Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

 

 

 

 

Вы почему-то плавно игнорировали мое крайнее сообщение на тему Тывы, и почему-то решили продемонстрировать мне пространную лекцию по истории России, причем изобилующую ошибками.  Это легко объяснимо уровнем цитированного источника и обилием "догадок".

 

Укажу лишь на некоторые из ошибок:

1.       По поводу тамги-трезубца найдите книгу С.А. Яценко «Знаки-тамги ираноязычных народов древности и средневековья». Эта книга как каталог-справочник, довольно большая. Почитайте лучше там, это намного правильней. Книга в сети есть.

2.       Первая(!) монета с двуглавым орлом это Джанибек (1342-1357) сын Узбека. Есть каталог ордынских монет Френа 1832(обращаю на эту дату ваше особое внимание!!!), есть еще каталоги. Там большинство монет представлено. Посмотрите, с какой еще символикой монеты выпускались. А по вашей «методике» можно уверенно доказать, что Узбек был иудеем и был предтечей основания Израиля, а монголы, использовавшие солярный знак- фашисты.  Для справки: Двуглавый орел использовался еще в Древнем Египте, и много где еще.

3.       По поводу «деньги-деньга». Слово однозначно персидское, появляется в Орде и Руси практически одновременно. В Орде заменяет термин АКЧЕ. Подробнее вот здесь:

Е. Ю. Гончаров «немного про акче. Как назывались монеты в Золотой Орде века» Полностью статья в материалах нумизматической конференции, простейшая ссылка, которую могу дать

http://rasmir.com/FORUM/index.php?/topic/5620-stati-forumchan/

 

Еще для примера;

А вы осознаете, что если пользоваться вот такими-же "фольк-технологиями", и пройтись по истории Каганатов и древних тюрок, то от "великотюркской теории" только перья полетят? 

Вот для этого и существует академическая наука и научные методики изучения истории.

И давайте к Тыве в этой теме вернемся.

 

Чтооо? Персидское? Да Вы гоните. Тенге у казахов оказывается персизмом. Не я это говорил, но Вы. Вы попробуйте им это сказать, казахам. Скажите еще, что казах происходи от слова "казак", как пытаются сделать некоторые личности. Думаю они Вас не поймут. Основа этого слова "Тенге" (а по тувински "тенгэ") "ТЕН" - равный, равноценный, а не просто "монета"! На этом думаю можно закончить.

По поводу акчи - да есть такое слово, и деньги у тувинцев "акша", но если покопаться в дебрях тувинского языка "акша" - это ак саазын, буквально "белая бумага". Так определяли бумажные деньги. И слово между прочим появилось в конце 19 в - нач. 20 в. Как раз тогда в Туве начинают распространяться бумажные деньги. Откуда "акча" у казахов появилось мне нужно поинтересоваться.

 

По поводу двуглавого орла почитаю, поинтересуюсь Вашими источниками. Но веет иранизмом, что несколько смущает.

 

А по поводу истории Тувы. Тува с 18 до нач. 20 века находилась в полной изоляции от внешнего мира. Культурный пласт до 18 века резко отличается от 18 и конца 19 века. Вы просто посмотрите на экспонаты в нац. музее в Кызыле, особое внимание уделяя именно этим временным рамкам. Различие резкое, по-моему. Историю, согласитесь, пишут победители. Победили русские и китайцы всех кочевников. Как? Как я говорил выше, история вещь великая. Думаете фальсификации материалов, подлог, подмена смыслов источников - все это появилось только в 20 веке? Увы, нет, намного раньше, чуть ли не вместе с историческим периодом человечества. (Вспомните Гая Цезаря, спалившего ВСЕ библиотеки галлов, думаете только он так действовал?).

 

Стремление доказать все через иранцев, как же мне это знакомо :) . Арии и индоарии  :) . Просто доказывать все через иранцев не гуд. И скифов объявили ираноязычными, когда нашли курганы в Причерноморье (Персия же близко). Но вот когда нашли в Туве, в Хакасии, в Алтае. Что то не очень то уверенно звучат голоса уважаемых историков, сторонников вывести все через иранцев. Мы де тувинцы тоже получается ираноязычные походу (просто скифский компонент в генах тувинцев есть). Шутка. Наверное Вы меня поняли.

 

:lol:

Вы бы хотя бы из любопытства прошли по ссылке на выступление Гончарова...  Там все расписано про "тенге" :D.  Кстати,  вы знаете что-нибудь о монетах Казахского Ханства?

Про современное тувинское "ак саазын" говорить ничего не буду, а про то, что АКЧЕ впервые упомянуто в рунических памятниках скажу.  :lol:

А этимология слова "казак" в Тарих-и-Рашиди представлена, вполне недвусмысленная. 

Вы говорите что "доказывать через иранцев не гут". На мой взгляд, доказывать  все через тюрков лажа еще большая.

И вообще, тут разбираться надо, а не доказывать. Собственное "эго" для истории не помощник, а враг. 

 

 Кстати, А куда у вас Алтан Уруг делся?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

Вы почему-то плавно игнорировали мое крайнее сообщение на тему Тывы, и почему-то решили продемонстрировать мне пространную лекцию по истории России, причем изобилующую ошибками.  Это легко объяснимо уровнем цитированного источника и обилием "догадок".

 

Укажу лишь на некоторые из ошибок:

1.       По поводу тамги-трезубца найдите книгу С.А. Яценко «Знаки-тамги ираноязычных народов древности и средневековья». Эта книга как каталог-справочник, довольно большая. Почитайте лучше там, это намного правильней. Книга в сети есть.

2.       Первая(!) монета с двуглавым орлом это Джанибек (1342-1357) сын Узбека. Есть каталог ордынских монет Френа 1832(обращаю на эту дату ваше особое внимание!!!), есть еще каталоги. Там большинство монет представлено. Посмотрите, с какой еще символикой монеты выпускались. А по вашей «методике» можно уверенно доказать, что Узбек был иудеем и был предтечей основания Израиля, а монголы, использовавшие солярный знак- фашисты.  Для справки: Двуглавый орел использовался еще в Древнем Египте, и много где еще.

3.       По поводу «деньги-деньга». Слово однозначно персидское, появляется в Орде и Руси практически одновременно. В Орде заменяет термин АКЧЕ. Подробнее вот здесь:

Е. Ю. Гончаров «немного про акче. Как назывались монеты в Золотой Орде века» Полностью статья в материалах нумизматической конференции, простейшая ссылка, которую могу дать

http://rasmir.com/FORUM/index.php?/topic/5620-stati-forumchan/

 

Еще для примера;

А вы осознаете, что если пользоваться вот такими-же "фольк-технологиями", и пройтись по истории Каганатов и древних тюрок, то от "великотюркской теории" только перья полетят? 

Вот для этого и существует академическая наука и научные методики изучения истории.

И давайте к Тыве в этой теме вернемся.

 

Чтооо? Персидское? Да Вы гоните. Тенге у казахов оказывается персизмом. Не я это говорил, но Вы. Вы попробуйте им это сказать, казахам. Скажите еще, что казах происходи от слова "казак", как пытаются сделать некоторые личности. Думаю они Вас не поймут. Основа этого слова "Тенге" (а по тувински "тенгэ") "ТЕН" - равный, равноценный, а не просто "монета"! На этом думаю можно закончить.

По поводу акчи - да есть такое слово, и деньги у тувинцев "акша", но если покопаться в дебрях тувинского языка "акша" - это ак саазын, буквально "белая бумага". Так определяли бумажные деньги. И слово между прочим появилось в конце 19 в - нач. 20 в. Как раз тогда в Туве начинают распространяться бумажные деньги. Откуда "акча" у казахов появилось мне нужно поинтересоваться.

 

По поводу двуглавого орла почитаю, поинтересуюсь Вашими источниками. Но веет иранизмом, что несколько смущает.

 

А по поводу истории Тувы. Тува с 18 до нач. 20 века находилась в полной изоляции от внешнего мира. Культурный пласт до 18 века резко отличается от 18 и конца 19 века. Вы просто посмотрите на экспонаты в нац. музее в Кызыле, особое внимание уделяя именно этим временным рамкам. Различие резкое, по-моему. Историю, согласитесь, пишут победители. Победили русские и китайцы всех кочевников. Как? Как я говорил выше, история вещь великая. Думаете фальсификации материалов, подлог, подмена смыслов источников - все это появилось только в 20 веке? Увы, нет, намного раньше, чуть ли не вместе с историческим периодом человечества. (Вспомните Гая Цезаря, спалившего ВСЕ библиотеки галлов, думаете только он так действовал?).

 

Стремление доказать все через иранцев, как же мне это знакомо :) . Арии и индоарии  :) . Просто доказывать все через иранцев не гуд. И скифов объявили ираноязычными, когда нашли курганы в Причерноморье (Персия же близко). Но вот когда нашли в Туве, в Хакасии, в Алтае. Что то не очень то уверенно звучат голоса уважаемых историков, сторонников вывести все через иранцев. Мы де тувинцы тоже получается ираноязычные походу (просто скифский компонент в генах тувинцев есть). Шутка. Наверное Вы меня поняли.

 

:lol:

Вы бы хотя бы из любопытства прошли по ссылке на выступление Гончарова...  Там все расписано про "тенге" :D.  Кстати,  вы знаете что-нибудь о монетах Казахского Ханства?

Про современное тувинское "ак саазын" говорить ничего не буду, а про то, что АКЧЕ впервые упомянуто в рунических памятниках скажу.  :lol:

А этимология слова "казак" в Тарих-и-Рашиди представлена, вполне недвусмысленная. 

Вы говорите что "доказывать через иранцев не гут". На мой взгляд, доказывать  все через тюрков лажа еще большая.

И вообще, тут разбираться надо, а не доказывать. Собственное "эго" для истории не помощник, а враг. 

 

 Кстати, А куда у вас Алтан Уруг делся?

 

Ссылку дайте об упоминании акче. Тем более на рунике.

А почему не будете говорить об тувинском ак саазын? Это ветка про тувинский народ, про его историю, обсуждаем про Туву же. Про этимологию слова "казак". Я же говорил,  что некоторые личности говорят, что слово "казах" произошло от русского "казак". Я вот что имею ввиду, глупо выводить слова из собственного языка как заимствования, не вдаваясь в детали и смысловые значения слова. Можно посмотреть на это совсем с другого угла. Этим и занимается постоянно наука. 

Например тувинский акша, я сказал откуда такое значение. Вот слово "дээр", что только не говорят, то от китайского "тян", то от шумерского "денгир". Но люди, которые считают, что этнос не может дать названия вещам, вполне прозаичным, выглядят крайне странно для меня. Ладно, если говорили об заимствовании слова "акша", так как он вполне возможно возник только в конце 19 в., но люди говорят о таких вещах, которые всегда были - небо, земля, вода, огонь, река и т.д. И говорить, что тувинское "дээр" это заимствование китайского "тян", или от шумерского "денгир", странно. То же касается слова "казах".

Вы иранист? Тогда мне понятна Ваша позиция, и могу понять, что это Ваша позиция и Ваше мнение. А я тюркист, и считаю, что тюрки (которые кстати правили персами и многими народами) наоборот вполне сами повлиять на самих персов, в том числе и на их язык. А иранцы доходили до Тувы, как думаете?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

Вы почему-то плавно игнорировали мое крайнее сообщение на тему Тывы, и почему-то решили продемонстрировать мне пространную лекцию по истории России, причем изобилующую ошибками.  Это легко объяснимо уровнем цитированного источника и обилием "догадок".

 

Укажу лишь на некоторые из ошибок:

1.       По поводу тамги-трезубца найдите книгу С.А. Яценко «Знаки-тамги ираноязычных народов древности и средневековья». Эта книга как каталог-справочник, довольно большая. Почитайте лучше там, это намного правильней. Книга в сети есть.

2.       Первая(!) монета с двуглавым орлом это Джанибек (1342-1357) сын Узбека. Есть каталог ордынских монет Френа 1832(обращаю на эту дату ваше особое внимание!!!), есть еще каталоги. Там большинство монет представлено. Посмотрите, с какой еще символикой монеты выпускались. А по вашей «методике» можно уверенно доказать, что Узбек был иудеем и был предтечей основания Израиля, а монголы, использовавшие солярный знак- фашисты.  Для справки: Двуглавый орел использовался еще в Древнем Египте, и много где еще.

3.       По поводу «деньги-деньга». Слово однозначно персидское, появляется в Орде и Руси практически одновременно. В Орде заменяет термин АКЧЕ. Подробнее вот здесь:

Е. Ю. Гончаров «немного про акче. Как назывались монеты в Золотой Орде века» Полностью статья в материалах нумизматической конференции, простейшая ссылка, которую могу дать

http://rasmir.com/FORUM/index.php?/topic/5620-stati-forumchan/

 

Еще для примера;

А вы осознаете, что если пользоваться вот такими-же "фольк-технологиями", и пройтись по истории Каганатов и древних тюрок, то от "великотюркской теории" только перья полетят? 

Вот для этого и существует академическая наука и научные методики изучения истории.

И давайте к Тыве в этой теме вернемся.

 

Чтооо? Персидское? Да Вы гоните. Тенге у казахов оказывается персизмом. Не я это говорил, но Вы. Вы попробуйте им это сказать, казахам. Скажите еще, что казах происходи от слова "казак", как пытаются сделать некоторые личности. Думаю они Вас не поймут. Основа этого слова "Тенге" (а по тувински "тенгэ") "ТЕН" - равный, равноценный, а не просто "монета"! На этом думаю можно закончить.

По поводу акчи - да есть такое слово, и деньги у тувинцев "акша", но если покопаться в дебрях тувинского языка "акша" - это ак саазын, буквально "белая бумага". Так определяли бумажные деньги. И слово между прочим появилось в конце 19 в - нач. 20 в. Как раз тогда в Туве начинают распространяться бумажные деньги. Откуда "акча" у казахов появилось мне нужно поинтересоваться.

 

По поводу двуглавого орла почитаю, поинтересуюсь Вашими источниками. Но веет иранизмом, что несколько смущает.

 

А по поводу истории Тувы. Тува с 18 до нач. 20 века находилась в полной изоляции от внешнего мира. Культурный пласт до 18 века резко отличается от 18 и конца 19 века. Вы просто посмотрите на экспонаты в нац. музее в Кызыле, особое внимание уделяя именно этим временным рамкам. Различие резкое, по-моему. Историю, согласитесь, пишут победители. Победили русские и китайцы всех кочевников. Как? Как я говорил выше, история вещь великая. Думаете фальсификации материалов, подлог, подмена смыслов источников - все это появилось только в 20 веке? Увы, нет, намного раньше, чуть ли не вместе с историческим периодом человечества. (Вспомните Гая Цезаря, спалившего ВСЕ библиотеки галлов, думаете только он так действовал?).

 

Стремление доказать все через иранцев, как же мне это знакомо :) . Арии и индоарии  :) . Просто доказывать все через иранцев не гуд. И скифов объявили ираноязычными, когда нашли курганы в Причерноморье (Персия же близко). Но вот когда нашли в Туве, в Хакасии, в Алтае. Что то не очень то уверенно звучат голоса уважаемых историков, сторонников вывести все через иранцев. Мы де тувинцы тоже получается ираноязычные походу (просто скифский компонент в генах тувинцев есть). Шутка. Наверное Вы меня поняли.

 

:lol:

Вы бы хотя бы из любопытства прошли по ссылке на выступление Гончарова...  Там все расписано про "тенге" :D.  Кстати,  вы знаете что-нибудь о монетах Казахского Ханства?

Про современное тувинское "ак саазын" говорить ничего не буду, а про то, что АКЧЕ впервые упомянуто в рунических памятниках скажу.  :lol:

А этимология слова "казак" в Тарих-и-Рашиди представлена, вполне недвусмысленная. 

Вы говорите что "доказывать через иранцев не гут". На мой взгляд, доказывать  все через тюрков лажа еще большая.

И вообще, тут разбираться надо, а не доказывать. Собственное "эго" для истории не помощник, а враг. 

 

 Кстати, А куда у вас Алтан Уруг делся?

 

Амыр! У нас эти слова никуда не изчезали, всегда у нас каждый день в пользовании, отличии других. Алдын-золото, уруг-ребенок, потомок, уругларым-дети мои, потомки мои и т.д. Родители каждый день активно пользуются))) Для нас эти простые слова))) И всегда в обиходе)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слышал , что Тува в свое время объявила войну Германии , а вот что еще и персам войну объявляли , не слышал! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылку дайте об упоминании акче. Тем более на рунике.

А почему не будете говорить об тувинском ак саазын? Это ветка про тувинский народ, про его историю, обсуждаем про Туву же. Про этимологию слова "казак". Я же говорил,  что некоторые личности говорят, что слово "казах" произошло от русского "казак". Я вот что имею ввиду, глупо выводить слова из собственного языка как заимствования, не вдаваясь в детали и смысловые значения слова. Можно посмотреть на это совсем с другого угла. Этим и занимается постоянно наука. 

Например тувинский акша, я сказал откуда такое значение. Вот слово "дээр", что только не говорят, то от китайского "тян", то от шумерского "денгир". Но люди, которые считают, что этнос не может дать названия вещам, вполне прозаичным, выглядят крайне странно для меня. Ладно, если говорили об заимствовании слова "акша", так как он вполне возможно возник только в конце 19 в., но люди говорят о таких вещах, которые всегда были - небо, земля, вода, огонь, река и т.д. И говорить, что тувинское "дээр" это заимствование китайского "тян", или от шумерского "денгир", странно. То же касается слова "казах".

Вы иранист? Тогда мне понятна Ваша позиция, и могу понять, что это Ваша позиция и Ваше мнение. А я тюркист, и считаю, что тюрки (которые кстати правили персами и многими народами) наоборот вполне сами повлиять на самих персов, в том числе и на их язык. А иранцы доходили до Тувы, как думаете?

 

 

1. Пожалуйста:
Из ДТС (ДревнеТюркский Словарь), страница 48
 
AQCA монета, деньга (Е 78)
Для понимания того, что значит Е-78:
 

Е 78 (монета 1) надпись из 9 рун на китайской монете зпохи Тан, 713-748 гг. 

 

Что-то еще было, искать лень. 

Можете проверить. Есть у вас ДТС? могу ссылку дать, где скачать. 

 

2. Насчет "ветки про Тувинский народ". Я вас призывал к этому немного ранее (сообщение #3050), однако увидел то, что увидел. 

3. Вы действительно увязываете тувинское название русских бумажных банкнот и название денежной единицы в Орде, в Османской Империи в Крыму, которое зафиксировано за несколько веков ДО появления российских банкнот? :blink:   Тогда я вас искренне поздравляю.  :lol:

4. Не "иранцы", а "ираноязычные". Разницу, надеюсь, понимаете? А ираноязычные куда только не доходили. И даже 1 Тюркский каганат писать научили, и монеты научили чеканить. А схожие с ними некоторые специалисты занимались финансами Золотой Орды. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр! У нас эти слова никуда не изчезали, всегда у нас каждый день в пользовании, отличии других. Алдын-золото, уруг-ребенок, потомок, уругларым-дети мои, потомки мои и т.д. Родители каждый день активно пользуются))) Для нас эти простые слова))) И всегда в обиходе)))

 

 Кстати, А куда у вас Алтан Уруг делся?

 

 

Приветствую, Эр-Суге, 

Я написал "у вас", обращаясь к Адыг-Тулуш, это к теме "улус Джучи" и "золотая орда"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слышал , что Тува в свое время объявила войну Германии , а вот что еще и персам войну объявляли , не слышал! :D

Ув. Поводок! До Германии далеко, вот и обьявили, а персам не за что обьявлять, на конях доходили и разбивали))) Хотя и до немцев дошли и показали остроту сабель, все это написано)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да надо было и до Германии на кониках! :) Может , тогда и второй фронт не понадобился бы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да надо было и до Германии на кониках! :) Может , тогда и второй фронт не понадобился бы!

Да Сталин не хотел)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

3.       По поводу «деньги-деньга». Слово однозначно персидское, появляется в Орде и Руси практически одновременно. 

Интересно, а какая этимология персидского "деньги-деньга"?

 

 

...Основа этого слова "Тенге" (а по тувински "тенгэ") "ТЕН" - равный, равноценный, а не просто "монета"! На этом думаю можно закончить.

Согласен. Деңге - "равноценный товару"

В современном тувинско-русском словаре:

дең  равный, одинаковый // равнО, одинаково

деңге 1) поровну; деңге үлээр разделить пОровну; 2) одновре­менно; 3) вместе.

и еще более 20-ти слов с этим корнем и близкой семантикой

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Один из красивых словосочетаний на основе ден, Тенгиз далай-необьятное ровное множество воды!

ДТС:

DmRAiXRVObA.jpg

на тув.яз.: "мында Этил мөрен диген бир далай бар чорду"

дословно - здесь Этил-рекой названная одна ширь(громадина) есть, оказывается.

 

1) не понятно, почему в ДТС основным значением слова написали "океан, море",

когда в цитируемом источнике речь идет о большой реке под названием Итиль = Волга? Тем более, когда имеется слово теңиз (море)

 

2) логично предположить, что основой слова является "тала",

в ДТС - степь, в тув.яз. - сторона.

Эти два значения "объединяются" в поговорке казаков: "Не в ту степь пошел".

Скорее всего, первоначально "талай" означало "необъятная/очень большая сторона".

 

3) интересно, мүрен (река) - "монголизм" в древнетюркском или древнетюркизм в монгольском?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

3.       По поводу «деньги-деньга». Слово однозначно персидское, появляется в Орде и Руси практически одновременно. 

Интересно, а какая этимология персидского "деньги-деньга"?

 

 

...Основа этого слова "Тенге" (а по тувински "тенгэ") "ТЕН" - равный, равноценный, а не просто "монета"! На этом думаю можно закончить.

Согласен. Деңге - "равноценный товару"

В современном тувинско-русском словаре:

дең  равный, одинаковый // равнО, одинаково

деңге 1) поровну; деңге үлээр разделить пОровну; 2) одновре­менно; 3) вместе.

и еще более 20-ти слов с этим корнем и близкой семантикой

 

 

1. Пока не смогу дать этимологию. У меня нет этимологического словаря пехлеви. Если найду, поделюсь. если он вообще есть на европейских языках, а не на персидском. Посмотрю как-нибудь. 

 

2. "дең "  в значении ТЕNg- равный, одинаковый.  есть и в ДТС

 

Только там есть это-же слово TENg со значением ОЗЕРО и ПОДНИМАТЬСЯ, ВЗЛЕТАТЬ.

 

А по значению "монета"  есть вот это:

aqca- монета, деньга

benak-монета

bisi-лишенная стоимости монета

satir jarmak-звонкая монета

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

3.       По поводу «деньги-деньга». Слово однозначно персидское, появляется в Орде и Руси практически одновременно. 

Интересно, а какая этимология персидского "деньги-деньга"?

 

 

...Основа этого слова "Тенге" (а по тувински "тенгэ") "ТЕН" - равный, равноценный, а не просто "монета"! На этом думаю можно закончить.

Согласен. Деңге - "равноценный товару"

В современном тувинско-русском словаре:

дең  равный, одинаковый // равнО, одинаково

деңге 1) поровну; деңге үлээр разделить пОровну; 2) одновре­менно; 3) вместе.

и еще более 20-ти слов с этим корнем и близкой семантикой

 

 

1. Пока не смогу дать этимологию. У меня нет этимологического словаря пехлеви. Если найду, поделюсь. если он вообще есть на европейских языках, а не на персидском. Посмотрю как-нибудь. 

 

2. "дең "  в значении ТЕNg- равный, одинаковый.  есть и в ДТС

 

Только там есть это-же слово TENg со значением ОЗЕРО и ПОДНИМАТЬСЯ, ВЗЛЕТАТЬ.

 

А по значению "монета"  есть вот это:

aqca- монета, деньга

benak-монета

bisi-лишенная стоимости монета

satir jarmak-звонкая монета

 

 

"озеро" под вопросом,

а "подниматься", возможно, имеет отношение к "Теңри" - Богу как "множественному равенству" (ри - оконч.множ.числа). Другое значение Теңри - Небо или Небеса.

 

ZydB5r33AkA.jpg

 

UKRINwQXVLQ.jpg

т.е. парные "өрле- (тув.: өөрүле-)" и "тең-" имеют близкое значение - ввысь идти/подниматься [в небо], "теңди" - взлетела.

Отсюда - тувинский хребет Таңды может иметь значение "поднятый [в небо]/поднебесный", если "тең" = "таң", а это возможно, так как Теңри иногда пишется Таңри.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

*däna- 'зерно; зерновой хлеб; злак' — из арийск. *dhäna-, ср.

др.-инд. dhâna- ж.р. мн.ч. 'хлебй, зерно (семенное), поджаренные

хлебные зерна', dhânyà- 'зерно; состоящий из поджаренных зерен'

(см. также кхов. dan 'поджаренные зерна', пандж. dhâna — то же

и др. [Turner CDIAL, 6777]). Восходит к и.-е. *dhönä-, по

М.Майрхоферу, и.-е. *dhoH-néh2- 'поджаренные злаки' -» 'хлеб',

ср. лит. dúona ж.р. 'хлеб', лтш. dona ж.р. 'краюха хлеба', тох. В

taño 'зерно' [Рок. IEW, 242; Mh. KEWA-10, 98; Mh. KEWA-26,

739; Mh. EWA-10, 787; Fr. LEW I, 111].

A b . n. däna- 'зерно' (в композите dänö.karia- 'вид муравья',

букв, 'зёрна таскающий') [barth. AiW, 734]; ср. также ав.

haôânaëpataya ж.р. ген. — название благовонного растения (у ин-

дийских парсов — гранатовое дерево, ср. пшт. anáng 1) 'фанат';

2) 'щека') [barth. AiW, 734; Сок. ЯА, 254; Kel. NR, 116]; др.-перс.

(из эламского источника) *dänaka- — название серебряной моне-

ты — из *däna- 'зерно' [Hinz NÜ, 82];

ср.-перс. dän {d'n] 'семя, зерно, зерновой

 


•dina-ka- 'единичное зерно, зернышко':

ср.-перс. ран. danak, поздн. danag {d'nk'} 'семя, зерно, зерновой

хлеб' [МасК. CPD, 24]; кл. перс, daña 'зерно, семя, штука (при

счете плодов, яиц)'; дари daña, совр. перс, dáne 1) 'зерно, семя;

косточка плода'; 2) 'частица, крупинка; капля'; 3) 'угорь, прыщ,

сыпь'; 4) 'штука (при счете мелких предметов)'; тадж. dona

1) 'зерно, зернышко; косточка (плодовая)'; 2) 'костяшка, косточка

(на счетах)'; 3) (кн.) 'капля'; 4) 'шахматная пешка'; бахт. dune

'штука'; тат.-евр. dona 1) 'штука'; 2) 'семя, ядро'; 3) 'крупинка';

лар. duna 'семя, зерно';

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

*däna- 'зерно; зерновой хлеб; злак' — из арийск. *dhäna-, ср.
др.-инд. dhâna- ж.р. мн.ч. 'хлебй, зерно (семенное), поджаренные
хлебные зерна', dhânyà- 'зерно; состоящий из поджаренных зерен'
(см. также кхов. dan 'поджаренные зерна', пандж. dhâna — то же
и др. [Turner CDIAL, 6777]). Восходит к и.-е. *dhönä-, по
М.Майрхоферу, и.-е. *dhoH-néh2- 'поджаренные злаки' -» 'хлеб',
ср. лит. dúona ж.р. 'хлеб', лтш. dona ж.р. 'краюха хлеба', тох. В
taño 'зерно' [Рок. IEW, 242; Mh. KEWA-10, 98; Mh. KEWA-26,
739; Mh. EWA-10, 787; Fr. LEW I, 111].
A b . n. däna- 'зерно' (в композите dänö.karia- 'вид муравья',
букв, 'зёрна таскающий') [barth. AiW, 734]; ср. также ав.
haôânaëpataya ж.р. ген. — название благовонного растения (у ин-
дийских парсов — гранатовое дерево, ср. пшт. anáng 1) 'фанат';
2) 'щека') [barth. AiW, 734; Сок. ЯА, 254; Kel. NR, 116]; др.-перс.
(из эламского источника) *dänaka- — название серебряной моне-
ты — из *däna- 'зерно' [Hinz NÜ, 82];
ср.-перс. dän {d'n] 'семя, зерно, зерновой
 
•dina-ka- 'единичное зерно, зернышко':
ср.-перс. ран. danak, поздн. danag {d'nk'} 'семя, зерно, зерновой
хлеб' [МасК. CPD, 24]; кл. перс, daña 'зерно, семя, штука (при
счете плодов, яиц)'; дари daña, совр. перс, dáne 1) 'зерно, семя;
косточка плода'; 2) 'частица, крупинка; капля'; 3) 'угорь, прыщ,
сыпь'; 4) 'штука (при счете мелких предметов)'; тадж. dona
1) 'зерно, зернышко; косточка (плодовая)'; 2) 'костяшка, косточка
(на счетах)'; 3) (кн.) 'капля'; 4) 'шахматная пешка'; бахт. dune
'штука'; тат.-евр. dona 1) 'штука'; 2) 'семя, ядро'; 3) 'крупинка';
лар. duna 'семя, зерно';

 

"дана" фонетически ближе к "динар", нежели чем к деньге

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

3.       По поводу «деньги-деньга». Слово однозначно персидское, появляется в Орде и Руси практически одновременно. 

Интересно, а какая этимология персидского "деньги-деньга"?

 

 

...Основа этого слова "Тенге" (а по тувински "тенгэ") "ТЕН" - равный, равноценный, а не просто "монета"! На этом думаю можно закончить.

Согласен. Деңге - "равноценный товару"

В современном тувинско-русском словаре:

дең  равный, одинаковый // равнО, одинаково

деңге 1) поровну; деңге үлээр разделить пОровну; 2) одновре­менно; 3) вместе.

и еще более 20-ти слов с этим корнем и близкой семантикой

 

Уважаемый, Туран! Ваши доводы более доходчивы. Не обращайте внимание на них, эти люди из тех, кто уверен в том, что слова у тюрков заимствованные у арийцев. Получается, по их теории у тюрков вообще словарного запаса не было. Они забывают, что это тюрки распространяли, своей экспансией культуру размешивая по ходу своего движения по Евразии среди народов, а не наоборот.

Слово "дян", "дан" скорее всего тюркизм.

Про тенге вообще молчу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

3.       По поводу «деньги-деньга». Слово однозначно персидское, появляется в Орде и Руси практически одновременно. 

Интересно, а какая этимология персидского "деньги-деньга"?

 

 

...Основа этого слова "Тенге" (а по тувински "тенгэ") "ТЕН" - равный, равноценный, а не просто "монета"! На этом думаю можно закончить.

Согласен. Деңге - "равноценный товару"

В современном тувинско-русском словаре:

дең  равный, одинаковый // равнО, одинаково

деңге 1) поровну; деңге үлээр разделить пОровну; 2) одновре­менно; 3) вместе.

и еще более 20-ти слов с этим корнем и близкой семантикой

 

Уважаемый, Туран! Ваши доводы более доходчивы. Не обращайте внимание на них, эти люди из тех, кто уверен в том, что слова у тюрков заимствованные у арийцев. Получается, по их теории у тюрков вообще словарного запаса не было. Они забывают, что это тюрки распространяли, своей экспансией культуру размешивая по ходу своего движения по Евразии среди народов, а не наоборот.

Слово "дян", "дан" скорее всего тюркизм.

Про тенге вообще молчу.

 

Да, конечно, невозможно общаться с теми, кто ограничивается фразами типа "бред" и т.п., в отличие от тех, кто приводит обоснование своей точки зрения

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

"дана" фонетически ближе к "динар", нежели чем к деньге

 

Посмотрел я еще несколько словарей. 

 

1.       Современный персидско-русский словарь:

[Данг] – шестая часть чего-либо; шестая часть диргема

[Данги]- в складчину, на паях.

[Данэ]-  1. Зерно, семечка 2. Крупинка, капля 3. Прыщ 4. Штука

[Донг]-  устаревшее мелкая разменная монета, мелкие деньги

[Данги]- , взлет, взмывание(!!!!)  (потом еще обсудим этот момент)

[Динар]- динар, ист. Золотая монета, червонец.

 

2. Этимологический словарь тюркских языков (ЭСТЯ). 

Нашему вопросу дең (=равный) посвящены стр. 191-194 (Том 3), представлено 14(!!!) значений этого слова. Плюс значение сильно варьируется в разных тюркских языках. 

 Слово Aqca во всех тюркских это деньги, монета, финансы.  Стр. 120-121 (Том 1)

 

3. В ДТС есть такой момент:

TENg TENg = разный, различный.

 

4. В "кратком историко-этимологическом словаре Татарского языка" (Рифкат Ахметзянов, 2001 год, Казань)

Написано " Тенге-монета..., чыгышы- фарсы теленнен (бор. фарсы danik, danika)", стр 196

 

Если что из этих словарей интересно, стучите в личку. Вам отравлю. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

 

 

3.       По поводу «деньги-деньга». Слово однозначно персидское, появляется в Орде и Руси практически одновременно. 

Интересно, а какая этимология персидского "деньги-деньга"?

 

 

...Основа этого слова "Тенге" (а по тувински "тенгэ") "ТЕН" - равный, равноценный, а не просто "монета"! На этом думаю можно закончить.

Согласен. Деңге - "равноценный товару"

В современном тувинско-русском словаре:

дең  равный, одинаковый // равнО, одинаково

деңге 1) поровну; деңге үлээр разделить пОровну; 2) одновре­менно; 3) вместе.

и еще более 20-ти слов с этим корнем и близкой семантикой

 

Уважаемый, Туран! Ваши доводы более доходчивы. Не обращайте внимание на них, эти люди из тех, кто уверен в том, что слова у тюрков заимствованные у арийцев. Получается, по их теории у тюрков вообще словарного запаса не было. Они забывают, что это тюрки распространяли, своей экспансией культуру размешивая по ходу своего движения по Евразии среди народов, а не наоборот.

Слово "дян", "дан" скорее всего тюркизм.

Про тенге вообще молчу.

 

 

А кто говорит, что у тюрков не было словарного запаса? Был и есть. Однако чесать все слова мира под тюркские могут лишь особенно упертые фольки. Может обоснуете то, что слово "дана" является тюркизмом? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Кстати, использование персидских слов в кыргызском и казахском языках даже в названиях дней недели - Дүйсенбі, Сейсенбі, Сәрсенбі, Бейсенбі и т.д. наверное следствие такого распространения тюркского языка? Или по Вашему дней недели не было?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вообще дни недели когда в нынешнем виде появились  и у кого?

 

И как они распространились?

Ну вообще то у каждого народа есть обозначения дней недели, если народ успел развиться до такой степени, что разрабатывал календарь - свой, или принимал календарь у других народов.

У всего азиатского мира был распространен 12-летний животный календарь. Кто его первый придумал, не знаю. И вряд ли кто узнает, т.к. календарь то очень древний и его изобретение результат деятельности древних людей.

Но, например у тувинцев есть "свои" названия днем неделям, только они сейчас не распространены, т.к. к сожалению проявляет себя русификация, проведенная в сер. 20 века. Переняты были дни недели у тибетцев и у монголов. Помню только несколько дней: даваа, норбу. даваа вроде четверг, норбу не помню.

У тувинцев остался реликт животного календаря. "Улу хун". Некоторые называют "Улуг хун" - большой день. Но я считаю, что правильное название "Улу хун" - день дракона или драконий день. 

 

И п.с. Улуг-Хем - большая река. Но если посмотреть с другого угла "Улу хем" - драконья река. Не знаю, что верно, думаю и то и другое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...