Karakurt Опубликовано 8 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 8 сентября, 2007 Что известно о нем? Есть ли надписи? Руникой? Имеющие отличия памятники долины Енисея интерпретируются как "памятники Кыргызского каганата". По этой социально-этнической классификации к памятникам "енисейской рунической письменности" относятся также некоторые наскальные надписи и текст знаменитой Суджинской стелы в Монголии. Т.е. д.кырг. язык был сильно похож на д.тюрк.? Йотированным? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Яглакар Опубликовано 9 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 9 сентября, 2007 Что известно о нем? Есть ли надписи? Руникой?Имеющие отличия памятники долины Енисея интерпретируются как "памятники Кыргызского каганата". По этой социально-этнической классификации к памятникам "енисейской рунической письменности" относятся также некоторые наскальные надписи и текст знаменитой Суджинской стелы в Монголии. Т.е. д.кырг. язык был сильно похож на д.тюрк.? Йотированным? В памятниках енисейской письменности проявляются два отдельных древнетюркских языка/ диалекта, из которых один (преимущественно на территории Хакасии), несомненно, древнекыргызский, другой (на территории Тувы) - видимо, чикский. Их различия: местоимение "я" др.-кырг. мен ~ чик. бен; дательный падеж с притяжанием 1 л. ед.ч. кырг. -ым-а ~ чик. -ым-га (в обоих диалектах может быть также -ым-ка); "посланник" кырг. ялабач ~ чик. элчи и т.п. Вообще, надписи краткие, и языкового материала из них удается выжать не особо много. Суджинский камень по языку вполне древнекыргызский, потому что там мен и -ым-ка. Местоимение мен в некыргызских памятниках Монголии тоже часто встречается, но -ым-ка - никогда; такое окончание бывает только в енисейских надписях, т.е. или в древнекыргызском, или в чикском. Но поскольку в чикском бен, то по комплексу признаков суджинская надпись по языку однозначно древнекыргызская (что согласуется с ее содержанием, где говорится о "сыне кыргыза"). А вообще, у меня по этому поводу специальная статья напечатаны в "Вопросах языкознания" (№ 2 за этот год). :kg1: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 9 сентября, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 9 сентября, 2007 Спасибо. а что насчет начального, *дж или *й? и где можно найти вашу статью в инете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Яглакар Опубликовано 10 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2007 Разумеется, везде пишется только начальный й. (А буквы для дж в древнетюркском руническом алфавите, кстати, вообще нет.) Другое дело, что невозможно доказать, что рунический знак й не мог одновременно отображать и звука дж. Т.е. значение й для него устанавливается совершенно точно, потому что он пишется, например, в слове ай "месяц", которое во всех тюркских языках звучит именно с й. И когда мы видим написание йаш "год возраста", где начальная буква та же самая, что и конечная в слове ай, то скорее всего в обоих случаях должно быть одно и то же звучание. Однако теоретически возможно, что на самом деле произносилось джаш, но различие между дж и й на письме не показывалось. Вообще же о факте существования тюркских диалектов с дж можно уверенно говорить начиная с 11 в., потому что для этого времени о них есть свидетельство Махмуда Кашгарского. Он пишет, что дж характерен для части кыпчаков и огузов. Кыргызов он, кажется, ни к тем, ни к другим не относит, и ничего на этот счет про них отдельно не сообщает. В интернете моей статьи нигде нет. Если хотите, пришлю Вам по э-мейлу. (Напишите тогда в личку, куда посылать.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 10 сентября, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2007 Вообще же о факте существования тюркских диалектов с дж можно уверенно говорить начиная с 11 в. но начальный *й - это инновация, не наоборот. На altaica.ru есть эта работа. http://altaica.ru/texts/prototurk.pdf Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 10 сентября, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2007 пункт 1.6 Только в некоторых кыпчакских языках, в узбекском карлукском, в огузскихязыках и в языках центрально-азиатских памятников произошел переход пратюрк. *ʒ- в j- , что типологически целесообразней интерпретировать как ареальную инновацию, тем более в наиболее удаленных ветвях - в чувашской, якутской, тувинской, хакасской представлен аффрикатный рефлекс. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rysbek Alimov Опубликовано 11 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2007 В интернете моей статьи нигде нет. Если хотите, пришлю Вам по э-мейлу. (Напишите тогда в личку, куда посылать.) Уважаемый Яглакар! Буду рад получить вашу статью на alimoff@gmail.com С уважением, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 12 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2007 "посланник" кырг. ялабач ~ чик. элчи и т.п. Элчи вроде есть и в древнекиргизском. Что интересно ялаваж у Кашгари посланник Аллаха Всевышнего, а ялавар - царский посланник. Иногда кажется, что тюрки многие диалекты как-то искусственно придумывали лишь бы как-то выделиться :oz1: Только в некоторых кыпчакских языках, в узбекском карлукском, в огузскихязыках и в языках центрально-азиатских памятников произошел переход пратюрк. *ʒ- в j- , что типологически целесообразней интерпретировать как ареальную инновацию, тем более в наиболее удаленных ветвях - в чувашской, якутской, тувинской, хакасской представлен аффрикатный рефлекс Это одно из мнений Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Яглакар Опубликовано 12 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2007 Статью послал. Что касается первичности й или дж. Ну, пусть прав Мудрак, что дж существовало раньше, хотя это действительно только одно из мнений. К древнекыргызскому, засвидетельствованному надписями, это не имеет совершенно никакого отношения. Если изначально было дж, а там й, то это просто значит, что древнекыргызский входил в тот самый ареал "некоторых кыпчакских языков, узбекского карлукского, огузских языков и языков центрально-азиатских памятников". Географически он вполне туда может входить. Элчи вроде есть и в древнекиргизском Где он там? Я вроде внимательно смотрел - все енисейские надписи с элчи характеризуются чикскими языковыми признаками. Что интересно ялаваж у Кашгари посланник Аллаха Всевышнего, а ялавар - царский посланник. Иногда кажется, что тюрки многие диалекты как-то искусственно придумывали лишь бы как-то выделиться Поскольку Кашгари сейчас у меня под рукой нет, не могу здесь судить уверенно, но когда в арабографических памятниках чередуются р и ж, у меня всегда подозрение на ошибку переписчиков, потому что там ж (ژ) отличается от р (ر) только лишними точками. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 12 сентября, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2007 кто такие чики? Насчет дж. Я все-таки склоняюсь к нему. Посмотрите ранние тюркизмы в монгольском (например в ССМ), а также родственные слова. Они все на дж-. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 12 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2007 Где он там? Я вроде внимательно смотрел - все енисейские надписи с элчи характеризуются чикскими языковыми признаками. Все футбол ждут. Думаю будет 2-0 в пользу англичан :oz1: . Надо конечно ознакомиться с вашей статьей, я вам в личку писал, мой мэйл elbilge@mail.ru а вот памятник хотя бы навскидку Е1 http://elbilge.ucoz.ru/publ/13-1-0-141 Значит вы его считаете чикским, тем более там бен. Хотя вроде Кляшторный шестисоставным народом называл киргизов. Но что-то этот не похож на чика. Тамга разве не киргизская? А не мог этот ЭлТуган Тутук быть киргизом, а писать с чикским диалектом? Мол в Туве все-таки :oz1: Поскольку Кашгари сейчас у меня под рукой нет, не могу здесь судить уверенно, но когда в арабографических памятниках чередуются р и ж, у меня всегда подозрение на ошибку переписчиков, потому что там ж (ژ) отличается от р (ر) только лишними точками. Нет там Кашгари сам пишет об этом. У него так и записано: "Посланника Аллаха Всевышнего они называют: йалаваж, а царского посланника - йалавар, в наречии Уйгур", при чем в двух местах и там другая ж, через настоящую арабскую ж, но это неважно и позднее. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Яглакар Опубликовано 12 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2007 кто такие чики? Насчет дж. Я все-таки склоняюсь к нему. Посмотрите ранние тюркизмы в монгольском (например в ССМ), а также родственные слова. Они все на дж-. Чики - одно из древнетюркских племен. Обретались на территории Тувы. Что касается й/дж, то с алтаистической точки зрения в этом тюркском звуке совпали праалтайские *й- и *дж- (и еще также *н-, *д-). Так что с этих позиций реконструировать для пратюркского можно все что угодно. К 13 веку, когда создано ССМ, дж- в тюркских языках уже по-всякому давно был, и если монгольский в первую очередь вошел в соприкосновение с тюркскими дж-диалектами, то это все объясняет без необходимости первичности дж- в тюркских. В то же время факт остается фактом: все ранние письменные памятники из Центральной Азии не дают оснований для предположений о существовании там чего-нибудь, кроме й-. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 12 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2007 Кстати глянул у Кашгари бен\мен, у него: "бан - частица со значением я, бан бардим - я пошел, в огузском. Тюрки говорят - ман". Про остальных ничего нет. Вспомнил кстати еще по местоимениям когда по мн.ч. у Малова от би\си - у нас у киргизов-то есть силер - вы в значении ты-множественности. Сиздер говорят к оочень уважаемой аудитории. так к слову. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Яглакар Опубликовано 12 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2007 а вот памятник хотя бы навскидку Е1 http://elbilge.ucoz.ru/publ/13-1-0-141 Значит вы его считаете чикским, тем более там бен. Хотя вроде Кляшторный шестисоставным народом называл киргизов. Но что-то этот не похож на чика. Тамга разве не киргизская? А не мог этот ЭлТуган Тутук быть киргизом, а писать с чикским диалектом? Мол в Туве все-таки :oz1: Здесь фокус такой. На территории Хакасии надписей с бен практически вообще нет (единственное исключение - Е37). В Туве бывает и бен, и мен, но географически они очень интересно распределены: бен встречается на всей территории, а мен только в узкой центральной полосе. Я интерпретирую так, что в Туве изначально был только аборигенный диалект с бен, а надписи с мен появились после завоевания Тувы кыргызами, причем кыргызы ограничились своим присутствием в стратегически важной центральной полосе, а в "медвежьи углы" на севере и юге не полезли. Так что ЭлТуган Тутук все-таки должен быть тувинцем (= чиком). Тем более что в Хакасии не встречается не только бен, но и элчи. Что касается тамг, то с ними вообще непонятно что творится. Есть надписи, где тамга идентична, а диалект безусловно разный. Кстати глянул у Кашгари бен\мен, у него: "бан - частица со значением я, бан бардим - я пошел, в огузском. Тюрки говорят - ман". Про остальных ничего нет. Что интересно, хотя Кашгари под тюрками понимает караханидов (с языком чагатайского типа), а под огузами - предков современных туркмен, его утверждение, похоже, действительно и для орхонских надписей. Там мен только у Бильге-кагана и Кюль-тегина. Только они и являются для того времени настоящими тюрками - т.е., представителями правящего племени "тюрк". А остальные орхонские надписи с бен, причем по крайней мере частично эти надписи с бен представляют язык племен, называвшихся огузами (токуз-огузы). Эти токуз-огузы, естественно, потом идентифицируются с уйгурами, но пока они сидели в Монголии, у них явно был диалект с бен, хотя собственно древнеуйгурский язык, каким мы его знаем по позднейшим рукописям из Восточного Туркестана, имеет мен. И вообще, диалект чиков в Туве выглядит неким продолжением языка токуз-огузов (хотя, впрочем, и имеет от него некоторые явные отличия). А вот сходство древнекыргызского с "собственно тюркским" (= тюркютским = ашина), и также "классическим" древнеуйгурским, представляет для меня загадку. (Это сходство не только в местоимении мен, но и еще в некоторых деталях наблюдается. Хотя, в общем-то, в связи с ограниченностью древнекыргызского материала оно довольно шаткое. Может быть, просто кажется.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 12 сентября, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2007 а что скажите про Таласские надписи? какая датировка? язык? Второй вопрос: какие языки являются прямыми потомками др. кыргызского (кроме современного кырг.)? Хакасский(территориально), сары-югурский(вроде родственен хакасскому)? Фую-кыргызский? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 12 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2007 А вот сходство древнекыргызского с "собственно тюркским" (= тюркютским = ашина), и также "классическим" древнеуйгурским, представляет для меня загадку. (Это сходство не только в местоимении мен, но и еще в некоторых деталях наблюдается. Хотя, в общем-то, в связи с ограниченностью древнекыргызского материала оно довольно шаткое. Может быть, просто кажется.) Я об этом уже давно не занимался, многое выветрилось. Это сходство вроде есть еще в грамматике Кононова, когда он угурский рунический выделил в нечто отдельное, если я что-нибудь по давности не путаю. Могет разгадка в той легенде о 4 братьях записанную кажется в Вэй-шу. Интересно здесь есть она, кто-нибудь выкладывал? Мне кажется тюрки, уйгуры (через теле) и киргизы в гораздо более поздний период воспринимали себя как часть единного целого, отсюда и "общелитературное койне" и обязательное существование одного единственного кагана в этом "братстве" (например тюргешского кагана воспринимали спокойно, даже тибетского называли каганом, а не дай Бог киргизы или кто-то еще из 4 братьев объявит себя каганом - короче вопросы сюзеренитета). А вот насчет схожести классического древнеуйгурского (оазисного) и енисейско-киргизского. Мне непонятно почему Буку Чина называют уйгуром который в 866 году и основал идикут. Да у китайцев он назван уйгуром. Китайцы вроде ставят фамилию вперед. и в то же время китайцы говорят, что фамилия у тюрков по названиям родов, что-то в этом роде. Получается Буку Чин из племени Буку - то есть из телесцев, а не уйгуров. Вполне возможно, что Буку Чин уведя часть токуз-огузов в оазис новый эл назвал по старому - уйгурами, хотя собственно уйгуры там уже не доминировали. У Гардизи и т.д. ведь не уйгуры, а токуз-огузы. Кажется Бартольд обращал внимание на правящий род иди у киргизов и идикут. Некая связь между киргизами и буку могла возникнуть после 840, а может была и раньше. Интересно есть ли у кого-нибудь еще кроме киргизов племя бугу?. То есть я хочу сказать, что в идикуте были телесцы, а не собственно уйгуры, по крайней мере в отношении доминирования, а значит и официального языка. Отсюда возможно и разница между уйгурским-орхонским и "уйгурским"-турфанским. Это версия. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 12 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2007 а что скажите про Таласские надписи? какая датировка? язык? Второй вопрос: какие языки являются прямыми потомками др. кыргызского (кроме современного кырг.)? Хакасский(территориально), сары-югурский(вроде родственен хакасскому)? Фую-кыргызский? C таласскими спорно любое мнение, хотя после открытия Кочкорских надписей там ближе к тюргешскому каганату наверное все-таки. А с енисейскими надписями вроде там всего то насчитали 358 слов что ли, при чем общераспространенных у всех тюрков, так что поряснить ситуацию там трудно. Тем более по грамматике вариаций в рунике мало. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ashraf Опубликовано 13 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 13 сентября, 2007 Воообще то любое различие, как в случае МЯН(МЕН) и БЕН имеет смысл... То есть говорить о просто диалектных ообенностях, о просто замене М на Б это есть ничто иное как теоретическое допущение. МЕН и БЕН имеют одинаковое значение Я. Но это совсем не означает, что одно из этих слов произошло заменой первого звука другим. МЕН=(МЕ.ЕН) и БЕН=(БЕ.ЕН) имеют один и тот же фрагмент ЕН. en [LORD] EN: en. IGI.DIB.MU.UN: u3-mu-un. U: umun. 1. lord 2. master 3. ruler Akk. be¯lu “lord; proprietor” Уже шумеры менькали: men2,3: I, myself (cf., me-en). Поэтому удивляться, что киргизы тоже говорят МЕН нечего...- столица Северного Азербайджана ---БАКЫ. Этот этноним скрыто сидит в этнониме КЫРГЫЗ, подвергшийся большому фонетическому изменению в результате перехода предков Киргиз с Кавказа в Центральную Азию... МЕН=МЕ.ЕН Второй фрагмент я показал. А первый это МЕ. В азербайджанской транскрипции МЯ... me [bE] ME: me. IM: em. 1. to be Тюркские словообразовательные аффиксы МА, МЯ отсюда... ГОВУРМА-жаркое ГЁЗЛЯМЯ-ожидание===ГЁЗЛЯ-ожидай+МЯ(есть)-последнее именно в шумерских смыслах, но для нас уже потерянных смыслах)... Потому то считать МА и МЯ безударными отрицательными аффиксами есть некорректное теоретическое допущение... Отрицание порождается смещением ударения с последнего слога: ГОВУРМА-не жарь (ударение на второй слог) ГЁЗЛЯМЯ-не жди (ударение на второй слог)... В отличие от МЕН, БЕН=БЕ.ЕН более демонстративен, с более внешней точкой... Сравните с арабским БЕН. Кстати родственник этого БЕН-----титул БЕЙ(БЕК), по нашему БЯЙ... Его нативный смысл, на мой взгляд более соответствует Я! bi, bé: v., to diminish, lessen; to speak, say (accusative infix b 3rd pers. sing. neuter + e 'to speak'); to murmer, chirp, twitter, buzz, hum, howl, cry; mention (cf., biz; bi[z]) [KAŠ archaic frequency: 261; concatenates 4 sign variants] . Вспомните про русское ВЯКАТЬ и турецкое БЯКЛЯМЯГ... pron., it. БУ,БЫ poss. suffix, 'its' applies to inanimate (things and animals) and collective objects. demonstrative suffix, this (one), that (one) - in this sense can occur with animates. БУ,БЫ,... conj., and. ВЯ art., the. adv., adverbial force suffix. Маг 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 13 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 13 сентября, 2007 Поэтому удивляться, что киргизы тоже говорят МЕН нечего...- столица Северного Азербайджана ---БАКЫ.Этот этноним скрыто сидит в этнониме КЫРГЫЗ, подвергшийся большому фонетическому изменению в результате перехода предков Киргиз с Кавказа в Центральную Азию... ради дружбы киргизского и азербайджанского народов можно с этим согласиться :ost1: Ashraf, а в современном азери есть отрицательная частица degil? У Кашгари ул андаг даг ул - 'он не такой'. "Огузы заимствовали у них [Аргу] это выражение заменив заг ул на такул в значении 'не'". Получается что даг слилось с ул и получилось degil (?). А вот эмес - другая отрицательная частица у Кашгари есть без всяких объяснений. А есть у вас эмес? Кстати даг еще обозначает оказывается у Кашгари "клеймо для лошадей". И что приколько он пишет, что "Не следует говорить, что это слово персидское, так как у них нет такого колчисетва животных, как у тюрок, чтобы давать названия их клеймам". В принципе логично, но где-то мне встречался трактат о лошадях написанный при Сассанидах вроде, где было 19 что-ли названий для лошади. Я столько названий у тюрок не помню. В другом месте он интерпретирует Казвин, как "Каз ойуны" и так же "спорит" с персами. Так что интерпретации на созвучиях шли с древнейших времен. Отсюда и интерпретации кёпек как собака и пена, кыргыз - как красный и сорок, сорок девиц. Все это делали и до нас с вами уважаемый Ashraf и после нас тоже будут делать. Так что лично я пас в этом вопросе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Яглакар Опубликовано 13 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 13 сентября, 2007 а что скажите про Таласские надписи? какая датировка? язык? Второй вопрос: какие языки являются прямыми потомками др. кыргызского (кроме современного кырг.)? Хакасский(территориально), сары-югурский(вроде родственен хакасскому)? Фую-кыргызский? Про таласские надписи ничего толкового не могу сказать. В них, кажется, вообще ни разу местоимение 1 лица не употреблено, и другого грамматического материала тоже очень мало. К тому же чтения таласских надписей значительно менее надежны, чем орхонских и енисейских, и если в них, например, вычитывают окончание дательного падежа -га (при орхонском -ка), то строить на этом основании какие-то выводы все равно опасно - а вдруг читаем неправильно? Вообще же, я ими специально не занимался, и видел материал далеко не полностью. Если подробнее посмотреть, может, и удастся с казать что-то определенное. Что касается потомков древнекыргызского, то это хакасский наверняка таковым является, и язык фуюйских кыргызов тоже, а вот современный кыргызский - под вопросом. Сары-югурский, думаю, почти наверняка нет. Все сходство сары-югурского с хакасским ограничивается тем, что и там, и там в середине слова з на месте древнетюрского д и представленного в большинстве современных языков й (напр. хакас., сюг. азак - др.-тюрк. адак - тат., каз., кирг. айак "нога"). Учитывая отсутствие других схождений, вряд ли на этом основании можно говорить об особой близости. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Яглакар Опубликовано 13 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 13 сентября, 2007 Я об этом уже давно не занимался, многое выветрилось. Это сходство вроде есть еще в грамматике Кононова, когда он угурский рунический выделил в нечто отдельное, если я что-нибудь по давности не путаю. Могет разгадка в той легенде о 4 братьях записанную кажется в Вэй-шу. Интересно здесь есть она, кто-нибудь выкладывал? Мне кажется тюрки, уйгуры (через теле) и киргизы в гораздо более поздний период воспринимали себя как часть единного целого, отсюда и "общелитературное койне" и обязательное существование одного единственного кагана в этом "братстве" (например тюргешского кагана воспринимали спокойно, даже тибетского называли каганом, а не дай Бог киргизы или кто-то еще из 4 братьев объявит себя каганом - короче вопросы сюзеренитета). А вот насчет схожести классического древнеуйгурского (оазисного) и енисейско-киргизского. Мне непонятно почему Буку Чина называют уйгуром который в 866 году и основал идикут. Да у китайцев он назван уйгуром. Китайцы вроде ставят фамилию вперед. и в то же время китайцы говорят, что фамилия у тюрков по названиям родов, что-то в этом роде. Получается Буку Чин из племени Буку - то есть из телесцев, а не уйгуров. Вполне возможно, что Буку Чин уведя часть токуз-огузов в оазис новый эл назвал по старому - уйгурами, хотя собственно уйгуры там уже не доминировали. У Гардизи и т.д. ведь не уйгуры, а токуз-огузы. Кажется Бартольд обращал внимание на правящий род иди у киргизов и идикут. Некая связь между киргизами и буку могла возникнуть после 840, а может была и раньше. Интересно есть ли у кого-нибудь еще кроме киргизов племя бугу?. То есть я хочу сказать, что в идикуте были телесцы, а не собственно уйгуры, по крайней мере в отношении доминирования, а значит и официального языка. Отсюда возможно и разница между уйгурским-орхонским и "уйгурским"-турфанским. Это версия. С разницей между уйгурским орхонским и уйгурским турфанским, думаю, все просто. Когда уйгуры пришли в оазисы, там уже до них были тюрки. Уйгуры среди них в языковом отношении растворились, но передали жителям оазисов свое имя. Т.е. классический древнеуйгурский изначально к уйгурам не имеет никакого отношения; это просто тюркский язык жителей оазисов. Уйгурским он стал называться тогда, когда в этих оазисах стала править династия орхонско-уйгурского происхождения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 13 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 13 сентября, 2007 С разницей между уйгурским орхонским и уйгурским турфанским, думаю, все просто. Когда уйгуры пришли в оазисы, там уже до них были тюрки. Уйгуры среди них в языковом отношении растворились, но передали жителям оазисов свое имя. Т.е. классический древнеуйгурский изначально к уйгурам не имеет никакого отношения; это просто тюркский язык жителей оазисов. Уйгурским он стал называться тогда, когда в этих оазисах стала править династия орхонско-уйгурского происхождения. В принципе верно тоже. Но некоторые думают, что в оазисах ираноязычные существовали вплоть до IX в. Малявкин утверждал, что в оазисы пришли не только уйгуры, но и токуз-огузы, при этом он говорил о 200 000 (что трудно растворится), остальных 800 000 он просто "убил" (ну войны там, джут). А вообще делать одну из ставок на -га\-ка немного рискованно. Это как говорил Малов может быть просто "отражением живого произношения", могут писать по произношению -ка, хотя грамматически верно -га. То же с йог и йок. P.S. то же с бен\мен? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 14 сентября, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 14 сентября, 2007 на месте древнетюрского д, представленного в большинстве современных языков й есть исключения: колодец - кудук, вместо куйук. Колодец от слова куд/куй - лить? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 14 сентября, 2007 Admin Поделиться Опубликовано 14 сентября, 2007 Воообще то любое различие, как в случае МЯН(МЕН) и БЕН имеет смысл...То есть говорить о просто диалектных ообенностях, о просто замене М на Б это есть ничто иное как теоретическое допущение. МЕН и БЕН имеют одинаковое значение Я. Но это совсем не означает, что одно из этих слов произошло заменой первого звука другим. МЕН=(МЕ.ЕН) и БЕН=(БЕ.ЕН) имеют один и тот же фрагмент ЕН. en [LORD] EN: en. IGI.DIB.MU.UN: u3-mu-un. U: umun. 1. lord 2. master 3. ruler Akk. be¯lu “lord; proprietor” Уже шумеры менькали: men2,3: I, myself (cf., me-en). Поэтому удивляться, что киргизы тоже говорят МЕН нечего...- столица Северного Азербайджана ---БАКЫ. Этот этноним скрыто сидит в этнониме КЫРГЫЗ, подвергшийся большому фонетическому изменению в результате перехода предков Киргиз с Кавказа в Центральную Азию... МЕН=МЕ.ЕН Второй фрагмент я показал. А первый это МЕ. В азербайджанской транскрипции МЯ... me [bE] ME: me. IM: em. 1. to be Тюркские словообразовательные аффиксы МА, МЯ отсюда... ГОВУРМА-жаркое ГЁЗЛЯМЯ-ожидание===ГЁЗЛЯ-ожидай+МЯ(есть)-последнее именно в шумерских смыслах, но для нас уже потерянных смыслах)... Потому то считать МА и МЯ безударными отрицательными аффиксами есть некорректное теоретическое допущение... Отрицание порождается смещением ударения с последнего слога: ГОВУРМА-не жарь (ударение на второй слог) ГЁЗЛЯМЯ-не жди (ударение на второй слог)... В отличие от МЕН, БЕН=БЕ.ЕН более демонстративен, с более внешней точкой... Сравните с арабским БЕН. Кстати родственник этого БЕН-----титул БЕЙ(БЕК), по нашему БЯЙ... Его нативный смысл, на мой взгляд более соответствует Я! bi, bé: v., to diminish, lessen; to speak, say (accusative infix b 3rd pers. sing. neuter + e 'to speak'); to murmer, chirp, twitter, buzz, hum, howl, cry; mention (cf., biz; bi[z]) [KAŠ archaic frequency: 261; concatenates 4 sign variants] . Вспомните про русское ВЯКАТЬ и турецкое БЯКЛЯМЯГ... pron., it. БУ,БЫ poss. suffix, 'its' applies to inanimate (things and animals) and collective objects. demonstrative suffix, this (one), that (one) - in this sense can occur with animates. БУ,БЫ,... conj., and. ВЯ art., the. adv., adverbial force suffix. Маг Уважаемый Ашраф, похоже Вы не поняли, что все эти шумеро-аккадские теории в Вашем изложении к месту и не к месту уже порядком надоели. Пытался Вам очень вежливо имягко объяснить это, однако Вы похоже это не поняли. Не хотелось бы мне прибегать к более жестким методам. Но похоже вынудите. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ashraf Опубликовано 14 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 14 сентября, 2007 ради дружбы киргизского и азербайджанского народов можно с этим согласиться :ost1: Ashraf, а в современном азери есть отрицательная частица degil? У Кашгари ул андаг даг ул - 'он не такой'. "Огузы заимствовали у них [Аргу] это выражение заменив заг ул на такул в значении 'не'". Получается что даг слилось с ул и получилось degil (?). А вот эмес - другая отрицательная частица у Кашгари есть без всяких объяснений. А есть у вас эмес?Кстати даг еще обозначает оказывается у Кашгари "клеймо для лошадей". И что приколько он пишет, что "Не следует говорить, что это слово персидское, так как у них нет такого колчисетва животных, как у тюрок, чтобы давать названия их клеймам". В принципе логично, но где-то мне встречался трактат о лошадях написанный при Сассанидах вроде, где было 19 что-ли названий для лошади. Я столько названий у тюрок не помню. В другом месте он интерпретирует Казвин, как "Каз ойуны" и так же "спорит" с персами. Так что интерпретации на созвучиях шли с древнейших времен. Отсюда и интерпретации кёпек как собака и пена, кыргыз - как красный и сорок, сорок девиц. Все это делали и до нас с вами уважаемый Ashraf и после нас тоже будут делать. Так что лично я пас в этом вопросе. Уважаемые Eleri, Сперва о главном. Вчера мне пришла в голову блестящая идея... Видимо она знала куда и кому надо зайти... Видите ли есть в лингвистике такое понятие, как контактная метатеза... Надеюсь Вы знаете, что это такое... Если нет, то посмотрите пример: g'r>rg' örgənir(диалекты Муганский, Ордубадский, Нахичеванский, Зангеланский, Карабахский) <ög'rənir... Первое есть контактная метатеза от принятой формы... Вполне допускаю, что в этнониме QIRĞIZ в результате исторических контактов названии этнонима претерпело контактную метатезу. Тогда более нативной формой будет не QIRĞIZ, а: QIĞRIZ Откройте его в конъюнктивное предложение и Вы увидите: QIĞIRIZ Что мы здесь видим: 1. QIĞIRIZ Фрагмент IZ(ЫЗ)- самый древний... Его фоноварианты АЗ, ОЗ, УЗ, АШ, ОЗ, ИЗ, АС, ЫС, ИС,...,АШ. У тюркских этнонимов, которые являются одними из самых древних известны АС, народ АЗ из Орхоно-Енисея,-те племена, которые как считал Бартольд являются родоначальниками этнонима ТЮРК в ЦА... ИЗИ-шумерское огонь (ИЗ.ЗИ)-след жизни... Этноним АЗЯР=ИЗИР отсюда... Древнейшая столица МАННЫ Изирта... 2.QIĞIRIZ ЫР, ИР это мужчина, муж,.. на Орхон-Енисее... Его фоновариантами являются АР,ОR, УР, ИР, ER... Таким образом, понятна вариативность IRIZ: АРАЗ(этногидроним), АРЫС(ОРУС,УРУС), АРИЗАНТ(мидийское племя)... Кроме того, видна связь между Енисейскими киргизами... Город Иркутск связан с этноним ИРК(ЙРК)... Конечное К, как в TÜRK образовано выпадением U,Ü,O,Ö---УК-ОК-род, племя вышло из шумерского УГ-давать рождение... С ИР связаны и этнонимы ИРКИН, ИРКИТ, ИРТИМ... А с его фоновариантом АР: АРАН, АРАНЖИ, АРАНШЫ, АРАЛАТ, АРИЗ, АРИЗАНТ, АРЫК, АРЫС... С УР: УРАН, УРАНКАЙ, УРЛАТ, УРУС, УРУМ, УРУТ... 3. QIĞIRIZ Кстати, интересно что Ğ,G,К перешёл в Й в ЙЫРК... Связь с этнонимами: ГОРОС(ГЁРУС) древние тюрские топонимы ХУРС, ХУРУС, ХУРУСУН, ХУРСУН, ХУРСАНШАХ, ХУРСАНГАЛА, ХУРСАН(ХОРАСАН)... Через фоноварианты этноним КЕРЕТ (замена С на Т), КАРАШАЙ, КАРАЧОР(ЛУ), КАРАДЖУР... 4. QIĞIRIZ С потерей IZ, İĞIR Может спокойно сравнивать с УЙГУР... и с УГРАК... Можно и с АГРИППЕЯМИ из источников- фрагмент АГР=ИГР... АРАКС, АРАКСЕНЕ 5. QIĞIRIZ Посмотрите на фрагмент: QIĞIRIZ Это же ГУГАРЫ(ГОГАР) (Северный Кавказ, Грузия, Армения, в кавказской Албании) Этнонимы ГУГАРЧИ, КУЙАРЧИ Топонимы: Гукарк(Гогарена) -в Кавказской Албании Гугарли Гугарчин Гугарчинли Гугерчи Гуджарети Какой ВЫВОД с точки зрения допустимости КОНТАКТНОЙ МЕТАТЕЗЫ И МОЕГО ПОСЛЕДУЮЩЕГО АНАЛИЗА: КИРГИЗЫ имеют скифскую историю... Скифы дети ГОГА(GIĞ)... Например УРУС-кыпчакский этноним, как и ТЕРТЕР. ТЕРТЕР-ЧАЙ -гидроним в Азербайджане... Гугары это скифы... Вполне возможно, что азиатские СКИФЫ взяли БАКЫ с собой... Наверное знали или чуяли, что они их далёкие предки... Маг Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться