Jump to content
Guest Эльтебер

Аутогенная Тренировка

Recommended Posts

Guest Эльтебер

ХАННЕС ЛИНДЕМАН (DR. MED HANNES LINDEMANN)

Аутогенная Тренировка

Autogenes Training

Путь к восстановлению здоровья и работоспособности (2-е издание)

Der weg zu entspannung gesundheit. Leistungssteigerung.

Перевод с немецкого А. Р. АРУТЮНОВА

Консультант проф. Г. К. УШАКОВ

Издательство "Физкультура и спорт" 1980 г.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к русскому изданию

Предисловие

Г л а в а 1. Помощь для каждого

Человек — ошибка конструктора?

Научный метод самовнушения

Эксперимент на себе

В надувной лодке через Атлантику

«Я справлюсь!»

«Курс вест!»

Аутогенная тренировка в лодке

Залог успеха

Негативная установка — это болезнь

Вести себя, как образец для подражания

О силе представлений

Опыт с маятником

Ложные представления и смерть

Новые знания — новые надежды

Г л а в а 2. Основы аутогенной тренировки

Иоганнес Генрих Шульц

У истоков аутотренинга

Кому легко дается АТ?

Время для занятий АТ

Десять минут ежедневно

В позе кучера

Психофизиологический смысл расслабления

Формула выхода из аутогенного погружения

«Моя правая рука тяжелая»

«Моя правая рука теплая»

Физиологическая основа упражнений на тяжесть и тепло

Эффект генерализации

Формулы намерения (цели)

Упражнения для сердца

Упражнения для дыхания

Упражнения для солнечного сплетения

Упражнения для головы

Протоколы занятий

Типичные ошибки начинающих

Г л а в а 3. Аутогенная тренировка для здоровых людей

Мечта о здоровье

От саморасслабления к формулам цели

Как пользоваться формулами намерения и цели

Как формулировать намерения

Отдых по команде

О стрессе, несущем болезни

Стрессы и работа

АТ для работающих в ночную смену

Аффекты и болезни

Аутогенное успокоение

Пора в отпуск

Умение сосредоточиться

АТ и достижения в спорте

Мобилизация неиспользованных возможностей

При чрезвычайных обстоятельствах

Средство для снижения веса

Психика и пищеварение

Без снотворного

Формулы намерения (цели) при нарушениях сна

Невосприимчивость к шуму

Разные вопросы

Г л а в а 4. Применение АТ при острых и хронических заболеваниях

Стресс — это прежде всего сердце

АТ как средство против инфаркта

Реабилитация после инфаркта

«Нервное» сердце

Невосприимчивость к простудам

АТ для зрения и слуха

И кожа — зеркало души

Облегчение при беременности и женских болезнях

Восприимчивость к погоде

Как преодолеть мигрени

АТ — универсальное средство?

В помощь бросающим курить

При начинающемся алкоголизме

Нарушения половой жизни

Преодоление состояния страха

Навязчивые мысли и действия

Гл а в а 5. Аутогенные разряды и побочные явления

Отклонения в упражнении на ощущение тяжести

Сопутствующие явления при упражнениях на ощущение тепла

Сопутствующие явления при упражнениях для сердца

Отрицательные явления при упражнениях для солнечного сплетения

Сопутствующие явления при упражнениях для головы

Другие побочные явления

Зрительные и мыслительные сопутствующие явления

Позитивные сопутствующие явления

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Предисловие к русскому изданию

Есть темы, которые всегда привлекают внимание читателей. К таким

относятся, в частности, и те, где говорится о болезнях и здоровье.

А в этой теме особенно манят такие ее повороты, за которыми виднеется,

пусть даже смутно, возможность обходиться без врачей, помогать

самому себе. Собственными силами. Аутогенно.

Итак, слово сказано. Новое слово — «аутогенно». Какие же образы,

какие мысли возникают вслед за словами «аутогенно», «аутогенная»,

«аутотренинг».

У очень многих пока весьма неопределенные. Но почти наверняка

можно сказать, что эти новые слова порождают интерес или по меньшей

мере любопытство. Поэтому можно гарантировать, что даже те, кто имеет

лишь самое неопределенное представление об аутогенной тренировке,

увидев книгу с таким названием, купят ее не задумываясь.

Какие же надежды таятся у покупающих? Конечно же, надежда

иметь под рукой, хотя бы на всякий случай, такой спасательный круг,

на который можно рассчитывать при всевозможных бурях, столь нередких

на поверхности жизненного моря.

Наше время особенное. Сейчас на психику, на клетки головного

мозга постоянно воздействуют потоки самой разнообразной, подчас ненужной,

а то и вредной информации — это с одной стороны. А с другой

— в сутках не хватает часов для того, чтобы по-настоящему разобраться

во всем том, что врывается в наш мозг по каналам органов

чувств. Во всем том, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем, что

чувствуем, переживаем, о чем не можем не думать. Вот почему многие

из нас находятся в состоянии почти непрекращающегося и весьма

своеобразного психофизического напряжения. За что, в конце концов,

приходится расплачиваться. В первую очередь здоровьем.

Обширная статистика неумолимо констатирует весьма печальное положение

— около половины всех случаев смерти в экономически развитых

странах вызваны заболеваниями сердца и кровеносных сосудов. Заболевания

эти развиваются отнюдь не в связи с физическими перегрузками,

а главным образом от хронического нервно-психического перенапряжения.

Оно же в первую очередь бьет по сердечно-сосудистой

системе, которая очень остро, слишком чутко реагирует на все, что происходит

в мире наших мыслей и чувств. И когда мы долгое время чем-то

недовольны, чего-то боимся, страдаем или оказываемся во власти других

отрицательных, вредных эмоций, — все это, подобно коварным стрелам,

впивается в наше сердце и ранит его. Где же выход? Как защищаться?

Один из ответов на столь жизненно важный вопрос, причем ответ

весьма убедительный, дает автор этой книги западногерманский специалист,

доктор медицины Ханнес Линдеман. Суть его ответа, вернее

совета, такова: надо научиться управлять собою, своими психическим и

физическим началами. Лишь при этом условии можно выстоять в стрессовых

ситуациях, в которых мы не так уж редко оказываемся. Другими

словами, необходимо каждому овладеть теми возможностями, которые

заложены в психической саморегуляции. Одним из ее методов и является

аутогенная тренировка.

Природа, создавая людей, одарила их организм великой способностью

к саморегулированию. Благодаря этому сердце само, без какого-либо

вмешательства с нашей стороны, начинает биться мощнее, когда мы,

к примеру, переходим с ходьбы на бег. Одновременно повышается давление

крови, глубже становится дыхание, активизируется обмен веществ

— и все это без нашей помощи, как бы само по себе, на основе

законов саморегуляции. Если нам жарко, на коже появляется пот, с испарением

которого уходит из тела лишнее тепло, и организм не перегревается.

Когда мы едим хлеб, то желудок выделяет сок такого состава,

который нужен для переваривания хлеба. Но состав этого сока

меняется, если в пищу идут мясные продукты. Подобных примеров, показывающих

разнообразие саморегуляторных механизмов, можно привести

множество.

Но, к большому сожалению, люди попадают подчас в такие обстоятельства,

в которых природная саморегуляция не справляется, начинает

отказывать. К примеру, с наступлением ночи мы обычно спокойно

засыпаем, не прибегая к каким-либо усыпляющим средствам. Но если

заболеваем или возникает какая-то большая неприятность, сильно

волнующая нас, то сон, который еще вчера так хорошо, согласно законам

саморегуляции, наступал сам по себе, вдруг расстраивается.

Нервные потрясения способны нарушить не только сон, но и работу

сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, деятельность

желез внутренней секреции, изменить состав крови, вызвать поражение

кожных покровов. Конечно, можно прибегнуть к помощи лекарств

и ими, наладив процессы природной саморегуляции, восстановить нарушенное.

Однако лекарства не всесильны, да и к тому же постоянно пользоваться

фармакологией нельзя, ведь химический состав медикаментов

чужероден для химического состава клеток организма и длительное применение

лекарств ведет, в конце концов, к отравлению.

Когда же человек овладевает психической саморегуляцией, например,

методом аутогенной тренировки (есть и другие), он обретает возможность

оказывать разумную помощь природной саморегуляции. И тогда

вооруженность перед лицом всевозможных трудностей настолько

возрастает, что порой остается только удивляться тем способностям,

которые начинают демонстрировать те, кто овладел аутотренингом, кто

научился управлять механизмами самовнушения.

Увы, пока далеко не многие верят в психическую саморегуляцию.

И вот страстный энтузиаст аутотренинга доктор Ханнес Линдеман совершает

дерзкий эксперимент. Он в одиночку, но сначала овладев аутогенной

тренировкой, отправляется в обычной надувной резиновой лодчонке

в плавание через Атлантический океан.

А теперь пусть каждый, кто читает эти строки в спокойной домашней

обстановке или в каком-нибудь ином теплом тихом помещении, вообразит

себя хотя бы на мгновение насквозь промокшим в холодных, бушующих

волнах Атлантики, среди ночной кромешной тьмы, судорожно цепляющимся

коченеющими руками и ногами за скользкое дно перевернувшейся

лодки. И вообразит себя в таком отчаянном положении не на

минуту, не на час, а на протяжении всей ночи. Если у себя дома, в удобной

постели, ночной сон почему-либо прерывается на полчаса-час, то

многим это представляется ужасным событием. А что сказать про человека,

который провел 72 суток в открытом, редко спокойном океане, без

крыши над головой, без твердой опоры под ногами и дважды оказывался

в воде после того, как штормовые валы опрокидывали его утлое

суденышко? Что позволило этому отважному врачу выдержать все столь

неимоверные испытания? Ханнес Линдеман отвечает двумя словами —

аутогенная тренировка.

Но не только на себе он испытал ее возможности, ее силу. «Многие

участники курсов по изучению аутотренинга, — пишет X. Линдеман, —

которыми мне доводилось руководить, овладев техникой самовнушения,

избавились от болезней и недомоганий, мучивших их десятилетиями,

избавились без помощи врача и медикаментов, опираясь только на свои

собственные силы, на умение воздействовать на функции организма через

психику. Они научились преодолевать боль, усталость и упадок сил,

страх и подавленность, робость, застенчивость, болезненную стеснительность

и ряд других комплексов, с жалобами на которые они многие годы

обращались к врачам».

В книге освещены очень многие аспекты применения аутогенной

тренировки как людьми здоровыми, так и страдавшими теми или иными

заболеваниями. Но думается, что не все ее разделы написаны с одинаковой

полнотой и убедительностью. Наиболее содержательны и доходчивы

первые три главы, где излагается техника овладения формулами

основного курса АТ для здоровых людей. Глава четвертая, посвященная

применению АТ при острых и хронических заболеваниях, заметно

уступает в этом отношении трем предыдущим. Одни разделы в ней,

например, о помощи сердцу, написаны намного лучше, чем другие, сбивающиеся

подчас на скороговорку.

Вот еще какой момент обращает на себя внимание. X. Линдеман

излагает АТ строго по И. Г. Шульцу, используя тот текст формул, который

в наши дни можно назвать классическим. Причем настолько строго,

что, даже указывая на то, что в целом ряде случаев формулы для дыхания

целесообразнее применять перед формулами для сердца, автор

тем не менее остается верным тому порядку, который изначально предложил

Шульц. А ведь уже давно многие специалисты в разных странах,

в том числе в ФРГ и ГДР, пришли к твердому убеждению, что классическая

АТ далеко не всеобъемлюща, что различные задачи, которые необходимо

решать как со здоровыми, так и с больными людьми, требуют

своих, прицельно направленных, вариантов психической саморегуляции.

Среди многих учеников Шульца X. Линдеман является, пожалуй, самым

ортодоксальным. Другие уже давно пошли дальше своего маститого

учителя, творчески развивая то основное, что он им дал. Время — лучший

судья — подтверждает правомерность такого пути.

Небольшой раздел книги посвящен применению аутогенной тренировки

в спорте. Надо сказать, что советские специалисты, занимающиеся

этими вопросами, представляют иной путь использования самовнушения,

чем тот, который предлагается автором. Опыт работы в большом

спорте четко показал, что у спортсменов, людей, умеющих (в отличие

от неспортсменов, а тем более от нервнобольных) прекрасно расслаблять

свою скелетную мускулатуру, формулы тяжести, по Шульцу,

вызывают настолько выраженный эффект, что освободиться от возникшего

чувства тяжести не всегда удается столь быстро и полно, как этого

требует соревновательная ситуация. А как тогда приступать, предположим,

к стрельбе, если палец еще тяжеловатый и не в состоянии тонко

чувствовать движение спускового крючка? И что скажут бегуны или

прыгуны, если вслед за тем, как они с помощью АТ снимут предстартовое

перевозбуждение, у них в мышцах ног останется хотя бы незначительное

ощущение тяжести?

Вот почему советские специалисты, применяющие самовнушение в

спорте, решили отказаться от формул, вызывающих это ощущение, и

используют в созданных ими методиках психической саморегуляции

иные, направленные на достижение таких качеств, как расслабление,

тепло, легкость и ряд других. И даже вводят специальные формулы для

ликвидации чувства тяжести в тех случаях, когда оно почему-либо возникает

самопроизвольно.

В одном месте X. Линдеман пишет о пользе ментальной тренировки,

которая у нас называется идеомоторной, высказывает при этом предположение,

что «ментальная тренировка в условиях аутогенного погружения

привела бы к еще более убедительным результатам», и сожалеет,

что «опыты такого рода в настоящее время еще не проводились».

В ФРГ они, согласно автору, действительно не проводились. Но надо

сказать, что в нашей стране идеомоторная тренировка в дремотном состоянии

используется уже с 1968 года и дает отчетливо положительные

результаты.

Кроме этих частных соображений необходимо поделиться, одним

весьма принципиальным мнением. Практика показала, что для высокой

мобилизации на достижение предельных результатов формулы самовнушения

должны разрабатываться со строгим учетом как специфики

вида спорта, так и индивидуальных особенностей личности спортсмена.

Те же формулы, которые предлагаются в книге, не обладают необходимой

степенью конкретности и поэтому способны оказывать помощь

лишь в самом общем плане.

Можно указать еще на ряд соображений и высказываний, с которыми

трудно, а подчас и невозможно согласиться специалистам советской

психотерапевтической школы. Дело в том, что автор, являясь представителем

западногерманской науки, объясняет многие процессы, происходящие

в организме человека, с фрейдистских позиций, которые у нас

подвергались весьма существенному пересмотру. Поэтому с чувством

большого скептицизма читаешь, например, о том, что некоторые расстройства

в деятельности кишечника являются прямым следствием личностных

особенностей пациента. Серьезные сомнения вызвали также

положения, связанные с трактовкой сущности второй ступени аутогенной

тренировки, породив немало вполне закономерных вопросов. Эти

положения не давали на них сколь-либо удовлетворяющих ответов и,

так сказать, повисали в воздухе. Вот почему было решено отказаться

от публикации этого, правда весьма небольшого по объему, раздела книги.

Помимо сказанного необходимо учитывать, что все примеры и факты,

приведенные в книге, относятся к особенностям жизни того общества, к

которому принадлежит автор. Советские читатели, несомненно, сумеют

разобраться в деталях этих особенностей и смогут дать им правильное

толкование.

Однако дело не в тех или иных критических замечаниях. Они не

уменьшают основного значения книги, ибо ее пафос — страстная убежденность

автора в пользе аутогенной тренировки, в необходимости применять

ее буквально повсюду, даже среди детей. Удивительно, как подчас

совпадают мнения специалистов разных стран, не знающих друг друга.

Ведь и у нас давно сложилось убеждение, что навыками самовнушения

надо вооружать каждого уже тогда, когда он еще сидит за партой.

После прочтения этой книги у многих может возникнуть вопрос:

где обучаться аутогенной тренировке, у кого можно получить необходимую

консультацию? Специалисты, владеющие методами психической саморегуляции,

у нас работают главным образом в системе психоневрологических

учреждений, в частности в диспансерах этого профиля. Есть у

нас и популярные руководства по психической саморегуляции, среди

которых добрую известность получили такие, как «Искусство быть собой»

В. Л. Леви, «Психогигиеническая саморегуляция» Г. С. Беляева, В. С. Лоб-

зина и И. А. Копыловой. Одна из последних публикаций на эту тему —

«Сам себе гипнолог» — помещена в 3-м и 4-м номерах журнала «Знание

— сила» за 1979 год.

X. Линдеман пишет: «АТ предлагает действенную помощь во

многих отношениях. Она дает человеку ясное представление о себе самом,

открывает доступ к его внутренним резервам и учит его жить в

кругу людей. АТ помогает укрепить или восстановить пошатнувшееся

физическое и психическое здоровье, сделать жизнь полной и гармоничной.

АТ помогает человеку идти в ногу с техническим прогрессом, делает

человека хозяином, а не слугой внешних обстоятельств». Нельзя не согласиться

с этими словами — жизнь полностью подтверждает глубокий

смысл всего здесь сказанного.

Завершив свое второе плавание через Атлантику, пережив все, что

легло в столь долгом и тяжелом путешествии на его мозг и тело, этот

замечательный доктор продолжает исключительно полезное дело теперь

уже в людском океане. «Счастье остаться живым, — пишет он, — я

воспринял и как подарок судьбы и как обязательство посвятить свою

жизнь пропаганде аутогенной тренировки». Своей книгой Ханнес Линдеман

с успехом выполняет эту благородную миссию.

А. В. Алексеев, врач-психотерапевт.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Предисловие

В наше время организм человека подвергается более

высоким психическим и физическим нагрузкам, чем когда

бы то ни было. Поэтому каждый член общества должен

сам активно заботиться о своем здоровье, уметь

наблюдать и контролировать функции своего организма.

Надежной основой для поддержания и укрепления здоровья,

самочувствия и общего тонуса служит аутогенная

тренировка (аутотренинг) — система психофизического

саморегулирования.

Аутогенная тренировка (АТ) представляет собой

набор упражнений, позволяющих контролировать и направлять

взаимодействие нервной системы, мышц и внутренних

органов и добиваться укрепления здоровья и

излечения заболеваний, в основе которых лежат расстройства

центральной и вегетативной нервных систем.

Мы считаем оптимальным путем приобретения навыков

аутогенной тренировки посещение специального учебного

курса или самостоятельное обучение при участии

и под контролем врача. Если же такая возможность

полностью исключена, то лучше заниматься самообучением

по нашей книге, чем без всякого пособия.

Наш курс рассчитан на индивидуальную самостоятельную

работу, он построен достаточно просто, содержит

четкие инструкции и правила и обеспечивает успешное

овладение техникой аутогенной тренировки.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Глава 1. Помощь для каждого

Человек — ошибка конструктора?

Число больных растет, несмотря на все успехи современной

медицины. Это непреложный статистический

факт. Примерно две три общего числа заболеваний

полностью или частично определяются психофизическими

факторами, прежде всего нарушением механизмов саморегуляции

в системе «мышцы — нервные центры —

внутренние органы».

Возрастающий темп производственной деятельности

и урбанизация требуют от человека все больше интеллектуальных,

эмоциональных и волевых усилий и сокращают

одновременно возможности физической деятельности,

которая уравновешивала раньше психические

нагрузки. Перенапряжение психической деятельности

при физической пассивности, хроническое умственное

переутомление без достаточной физической разрядки вызывают

расстройства нервной системы, а через них заболевания

внутренних органов.

Мы живем в мире, в котором нарушено соотношение

между требованиями к разуму и к телу — первые из них

завышены, а вторые — занижены. Если продолжительность

и сила психических раздражителей выходят за

уровень нормальных, то саморегуляция деятельности организма

на биохимическом, физическом и психическом

уровнях может разладиться и потребует сознательного

профилактического или терапевтического вмешательства.

На многих предприятиях станки и механизмы не

могут работать с полной нагрузкой, потому что обслуживающий

их персонал не выдерживает темпа, который

задает современная техника. Человек все более становится

тормозом технического прогресса. Уже слышатся

разговоры о том, что человек неверно «сконструирован».

На плечи нашего современника давит тяжелый груз

разнообразных обязанностей, предписаний и регламента-

ций. Это верно. Но справедливо и то, что вольно или невольно,

преднамеренно или бессознательно человек взваливает

на себя дополнительный груз бесполезных забот,

переживаний и огорчений, наносящих вред его психическому

состоянию и здоровью. Он всегда в напряжении, не

умеет дать себе отдых, он спешит и суетится, мешает своей

нервозностью жить и работать другим и, в конце концов,

становится обузой для себя и своего окружения.

Рано или поздно такой образ жизни ведет к нервным

расстройствам, которые, в свою очередь, ведут к «болезням

века»: гипертонии, стенокардии, язве желудка и т. п.

Этот замкнутый круг не удается разорвать выпуском все

новых и новых медикаментов. Идет ли речь о вегетативной

дистонии, которую в народе просто называют нервозностью,

или о нарушениях норм поведения, например,

при неврозах, или о самом банальном запоре, колитах

или других нарушениях работы кишечника — во всех

этих случаях лучшие лекарственные препараты малоэффективны,

потому что мы имеем дело с заболеваниями,

успех в лечении которых в равной мере зависит от совместных

усилий врача и пациента, от того, насколько успешно

они умеют сотрудничать в борьбе с болезнью.

В этой области АТ представляет собой идеальный

способ укрепления здоровья, открывает путь к избавлению

от болезней, в основе которых лежат нарушения

психической деятельности, точнее, механизма психофизического

регулирования. АТ содержит приемы (упражнения),

позволяющие воздействовать на вегетативную

нервную систему, центры управления которой не

поддаются прямому волевому воздействию, управлять

тонусом мышц, уровнем бодрствования и функциями

внутренних органов.

Другими словами, АТ позволяет современному человеку

приспособиться к эпохе технической революции.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Научный метод самовнушения

До сих пор бытуют неясные, порой фантастические

представления об АТ. Для многих аутогенная тренировка

не просто система самовнушения, а некая амальгама

магии и мистики с налетом волшебства наподобие спиритизма

и фокусов с вращающимися столами.

Другие представляют себе АТ как вид спорта, занятия

которым проводятся на стадионе или в спортивном

зале.

В действительности аутогенная тренировка представляет

собой научную психологическую дисциплину, а

именно методику самовнушения, которая позволяет по- _

средством психических процессов, прежде всего представления,

внимания и эмоциональных состояний, влиять

на деятельность органов, управляемых вегетативной

нервной системой.

АТ позволяет человеку с помощью специальных упражнений

приводить себя в гипноидное — сноподобное —

состояние (его называют аутогенным погружением), в

котором он может управлять органами и системами, не

подчиняющимися в обычном состоянии нашему сознанию.

Методика АТ позволяет, например, трансформировать

мысленное представление -о тяжести в физическое

ощущение тяжести. Такой перенос психических явлений

на физическое состояние организма объясняется тем,

что разум и тело представляют собой единство, что человек

— это сложная саморегулирующаяся система.

Таким образом, АТ обеспечивает воздействие духа

на плоть, которое осуществляется в процессе «концент-

ративного расслабления», как назвал это явление создатель

АТ врач-психиатр Иоганнес Генрих Шульц, деятельности

которого мы коснемся во второй главе.

Каждый человек, за исключением разве детей дошкольного

возраста, может овладеть техникой АТ при

условии, что он научится путем выполнения специальных

упражнений концентрировать свою психику на состояние

покоя и релаксации (расслабленности) и превратит

это умение в автоматизированный рефлекторный навык.

Тот, кому удается с помощью АТ освободиться от тягостных

забот и проблем, справляется и со многими болезнями

и различными хроническими недугами; он умеет

разорвать порочную закономерность: современный образ

жизни — стрессовые ситуации — перегрузки психики

— болезни. Успех ему обеспечен!

АТ — самовнушение в самом широком смысле, методика

мотивированного психогигиенического, психопрофилактического

и психотерапевтического воздействия человека

на самого себя посредством формул самовнушения

в состоянии релаксации с целью благотворного

влияния на свое настроение, чувства, намерения, волю.

Ключевым моментом в АТ является умение достигнуть

состояния аутогенного погружения — своего рода полу-

дремы, в котором образные эмоционально окрашенные

положительные представления оказывают влияние на

вегетативную нервную систему, не управляемую сознательной

волей человека. АТ имеет набор приемов, позволяющих

каждому из нас произвольно саморасслабиться,

чтобы прийти к состоянию релаксации через расслабление

мышечного тонуса.

Таким образом, с помощью АТ можно научиться расслаблять

мышцы, концентрировать или отвлекать внимание,

управлять вегетативной нервной системой и через

нее — деятельностью внутренних органов, создавать

состояние покоя, внушать себе желаемые модели поведения.

Многие участники курсов по изучению аутотренинга,

которыми мне доводилось руководить, овладев техникой

самовнушения, избавились от болезней и недомоганий (* Речь идет

о так называемых функциональных расстройствах и болезнях. — Г. У.),

мучивших их десятилетиями, избавились без помощи

врача и медикаментов. Они научились преодолевать

боль, усталость и упадок сил, страх и подавленность, робость,

застенчивость, болезненную стеснительность и

ряд других комплексов, с жалобами на которые они многие

годы обращались к врачам.

Этот несомненный успех АТ является далеко не единственным.

Чтобы дать читателю представление о всем

многообразии областей ее применения в разных сферах

жизни и деятельности, я сошлюсь на собственный пример.

Я провел эксперимент на себе, в котором добился

успеха благодаря последовательному и целенаправленному

использованию самовнушения.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Эксперимент на себе

В 1952 году я работал врачом в Касабланке, где познакомился

с Аленом Бомбаром. Он был тогда одержим

идеей провести на себе эксперимент, который можно было

бы назвать «добровольная жертва кораблекрушения».

Смысл этого эксперимента состоял в том, чтобы переплыть

Атлантический океан в условиях, в которые попадают

жертвы несчастного случая на море, — в надувной

лодке без воды и питания. Бомбар считал это возможным,

так как, по его мнению, жертвы катастрофы на море

умирали не от физических лишений, голода и жажды, а

от нервного потрясения и страха. При этом Бомбар пропагандировал

весьма необычную мысль о том, что жертвы

кораблекрушения могут и должны пить соленую морскую

воду.

В то время не нашлось убедительных теоретических

аргументов против этой теории, и я, как врач и яхтсмен,

считал себя обязанным проверить ее путем эксперимента

на себе.

Я ходил под парусом еще в школьные годы, а в зрелые

годы выходил на яхте-одиночке в Атлантику.

В то время я тоже интересовался проблемой жертв

кораблекрушения, правда, не под углом зрения применимости

для питья морской воды, а в плане питания, сохранения

сил и выработки мер предосторожности в открытом

море.

Для этого эксперимента в качестве судна я выбрал

западноафриканский челнок, который называют «кру»,

выбрал не по каким-либо особым соображениям, а лишь

потому, что работал в те годы в Либерии, где местные

жители пользовались «кру», и я имел возможность

изучить мореходные качества этого судна.

В 1955 году в такой скорлупке я достиг за 65 дней

плавания по Атлантике цели путешествия — Гаити. Конечно,

я был чертовски рад, что вышел из этой переделки

здоровым и невредимым и, так сказать, отделался

только испугом. Но чем больше проходило времени, чем

объективнее становились мои мнения и оценки, тем меньше

удовлетворения я чувствовал. Конечно, был собран

полезный опыт для обоснования рекомендаций, как выжить

в случае кораблекрушения в открытом море. Но

мне не удалось выполнить задачу, которая представлялась

теперь главной, — найти путь решения психологических

проблем жертв кораблекрушения.

Готовясь к опасному одиночному плаванию на Гаити,

я потратил много времени и сил на свою физическую,

техническую и навигационную подготовку, но не думал

серьезно о психологической стороне эксперимента. Конечно,

мне были известны многочисленные факты, когда

жертвы кораблекрушения погибали от паники, страха

или отчаяния, а не от физических трудностей, скажем от

жажды или голода. Мне было известно также, что обычно

психика «отказывает» быстрее, чем тело. Теперь, накопив

некоторый опыт, я мог сформулировать свою задачу:

как научиться управлять психикой, как превратить

ее в своего союзника. В качестве инструмента для решения

проблемы наиболее естественным казалось воспользоваться

АТ, которая и стала моим «тайным союзником».

Такова краткая предыстория и причина моего второго

плавания, которое многим казалось необъяснимым и

ненужным чудачеством. На сей раз я решил отказаться

от челнока — он был бы слишком велик для цели моего

опыта, а взял то, что имеют потерпевшие аварию на море,

— стандартную надувную резиновую лодку.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

В надувной лодне через Атлантику

Опыт, накопленный во время первого эксперимента,

подсказывал, что выйти в океан в серийной надувной

лодке означает неизбежную гибель — волны попросту

сплющат меня. Но тот же опыт научил, как укрепить

днище лодки с помощью подсобных средств, чтобы обеспечить

себе минимальный шанс остаться в живых.

Я загорелся этой идеей, но решил хранить ее в тайне

от всех, даже от родителей. О предстоящем эксперименте

знали только несколько надежных друзей. В ту пору

я еще не был женат и имел в некоторой степени моральное

право рисковать собой. Тайна замысла вынуждала

меня рассчитывать только на собственные скромные

средства и экономить каждый пфенниг, но давала и неоспоримые

преимущества — право самому принимать все

решения и самому отвечать за них. Самостоятельность

означала и самовоспитание по программе физической и

психической подготовки. И это была жесткая долгая

подготовка, потому что я знал, что почти все мои предшественники,

рискнувшие отправиться через Атлантику

в лодке, поплатились жизнью за свою легкомысленную

дерзость.

Каждый, кто пускается в подобное предприятие, должен

точно знать свои силы и границы своих возможностей,

а также знать предельные нагрузки своего судна,

ведь он рассчитывает только на себя и свою лодку. Второй

предпосылкой успеха является вера, вера в двух

смыслах. Во-первых, это твердое убеждение в успехе начинания

— первый шаг к достижению цели. Вера в свои

силы и конечную победу необходима для всякого начинания,

связанного с риском. Во-вторых, и для нас сейчас

это главное, вера в свою способность управлять собственной

психикой — настраивать свои мысли на позитивный

лад, уметь по желанию расслабиться и сосредоточиться.

Такая вера — внутренний резерв сил. Мне нужна была

активная помощь разума, профилактическое ограждение

психики от ожидаемых срывов и стрессов, инстинктивное

умение преодолевать состояния слабости духа.

И я обратился к АТ, о которой уже имел некоторое представление.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

«Я справлюсь!»

В свое время вместе с сотней других врачей мне привелось

быть слушателем курса АТ, которым руководил

сам Шульц. Поэтому я владел основными приемами самовнушения

и за шесть месяцев до отправления в путь занялся

аутогенной тренировкой. Я начал с первой формулы

самовнушения (по терминологии Шульца — формулы намерения

или цели), которую считал главной в сложившихся

обстоятельствах: «Я справлюсь!»

Эта мысль должна запасть в самые глубокие слои

подсознания. (* Автор неоднократно обращается к термину «подсознание»,

естественно выбирая его из арсенала понятий учения 3. Фрейда, однако

фрейдистские толкования не приводит. — Г. У.)

Поэтому каждый день, совершая аутогенное

погружение (т. е. приводя себя в состояние релаксации)

перед сном, я повторял свою первую формулу:

«Я справлюсь!» На этой же мысли я концентрировал себя,

просыпаясь. И в течение дня, тренируясь по обычной

методике АТ, я возвращался к формуле цели: «Я справку

люсь!»

Более того, природа формул АТ, в том числе и фор-

мул цели, такова, что их следует повторять и в перерывах

между аутогенными погружениями при выполнении лю-

бых механических действий, например при ходьбе, за

едой, — словом, при всяком удобном и неудобном случае.

Формула намерения должна стать не только смыслом

жизни, но и самой жизнью, содержанием личности

человека, его вторым «я». Тогда идея цели проникнет

буквально в каждый орган, в каждую клетку, в самые

глубокие подкорковые слои мозга — все в человеке должно

знать: «Я справлюсь!»

Примерно через три недели тренировок по этой главной

формуле самовнушения я был абсолютно уверен, что

вернусь из плавания живым и невредимым. Я неоднократно

спрашивал себя во время аутогенного погружения:

«Я останусь в живых?» Ответом было чувство безбрежной

уверенности, некой космической безопасности,

которое можно сравнить с непоколебимостью глубоко

верующего человека. На свое рискованное предприятие

я решился окончательно только после того, как уверенность

в успехе захватила меня целиком, не оставляя ни

тени сомнения. Я знал, что выдержу и останусь жив.

Во время плавания эта формула всегда автоматически

помимо воли приходила мне на помощь во всех угрожающих

ситуациях. Особенно ясно я почувствовал ее

власть, когда моя лодка перевернулась в первый раз.

Это было ночью во время шторма. Словно сильный электрический

разряд прошел через мой мозг: «Я справлюсь!»

Это было как удар извне, из темноты штормовой ночи.

Формула самовнушения взбудоражила меня, наполнила

энергией все органы моего тела.

Я должен был овладеть еще и второй формулой намерения

(«Курс вест!»), о которой написано в книге

«Один через океан». Эта формула должна была помочь

и помогла против галлюцинаций, неизбежных в долгом

одиночном плавании. С ее помощью мне удалось развить

в себе такую восприимчивость, что я немедленно приходил

в себя и становился сверхбдительным, как только

наступали галлюцинаторные явления.

Обе освоенные формулы цели в опасные часы и минуты

плавания послужили мне духовной опорой. Я их

особенно оценил на 57-й день эксперимента, когда надувная

лодка перевернулась второй раз и всю ночь я

лежал на ее скользком днище, пока утром не сумел привести

ее в нормальное положение.

О том, как глубоко и устойчиво закрепляются в глубинных

сферах психики формулы цели, дает представление

такой эпизод.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

«Курс вест!»

Решающей для моего путешествия была формула

«Курс вест!», т. е. направление строго на запад. При отклонении

от этого курса меня ждала неминуемая смерть.

Поэтому в ответ на каждое малейшее непослушание лодки

во мне должно было немедленно прозвучать предупреждение:

«Курс вест!» И эта закрепленная до полного

автоматизма формула пробуждала меня от бреда, вызванного

бессонницей, так же верно, как огромные холодные

волны, перекатывающиеся через лодку.

В последние 18 дней плавания дул резкий, подчас

штормовой пассат, державший меня в постоянном на-

пряжении. Накопившийся за эти дни дефицит сна становился

невыносимым. Мозг находился в каком-то странном

и мучительном состоянии между сном и бодрствованием.

И тем не менее, окруженный ревущей стихией, я часто

слышал, как огромная волна, поднимая лодку, шипела

только: «Вессст! Вессст!», повторяя закрепившуюся в

подсознании формулу жизни: «Курс вест!» Часто вспыхивали

галлюцинации (* Этот тип галлюцинации правильнее обозначать как галлюцинации

воображения. — Г. У.) , одна из которых хорошо запомнилась.

В бреду я разговариваю с африканцем:

— Куда мы едем?

— К моему хозяину.

— Где живет твой хозяин?

— В направлении вест!

Слово «вест» сразу пробудило меня, я взглянул на

компас и уточнил курс. Этот пример показывает, что формула

намерения может пробиться даже через галлюцинации,

— факт, не известный тогда в психиатрии. Из примера

видно также, что формулы самовнушения так же

устойчивы, как постгипнотическое внушение.

Мое опасное приключение было первым экспериментом,

в котором сознательно использовалась АТ, и опыт

подтвердил ее полезную, можно сказать, спасительную

роль. Я думаю, что в экспериментах, цель которых состоит

в том, чтобы выжить в тяжелейших условиях, АТ

должна стать обязательным компонентом подготовки,

профилактическим средством на случай смертельной опасности.

В приведенных примерах описываются экстремальные

обстоятельства, связанные с опасностью для жизни.

Но и в повседневных ситуациях достаточно случаев, в

которых АТ приносит несомненную пользу.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Аутогенная тренировна в лодке

Аутогенной тренировкой, по Шульцу, можно заниматься

в любом месте и в любое время. Эти занятия были

мне жизненно необходимы во время плавания. Не забудьте,

что мне пришлось провести в лодке на узком

мокром сиденье почти не вставая 72 дня и 72 ночи. От непрерывного

сидения должны были, казалось бы, неизбежно

образоваться болезненные язвы на мягких тканях

ягодиц. Поэтому в систему своих аутогенных тренировок

я включил представление об ощущении тепла в этой части

тела и регулярно вызывал это ощущение, особенно в

холодные дождливые дни. Между прочим, вызвать ощущение

тепла или холода — это одно из простейших упражнений

АТ.

Благодаря упражнениям на тепло я защитил себя от

болезненных нарывов, неизбежных при длительной неподвижности

и долгом воздействии морской воды.

Конечно, я пользовался упражнениями АТ и в других

целях: аутогенное расслабление сокращает расход сил

и калорий, которые бесцельно тратит судорожно скованный,

постоянно напряженный человек. Глубокое расслабление

создает хорошее самочувствие, вызывает чувство

удовлетворения. Кто умеет расслабляться, забывает привычные

страхи и заботы, сокращается потребность в сне,

пропадает беспокойство, вызванное постоянной неподвижностью.

Расслабившись, человек сидит так спокойно,

что язвы на ягодицах появляются нескоро и развиваются

не так интенсивно, как у возбужденного напряженного

человека.

Рулевым тросом лодки я управлял ногами и в состоянии

бодрствования, и в полусне, и во время аутогенных

погружений. Для новичка это непосильная задача, для

опытного человека — чисто рефлекторное действие, автоматизированная

реакция.

Аутогенная тренировка придала мне силы и уверенность

в успехе во время подготовки к плаванию. Она

смягчила ощущение боли, чувство страха, помогла бороться

с хроническим недосыпанием, справиться с галлюцинациями

и многими другими трудностями. АТ позволила

мне пересечь Атлантику и остаться живым.

И все-таки, как бы хорошо вы ни владели методикой

самовнушения, есть задачи, которые не удается решить

в одиночку даже опытному специалисту. Поэтому желательно

заниматься АТ совместно с врачом. Он предостережет

вовремя об опасности, подскажет новые пути и

возможности АТ, выведет из тупика.

Молодым людям, любящим опасность и риск, следует

хорошо запомнить — резиновой лодке не место в открытом

море. Это как раз и доказал мой эксперимент:

более ста любителей риска из разных стран пытались

повторить его или совершить Нечто подобное — только

один из них остался в живых и только благодаря аутогенной

тренировке. Счастье остаться живым я воспринял

и как подарок судьбы, и как обязательство посвятить

свою жизнь пропаганде аутогенной тренировки.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Залог успеха

Первым шагом к успеху в любом начинании является

сама психологическая установка на успех, абсолютная

сознательная и подсознательная уверенность в том, что

цель будет достигнута. Поэтому первой формулой цели,

которой я решил овладеть с помощью АТ перед экспериментом

с трансатлантическим плаванием, была формула

положительного результата моего предприятия: «Я справ-

люсь!»

Эта формула так прочно закрепилась во мне, в моем

сознании и подсознании, в самых отдаленных сферах моего

мозга, что у меня попросту не осталось другого варианта

выхода, кроме успеха. Победа пришла потому, что

не могла не прийти. «Пусть ты перевернешься хоть десять

раз, — говорил я себе перед стартом, — ты все равно

справишься и придешь к цели». Это убеждение в конечной

победе помогло мне справиться с предельными

трудностями и спасло жизнь в критические моменты, когда

лодка дважды переворачивалась и я был на грани

гибели.

Сказанное относится и к намерению заняться аутогенной

тренировкой: приступая к занятиям, нужно думать

только об успехе, представлять только победу. После

того как, тщательно взвесив все доводы и соображения,

все «за» и «против», вы приняли решение овладеть

АТ, отбросьте навсегда сомнения и колебания, им больше

нет места в вашей психике. Тогда путь к выбранной

цели открыт и первый шаг к ней уже сделан. Если вы

усомнитесь в успехе и утратите хоть на миг свой ориентир

— добровольно выбранную цель, — вы проиграли

битву до ее начала.

Определив цель, смело и неуклонно идите к ней. До-

стойная цель всегда сопряжена с трудностями. Что ж,

вся наша жизнь есть борьба с трудностями. Не надо

только их преувеличивать. Не обойтись без выдержки и

при АТ — доверяйте своим силам, ведь недаром тренировка,

которой вы решили заняться, называется аутогенной,

то есть зависящей от вашей воли, от вашего характера.

В любой учебе заложена вероятность ошибок. Без

них не обойтись и при овладении АТ. Важно не бояться

ошибок, не давать временным неудачам поколебать ва-

ше намерение. Для вас существует только один путь —

путь к победе. Вы должны научиться побеждать. Эта

наука дается упорным трудом. Ваш труд — ежедневные

упражнения по АТ.

Пусть вашим девизом будет:

Ничто не приносит успеха, кроме успеха. Только победа

обеспечивает победу. Рано или поздно каждому дается

столько, сколько он себе пожелал. Позитивная установка —

это уже успех, особенно в АТ. Позитивная установка в жизни

означает не только успех, но и здоровье.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Негативная установка — это болезнь

Есть люди, которые свыкаются со своими недостатками

и слабостями. Это начинается еще в школе: «Я не понимаю

математику». Дома это же твердят родители:

«У нас в семье все плохо усваивали математику. У меня

всегда были двойки». А ведь часто виноват не ребенок,

а учитель, который не умеет доступно и наглядно излагать

свой предмет.

Неудачам, к сожалению, тоже учатся, на них настраиваются

так же, как и на успех. Неудачи — тоже благоприобретенные

реакции. Это хорошо видно у заик. В раннем

дошкольном возрасте затрудненная речь является

нормой для всех детей и на это не обращают внимания.

У большинства детей этот период заканчивается в обычные

сроки, у некоторых он затягивается. Если у такого

ребенка будет нарушено самосознание, если он сам начнет

считать себя неполноценным, со страхом будет

ждать, что снова и снова скажет неправильно, и если

такой образ закрепится в его психике, то детское заикание

перейдет в длительную болезнь. Достаточно, однако,

например, с помощью гипноза выключить заикание из

представления человека о себе, как механизмы, ответственные

за этот порок речи, оказываются блокированными.

Как известно, заики под гипнозом говорят совершенно

чисто.

Даже беззлобное, сделанное вскользь замечание может

изменить представление о себе, сложившееся у человека.

Запомните: больные мысли — больные люди.

Хранить в своей памяти негативные представления

равнозначно медленному самоубийству.

Не мучьте себя негативными образами!

Вильгельм фон Гумбольдт (1767—1835) высказал некогда

оптимистическую мысль о том, что со временем болезни

будут расценивать как следствие извращенного

образа мышления и поэтому болеть будет считаться позорным.

Его друг Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832),

по существу, повторил эту идею в поэтической форме:

«В нас расцветает то, что мы питаем, таков вечный закон

природы».

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Вести себя, как образец для подражания

Стремление вести себя так же, как человек, с которого

берут пример, старо как мир. Оно относится к тому

кругу идей, которые заново «открывает» каждое поколение.

Интересно вспомнить мысль Иммануила Канта,

высказанную великим философом в небольшой и малоизвестной

работе «О власти души». Он заметил, что воспринимает

слабости и недуги своего тела, как будто

они его не касаются, просто игнорирует их и ведет себя

как совершенно здоровый человек. И дальше: напряженный,

скованный человек должен двигаться и вести себя

так, будто он совершенно свободен, спокоен и расторможен,

потому что внешнее поведение отражается на внутреннем

душевном состоянии. Серьезную игру в подражание

идеальному образу следует продолжать до тех пор,

пока этот образ не станет вашей второй натурой.

Методика «Поступай так, как твой идеал» подтверждает

основополагающий принцип АТ: представления являются

самым естественным, простым и дешевым средством

для поддержания и укрепления здоровья. И часто

самым эффективным средством. Каждый может пользоваться

достижениями АТ, каждый должен помочь самому

себе! Нужны только сильное желание и воля, которые

проявлял болезненный от природы Кант, когда сознательно

отказывался признать себя хилым.

Среди неутомимых пропагандистов идеи торжества

духа над плотью следует назвать Прентиса Малфорда

(1834—1891), который одним из первых проанализировал

отношения физического и психического начал с учетом

их взаимного влияния, как мы сказали бы сегодня:

с учетом обратной связи.

Вот его первая заповедь: «Если твое тело страдает

недугами, думай не о них, а о том совершенном образе, в

котором ты сознаешь себя. Твое тело во всех его клетках

и органах есть орудие твоего духа. Своим внутренним

взором ты должен видеть себя здоровым, жизнерадостным

и активным, даже если ты в данный момент болен и

прикован к постели. Представляй себя спортсменом, который

успешно выступает на соревнованиях, показывает

высшие достижения и твердо рассчитывает на победу,

тогда твои внутренние силы пробудятся и включатся в

борьбу с болезнью. Утверждай каждое утро, что ты чувствуешь

себя сегодня лучше, чем вчера, повторяй это себе

наяву и во сне, пока уверенность не превратится в

действительность».

Заметьте, что и в этой страстной проповеди положительного

влияния психического на физическое звучит уже

знакомая нам мысль: «Поступай так, как твой идеал», с

той разницей, что образцом является идеальное представление

о самом себе. Эта мысль бессчетное количество

раз варьировалась в последующих работах профессиональных

психологов и опытах любителей. Например,

патер-иезуит и психолог Антуан Эймье советует вести себя

так, как будто вы уже являетесь тем, кем хотите быть.

Этот принцип находит применение в АТ при упражнениях

на релаксацию: каждый раз, выполняя упражнения

на релаксацию, следует сравнивать достигнутый результат

с образом, в котором вы представляете себя в

расслабленном состоянии, и стараться отождествлять

свои ощущения с этим представлением, а также проверять,

действительно ли ваше состояние соответствует

расслаблению, каким вы мысленно представляете его.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

О силе представлений

Великий врач Гуфеланд (1762—1836) в предисловии

к уже цитированной работе Иммануила Канта пишет:

«Никто не сомневается, что можно заболеть от представления

о болезни. Почему же не представить себя здоровым,

чтобы выздороветь? Почему не попытаться управлять

своими представлениями?»

Именно этой цели мы хотим достичь с помощью аутогенной

тренировки, с той разницей, что АТ представляет

собой научно обоснованную и испытанную на практике

методику, а не просто гипотезу о власти самовнушения

над поведением человека. АТ обеспечивает возможность

добиться своей цели без опасения сбиться с правильного

пути. АТ намного сильнее, чем обычная повседневная

саморегуляция, так как она предлагает систему упражнений

для достижения состояния аутогенного погружения,

в котором открывается возможность влиять с помощью

образных представлений на вегетативную нервную систему

и через нее на функционирование внутренних органов.

В этом принципиальное отличие АТ от многочисленных

пассивных и активных методик самовнушения.

Мысленные образы влияют на самочувствие. В известной

мере это относится и к болезням. Врачи из своего

опыта констатируют: позитивно настроенные люди

меньше хворают, а если и заболевают, то выздоравливают

гораздо быстрее тех, кого мучают вечные сомнения,

неуверенность, дурные предчувствия, пессимизм.

Другими словами:

Негативные представления страшнее рака и инфаркта. Негативные

представления — бич человечества. Не накапливайте

их в себе!

Каждый знает, что можно по-настоящему заболеть,

вообразив себя больным. Я же знаю многих, кто обрел

здоровье благодаря позитивным представлениям, создавать

которые учит АТ. Принцип ««Каждый из нас то, что

он о себе думает» * оправдал себя бессчетное количество

раз, как и постулат «Я стану таким, каким я себя представляю».

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Опыт с маятником

at5.jpg

Сделаем маятник из нитки длиной 15—30 см (по длине

руки от локтя до кисти) и небольшого предмета, например

кольца, привязанного к одному концу нитки. Нарисуем

теперь на листе бумаги круг, разделенный на

четыре сектора двумя пересекающимися под прямым углом

линиями. Если поставить локоть руки на стол и взять

свободный конец нити большим и указательным пальцами,

то маятник может совершать произвольные движения

по отношению к сегментированному кругу в направлении,

на котором мы сосредоточились, образ которого мы

представили себе с особой точностью. Представим себе,

например, что маятник движется по линии, пересекающей

круг вертикально, и висящий предмет действительно

начнет такое движение, хотя мы будем держать конец

нитки совершенно спокойно, не помогая пальцами этому

направлению.

Представьте себе предельно точно любое движение

маятника, сконцентрируйтесь на этом представлении, и,

как спокойна ни была бы рука, маятник начнет совершать

ожидаемое движение. У одних этот опыт получается

сразу, если они пристально смотрят на груз и сосредоточивают

себя на представлении, как этот груз должен

двигаться; у других эксперимент проходит лучше, если

они представляют себе желательное движение маятника

отчетливо с закрытыми глазами.

Этот эксперимент служит еще одним доказательством

главного постулата аутогенной тренировки — мысленные

воображаемые образы вызывают физические реакции организма,

реализующие эти образы.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Ложные представления и смерть

Возможность заболевания как следствие болезненного

воображения и психической настроенности на болезнь

представляется многим вполне вероятной. Но кто поверит,

что подобные причины — воображение и общий настрой

— могут привести к смерти? Тем не менее это так.

Венгерский писатель Иштван Рат-Вегг в книге «Пестрые

рассказы» сообщает историю придворного шута по

имени Гонелла, который заслужил немилость своего князя

и был приговорен к смертной казни. С завязанными

глазами шута привели на эшафот и опустили его голову

на плаху. Приговоренный был убежден в неотвратимости

казни. Князь же, сменив гнев на милость, решил

сыграть шутку. По его знаку палач должен был всего

лишь вылить на шею провинившегося кувшин холодной

воды. Шутка кончилась трагически: Гонелла умер, едва

почувствовал холодное прикосновение.

Сходный случай в совершенно другую эпоху и при

иных обстоятельствах описывает венгерский психиатр

Иштван Гарди. Рабочий холодильника случайно оказался

запертым в рефрижераторе и был убежден, что холодильная

установка включена. Наутро его нашли мертвым,

причем врач констатировал все признаки смерти от

переохлаждения организма. При выяснении обстоятельств

этого несчастного случая было, однако, установлено,

что рефрижератор не был включен и что смерть,

следовательно, наступила не от холода, а от ожидания

смерти. Человек сконцентрировал себя на представлении

о том, что обязательно замерзнет и... действительно замерз.

Еще один пример отрицательного воздействия самовнушения,

приводящего к смертельному исходу, взят из

отчета психиатра Э. Визенхюттера. Он сообщает о случае

с электромонтером, который ремонтировал линию

высоковольтной электропередачи. Во время работы тот

случайно прикоснулся к оголенному проводу и тут же

скончался. При экспертизе было установлено, что провод,

к которому прикоснулся монтер, не был под напряжением.

Неважно, умерли ли жертвы несчастных случаев в

трех приведенных примерах от самовнушения или от

страха, важно, что смерть была вызвана психическими,

а не физическими причинами.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Новые знания — новые надежды

Если верно, что отрицательные представления могут

ускорить приближение смерти и даже вызвать ее, то верно,

что положительные представления должны оттянуть

неминуемый конец жизни. Этот факт могут подтвердить

многие внимательные и опытные врачи, хотя у скептиков

такие наблюдения вызывают недоверие. Скептики ведут

себя традиционно: они просто отказываются верить в

то, во что не хотят верить, как тот пастор, который отказался

посмотреть в подзорную трубу Галилея, чтобы

«не усомниться в своей вере».

В 1928 году в Йене вышла книга К. Гамбургера «Самоизлечение

от неизлечимых болезней». Автор приводил

и анализировал многочисленные случаи неожиданного

выздоровления безнадежных больных. Книга вызвала

широкий интерес публики и не меньший скепсис со стороны

специалистов.

И напрасно. Вот поучительный случай, опубликованный

швейцарским психиатром Шарлем Бодуэном. Специалист-

отоларинголог считал, что одна из его пациенток,

страдающая раком горла, не проживет и трех месяцев,

так быстро прогрессировала опухоль в гортани

больной. При последующем осмотре врач с удивлением

констатировал, что опухоль уменьшилась в размерах, а

пациентка призналась, что пользуется «духовным методом

самоизлечения». У врача хватило ума и такта не разочаровывать

больную, а укрепить ее в вере в свой «метод».

Улучшение состояния больной продолжалось несколько

месяцев, как вдруг наступило новое ухудшение. Оказалось,

что больная переехала в другой пансионат и рассказала

жильцам о своем «духовном методе» лечения рака

гортани. Новые знакомые отнеслись к ее рассказам с

нескрываемым недоверием, это сделало больную неуверенной

в успехе и послужило обострению болезни.

Когда по совету лечащего врача больная сменила

пансионат и больше ни с кем не обсуждала свои проблемы,

было зафиксировано новое улучшение состояния здоровья,

на этот раз длившееся несколько лет.

Власть представлений, приобретенных через самовнушение,

в частности с помощью АТ, является большой силой,

духовной опорой в борьбе против больших и малых

тягот жизни, в ситуациях, разнообразие которых трудно

себе представить. Твердая вера в успех в сочетании с

формулами самовнушения поистине могут творить чудеса.

Надежда, уверенность, доверие, положительные намерения,

ясные цели в жизни — вот факторы, ведущие к выздоровлению,

укреплению и поддержанию здоровья.

Жизнь без смысла и цели, ощущение безвыходности

и безысходности, напротив, являются факторами, подрывающими

здоровье и ведущими к болезни и смерти. Это доказывает

поведение жертв кораблекрушения, это доказывает

наша повседневная жизнь.

Даже опыты на животных убеждают, что надежда

стимулирует продление жизни. В одном эксперименте в

наполненный водой бассейн помещали крыс и забирали

их из бассейна лишь перед самой гибелью от истощения.

Когда в бассейн помещали новую партию крыс, среди которых

были и спасенные от смерти, то последние держались

на воде значительно дольше, чем крысы, попавшие

в бассейн впервые и не научившиеся надеяться.

(* Видимо, правильнее в этом случае слово «надеяться» поставить в

кавычки. Вместе с тем инстинкт самосохранения у экспериментальных

животных тоже обогащается опытом. — Г. У.)

Позитивные факторы, правда в другой форме и с другой

целью, играют немаловажную роль и в АТ. Ожидание

позитивного результата и искренняя готовность неукоснительно

выполнять все требования аутотренинга

положительно сказываются на овладении техникой АТ и

эффективности ее применения.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Г л а в а 2. Основы аутогенной тренировки

Иоганнес Генрих Шульц

Основатель АТ профессор И. Г. Шульц скончался

27 сентября 1970 года в 86-летнем возрасте, прожив долгую

жизнь, полную исканий и находок и оставив после

себя как обширное научное наследие, так и многочисленных

учеников и последователей. Его отец был профессором

теологии, и Шульц полушутя любил повторять, что

в отличие от отца посвятил себя не изучению, а лечению

души. В близости и противоположности этих двух направлений

конца XIX и начала XX века видна основная

тенденция развития творческой мысли: сначала созерцание

и наблюдение — затем преобразующая деятельность;

сначала духовный пастырь — потом психотерапевт.

В юности — как можно узнать из автобиографического

«Календаря невропатолога» — Шульц рос болезненным

мальчиком и натерпелся насмешек от сверстников.

Такую же юность, собственно, прожили Фрейд, Кант и

Гёте, и все они скончались в глубокой старости, доказав

примером своей жизни, что самовоспитание и самодис-

циплина обеспечивают долгий век и здоровую старость.

После учебы в Лозанне, Гёттингене и Бреслау Шульц

еще до первой мировой войны работал некоторое время

в Институте психологии имени Пауля Эрлиха во Франкфурте,

где читал студентам демонстрационный курс лечебного

гипноза. Об этом незначительном эпизоде в биографии

маститого ученого, автора более 400 публикаций,

в том числе ряда монографий, можно было бы и не упоминать,

если бы не случай, происшедший во время одного

публичного сеанса гипноза. Объясняя студентам эффект

гипнотизации, Шульц положил 19-летнему легко-

внушаемому юноше на тыльную часть руки монету и

внушил молодому человеку, что монета раскалена.

Обычная реакция на подобную суггестию (мед. суггестия - внушение)

состоит в покраснении кожи или в образовании пузыря, как при

настоящем ожоге, хотя и безболезненного. На этот раз

опыт явно не удался: на месте, где лежала монета, кожа

не отличалась от соседних участков. Шульц был в недоумении,

но удивился еще больше, когда молодой ремесленник

сообщил ему недели через две, что каждое утро

на тыльной стороне руки у него появляется безболезненный

волдырь, который исчезает через несколько часов.

Только теперь Шульц вспомнил, что, раздосадованный

неудачей простого гипнотического опыта с якобы раскаленной

монетой, он забыл внушить медиуму формулу

«снятия» — выхода из состояния гипнотического внушения.

Так Шульц столкнулся с эффектом постгипнотического

внушения, который столь же близок к гипнозу, как и

к самовнушению. Ведь образ, внушенный извне, хранился

в памяти восприимчивого юноши и вызывался вновь

и вновь им самим, хотя и бессознательно. Это наблюдение

побудило Шульца, тогда еще дерматолога, заняться

психиатрией и разработкой методики, которую он впоследствии

назвал аутотренингом.

Жизнь Шульца не богата внешними событиями. Получив

диплом врача-невропатолога, он несколько лет занимал

пост главного врача в известном санатории «Белый

олень» под Дрезденом, а с 1924 года практиковал в

Берлине, где прожил почти всю свою творческую жизнь.

Йенский университет присвоил ему почетное звание

экстраординарного профессора за самую крупную его

книгу «Лечение душевнобольных», содержащую ценные

психотерапевтические наблюдения. Однако основным

делом жизни Шульца была разработка методики аутотренинга.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

У истоков аутотренинга

Практикуя в качестве врача-психиатра, Шульц собрал

обширный фактографический материал, который в

современной психотерапии следовало бы отнести к лечению

психосоматических заболеваний, то есть таких,

при которых нарушения внутренних органов являются

следствием перенапряжения психики. Несколько лет

творческих исканий ученый отдал гипнотерапии (лечению

гипнозом). Этому занятию способствовала деятельность

Шульца в созданной им амбулатории лечебного

гипноза, популярной в 20-е годы в Бреслау.

Основные положения концепции АТ отчетливо прослеживаются

в работе «О стадиях гипнотического состоя-

ния души». В предгипнотическом состоянии, констатирует

Шульц, все пациенты с «абсолютной закономерностью

переживают два состояния: своеобразную тяжесть

во всем теле, особенно в конечностях, и последующее

приятное ощущение тепла».

К тому времени было уже известно, что условием достижения

гипнотического эффекта является «центральное

переключение» психики, которое состоит в том, что

пациент приводится в состояние своего рода полусна-

полубодрствования, в котором он становится особенно

восприимчивым к формулам гипнотического внушения,

воздействующим на деятельность вегетативной нервной

системы и через нее на различные физиологические

функции организма.

Материал, накопленный Шульцем в амбулатории лечебного

гипноза, показывал, что некоторые пациенты

умеют вызывать предгипнотическое состояние самостоятельно,

без физического или психологического воздействия

извне. При этом они проходят те же стадии «чувства

тяжести и тепла во всем теле», которые являются

обязательными признаками начала гипнотического погружения.

На основании этих фактов Шульц выдвинул гипотезу

о том, что самогипноз управляется теми же психофизиологическими

механизмами, что и подлинный гипноз. В этом убеждении Шульца

поддержал его друг и коллега Оскар Фогт, изучавший деятельность

головного мозга и подтвердивший факты полного переключения психики

через ощущение тяжести в теле, сменяющееся ощущением тепла.

Теперь задача приобретала законченную форму. Раз

стали известны параметры внешних физических состояний,

приводящих к гипнотическому погружению, то требовалось

найти их психологические корреляты, чтобы

управлять самогипнозом. На решение этой задачи Шульцу,

его последователям и ученикам потребовалось более

20 лет.

В 1932 году Шульц опубликовал главную работу

своей жизни, после которой в научный обиход прочно

вошло понятие АТ, монографию «Аутогенная тренировка»,

вскоре переведенную на многие языки и выдержавшую

большое число изданий.

В предисловии к седьмому изданию (1951) автор отмечает,

что АТ стала модой и многие непрофессионалы

обращаются к ней, чтобы снять нервное напряжение, отвлечься

от повседневных забот и переживаний, отрицательных

эмоций и представлений и т. п. Это верно и для

сегодняшнего дня, когда напряженность, темп и ритм

жизни еще выше, чем тридцать лет назад. И сегодня

говорят о моде на аутотренинг, забывая, что мода возникает

и удерживается только тогда, когда она удовлетворяет

актуальную потребность общества. АТ была ответом

на инстинктивные поиски средств сохранить свое

психическое и физическое здоровье в эпоху хронических

нервных перегрузок и психических стрессов, вот почему

она так быстро завоевала друзей и сторонников во всем

мире, вот почему эта «мода» оказалась непреходящей.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Кому легко дается АТ?

Прежде всего тому, кто уверен, что овладеет аутогенной

тренировкой, кто уверен в себе, и доверяет руководи-

телю курса, если занятия проводятся в группе. Начинающий

должен быть настроен по крайней мере нейтрально,

но гораздо лучше, если он с доверием относится к АТ и

внутренне готов учиться этой методике. Большие пре-

имущества имеет и тот, у кого есть настоящая серьезная

причина и цель занятий. Он овладеет приемами самовнушения

быстрее и полнее, чем слушатель курса, посещающий

занятия по советам родных и знакомых или присутствующий

на занятиях время от времени, чтобы, скажем,

отвезти по окончании семинара домой свою жену. Когда

я спросил однажды такого супруга, зачем он сидит в

аудитории, тот сообщил: чтобы провести время, это,

мол, интересней и дешевле, чем ждать жену в соседней

пивной. После этого я всегда объясняю перед началом

учебного курса, что АТ полезна и вполне здоровым людям,

казалось бы не нуждающимся в самовнушении и самоконтроле

за своей психической деятельностью.

Подлинными гарантиями., успеха являются: убели-

тельная мотивация (а не простое любопытство, желание

познакомиться с модной психологической теорией), уве-

ренность в своих силах и конечном успехе, позволяющая

преодолеть сомнения и колебания, внутренняя готовность

и искреннее стремление выполнить полностью и как

можно лучше все инструкции руководителя курса или

самоучителя. Нельзя быть участником АТ, резонером и

посторонним наблюдателем одновременно.

Опыт показывает, что так называемые бесхарактерные,

мягкие люди легче усваивают АТ, чем «сильные личности»,

наделенные выраженным самосознанием, ясным

представлением о своей индивидуальности, так как последним

труднее идентифицировать себя с другим лицом,

труднее расслабиться, труднее поверить руководителю

курса и подчиниться ему. Такой слушатель инстинктивно

сопротивляется вмешательству в его личную

жизнь, экранирует формулы самовнушения, то есть

субъективно отстраняется от них.

Личности с плохо развитым логическим мышлением,

но богатой эмоциональной жизнью обычно лучше верят

в эффективность АТ и в свой успех, чем сухие интеллектуалы.

Известное значение имеют и другие личностные

особенности: ровному, терпеливому, покладистому человеку

аутотренинг дается обычно легче и быстрее, чем активным,

нервным, агрессивным натурам.

«Вера поможет тебе» — так звучит тезис, имеющий

особо важное значение. Конечно, не каждому дано уверовать

глубоко и непроизвольно, поэтому нужно проявить

мужество, чтобы заставить себя поверить. «Поверить —

значит удесятерить свои силы», — писал Ле Бон в «Психологии

масс».

Представление о психическом эффекте веры в метод

лечения дает эксперимент с условным лекарством. Пациенту

дают безвредный «плацебо» — невинный препарат,

внешне похожий на лекарство, например порошок

или таблетку, состоящую из чистого сахара, и убеждают

больного в чрезвычайной эффективности этого новейшего

фармацевтического средства. Эксперимент можно и

усложнить, если о подделке не знают ни пациент, ни лечащий

врач и если оба убеждены, что лекарство обязательно

поможет. В этом случае говорят о двойном скрытом

эксперименте. В многочисленных опытах с разными

болезнями и пациентами разного психического склада

был зафиксирован положительный эффект в 30—60 процентах

случаев применения «плацебо». Легче всего проследить

лечебный эффект психологически подготовленного

«пустого» лекарства на головных болях. Безвредный,

но и бесполезный препарат помогает, если больной верит,

что боль непременно и скоро утихнет.

В заключение нужно сказать о «парадоксе воли», которая

оказывает тормозящее влияние на усвоение АТ.

Психологи знают закон «парадокса намерения»: чем бо-

лее осознанно волевое намерение, тем сильнее тормозящие

импульсы. Подкорковые отделы мозга, в которых

расположены вегетативные центры, управляющие функционированием

внутренних органов, не поддаются прямому

волевому воздействию. Чем более напряженно мы

заставляем себя расслабиться, тем более напряженной

становится деятельность всех систем организма — в этом

смысл «парадокса намерения». Уже Шульц отмечал, что

сознательное волевое усилие оказывает на саморасслабление

такое же отрицательное влияние, как и неверие и

сомнение, и учил своих пациентов поддаваться неосознанным

импульсам, «растворяться» в своих представлениях,

не анализируя их и не противодействуя им. Аутотренингом

легче всего овладевают люди, способные отдаться своему

впечатлению, идентифицировать себя с образным представлением,

следовать, не напрягаясь «внутреннему голосу».

Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.


×
×
  • Create New...