Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Чудовища и страшилища

Конечно, могучие силы природы во много раз превышали возможности и силы человека. Поэтому при их олицетворении стихиям придавался облик громадных и уродливых существ, грозных и прожорливых.

К наиболее древним из таких существ в карачаево-балкарской мифологии относится, наверное, дракон (сарыуек) - змей с тремя, семью или девятью головами, чудовищной величины и мощи. В сказках и в эпосе .дракон представляется как существо, враждебное людям - он преграждает течение реки или выпивает воду в ней, отчего наступает голод и засуха. Он требует в уплату за воду дань - красивых девушек, которых тут же съедает. В древности дракон считался покровителем воды, земли, он мог поэтому даровать урожай или лишить его. Пытаясь задобрить его, ему в жертву приносили девушек. Такой обряд сохранялся у карачаевцев долго (конечно, в измененном виде: девушку перед пахотой окапывали в землю, а затем старики уговорами "выкупали" ей свободу.

Часто упоминаются в мифах и сказках птицы Анкъа или Анкъар. Они могут уносить и людей, и жеребят, коров и т. д. Считалось, что эти птицы живут на краю земли, в высоких горах.

Самые известные в карачаево-балкарском фольклоре чудовища - эмегены, великаны уродливого вида, сплошь обросшие густой шерстью, тупоголовые и прожорливые. Особенно они любят человеческое мясо. Они отдаленно напоминают людей тем, что умеют разговаривать, из хозяйственных занятий они знают только одно - пасти коз. Кровь их ядовита. Эмегены в эпосе являются смертельными врагами нартов, с которыми ведут жестокую борьбу. В конце концов нарты одолевают их и в последнем решающем сражении уничтожают всех до одного.

Другое мифологическое существо, напоминающее эмегена - "лесной человек" (агъач киши). Он огромного роста и силы, с острым, в виде топора, костяным наростом на груди. Он .может, по мифам и сказкам, напасть на человека, но может и помочь. Очень много рассказов о встрече одинокого охотника с одним из Агъач Киши, ночью, у костра. Когда охотник, обманув задремавшее чудовище, забирается на дерево, положив вместо себя бревно и накрыв буркой, тот просыпается, и думая, что охотник спит, бросается грудью на это бревно. Охотник ранит его выстрелом и Агъач Киши убегает.

Кроме того, Агъач Киши представлялся нашим предкам хранителем леса. Он строго следил, чтобы люди зря не рубили деревья - за это он жестоко наказывал. Иногда рассказывается, что "лесных людей" было много, и что они жили стадами, бродя по лесам.

Другое страшное существо - алмасты. Они, как и люди, делятся на мужчин и женщин, но чаще рассказывают о женщинах. Их описывают то как очень безобразных, то как неслыханный красавиц, с длинными до пят волосами, безо всякой одежды. Они могут жить и в лесу, в оврагах, но могут поселиться на чердаке дома и тогда нужно оставлять там еду для алмасты. Убивать алмасты, как считали, нельзя - перед смертью это существо проклинает убийцу и проклятие всегда сбывается.

Рассказывают о гигантских пауках, величиной с большую корзину, нападавших на людей. Спасаясь от них, люди бежали на равнины или на вершины гор - пауки туда вскарабкаться не могли. В конце концов они были истреблены нартами.

О нескольких мифологических чудовищах никаких мифов не сохранилось. Это Хохури - небесный волк с длинной и зубастой пастью. Къан Тулукъ - страшное существо, напоминающее сосуд с кровью, верхняя оболочка которого очень тонка, и если хоть слепка коснуться его, оттуда на человека брызгает ядовитая кровь и человек заболевает и умирает.

О плохом человеке говорят: "Къан Тулукъ!". По верованиям кумыков, это существо выходило из могилы злой женщины в полночь, на поиски добычи.

Такими же враждебными человеку существами были, видимо, и два других - эмгек (кровосос) и эмеуюл. Возможно, впрочем, что это два названия одного демона.

Возможно также, что некими грозными существами считались Бабай и Маму, именами которых пугают детей.

Хорошо известно в карачаево-балкарской мифология другое чудовище - Желмауз. Это кровожадная людоедка, обладающая неимоверной силой, со стальными зубами. Некогда она была разорвана на части крылатыми собаками нарта Кыйынлы). Но ее голова вместе с вцепившимися в нее собаками (они называются самырами) улетела в небо, где собаки стали охранять от нее луну. Один раз в течение года собаки от усталости засыпают, и тогда голова Желмауз набрасывается на луну, пытаясь ее проглотить, отчего происходят лунные затмения. Тогда люди начинают стрелять из ружей, кричать, бить в медные тазы, чтобы, разбудить собак. Те просыпаются и оттаскивают голову Желмауз от луны, и она снова светлеет.

Иногда встречаются в сказках некие страшные и могучие существа - ДЕУ - великаны с длинными кривыми когтями, напоминающие по описаниям эмегенов. Обычно они охраняют волшебное дерево или какое-нибудь другое сокровище.

Напишите пожалуйста у кого в эпосе есть эмегены, и другие персонажи или ругательство с этими именами или что-то другое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чудовища и страшилища

Сарыуек

К наиболее древним из таких существ в карачаево-балкарской мифологии относится, наверное, дракон (сарыуек) - змей с тремя, семью или девятью головами, чудовищной величины и мощи. В сказках и в эпосе .дракон представляется как существо, враждебное людям - он преграждает течение реки или выпивает воду в ней, отчего наступает голод и засуха. Он требует в уплату за воду дань - красивых девушек, которых тут же съедает. В древности дракон считался покровителем воды, земли, он мог поэтому даровать урожай или лишить его. Пытаясь задобрить его, ему в жертву приносили девушек. Такой обряд сохранялся у карачаевцев долго (конечно, в измененном виде: девушку перед пахотой окапывали в землю, а затем старики уговорами "выкупали" ей свободу.

Анкъа или Анкъар

Часто упоминаются в мифах и сказках птицы Анкъа или Анкъар. Они могут уносить и людей, и жеребят, коров и т. д. Считалось, что эти птицы живут на краю земли, в высоких горах.

Эмегены

Самые известные в карачаево-балкарском фольклоре чудовища - эмегены, великаны уродливого вида, сплошь обросшие густой шерстью, тупоголовые и прожорливые. Особенно они любят человеческое мясо. Они отдаленно напоминают людей тем, что умеют разговаривать, из хозяйственных занятий они знают только одно - пасти коз. Кровь их ядовита. Эмегены в эпосе являются смертельными врагами нартов, с которыми ведут жестокую борьбу. В конце концов нарты одолевают их и в последнем решающем сражении уничтожают всех до одного.

Лесной человек" (агъач киши)Другое мифологическое существо, напоминающее эмегена - "лесной человек" (агъач киши). Он огромного роста и силы, с острым, в виде топора, костяным наростом на груди. Он .может, по мифам и сказкам, напасть на человека, но может и помочь. Очень много рассказов о встрече одинокого охотника с одним из Агъач Киши, ночью, у костра. Когда охотник, обманув задремавшее чудовище, забирается на дерево, положив вместо себя бревно и накрыв буркой, тот просыпается, и думая, что охотник спит, бросается грудью на это бревно. Охотник ранит его выстрелом и Агъач Киши убегает.

Кроме того, Агъач Киши представлялся нашим предкам хранителем леса. Он строго следил, чтобы люди зря не рубили деревья - за это он жестоко наказывал. Иногда рассказывается, что "лесных людей" было много, и что они жили стадами, бродя по лесам.

Алмосту

Другое страшное существо - алмасты. Они, как и люди, делятся на мужчин и женщин, но чаще рассказывают о женщинах. Их описывают то как очень безобразных, то как неслыханный красавиц, с длинными до пят волосами, безо всякой одежды. Они могут жить и в лесу, в оврагах, но могут поселиться на чердаке дома и тогда нужно оставлять там еду для алмасты. Убивать алмасты, как считали, нельзя - перед смертью это существо проклинает убийцу и проклятие всегда сбывается.

Рассказывают о гигантских пауках, величиной с большую корзину, нападавших на людей. Спасаясь от них, люди бежали на равнины или на вершины гор - пауки туда вскарабкаться не могли. В конце концов они были истреблены нартами.

Хохури

О нескольких мифологических чудовищах никаких мифов не сохранилось. Это Хохури - небесный волк с длинной и зубастой пастью.

Къан Тулукъ

Къан Тулукъ - страшное существо, напоминающее сосуд с кровью, верхняя оболочка которого очень тонка, и если хоть слепка коснуться его, оттуда на человека брызгает ядовитая кровь и человек заболевает и умирает.

О плохом человеке говорят: "Къан Тулукъ!". По верованиям кумыков, это существо выходило из могилы злой женщины в полночь, на поиски добычи.

Эмгек Эмеуюл

Такими же враждебными человеку существами были, видимо, и два других - эмгек (кровосос) и эмеуюл. Возможно, впрочем, что это два названия одного демона.

Возможно также, что некими грозными существами считались Бабай и Маму, именами которых пугают детей.

Желмауз.

Хорошо известно в карачаево-балкарской мифология другое чудовище - Желмауз. Это кровожадная людоедка, обладающая неимоверной силой, со стальными зубами. Некогда она была разорвана на части крылатыми собаками нарта Кыйынлы). Но ее голова вместе с вцепившимися в нее собаками (они называются самырами) улетела в небо, где собаки стали охранять от нее луну. Один раз в течение года собаки от усталости засыпают, и тогда голова Желмауз набрасывается на луну, пытаясь ее проглотить, отчего происходят лунные затмения. Тогда люди начинают стрелять из ружей, кричать, бить в медные тазы, чтобы, разбудить собак. Те просыпаются и оттаскивают голову Желмауз от луны, и она снова светлеет.

Деу

Иногда встречаются в сказках некие страшные и могучие существа - ДЕУ - великаны с длинными кривыми когтями, напоминающие по описаниям эмегенов. Обычно они охраняют волшебное дерево или какое-нибудь другое сокровище.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Карлики и великаны

Карачаевцы

Духи-хозяева. Эти духи тоже не имеют ясного облика и отдельных имен, их именуют просто жер-иеси (хозяин-места) или суу-иеси (хозяин воды). У каждой местности, и у каждой реки, озера и т. д., были свои духи - хозяева, которых нужно было задобрить. Поэтому им приносили жертвы - поливали землю мясным бульоном, кровью овцы, клали мясо на видном месте. Суу иеси, кроме того, именовались еще сууердинами. Верили, что они могут навредить человеку, но могут и помочь.

Под землей, по верованиям балкарцев и карачаевцев, жили еще и жеки - малорослые, но сильные и умные карлики. Летом они выходили на поверхность, жили в корнях деревьев.

Верили предки и в домовых - юй иеси. Считалось что у каждого дома есть свой дух-хозяин, живущий в кладовой, в пристройке, хлеву. Этим духам полагалось оставлять на ночь еду, иначе обиженный домовой мог задушить ребенка в колыбели.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...