Перейти к содержанию
Тата

Турковский район Саратовской области

Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте! Я занялась изучением местности, где жили мои предки и пытаюсь понять происхождение нашего рода. Деревня была в Турковском районе Саратовской области, где много старинных курганов. Моя родня была христианской православной веры и никто не говорил о том , что мы татары. Но в роду все очень чёрные, точно смоляные. Хотя на татар не очень похожи. Бабушка даже обижалась, когда её называли татаркой. Но факт на лицо- внешность не русская. Так вот интересно, что и обряды в деревне , где она родилась не совсем русские. Там по сей день хоронят по типу курганов. Роют очень большую яму метров 3 на 3 или ещё больше. Причём это не зависит от количества покойников. Могут хоронить и одного. Гроб ставят в нишу в стене. А верх ямы закрывают досками до следущего покойника.

Может Вы мне разъясните в чьей культуре такие погребальные обряды. Сама деревня была расположена рядом с Чернавкой и называлась Егорьевка и другая её часть Ковалёвка. Я копалась в истории, говорят что после русско -турецкой войны там давали земли отличившимся воинам. Они в свою очередь привозили с собой пленных турок, которые оставались там жить им в услужение и становились крепостными. Но вот курганы , что там находятся, по времени образования намного старше, чем времена русско-турецкой войны.

К тому же фамилия моей бабушки -Буйлакова.

Очень буду ждать ответа. С уважением,Татьяна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... Гроб ставят в нишу в стене. А верх ямы закрывают досками до следущего покойника...

А следующего куда - в ту же нишу? Или в соседней стене ямы новый подбой делают? Или следующего уже в основную яму кладут, не в нишу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А следующего куда - в ту же нишу? Или в соседней стене ямы новый подбой делают? Или следующего уже в основную яму кладут, не в нишу?

А следующего опускают в эту же яму, а гроб ставят в нишу, которую делают в соседней стене. У меня есть знакомые, родня которых проживает в деревнях рядом с Турковским районом, но никто о таких обычаях не слышал. И здесь на форуме никто не отвечает на мой вопрос!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Был такой известный саратовский бытописатель А.Ф.Леопольдов, и у него есть очень много статей по всяким крестьянским обрядам края в 19 в. Может быть там что-то найдется. Турковский район тогда, конечно, назывался Богородицким уездом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в роду все очень чёрные, точно смоляные. Хотя на татар не очень похожи.

А какая внешность у татар ? У меня отец например на немца похож - голубоглазый, высокий блондин с баварским носом и четкими , жесткими (без славянских одутловатостей) чертами лица.Меня с русским путают (некоторая одутловатость лица присутсвует , хотя и в очень незначительным виде).

Описываемый вами тип можно встретить в большом количестве и у казанлы и у мишар .

http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Tatars_in_Kazan_1885.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/comm...azan_1885_2.jpg

Вот антропологические данные казанлы:

Средиземноморский тип (понтийский) 38.2% - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.

Северо-европеоидный тип (светлый-европеоидный) 19.4% - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.

Суб-лапоноидный тип (волго-камский) 22.9% - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.

Монголоидный тип (южно-сибирский) 19.4% - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.

Вот антропологические данные мишар :

Средиземноморский тип (понтийский): 33.5% - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению. (у мишар Наровчатовского и Чистопольского районов до 61%)

Северо-европеоидный тип (светлый-европеоидный): 27.5% - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским. (у мишар Чистопольского района не более 17%)

Суб-лапоноидный тип (волго-камский): 24.5% - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса. (у мишар Наровчатовского и Чистопольского районов не более 10%)

Монголоидный тип (южно-сибирский): 14.5% - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.

Так что думаю все намного проще и ваша бабушка из крещенных татар. А то что она отвергает татарские корни возможно результат того что к крещеным у татар муслимов сохранивших и отстоявших веру своих предков , отношение мягкого говоря - не очень.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какая внешность у татар ? У меня отец например на немца похож - голубоглазый, высокий блондин с баварским носом и четкими , жесткими (без славянских одутловатостей) чертами лица.Меня с русским путают (некоторая одутловатость лица присутсвует , хотя и в очень незначительным виде).

Описываемый вами тип можно встретить в большом количестве и у казанлы и у мишар .

http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Tatars_in_Kazan_1885.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/comm...azan_1885_2.jpg

Вот антропологические данные казанлы:

Вот антропологические данные мишар :

Так что думаю все намного проще и ваша бабушка из крещенных татар. А то что она отвергает татарские корни возможно результат того что к крещеным у татар муслимов сохранивших и отстоявших веру своих предков , отношение мягкого говоря - не очень.

Полностью с вами согласен я тоже татарин у меня отец голубоглазый, тёмнорусый, как и его мать (бабушка), она была голубоглазая блондинка - это българский - кавкасиоидный тип. С маминой стороны смуглые, тёмненькие понтийцы это уже влияние ногайцев, хотя и среди ногайцев половина светлые, но не кавкасиоиды, а монголоиды, те что тёмные европиоидной расы - понтийцы или ассир - арменоиды.

Чтокасается кряшенства не стоит так категорично утверждать, уважаемый тёска, что это муртады!!! Известно, что до принятия Ислама часть българ исповедовала христианство греко-православного типа, были несториане. Болгары продвигались с предкавказья на север по Волге через Саратау (жёлтая гора) и многие по пути оседали. возможно это были не българские тюрки а другие которые исповедовали христианство до Ислама.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не думаю, чтобы бабушка стыдилась своего происхождения и скрывала национальность. Я жила среди татар крещёных и мусульман. И никто не стеснялся и не скрывал своего вероисповедания и национальности. А вот то, что район называется Турки, и что мы тюрки по происхождению ,это точно! Спрашивала человека с Балкан и он мне подсказал, что скорее всего мы -гагузы, т.к. именно эта нация сохранила православие. Они участвовали в русско-турецкой войне на стороне русских,т.к. всегда были гонимы за веру. И постепенно переселялись из Турции на Балканы и в Россию. Тем более, что я помню, почему то какие то вещи в быту были из Бессарабии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какая внешность у татар ? У меня отец например на немца похож - голубоглазый, высокий блондин с баварским носом и четкими , жесткими (без славянских одутловатостей) чертами лица.Меня с русским путают (некоторая одутловатость лица присутсвует , хотя и в очень незначительным виде).

Что за бред!? Какая славянская одутловатость!? Ловлю себя на мысли, что читаю биллютень из наркологического диспансера, осталось только добавить увеличенную печень и дрожащие руки!

Идиотизм, эй Богу!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтокасается кряшенства не стоит так категорично утверждать, уважаемый тёска, что это муртады!!! Известно, что до принятия Ислама часть българ исповедовала христианство греко-православного типа, были несториане. Болгары продвигались с предкавказья на север по Волге через Саратау (жёлтая гора) и многие по пути оседали. возможно это были не българские тюрки а другие которые исповедовали христианство до Ислама.
Выводить историю татар только к българам(Великая България) лженаучно. Если говорить о Волжской Булгарии то можешь показать хоть одно свидетельство того что среди булгар были христиане ? Волжкая Булгария официально на государственном уровне(хотя мусульманские погребения находят значительно более раннего периода) приняла Ислам в 922 г.

Крещены потомки насильственно крещенных татар и странно что это для тебя откровение.

Борьба мусульман против политики христианизации в Российской империи

Ислам в России имеет древнюю историю. Хан Алмуш в мае 922 года объявил его государственной религией Булгарского государства. Коренным образом ситуация в Волго-Уральском регионе изменилась после завоевания татарского мусульманского Казанского ханства в 1552 году.

Одновременно с этим российскому государству также было необходимо выработать новую линию по отношению к завоеванным иноверцам. Так, распространение Православия среди этих народов стало основой религиозной политики Московского государства на вновь завоеванных восточных землях. Для этого в 1555 году была создана Казанская епархия во главе с архиепископом Гурием.

Уже первая перепись населения в 1560-е годы выявила новокрещенных среди татар. На первых порах основное внимание уделялось крещению татарских феодалов - князей-мурз. 1680-е годы - период очередной попытки крестить все татарское служилое сословие.

Именным указом государя от 21 мая 1680 года было велено крестить в православную христианскую веру романовских мурз и татар. Мурзам сохранили княжеские имена, обещали им должности стольников с назначением жалованья и освободили от государевой службы на три года.

Однако эти меры не дали ожидаемых результатов - и были приняты дополнительные меры. 19 февраля 1682 года Курмышскому «подьячему и приставу со товарищи» было дано приказание ехать в Курмышский уезд «во все мурзинские и татарские деревни» для того, чтобы те «упрямство свое отложили, и во святую благочестивую христианскую веру греческого закона крестились».

Часть мурз крестилась, сохранив княжеский титул. Среди военно-служилого сословия встречаются фамилии: Бабичев, Енгалычев, Макулов, Кудашев, Тугучев, Манцырев, Еникеев и другие. Большинство из них обрусели и стали частью царской элиты.

Мурзы и служилые татары же, которые не захотели принять православную веру, стали переселяться в Закамье, Заволжье, на Урал и в Сибирь.

Христианизация иноверческого населения в XVIII веке сопровождается усилением духовного насилия и экономического принуждения. При Петре I было установлено обложение мусульман и язычников дополнительными податями за право молиться по-своему. Особой податью было обложено все мусульманские религиозные деятели.

Однако взрыв народного возмущения, вылившийся в восстание 1704–1711 годов, заставил царизм отказаться от реализации этого указа. Российский посол в Турции Петр Толстой 14 сентября 1706 года сообщал, что татарам «чинится обида многая в вере их, берут с них многие деньги, и свадеб своих без русских попов отправлять не могут; просят у хана Крымского прислать к ним несколько своих ратей, а они готовы все с женами и детьми вытти из России в Крым. Дела здесь шли бы хорошо, если бы не проклятые татары».

Между тем, участие в антиправительственных выступлениях мурз и служилых татар стало причиной их крещения. По указу 1713 года следовало, что мусульмане, имеющие свои поместья, а в поместьях и вотчинах крепостных православного исповедания, должны креститься в течение полугода, а «как воспримут святое крещение, и тем поместьям и вотчинам и людьми и крестьяне владеть по прежнему. А ежели в полгода не крестятся, и те их поместья и вотчины с людьми и со крестьянами у них взять и отписать на него Великого Государя, и без указу никому не отдавать».

Именно после этих событий среди татар утвердилось выражение «чабаталы морза» — «лапотные мурзы». Не пожелавшие принять православие мурзы и служилые татары из городов Казанской губернии (охватывавшей тогда почти все Поволжье от Нижнего Новгорода) «побежали и ныне бегут в Уфимский уезд, а уфимские башкиры и мещеряки и татары тех беглых принимают и не выдают».

Именно сохранившие верность Исламу мурзы и служилые татары стали организаторами борьбы мусульман против христианизаторской политики правительства и миссионерства церкви.

Сенат 1 сентября 1720 года принял указ, по которому установил, что новокрещенные получат льготы «во всяких государственных сборах и изделиях на три года, дабы придать к восприятию греческого закона лучшую охоту». В 1722 году Петр I Великий разрешил освободить рекрутов из инородцев в случае их крещения. Сенат в 1724 году татар и прочих иноверцев, принявших православную веру, освободил от «кабалы и учинил свободными», а осужденных на смерть, если пожелают креститься в православную веру, предписал «обучить их, крестить и освободить от наказания».

В 1731 году в Свияжском Богородицком монастыре была организована Новокрещенская контора, которая стала центром миссионерской деятельности среди мусульман и язычников Казанской епархии.

Христианизация мусульман активизировалась во время подавления волнений 1735–1740 годов. Тогда более 11,5 тысяч человек, членов семей повстанцев, были отданы в качестве крепостных военнослужащим. Все они приняли православие.

Государственные органы и православная церковь, со своей стороны, ужесточила контроль за соблюдением православного образа жизни новокрещенными. В Екатеринбурге 20 июня 1738 года был произведен акт устрашения иноверцев и новокрещенных.

Тогда на костре сожгли новокрещенного башкира Тойгильды Жулякова за возвращение в Ислам. В 1740 году в Санкт-Петербурге было принято решение о сожжении крещенного татарина Романа Исаева.

Новый этап христианизации инородческих народов России начинается с 1740 года. Нежелание татар принять православие, а также противодействие политике христианизации мусульманского духовенства привели к принятию решения о разрушении мечетей.

10 мая 1742 года Синод принял решение о разрушении мечетей в различных регионах России. Начинается массовое разрушение мусульманских храмов. За короткий срок в Казанском уезде, Сибирской и Астраханской губерниях было снесено 545 мечетей. Всего в 1741–1755 гг. было крещено 335 789 человек. В 1741–1747 гг. у татар приняли православие 713 человек. Но с 1747 года число новокрещенных достигло максимума в 1749-м, когда было крещено более двух тысяч татар.

В борьбе российских мусульман с духовным насилием государства и церкви исключительно важную роль сыграло восстание в 1755 году под руководством муллы Батырши Алеева. Именно это восстание во многом остановило наступление государства и православной церкви на Ислам.

Борьба татар-мусульман продолжалась и в последующие годы. Наиболее ярко религиозные требования были сформулированы татарами в наказах депутатам Уложенной комиссии 1767–1769 гг., а мусульманские депутаты стремились отстоять право на свободное вероисповедание, на строительство мечетей, совершение хаджа, использование норм Шариата при решении некоторых правовых коллизий и т. д. в работе самой комиссии.

Однако эти требования тогда не были своевременно реализованы; не изменил коренным образом положение Ислама и указ Синода 1773 года о свободе вероисповеданий, принятый, безусловно, под влиянием наказов и выступлений мусульманских депутатов в Уложенной комиссии, хотя православная церковь уже не могла непосредственно вмешиваться в дела мусульман. Тем не менее, постоянное притеснение Ислама государственной властью продолжалось, как продолжалась и миссионерская практика среди мусульман.

Только после потрясений пугачевского бунта и завоевания Крымского ханства правительство оказалось способным окончательно признать Ислам как терпимую религию, что получило воплощение в организации в 1789 году Оренбургского духовного собрания. Тем самым было положено начало созданию Уфимского исламского центра и консолидации мусульман в рамках Российской империи.

Файзулхак Габдулхакович Ислаев, д.и.н., зав. Кафедрой истории и обществоведческих дисциплин Института Развития образования Республики Татарстан

http://www.islam.ru/pressclub/histori/strugle?print_page

Вот воспоминания христианского миссионера более позднего времени :

Евфимий МАЛОВ

КРЕСТОМ КАК МЕЧОМ

(отрывок из дневников миссионера)

29 янв. 1917 г. Я был у муллы Абдуллы Насреддиновича Амирханова в Казани — в Адмиралтейской Слободе. Мне крайне нужна была книга Толкование Корана Ибн Аббаса. Я был со своим сыном Сергеем.

10 мая 1917 г. Мулла (Абдулла Насреддинович Амирханов) явился ко мне в 5 часов вечера. Мы говорили с ним немало о направлении, которое идет теперь у нас, в России. Все народности стараются не о том, что нравственно и религиозно соединиться, а всеми мерами стремятся к тому, что каждой народности быть автономной или самостоятельной, ни от кого не зависимой, иметь свое управление, пользоваться своим народным языком и т. п. Казанские мухаммедане писали даже в газетах местных, что они желают, чтобы солдаты-мухаммедане были выделены в русском войске от других народностей (?!). Словом: Финляндцы, Поляки, Латыши, Татары, Киргизы, Башкиры, Калмыки и прочие, и прочие — все желают отделиться или разделиться друг с другом, а между тем все устраивают постоянные собрания, разные митинги, даже съезды, произносят длинные ораторские речи об объединении всех (!!). Да, высказывал я мулле, что давно бы нам всем быть поближе друг к другу: у всех у нас один Господь Бог, Верховный Владыка всех и Отец, у всех у нас, по плоти, один праотец, Адам.

Татары называют русских неверными (кяфыр) , а русские, в свою очередь, называют татар каким-нибудь унизительным прозванием. Вот и следует нам всем оставить подобную, ко благу не ведущую борьбу и согласиться жить помирнее. И при разговоре о религии стараться о том же мире и близости друг с другом.

В казанской газете «Камско-Волжская Речь», от 17-го июня 1917 г. (стр. 3), сказано о назначении А. Галиева: «Временным правительством утвержден в должности Оренбургского Муфтия, Имам 5-ой соборной мечети в Казани, Алимжан Галеев».

3 июля 1917 г. Деревянную церковь в Апазове будто бы сожгли отпадшие в мухаммеданство крещеные татары. После этого началась постройка церкви каменной, но за неимением средств постройка остановилась.

Отпадение крещеных татар в селе Апазове из христианства в мухаммеданство продолжается, и отступники становятся дерзкими, и так как их в селе большинство, то они стараются распоряжаться делами общины. Так, у нас в селе существует базар. Он бывает на площади около церкви. Поэтому, так как площадь базарная считалась до сего времени церковною площадью, то торгующие на базаре за свои места должны были платить в церковь пошлину. Площадь обыкновенно сдавалась в аренду (например, и в 1917 г. была сдана мухаммеданину) за 500 р. Арендатор — мухаммеданин, которого осаждают отступники от христианства и просят, чтобы он не платил аренду русскому духовенству, а чтобы он аренду отдавал им—отступникам. За июнь, несмотря на заключенный годовой контракт, арендатор-мухаммеданин денег арендных русскому духовенству не уплатил. Отступники от христианства в мухаммеданство, чтобы иметь на церковную площадь некоторого рода право, и следовательно, и на получение аренды, решили построить недалеко от церкви, на церковной площади мечеть. Отступники начинают вслух поговаривать, что русское духовенство убирало свои дома подальше от церкви, так как место это требуется скоро для духовенства мухаммеданского, для муллы. Тогда и вся площадь не будет называться церковною, а будет считаться мечетною, и. аренду за базарную площадь будут получать отступники от христианской веры и их мулла.

Мечеть уже строится в 13 саженях от церкви. Священник Ишкинов, когда узнал о намерении отступников строить мечеть в таком близком расстоянии от православной церкви, обращался к уездному комиссару и просил его формально воспретить эту незаконную постройку. Но Апазовские отступники говорили, узнавши об этом: мы теперь свободны; Романовых законов мы не признаем. Хотим строить мечеть, и выстроим! Уездный комиссар дозволил им не мечеть строить, а только еще заготовлять для нее материалы! Священник Ишкинов не знает, что же остается ему делать после всех таких распоряжений.

Во всех газетах в настоящее время (20 июля 1917 г. я это замечаю или говорю) пишут и рассуждают о тех бедствиях, которые остались у нас в России после старого режима, бывшего Государя Императора Николая Второго, и о тех благах, коих ожидать должны все от революции, которая свергла Царя и провозгласила свободу, братство и равенство.

Для оправдания свободы, установители революции прежде всего выпустили политических преступников, а с ними убежали и очень многие преступники других категорий.

Те же установители очень рано, т. е. в первые же дни революции, объявили, что все граждане свободны и не могут быть стесняемы кем бы то ни было за свои религиозные убеждения. Атак как прежде обращало внимание на религиозное состояние народа правительство, то после революции народ стал чувствовать себя свободным и в этом, т. е. в религиозном отношении. А так как в России большинство православных христиан, то многие народы из меньшинства стали домогаться выделиться от русского народа в особые (?) государственные единицы. Правда, к выделению из России некоторые ее части стремились и прежде революции, но теперь революция (вместе с войной, объявленной, три года тому назад, против России Германией и Австрией) помогла им в этом выделении от России еще больше. Так, от России отделились 1) Финляндия, 2) Малороссия, или Украина, 3) Польша. В настоящее время о том же замышляют, надобно думать, и мусульмане. Они начали устроять съезды, но не какие-либо частные в областях или же в губерниях, где они проживают, а съезды всероссийские. Так, в Казани в июле сего 1917 г. открылся первый всероссийский мусульманский военный съезд.

Еще 2-ой всероссийский мусульманский съезд. Есть уже слухи, что мусульмане все, живущие в России, объединяются не по национальности, а по религии. Поэтому они хотят, слышно, составить единое общество или государство, в которое войдут мусульмане, живущие по Волге до Астрахани: Нижегородские, Казанские, Симбирские, Самарские, Саратовские, Астраханские; потом: Уфимские, Оренбургские; затем: мусульмане киргизы, башкиры; мусульмане Кавказа вообще; мусульмане, наконец, Ташкентские и Бухарские. Всех их насчитывается от 27 до 30 миллионов. Слухи о мусульманах разнообразны.

Один из русских слышал на улицах Казани частое повторение какого-то слова газават от арабского — газватун, нападение, военная экспедиция. Это слово употребляется в значении: война за веру, как и слово: джихат; другие видели и слышали, что казанские татары сильно ссорятся из-за того, что устроители русской революции дали свободу во всем не только лицам мужского пола, но и женщинам, почему казанские татарки, по русскому обычаю, стали ходить не закрывшись от мужчин на общественные гуляния и даже на разные собрания. А этого мусульманская религия не допускает, а от русской веры и от русских обычаев мы — свободны.

Мусульмане, проживающие в России, стараясь привлечь к себе прочих инородцев (напр, чуваш, черемис и др.) внушают им, что они должны быть с ними в одном обществе, потому что их язык не язык русский, а другой, а крещеные татары тем более с мусульманами должны соединиться, потому что и язык у них есть язык татарский, а не русский, и предки их были мусульманами.

Вот к чему привела революция народы России!

Тяжело слышать о том, что мусульмане домогаются отделиться от России, но еще тяжелее слышать, что к тому же стремяться и сами крещеные татары, и причиной к тому выставляют то, что они не имеют у себя на языке крещеных татар революционной литературы, и даже вообще литературы (что у них имеется только несколько книг богослужебных и нравственного характера, напечатанных русским шрифтом). Такова, например, статейка или заметка Степанова: «Крещеные татары» (см. «Казанская рабочая газета и Известия совета солдатских и рабочих депутатов» № &1, четверг, 20 июля 1917 г.). Крещеный (?) татарин Степанов говорит: «Выход из этого (т. е. из того, что крещеные татары мусульманской литературой пользоваться не могут потому, что литература мусульманская печатается арабским шрифтом),— по-моему, один: или крещеные татары всецело должны изучать только русский язык, или же (по-моему, лучшее для нас (?) с малых лет в школах параллельно с изучением русского языка изучать родной (?) мусульманский язык, применяя при этом арабский шрифт». Не желательно много распространяться о тенденции Степанова. Цель его очевидна, чтобы крещеные татары примкнули не к русским, а к мусульманам. К этому, по его мнению, путь один. Но Степанов только говорит, что путь один, а указывает два пути, хотя считает самым лучшим из указанных второй. А я, например, хочу защищать путь первый. Какой это мусульманский (?) язык вы, Степанов, считаете для крещеных татар родным? До сих пор я считал для татар родным языком—язык татарский, и шрифт для татарского языка употребляется арабский, но с мусульманской религией и с мусульманской литературой шрифт не имеет ничего общего. Разве крещеные татары не могут жить без мусульманской литературы? Я не говорю о литературах Запада, русская литература по всем отраслям знания несравненно богаче литературы мусульманской.

Но вот начинает наша революция делать некоторые улучшения. Ей советуют сделать эти улучшения и некоторые члены Временного правительства, и частные, знающие политику, люди. Катастрофа не будет, говорят, преодолена и предупреждена, если власть не станет общенациональной (?) (см. «Камско-Волжская Речь», четверг, 20 июля 1917 г., № 156. «Поскольку, постольку»). Имеется цель — перейти к новой политике истинно национальной. Но этого едва ли удастся достигнуть русским! (См. еще: Университет (Московский) о текущих событиях. «Русское слово», вторник, 18 июля 1917 г., № 162, стр. 4).

Примечание: Казанские татары не так давно, можно сказать, по возникновении революции, начали исполнять свои, отдельные от русских театральные представления. На первых из этих представлений была обстановка (декорация) русская, а потом все изменилось. В июле сего 1917 г. шла (история, якобы) «Зулейха»1 (это девушка из крещеных татар, отпадших в мухаммеданство). Сначала ее выдали замуж за татарина-мухаммеданина. Русские убили его, а Зулейха была насильно выдана замуж за русского мужика, который ничего не делал, только пьянствовал. Зулейха сама убила его. Таким образом, представление было интересно для зрителей: здесь на сцене показывались радости жизни — брак (особенно первый) и печали—два убийства. Здесь публика видела арабскую молитву и разные присловия муллы, и какое-то бормотание русского священника. Этого последнего называли два раза дураком. Кончается представление тем, что Зулейха осталась до смерти твердою в мухам-меданской вере, и за ее блаженною душею пришли Ангелы Божий (в белых ризах, с крыльями). Этих Ангелов все домашние и знакомые, бывшие при кончине Зулейхи в доме ее отца, видели и из-за этого чудесного явления Ангелов убедились, что мухаммеданская вера—^есть вера истинная. На этом татарском представлении был сын мой Сергей Ефимович, в настоящее время, по милости Божией (со времени революции газеты перестали употреблять это выражение. Всем дана свобода. Это значит: что я хочу, то и делаю), доцент Казанского университета (восточного факультета). Он мне и сообщил о татарском театре и рекомендовал посоветовать слушателям миссионерских курсов побывать на представлении «Зулейхи». Здесь миссионеры христианской религии унижены, а мухаммеданская возвышена. Народ русский представлен пьянствующим, словом, вся пьеса имеет для миссионера большое значение, надо обсудить эту пьесу как следует, с миссионерской точки зрения. Сын мой спрашивал татар-мухаммедан в театре, нет ли о Зулейхе книжки (либретто?), но ему сказали: книжка скоро будет. Он уже два раза ходил по татарским книжным лавкам, но ему сказывают, что книжка о Зулейхе еще не появилась.

27 июля 1917 г. Выше я замечал, что русское Временное правительство едва ли выберется на лучший путь национальный. По моему мнению, еще в начале русской революции Временное правительство допустило две капитальные ошибки. Оно грезило только о том, чтобы избавиться от царя и усилить власть народа. Оно достигло этой цели: оно объявило, что все теперь свободны от царского режима, все свободны и равны; не следует обращать теперь внимание ни на религию, ни на национальность. Припомним, что когда Германия с Австрией объявили России в 1914 г. войну, государь Император Николай И объявил, что он будет воевать до тех пор, пока ни одного немца не останется в России. Всем русским приятно было слышать эти слова, потому что заси-лие немецкое тяжелело над Россией давно; во всех сферах жизни русской начальствовали немцы. Вопрос о противодействии этому засилию возник в России вскоре же по объявлении нам войны немцами. Но и немцы не дремали, т. е. немцы, живущие в России. Будучи везде начальниками, они стали представлять препятствия к нормальному течению жизни: в России жизнь сделалась очень трудною. Нет надобности перечислять все неудобства, достаточно будет сказать об одном: немцы, давно начальствующие в России, устроили так дело управления, что первым министром, от которого зави-сили все другие министры, поставлен был немец Штюрмер, оказавшийся для России изменником. Быть может, этому способствовало и то обстоятельство, что, по слухам, государыня Александра Федоровна уважала Штюрмера немца очень, будучи и сама немкою. Когда же явилась у нас, в России, революция и была объявлена свобода полная без отеснения от религии и национальности, Временному правительству нельзя было ничего сделать с немцами. Речь о засилии немцев в России замолкла, а 27 июля 1917 г. Временное правительство постановило упразднить особый комитет борьбы с немецким засилием (см, «Камско-Волжская Речь» от 27 июля 1917 г., № 162, стр. 2).

Но что особенно странно: ужели Временное правительство забыло, что в это же время наделал в России изменник Ленин, подкупленный немецкими деньгами? Ужели забыло, как Ленин с другими своими товарищами развратили русскую армию, соблазнили ее не воевать с немцами, дезертировать с фронта и открыть прорыв военной линии, чем и воспользовались немцы. Позор! Россия гибнет.

И я читал в том же № 162, от 27 июля (здесь же приложен доклад В. Ф. Иванова. Казанский губернский съезд партии народной свободы. «О современном положении страны») «Призыв Министра-Председателя А. Ф. Керенского ко всем народам России».

Здесь он, между прочим, говорит, что свобода, спаянная национальным единством (?!), не может быть побеждена. Неопределенная терминология: где же в России национальное единство у народов, входящих в состав государства Русского? Финляндия, можно сказать, уже отделилась от России, Малороссия—лочти отделилась, татары-мусульмане замышляют объединиться в отдельное от России государство и к себе привлекают прочих инородцев... Очень жалкие обстоятельства! Не лучше ли было бы всех русских Временному Русскому правительству как можно крепче объединить между собой: их в России почти полтораста миллионов. Да кроме национальности, обратить преимущественное внимание на религию Русских. У них религия — христианская Православная. Ставить ее в один уровень человеческих религиозных суеверий отнюдь не следует. Если это не будет исправлено Временным правительством, положение России будет крайне затруднительно. Без помощи божественной она не поправится.

«Церковь в свободной России» (см. «Камско-Волжская Речь», 1917, № 167, стр. 2) И. Гусева. При новом режиме еще не слышно было, чтобы какая-либо религия, терпимая в России, претерпела какие-либо притеснения. Ни католичество, ни лютеранство, ни инштундизм (?) не испытали никаких неприятностей. Мусульманство и даже язычество нисколько не потревожены. А православные христиане? Разве кто их притесняет? Православно-христианская вера есть религия большинства русских людей. Да, все это справедливо, и потому не только удивительно, но даже крайне прискорбно, что исповедники православной веры, и главным образом люди, стоящие во главе русского православного народа, начали испытывать притеснения. Так, притесняли Московского митрополита Макария, и не мало других архипастырей было подвергнуто арестам. Здесь действовал новый уже режим революции — всяческой свободы...

Так, для примера, запишем сюда все, что сделано недавно с проповедником христианства, протоиереем Александром Степановичем Миропольским. Газета татарская («Вакыт», 1917 г., № 2258, среда 26 июля. В Оренбурге. Стр. 3): «Живущий в Каспийском заводе миссионер-поп, прибывши в Надеждинский завод, начал ходить по лавкам, чтобы распространять мусульманам написанные им к унижению мусульманской веры брошюры под названием «Чын Алланьщ законы» (Закон истинного бога) и «Уйнашчылык» (Прелюбодеяние), напечатанные миссионерским обществом. Мусульмане, находящиеся в Надеждинском заводе, отправили (его) в комитет рабочих и солдатских депутатов и призвали в комитет. Потом же мусульмане приказали (ему) не распространять ничего унижающего мусульманскую веру и, отобравши паспорт, в тот же день выпроводили его из Надеждинского завода по этапу. Они дали в исполнительный комитет, находящийся в Каслинском заводе, срочную телеграмму, в которой дали (ему) знать, что он должен до возвращения его самого (миссионера-священника), в квартире его сделать обыск и, если окажутся подобные тем вещи (брошюры), отобрать. Этот поп-миссионер занимался распространением таких брошюр во время старого режима (правления). Он набирал в школу, находящуюся на его собственном содержании, бедных, оставшихся без воспитателей сирот, мусульманских детей, чтобы обучать их, и всю силу употреблял на то, чтобы окрестить таких детей. Миссионер точно с ума сошел: он все еще не очнулся от того опьянения и теперь».

В настоящее время известно стало всем, что результатом русской революции оказалось раздробление сильного Государства Русского на мелкие и слабые клочки национальностей, входивших в состав Руси. Прежде всех, помнится, отделилась в самостоятельное (автономное!) государство Финляндия, потом объявили себя автономными: Польша, Украина. За ними последовала: Бессарабия.

Инородцы наши, особенно поклонники Мухаммеда разных национальностей, кажется, давно ждут для себя удобного времени. В смутное время русской революционной розни разных партий инородцы также начали заявлять свою автономность. Крымское ханство начало ряд инородческих отложений от России. Теперь совершается жалкое разложение России. В конце ноября в «Камско-Волжской Речи» (от 23 ноября 1917 г., № 245) было сообщено известие, что Башкирия также скоро будет автономною. «В Оренбурге башкирский областной совет при поддержке оренбургского мусульманского гарнизона объявил башкирскую территорию Оренбургской, Уфимской, Пермской и Самарской губерний автономной частью Российской республики и приступил к ее осуществлению в пределах башкирской территории Оренбургской губернии. Восьмого декабря (1917 г.) созывается Учредительный Съезд Башкирии».

В том же № Камско-Волжской Речи говорится о беспорядках в Ташкенте. Можно предполагать, или вернее — опасаться, что и эта область — где города Ташкент, Самарканд, Наманган и др., скоро будет автономною.

Отделение Крыма. В газете «Камско-Волжская Речь» (№ 249, от 28 ноября 1917 г.) сообщается: в областном совещании Румчерода большое впечатление произвело заявление представителя от совета крестьянских депутатов Таврической губернии о том, что Татары Крымского полуострова ведут сильную агитацию за отделение Крыма от России2, и что установлена несомненная связь их с Турками. Перехвачена переписка главарей татарского движения с турецким муфтием. В перехваченных письмах речь идет о присоединении Крыма к Турции.

В новой Казанской газете «Казанское слово» от 21 дек. 1917 г., № 191, помещено сведение «Из мусульманской жизни»: «Священный Коран Османа»: Один из последних «декретов» постановил немедленно передать мусульманским национальным организациям хранящийся в российской публичной библиотеке священный «Коран Османа»3. Это величайшая редкость, не имеющая себе цены, спасена была при штурме Самарканда и передана на хранение в библиотеку первым Туркестанским генерал-губернатором Кауфманом в 1869 году. «Коран» написан на арабском языке т. н. «Куфическим шрифтом» без точек и запятых. Пергаментная рукопись находилась в Самаркандской мечети Ходжа Ахрара. По преданию, сохранившемуся среди мусульман, «Коран» был написан собственноручно зятем Магомета Османом, убитым в своем дворце возмутившейся чернью, как раз над чтением этой книги. На «Коране» до сих пор есть следы, похожие на выцветшую кровь. «Корану» насчитывается около 1200 лет. Мусульмане называют его «Келям Шериф» (Святое перо).

Знатоки восточной письменности видят в «Коране» одно из украшений знаменитой некогда библиотеки, собранной знаменитым завоевателем Тамерланом в Самарканде. В Петрограде «Коран» является целью многочисленных паломничеств и благоговейного поклонения мусульманских пилигримов, стекающихся сюда с разных концов мусульманского мира. Библиотека хранит «Коран» как зеницу ока, но принимает всякие меры к тому, чтобы способствовать удовлетворению религиозных запросов мусульман и предоставить им всякую возможность ознакомления с их святынею. Отношение библиотеки к своему сокровищу можно поистине назвать трогательным: она блюдет его так же, как если бы ей была вверена величайшая реликвия христианского благочестия. Передача «Корана» каким-либо организациям в такие смутные и лишенные гарантии времена, хотя и внушает самые серьезные опасения за целостность рукописи, охранить которую по примеру библиотечной цитадели весьма трудно; но мы не сомневаемся, что мусульманство, как наиболее заинтересованное в сохранности своей святыни, примет все меры к тому, чтобы эта редкость—священная книга осталась так же невредима и цела, как она была невредима 50 лет в публичной библиотеке.

4 фев. 1916 г. Приходил ко мне мой давний знакомый, бывший военный мулла, Нариф Валеев. Он сообщил мне, что он слышал, будто Казанский Губернатор желает знать, кто из казанских мусульман избирается в члены Гос. Думы и собирается ехать в Петроград. Тариф Валеев имеет об этом некоторые сведения, которыми он и поделился со мною. Он приносил газету на татарском языке «Кояш» от 31 янв. 1916 г. № 207. Здесь на стр. 2 в первом столбце сказано: Садрей Максудов поехал в Петроград (из Казани, в Гос. Думу). Тариф Валеев пояснял: этот Садрей Максудов, бывший член Гос. Думы, Парижский студент; член мусульманской фракции, левой партии. Брат Садрея Гадий Максудов", редактор Казанской татарской газеты «Юлдуз». Гадий послал в Петроград телеграмму: спрашивает, когда ему отправляться в Петроград. Сеид-Гирей Алкин, бывший член Гос. Думы, подписавший Выборгское воззвание и сидевший в тюрьме 3 месяца. Его ждут и желают в Петрограде, во фракции мусульман. Он обещался туда скоро прибыть. В 3-м столбце газеты «Кояш» указываются задачи для деятельности мусульманской фракции, или программа:

1. Полная свобода от полиции.

2 Возвратить Финляндии полную автономию.

3. Мусульманам должна быть дарована полная религиозная свобода.

4. Мусульмане не должны быть стесняемы в содержании старинных своих обычаев или обрядов.

5. Должна быть дана полная свобода на переход из христианства в мухаммеданство.

6. Должно быть дано полное право Киргизам Туркестанского края выбирать, кого им желательно, в члены Гос. Думы.

Бывший член Оренбургского мухаммеданского Духовного Собрания Хасан-Гата Мухамметов5 несколько дней проживал в номерах Ибатуллина, на Сенной (площади) в Казани, и там составлял проекты деятельности для мусульманской фракции Гос. Думы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что за бред!? Какая славянская одутловатость!? Ловлю себя на мысли, что читаю биллютень из наркологического диспансера, осталось только добавить увеличенную печень и дрожащие руки!

Идиотизм, эй Богу!

Ну собственно на этом форуме такие вопросы обсуждаются - причем без истерических припадков :P Посмотрите хотя темы про монголоидность (не помню точно как называются :) ) там и про эпикантус и про другие отличительные особенности . А о славянской одутловатости - пардоне ни я придумал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну собственно на этом форуме такие вопросы обсуждаются - причем без истерических припадков :P Посмотрите хотя темы про монголоидность (не помню точно как называются :) ) там и про эпикантус и про другие отличительные особенности . А о славянской одутловатости - пардоне ни я придумал.

Уважаемый RustamD. Попробую ответить Вам без истерического припадка.

1. Если говорить о славянах в целом, то как и тюрки, они крайне не однородны.

Славянина с Балкан не трудно отличить от славянина из Рязани и наоборот.

2. Здесь, под славянской одутловатостью, как я думаю, понимается - русская.

Так вот, мой друг, если у Вас отдутловатсть лица, то мой Вам совет - не наедайтесь на ночь и не пейте много пива.

И тогда не будет у Вас ни какой одутловатости лица, ни славянской, ни тюркской, ни какой другой!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Опыт сын ошибок трудных ? :D Не употребляю - звиняйте уж что компанию не составлю. Исключительно булочки , девочки и сметана.

А одутловатость славян расхожее мнение некоторых европейских учёных - как и о высоте скул.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...