Перейти к содержанию
Гость

Были ли мусульманами Тогустэмур (Ахмуд) и его сын Элбэг (Ахмад)

Рекомендуемые сообщения

Подскажите пжалуйста, где подробно можно прочитать историию ойратов. Знаю только "Экскурс в..." Санжи Хойта, но там нет 17 и 2/3 18 веков. Есть ли что-то другое? Желательно (но не обязательно) в интернете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Златкина, помню, что-то есть про "младших" ханов. Но, по моему это позднее явление.

Русские их преимущественно "ВЕЛИКИМИ КНЯЗЬЯМИ", кажется, называют.

Не-е-е! "Князья" (в т. ч. и "великие") - это нойоны, тайджи и т. п., а все Чингизиды, члены ханского рода - "цари" и "царевичи".

Лубсан - это тот самый, которму джунгары в Хакасии отрубили правую руку и набили рот землей?

Насколько мне известно, Лубсан после своего свержения бежал сначала в Джунгарию, затем в Тибет, а умер при дворе императора Канси в Пекине в 1696 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подскажите пжалуйста, где подробно можно прочитать историию ойратов. Знаю только "Экскурс в..." Санжи Хойта, но там нет 17 и 2/3 18 веков. Есть ли что-то другое? Желательно (но не обязательно) в интернете.

На сайте http://www.hamagmongol.narod.ru бывали?

Еще можно порыться здесь: http://new.hist.asu.ru/library/book.html.

Если в "бумажном виде", то сразу навскидку:

1) Златкин И. Я. История джунгарского ханства. М., 1983

2) Кычанов Е. И. Повествование об ойратском Галдане Бошугту-хане. Новосибирск, 1980

3) Кузнецов В. С. Амурсана. Новосибирск, 1980

4) Моисеев В. А. Цинская империя и народы Саяно-Алтая. XVIII в. Москва, 1983

5) Чимитдоржиев Ш. Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII вв. Улан-Удэ, 2002.

6) Моисеев В. А. Россия и Джунгарское ханство в XVIII в. Барнаул, 1998

7) Моисеев В. А. Джунгарское ханство и казахи, XVII-XVIII вв. Алма-Ата, 1991

Может, из этого что-то и в сети уже есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
...а все Чингизиды, члены ханского рода - "цари" и "царевичи".
Так, их не не должно быть среди хасаровичей и белгутеевичей, ибо ни капли братской крови не должно было смешаться. Вывод - они не чингисиlы, не алтын-уруг.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

титул хан они вполне законно носили.

белгутаиды в Монголии, хасариды в Хорчине и Муумянгане и в Джунгарии в Кукуноре.

бэлгутаиды Ном тэмэгэту хан, Эрдэни засакту хан(Тумэдэй засакту джинон) первый зафиксирован в Асарагчи нэрэту тэукэ второй в Алтан тобчи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Золотой, симпатичнейший enhd :oz1:

Кергут - от тюркского кыргу - красный + -т мн.ч. монгольское

Ойраты называли киргизов бурут - красные, переводя кыргут - на монгольский, по названию правящего киргизами рода хэргуд - кергут. Значит все же Угечи-хашага киргиз. Аймак хойт как вы сами понимаете административно-искусственная единица.

Как и где говорится что "кыргу" - красный?

хэргуд =??= киргиз, думаю что скорее всего нет. Кыргызов называли ойраты как "бурд, бурут", влт монголы как может быть "хиргис"?.

бурут - это не красные!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Цитата из канд. дисс. В.К. Чертыкова:

"Громким титулом алтын-хан именовали халхасских хотогойтских князей XVII в. В точном смысле ханами они не являлись, носили титул хунтайджи (великий князь). Алтын-ханы принимали самое активное участие в междоусобной борьбе в Халхе и вели продолжительную войну с западными монголами-ойратами.

Владения хотогойтских Алтын-ханов располагались на северо-западе Халха–Монголии, между озерами Хубсугул и Убса. Первоначально это княжество представляло собой лишь часть обширного владения Дзасакту-ханов – один из его отоков, граничивший на севере с владениями урянхайцев, на юге с кочевьями других дзасактухановских отоков, на западе – с ойратскими княжествами и на востоке – с отоками Тушету-хана87.

Первый алтын-хан Шолой Убаши-хунтайджи (1567 – 1627) находился сначала в подчинении у халхасского Дзасакту-хана, а на рубеже XVI – XVII вв. начал проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику".

Они ведь сами себя ханами не именовали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

титул хан они вполне законно носили.

белгутаиды в Монголии, хасариды в Хорчине и Муумянгане и в Джунгарии в Кукуноре.

бэлгутаиды Ном тэмэгэту хан, Эрдэни засакту хан(Тумэдэй засакту джинон) первый зафиксирован в Асарагчи нэрэту тэукэ второй в Алтан тобчи.

А более подробных сведений по генеалогии этих правителей у Вас нет?

А то я встречал упоминания об одном из Далай-ханов еще XIX в., но никаких сведений о его происхождении не приводилось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Засакту ханы

1. Лайхур саин хаган (1581-1586) возвел на этот титул Абатай вскоре после принятии им титула Тушиэту хаган в 1580 году. убит ойратам за него мстил Абатай в 1587 году и победил ойратов в Хэрээ Хубгуре.

2. Субандай богда засагту хаган (1596-1655) на чуулгане на реке Тарна в 1596 году его как старшего сына Лайхура возвели в Богда засагту хагана правого крылья.

3. Норбо эрдэни биширэлту засагту хаган (1655-1662) ст. сын Субандая

4. Гомбо Заг бинту хотала хаган (1662-1664) его убил Ринчен Лубсан хунтайджи третий Алтан хан и разграбил большой оток Олхонуд.

5. Ванчуг мэргэн хаган (1664-1666) старший сын Норбо биширэлту хагана

6. Цамбун сэцэн хаган (1666-1685) мл. брат Ванчуга. Чахундоржи хотел поставить засагту хаганом старшего сына Ванчуга после его кончины но Цамбун багатур тайди с помощью джунгарского Сэнгэ хунтайджи был возведен на трон Засагту хагана. до 1677 года его не признавал Чахундоржи, но в этом году по указу Далай ламы на чуулгане в Эрдени дзу он его засагту хаганом признал.

7. Шира засагту хаган (1685-1688) убит в руке Чахундоржи.

Тушету ханы

1. Абaтай очирай тушиэту саин хаган (1580-1588)

2. Эриэхэй мэргэн хаган (1588-1594)

3. Гомбодоржи саин хаган (1594-1655)

4. Чахундоржи очирай саин хаган (1655-1691)

Сэцэн ханы

1. Шолой махасамади гэгээн сэцэн хаган (1630-1655) беглецы из Внутренней Монголии его возвели на этот титул. до этого он занимал должность джинона левого крылья Халхи. имел титул Далай джинон. но третий тушету хан Гомбодоржи признал за ним этот титул и с этого времени в Халхе образовался третий хан.

2. Бабай сэцэн хаган (1655-1683) принимал участие в битве с маньчжурами в поддержку восставших сунитов.

3. Норбо сэцэн хаган (1683-1688) умер до нашествий Галдана его сын Умэхэй оставался еще маленьким ребенком.

в двух крыльях Халхи до 1630 года были следующие порядки.

правое крыло 1. Засагту хаган 2. Убаши хунтайджи 3. Сэцэн джинон (ведал бэсутами)

левое крыло 1. Очирай саин хаган 2. Чогту хунтайджи(известный Цокту тайджи) 3. Далай сэцэн джинон.(будущий Сэцэн хан)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Засакту ханы

1. Лайхур саин хаган (1581-1586) возвел на этот титул Абатай вскоре после принятии им титула Тушиэту хаган в 1580 году. убит ойратам за него мстил Абатай в 1587 году и победил ойратов в Хэрээ Хубгуре.

2. Субандай богда засагту хаган (1596-1655) на чуулгане на реке Тарна в 1596 году его как старшего сына Лайхура возвели в Богда засагту хагана правого крылья.

3. Норбо эрдэни биширэлту засагту хаган (1655-1662) ст. сын Субандая

4. Гомбо Заг бинту хотала хаган (1662-1664) его убил Ринчен Лубсан хунтайджи третий Алтан хан и разграбил большой оток Олхонуд.

5. Ванчуг мэргэн хаган (1664-1666) старший сын Норбо биширэлту хагана

6. Цамбун сэцэн хаган (1666-1685) мл. брат Ванчуга. Чахундоржи хотел поставить засагту хаганом старшего сына Ванчуга после его кончины но Цамбун багатур тайди с помощью джунгарского Сэнгэ хунтайджи был возведен на трон Засагту хагана. до 1677 года его не признавал Чахундоржи, но в этом году по указу Далай ламы на чуулгане в Эрдени дзу он его засагту хаганом признал.

7. Шира засагту хаган (1685-1688) убит в руке Чахундоржи.

Тушету ханы

1. Абaтай очирай тушиэту саин хаган (1580-1588)

2. Эриэхэй мэргэн хаган (1588-1594)

3. Гомбодоржи саин хаган (1594-1655)

4. Чахундоржи очирай саин хаган (1655-1691)

Сэцэн ханы

1. Шолой махасамади гэгээн сэцэн хаган (1630-1655) беглецы из Внутренней Монголии его возвели на этот титул. до этого он занимал должность джинона левого крылья Халхи. имел титул Далай джинон. но третий тушету хан Гомбодоржи признал за ним этот титул и с этого времени в Халхе образовался третий хан.

2. Бабай сэцэн хаган (1655-1683) принимал участие в битве с маньчжурами в поддержку восставших сунитов.

3. Норбо сэцэн хаган (1683-1688) умер до нашествий Галдана его сын Умэхэй оставался еще маленьким ребенком.

в двух крыльях Халхи до 1630 года были следующие порядки.

правое крыло 1. Засагту хаган 2. Убаши хунтайджи 3. Сэцэн джинон (ведал бэсутами)

левое крыло 1. Очирай саин хаган 2. Чогту хунтайджи(известный Цокту тайджи) 3. Далай сэцэн джинон.(будущий Сэцэн хан)

Спасибо! Обнаружил кое-что для себя новое и интересное.

А по ханам эпохи манчжурского господства у Вас информации нет? С 1691 г. и далее? Вроде бы, родословные в Монголии составлялись еще и до конца XIX в. как минимум... :unsure:

Я вот тут кое-что собранное выкладывал: http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=2258, но хотелось бы подробнее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

у меня было где то записки. ханов до 1924 года могу выложить.

а это сверху так сказать новые сведения получены из архивных документов благодаря нашим внутр.монгольским братьям. очень и очень интересные сведения получаем. (они целых 22 томов выпустили по отношении маньчжуров с монголами. все подлинники на старомонгольском. пока тока один состоятельный чилавек купил всеx томов и мы к нему ходим. эх не по карману нам эти тома где то 3 лимона тугров. хоть покупала бы наша библиотека, но видать денег нет :( )

а факты все сходятся. сведения из 18 степных законов подтверждаются из этих новых документов которые хранятся в Пекине.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у меня было где то записки. ханов до 1924 года могу выложить.

Было бы очень здорово, спасибо! А там есть и их происхождение, и хронология?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как и где говорится что "кыргу" - красный?

хэргуд =??= киргиз, думаю что скорее всего нет. Кыргызов называли ойраты как "бурд, бурут", влт монголы как может быть "хиргис"?.

бурут - это не красные!

В ДТС кыргу - красный. Тот же Владимирцов вроде писал, что аймак это тумен, а оток - это тысяча. Поэтому это и ответ на ваши вопросы по ойратам, аймак и оток не могут считаться племенами, а должны считаться административными единицами, поэтому там могут быть и киргизы и монголы и все кто угодно. Ту же самую статью Михаила Чертыкова посмотрите - там оток назван кыргыз - а родовой состав этого отока - там и каракалпак и кого только нет.

Я имел в виду другое по хергуд. Я не знаю везде написано что бурут - это красные, а что это, как перевести бурут? Ойраты кыргызами называли енисейских киргизов. Тенир тооских называли бурут, вот я и подумал, может по названию племени Угечи Хашага, стали киргизов кто мигрировал сюда называть далее бурут - красные - если хергуд - это красные.

Потом тюрк распространилось как тюркоязычный мусульманин, а немусульмане тюрки чтобы отличить себя от монголов называли себя татар - волжские татары, сибирские до принятия ислама, хакасы до революции, Угечи вроде назвал государство Татар.

И кстати хотел спросить заодно джунгар - это правое или левое крыло - вроде же правое, но видел что писали левое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу кыргызов в Джунгарском государстве – не совсем понятно каковы были отличия и возможные взаимоотношения енисейских и центральноазиатских кыргызов. Потомки енисейских кыргызов судя по всему впоследствии вошли в состав собственно хакасов. Осколки "последжунгарских" енисейских кыргызов также вошли в состав фуюйских кыргызов, алтайцев, возможно шорцев, а также в состав чулымских тюрков.

Анализ родов эминских кыргызов: сарбагыс, мондуз, барын, сарт, нойман, кытай, керей, калмак, чотай - позволяет отнести их к осколкам тяньшаньских кыргызов, об этом свидетельствуют типичные кыргызские рода, некоторые из которых не встречаются в Сибири, например сарбагыс (сарыбагыш).

Уважаемый Рустам-байке

То же самое я хотел бы и вам сказать. Если воспринимать оток как тысячу то все станет на свои места. По поводу эминских киргизов, вряд ли бы ойраты дали бы охрану ставки тяньшанским киргизам мусульманам. Ведь там половина еще и буддисты, половина мусульмане. Откуда на Тенир Тоо буддисты? Скорее всего оток был сформирован на основе енисейских киргизов, куда потом воткнули всех захваченных тюркоязычных, в том числе и мусульман. И Чоросы использовали их как янычар портив местной племенной знати. И еще возможно, что они использовали идею о том, что они Чоросы и киргизы братья, когда енисейские киргизы были "угнаны" на Или, так как входили в один Хойтский аймак, если уважаемый Шахт-Бахт прав. Я не думаю, что можно было угнать кочевой народ, без предварительного согласия самого народа, енисей не степь, пока бы шли через горы все бы разбежались

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шах-Бахт! Большое спасибо за подсказанную литературу и линки по ойратам!

Может кто-то знает, где скачать целый "Сборник Летописей" Рашид-ад-Дина .

Если нет целого, то точно online есть часть, касающаяся родословной разных племен раздела нирун и описания других монгольских племен. У меня была эта часть, но случайно стерся файл. Подскажите пожалуйста, где скачать!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Уважаемый Рустам-байке

То же самое я хотел бы и вам сказать. Если воспринимать оток как тысячу то все станет на свои места. По поводу эминских киргизов, вряд ли бы ойраты дали бы охрану ставки тяньшанским киргизам мусульманам. Ведь там половина еще и буддисты, половина мусульмане. Откуда на Тенир Тоо буддисты? Скорее всего оток был сформирован на основе енисейских киргизов, куда потом воткнули всех захваченных тюркоязычных, в том числе и мусульман. И Чоросы использовали их как янычар портив местной племенной знати. И еще возможно, что они использовали идею о том, что они Чоросы и киргизы братья, когда енисейские киргизы были "угнаны" на Или, так как входили в один Хойтский аймак, если уважаемый Шахт-Бахт прав. Я не думаю, что можно было угнать кочевой народ, без предварительного согласия самого народа, енисей не степь, пока бы шли через горы все бы разбежались

Уважаемый niki,

дело в том, что тянь-шаньские кыргызы мусульмане часто занимали самые высокие должности у ойратов, по-видимому выступали в качестве военного контингента, при этом главы кыргызских племен именовались "кашка", в летописях Восточного Туркестана они упоминаются (Салахетдинова) как "сипахсалары неверных ойратов".

Буддизм у эминских кыргызов просто "перекрыл" не самый фанатичный ислам по сути полу-язычников/полу-мусульман, таких примеров много - например долоны в Монголии.

Енисейские кыргызы были именно угнаны. Подошли ойратские войска и под их присмотром главы (князья) кыргызских родов собрали своих подчиненных, в том числе и кыштымов, и перекочевали на Или. Недовольных было много, кстати некоторые, насколько мне известно, смогли избежать переселения, спрятавшись в тайге или горах. Потом, после уничтожения ойратов, кыргызы бежали скопом на Родину, погибая под ударами китайцев, казахов и возможно бурутов, те. совремнных кыргызов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Было бы очень здорово, спасибо! А там есть и их происхождение, и хронология?

Ханы маньчжурского периода

Тушету ханы

Чахундоржи 1691-1700

Дондубдоржи 1700-1702(сын Галдандоржи старшего сына Чахундоржи)

Рабдандоржи 1702-1719(сын Чахундоржи)

Ванжилдоржи 1719-1732(сын Рабдандоржи)

Тудэндоржи 1732-1743(сын Ванжилдоржи)

Дондубдоржи 1743-1745(сын Ванжилдоржи)

Ямпилдоржи 1745-1758(сын Ванжилдоржи)

Цэдэндоржи 1758-1793(сын Тудэндоржи)

Минжурдоржи 1793(сын Цэдэндоржи)

Цэдендоржи 1793-1815(во второй раз)

Ойдубдоржи 1815-1828(сын Цэдэндоржи)

Ерэнтэй 1828-1830(сын Ойдубдоржи)

Цэрэндоржи 1830-1863(сын Ойдубдоржи)

Насанцогт 1863-1900(сын Цэрэндоржи)

Дашинима 1900-1912(потомок Тудэндоржи)

Доржисурунхоролжаб 1912-1922(сын Дашинимы)

Засагту ханы

Цэвэнчжаб 1691-1726

Гэлэгямпил 1726-1741

Балдир 1742-1770

Цэванбалжиа 1770-1791

Бунирадна 1791-1823

Манибазар 1823-1840

Цэрэндэндэб 1840-1877

Доржипалам 1878-1898

Содномрабдан 1898-1912

Агванцэрэн 1912-1915

Сэцэн ханы

Илдэнрабдан 1688(сын Норбо)

Умэхэй Сономдоржи 1691-1709(сын Илдэнрабдана)

Гунцэн 1709-1728(сын Умэхэя)

Цэбдэнбайнжур 1728-1733(сын Гунцэна)

Чойжаб 1733-1735(сын Пунцук илдэна, сына Норбо сэцэн хана)

Дамиран 1735-1751(сын Гунцэна)

Манибазар 1751-1767(сын Дамирана)

Цэбдэнжаб 1767-1788(сын Дамирана)

Цэвандоржи 1788-1795(сын Цэбдэнжаба)

Пунцукдоржи 1795(сын Цэвандоржи)

Санзайдоржи 1796-1800(правнук Чойжаба)

Махашири 1800-1807(потомок Гунцэна)

Энхтур 1807-1817(сын Махашири)

Артасэд 1817-1874(сын Энхтура)

Цэрэндоржи 1874-1893(сын Артасэда)

Дэмчигдоржи 1893-1910(сын Цэрэндоржи)

Наваннэрин 1910-1922(потомок Гунцэна)

Саин нойоны

Тумэнкин сайн нойон 1617-1640

Данзан лама 1640-1688

Шамба(Бимба) эрхэ даичин 1688-1707

Дашидэндуб 1707-1725(сын Шамбы в 1725 году его поставили главой нового аймака)

Ламажаб 1725-1733(сын Дашидэндэба)

Дэчинжаб 1733-1771(сын Ламажаба)

Норбожаб 1771-1785(сын Дэчинжаба)

Цэдэнжаб 1786-1792(сын Норбожаба)

Ринчиндоржи 1793-1801(сын Цэдэнжаба)

Пунцукдаши 1802-1817(сын Цэдэнжаба)

Цэрэндоржи 1818-1853(сын Пунцукдаши)

Дашичой 1853-1858(племянник Цэдэнжаба)

Цэрэндондуб 1858-1883(сын Пунцукдаши)

Тугус-Очир 1883-1896(сын Цэрэндондуба)

Намнансурун саин нойон хан 1896-1919(сын Тугус-Очира)

Батосухэ саин нойон хан 1919-1922(сын Намнансуруна)

источником служили рукописи вроде как "Тушиету хаган-у уг эки" из Центральной общественной библиотеки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ханы маньчжурского периода

Тушету ханы

Чахундоржи 1691-1700

Дондубдоржи 1700-1702(сын Галдандоржи старшего сына Чахундоржи)

Рабдандоржи 1702-1719(сын Чахундоржи)

Ванжилдоржи 1719-1732(сын Рабдандоржи)

Тудэндоржи 1732-1743(сын Ванжилдоржи)

Дондубдоржи 1743-1745(сын Ванжилдоржи)

Ямпилдоржи 1745-1758(сын Ванжилдоржи)

Цэдэндоржи 1758-1793(сын Тудэндоржи)

Минжурдоржи 1793(сын Цэдэндоржи)

Цэдендоржи 1793-1815(во второй раз)

Ойдубдоржи 1815-1828(сын Цэдэндоржи)

Ерэнтэй 1828-1830(сын Ойдубдоржи)

Цэрэндоржи 1830-1863(сын Ойдубдоржи)

Насанцогт 1863-1900(сын Цэрэндоржи)

Дашинима 1900-1912(потомок Тудэндоржи)

Доржисурунхоролжаб 1912-1922(сын Дашинимы)

Засагту ханы

Цэвэнчжаб 1691-1726

Гэлэгямпил 1726-1741

Балдир 1742-1770

Цэванбалжиа 1770-1791

Бунирадна 1791-1823

Манибазар 1823-1840

Цэрэндэндэб 1840-1877

Доржипалам 1878-1898

Содномрабдан 1898-1912

Агванцэрэн 1912-1915

Сэцэн ханы

Илдэнрабдан 1688(сын Норбо)

Умэхэй Сономдоржи 1691-1709(сын Илдэнрабдана)

Гунцэн 1709-1728(сын Умэхэя)

Цэбдэнбайнжур 1728-1733(сын Гунцэна)

Чойжаб 1733-1735(сын Пунцук илдэна, сына Норбо сэцэн хана)

Дамиран 1735-1751(сын Гунцэна)

Манибазар 1751-1767(сын Дамирана)

Цэбдэнжаб 1767-1788(сын Дамирана)

Цэвандоржи 1788-1795(сын Цэбдэнжаба)

Пунцукдоржи 1795(сын Цэвандоржи)

Санзайдоржи 1796-1800(правнук Чойжаба)

Махашири 1800-1807(потомок Гунцэна)

Энхтур 1807-1817(сын Махашири)

Артасэд 1817-1874(сын Энхтура)

Цэрэндоржи 1874-1893(сын Артасэда)

Дэмчигдоржи 1893-1910(сын Цэрэндоржи)

Наваннэрин 1910-1922(потомок Гунцэна)

Саин нойоны

Тумэнкин сайн нойон 1617-1640

Данзан лама 1640-1688

Шамба(Бимба) эрхэ даичин 1688-1707

Дашидэндуб 1707-1725(сын Шамбы в 1725 году его поставили главой нового аймака)

Ламажаб 1725-1733(сын Дашидэндэба)

Дэчинжаб 1733-1771(сын Ламажаба)

Норбожаб 1771-1785(сын Дэчинжаба)

Цэдэнжаб 1786-1792(сын Норбожаба)

Ринчиндоржи 1793-1801(сын Цэдэнжаба)

Пунцукдаши 1802-1817(сын Цэдэнжаба)

Цэрэндоржи 1818-1853(сын Пунцукдаши)

Дашичой 1853-1858(племянник Цэдэнжаба)

Цэрэндондуб 1858-1883(сын Пунцукдаши)

Тугус-Очир 1883-1896(сын Цэрэндондуба)

Намнансурун саин нойон хан 1896-1919(сын Тугус-Очира)

Батосухэ саин нойон хан 1919-1922(сын Намнансуруна)

источником служили рукописи вроде как "Тушиету хаган-у уг эки" из Центральной общественной библиотеки.

Дорогой reicheOnkel каковы данные о монгольских именах этих наших ханов и ноёонов? Есть ли исследования?

Интересно было бы изучение того что монголы обычно имеют несколвко имен: официальное (в этом конкретном случае тибетские); имена-прозвище в младенстве; взрослое имя; имя-прозвание данное за проявленную храбрость или каких-то дел т.е. прозвание и т.д.

Пока нашел только этих нескольких чисто монгольских имен среди выше численных :( .

Тушету хан

...

Ерэнтэй 1828-1830(сын Ойдубдоржи)

...

Насанцогт 1863-1900(сын Цэрэндоржи)

Засагту хан

...

Балдир 1742-1770 ???

Сэцэн хан

Умэхэй Сономдоржи 1691-1709(сын Илдэнрабдана)

...

Энхтур 1807-1817(сын Махашири)

Саин нойон

Тумэнкин сайн нойон 1617-1640

...

Шамба(Бимба) эрхэ даичин 1688-1707

...

Тугус-Очир 1883-1896(сын Цэрэндондуба)

...

Батосухэ саин нойон хан 1919-1922(сын Намнансуруна)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 reicheOnkel:

Очень интересно, большое спасибо!

Информация по хронологии и генеалогии особенно XIX - начала ХХ вв., и в самом деле,свежая - для меня, по крайней мере. Многое в генеалогической таблице проясняется!

Единственно, может быть, с Тушету-ханами около 1900 г. было все не так гладко. Вот, например, что пишет Г. Ц. Цибиков в своем "Дневнике поездки в Китай в 1909 г.": "29 августа... Сегодня пришел ко мне один весьма словоохотливый халхасский лама-старожил. Впрочем, темой [его разговора] были местные халхасские сплетни... Говорил о смерти прежнего тушету-хана, затем его преемника - ламы, потом о споре за наследство, исчезновении неудачного претендента лхасского рабчжамбы, о домогательствах Ринчэна-тусалакчи при надзирателе прикяхтинских караулов, старавшегося поставить ханом своего сына и, наконец, о наследовании Даши-Нимы..."

Таким образом, получается, что между Насанцогтом и Дашинимой был еще, как минимум, один хан-лама и два "кратковременных" претендента на трон. Вероятно, впрочем, они по идеологических или политическим соображениям не были включены в ту династийную историю, которой Вы пользовались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Дорогой reicheOnkel каковы данные о монгольских именах этих наших ханов и ноёонов? Есть ли исследования?

Интересно было бы изучение того что монголы обычно имеют несколвко имен: официальное (в этом конкретном случае тибетские); имена-прозвище в младенстве; взрослое имя; имя-прозвание данное за проявленную храбрость или каких-то дел т.е. прозвание и т.д.

Пока нашел только этих нескольких чисто монгольских имен среди выше численных :( .

Тушету хан

...

Ерэнтэй 1828-1830(сын Ойдубдоржи)

...

Насанцогт 1863-1900(сын Цэрэндоржи)

Засагту хан

...

Балдир 1742-1770 ???

Сэцэн хан

Умэхэй Сономдоржи 1691-1709(сын Илдэнрабдана)

...

Энхтур 1807-1817(сын Махашири)

Саин нойон

Тумэнкин сайн нойон 1617-1640

...

Шамба(Бимба) эрхэ даичин 1688-1707

...

Тугус-Очир 1883-1896(сын Цэрэндондуба)

...

Батосухэ саин нойон хан 1919-1922(сын Намнансуруна)

u tushetu hanov poslednyaya imya kakby obyazatel'no -dorji bylo. vidimo svyazano s titulom Ochirai-(rDorje po tibetski). da v semeinom krugu byli naverno soobstvennye mongol'skie imena. eshe prozvanii, naprimer otca Namnansurena v narode zvali "Dogshin tsoohor noyon", a samogo Namnansurena "Yagaan noyon" potomu kak sheki u nego rumyanye byli govoryat.

v mongolii genealogiei hanov i knyazei zanimayutsa neskol'ko entuziastov. a eshe vyshel kniga B.Sumiyabaatara(osnovannaya na rodoslovnyh derevah halhaskix knyazei kotorye hranyatsa v arhive i v biblioteke). pochti po vsem hoshunam Sain noyonskogo, tushetu hanskogo i secen hanskogo aimaka. no rodoslovnye Zasaktuhanskogo aimaka pochti otsutstvuyut v arhivah i biblioteke. prichinoi slujit to chto arhiv Ulyasutaiskogo i hobdoskkogo ambanya pochti ne sohranilis' v otlichie ot urginskogo ambanya.

rodoslovnaya potomkov halhasskogo Cecen hana Sholoya k 1911 godu ohvatival okolo 10000 mujchin.

vprochem u maiskogo est' je dannye na schet taidji.

byla takaya pogovorka

Cecen Sartul'skii hoshun s 10000 ovcami, 1000 taidji. (Tumen honitoi mingan taijtai Cecen Sartuulyn hoshuu)

naschet tushetu hanov vy pravil'no zametili posle konchiny Nasantsogt, poshli mnogochislennye pretendenty, tak kak poslednii byl bezdetnym, i potomki Chahundorji nachali vsyakie intrigi mej soboy.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый niki,

дело в том, что тянь-шаньские кыргызы мусульмане часто занимали самые высокие должности у ойратов, по-видимому выступали в качестве военного контингента, при этом главы кыргызских племен именовались "кашка", в летописях Восточного Туркестана они упоминаются (Салахетдинова) как "сипахсалары неверных ойратов".

Буддизм у эминских кыргызов просто "перекрыл" не самый фанатичный ислам по сути полу-язычников/полу-мусульман, таких примеров много - например долоны в Монголии.

Енисейские кыргызы были именно угнаны. Подошли ойратские войска и под их присмотром главы (князья) кыргызских родов собрали своих подчиненных, в том числе и кыштымов, и перекочевали на Или. Недовольных было много, кстати некоторые, насколько мне известно, смогли избежать переселения, спрятавшись в тайге или горах. Потом, после уничтожения ойратов, кыргызы бежали скопом на Родину, погибая под ударами китайцев, казахов и возможно бурутов, те. совремнных кыргызов.

Увжаемый Руст

У Кычанова говорится о двух отоках тюркских - киргизы (цзилисы) и теленгиты. Оток был создан на Енисее. Каждый оток считался 2500 воинов. После угона его (киргизский енисейский оток) просто могли дополнить тюрками вообще. Насчет перекрыл буддизм конечно же возможно, в истории Зая Пандиты упоминается о посылке 100 мальчиков киргизов в Тибет. Но мне это кажется сомнительным. Религия для того времени была важной частью самоидентификации группы вообще

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Увжаемый Руст

У Кычанова говорится о двух отоках тюркских - киргизы (цзилисы) и теленгиты. Оток был создан на Енисее. Каждый оток считался 2500 воинов. После угона его (киргизский енисейский оток) просто могли дополнить тюрками вообще. Насчет перекрыл буддизм конечно же возможно, в истории Зая Пандиты упоминается о посылке 100 мальчиков киргизов в Тибет. Но мне это кажется сомнительным. Религия для того времени была важной частью самоидентификации группы вообще

В то время для самоидентификации кыргызов буддизм наверное был важнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...