Перейти к содержанию
Гость Зиядоглу

Хормуста и Чингис

Рекомендуемые сообщения

Ни грамма желчи, Брат.

Уважаемый Jalairtay!

Л.Гумилев действует, как красная тряпка на лиц еврейской национальности за книгу "Открытие Хазарии". Есть у Гумилева "научно-популярные труды", но есть и фундаментальные работы "Хунну", "Древние тюрки". Если Вам не нравится часть гипотез, это не является основанием отвергать все работы или высказаваться о его личности.

К примеру, коммунизм, как практика себя не оправдал, но это не значит, что формула "Бытиё определяет сознание" не верна, а в "Капитале" нет ни одной здравой мысли, то же самое можно сказать о Макиовели, Р.Бэконе и т.д.

Я Л.Н.Гумилева не цитировал, старался опираться на первоисточники. Идею о зороастризме Чингизхана прочитал действительно у Л.Н.Гумилева, к сожалению, мой уровень не достаточен для выдвижения самостоятельных научных гипотез. У Гумилева есть ошибки, а у кого их нет? Даже на солнце есть пятна...

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Асан Кайгы!

История зорорстриазма (биография Флинта) достоверна известна современному человечеству только после 3-5 веков с иранской традиции.

А анти-дэвовские надписи Дария а свидетельства греков о зороастризме? Там явно не 3-5 века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общем каждый остается при своей позиции, вы можете и дальше верить в зороастризм усуней и Чингиз-хана, я от такой точки зрения воздержусь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общем каждый остается при своей позиции, вы можете и дальше верить в зороастризм усуней и Чингиз-хана, я от такой точки зрения воздержусь.

Уважаемый Асан Кайгы!

К предмету моей "веры" это абсолютно не относится, так "вера" и "гипотеза" лежат в разной плоскости. Есть гипотеза, она может быть подтверждена, опровергнута или остаться недоказанной по причине недостатка информации.

По зороастризму усуней я придерживаюсь последней точки зрения, но по косвенным данным считаю зорастризм уйсуней, вполне возможным.

По зороастризму Чингизхана от своего мнения отказываюсь, так как вера Чингизхана имеет несомненное сходство с верой древних тюрок - тенгирианское единобожие.

Насколько оригинальным было единобожие древних тюрок, и, вообще, механизм формирования однобожия из многобожия, влияние соседних религий, близость тенгигрианское однобожия к зороастризму (хотя поверхностное ознакомление с мифами этих религий обнаруживает некоторое сходство, что, впрочем, не исключает влияния тенгрианства на зороастризм)- высказаться пока не могу.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Sara_Tudzi/frametext.htm

ШАРА ТУДЖИ

Владыка соизволил сказать:

По велению отца моего небесного Хормуста тэнгри покорил |39| я двенадцать великих хаганов всего мира, завершил большую часть великих дел, ныне спокойно жить буду”. Сказав, девятнадцать лет прожил. После того владыка повеление сделал: [132]

“Во-первых, ранее обещал взять, во-вторых, остались непокоренными только они”, сказал и на тангутского 36 Шидаргу-хагана, когда отправился в поход, то Шидаргу-хаган обратился

В некоторых источниках сказано: в год собаки Чингис-хаган отправился в поход на тангутский народ...

...Чингис-хаган, перезимовав в Снежной [горе], велел Толон Черби убить тангутского Шидаргу-хагана. Когда убивали, то Шидаргу-хаган слово вымолвил: “Если меня убьете, то Чингис-хагану — телу твоему будет худо, если не убьете, то последующим потомкам твоим будет худо”, — сказал, умирая. “Пусть хорошо будет моим потомкам — [мне] хагану вреда нет”, — с такими словами велел убить. Чингис-хаган повеление сделал. [133]

____________________________________

|40| в змея. Эдзэн 38 обратился в гаруди. 39 Шидаргу-хаган обратился в тигра, тогда Эдзэн сделался арсланом. 40 Когда |41| Шидаргу-хаган превратился в юношу, то Эдзэн, став Хормустой, схватил Шидаргу-хагана...

...Линдан Хутугту, прозванный Суту Чингис Даймин Сэцэн, победитель всех стран, великий Чакраварти, тэнгри из тэнгриев, всей вселенной Хормуста, вращающий золотое колесо, владыка учения, превосходным образом осуществил два правления. Вследствие прежних деяний у ханов и простого народа шести тумэнов увеличилось стремление к неподчинению. Не сумел уговорить их мирным путем. Тогда силою собрав шесть |109| великих народов, тридцать один год на ханском престоле сидел. Уйдя в западную сторону в местность под названием Шара-Тала, скончался сорока трех лет от роду...

38. Эдзен — вообще значит “владыка”, “повелитель”, “хозяин”. В летописях же большей частью под этим названием подразумевается Чингис. В “Шара Туджи” под “эдзен” всегда следует понимать “[b]владыка Чингис”.[/b]

_________________________________________________________________________________________________

Мой коментарий: Много источников про единобожие Чингизхана: персидских, западноевропейских, армянских и т.д., а тибетцы назвали имя бога Чингизхана: Хормуст - тэнгри.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Munschi_Yusuf/text1.phtml

МУХАММЕД ЮСУФ МУНШИ

МУКИМ-ХАНСКАЯ ИСТОРИЯ

ТАРИХ-И МУКИМ-ХАНИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ, [КОТОРЫЕ РАССКАЗЫВАЕТ] СЕЙИД БАХАУДДИН

Когда я приблизился к городу Тамгачу, показалось возвышение вроде (белой) горы; оно было примерно, десяти фарсангов (в окружности) 26. Я спросил встречных: “Эта страна теплая, и я слышал, что здесь не бывает ни снега, ни льда; что же это за гора?”.

Они засмеялись и сказали: “Это не снег, а кости тех, которых там убили, мясо съели дикие и домашние животные, а кости остались”.

____________________________________________________________________________________________________________________

Мой комментарий: Удивительно похоже на зороастрийские захоронения на башнях молчания.

Это не могли быть трупы протвников, так как таскать трупы на гору тяжелая работа.

Прибавьте к этому "небесные захоронения" современных бурят и Хормузда в пантеоне тенгриев современных бурят.

Изменено пользователем атыгай
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Neji-Toin/text.phtml

БИОГРАФИЯ НЕЙДЖИ-ТОЙНА

Обстоятельства посещения святого Хормусты 72 на земле императора Тайц-зуна с целью создания условий для распространения религии. /41б/

72. Qormusta (тиб. brgya-byin — «владыка духов и земли») — монг. вариант Индры.

______________________________________________________________________________

Вера в Хормузда, так глубоко укоренилась среди монгольских народов, что стала вариантом Индры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Молитва Чингизхана:

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Sokr_skaz/text1.phtml?id=4413

СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ

И сказав так, он обернулся лицом к солнцу, как четки повязал на шею свой пояс, за тесьму повесил на руку шапку свою и, расстегнув (обнажив) свою грудь, девятикратно поклонился солнцу (в сторону солнца) и совершил (дал) кропленье и молитву.

Сравните:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Парси

Зороастризм

Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для сравнения похороны в разных культурах

http://botinok.co.il/node/48449

Зороастрийцы

Кто-то считает, что зороастрийцы не испытывают к останкам умершего никакого уважения. Так почему бы не оставить их просто так – безо всякого внимания? Между тем погребальный обряд до сих пор ими соблюдается строго и скрупулезно, так же, как это было в давние времена.

Зороастр учил, что душа человека – это средоточие борьбы между добром и злом. Сам человек – не добр, не зол по своей природе, но он находится под влиянием богов добра и зла. Добрый дух наставляет всякого человека на добро, а злой побуждает делать зло. Кто творит добро – то мудр. А смерть - это победа злых сил на силами добра. Как только душа отлетает от тела, на него набрасывается дэв смерти в облике трупной мухи. Все, чего касается тело покойного, а также его родственники, и также все и всё, что и кто находились с ним рядом во время смерти – всё это дэв смерти поражает и делает нечистым. И с этим нужно как-то бороться, точнее, нужно бороться с силами зла. Для этого проводятся специальные обряды: омовения родственников, внесение в дом огня, молитвы, поминки – всё чётко по расписанию и порядку. Но что же происходит в это время с телом покойного?

Его выносят из дома и оставляют на специальном открытом месте или дахме (специальная башня) из камня или кирпича. Собаки и птицы пожирают это тело, а кости, оставшиеся после обряда очищения костей от плоти, складывают в закрытые хранилища – так, чтобы они не касались земли и воды – как подземной, так и дождевой, чтобы они не стали нечистыми. Эти костехранилища – единственное, что со временем остается памятниками похоронного обряда, потому что со временем и дахмы срывают – для ублаготворения земли. Все ритуалы, связанные с погребением, проводят исключительно специальные люди, которых, несмотря на постоянно проводимый ими сложный ритуал очищения, остальные сторонятся – никому не хочется касаться того, кто каждый день проводит рядом со злыми силами.

Тибетцы

«Небесные похороны» на Тибете – тоже ритуал не для слабонервных. Для буддиста нет ничего постоянного. Тело как цветок рождается, вырастает, умирает. Тело без души – сосуд, пустая скорлупа. Часто его просто выбрасывают на съедение птицам и зверям. «Небесные похороны» - более сложный обряд.

Тело мелко-мелко разрезают, этот «фарш» смешивают вместе с тестом (тцампой), и затем скармливают птицам-стервятникам. Иногда это усугубляется еще и перемалыванием костей. На самом деле, «небесные похороны» - награда для праведников, поскольку эта странная на наш взгляд процедура проделывается для того, чтобы праведник накормил собой Небесных Созданий.

Тибетские монахи недаром с давних времен считаются одними из самых больших знатоков человеческой анатомии: у них до сих пор – пусть теперь не так часто, как в былые времена - есть возможность ознакомиться с ней очень подробно.

Монголы

В этой большой и древней стране тоже существовали разные варианты ритуального погребения. Монголы считали, что тело покойного нужно уничтожить, иначе его дух вернется в тело с самыми неприятными для живущих людей последствиями. «Небесные похороны», как ритуал, для монгола не были чем-то удивительным. Однако же самый простой монгольский ритуал похорон, который до сих пор – хотя и очень редко, но всё же встречается – выглядит так: тело покойного заворачивают в саван, кладут на повозку и пускают лошадь вскачь. Где-то тело выскочит из повозки – там его найдут и съедят степные хищники.

До сих пор в Монголии остались места, которые лучше не посещать – это может быть, к примеру, овраг за поселением, или знаменитая Черная долина, куда тела покойников просто выбрасывали – а затем голодные собаки, жившие в этих местах, рвали тело на части – чем быстрее это происходило, тем быстрее душа попадала в предназначенное ей место. Кстати, собаки эти, генетически приученные к человеческому мясу, и для живых людей были не так уж безопасны.

Языческие открытые захоронения были более щадящими в обращении с телом покойного похороны – оно просто оставлялось лежать на земле, а над его головой водружался шест, который венчался изображением – луны (отца) и солнца (матери). После принятия буддизма вокруг покойника стали протягивать веревку с прикрепленными на ней бумажками или кусочками ткани с текстами молитв, устанавливали буддийские иконы, оставляли рядом с захоронением пищу и чай. Через три года, если от тела покойного что-то оставалось – это собирали и сжигали. Обряд назывался «вторичные похороны».

Наверное, стоит добавить, что монголы тоже закрывали покойникам глаза, рот и нос (нос не заклеивали, а прикрывали большим пальцем правой руки), а тела выносили из юрты не через обычную дверь – а специальное отверстие в ней. Может, в прошлой жизни они были варягами?

Если кто-то сегодня в Монголии будет захоронен без погребения в землю – мы с вами об

этом не узнаем, официально каждый умерший монгол должен лежать в земле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/4324/ХОРМУСТА

ХОРМУСТА

Хормуста-тёнгри, Хормуста-ха н, Хурмаст, Хан Хюрмас (Тюрмас, Хйрмус, Хирмас, Хёрмос)-тёнгери (бурят.), Курбусту (тувинск.), Уч Курбустан, Кубустан-аакай (алт.), Хормусда (маньчж.), в мифологии монгольских народов верховное небесное божество. Восходит к согдийскому Хурмазта (см. в ст. Мазда), который при принятии согдийцами буддизма был отождествлён с Шакрой (Индра), возглавляющим сонм 33 небесных богов. Хурмазта (Хурмузта) был воспринят средневековыми уйгурами-буддистами и затем (не позднее 15 в.) - монголами.

Статья с похожими доводами

http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=print&op=PrintPage&sid=119

Этническая и религиозная принадлежность Чингисхана

Дата: 09.03.2006

...Целью настоящей работы, является попытка преодоления ложного мифа бытового сознания и, к сожалению, и исторической науки ХIХ в., о том, что монголы были забитым, недоразвитым народом Центральной Азии, и что главенствующим у них был языческий шаманизм. Что они “дикие варвары незнающие чести” и т. д. и т.п...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.sitc.ru/conf/thesis/thes_ru/sangeeva_r.htm

Л. Ц. Санжеева, БГУ

(г. Улан-Удэ)

ИНОЯЗЫЧНОЕ ВЛИЯНИЕ В ЭПИТЕТИКЕ ИМЕН ГЕРОЕВ "ГЭСЭРИАДЫ"

...Среди терминов, имеющих общемонгольский характер (буддийская лексика) и пришедших от древних уйгуров (в большинстве случаев это слова санскритского происхождения), выделяется имя главы 55 западных небожителей – Хан Хюрмас (Хирмас, Хирмос, Хормуста) – др.-уйг. Хормузда, Хормузта – Ормузда (по-персидски Ахурамазда). Это имя, возможно, восходит к Ахура Мазда – иранскому богу солнца, света. Это божество олицетворяло доброе, созидательное начало в иранской мифологии, согласно учению Зороастра. Конечно, иранское божество Ахура Мазда и бурятское Хормуста имеют много общего.

На ираноязычной почве также можно интерпретировать имя одного из антиподов Гэсэра в бурятском эпосе – Ассурай (Ашшурай) Шара мангадхай "Желтый ман-гадхай Асурай < др.-уйг. асури (санскр. асура "класс демонических существ"). Некоторые исследователи эпоса возводят имя Ашшурай к имени верховного бога ассирийцев, которого связывали с угнетением, насилием, войнами.

Другой образ, воплотивший в себе зло, темные силы, – противник Гэсэра в эпосе – Минга Найман толготой Митуурай Шара мангадхай. Это имя восходит к имени древнего иранского божества природных сил – Митре. Это божество, как и Ассур, было отвергнуто Зороастром...

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.sitc.ru/conf/thesis/thes_ru/sangeeva_r.htm

Л. Ц. Санжеева, БГУ

(г. Улан-Удэ)

ИНОЯЗЫЧНОЕ ВЛИЯНИЕ В ЭПИТЕТИКЕ ИМЕН ГЕРОЕВ "ГЭСЭРИАДЫ"

...Среди терминов, имеющих общемонгольский характер (буддийская лексика) и пришедших от древних уйгуров (в большинстве случаев это слова санскритского происхождения), выделяется имя главы 55 западных небожителей – Хан Хюрмас (Хирмас, Хирмос, Хормуста) – др.-уйг. Хормузда, Хормузта – Ормузда (по-персидски Ахурамазда). Это имя, возможно, восходит к Ахура Мазда – иранскому богу солнца, света. Это божество олицетворяло доброе, созидательное начало в иранской мифологии, согласно учению Зороастра. Конечно, иранское божество Ахура Мазда и бурятское Хормуста имеют много общего.

На ираноязычной почве также можно интерпретировать имя одного из антиподов Гэсэра в бурятском эпосе – Ассурай (Ашшурай) Шара мангадхай "Желтый ман-гадхай Асурай < др.-уйг. асури (санскр. асура "класс демонических существ"). Некоторые исследователи эпоса возводят имя Ашшурай к имени верховного бога ассирийцев, которого связывали с угнетением, насилием, войнами.

Другой образ, воплотивший в себе зло, темные силы, – противник Гэсэра в эпосе – Минга Найман толготой Митуурай Шара мангадхай. Это имя восходит к имени древнего иранского божества природных сил – Митре. Это божество, как и Ассур, было отвергнуто Зороастром...

Рахмет, интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статья по теме:

http://www.tuva.asia/journal/issue_1-2/120-tengriism.html

Синергетические и метафизические основы тэнгрианской религии Чингис-Хана

О тенгрианской цивилизации

Новое исследование о кочевых народах Внутренней Азии

Издана монография о тэнгрианстве тюрко-монгольских народов центральной Азии

Традиционное общество народов центральной Азии

Тэнгрианская цивилизация в духовно-культурном и геополитическом пространств ...

Н. В. Абаев

...Именно тэнгрианство, в основе которого лежала идея организующей силы «Вечного Синего Неба», негэнтропийной (антриэнтропийной) по своей сути, обусловило стремление к всеобщему космическому порядку, которое выразилось в сфере социальной самоорганизации в идее мировой империи, управляемой «сыном Неба», главным или даже «единственным» земным воплощением универсального принципа «Единого» в сфере религиозно-философской, выразившегося в концепции Небесного Круга («хор», «хоорай», «хорлоо»), зафиксированной в имени общего Верховного Бога древних сибирских скифо-ариев (саков) и «туранцев» (т.е. тюрко-монголов) - Хормуст-Тэнгри. Поэтому, характеризуя тэнгрианское метафизическое учение о «единой» трансцендентальной сущности как «диалектический монизм», мы, вместе с тем, имеем в виду и его стремление к монотеизму в сфере религиозной практики как государственной религии...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Я бы рекомендовал почитать статьи на интересующую тему в советской энциклопедии "Мифы народов мира" и еще Потанина "Записки из Северо-Западной Монголии".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Хормуста

Хормуста, Хормуста-тенгри, Xoрмуста-хан, Хурмаст, Хан Хюрмас (Тюрмас, Хирмэс, Хирмас, Хёрмос)-тенгеpи (бурят.), Курбусту (тувинск.), Уч Курбустан, Кубустан-аакай (алт.), Хормусда (маньчж.), в мифологии монгольских народов верховное небесное божество. Восходит к согдийскому Хурмазта (см. в ст. Мазда), который при принятии согдийцами буддизма был отождествлён с Шакрой (Индра), возглавляющим сонм 33 небесных богов. Хурмазта (Хурмузта) был воспринят средневековыми уйгурами-буддистами и затем (не позднее 15 в.) - монголами.

В ламаистской космологии X. - главный среди 33 тенгри, пребывающих на вершине мировой горы Сумеру (Меру) и ведущих постоянную войну с асурами. Ему подчинены также четыре махараджи - хранители стран света (локапалы); он - покровитель земли, всего видимого мира и обитающих в нём живых существ (по некоторым представлениям, его лоб украшает золотой диск в виде луны).

В средневековье X., очевидно, быстро контаминируется с центральным ураническим божеством государственного шаманистского культа - Вечным небом (см. в ст. Тенгри), вплоть до полного отождествления (Хормуста-тенгри иногда осмысливается как "небо"), и в таком качестве он фигурирует как отец (или создатель) Чингисхана. X. - небесный отец Гесера, по повелению Шакьямуни посылающий своего сына на землю. В монгольских шаманских призываниях X. - глава 33 или 99 тенгри; по некоторым версиям, он участвовал в творении верховных небесных богов. В поздних преданиях X. иногда выступает в роли демиурга (см. в ст. Монгольских народов мифология). С природой уранического божества связаны его функции громовержца. Согласно сказочно-эпической мифологии, X. - владыка верхнего мира (в одной шаманской легенде описывается как старец, имеющий синюю шелковую шубу), отец многочисленного семейства; к его дочери иногда сватается богатырь. В различных фольклорных сюжетах X. то покровительствует герою, то, напротив, гневается на него, посылает против него своё воинство (напр., драконов-громовержцев лу); однако обычно конфликт завершается примирением. Вследствие неправильного осмысления книжного выражения "33 тенгри [из царства] X." как "33 тенгри [по имени] X." (Гучин гурван Хормустан тэнгэр) эти тенгри выступают в фольклоре (прежде всего западно-монгольском) то в виде множества небесных богов, то в виде одного божества. От формы "Хормустан", воспринятой как множественное число, возникает не существовавшее ранее имя Хормус, оба теонима проникают (вероятно, от ойратов) в мифологию саяно-алтайских тюрок. В результате модификации формы "Хормустан" появляется божество Уч Курбустан (уч - "три" вместо исходного 33) у алтайцев, функционально сходное с Ульгенем, но в отличие от него встречающееся прежде всего не в шаманской мифологии, а в повествовательно-фольклорных сюжетах. Уч Курбустан фигурирует то как один персонаж, то как трое небесных владык (иногда - три брата, восседающие на трёх золотых престолах); урянхайское поверье называет их: Эрлик-хан (вопреки обычному отнесению этого персонажа к нижнему миру; см. Эрлик), Орус-хан ("русский царь") и Эджен-хан ("государь-владыка" - китайский император). Теоним Хормос, который у алтайцев приобретает форму "кцрмцс", становится термином для обозначения обширной категории шаманских духов - злых, тёмных, нечистых; демонов преисподней, обитающих в нижнем мире, а также духов предков (напр., алт.кан адалар кцрмцс - духи предков по мужской линии).

Лит.: Банзаров Д., Черная вера, или Шаманство у монголов, Собр. соч., М., 1955, с. 59-60, 261; Владимирцов Б. Я., Монгольский сборник рассказов из Paсcatantra, в кн.: Сб. музея антропологии и этнографии, т. 5, в. 2, Л., 1925, с. 520.

С. Ю. Неклюдов

Важное место занимает X. в бурятской мифологии. Он - глава добрых западных 55 тенгри (версия балаганских бурят), а также повелитель тёплых дождей, необходимых для травостоя, покровитель кузнечного ремесла. Помимо тенгри, ему подчинены их дети и внуки (ханы, эжины, заяны). Согласно бурятской версии эпоса о Гесере, X. имеет трёх сыновей, имена которых либо восходят к книжной версии Гесериады (Заса Шухер-аха, Ами Сахидак, Тогос Сокто), либо заимствованы из исторических преданий и принадлежат Чингисхану и его братьям (Хабата Хасар-мерген, Бухе Белигте, Шингис Шерете-богдо). Оружие бурятского X.: копьё из чёрного дерева, серебряный колчан со стрелами и жёлтый бухарский лук в серебряном футляре, петля с 13 узлами, кнут с 88 узлами и 99 пуговицами. Его воинское облачение составляют три слоя доспехов: наружный - чёрный, средний - непромокающий в ненастье, длящееся 70 лет, не прошибаемый стрелами с 70 наконечниками, нижний - с 87 пуговицами, сверкающий солнечными лучами; на голове шлем в виде белой шапки, лучезарный, как звезда. Ездит X. на тёмно-гнедом коне величиной с гору.

С X. связан ряд сюжетных линий в бурятском эпосе Гесере: X. борется с Ата Улан-тенгри, главой злых восточных тенгри, из-за обладания Саган Себдеком, нейтральным божеством, не примыкавшим ни к западным, ни к восточным тенгри; он посылает на землю своего сына (в земном перерождении - Абай Гесер Богдо), который сражается со злыми силами, возникшими из тела низвергнутого на землю Ата Улана.

Н. Л. Жуковская

Мифы народов мира. Электронная энциклопедия.

www.mifinarodov.com

От себя: у хакасов Хормуста - Кёрмёс-хан

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обобщу источники.

Первое: религия Чингизхана уже прошла путь от многобожия к монотеизму и на этом основании стоит далеко от политеизма бурят и алтайцев, ламаизма и буддизма.

Второе: религия Чингизхана имеет сходство с монотеизмом древних тюрок, в частности одно из названий единого бога Тенгри. Летописцы отмечают, что огузы легко принимали ислам, потому, что это не противоречило их воззрениям, надо было только говорить вместо бир Тенгри, Бир Алла. Однако, обряд захоронения древних тюрков, огузов (основное различие религий – отношение к загробной жизни) отличается от способа захоронения средневековых монголов. Обряд погребения зороастрийцев имеет сходство с обрядом погребения тибетцев, монголов и бурятов.

Третье: Христианство и манихейство были известны в средневековой Монголии у кереев и уйгур, вера Чингизхана отлична от них.

Четвертое: Одно из названий единого бога – Хормуста сближает с зороастризмом, которое исповедовали согдийцы. Однако, согдийцы пользовались иранскими текстами Авесты, детали канонов которых не совпадали с описанием молитвы Чингизхана. Например, отсутствие поклонов в зороастризме, завязывание пояса, Чингизхан наоборот развязывает пояс и вешает на шею. Однако, имеются и совпадения ритуалов: моление в сторону солнца и монголо-тибетские способы захоронения.

Пятое: религия Чингизхана не была новым культом, так в одном из источников прямо говорится о древнем боге.

Шестое: на одном из периодов развития зороастризма миссонерская деятельность не приветствовалась, оставаясь внутренним культом персов. Так на вопрос Рубрика, христианин ли хан, ему ответили, что он моал, но не рассказали ничего о вере, к этому же я отношу сокрытие способа похорон. Рассказы способа похорон про то, что место захоронения приводится в первозданный вид, а по месту могил прогоняются табуны лошадей, а при похоронах ханов убивается похоронная команда, считаю недостоверными (может быть я не прав и сохранился такой способ похорон?).

На мой скромный взгляд религия Чингизхана была оригинальным культом, сложившимся под влиянием соседних народов. В первую очередь монотеистического тенгрианства тюрок и древнего зороастризма. Монотеистические культы, как принято было объяснять, зарождались или совместно с централизованными государствами, а может быть являлись первопричиной или наоборот следствием централизованных государств, объединяющих народы разного этнического происхождения.

Думаю, что зороастризм не мог быть передан предкам Чингизхана после 5 века согдийцами, потому, что исполнение ритуалов Чингизханом не совпадает с ритуальными действиями иранцев, то есть предполагаю, что название бога Хормуста, направление молитвы и способ похорон переданы тибетцам и монголам в те времена, когда ритуалы зороастризма еще не были канонизированы. Но уже были сформулированы основные постулаты веры: вера в единого бога Хормуста, борьба зла и добра, направление молитвы и способ похорон.

Среди рунических памятников тюрков имеются упоминание о Тенгри, но отсутствуют упоминания о Хормусте. Монотеистический культ тенгри после Тюркского каганата был широко распространен в евразийских степях, возможно, что включение в описание жизни Чингизхана культа тенгри является домыслом летописцев, распространивших очевидное и на Чингизхана?

Возможно, религия Чингизхана была культом только его рода. Физическое отличие Чингизхана и его рода от «канонического» образа монголов: голубые глаза, большая борода, высокий рост, то же говорит о том, что происхождение его отлично от других родов.В результате того, что род Чингизхана распространился на всей Евразии, отсутствия культовых служителей родовой религии, запрет на миссионерство «родовой зороастризм» растворился. Монотеисты стали мусульманами, а политеисты стали ламаистами, буддистами или включили в свой пантеон еще одного бога Хормуста и приняв некоторые ритуалы.

По уверениям летописцев Ясса – законник Чингизхана имелась у всех ханов, возникает вопрос почему она не сохранилась? На мой взгляд в яссе, указывались каноны родового культа Чингизхана, после принятия ислама и буддизма все комплекты яссы были уничтожены священнослужителями.

Мои выводы:

1. Становление империи Чингизхана имела под собой духовную основу - монотеистический культ.

2. Могилу Чингизхана искать бесполезно.

3. Ни один из ныне существующих народов не может претендовать на духовное наследство Чингизхана, так как приняв новые религии потомки превратились в новые этносы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

1. Тюрки и монголы не выработали монотеизма.

2. Нет достоверных описаний европеоидных признаков внешности Чингисхана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Тюрки и монголы не выработали монотеизма.

2. Нет достоверных описаний европеоидных признаков внешности Чингисхана.

Уважаемый Стас!

По тюркам давал выше сноску, еще раз:

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Mychel_Syr/frameotryv1.htm

МИХАИЛ СИРИЕЦ

ХРОНИКА

...Исповедуют они единого небесного бога, но без знания, потому что они этот видимый свод почитают богом. И ничего другого они понять не могут...

...По трем причинам тюрки легко объединились с арабами и приняли веру, которой они придерживаются.

Во-первых, потому что, как мы говорили об этом выше, тюрки всегда провозглашали единого бога и даже во внутренней земле, где жили, они считали видимый небесный свод богом. И даже до сего дня, если спросят человека из [52] тех, кто не сведущ, то он отвечает и говорит; “Qan thangri”. A “qan” на их языке означает “небесная синь”, a “thangri” — “бог”. Они полагают, что небо есть единственный бог. 174 И когда они узнали, что арабы провозглашают единого бога, то приняли их веру...

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Fadlan/text.phtml?id=6123

АХМЕД ИБН ФАДЛАН

КНИГА О ЕГО ПУТЕШЕСТВИИ НА ВОЛГУ В 921-922 ГГ.

А если кого-нибудь из них постигает несправедливость или случится с ним что-либо неприятное, он поднимет свою голову, к небу 182 и говорит; “Бир тенгри” 183, а это по-тюркски “[клянусь] богом [126] единым” 184, так как “бир” по-тюркски “один”, а “тенгри” на языке тюрок - “бог” 185.

По Чингизхану:

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3020-%d1%85%d0%be%d1%80%d0%bc%d1%83%d1%81%d1%82%d0%b0-%d0%b8-%d1%87%d0%b8%d0%bd%d0%b3%d0%b8%d1%81/page__st__80

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3020-%d1%85%d0%be%d1%80%d0%bc%d1%83%d1%81%d1%82%d0%b0-%d0%b8-%d1%87%d0%b8%d0%bd%d0%b3%d0%b8%d1%81/page__st__40

Вовсе не утвержадал, что Чингизхан европоид, но написал, что у него была борода, высокий рост и синие глаза, что отличается от "канонического" образа монгола (вообще тонко намекал, что он казах. :) ).

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

1. Про тюркскую и монгольскую мифологию с развитым пантеоном и сонмом божеств можно почитать в той же энциклопедии.

2. Источники про волосатость и голубоглазость есть? Нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Про тюркскую и монгольскую мифологию с развитым пантеоном и сонмом божеств можно почитать в той же энциклопедии.

2. Источники про волосатость и голубоглазость есть? Нет.

1.Энциклопедия составлялась ведь не в средневековье?

А вот еще независимые источники:

http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Chronograf_14v/text2.phtml

ГРУЗИНСКАЯ КНИЖНАЯ ЛЕГЕНДА О ЧИНГИСХАНЕ

Была в законе у них вера в единого бога бессмертного: [они] обращали лицо к солнцу на восток, трижды преклоняли колена, трижды кланялись, концом среднего пальца касались ладони и прищелкивали, и более ничего.

http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Ann_de_Burton/text1.phtml?id=1023

АННАЛЫ БЁРТОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

(конец XIII в.)

Расследование о тартарах, проведенное в Лионе его святейшеством папой …

… О вероисповедании 13 ответил,

-что они веруют в единого владыку мира; поэтому, когда направляли к рутенам посольство, поручили [обратиться] с такими словами: "Бог и сын его - на небе, Чиркан - на земле"…

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3020-%d1%85%d0%be%d1%80%d0%bc%d1%83%d1%81%d1%82%d0%b0-%d0%b8-%d1%87%d0%b8%d0%bd%d0%b3%d0%b8%d1%81/page__st__80

2. Где-то ведь я читал про голубоглазость и бородатость Чингизхана? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Chronograf_14v/text2.phtml

ГРУЗИНСКАЯ КНИЖНАЯ ЛЕГЕНДА О ЧИНГИСХАНЕ

Но из рода Каитов, одного из племен, выделился человек по имени Темурчи, который и есть Чингиз-каен. Был он доброликий и красивый, телом рослый, с волосами рыжеватыми многосильный, храбрый, в бою отважный, искусный стрелок, глубокомысленный и в помыслах удачливый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обобщу источники.

Первое: религия Чингизхана уже прошла путь от многобожия к монотеизму и на этом основании стоит далеко от политеизма бурят и алтайцев, ламаизма и буддизма.

Неверное утверждение по многим параметрам. Во-первых, Чингисхан не был единобожником. Он поклонялся горам (Бурхан-Халдун), рекам (Онону и Керулену), огню и т.д. Поклонялся предкам. Поклонялся знамени-сульде. Занимался магией - гаданием по лопатке, призыванием духов-онгонов (шаман Тэб-Тэнгри). Это все помимо культа синего вечного неба. Типичное восточно-азиатское мировоззрение и мировосприятие до прихода туда монотеистических религий. Весь Дальний Восток имеет примерно тот же комплекс верований - начиная от Японии, Кореи и Китая. Везде на ДВ и ЦА Небо - Тэнгэри, Тянь, Тэн - имеет верхний ранг в религиозных воззрениях, но ни одну из дальневосточных религиозных систем монотеизмом нельзя назвать. Судить по достаточно односторонним христианским и мусульманским источникам - дело, требующее критического анализа.

Во-вторых, антитеза ламаизма и буддизма не имеет смысла, поскольку ламаизм является не более чем тибето-монгольской формой буддизма, берущей начало в поздних индийских школах махаяны 8-10 вв. н.э. Это все равно, что сказать "мусульманство и ислам".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

1. Энциклопедии писались и в средневековье, однако та, что я рекомендовал, носит научный характер и приводит ценные источники. Почитайте, например, древнетюркские рунические надписи, там много других божеств помимо Тенгри.

2. Чингисхан умер в начале 13 века, а грузинский хронограф пишет о нем в 14 веке с чужих слов, пишет с позиций христианского книжника. Поэтому, если я должен верить в рыжеватость и красоту Чингисхана, то неужели я должен верить в то, что его богом был Иисус Христос, периодически являвшийся к герою повествования? :osman6ue: Источник должен критически рассматриваться. А с голубоглазостью что?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Энциклопедии писались и в средневековье, однако та, что я рекомендовал, носит научный характер и приводит ценные источники. Почитайте, например, древнетюркские рунические надписи, там много других божеств помимо Тенгри.

2. Чингисхан умер в начале 13 века, а грузинский хронограф пишет о нем в 14 веке с чужих слов, пишет с позиций христианского книжника. Поэтому, если я должен верить в рыжеватость и красоту Чингисхана, то неужели я должен верить в то, что его богом был Иисус Христос, периодически являвшийся к герою повествования? :osman6ue: Источник должен критически рассматриваться. А с голубоглазостью что?

Уважаемый Стас! Уважаемый gure!

Дайте ссылки, это, конечно, трудно, но все-таки необходимо в споре.

Кроме грузин есть Папа Римский, персы, Плано Карпини.

Большинство источников говорят про единобожие (я около 10 прочитал нашел), грузинскый источник говорит про явление Иисуса Христа, Челяби про мусульманство Чингизхана и около 3-4 про атеизм Чингизхана, но не встречил про политеизм Чингизхана.

По ламаизму и будизму не спорю.

На мой взгляд, наряду с восточными тюрками политеистами западные тюрки были монотеистами и источники однозначно говорят об этом.

В подчинении Чингизхана были политеисты, манихеи и несториане. Нельзя представить средневековое монгольское общество единым, оно было этнически и конфессионально различным. Автоматический перенос религиозных преставлений современных бурят или монгол на средневековых монгол будет не верен и противоречит источникам. Аналогично автоматический перенос политеистического мировозрения современных восточных тюрков на тюрков каганата тоже будет неправильным и будет противоресить первоисточникам. Велик соблазн представить средневековое общество однородным, но оно состояло из множества племен и родов.

По горе Бурхан и знамени, то в даже в атеистическом Советском Союзе были в ходу эпитеты: Священное Красное знамя, в христианской Россиий говорили - Святая Русь, мать сыра-земля, однако они оставались монотеистами (правда ислам трактует христианство, как многобожие). Казахи считаются мусульманами и монотеистами, но поклоняются аруакам, гадают на допатке - но не смотря на суеверия являются мусульманами.

Про рыжего, высокого и бородатого Чингизхана я буду искать источник, не может же этот образ возникнуть под влиянием русских колонизаторов и других европоцентристов! :D Это шутка. Кажется Россия не хочет принимать грузинские показания из принципа! :D

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...