Гость Улюска Опубликовано 7 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2006 Карлик появилось от кар-земля, грязь, глина. Лик-лицо, внешность. Чудь белоглазая работали в шахтах, жили в пещерах. Ониь были, как шахтеры, покрыты черной пылью и только глаза выделялись белками. Эти шахтеры были небольшого роста и худые, ведь такь легче пролезать по узким проходам. Они топили пещеры и землянки по-черному, с дымом и копотью. Опять же- сажей покрытое лицо и только глаза белеют. Чадь белоглазая, наверное, было первое название, а так же карлики, в зависимости какой народ их так называл. А потом слово карлик осталось только обозначением их малого размера. В других источниках говорится, что они были высокими, великими. Но слово высокий пошло так же от слова кара, вершина, гора, верхний, высший. Высокий здесь не значит рост, а их местоположение географическое. Верхние, высшие, наверное потому, что они жили выше порогов горных рек. Куда они исчезли? А никуда. Куда исчезают шахтеры после смены? Они моются, и перестают быть чадью белоглазой и идут к себе домой. Когда курные избы исчезли, то и чади этой уменьшилось даже больше. Когда условия жизниь и работы улучшились и шахтеры стали мыться сразу после работы, вместо того чтобы ходить кругом в своем черном виде, вот и вышло, что чудь белоглазая исчезла, в землю ушла. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cymbaline Опубликовано 11 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2008 Здравствуйте! Кто-нибудь знает, кто такая эта чудь? Мне удалось найти несколько версий: 1. Это коренное население Финляндии, Карелии и Архангельской области: финские племена, которые позже мигрировали на крайний север в Лапландию. То есть, соамы. 2. В то же время, есть соамская сказка, где чудью называются пришлые племена (соамская девушка выходит замуж за чудь). То есть это могут быть угры или русы 3. В сказке Бажова "Дорогое имячко" чудь живут на Урале до прихода русских уже в 17-18 веке. У них нет никаких товарно-денежных отношений (возможно, ремарка). После уходят на север. 4. Местонахождение Чудского озера указывает на то, что чудь - это эсты. Но кто такие эсты? Финны, угры или балты? 5. По мнению Льва Гумилева - чудь волоковская - угры, чудь белоглазая - финны. 6. Ну и наконец, легенда: чудь белоглазая, испугавшись пришлых людей ушла в лес и сама заживо закопалась. Подобная мифологема прослеживается и в сказке Бажова. По одной версии - чудь белоглаза из-за низкого уровня пигментации. По другой - чудь наоборот черноволосые и смуглые. И вот вопрос: было ли на самом деле такое племя, или это собирательное название для коренных племен севера России? А может это собирательное название для всех "чуждых" народов, прижившееся только на севере? Откуда тогда легенда о том, что какой-то народ "закопался" в лесу? Если такое и было, то должны были остаться хотя бы кости. В общем, вопрос сложный... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай Опубликовано 11 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2008 Здравствуйте! Кто-нибудь знает, кто такая эта чудь? Мне удалось найти несколько версий:1. Это коренное население Финляндии, Карелии и Архангельской области: финские племена, которые позже мигрировали на крайний север в Лапландию. То есть, соамы. 2. В то же время, есть соамская сказка, где чудью называются пришлые племена (соамская девушка выходит замуж за чудь). То есть это могут быть угры или русы 3. В сказке Бажова "Дорогое имячко" чудь живут на Урале до прихода русских уже в 17-18 веке. У них нет никаких товарно-денежных отношений (возможно, ремарка). После уходят на север. 4. Местонахождение Чудского озера указывает на то, что чудь - это эсты. Но кто такие эсты? Финны, угры или балты? 5. По мнению Льва Гумилева - чудь волоковская - угры, чудь белоглазая - финны. 6. Ну и наконец, легенда: чудь белоглазая, испугавшись пришлых людей ушла в лес и сама заживо закопалась. Подобная мифологема прослеживается и в сказке Бажова. По одной версии - чудь белоглаза из-за низкого уровня пигментации. По другой - чудь наоборот черноволосые и смуглые. И вот вопрос: было ли на самом деле такое племя, или это собирательное название для коренных племен севера России? А может это собирательное название для всех "чуждых" народов, прижившееся только на севере? Откуда тогда легенда о том, что какой-то народ "закопался" в лесу? Если такое и было, то должны были остаться хотя бы кости. В общем, вопрос сложный... Думаю, что "чудью" русские называли чужих. Когда Демидов переселил старообрядцев на Алтай, то каменщики "чудью" называли тех, кто оставил археологические памятники в виде курганов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 12 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2008 неужто негры??? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 12 февраля, 2008 Admin Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2008 неужто негры??? Karakurt - Вы решили пошутить? Можно нарваться на наказание за флуд. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cymbaline Опубликовано 12 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2008 Но ведь чуждых татар не называли чудью? Это слово имеет прямое отношение к мирным народам севера. Думаю, в описаниях чуждых народов можно найти намек на какую-то более древнюю цивилизацию. Вы как считаете, можно верить легендам? Есть ли в них смысл для историков? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай Опубликовано 13 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2008 Но ведь чуждых татар не называли чудью? Это слово имеет прямое отношение к мирным народам севера. Думаю, в описаниях чуждых народов можно найти намек на какую-то более древнюю цивилизацию. Вы как считаете, можно верить легендам? Есть ли в них смысл для историков? Про доверие легендам здесь: http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=2881 Да, я не верю в мифы - восприятие в мифе отличается от реалий на 99,9%. Если я сейчас приведу описание одной очень хорошо изученной битвы (Европа, XVIII век, в центре внимания историков, т.к. была решающей в одной из крупнейших войн века) так, как она сохранилась в народной памяти - Вы ее опознаете? Только я имена, названия и этнонимы уберу - чтобы Вы помучились.Рассказ записан через 200 лет после события у тех людей, предки которых принимали активное участие в войне: "И встали они у Х-города (город не указываю), и стояли три дня. Не хотят на бой идти наши - враги выставили такого поединщика, что на коне своем сидел как Индрик-зверь, весь в железе, да и конь под ним был зверь лютый. Но делать нечего - не пойти сражаться - посмешищем стать. Наш ... (указание на имя полководца) призвал всех генералов да офицеров и сказал: "Что хотите - делайте, а поединщика найти до конца дня!". Тут среди наших был один ... (звание) по имени ... (не указываю). Он и вызвался. Наш ... (полководец) и удивился - мол, какой враг, и какой ты! А тот: "Да ничего, уж как-нибудь!". Взял пику, сел на коня, а был у него лучший в нашем войске конь - маленький, но быстрый, и выехал на поединок. Враг даже от хохота зашелся, мол, сыскали поединщика! А наш ... (поединщик), пока тот смеялся, на своем коне его кругом три раза объехал да и увидел, что на затылке у него железная дощечка сдвинулась. Туда он пикой и сунул. Рухнул враг на землю и побежали от этого супостаты. Наш ... (полководец) вызвал ... (поединщика) и наградил: "Если бы не ты - не одолеть бы нам врага!" Что за битва? Ну, а насчет помощи - Вы не можете на месте узнать, какие раскопки велись на территории объектов? И как их изучали? Ну, и кто в результате какую войну выиграл? Это так, в порядке ознакомления - а то, как мне кажется, тут концы с концами не сходятся. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cymbaline Опубликовано 17 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2008 Ну хорошо, события в битве изложены неверно, приукрашенно. Но само воспоминание народа о битве осталось? Так и с чудью: может она конечно и не ушла никуда и не закопалась, но что была, то была, и можно признать это фактом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
taltosh Опубликовано 17 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2008 Легенды о чуди - карликовом народце древних времен - коми услышали от русских: так русские называли древние финно-угорские племена, которые исчезли еще в Средние века, во времена древнерусской колонизации Севера. В преданиях коми этот низкорослый и темнокожий народец, для которого трава кажется лесом, приобретает иногда и звериные черты - он покрыт шерстью, у чудов - поросячьи ноги. Чуды жили в сказочном мире изобилия, когда небо было так низко над землей, что чуды могли достать его рукой, но они все делают неправильно - на пашне роют ямы, скот кормят в избе, сено косят долотом, хлеб жнут шилом, обмолоченное зерно хранят в чулках, толокно толкут в проруби. Женщина-чудинка оскорбляет Ена (верховного бога у коми), потому что пачкает нечистотами низкое небо или задевает его коромыслом. Тогда Ен поднимает небо, на земле вырастают высокие деревья, и на смену чудам приходят белые высокие люди: чуды уходят от них в свои ямы под землю, потому что пугаются земледельческих орудий - серпа и т.д. Рассказывают, что однажды двенадцать чудов нашли серп и потащили его к реке, чтобы утопить. Вывезли серп на лодке на середину реки, привязали к нему камень и бросили в воду. Но кривой серп зацепился за борт и перевернул лодку. Так все чуды и утонули. По другому преданию, нашедшие серп чуды попытались поднять его, но орудие вырвалось и перерезало глотки незадачливым карликам. Тогда из их утроб выскочили ящерицы и прочие гады и разбежались кто куда: попавшие в лес стали лесными духами, в воду - водяными, а в селах появились чуды-гуменники, чуды-банники и прочая нечисть. Рассказывают также, что "чудя" жили как звери в лесах, "питались зверьем и одевались зверьем". Но тут явился "Степан-угодник" (Стефан Пермский) и стал всех крестить, а с угодником пришли царские слуги требовать оброк. Тогда "чудя" бежала в леса и скрылась в вырытых там ямах со всем своим богатством. О богаствах чуди рассказывают легенды: к чуди с неба упали серебрянные кони и золотые сани, которые служили этому народу, пока он не ушел. Коней же и сани чудь спрятала, и никто не может найти этого клада, хотя и показывают урочище, где он якобы зарыт. Есть поверье что чуды превратились в злых духов, которые прячутся в темных местах местах, заброшенных жилищах, банях, даже под водой. Они невидимы, оставляют после себя следы птичьих лап или детских ног, вредят людям и могут подменять их детей своими. В одном предании рассказывается, как мать однажды цедила брагу, а к ней подошла незнакомая девушка и сказала: "Мама, дай мне на вечер сито". Хозяйка удивилась, что девушка именует ее матерью - ведь ее собственная дочь уж семнадцать лет как лежала в люльке и не росла. Тут девица и показала матери, что в люльке у нее не дочь, а чурка, и расколола ее топором. Оказалось, что мать, не окрестив дочь, понесла ее в баню, да забыла веник, и, выругавшись, отправилась за ним. Тут чудь и подменила ребенка чуркой. Девочка росла у чуди, научилась превращаться в зверей и птиц, быть невидимой. Но чудь хотела выдать девушку замуж за одного из своих, и несчастная попросила о помощи мать: когда она услышит звон свадебных бубенцов и увидит, как со стороны бани приближается снежный вихрь, пусть кинет в него крест - его чудь боится больше всего. Так мать и сделала: из снежного вихря вылетела курица, которая и превратилась в ее дочь. Правда, девушка была не жилец на этом свете и скоро умерла. Рассказывают, как одного гармониста незнакомцы пригласили на ночь на праздник: сани с людьми и конями въехали прямо в реку, в подводное село, где все веселились и плясали под гармонь. Но гармонист заметил, что плясуны после каждого круга мажут себе чем-то лицо. Тогда и он подкрался к сосуду с какой-то жидкостью и помазал себе один глаз. Тут гармонист обнаружил, что вокруг него - не веселящиеся люди, а кривляющиеся мохнатые, ушастые и хвостатые существа - чуды. Под утро они сами впряглись в сани и отвезли гармониста домой. Но с тех пор гармонист стал одним глазом видеть чудов, которые невидимыми проказили в мире людей. Однажды гармонист не выдержал и схватил чуда-воришку: тот удивился, что человек может видеть чудов, а наивный гармонист показал ему глаз, которым мог разглядеть нечисть. Тогда бес ткнул ему пальцем в глаз, и человек потерял способность видеть нечистую силу. Считалось, что чудь вместе с другой нечистой силой выходит с того света в период солнцеворота - на Святки, когда устраивали обряд "топтания чуди" - объезжали дворы на конях. По другим преданиям, чуть - это, напротив, древние богатыри, к которым относятся Пера и Кудым-Ош. Они также уходят под землю или превращаются в камни, или оказываются заточенными в Уральских горах после того, как русские миссионеры распространяют новую христианскую веру. От чуди остались древние городища (кары), чудские великаны могли перебрасываться топорами или палицами с городища на городище; иногда им приписывают и происхождение озер, основание деревень и т.п. Чуды были язычниками и не пускали к себе Стефана Пермского, перегораживая реки камнями. Победа миссионера заставила чудь саму порушить столбы, на которых покоились крыши их полуземлянок, и похоронить себя в земле. От чуди остались запрятанные в землю клады, добыть которые могут лишь колдуны, умеющие снять заклятие с сокровищ. В. Петрухин, "Мифы финно-угров", Астрель АСТ Транзиткнига, М. 2005 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
musson Опубликовано 10 декабря, 2014 Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2014 Вот наша версия: В старину на Урале родилась легенда о «чуди белоглазой» — безымянном народе, жившем в древности по берегам уральских рек и озер, При вспашке земли крестьяне нередко находили «чудские» вещи: орудия труда, оружие, украшения, черепки посуды. Так, в конце прошлого века на пашнеу реки Каменки были найдены железный и серебряный кинжалы, а в 1903 году крестьянин П. Фёдоров нашел в этих местах бронзовый нож с медной ручкой. Дальше здесь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться