Перейти к содержанию
Гость kanishka

зтимология слова сарт .

Рекомендуемые сообщения

Serge A. Zenkovsky "Pan-Turkism and Islam in Russia" Harvard University Press 1960, Cambridge, Massachusetts

(Перевод мой - А.)

с.73

...Особенно важными были последствия от последнего из этих вторжений (тюрков-кочевников - А.), совершенного в конце 15 века узбеками, которые оставались властителями оазисов между реками Сыр и Аму Дарья в течение трех с половиной веков. 4. Этот новый контингент тюркских воинов ускорил тюркизацию туземного иранского населения, и с самого начала своего господства в Средней Азии узбеки показали наиболее непреклонный религиозный фанатизм и оппозицию всем чуждым или новым идеям. Правители узбекских ханств противились любым изменеиям их традиционного образа жизни и любым отклонениям от наиболее конформистского суннитского поведения. Средневековая философия и науки были запрещены и заменены жесткой схоластикой, которая стерилизовала среднеазиатскую мысль и привела к культурной летаргии этой территории...

...В дополнение к правящим узбекам, население состояло из все еще ираноязычных таджиков, ИХ ТЮРКИЗИРОВАННЫХ БРАТЬЕВ - САРТОВ (КОТОРЫЕ СЕЙЧАС ТАК ЖЕ НАЗЫВАЮТСЯ УЗБЕКАМИ), и остатков более старых тюркских групп, которые предшествовали узбекам в завоевании центрально-азиатских оазисов. Эта оседлая сердцевина (ядро), расположанная между реками Сыр и Аму Дарья, была окружена племенными территориями других тюркоязычных кочевников - туркменами с запада, казахами с севера, киргизами с востока - все из которых ревниво охраняли свои пастбищные земли и редкие возделанные поля от посягательств узбекских ханов. Там также существовали существенные различия в религии и культуре. Оседлое население строго соблюдало шариат - исламский писаный закон, в то время как кочевники были только номинально мусульманами и сохраняли адат - обычный закон Ислама. Внутри этих ханств также были меньшинства шиитских мусульман и евреев - первые состояли в основном из персидских рабов...

Eugine Schuyler "Turkestan" Elibron Classics, v.1, 2006 (1876 edition reprint)

сс.104-105

...Жители Ташкента в основном узбеки (Uzbeks), хотя есть некоторое количество таджиков (Tadjiks), и много татар (Tartar), казахов (Kirghiz), индусов (Hindoos) и др. Местные жители как и во многих других местах Туркестана известны под именем сартов, но это название не имеет этнологического значения, как одним из первых показал г-н Шоу (Shaw). Согласно местным жителям все население этой страны разделено на два класса - оседлых и кочевых; кочевники называются казахами (Kazak)- странник, скиталец (vagabond, wanderer), как я уже ранее отмечал; а оседлое населениe попадает под название сартов. Если теория г-на Лерха (Lerch) правильна, то слово сарт означает просто житель города (г-н- Лерх в номере 1 "Russische Revue" прослеживает слова Iaxartes и Iaxartai к корню Xartai который является представителем старого иранского корня khsarta как видно из более позднего персидского shehr - город. Iaxartai т.о. означало бы житель городов, а Iaxartes - река городов, а слово сарт, искажение слова Iaxartes которое перешло от иранских кочевников к тюркским кочевникaм как обозначение для оседлых жителей нижней долины Сыр(Дарьи) которая была густо заселена и полна процветающих городов.)

Примечательно, что у старинных писателей слово "сарт" использовалось поначалу почти исключительно к населению долины Сыр-Дарьи и не было известно в Бухаре или самарканде, хотя оно передалось в Кашгар, Коканд и Хиву. Абул-Гази говорит о сартах как о оседлых жителях его собственно страны, Хивы, как отличных от узбеков, в то время как в стране им завоеванной, как Бухара, он использует слово "таджик". В настоящее время название "сарт" также известно и в Бухаре. Как используемое кочевыми племенеми это слово "сарт" является почти что бранным и синонимом трусливого и женоподобного человека.

Что касается расы, население Туркестана может быть примерно поделено между расами иранского или персидского корня, и таковой тюркского происхождения. К первой принадлежат таджики которые были изначальными жителями не только страны между Сыр и Аму (Дарьей) - древнего Маверранахра, но также и правого берега Сыр-Дарьи, Коканда и Кашгара. Это был Фирдоуси в Шах-намэ кто первым сделал Аму-Дарью границей между Ираном и Тураном, но профессор Григорьев ясно показал что эти два термина использовались в чисто географическом, а не в этнологическом смысле, и что спор между Ираном и Тураном не был спором между двумя расами, а соперничеством между двумя племенами одного и того же происхождения (см. "Труды Вост.Отделения Импер.Русс. Археолог. Общества" т.16, с. 286 - "Скифский народ Сака").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно слово сарт произошло от сары(в смысле смешавшиеся) и тюрк,со временем из за сложности произношения упростившиеся в сарт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Камал и Шахан - выношу вам предупреждения. Еще напишите что-нибудь подобное - получите наказание. На форуме категорически нельзя оскорблять другие народы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...