Reiki Posted March 24, 2008 Share Posted March 24, 2008 СЛАВА КАРАБАХСКИХ СКАКУНОВ Халияддин Халилов, кандидат исторических наук -------------------------------------------------------------------------------- Азербайджанцы всегда с уважением относятся к культуре других народов и сами внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. В связи с этим мы хотим рассказать о развитии коневодства в Азербайджане. Материалы археологических раскопок, наскальные изображения Гобустана, все жанры устного народного творчества, а также письменные источники отражают большую роль лошадей в жизни наших предков. Обнаруженные в местности Алкомектепе Муганской равнины археологические находки, относящиеся к IV тыс. до н.э., считаются самыми древними сведениями о коневодстве. (И.Г.Нариманов. Культура древнейшего земледельческо-скотоводческого населения Азербайджана. Баку, 1987). Это позволяет утверждать, что Азербайджан - один из регионов, где были одомашнены лошади, а азербайджанцы - основатели мирового коневодства. Ф.Энгельс в своем труде "Частная собственность и происхождение государства" так пишет о наших предках: "Ни в одной другой армии конница не играет такую важную роль, как у них". (К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения, Т. XI, ч. 2, изд. 1). Азербайджанские кони в древности были известны как мидийские, ницейские (по названию Ницейской равнины) и лишь в средние века прославились как карабахские. Мировую популярность эта порода сохранила вплоть до начала XX в. (И.М.Дьяконов. История Мидии. М-Л., 1967; Д.Дубенский. Конские породы, табуны и заводы Кавказа, их прошлое и настоящее. СПб, 1896). В древности лошадей разводили в основном для получения мяса и молока. Важной вехой в развитии коневодства стало их применение в качестве транспортного средства и в военных целях. До того, как появились моторные виды транспорта, важнейшим средством передвижения на суше была лошадь. А ее роль в истории военного дела незаменима и несравненна: народы, которым удалось создать сильную конницу, сумели расширить свои владения путем захвата чужих земель. Все это усилило интерес к коневодству: стали совершенствоваться качества лошадей, выводились новые породы. В настоящее время в мире насчитывается около 150 пород коней: верховых, упряжных, тяжеловозных. В исторической и научной литературе больше всего сведений дается о верховых лошадях. В начале XVII-XVIII вв. в Англии местные холлавейские кони целенаправленно скрещивались с арабской, терецской, азербайджанской, ахалтекинской породами и была получена чистокровная английская верховая порода. Значительно раньше, в результате естественного скрещивания, сформировались карабахская и ахалтекинская породы. Начиная с XVII-XVIII вв., в европейских государствах при выведении новых пород лошадей обязательно использовали вышеупомянутые, особенно карабахскую. О большом интересе жителей Урарту к ней свидетельствуют источники IX-VII вв. до н.э.. Персидский шах Кир (VI в до н.э.) проявлял большой интерес к развитию коневодства, это было результатом связей Ахеменидской империи с Азербайджаном. Интересно, что до IV в. н.э. лошадь не была одомашнена арабами. Это произошло лишь после установления тесных культурных и экономических связей с Азербайджаном. А развитие коневодства у арабов началось с VII века, после того, как Азербайджан вошел в состав Халифата. Именно тогда была выведена чистокровная арабская порода, которая является разновидностью азербайджанской, приспособленной к условиям пустынь и полупустынь. Можно предположить, что при выведении всемирно известной ахалтекинской породы тоже были использованы карабахские лошади. Специалисты, сравнивая карабахскую, ахалтекинскую и арабскую породы, пришли к выводу, что они имеют одного родоначальника, так как схожи по экстерьеру, работоспособности и темпераменту (Д.Дубенский. Конские породы, табуны и заводы Кавказа, их прошлое и настоящее. СПб, 1896; Л.В.Каштанов. Донская лошадь. Ростов-на-Дону, 1939). Лошадь в истории более связанна с военным делом. Издревле успех армии зависел от конницы. Не случайно, после прихода к власти Сефевиды запретили вывоз местных лошадей за пределы их государства с целью сохранения своего военно-политического превосходства, потому что в Европе путем селекции с использованием азербайджанской, ахалтекинской, арабской пород выводились новые чистокровные верховые лошади, которые затем широко использовались в военных целях. Отечественная порода лошадей, в древности известная всему миру как мидийская, ницейская, лишь в средние века стала называться азербайджанской. Затем карабахская порода покорила весь мир. По мнению специалистов-коневодов, все азербайджанские и закавказские лошади являются новыми видами этой породы. (Д.Дубенский. Конские породы, табуны и заводы Кавказа, их прошлое и настоящее. СПб, 1896). Средний рост карабахской лошади составляет 140-150 см, шея средней длины, мышцы хорошо развиты, грудь глубокая и широкая, ноги и копыта малые, но крепкие; голова привлекательна, лоб высокий, глаза выпуклые, горячие, огненные, движения четкие и быстрые. В основном, встречаются лошади рыжей, золотисто-рыжей, лимонной, желтой окраски. Эти кони отличаются своей красотой и грацией, поэтому в устной и письменной литературе часто сравниваются с джейраном, газелью. Этнографы считают, что название цвета "кюрен" (рыжий) восходит к слову "кюр" (энергичный, беспокойный), которое характеризует темперамент коня. Видимо, первоначально карабахская порода называлась кюр-ат (энергичная лошадь). (И.И.Калигин. Исследования современного состояния животноводства Азербайджана. Т. V, Тбилиси, 1930). Побывавшая в Иранском государстве в 1852 г. специальная комиссия Российской империи писала, что сила и популярность иранской кавалерии связана с карабахскими скакунами, и по многим своим данным эта порода стоит в одном ряду с арабской. Известный русский специалист-коневод К.Б.Дитерихс, опираясь на факты и источники, отмечает, что карабахская порода оказала большое влияние на развитие русского и европейского коневодства. (К.Дитерихс. Взгляд на коневодство Карабаха. - Журнал "Коневодство", 1806, № 3, с. 5-7). По работоспособности карабахские кони сравнимы с арабской, ахалтекинской, российскими породами - это установлено в результате многочисленных испытаний. Один из участников этих работ, проводившихся в XIX в., Гуттен Чапски писал: "Карабахская лошадь, хоть и отстает в беге на ровной местности от других пород, но в горной местности опережает их всех". В 1866, 1869, 1897 гг. карабахские скакуны были представлены на всемирных выставках и награждены золотыми и серебряными медалями. На Парижской международной выставке 1867 года карабахскую породу представлял конь по кличке "Хан", который был награжден серебряной медалью и оценен в 3500 франков. Присутствовавший здесь офицер французской армии полковник Мерсис, высоко оценив карабахских скакунов, подчеркивал, что они имеют много общего с арабской породой, но таких коней не встретишь ни в Алжире, ни в Аравии. Подобных высказываний о карабахских скакунах можно привести множество. (В.И.Кортев. Материалы для истории русского коневодства. Москва, 1887). В период Азербайджанской Демократической Республики, когда создавалась национальная армия, интерес к коневодству возрос. В советское время наступил известный спад, но после второй мировой войны снова появился интерес к карабахским лошадям. С целью восстановления этой породы в 1946 г. в Карабахе обнаружили всего 27 самок и одного самца, которые сохранили свойства чистокровных местных скакунов. В 1949 г. в селе Гектепе Агдамского района был открыт коневодческий завод. Другая порода азербайджанских лошадей - "дилбоз" восстановлена на заводе Дашюз Шекинского района и на заводе № 74 Акстафинского района. Деятельность этих заводов, если и не вернула мировую славу азербайджанским скакунам, то хотя бы спасла их от полного исчезновения. Представленные на многих всесоюзных и международных выставках лошади таких пород, как карабахская и дилбоз, продавались по высоким ценам. В среднем, на мировом рынке они оценивались в 2000 долларов США, а конь "Гапыз" был куплен за 14000 долларов. (Р.Х.Саттар-заде. Коневодство (на азерб.). Баку, 1971; Р.Х.Саттар-заде. Карабахская лошадь. Баку, 1974) После армянской оккупации Карабаха над местными скакунами снова нависла угроза. Тем не менее перед нами стоит важная задача - возрождение мировой славы карабахских скакунов. Возрождение карабахской породы лошадей, этой национальной гордости азербайджанского народа, является долгом всех нас - и государства, и граждан. Ведь карабахские скакуны, кроме всего прочего, живое воплощение земли карабахской, ныне находящейся под грязным сапогом агрессора. Возрождая эту породу, оказавшуюся на грани исчезновения, мы тем самым проявим решимость вернуться в Карабах, эту неотъемлемую часть Азербайджана. http://www.irs-az.com/gen/n15/15-13.htm Link to comment Share on other sites More sharing options...
Кочевник Posted July 3, 2012 Share Posted July 3, 2012 Порода лошадей, доставившая столь большую славу персидским лошадям, происходит из провинции Карабах”, - так начинается статья “Несколько слов о лошадях Персии”, напечатанная в журнале “Коннозаводство” более 130 лет назад. И хотя справедливости ради надо заметить, что славу эту в равной, если не в большей, мере создала лошадь туркменская, карабахская порода вплоть до конца XIX века была красой и гордостью Кавказа, достойной не только княжеского, но и царского седла. Издавна этих лошадей очень ценили и в России, где их действительно чаще знали под именем персидских. А у себя на родине, в Нагорном Карабахе, порода эта звалась кёглян. В современных представителях малочисленной карабахской породы, стройных, но некрупных горных лошадках, лишь отчасти угадывается прежняя кровь. Ведь, судя по описаниям и изображениям прошлого века, кёглян был яркой, породной восточной лошадью и в красоте способен был соперничать с арабской, а в правильности экстерьера порой превосходил ее. К тому же в облике его было что-то очень своеобразное, что отличало его от всех других пород. “Череп сильно развит в ущерб морды, лоб заметно выдавшись, глаза выпуклы и поставлены низко, уши поставлены широко, а шея высоко и более коротка, чем длинна, голова к ней приставлена правильно, но всегда на тугом затылке, устой ног и самый корпус сравнительно с ростом широки, спина пряма без всякой седлистости, рост вообще мал, от 1/4 и до1 1/2 вершка (143-150 см)” — таким предстает перед нами кёглян со слов автора прошлого века. Кроме того, им отмечаются тонкость кожи, удивительная нежность волоса и изящество форм (“гребень шеи не толстеет даже у жеребцов, постоянно находящихся в случке”). Отличительной особенностью карабахов была также золотистая масть, за что этих лошадей называли в Карабахе “сарыляр”, то есть “золотистые”. Серых и вороных среди них почти не было, а кроме золотисто-рыжей и золотисто-гнедой была распространена необычная масть “нарындж”: шерсть желтой окраски при бурых гриве и хвосте, что-то среднее между буланой и соловой. Именно этой “бесценной масти золотой” мог быть конь лермонтовского героя в “Демоне”. Донская порода, испытавшая в свое время сильнейшее влияние карабахской крови, унаследовала эту масть “в упрощенном варианте” - как золотисто-рыжую с контрастно темными гривой и хвостом. Лучшими кёглянами на протяжении многих поколений обладали карабахские ханы. Их завод был основным рассадником чистопородных лошадей, и они смотрели на своих лошадей, “как на дар Божий, их династии дарованный, которым торговать нельзя, а можно уделять смертным в знак дружбы и признательности”. Приближенные хана получали жеребцов его завода в подарок, но лошади других заводов в ханские табуны не попадали. Разведение карабахской породы традиционно велось табунным методом. Племенные кобылы всю жизнь оставались в табуне и даже не заезжались. В одном табуне часто были и чистопородные, и полукровные, и даже простые матки, но жеребцы всегда чистопородные или высококровные кёгляны. В результате создавался массив улучшенной лошади, более кровная часть которого называлась джинс-сарыляр, а более простая — калын-сарыляр. Из полукровных ханских лошадей наиболее популярны были типы токмак и теке-джейран. Первый тип происходил от помеси кобылы-кёглян и персидского жеребца неизвестного происхождения и отличался особо крепким сложением. Второй тип представлял собой потомство текинских кобыл от карабахских жеребцов и отличался крупным ростом и скаковыми способностями. Чистокровные кёгляны никогда не были многочисленны и вместе с высококровными лошадьми, которых было гораздо больше, составляли едва ли десятую часть всего конского поголовья Карабаха. Благородство и породность кёглянов произвели на русских знатоков лошадей при близком знакомстве с краем такое впечатление, что породе приписали чистокровное арабское происхождение. Ссылаясь на местные легенды, о них говорили как о потомках лошадей, которых приводили арабы еще во времена халифата. Само слово “кёглян” расшифровывалось как “кохейлан”. Дело в том, что в прошлом веке среди коннозаводчиков и ученых господствовала своеобразная “арабомания”: арабская лошадь считалась безусловно древнейшей в мире, самой чистокровной и самой лучшей. Точно так же арабских предков стали искать и у туркменской лошади, а то, что и ахалтекинцы, и иомуды по типу очень уж отличаются от арабов, объясняли скрещиванием с местными лошадьми. Первым самостоятельное и гораздо более древнее, чем у арабской, происхождение ахалтекинской лошади доказал профессор В. Фирсов в своей работе “Туркестан и туркестанские породы лошадей”, опубликованной в 1895 году в журнале “Коннозаводство”, где он изложил историю Средней Азии с древнейших времен. Там же он упомянул и карабахскую лошадь как потомка туркменских аргамаков: когда османы, правившие Хорезмом, потерпели поражение в упорной борьбе с Чингисханом, отдельные племена туркмен ушли в Закавказье и увели с собой своих коней. Впрочем, туркменские лошади, вернее, их прямые предки, могли попадать в Закавказье и гораздо раньше: ведь эти земли то и дело попадали под власть среднеазиатских государств древности. Родство карабахского кёгляна с ахалтекинской породой еще больше подтверждается при внимательном изучении его экстерьера. Форма кадыковатой шеи и головы, большие глубоко посаженные глаза, тонкость и шелковистость волоса, нежность и сухость конституции, а особенно золотистая масть придают кёгляну те же своеобразие и породность, которые отличают наиболее ярких ахалтекинцев. Различия в типе этих пород происходят в первую очередь от условий разведения лошадей и предъявляемых к ним требований. Ведь рослый, узкотелый, высоконогий, с преобладанием в силуэте прямых длинных линий ахалтекинец являет собой ярко выраженный тип скаковой лошади. Недаром в зарубежной литературе его нередко сравнивают с борзой собакой. В Карабахе скаковая лошадь теряла свои преимущества, и тот же исходный тип развивался в ином направлении, сохранив, однако, черты древней породности. В горах требовались в первую очередь поворотливость, устойчивость, умение резко останавливаться, а места для разгона не было. К тому же табунное воспитание не способствовало увеличению роста лошадей, а в суровые зимы преимущество получали более широкотелые утробистые лошади, менее требовательные к качеству корма. В результате кёглян приобрел округлые компактные формы универсальной верховой лошади и более короткие шею и голову со “щучьим” профилем. В то же время для преследования в степях и охоты на джейранов карабахцы предпочитали туркменских лошадей или их помеси. Что же касается местных легенд об арабском происхождении кёглянов, то их создало, скорее всего, почтительное отношение мусульман ко всему арабскому и пристрастное толкование увлеченных арабской лошадью европейцев. Одним из главных принципов коннозаводской работы с кёглянами было чистопородное разведение, а у “арабских” жеребцов, которые попадали в ханский завод и оставили там яркий след, можно подозревать и туркменское происхождение. Ведь туркменские лошади пользовались большой популярностью в северной Персии и встречались даже в Тифлисе. Например, по словам полковника К. А. Дитерихса, большого поклонника и знатока карабахской лошади, в 1747 г. в Карабах попал весь завод Надир-шаха персидского. Воспользовавшись его внезапной смертью, аманат его от Карабаха по имени Панах бежал из Тегерана с несколькими нукерами и, вернувшись на родину, объявил себя независимым ханом. По дороге где-то в горной долине он и захватил шахский завод. Среди этих лошадей особую память о себе оставил жеребец Меймун и кобыла Агджидали, которые широко использовались уже в ханском заводе и считались “арабскими”. Однако Надир-Шах был по происхождению туркмен, и логичнее предположить, что в заводе его были туркменские лошади самых чистых текинских кровей. К. А. Дитерихс сообщает также, что в 1797 году, когда персидский шах Агамамед был убит в захваченной им Шуше, вся его походная конюшня досталась Ибрагим-хану, сыну Пана-хана. Так в чистокровное отделение ханских заводов попал жеребец Гариф, возможно, действительно арабский, а может быть, той же ханской породы кёглян. Гариф и сын его Карны-Ертых были известными производителями своего времени. Затем в самом начале XIX века дочь Ибрагим-хана, вышедшая замуж за персидского шаха Фед-Али, прислала в подарок отцу пять текинских кобыл из завода своего мужа. Правда, потомство этих кобыл в ханском заводе не считалось чистокровным. Ядро породы поддерживалось карабахскими ханами и после присоединения Карабаха к России. О качествах тогдашних кёглянов говорит тот факт, что англичане купили в 1823 году у Мехти-Кули-хана за большие деньги около 60 кобыл. Большой урон коневодству Карабаха нанесло вторжение персов в 1826 году, но все же и в последующие десятилетия карабахская лошадь сохраняла свои качества. На Второй всероссийской выставке в 1869 году карабахские жеребцы получили высокие оценки: Меймун - серебряную медаль, Молоток (Токмак) - бронзовую, а золотисто-рыжий жеребец Альетмез, награжденный похвальным листом, был назначен производителем в государственные конные заводы. Карабахи имели успех и в Европе: золотисто-гнедой карабахский жеребец Хан, представленный в 1867 году на выставке в Париже, удивлял посетителей своей красотой и крепким правильным сложением. Ему была присуждена большая серебряная медаль. Когда полковник Дитерихс отправился в 1870 году на Восток с поручением приобрести чистокровных арабских жеребцов для улучшения карабахских лошадей, то, путешествуя по Персии, Ираку и Кувейту, он столкнулся с тем, что выбор лошадей такого же правильного экстерьера, как у кёглянов, оказался не очень богат. По его словам, большая часть лошадей Персии, Турции и Арабистана, “кои пользовались фирмой чистокровных, по формам решительно ничем не превосходила хороших карабахских лошадей”. В то же время среди русских коннозаводчиков и любителей лошадей можно было услышать и весьма скептическое мнение о карабахской породе: некоторые считали ее изнеженной, совершенно не способной акклиматизироватьсяи не годной к кавалерийской службе, а следовательно, не представляющей интереса. Малочисленность породы также способствовала распространению мнения о ее деградации. Однако история создания донской породы полностью опровергает подобные рассуждения. На Дон карабахские жеребцы попадали с XVIII века: казаки приводили их из турецких и персидских походов. Но особенно много их стало в XIX веке, когда формировался новый, улучшенный тип донской лошади. Некоторые заводчики Задонья держали целые отделения персидских, т. е. карабахских и туркменских, лошадей. Из карабахских лошадей был составлен конный завод Платова. В 1836 году, когда завод карабахских лошадей генерала Мадатова, в котором было около 200 кобыл-маток, распродавался наследницей, значительную часть его приобрел В. Д. Иловайский, один из известнейших коннозаводчиков Дона. Карабахские лошади использовались для улучшения донской породы вплоть до начала XX века; они придали ей характерный тип и восточную породность, которые отличают дончака от всех полукровных лошадей. Карабахская лошадь для коневодства Кавказа имела такое же значение, как английская чистокровная в Европе. Под ее сильным влиянием в Азербайджане образовалась делибозская порода. Карабахских производителей наряду с арабскими и туркменскими использовали при выведении кабардинской лошади. Оставили свое потомство кёгляны и в стрелецкой, и в ростопчинской породе. Даже некоторые из некрупных персидских жеребцов, попадавших в европейские конные заводы и использовавшихся при выведении орловской верховой, тракененской и других пород, в действительности могли быть карабахскими. В 70-х годах прошлого века в Карабахе был организован Елисаветпольский рассадник. В нем были собраны хорошие карабахские кобылы, но они крылись арабскими и даже англо-арабскими жеребцами. В начале XX в. карабахское коневодство пришло в упадок. Завод, основанный ханами и наследовавшийся их потомками, исчез в 1905 году. Сыграла свою роль и гражданская война: численность породы резко сократилась. Кёгляны смешались с простыми беспородными лошадьми, потеряв значительную часть своей породности и измельчав. Из разряда лучших восточных пород карабахская лошадь перекочевала в местные горные. Но и эти лошади сохраняли следы восточной крови и характерную масть, “напоминающую цвет старой бронзы”, с более темными гривой и хвостом и такого же оттенка “ремнем” вдоль хребта. Одна из таких лошадей, буланый карабахский жеребец Заман, в 1956 году была подарена английской королеве одновременно с ахалтекинцем Меле-Кушем. В 1949 году в целях сохранения породы в местности Гей-Тапа Агдамского района, где когда-то паслись ханские табуны, был организован конный завод, куда были собраны наиболее типичные кобылы. Для улучшения карабахской породы (главным образом, увеличения роста) интенсивно использовали арабских и терских жеребцов. На момент открытия завода в нем стоял единственный карабахский жеребец Султан, остальные жеребцы (Кадими 1, Кадими 2, Контингент, Корф) были чистокровные арабские. Однако даже арабо-карабахам было очень далеко до кёглянов, а все испытания молодняка сводились к гладким скачкам на Бакинском ипподроме, где, естественно, преимущество получали арабские помеси. Порода оставалась очень малочисленной. Сегодня около полусотни карабахов можно разыскать даже в Западной Европе, однако дальнейшее сохранение этого поголовья в чистоте проблематично: в Европейском Союзе действует запрет на ввоз лошадей из Азербайджана. Теперь только картины и редкие фотографии подтверждают свидетельства удивительного прошлого неприметной горной лошадки. Пример карабахской породы предостерегает нас: то, что создавалась многими поколениями, легко потерять и очень трудно восстановить. Link to comment Share on other sites More sharing options...