adv Опубликовано 10 июня, 2008 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2008 Во вторник в немецкой клинике умер знаменитый писатель Чингиз Айтматов Народный писатель Киргизии Чингиз Айтматов - лауреат Ленинской премии (1963) и трех Государственных премий (1968, 1977, 1983), герой Социалистического труда (1978), депутат Верховного Совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки. Будущий мастер пера родился 12 декабря 1928 года в селе Шекер Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хазиевна, татарка по национальности, была актрисой в местном театре. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе (сейчас - Бишкек). В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трех лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 году поступил на Высшие литературные курсы в Москве. В 1958 году, в год их окончания, в журнале "Октябрь" был опубликован его рассказ "Лицом к лицу" (перевод с киргизского). В том же году были напечатаны его рассказы в журнале "Новый мир", а также вышла в свет повесть "Джамиля", принесшая Айтматову мировую известность. Его произведения переведены на многие языки мира. Среди наиболее известных - "И дольше века длится день" (1980), "Белый пароход" (1970), "Плаха" (1986), "Когда падают горы (Вечная невеста)" (2006). Писатель выступал также как сценарист - в фильмах "Пегий пес, бегущий краем моря" (1990), "Эхо любви" (1974), "Я - Тянь-Шань" (1972), "Бег иноходца" (1968), "Первый учитель" (1965). В 1990-1994 Айтматов работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2008 года был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
DRUG Опубликовано 10 июня, 2008 Поделиться Опубликовано 10 июня, 2008 жаткан жери жайлуу болсун... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 11 июня, 2008 Модераторы Поделиться Опубликовано 11 июня, 2008 Удалось с ним познакомиться и пообщаться 2 года назад. Большой, высокий, статный, мудрый человек с прекрасным чувством юмора. Литература потеряла замечательного писателя, а Кыргызстан узнаваемое в мире лицо. Очень жаль. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 11 июня, 2008 Поделиться Опубликовано 11 июня, 2008 мои соболезнования. RIP. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 11 июня, 2008 Admin Поделиться Опубликовано 11 июня, 2008 Очень тяжелая утрата для всего кыргызского народа. Искренние соболезнования родственникам и близким покойного. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 11 июня, 2008 Поделиться Опубликовано 11 июня, 2008 Мои искренние соболезнование родным и близким, и всему кыргызскому народу. Он был моим любимым писателем в детстве и юности, читал его книги на монгольском и на русском и всегда проибретал огромные удовлотворения. Пусть в следующей жизни он проибретает всего того что ему в этой жизни не хватало! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kazarin Опубликовано 12 июня, 2008 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2008 Я тоже соболезную, он - великий писатель Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oquzer Опубликовано 13 июня, 2008 Поделиться Опубликовано 13 июня, 2008 Эта великая утрата! Такие таланты и гении не каждый век рождаются. Соболезнования родным, близким, всему киргизскому народу, тюркскому миру и почитателям таланта писателя. Allah rehmet eglesin! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
agacir Опубликовано 15 июня, 2008 Поделиться Опубликовано 15 июня, 2008 да только за "манкурта" ему уже памятник надо... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тюрколог Опубликовано 16 июня, 2008 Поделиться Опубликовано 16 июня, 2008 Да этот человек, благодоря которому Кыргызстан стал известен всему миру! К его книгам будут возвращаться люди всех возрастов, кто пережил советское время... Интересно, есть ли Интернет ссылки на его произведения? Он как писатель великолепно раскрыл образ бессмертного Чингисхана... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RustamD Опубликовано 27 июля, 2008 Поделиться Опубликовано 27 июля, 2008 Есть ссылки на его произведения , причём на все http://lib.aldebaran.ru/author/aitmatov_chingiz/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Племя БУГУ Опубликовано 3 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 3 октября, 2009 Год без Айтматова 09/06 11:08, Бишкек – ИА «24.kg» 10 июня 2009 года – ровно год, как литература потеряла талантливого писателя. На протяжении этого года продолжались мероприятия, запланированные еще при жизни Чингиза Айтматова как юбилейные, но ставшие ему данью памяти… Россия, Татарстан, Азербайджан, Турция, Франция, Германия и другие страны вспоминали Чингиза Айтматова и по-новому - уже в отсутствие автора - пытались переосмыслить его знаковые произведения. Кыргызстан тоже не остался в стороне. Круглые столы, конференции, семинары и творческие вечера возносили народного писателя Кыргызстана в докладах и научных трудах высоко. Близится траурная дата, и телеэфир заполняется сюжетами, радио голосами артистов читает отрывки из самых известных повестей и рассказов, художники пишут портреты и монументальные полотна, в центре которых непременно он, Чингиз Айтматов, а называющие себя его единомышленниками ударяются в воспоминания. Не знаю, как родственники народного писателя воспринимают такую показную любовь, что-то в ней уж очень демонстративное, приторное, неискреннее. Все, кто действительно был лично знаком с Чингизом Айтматовым, знают, что ему были чужды все подобные, выставленные напоказ преувеличенные эмоции. Он был другим. Тихим. Очень тихим для литератора с мировым именем. Вряд ли кто-нибудь из современников и истинных его друзей вспомнит, что Чингиз Айтматов повышал голос, вел себя высокомерно или использовал свое известное во всем мире имя. Уместно вспомнить одну историю. В 2006 году тогда председатель Службы национальной безопасности КР генерал-лейтенант Бусурманкул Табалдыев пригласил на закрытый просмотр высокопоставленного чиновника из «Белого дома», Чингиза Торекуловича и журналиста ИА «24.kg». Проходило это в одной из студий Национальной телерадиокорпорации. Глава спецслужб хотел посоветоваться по деликатному и сложному вопросу, как предостеречь необразованных граждан от посулов проповедующих и вербующих в ряды запрещенной экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир». Чекисты тогда создали социальный ролик и очень короткий видеосюжет на заданную тему. Сюжет был весьма суров своей реальностью. С кровью, пытками и традиционным «Аллах Акбар!». Все приглашенные смотрели видеоматериал в абсолютной тишине. После просмотра глава НТРК по законам гостеприимства пригласил всех к себе в кабинет, чтобы в более комфортной атмосфере за чашкой чая обсудить вопрос. Генерал-лейтенант, уважая писателя-аксакала, обратил свой взор на него. Да и всем участникам просмотра хотелось услышать мнение того, кто задолго до появления распространителей экстремистских лозунгов в своих повестях и рассказах, романах и притчах поведал об истинных ценностях человечества. Чингиз Айтматов предложил для начала выслушать чиновника. Из пяти присутствовавших трое были курящими, но двое, уважая преклонных лет писателя и генерал-лейтенанта, а также не переносящего табачный дым хозяина кабинета, от сигарет, разумеется, отказались. Прыткий чиновник, не спросив, хотя бы из вежливости, разрешения закурить, повелительным тоном потребовал пепельницу. И начал разглагольствовать. Представитель «Белого дома» долго пенял главе спецслужб, что сняли они, конечно, халтуру, что не стоило изображать из себя режиссеров и прочую ерунду. Все эти речи он произносил с сигаретой в зубах. «Чингиз Торекулович, вы со мной согласны?», - вопрошал чиновник, выпуская струю дыма прямо в лицо писателя. Чингиз Айтматов, кашляя, кивал головой: мол, продолжайте, не отвлекайтесь. Табачная экзекуция длилась около часа. Писатель с мировой известностью, окруженный любовью сотен тысяч читателей, он ни разу не посетовал и не позволил себе недовольного взгляда в сторону чинуши. Генерал-лейтенант обещал поработать над ошибками, учесть замечания чиновника. Чингиз Айтматов, посмотрев на часы, сказал, что пора, его ждут на еще одной запланированной встрече. Все дружно воскликнули: «А фильм?». Писатель, помолчав, ответил: «Оставив людей один на один со своими бедами и трудностями, часто на голодном пайке, отмахнувшись, когда они массово кинулись искать прокормления за пределами родины, и все это годами, годами… А сейчас мы хотим их заставить поверить в плохое от проповедников и в хорошее от акима? Это иллюзии». И пошел к дверям. В дни памяти народного писателя будет еще много воспоминаний, много тех, кто захочет быть причастным к этой талантливо-литературной личности, прославившей маленькую Киргизию на весь мир. Остается надеяться, что в сладкой патоке нарочито преувеличенного своего присутствия сотен «единомышленников» в жизни и творчестве Чингиза Айтматова не растворится истинная суть Мастера слова и тонко выписанных добрых рассказов о самом простом и человечном – ценности любви и дружбы. URL: http://www.24.kg/community/46986-2009/02/27/107629.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Племя БУГУ Опубликовано 17 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2009 В Турции состоялся второй Международный симпозиум, посвященный творчеству Ч.Айтматова 16-10-2009 17:04 Бишкек (АКИpress) - Второй Международный симпозиум «Дни Ч.Айтматова», посвященный творчеству кыргызского писателя Чингиза Айтматова, прошел 12-15 октября в г.Анкара (Турция). Как сообщили 16 октября в посольстве КР в Турции, в рамках симпозиума прошли круглые столы на тему «Воспоминание о Ч. Айтматове», «Ренессанс Ч. Айтматова», «Роль образования и нравственности в произведениях Ч. Айтматова», «Культурно-историческое наследие в произведениях Ч. Айтматова», «Человек и окружающая среда в произведениях Ч. Айтматова» и «Проблема самосознания в произведениях Ч. Айтматова». В делегацию Кыргызстана вошли сестра писателя Роза Айтматова, ректор Кыргызско-турецкого университета «Манас» С.Кайыпов, ректор Кыргызской национальной консерватории М.Бегалиев, директор Института языка и литературы Ч. Айтматова НАН КР А.Акматалиева, председатель Союза писателей КР А.Алимбаев и профессор отделения тюркологии кыргызско-турецкого университета «Манас» К.Конкобаев. В день официального открытия симпозиума был показан документальный фильм «Белые сны по дороге домой» и художественный фильм режиссера Б. Шамшиева «Ак кеме». В работе симпозиума приняли участие писатели, ученые, исследователи-айтматоведы из Кыргызстана, Казахстана, Японии, Узбекистана, России и США. Мероприятие было организовано по инициативе Отделения современных тюркских языков и литературы Факультета филологии, истории и географии Анкарского Университета при поддержке Международная организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства, Посольства КР в Турции и Министерства культуры и туризма Турции. http://kg.akipress.org/news:131711 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Племя БУГУ Опубликовано 17 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2009 В Оше открылся I областной кинофестиваль, посвященный Ч. Айтматову 13-10-2009, 15:06 АКИpress-Фергана (ош) - 13 октября в зале заседаний Ошской областной государственной администрации состоялось церемония открытия I областного кинофестиваля «Чынгыз Айтматов и кыргызское кино». На открытии кинофестиваля выступили с поздравительной речью заместитель главы Ошской облгосадминистрации Айгуль Наватова, генеральный директор Департамента кинематографии при Министерстве культуры и информации КР Абибилла Пазылов, родственник Народного писателя КР Ч. Айтматова Смакбек Темиралиев и актер, сыгравший главную роль нового художественного фильма «Гулсарат» Догдурбек Кыдыралиев. Как отметил А. Пазылов, впервые в республике в Ошской области проходит кинофестиваль, где будет показано около 20 художественных и документальных, короткометражных фильмов, снятых по произведениям Ч. Айтматова. «Все мы знаем, что Ч. Айтматов является великим талантливым писателем, но кинематография была его второй профессией. Возглавляя кинематографию Кыргызстана, он внес большой вклад в развитие кыргызского кино на международной арене», - сказал А. Пазылов. Родственник писателя С. Темиралиев подчеркнул, что 2008 год - Год Ч. Айтматова стал духовным очищением в кыргызской культуре, когда молодое поколение смогло ознакомиться с фильмами, снятыми по произведению Ч. Айтматова, были выпущены его книги, во всех средствах массовой информации целый год писали о нем. В завершение церемонии состоялся показ нового художественного фильма «Гулсарат», снятого казахстанскими кинематографистами. Отметим, в этот же день открытие кинофестиваля и показ фильма состоялись в ошском кинотеатре «Семетей» и Доме культуры Кара-суйского района. http://fergana.akipress.org/news:51211/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Племя БУГУ Опубликовано 22 ноября, 2009 Поделиться Опубликовано 22 ноября, 2009 AITMATOV.KG http://www.aitmatov.kg/news.php Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Племя БУГУ Опубликовано 30 ноября, 2009 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2009 В Кыргызстане пройдет день памяти народного писателя Чингиза Айтматова 30/11 15:08, Бишкек – ИА «24.kg», Иван ДОНИС В Кыргызстане 11 декабря в столичном Доме кино пройдет день памяти народного писателя Чингиза Айтматова. Об этом сообщают организаторы мероприятия. По их данным, акция «Кыргызское кино с Чингизом Айтматовым» организуется по инициативе департамента по кинематографии при Госагентстве культуры КР. В ее рамках там же пройдут посвященная творчеству писателя фотовыставка и показ художественной картины по мотивам его произведения. Как сообщается, после просмотра киноленты представители творческой интеллигенции, режиссеры и актеры обсудят влияние творчества писателя на становление и развитие кыргызской кинематографии. URL: http://www.24.kg/culture/66197-v-kyrgyzstane-projdet-den-pamyati-narodnogo.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Племя БУГУ Опубликовано 5 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2009 http://diesel.elcat.kg/index.php?showtopic=2959002 В городской библиотеке Чингиза Айтматова не хватило места для всех желающих принять участие во встрече "Чингиз Айтматов и мировая культура". Несмотря на то, что участники и пришедшие сидели по двое на стульях, каждые две минуты двери распахивались и вновь, в переполненный зал входили ценители творчества Чингиза Торекуловича. http://www.photo.kg/gallery/aitmatov/2253/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Племя БУГУ Опубликовано 5 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2009 Почитатели творчества Ч Айтматова http://diesel.elcat.kg/index.php?showtopic=2951553 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
БiрАтан Опубликовано 10 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2009 случайно наткнулся на обсуждение в казнете "темы Чингиза Айтматова" alima_bisenova http://www.zonakz.net/blogs/user/alima_bisenova/3132.html рассуждения и мысли о манкуртизме и пост-колониализме Согласно пост-колониальной теории, главная и неразрешимая проблема постколониального мира – это даже не бедность и технологическая отсталость. Главная проблема – это колонизация воображения постколониального субъекта. Парта Чаттерджи пишет, что в материальном плане постколониальный субъект всегда останется простым потребителем современности (consumer of modernity), он не может стать свободным субьектом мысли и действия, творцом и автором современности, потому что все материально-технические высоты уже достигнуты Европейской цивилизацией. Постколониальному субъекту остаётся только "догонять" тех кто уже достиг переднего края современности. "Догнать и перегнать Америку" как говорили в СССР, в принципе можно, но если у субъекта изначальная установка "догнать" и стать таким "как другой" он диалектически не может реализоваться как субьект, найти себя в этом мире.Проблематика пост-колониального субьекта пришла к нам в 80-х годах в образе манкурта. В чём главная проблема Айтматовского манкурта? С одной стороны, манкурта жалко. Изначально над ним было совершено насилие, манкуртом он стал не по своей воле. Но потом манкурт смирился со своей судьбой, перестал "искать себя", остался жить среди врагов. Говоря современным языком, манкурт ассимилировался. Айтматов пытается провести параллель между манкуртом и сыном Казангапа. Но сын Казангапа -- намного хуже чем манкурт. У манкурта не было выбора, а сына Казангапа готов добровольно предать память отца. В пост-колониальной теории Запада есть свои манкурты. В "Чёрных Лицах, Белых Масках" Фанона проблема чёрного манкурта даже не в том, что он -- манкурт, проблема в том, что он не может ассимилироваться, просто потому что он -- чёрный. Ему хочется быть белым, но он чёрный. На него все показывают пальцем, хотя он образованный и культурный, намного цивилизованнее многих "белых". Если бы он был белым, проблемы "поиска себя" возможно бы даже не было. Но расовые предрассудки заставляют его "искать себя". Чёрного манкурта мучает несоответствие его внутреннего мира (для себя то он белый) его физической оболочке, и он становится пациентом психоанализа. Мимикрирующий субъект Бхабхы, перед тем как найти себя, должен полностью стать "как другой". Иначе его собственное "я" не узнают другие. Чтобы в индийце признали его НЕанглийскую суть, он должен закончить Оксфорд и Кэмбридж, и заявить о себе с английским акцентом. И тогда англичане скажут, "you are articulate enough, we can hear you now". Однако после долгого акта мимикрии, осталось ли "лицо под маской" или "маска стала лицом"? Бхабха верит что лицо есть, просто оно глубоко спрятано. Осознание собственного манкуртизма и падение "железного занавеса", многократно усложнили проблему казахского манкурта. Манкурт Айтматова, напомним, не был еще отягощен сознанием своей вины. Он убил мать по незнанию и неразумению, хотя что-то смутно его томило, наверное рост национального самосознания. Теперь же манкурт должен заново себя позиционировать: как манкурт, который осознал и осудил своё манкуртство, манкурт, который ищет свои истоки, но которому, кроме этого еще нужно "догнать и перегнать". Некоторые манкурты теперь, возможно, с ностальгией вспоминают времена своего "невинного" манкуртства. А некоторые даже злятся: в чём их, в конце-концов, постоянно обвиняют и что от них требуют? на мой вкус - здраво... где-то ранее уже обсуждалась теза of Malcolm X о "рабах на плантации" и "домашних рабах"... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheroki Опубликовано 23 сентября, 2012 Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2012 К какому он племени принадлежал? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheroki Опубликовано 23 сентября, 2012 Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2012 Ау. Что, никто не знает? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 24 сентября, 2012 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2012 Ау. Что, никто не знает? род неважен. а то начнется бессмысленные разговоры типа он потомок монголов и т.п. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheroki Опубликовано 24 сентября, 2012 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2012 род неважен. а то начнется бессмысленные разговоры типа он потомок монголов и т.п. Я собственно и не предполагал этого. Просто меня интересует выходцем из какого племени был его отец, ну и соотвественно он сам. Про сарт-хытаев, вообще впервые, слышу. Разве было такое племя у киргизов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 25 сентября, 2012 Admin Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2012 Он происходил из кыргызского племени кытай, которое относится к левому крылу. Основной анклав проживания кыргызских кытаев - Талас. Хукер уже был однажды наказан за использование термина сарт к месту и ни к месту, похоже надо вновь принимать меры. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться