпчак

3. Ктай-кыпчак

4. Кулан-кыпчак,

5. Тору-кыпчак

У Харузина встречаются следующие роды:

Тору айгыр, Туюга, Кытабок, Бултун, Карабалык, Кюнденен, Тана буга, Кёк бурун, Узун.

И еще один список:

Качик, Алатай, Джака аяк, Ташкур, Арук, Балгачи, Научан, Ярбасты, Алты баш, Кара балык, Уста, Юка, Кирта, Эсенгельды, Кунгур, Куба, Юлдай.

  • Admin
Опубликовано

И коль пошла такая пьянка :D дам список и кыргыз-кыпчаков:

1. Джаманан: Аймат, Элатан, Тейликул, Текей, Галча, Кулбай (Кадыр), Жолуке (Мамачур), Рай (Ботобай, Абдакул, Ботагу, Чакбай [Бермет, Нурмат, Пирмат, Акбарак, Умар (Жусуп, Мейман, Торэ, Абдугаффор)]

2. Омонок: Аваз, Мамат, Мама

3. Таз

4. Шэрдэн: Досхана, Женчим, Джаман чапан

5. Кармыш: Тагаймет, Кёк кёз, Талып, Суюндук

6. Тору айгыр: Эшмат, Курмат, Казак, Азберди, Нурбанке (Шурке, Устанкул, Уста Кошой, Шиназар, Артык), Есенкул

7. Ахтачи

8. Кожом шукур: Кабалы (Кяльдар), Надыр, Ишмет

9. Джарты баш

10. Сакоо кыпчак

11. Алтыке: Сурнай, Парча

12. Кызыл аяк: Конгурбай, Тат, Жеткен, Хормачи, Кочочи, Быйло

13. Кыдыршаа

14. Кытай-кыпчак: Карахан кулы, Сарыджан кул, Тогуз уруу

15. Сарт кыпчак

  • Admin
Опубликовано

Достал свои древние записи, поэтому добавлю для интересующихся и каракалпак-кыпчаков :D

Уран: "Токсаба"

1. Канглы: Кат канглы, Ыргаклы, Ашамайлы, Тараклы, Жуансан, Шомишалы, Кашулар, Орманши, Акыл ходжа, Алты ортак, Таза канглы

2. Алты ата: Санг мурын (Конши, Тубай, Ешкили, Жалпакшек, Толебийдин аулы, Тас калалы), Канджигали, Шунак, Басар, Толыс, Естек (Мангканай, Кайыл Назар, Каратеренши, Калмурат аулы).

3. Жети коше: Жабы, Арык, Жагалтай (Шаныштай, Самбет), Баганалы, Майлы балта (Коп сокыр, Сумбит), Жадик, Салтыр (Байбише, Сарт, Уразмбет, Шуылган).

  • Admin
Опубликовано

Наконец и башкорт-кыпчаки

Уран: "Токсаба"

1. Кара-кыпчак: Сарыш, Аслы, Сайкан

2. Бушман: Бушман-суун-кыпчак, Бушман-кыпчак, Ногай-кыпчак, Ак-кыпчак (другое название туркмен-кыпчак), Сары-кыпчак

3. Санкем-кыпчак

4. Гэрей-кыпчак

5. Карагай-кыпчак

Опубликовано

Rust:

А не могли эти ктай-кыпчаки в Ногайской Орде быть выходцами именно с Средней Азии?

В принципе могли, но в известных мне текстах не говорится о миграциях из Средней Азии в Ногайскую Орду; а вот ногайские переселения в узбекские ханства случались довольно часто.

Сразу видно, что для Вас это любимая тема :) Очевидно, Вы собираете кипчакскую племенную номенклатуру по всему тюркскому миру. Для Вашей коллекции вот встреченные мной в источниках 15-17 вв. подразделения эля кипчак Ногайской Орды - по Вашей терминологии, ногай-кипчаков ;)

Выделены те, которые сохранилисьу современных ногайцев:

кипчак

айталы кипчак

аталыулы кипчак

борган-кипчак

егилтай кипчак

кара кипчак

карагаш кипчак

кулубай кипчак

куртлу кипчак

сары кипчак

туде кипчак

Ногайский эль китай и его подразделения:

китай

айтамгалы китай (это подразделение оказалось долговечным: в 18 в. под началом кубанского сераскера, т.е. крымского наместника, находились "его аульные татары, называемые китаи аит тамгалы кондровцами, и кипчаки" (опять видим китаев и кипчаков вместе)

тогулча китай

шибыш китай (шибыш - вероятно, искаженное в русском документе шёмиш, т.е. тамга "ковш"; род шёмиш-кытай есть у современных ногайцев).

Заодно и ногайские средневековые этнонимы с "канглы":

канглы

канглы-борлак

канглы-киштек

канглы-минг

канглы-юз

курук-канглы

Если для дела Вам понадобятся ссылки - с ними у меня все в порядке, спишемся в привате.

  • Admin
Опубликовано

to Krig

Действительно, еще в универе начинал с кыпчаков, потом пришел к кыргызам :)

Спасибо ;) за информацию. У меня возникает злободневный вопрос по ногайцам. Как пишет Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкессии. - М.: Наука, 1971., - П. Бутков, Люлье Л. и А. - Д.Г. Веденбаумы предполагали, что основными предками ногайцев были кыпчаки. Естественно при правлении мангытов. Так ли это? Вообще в послемонгльское время происходит объяснимое "размывание" кыпчакского эля - очень многие племена, по крайней мере у кыргызов, становятся обособленными и "забывают" свое кыпчакское происхождение. Нет ли таких процессов у ногайцев?

Опубликовано

Т.о. ферганские кыпчаки ближе к киргизам чем к казахам или узбекам,

я правильно понял?

Тогда вопрос. Когда ферганские кыпчаки стали считать(если стали) себя обособленным этносом?

Уран: "Токсаба"

те самые Токсобичи??

  • Admin
Опубликовано
Т.о. ферганские кыпчаки ближе к киргизам чем к казахам или узбекам,

я правильно понял?

Тогда вопрос. Когда ферганские кыпчаки стали считать(если стали) себя обособленным этносом?

те самые Токсобичи??

По языку действительно похоже ближе ( а полевым исследованиям Е.Д. Поливанова я склонен доверять) , это говорит о том, что в Фергану попали восточно-кыпчакские племена, - родичи южных алтайцев и кыргызов. Еще в Коканде часто путали кыпчаков и кыргызов, несмотря на то, что знать соперничала за влияние в ханстве, по мнению историков после знаменитой резни Худояр-хана, кыпчаки в большинстве своем примкнули к родственным кыргызам.

Сам нередко наблюдал такую вещь. Как то разговорился в Араване (южный Кыргызстан) с местными узбеками, они (есс-но после пары бутылок водки) начали уверять меня, что на самом деле они кыргызы. Я честно не поверил, они же аргументировали это тем, что они прежде были кыпчаками. Может быть в этом случае играла роль кочевая комплиментарность - кочевые кыргызы и кочевые кыпчаки, но и позже я встречал утверждения, что кыпчаки были именно кыргызами. Это значит была очень близкая культура, язык и т.д.

Приведу мнение историка:

В дальнейшем, в связи с усилением политической роли кыргызо-кыпчакской конфедерации в жизни Кокандского ханства (18 в. – 1876), происходит расширение этнической территории кыпчаков и освоение ими новых жизненных пространств, в основном за счет восточных районов Ферганы.

В это время они освоили земли, лежащие между реками Кара-Дарыя и Нарын (так называемый Эки-Суу-Арасы, т.е. междуречье). Вплоть до середины 50-х годов 19 века пространство между Нарыном и Кара-Дарыей служило для кыпчакских родов своего рода плацдармом в борьбе за гегемонию против узбеков, сартов и др.

Не будет преувеличением утверждать, что кыпчаки являлись в то время самым близким и родственным для кыргызов народом из всех этносов Ферганы. Оба народа имели материальную культуру, которую трудно было различить, имели много общего и в духовной культуре.

Представляя кочевую часть населения Кокандского ханства (18 в. – 1876 г. 19 в.), кыргызы и кочевники в борьбе за политическую власть против оседлого населения («сартиййа» - оседлые узбеки) сформировали единый альянс, обычно известный как «илатиййа» (буквально: «кочевники»), и начиная с 40-х годов 19 века до самого распада ханства пользовались политическим верховенством. Именно в этот период произошло еще большее их сближение, которое чуть было не закончилось полным слиянием, чему помешало позже национальное размежевание.

Формированию традиции кыргызско-кыпчакского родства способствовал и тот фактор, что этнические территории кыпчаков оказались в определенной степени чересполосными с ареалами обитания кыргызов, а именно племенного объединения «ичкилик», в составе которого имелось крупное племя «кыпчак» («или кыргыз-кыпчак»). Наличие последнего во многом способствовало размыванию этнодифференцирующих факторов, например, племенного самосознания.

Следы инкорпорации кыпчаков Эки-Суу-Арасы обнаруживаются в родовой структуре кыпчаков ичкиликских кыргызов. В свою очередь, отдельные роды последних осознавали себя частью ичкиликских кыргызов через призму генеалогических связей с кыпчаками долинной части Ферганы. В итоге сформировалась традиция, согласно которой кыпчаков рассматривали как обособленное племя кыргызов.

[Арслан Койчиев. Национально-территориальное размежевание в Ферганской долине (1924-1927 гг. – Бишкек: 2001 – С.56]

Кстати, уран "Токсоба", как Вы наверное заметили, присущ и башкорт-кыпчакам и каракалпак-кыпчакам. Это на самом деле имеет отношение к древнему племени "токсоба". Это имя некоторыми историками воспринимается как "Тогуз оба" - т.е. "Девять родов", что вполне вероятно. Вновь вспомним особое значение числа "9".

Я думаю, что токсоба - это потомки кыпчакизированного тюргешского рода "тухси". Например другой тюргешский род "аз" вошел в состав кыпчаков а потом и кыргызов под именем "азык" (на сайте есть моя статья по этому поводу).

Вопрос о времени разделения единой общности восточных кыпчаков, кыргызов и алтайцев весьма туманен <_<

Я бы многое отдал, чтобы понять это :)

Опубликовано

Rust:

Как пишет Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкессии. - М.: Наука, 1971., - П. Бутков, Люлье Л. и А. - Д.Г. Веденбаумы предполагали, что основными предками ногайцев были кыпчаки. Естественно при правлении мангытов. Так ли это?

Хакназар:

те самые Токсобичи??

Полностью разделяю этот подход, хотя этногенез, как всегда, реконструируется аналитически. Представления самих ногайцев 18-19 вв. о начале своей истории были очень лаконичными и туманными. По преданиям, они явились в Дешт из Бухары (Страны узбеков) или из Индии. Тем не менее в тюркском фольклоре можно найти свидетельства о происхождении ногаев от кипчаков. Ногаи Крымского ханства рассказывали о своей праматери Ток-Саба (опять всплывает домонгольское кипчакское племя токсоба~токсобичи); в башкирском шеджере повествуется, будто раньше «все ногайцы жили в стране Кипчак» и являлись потомками Ямгурчы-бия (ямгурчы-кипчаками).

Rust:

Вообще в послемонгльское время происходит объяснимое "размывание" кыпчакского эля - очень многие племена, по крайней мере у кыргызов, становятся обособленными и "забывают" свое кыпчакское происхождение. Нет ли таких процессов у ногайцев?

Самоидентификация средневековых тюркских народов - это вопрос вопросов.

В Ногайской Орде вся элита принадлежала к мангытскому элю, а поскольку все источники происходили из аристократической среды (т.е. были написаны от лица мангытов), то в них ногаи названы мангытами. Хотя кроме мангытов там было еще около около сотни элей. По некоторым косвенным данным, общими самоназваниями жителей Ногайской Орды были: традиционное "татары" и сравнительно новое для них (с 1480-х годов) "ногаи".

Насчет этнического самосознания поздних кипчаков - мне кажется, что в условиях смены государств и династий настоящей этнической крепостью был эль - племенная община. Человек из эля найман или мангыт оставался найманом и мангытом, под чьим бы правлением он ни оказывался. Если он становился подданным хана Золотой Орды, то превращался еще и в татарина или (в 15 в.) узбека; если подданным казахского хана, то в казаха; если подданным ногайского бия, то в ногая и т.д.

Но сознания общекипчакского единства, по-моему, не было ни в домонгольское, ни тем более в послемонгольское время.

Опубликовано
Человек из эля найман или мангыт оставался найманом и мангытом, под чьим бы правлением он ни оказывался. Если он становился подданным хана Золотой Орды, то превращался еще и в татарина или (в 15 в.) узбека; если подданным казахского хана, то в казаха; если подданным ногайского бия, то в ногая и т.д.

Получается, что чего-то наподобие национальности в то время не было.

В смысле каждый знал лишь свою родовую принадлежность и именно она была для него важнее всего, так?

Опубликовано

Хакназар:

Получается, что чего-то наподобие национальности в то время не было.

В смысле каждый знал лишь свою родовую принадлежность и именно она была для него важнее всего, так?

Я не совсем представляю, что такое национальность, из российского научного лексикона это понятие сейчас ушло. Говорят об идентичности, т.е. о сознании человеком своей принадлежности к определенной общности (этнической, политической, социиальной и т.п.). Могу только повторить, что из лаконичных текстов сложно вычислить идентичность средневековых тюрок. На протяженнии 14-18 вв. личные имена незнатных людей обычно сопровождались названием эля (Китай Сарыг, Керей Джанбай, Телеу Булат и т.п.). Можно сделать вывод, что принадлежность к племени-элю помнили твердо и ценили. А вот насчет принадлежности к государству можно лишь строить предположения по аналогии с похожими ситуациями в других странах. Проживание нескольких поколений в пределах замкнутых государственных границ, общая историческая судьба (т.е. солидарное участие в политических событиях и переживание разных экономических изменений) постепенно вырабатывало чувство принадлежности к надплеменной государственной структуре. Здесь появллялся политоним. Когда человек начинал не только причислять себя к элю, но и считать себя по рождению членом более широкой общности (государства или племенной конфедерации) - тогда политоним превращался в этноним.

А т.н. "Кочевые узбеки" сами себя называли ли узбеками? Либо это прозвище было им дано другими народами?

Видимо, по этой схеме складывалось и понятие "узбеки". Когда-то оно было типичным политонимом - обозначением подданных хана Узбека и его преемников (по одной из версий). Около полувека кипчакские племена под началом Абулхайра воевали с Тимуридами и ойратами, вместе спасались от засух и эпидемий, под предводительством своих беков ходили по ханскому приказу подавлять мятежников-сепаратистов. Ко времени Мухаммеда Шейбани подрастало уже третье поколение людей с общей исторической судьбой. Поэтому когда Шейбани привел своих сторонников в Мавераннахр, они чувствовали себя уже сплоченным народом - узбеками (хотя эли у них сохранялись).

Все эти мои рассуждения - результат умственных упражнений. Т.е. очень спорны и уязвимы ;) Но по крайней мере как-то объясняют, каким образом одни и те же племена восточных кипчаков оказались в составе многих тюркских этносов в разных концах степной Евразии.

  • Admin
Опубликовано

На сайте есть статья Семенова в которой как раз дается анализ образования этнонима "узбеки". По мнение автора, узбеками именовались племена восточного Дешт-и Кыпчака примерно со времен Урус-хана. Интересна и его весрия о происхождении этнонима "казак" (казах) от монгольского названия телеги хасаг тегрег и т.д.

Семенов не соглашается с версией о происхождении названия узбеков от имени золотоордынского хана Узбека.

Навскидку, Узбеком звали и последнего представителя кыпчакской династии Ильденизидов, правившей в Азербайджане. Эта династия, судя по письмам хорезшахов, была родствена племенам из которых происходила знаменитая Теркен-хатун.

Опубликовано

Rust:

На сайте есть статья Семенова...

Да, это известная классическая работа А.А.Семенова, но она, к сожалению добавляет мало ясности в этническую историю восточных кипчаков позднего средневековья. Раскритиковав объяснение "узбеки = Узбековцы", А.А.Семенов не предложил своего объяснения. Поэтому у этой версии до сих пор есть сторонники. К тому же в некоторых важных частностях Семенов неточен (например, в том, что власть Узбека не распространялась на ханство левого крыла - где и жили потом в 15 в. узбеки)

Опубликовано
Для справедливости отмечу и казах-кыпчаков:

1. Кара-кыпчак: Есин, Сейит, Кобланды (Токтар-бий [Кольденен, Кара-балык, Тору айгыр, Бултан, Узун], Ойбас-батыр)

2. Сары-кыпчак

3. Ктай-кыпчак

4. Кулан-кыпчак,

5. Тору-кыпчак

У Харузина встречаются следующие роды:

Тору айгыр, Туюга, Кытабок, Бултун, Карабалык, Кюнденен, Тана буга, Кёк бурун, Узун.

И еще один список:

Качик, Алатай, Джака аяк, Ташкур, Арук, Балгачи, Научан, Ярбасты, Алты баш, Кара балык, Уста, Юка, Кирта, Эсенгельды, Кунгур, Куба, Юлдай.

Ассаламу алейкум, Рустам!

Небольшая поправка на счет Кара-кыпчаков. Есим (не Есин), Сеит, Кобланды-батыр, Токтарбай би - родные братья. Ойбас-батыр - сын Токтарбай би, а Колденен - сын Ойбас-батыра. Ну а там 16 поколений до меня. Хотя возможно что я неправильно понял последовательность ваших скобок :D

  • Admin
Опубликовано
Ассаламу алейкум, Рустам!

Небольшая поправка на счет Кара-кыпчаков. Есим (не Есин), Сеит, Кобланды-батыр, Токтарбай би - родные братья. Ойбас-батыр - сын Токтарбай би, а Колденен - сын Ойбас-батыра. Ну а там 16 поколений до меня. Хотя возможно что я неправильно понял последовательность ваших скобок :D

Алейкум ассалам Мурат,

мы, судя по всему соплеменники :)

Тот список, который я прописал, я записывал еще студентом.

Ниже привожу список из книги Муканова М.С. Этнический состав и расселение казахов Среднего Жуза. - Алма-ата: Наука, 1974.

С. 58

Казах-кыпчаки. Уран "Ойбас-батыр".

1. Кара-кыпчак: кольденен (бишакты, акбура, мимык), карабалык (сопы, карсак, жолжаксы), торайгыр (кобланды, есим, сеит), тары узун (жиембет, алтай, алтыбас, матей, турсунбай, кудас, буйтун), бултун (кулатай, тобет, мадьяр, бегис).

2. Сары-кыпчак.

3. Ктай-кыпчак.

Насчет названия Кольденен. встречал где-то объяснение этого имени с монгольских языков, так назывались узкие долины с ответвлениями реки (пишу по памяти, могу ошибаться) идущие перпендикулярно основному руслу реки. Впрочем если ошибаюсь монгольские братья меня поправят.

Опубликовано

Всё правильно, имхо.

Только интересно почему в таком случае основная масса узбеков стала называть себя казахами? Ведь Джанибек и Керей не так уж и долго находились в "изгнании", чтобы забыть свой "основной" этноним

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...