Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Огуз - что означает этот название?

Одно из популярных мнении "огуз" - это слово "бык" которое имеет происхождение из иранского языка...???

Но это не так "огуз" - ведет свой корень от слова "ок" - стрела, т.е. по косвенному "военно-обязанный".

Далее, "ок" + "с" - суффикс множ. числа получается слово "окус, окыс" или "огуз, огыз" что означает в множественном числе "стрельцы" или "военно-обязанные единицы".

С тех давних древних времен эти названия административного разделения используется у монголов по сей день.

монг. - объяснение на русском .

кюн, (h)аран - человек (индивидуал т.е. подчеркиваю составляюшей частицы выше обобщенных категории)

айл, гэр - семъя, юрта (в кочевничьем мире "айл" или "гэр" это осново общества)

Эти выше двое более семейственное или внутренное понятие в обществе.

баг - адм. единица состоящая из десятков и более "айл" или семей.

сум - стрела: т.е. "ок" - это более крупная едница обязанная предоставлять обычно 100 "стрельцев" воинов.

Этим я хотел сказать тюрксий современный этноним "огуз" - это термин администационной единицы, а не родо-племенное имя сначала.

У монголов "сум" - "ок" раньше был адм. единицей обязанной выставлять 100 воинов стрельцев "ок" или "сум", но после завоевания маньчжурцев "сум" был обязан выставить 150 воинов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Огуз, огыз, огыс

Популярное мнение и объяснение этого слова - "бык" которое на индо-европейском языке звучит как "ox".

Но это является одним из ошибочно устоявших представлении, т.е. обоснованных на народных этимологиях и объяснениях слова.

На самом деле корень этого слова "ок" - стрела, что является названием первоначального военно-административного деления кочевнического государственнего устройства. Одно из государственных образовании состоящих из множества "ок"-ов назывался как "окус" - народ состоящий из множества стрелков (ок + с - суффикс множ. числа).

В орхонских рунических письменах говорится как "огус" или "он огус". Здесь говорится о народе состоящих из 10-ти "ок"-ов.

Это название или деление до сих пор сохранилось у монголов: сумон - стрела (административняя единица равная к поселкам или селам, а только большинство жителей сумона кочуют т.е. не на одном месте сидят как народы поселков и сёл в европейском понимании).

До завоевания маньчжурцев "сумон" должен был предоставлять 100 воинов со всеми снаряжениями при необходимости, а после маньчжурцев этого числа увеличили до 150.

Цитата из: This page is dedicated the to legendary Oguz Khan

The word Oguz, originates from Ok-Uz, "The Arrow-People" of Central Asia.

Слово Oguz, происходит из Ок-Uz, "Люди-стрелки" центральной Азии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Огуз, огыз, огыс

Популярное мнение и объяснение этого слова - "бык" которое на индо-европейском языке звучит как "ox".

Но это является одним из ошибочно устоявших представлении, т.е. обоснованных на народных этимологиях и объяснениях слова.

На самом деле корень этого слова "ок" - стрела, что является названием первоначального военно-административного деления кочевнического государственнего устройства. Одно из государственных образовании состоящих из множества "ок"-ов назывался как "окус" - народ состоящий из множества стрелков (ок + с - суффикс множ. числа).

В орхонских рунических письменах говорится как "огус" или "он огус". Здесь говорится о народе состоящих из 10-ти "ок"-ов.

Это название или деление до сих пор сохранилось у монголов: сумон - стрела (административняя единица равная к поселкам или селам, а только большинство жителей сумона кочуют т.е. не на одном месте сидят как народы поселков и сёл в европейском понимании).

До завоевания маньчжурцев "сумон" должен был предоставлять 100 воинов со всеми снаряжениями при необходимости, а после маньчжурцев этого числа увеличили до 150.

Цитата из: This page is dedicated the to legendary Oguz Khan

Стрела это более поздняя интерпретация... Причём она не родовая... А любой этноним родовой...

Чтобы понять ОГУЗ надо его сравнивать с АГАДЖЕРИ...

ОГУЗ=ОКУШ=ОĞOC=AĞAC

Стрелы делают из дерева, а не из звёздной пыли...

Матрица одна... Дерево даёт побеги ГАШ и стрелы тоже убегают... И у каждой стрелы своё направление, как у каждого побега... Потому ОХ даёт векторность,заострённость как наконечник стрелы...

А ведь этот фрагмент ОХ=ОК имеет уже матрицу в Шумере ОГО=УГУ=ОК(О)=УК(У)...-давать рождение...

Потому то и ОК-племя, род...

Откуда была бы ИСТОРИЯ=ГИШТОРИЯ без дерева ГИШ,ГЯШ=АГЯШ ГИШТОР=АĞAŞDUR... :rolleyes:

И вообще лексика молодого Орхон-Енисея, не является базовой для объяснения этого этнонима...

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

которое на индо-европейском языке звучит как "ox".

Как там оно звучит на индоевропейском - это проблема индоевропейцев.

А слово - тюркское. <_<

Казахский

Русский

өгіз

бык

вол

Nostratic etymology :

Nostratic: *p`Vk.V ??

Meaning: cattle

Altaic: *p`o>k`i (-r/V) ( ~-e)

Indo-European: *pek'-u- [if not < NC *bha">l^.wi>]

References: МССНЯ 365, ОСНЯ 3, 126-128; ND 1681 *p`oK.u" 'pack, wild cattle'

--------------------------------------------------------------------------------

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *p`o>k`i (-r/V) ( ~-e)

Meaning: ox, cow

Russian meaning: бык, корова

Turkic: *o"ku"r/

Mongolian: *hu"ker

Tungus-Manchu: *puKur / *puKun

Comments: Владимирцов 322, Poppe 12, 56, ОСНЯ 3, 126-128, Цинциус 1984, 46. Щербак 1997, 131, TMN 1, 539. A Western isogloss. Doerfer MT 67 (following Sinor 1962, Poppe 1966, 198, 1972, 99) would wish Mong. to be borrowed < Turk. and TM < Mong.; phonology, however, speaks plainly against it.

--------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *o"ku"r/

Meaning: ox

Russian meaning: бык, вол

Old Turkic: o"ku"z (OUygh.)

Karakhanid: o"ku"z (MK)

Turkish: o"ku"z

Tatar: ugi>z

Middle Turkic: o"ku"z (Pav. C.)

Uzbek: ho.kiz

Uighur: o"ku"z, ho"ku"z

Sary-Yughur: kus

Azerbaidzhan: o"ku"z

Turkmen: o"kiz, o"ku"z

Chuvash: vъw|gъw|r

Yakut: og|us

Dolgan: ogus

Kirghiz: o"gu"z

Kazakh: o"gi>z

Noghai: o"giz

Bashkir: ugi>d|

Balkar: o"gu"z

Gagauz: jo"ku"z

Karaim: oku"z, o"gu"z

Karakalpak: o"giz

Kumyk: o"gu"z

Comments: EDT 120, VEWT 370, ЭСТЯ 1, 521-523, Лексика 439, Stachowski 190. Clauson 1959 derives the form from Tokh. B okso (corrected to Tokh. A in EDT); justly refuted by Doerfer TMN 1, 539 because of original *p-. Turk. (Bulg.) > Hung. o"ko"r, see Gombocz 1912, MNyTESz 3, 23.

--------------------------------------------------------------------------------

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *hu"ker

Meaning: ox

Russian meaning: бык

Written Mongolian: u"ker (L 1003)

Middle Mongolian: xuker (SH), xuger (HY 10), uka"r (MA)

Khalkha: u"xer

Buriat: u"xer

Kalmuck: u"kr. 'cow' (КРС)

Ordos: u"ker

Dongxian: fugie®

Dagur: xukur (Тод. Даг. 179), hukure (MD 166)

Monguor: fugor (SM 104), xukur (Minghe)

Mogol: u"ka"r (Weiers), ZM oka"r (20-4)

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *puKur / *puKun

Meaning: cow

Russian meaning: корова

Evenki: hukur

Even: ho"ken, ho"ko"n

Solon: uxur 'ox' (possibly < Mong.)

Comments: ТМС 2, 341.

--------------------------------------------------------------------------------

Indo-European etymology :

Proto-IE: *pek-u- (Indoir *-k'-)

Meaning: sheep

Old Indian: pa/s/u-, pas/u/- m., gen. pas/va/h. `cattle, domestic or sacrificial animal'

Avestan: pasu- `sheep, goats', pasuka- `Haustier'

Other Iranian: MPers pah 'sheep', Kurd pas 'sheep', Sogd psw 'Haustier', Osset fys, fus `ram, sheep', KhotSak pasa- `sheep, goats', Pashto ps@/ 'id.'

Baltic: *pek-u n.

Germanic: *fi/x-u- n.; *fi/x-a- n.; *fa/x-az- n.

Latin: pecu:, dat. -u:, pl. pecua n. `Vieh (coll.)', pecus, gen. -oris n. `Vieh (coll.); Kleinvieh, Schaf'; pecus, gen. -udis f. `Vieh (einz. Stu"ck)'

References: WP II 16 f

--------------------------------------------------------------------------------

Pokorny's dictionary :

Root: pek^-2

English meaning: to fleece; cattle

German meaning: `Wolle oder Haare rupfen, zausen'

Derivatives: pe/k^u- n. Gen., pek^u_-e/s `das Geschorene, Wolltier, Schaf', dann `Kleinvieh, Vieh u"berhaupt'; `Wolle, Flies|, auch Haar'; pok^o-s `Flies|', pek^os- ds.; pk^-t-e/n- `Kamm'; von hier aus schon idg. ein Verbalstamm pek^t- gebildet

Material: Ai. pa/s/u-, pas/u/- n., Gen. pas/va/h.; pas/u/- m. `Vieh'; av. pasu- m. `Vieh' (meist noch `Kleinvieh'), im Kompos. fs/u:>-, -fs/u:>-, womit ai. ks^u-ma:/n- `nahrungsreich', puru-ks^u/ ds. (zweimal auch einfaches ks/u) als Diss.-Formen fu"r ps/u- identisch; = lat. pecu:, -u:s n. `Vieh', woneben pecus, -oris n. (formell = gr. τὸ πέκος), pecus, -u>dis f. ds.; Ableitungen pecu:nia `Geld', pecu:lium `Handgeld, Taschengeld'; umbr. pequo Pl. n. `pecua'; = got. fai/hu `Besitz, Vermo"gen', aisl. fe:, ags. feoh, as. fehu, ahd. fihu `Vieh'; = lit. pekus, apr. pecku `Vieh' (westidg. Gutt.); got. bi-, ga-fai/hon `u"bervorteilen' sind nach W. Wissmann (Die a"ltesten Postverbalia 79 ff.) Denominativa von fai/hu, und bi-fai/h `Betrug' ist Nomen postverbale;

arm. asr, Gen. asu `Schafwolle, Flies|', asvel/ `wollig' (*pok^u + r, mit а aus о in offenerAnlautsilbe); gr. πέκω (= lit. pes^u\), πέκτω (= lat. pecto:, ahd. fehtan), πεκτέω `ka"mme, schere', πέκος n. `Flies|, Wolle', πόκος m.; `Flies|', κτείς, κτενός `Kamm' (aus schwundst. *πκτεν-; lat. pecten);

alb. pile' `Werkzeug zum Flachska"mmen, -hecheln' (*pek^la:); lat. pecto:, -ere, pexi: `ka"mmen', pecten, -inis `Kamm', umbr. petenata `pectinatam'; ahd. as. fehtan, ags. feohtan `fechten'; ahd. as. fahs, ags. feax `(Haupt)-haar', aisl. fax `Ma"hne' (*-pok^-s-o-, vgl. den es-St. πέκος), aisl. fæ:r, aschwed. fa:r `Schaf' (*fahaz = πόκος), aschwed. fæ:t (*fahti-) `Wolle, Flies|', ags. feht `Flies|', ndl. vacht f. `Wolle, Schur', ags. fihl `pannus'; lit. pes^u\, pe\s^ti `rupfen, an den Haaren zausen', Iter. pas^y/ti, susipẽs^ti `sich raufen'.

Hierher wohl ai. paks.-man- n. `Augenwimpern, Haar', paks.-mala/- `mit starken Augenwimpern, dichthaarig', av. pas^na- n. `Augenlid', vgl. in nicht so spezialisierter Bed. np. pas^m `Wolle'.

References: WP. II 16 f., WH. 11 269 f., 270 ff., Trautmann 217, Specht KZ 68, 205 ff.

Pages: 797

--------------------------------------------------------------------------------

Baltic etymology :

Proto-Baltic: *pek-u n.

Meaning: small cattle

Old Lithuanian: pẽku-s '(Klein)vieh

Lithuanian: pẽku-s dial. `(Klein)vieh'

Old Prussian: pecku, peckan acc. `Vieh'

--------------------------------------------------------------------------------

Germanic etymology :

Proto-Germanic: *fi/xu; *fi/xa-n; *fa/xaz

Meaning: cattle

Gothic: fe|hu n. (u) `money. movable goods'

Old Norse: fe: n. `Vieh, Besitz, Geld', Run. feu, fea `Name der Rune f'; fa":r n. `Schaf'

Norwegian: fe; fo|r `hilfloser Stu"mper'

Old Swedish: fa:r `Schaf'

Swedish: fa" `Vieh'; fo|r `Schaf'

Old Danish: fa"

Danish: fo|r `Schaf'

Old English: feoh (fioh), gen. fe:os n. `cattle, living animals; tame beasts; property, wealth, money'

English: fee

Old Frisian: fia: n., m. `vee, bezit'

Old Saxon: fehu, fihu, fe: n. `vee, bezit'

Middle Dutch: vee n. `vee, stuk vee'

Dutch: vee n.

Old Franconian: fe: n. `vee, stuk vee', fiu n. `pecunia'

Middle Low German: ve: `Vieh, Besitz',

Old High German: fihu n. `Nutztier, Tier, Besitz' (8.Jh.),

Middle High German: vihe, ve'he st. n. 'tier, vieh'

German: Vieh n.

ox

O.E. oxa (pl. oxan), from P.Gmc. *ukhson (cf. O.N. oxi, O.Fris. oxa, M.Du. osse, Ger. Ochso, Goth. auhsa), from PIE *uksin- (cf. Welsh ych "ox," M.Ir. oss "stag," Skt. uksa, Avestan uxshan- "ox, bull"). Oxen is the only true survival in Mod.Eng. of the O.E. weak plural. Ox-bow "semicircular bend in a river" is first recorded 1797, Amer.Eng. (New England), in ref. to the shape of the piece of wood which forms the collar for an ox yoke (so called from 1368).

Indo-European etymology :

Proto-IE: *uks-

Meaning: bull, ox

Old Indian: uks.a/n- m. `ox, bull'

Avestan: uxs^an- 'Stier'

Germanic: *uxs-an- m., pl. *uxs-n-iz; *uxs-u- m.

Celtic: PBrit *ukso: > *uchu:, -i:: Cymr ych `Ochse', MCymr pl. ychen `Ochsen', NCymr pl. ychain `Ochsen', Bret pl. ouhen, oc'hen `Ochsen', pl. ohan `Ochsen'

Tokharian: A ops-, B okso `Rind, Stier' (PT *okso) (Adams 111)

References: WP I 248 f

--------------------------------------------------------------------------------

Pokorny's dictionary :

Root: u_egw|- : u:>gw|-, ukw|s-

English meaning: wet; to irrigate; ox (?)

German meaning: `feucht; netzen'

Derivatives: ukw|sen- `Stier'

Material: Gr. ὑγρός `feucht, flu"ssig'; lat. u:vidus `feucht, nas|' (daraus u:dus, wovon u:li:go `die natu"rliche Feuchtigkeit des Bodens'), u:vor, -o:ris `Feuchtigkeit, Na"sse', u:ve:sco:, -ere `feucht werden, sich betrinken', u:ve:ns `feucht, nas|' (setzen ein *u:vos aus *u:gw|o-s voraus); u:meo:, -e:re `feucht sein', u:mor `Feuchtigkeit', u:mecto: `befeuchte' (beruhen auf *u:gw|smos); mir. fu:al `Urin' (*u_ogw|-lo-);

aisl. vo,kr (Akk. vo,kuan) `feucht', vo,kvi m., vo,kva f. `Na"sse', wozu aisl. vøkva, vekkja `(Blut) vergies|en, flies|en lassen', vo,k f. (*vakvo:) `offene (nasse) Stelle im Eise', mnd. wake f. `Loch im Eise', ndl. wak `feucht, nas|', engl. (aus dem Nord.) wake `Kielwasser';

s-Erweit.: ai. uks.a/ti `befeuchtet, besprengt', av. uxs^yeiti `spru"ht' (vom Wasser und Feuer);

dazu (mit demselben Verha"ltn. wie ai. vr&s^an- `ma"nnlich', lat. verre:s: ai. vars.a/-m `Regen', s. u_er- `feuchten') idg. ukw|sen- `Stier, Tierma"nnchen' in: ai. uks.a:/ m., av. uxs^an- `Stier' (dazu? fem. *ukw|so:r `die Besprengte' > lat. uxor `Gattin'); cymr. ych `Ochs' (= idg. *ukw|so:, urbrit. *uchu: > -i:, mit Umlaut ych), Pl. mcymr. ychen, ncymr. ychain, bret. ouhen, oc'hen, corn. ohan `Ochsen', mir. oss `Hirsch'; PN Os-car `hirschliebend', Demin. Oissi/n `Ossian'; got. au/hsus (Gen. Pl. auhsne), aisl. oxi, ags. oxa, ahd. as. ohso `Ochs'; toch. В okso `Rind, Stier'.

References: WP. I 248 f., WH. II 815, 849, Mayrhofer 1, 98.

Pages: 1118

PIE database:

--------------------------------------------------------------------------------

Germanic etymology :

Proto-Germanic: *uxse:n, pl. *uxsniz; *uxsu-z

Meaning: ox

Gothic: o|hsa m. (n) `ox'

Old Norse: oxi, uxi m. `Ochs'

Norwegian: ukse

Swedish: oxe

Danish: okse

Old English: oxa, -an m.`ox'

English: ox

Old Frisian: oxa

Old Saxon: ohso

Middle Dutch: osse

Dutch: os m.

Middle Low German: osse

Old High German: ohso (8.Jh.)

Middle High German: ohse wk. m. 'ochse; gestirn Bootes'

German: Ochse m.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:ost1: Уважаемый enhd !

Предлогаю Вам произведение Садри Максуди Арсала.

Обратите внимание на страницу 314, где анализируется

проблема этнотермина "огуз/огур". В предисловии книги

говориться, что вывод татарского ученого С.М. Арсала

в корне меняет целую сложивщуюся систему в тюркологии

http://www.tataroved.ru/publicat/cadri_m.pdf

(учтите, что элек.версия его книги изданная в Казани в

2002 г., накачиваеться не сразу. Терпение, только

терпение...)

С уважением, Oquzer...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:ost1: Не дождался ответа...

Приведу актуальную концепцию Арсала.

Сперва, о книге:

«Академия Наук Республики Татарстан

Институт истории им. Ш. Марджани

Садри Максуди Арсал

« Тюркская история и право »

Казань

Издательство «Фэн»

2002

УДК 34015

ББК 673

М 17

Монография рекомендована к печати ученым советом Института

истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан

Издание осуществлено по решению экспертного совета АН РТ при

финансовой поддержке фонда НИОКР РТ (грант № 01-19-142)

Садри Максуди Арсал «Тюркская история и право». Перевод с ту-

рецкого языка Рафаэля Мухамметдинова. Казань: Изд-во «Фэн», 2002

412 с. , ISBN 5-7544-0188-4

ПРЕДИСЛОВИЕ (переводчика)»

в предисловии по этому поводу говориться:

«... Другим открытием С. Максуди был тезис о том, что именование части

тюрков «огузами» есть не что иное, как ошибка арабских и персидских

историков: совершенно очевидно, что слово «огуз» (и его фонетический

вариант «огур») является множественным числом слова «ок» (союз племен)

и должно переводиться как «союзы племен», то есть «объединение

или конфедерация союзов племен». Отсюда, например, выражение «до-

куз-огуз» следует переводить как «девять конфедераций союзов племен».

Этот тезис, который впервые прозвучал из уст С. Максуди в 1924 г. в Париже,

был признан великим Вильгельмом Томсеном и до сих пор никем не

опровергнут С. Максуди образно говорил: « В тюркской истории нет огуз-

ских тюрков, а есть только тюркские огузы» (4/215). Эта проблема, под-

нятая историком, не потеряла актуальности и сегодня, она все еще зло-

бодневна С. Максуди фактически совершил своего рода переворот в ис-

торической науке, так как, исходя из его нового тезиса, многое в истории необходимо

будет перессматривать заново».

А теперь о его концепции:

« ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДОПОЛНЕНИЕ К параграфам 77, 107, 108, 109, 120

Огур и огуз

Смысл терминов «огур» и «огуз» и роль в тюркской истории тех понятий

и общественных институтов, которые обозначались этими терминами

В тюркской истории нет огузских тюрков, а есть лишь тюркские огузы.

Выше мы уже вкратце объяснили, что слово «огуз» означало племенной

союз (ok-lar) (параграф 77). Сейчас мы намерены подробно остановиться

на проблеме «огур-огуз», а также привести все аргументы и доказательства

в пользу нашего вывода о том, что слова «огур» и «огуз» употреблялись

именно в значении «союз племен». Мы уверены, что установление

истинного смысла слов «огур» и «огуз» чрезвычайно важно с точки

зрения понимания исторической роли этнических и структурных

элементов тюркского государства и тюркской истории вообще. До

тех пор, пока не будет установлено настоящее значение этих слов,

многие вопросы тюркской истории обречены либо оставаться «белыми

пятнами», либо быть неверно истолклванными.

1. Согласно утверждению византийского автора Прискоса, после

распада европейского Гуннского государства (государства Аттилы), там

после 454 г., в Европе появились новые гуннские племена под следую-

щими названиями: «огуры», «сарагуры» («сары огуры»), «оногуры». Эти

записи византийского историка относятся к 461-465 г н.э.

2. Другой византийский автор Агатий пишет о таких гуннских племенах,

как «утигуры», «котригуры», «ултизуры» и др.

3. Византийский историк Прокопий также сообщает об утигурах и

кутригурах.

4. Доказано, что этнонимы «утигур» и «кутригур», зафиксированные

в произведениях указанных выше византийских историков, в других

византийских источниках встречаются в форме «утур-гур» и «кутур-гур».

5. В отчете восточноримского посла Земаркоса о визите к тюркскому хану,

который приведен в труде византийского автора 6 в. Менандра Протектора,

гоаорится, в частности, об «угурах», живущих в Северном Причерноморье

и подвластных Истеми-хану.

6. Народы, ставшие известными после распада Западного Гуннского

государства и составной частью названий которых было слово «огур»,

в этническом плане не имели различий. Они были частьями большого

этнического образования народа гуннов. В источниках совершенно ясно

указывается на то, что «от-огуры» («отур-гуры») и «кут-огуры» вначале

были единым народом, позднее разделившимся на две части.

Вот почему слово «огур» не может быть этнонимом.

7. В названиях «он-огур», «утур-гур» первой частью являются

числительные» «он» десять, «отур = отуз» тридцать. Нет сомнения,

что они относятся ко второй части названий, те характеризуют их со

стороны количества.

Другими словами, «он-огур» это народ, состоящий из десяти «огуров»,

«утур-огур» («отур—огур») народ, включающий в себя тридцать «огуров»

( то обстоятельство, что «отур» является вариантом произношения

числительного «отуз» будет изложено ниже).

Теперь перейдем к тюркским народам (племенным объединениям),

в составе сложных названий в которых присуствует слово «огуз»

8. Древние тюрки называли тюрков, живших в Западной Азии, а также

на территории между Сибирью на севере, Ираном и Афганистаном на

юге сложным именем «он-ок » или «он-огуз».

9. Толосские тюрки, жившие в западной части Монголии, к северу от

гор Отукена (прародины тюрков), и называющиеся китайцами поначалу

«каоче», «hуэй-hу», а затем «уйгурами», в китайских источниках

упоминаются также под именем «девять племен» или «kiu-sing». Орхонские

надписи дают нам вариант этого названия в форме «токуз-огуз». Нет сомнения,

что слово «огуз» в этих надписях соответствует китайскому слову «sing» (племя).

10. Разделение на этнические образования, в названиях которых как составная

часть присуствуют слова «огур» или «огуз», было характерно не только для

европеских гуннов, но и для западноазиатских тюрков и толосов. Совершившие

несколько больших переселений тюрки-карлуки также делились на три «огуза».

Китайцы именовали их «кололу» (карлуками) и «сан-синг» (три племени»). В

орхонских надписях этноним «карлук» также заменен в одном месте на сочетание

«уч-огуз».

11. Традиция деления на этнические группы со словом «огуз» в названии

была характерна не только для вышеуказанных тюркских племен, она

была присуще и енисейским кыргызам.

В енисейских надписях древних кыргызов, прочитанных и опублико-

ванных Радловым (надпись, обнаруженная Клементц на берегу реки

Барлук), есть следующие слова:

« Er erdemi atem taptem. Erdem xэxn, oz Yekin-Alp-Turan alti Oguz budun

de xэ yigirmi …» и т.д.

12. Так же как слово «огур», применявшееся у восточных тюрков, не было

этническим названием, и словосочетания «токуз-огуз», «он-огуз», «уч-огуз»,

«алты-огуз» не были этнонимами, а являлись названиями политических

союзов родов и племен, и это видно по тому, что перед словом «огуз» во

всех случаях стоят числительные: токуз, он, уч, алты. Это свидетельствует

о том, что понятие, обозначавшееся в среде тюрков, живших в европейском

Гуннском государстве, словом «огур», у азиатских тюрков выражалось

словом «огуз».

13.Что могут означать слова «огур» и «огуз», которые вместе с числительными

образовали устойчивое словосочетание? По нашему мнению, они являются

обозначениями составных частей, структурных единиц той или иной народнос-

ти, и могут обозначать следующие понятия: род (gens), племя ( союз родов, кото

рый у римлян назывался « curia », а у греков « phratria »), « ок » (союз племен,

по древнеримски « tribus», по древнегречески «phyle» ) или союз « ок-ов »

(confederation de tribus ).

14. Народы, составной частью названий которых были слова «огур» или «огуз»,

были могущественны и сильны настолько, что могли воевать с современными

крупными государствами, Например, «кутур-огуры» были в состоянии вести

войны с Восточно-Римской империей, а «утур-огуры» обладали таким могущес-

твом, что даже византийский император Юстиниан был вынужден направлять

к ним послов и выплачивать дань, именовавщуюся официально дарственнными

подношениями.

15. «Огур» или «огуз» это не одно племя или один род. Это военно-политичес-

кое образования древних тюрков, направленные против других народов или

государств, всегда представляли собой племенные союзы (« ок ») или объеди-

нение «ок»-ов. 16. Как и «огур», «огуз» тоже не был относительно небольшим этническим

образованием (родом или племенем), а состоял из многих племен. Это из-

вестно, в частности, из китайских источников. Этническое объединение

«йолоко», входившее в состав племенного союза «токуз-огуз», в свою

очередь, также включало в себя несколько племен. В это племенное объеди-

нение, кроме «йолоко», входили племена «бугу», «хун», «байырку», «тонгра»,

«си-кие», «киши».

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к следующим. основным выводам: 1. Ранее мы говорили о том, что термин « ок » у древних тюрков упореблял- ся в значении «союз племен» (параграф 77). Слова «огур» и «огуз» возможно, и служили для названия объединений «ок-ов». То есть, название «он-огур» -- союз десяти « ок»-ов, «отур-огур» -- союз тридцати «ок»-ов, «докуз-огуз» -- союз девяти «ок»-ов. Слова «огур» и «огуз» не являются этнонимами народов, в названия которых они входили как составная часть. Они есть не что иное, как названия структур- ных частей этих народов. 2. «Огур» и «огуз» одно и то же слово, причем «огур» является фонетическим вариантом слова «огуз». Звук « з » в конце слов языка азиатских тюрков у евро- пейских тюков перешел в « р ». Таким образом, слово «огуз» в произношении европейских тюрков (европейских гуннов) в 5-6 вв. стало звучать как «огур». 3. Эти явления прехода « з » в « р », известное в науке о языке как ротацизм, естественно. не ограничивается парой «огуз-огур». В языке некоторых тюркских народов Европы звук « з » в конце многих слов переходит в «р». Обратимся к чувашам. Предпологается, что этот тюркский народ проис- ходит от волжских болгар, которые, в свою очередь, являются потомками европейских гуннов. Именно, в языке чувашей в конце многих слов, где другие тюрки произносят « з », ставится « р ». Например, слова «кыз, докуз, отуз, буз, биз, сиз» в чувашском языке имеют фонетическую форму «хыр, секир, тухур, вутур, пур, пир, сир». 4. Дальные предки чувашей гунны произносили слово «огуз» как «огур», и это не что иное, как гуннский фонетический вариант. 5. Это подтверждается тем неоспоримым фактом., что оба слова выражали одно и то же значение союзов «ок-ов». 6. От какого тюркского слова происходит «огур» и «огуз»? Я считаю, что они являются формой множественного числа слова « ок ». Другими сло- вами, «огуз-огур» = «оклар». В древнетюркском языке слово « ок », кроме того, что оно означало вид оружия (стрелу), имело и значение «союз племен». Это четко подтверждается многими китайскими источниками. 7. В очень древний перод развития тюркского языка, кроме окончания .lar-ler, показателем множественного числа служило и окончание z . Когда-то тюрки говорили вместо iki-ler iki-z, вместо ben-ler bi-z (ben-z / ben-iz / biz), вместо sen-ler si-z (sen-z /sen-iz / si-z). Чуваши, говорящие на одном ответвлении древнетюркского диалекта, произносят « biz » (nous, ma) в форме « pir », a « siz » (vous, suma) в форме « sir ».. 8. Так как на древнетюркском « ок » означало «племенной союз» (tribus), то объединение таких союзов назвалось во множественном числе не «ок-lar», а « ок-z », аналогично тому как « iki-ler » произносилось как « ikiz ». Ввиду того, что в тюркском языке между двумя согласными, как правило, присуствует гласный, слово «ок-z » вначале произносилось в форме «ок-u-z », а в дальнейшем « к » преврaтилось в « g », и, таким образом, «okuz » транс- формировалось в «оguz». 9. В результате явления ротацизма « z » в конце слов, в том числе и в конце слова «oguz» перешло в « r », что характерно для некоторых тюркских языков. 10. Ни «огур», ни «огуз» не являются терминами, носящими этническую нагрузку. Это лишь термины, относящиеся к стрктурному делению этничес- кого образования, делению на «ок»-и. 11. Тюркская история не знает тюрков-огузов, в ней имели место только «огузы» тюрков. 12.. В Европе после распада великого Гуннского государства гунны образовали

множество объединений племенных союзов («огур»). Азиатские тюрки,

тюрки, объединив различные «ок»-и, составили крупные этно-политические

союзы: «токуз-огуз», «он-огуз», «уч-огуз», «алты-огуз».

13. Вслед за исламизацией Западного Туркестана название «он-огуз» стало

постепенно забыватся. Вместо него закрепилось название «огуз» и «гуз».

В настоящее время все ученые признают, что «гуз» это сокращенный

вариант слова «огуз».

14. Западноазиатские тюрки назывались «он-огузами» по причине того,

что они издавна составляли племенное объединение «он-ок». В дальнейшем,

после того как их стали именовать просто «огузами» и «гузами», арабские

и иранские географы посчитали это за этническое название (этноним).

15. Так наз.ываемые «огузы» потомки тюрков доисламского периода, состав-

лявших племенные объединения «он-ок » и «он-огуз », которые господствовали

в Западном Туркестане.

16. Не существовало тюркского народа, называюшегося «огузы» в этническом

смысле. Подобным же образом не было тюрков, выступавших под этнонимом

«гузы».

17. Упоминаюмые в произведениях арабских, иранских и турецких авторов ис-

ламского периода «огузы» или «гузы» это потомки тюрков Западной Азии,

ранее составляюших племенное объединение «он-огуз». Для того, чтобы

убедиться в этом, достаточно ознакомиться со сведениями, данными

в трудах Ауфи, Ибн-аль-Асира, Махмуда Кашгари и в произведении

«худуд-аль-алем» о «гузах» и «огузах».

18. Даже после того, как в исламский период «огуз» и «гуз» стали вос-

приниматься как этнонимы, тюрки полностью не забыли о связи меж-

ду словами «огуз» и «ок».

Во всех преданиях и легендах, посвященных «огузам», одним из

предметов рассказа является «ок » (стрела). Например, в героическом

повествовании об Огуз-хане, три его маленких сына приносят ему каж-

дыйпо одной найденной ими стреле. Огуз-хан радуется этому и, передавая их

обратно сыновьям, говорит: «oklar sizing olsun» (пусть стрелы будут вашими).

В дастане есть следующие слова: «Oguz han sevindi, (ogullarina) oklar sizing

olsun dedi» (Огуз-хан возрадовался и сказал: «Пусть стрелы будут вашими»).

Сразу после этих слов в дастане сообщается, что «затем Огуз-хан разделили

свою страну между сыновьями». Эти слова нужно понимать таким образом,

что Огуз-хан передал сыновьям бразды правления племенными союзами

(«ок»-ами). Когда ханы назначили предводителей племенных объединений

(«ок»-ов), то они в качестве символа власти получали из рук хана стрелу(ок).

Согласно сообщению «Джами-ат-таварих» Рашид-ад-Дина, народ «огузов»

состоял из двух частей, называющихся « Ich-ок » и « Buzuk » (буз-ок?).

Это еще одно свидетельство прямой связи между словаи «огуз » и «ок ».

19. Впервые свою мысль о том, что слова «огур» и «огуз» имели одинаковый

смысл, что «огуз» это не что иное, как вариант произношение слова «огур»,

и о том, что оба слова означало одно и то же, а именно «союз «ок»-ов

(confederation de tribus ), я высказал членам парижского «Азиатского общества»

( Societe Asiatique ) на его заседании 11 января 1924 г.. Это мое сообщение было

опубликовано в журнале « Journal Asiatique » в конце марта .

20. Основные положения моего сообщения в « Journal Asiatique » следующие:

а) слова «огур » и «огуз » в древнетюркском языке означали «племенные

объединения»; б) «огуз» является вариантом произношения слова «огур».

Мое утверждение об идентичности слов «огур» и «огуз» опиралось на два

основных аргумента: 1) одинаковые смысловое значение обоих слов;

2) явление ротацизма, т.е. переход « з » в « р » в некоторых тюркских языках.

Со дня публикации статьи в « Journal Asiatique » по настоящее время ни

одно из содержавшихся в ней положений не было опровергнуто кем-либо из

ченых. Более того, выдающийся тюрколог В. Томсен косвенно потвердил

их правильность.

По проишествии шести месяцев со времени публикации статьи в журнале,

он в своей статье, напечатанной в журнале. издавшемся «Германским Восточ-

ным обществом», и посвященным орхонским надписям, подтвердил мою

мысль о том, что слова «огур» и «огуз» употреблялись в одном и том же

значении, и поддержал мой языковой аргумент в пользу этой мысли ».

Ко всему вышеуказанному могу добавить что, мысли М. С. Арсала в новеших

исследованиях были продолжены. Например,тюркологи Ф.Джалалоглу, О. Н. Туна по

этому поводу установили, что ротацизм (р ~ з, з ~ p) характерен для многих тюркских

языков, независимо от их историко-географического положения. Так же, по ихнему

мнению, суффикс «-уз», «-ур» независимо от корня « ок » учавствовало в образовании

племенных наименований. Например, огузское племя «додур» (по версии, исходная форма

«татар») мог означать «четверные» (« дорд + лэр »). Так же, суффикс «-уз», «-ур» имели и

другие формы «-ар, ир, и .д.». Так же, этот суффикс как независмый корень множества сам

иногда выступал как, этноним ; «уз », «ур».

Р. S. Многие тюркологи и историки отмечали, что даже в современной этнографии

тюркских народов термин «огуз/огур/гуз/гур/уз/ур и т.д.» обозначает «росток/ответ-

вление/фамильная марка/ группировка/ объединение и т.д.». Исходя из этого возмож-

но предположить, что исторической правде соответствовало бы в исторической науке

и в тюркологии термин «древнетюркские-», « народы, языки» сменить на «огузские

языки, народы»?..

Р. S. И еще… Некто татарский (горжусь, соплеменник!) ученый господин А.Г. Мухама-

диев, еще в далеком 1996 году напечатал свое сочинение, о монетах гуннов и кёктюрок,

в подражание греко-согдийским тетрадрахмам.

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/33W...rPismrRu1-9.htm

Так вот, знаки на них им были прочтены на основе тюркской руники. Он даже сделал

открытие, к которому он не обратил должное внимания. Хотя, его открытие (он прочел

самоназвание гуннов: «кунук», «гунук»), косвено, подтверждал открытие Томсена еще

в 1924 г. (гуннская и поздние кектюркские империи созданы были из союза племен

«Огуз/Огур», т.е. на ДТ эти слова обозначали просто «племена»). Ну так вот, по

Рашидатдину Огуз/Огур состояли из 24 конфедераций, основным в которым был племя

«Гунук». А царственные фамилии Хазарии, также приаральского «Огуз-Джабгу», а после

и Сельджукидов, тоже себя именовали «Гунуками».И еще это этноним «гунук», ой как

напоминает «канг» (тюркское «канглы», китайское«канг-юй»).

С уважением, Oquzer…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

'oquzer' date='2.8.2008, 0:11' post='54535']

6. Народы, ставшие известными после распада Западного Гуннского

государства и составной частью названий которых было слово «огур»,

в этническом плане не имели различий. Они были частьями большого

этнического образования народа гуннов.

Все это были племена и народы огурской ветви тюркских племен и народов

или с внутренней точки зрения - болгарских племен и народов.

14. Народы, составной частью названий которых были слова «огур» или «огуз»,

были могущественны и сильны настолько, что могли воевать с современными

крупными государствами, Например, «кутур-огуры» были в состоянии вести

войны с Восточно-Римской империей, а «утур-огуры» обладали таким могущес-

твом, что даже византийский император Юстиниан был вынужден направлять

к ним послов и выплачивать дань, именовавщуюся официально дарственнными

подношениями.

Огузы тут не причем!

2. «Огур» и «огуз» одно и то же слово, причем «огур» является фонетическим вариантом слова «огуз».

Простите, уважаемый, но и вам приятно толковать на теме "Кто первый? - Курица или яйцо?"

Звук «з» в конце слов языка азиатских тюрков у европейских тюков перешел в «р».

Таким образом, слово «огуз» в произношении европейских тюрков (европейских гуннов) в 5-6 вв. стало звучать как «огур».

Процесс этот произошел еще до конца ІV тыс. до Н.Э. в области Саяно-Алтая,

а никак не исключено, что слово ОГУР было первичным.

3. Эти явления прехода « з » в « р », известное в науке о языке как ротацизм, естественно. не ограничивается парой «огуз-огур». В языке некоторых тюркских народов Европы звук « з » в конце многих слов переходит в «р».

Остается еще очень хорошо изучить и начат применять на практику фундаментальное положение регулярного фонетического соответствия результат действия фонетического закона и атипично-случайного фонетического явления, как, скажем, спорадически-изолированные случаи наличия звука Р вместо звука З в некоторых турецких слов!

Прошу прощения, что не удержался и позволил себе взять отношение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Академия Наук Республики Татарстан

Институт истории им. Ш. Марджани

Садри Максуди Арсал, Тюркская история и право. Казань, 2002

Монография рекомендована к печати ученым советом Института

истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан

Издание осуществлено по решению экспертного совета АН РТ при

финансовой поддержке фонда НИОКР РТ (грант № 01-19-142)

Честно говоря, уважаемый Окузер, не подобает одному казанскому татарину, в венах которого течет порядочная доля болгарской крови, умножать и распространять как истинны последней инстанции выдумки католических попов, в том числе и Йорданеса, для самых великих не только и единствено Тюркского, но и Всего Мира, на первом месте среди которых несомнено-бесспорно находится тюркско-болгарский хан Атила.

Они никогда не забудут и не простят то, что хан Атила не позволил ихним эпископам рыть могилы павших на поле брани тюрков, в основном болгары, и торговать найденными там золотыми предметами.

Они никогда не забудут и не простят как сам римский папа вышел из ворот, ползая на коленях в пыли, и обливая горкими слезами копыта коня хана Атилы, умолял хана что бы он пощадил Рим и Рим единствен, 21-ая крепость, на которую вышли болгары в этом походе, взятым не был!

Поскольку сам хан Атила из рода Дуло болгарского племени оногуров, а как раз именно для этого тюркско-болгарского племени характерен тураноидный расово-антропологический тип, тогда хан должно быть выглядел, примерно, в лицо и в броне на коне, дунай-болгарским ханом начало ІХ в. Омуртагом - http://bolgnames.com/text/Treasure.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:ost1: Уважаемый enhd !

Предлогаю Вам произведение Садри Максуди Арсала.

Обратите внимание на страницу 314, где анализируется

проблема этнотермина "огуз/огур". В предисловии книги

говориться, что вывод татарского ученого С.М. Арсала

в корне меняет целую сложивщуюся систему в тюркологии

Уважаемый Oguzer! А кто такой это Садри Максуди Арсал? (Сам я татарин казанский, т.е. болгар, и прекрасно знаком с трудами сего господина, стоящего в списке парижской масонской ложи Великого Востока, посему и выдворенного за пределы большевистской России).

Садри Максуди Арсал - не историк, а политик, дипломат. Окончил Сорбонну, но далеко не истфак. И его "перевернувшие" весь "мир" слова не перевернули совершенно ничего. И теории "Огуз"/"Тур", т.е. "бык" еще никто не отменял.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Остается еще очень хорошо изучить и начат применять на практику фундаментальное положение регулярного фонетического соответствия результат действия фонетического закона и атипично-случайного фонетического явления, как, скажем, спорадически-изолированные случаи наличия звука Р вместо звука З в некоторых турецких слов!

Вспомнилось татарское "житкерергэ" и "житкезергэ". Одно слово.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Oguzer! А кто такой это Садри Максуди Арсал? (Сам я татарин казанский, т.е. болгар, и прекрасно знаком с трудами сего господина, стоящего в списке парижской масонской ложи Великого Востока, посему и выдворенного за пределы большевистской России).

Садри Максуди Арсал - не историк, а политик, дипломат. Окончил Сорбонну, но далеко не истфак. И его "перевернувшие" весь "мир" слова не перевернули совершенно ничего. И теории "Огуз"/"Тур", т.е. "бык" еще никто не отменял.

:ost1: Уважаемый господин nailbolgari !

С Вашей точки зрения с С. М. Арсалом все понятна -- как говорили большевики, он был

"контра- недобитая". Да и при чем тут (в проблеме с огузом) масоны?!

Мне очень интересна узнать Вашу точку зрения о другой "контре" -- Вильгельме Томсене.

Ведь он тоже независимо от Арсала пришел к тем же выводам. Не так ли?

И еще, огуз-окюз-тур это теория, как и теории о хагане Огузе имя которого и стала

этнонимом, и теория о "гуз/гур" -- "организация" в ДТ и др. Но дело в том, что все эти теории,

в отличии от теории "Арсала -- Томсена" мало обоснованы логично...

С уважением, Oquzer...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как бы термины OĞUZ и ÖKÜZ фонетически не были похожи, происхождение у них не одинаковое. В первом случае корнем действительно является корень OĞ/OK - стрела, а во втором ÖK - Мать.

В данном случае очевидно что, термин ÖKÜZ имеет не персидское, а прототйуркское происхождение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

oguz дословно значит племена. вроде изначально уг-уз. потом изменилось. произошло переосмысление

Понятие племена это поздняя трактовка и связано с корнем ОК-стрела, ветвь, направление.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Proto-Turkic: *uk

Meaning: kin, tribe

Russian meaning: род, племя

Old Turkic: uq ˜ oq 'kin, tribe'

Karakhanid: uq ˜ oq (MK) 'share of inheritance'

Oyrat: uq

Chuvash: jъʷx

Tuva: uq

Kazakh: ŭq (dial.)

The OT words are sometimes erroneously united with *ok 'arrow'

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Proto-Turkic: *ok

Meaning: arrow

Russian meaning: стрела

Old Turkic: oq (Orkh., OUygh.)

Karakhanid: oq (MK, KB)

Turkish: ok

Tatar: uq

Middle Turkic: oq

Uzbek: ụq

Uighur: oq

Sary-Yughur: oq

Azerbaidzhan: oẋ

Turkmen: oq

Khakassian: ux

Shor: oq

Oyrat: oq

Chuvash: oɣъ

Yakut: ox

Tuva: o'q

Kirghiz: oq

Kazakh: oq

Noghai: oq

Bashkir: uq

Balkar: oq

Gagauz: oq

Karaim: oq

Karakalpak: oq

Kumyk: oq

Proto-Turkic: *ög (*ök)

Meaning: 1 mother 2 sister

Russian meaning: 1 мать 2 сестра

Old Turkic: ög (Orkh., OUygh.) 1

Turkish: öke, öge (dial.) 2

Middle Turkic: öke (R.) 2

Uighur: uka, hükä 2

Proto-Turkic: *öküŕ

Meaning: ox

Russian meaning: бык, вол

Old Turkic: öküz (OUygh.)

Karakhanid: öküz (MK)

Turkish: öküz

Tatar: ugĭz

Middle Turkic: öküz (Pav. C.)

Uzbek: họkiz

Uighur: öküz, höküz

Sary-Yughur: kus

Azerbaidzhan: öküz

Turkmen: ökiz, öküz

Chuvash: vъʷgъʷr

Yakut: oɣus

Dolgan: ogus

Kirghiz: ögüz

Kazakh: ögĭz

Noghai: ögiz

Bashkir: ugĭđ

Balkar: ögüz

Gagauz: jöküz

Karaim: oküz, ögüz

Karakalpak: ögiz

Kumyk: ögüz

Proto-Turkic: *ȫŕ

Meaning: inside, the essential part

Russian meaning: середина, внутренность, сущность

Old Turkic: öz (Orkh., OUygh.)

Karakhanid: öz (MK)

Turkish: öz

Tatar: üz

Middle Turkic: öz (Pav. C.)

Uzbek: ọz

Uighur: öz

Sary-Yughur: üz

Azerbaidzhan: öz

Turkmen: ȫz 'self'

Oyrat: üs

Halaj: ē^̣z

Chuvash: var

Yakut: üös

Dolgan: üös

Kirghiz: öz

Kazakh: öz

Noghai: öz

Bashkir: üđ

Gagauz: jöz

Karaim: öz

Karakalpak: öz

Kumyk: öz

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Proto-Turkic: *uk

Meaning: kin, tribe

Russian meaning: род, племя

Old Turkic: uq ˜ oq 'kin, tribe'

Karakhanid: uq ˜ oq (MK) 'share of inheritance'

Oyrat: uq

Chuvash: jъʷx

Tuva: uq

Kazakh: ŭq (dial.)

The OT words are sometimes erroneously united with *ok 'arrow'

:ost1: Конечно, господин Karakurt!

Против логики не попрещ! "Ёкуз" (бык, як) это не идет в сравнение, с семантикой "ок" - росток, ветьв, выводок/стрела/родня, сын, племя/организация, сообщество/ и т.д."

С уважением, Oquzer...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прототйуркские термины OK/OQ и ÖK/ÖQ, а также ON носили в себе целые пласты сакральных значений. Каждый из этих терминов изображался в виде тамги, которые имели схожие модификации и стилизованные видоизменения, которые остались в наскальных рисунках, а также сохранились в ковровом искустве тйурков. Семантика прототюркской тамги OK символизирует ЧЕЛОВЕКА и его СУЩЕСТВОВАНИЕ НА ЗЕМЛЕ. В этом смысле многие древние тюрки себя называли OK, то есть люди ЗЕМЛИ. Сама эта тамга в раскрытом виде - ОК АЧ (ХАЧ-КРЕСТ)отражает в себе целую космогоническую парадигму. В этом смысле OK-ЧЕЛОВЕК ПОДНЕБЕСНОЙ снисходит (ЙЕРлемек - приЗЕМЛЯТЬСЯ) от НЕБЕСНОГО ТАНРЫ на ЗЕМЛЮ, является (с осознаванием) СУЩЕСТВУЮЩИМ НА ЗЕМЛЕ (Я ЕСМЬ) и ВОЗНОСИТСЯ (УЧ) К ТАНРЫ (возвращение – АТылмаг, фырлАТылмаг, ИТилмек). Этот круговорот приземления, существования и вознесения у прототюрков был связан с древним культом огня. Термин ОД/ОТ (огонь) исходя к термину ОЗ (сущий-ÖZ) символизирует ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ, изначальную суть до приЗЕМЛЕНИЯ. В совокупности ОК ОЗ является ЧЕЛОВЕКОМ КОСМОСА и ЗЕМЛИ. Тамга УЧ/УЧУ олицетворяющая вознесение очень часто изображалась в форме вектора-наконечника стрелы а также в форме птицы напоминающий латинскую V. Сегодня впоследствии термин ОК УЧУ для современных тюрков забывших старые парадигмы имеет только лишь значения «наконечник стрелы». Интересно что, термин ОК УЧУ существовал также у этрусков и остался в латинском в форме CROCE-КРОЧЕ, что в английском сегодня звучит в форме CROSS.

Идийская «ваджра», которая является двусторонним раскрытием тамги УЧ изображается в форме двухсторонней тамги УЧ/УЧУ, когда буддийская ваджра в форме тамги OK, то есть четырехсторонней УЧ - в форме равностороннего креста. То есть сама тамга ОК является одноименно четырехсторонним УЧ/УЧУ и выражалась часто в форме ОК АЧ.

Глагол «ОКумаг» -«читать» на тюркском исходит к тамге ОК, что в первичной форме означала «читать надписи ОК ЧЕЛОВЕКОВ». Стоит добавить, что сам равносторонний крест даже в позднюю эпоху существовал в виде родовой тамги у таких огузских родов-УРУКов как DÜNDARLI, ÇAVDARLI, KARAHACILI, KARAKOYUNLU, YEŞİLYURT, KINIK, HAYTA.

Тамга ON символизировал человека КОСМОСА и изображался в виде круга-свода, купола, или в виде десяти фигур (точки, стрелы, перья и др.)

Тамга ÖK символизировал ВЕЛИКУЮ МАТЬ, олицетворением силы и энергии которой нередко выступал образ БЫКА - ÖKÜZ/BUĞA.

Таким образом анализ семантики прототйуркских тамг выводит этимологию таких терминов как Огуз-ОК ОЗ, Окюз-ÖK ÜZ, а также Кун/Хон-ОК ON. Отмечу также что, понятия "вознесение", "отталкивание", или "бросок" также изображались в виде тагм, первычные формы которых были в форме коня (АТылмаг, фырлАТылмаг) и собаки (ИТилмек). Но это уже другая тема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 сыновей Огуз хана от которого берут свое начало 24 Огуза

От первой жены:

1. Гюн-Хан

2. Ай-Хан,

3. Йулдуз-Хан

От этих происходят 12 ветвей Боз-Ок

От второй жены:

4. Гек-Хан,

5. Даг-Хан,

6. Дениз-хан.

От этих происходят 12 ветвей Уч-Ок

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По Рашидаддину

Племена БОЗ ОК

Трем старшим по возрасту братьям Огуз дал имя бозок. Иркыл Ходжа каждому из их сыновей дал свой лакаб и свое имя. И каждый, кто происходил из их племен, назывался по этому лакабу — по родовому имени 102.

ДЕТИ КЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА

1. Кайи, т. е. могущественный 103; [его рода] тамга: онгон — белый сокол 104, доля мяса — правая лопатка 105.

2. Байат, т. е. богатый, полный благодати 106; [его рода] тамга: онгон — белый сокол 107, доля мяса — правая лопатка 108.

3. Алкаравли 109, т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия 110; [его рода] тамга: онгон — белый 111 сокол , доля мяса — правая лопатка 112.

4. Кара-Ивли 113, т. е. по чернотропу прекрасно ездил 114; [его рода] тамга: онгон — белый сокол 115, доля мяса — правая лопатка 116. [65]

ДЕТИ ВТОРОГО СЫНА АЙ-ХАНА

1(5). Йазыр 117, т. е. люди многих стран будут на твоей стороне 118; [его рода] тамга: онгон — орел 119, доля мяса — передняя правая лопатка.

2(6). Догер (Дока) 120, т. е. ради общения 121; [его рода] тамга: онгон — орел 122, доля мяса — передняя правая лопатка.

3(7). Додурга 123, т. е. завоеватель страны и устанавливающий порядок 124; [его рода] тамга: онгон — орел 125, доля мяса — передняя правая лопатка.

4(8). Япарлы 126, т. е. великий. Его настоящее имя было Ягма 127.

Когда во время [одного] сожжения он допустил ошибку, [Огуз] был вынужден наказать его. Существовал суровый ветер, который дул со стороны Хитая (Китая). Этот ветер, который именовался Сам 128 Сюйрек , очень беспокоил [людей]. Ему (Ягме) сказали: «Ты садись на месте, откуда дует этот ветер, и перекрой его отдушину. Этим преследовалась цель его гибели и поэтому его и послали туда. [В настоящее время в этой стране туркменов из его рода нет. Они живут только в стране Хитаи] 129. [Его рода] тамга: онгон — орел 130, доля мяса — передняя правая лопатка.

ДЕТИ ТРЕТЬЕГО СЫНА ЮЛДУЗ-ХАНА

1(9). Авшар, т. е. проворный в деле и страстный охотник 131; [его рода] тамга: онгон — тавшанджил 132, доля мяса—правое бедро.

2(10). Кызык 133, т. е. сильный, знаток законов и битв 134; [его рода] тамга: онгон тавшанджил 135, доля мяса — правое бедро.

3(11). Бегдили, т. е. всегда дорог, как слово старших 136; [его рода] тамга: онгон— тавшанджил 137, доля мяса — правое бедро. [66]

4(12). Каркын, т. е. имеющий много пищи и утоляющий голод народа 138; [его рода] тамга: онгон — тавшанджил 139, доля мяса — правое бедро.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Племена УЧ ОК

Трех младших по возрасту братьев Огуз назначил в левое крыло (войск) и дал им имя учок. Иркыл Ходжа дал каждому из них свой лакаб в следующем порядке:

СЫНОВЬЯ ГЕК-ХАНА

1(13). Байандур 140, т. е. всегда живущий в полном 141 довольствии ; [его рода] тамга: онгон — кречет 142, доля мяса— левое бедро.

2(14). Беджене 143, т. е. проявляющий ревностное 144 старание ; [его рода] тамга: онгон — кречет 145 доля мяса—левое бедро.

3(15). Чавулдур 146, т. е. помогающий всякому в его деле, борющийся, беспокойный 147; [его рода] тамга: онгон — кречет 148, доля мяса—левое бедро.

4(16). Чепни 149, т. е. везде, где есть враг, немедленно вступающий в сраженье 150; [его рода] тамга: онгон — кречет 151, доля мяса — левое бедро.

СЫНОВЬЯ ТАК-ХАНА

1(17). Салур 152, т. е. куда бы ни пришел,везде сражаешься мечом и палицей 153; [его рода] тамга: онгон—... 154, доля мяса—голень задней левой ноги.

2(18). Эймур 155, т. е. имеет много воинов и богатый 156; [его рода] тамга: онгон—..... 157, доля мяса — голень задней левой ноги.

3(19). Алаюнтлу, т. е. всегда имеющий много прекрасных животных (коней) 158; [его рода] тамга: онгон —... 159, доля мяса — голень задней левой ноги.

4(20). Урегюр 160, т. е. его дела всегда на 161 высоте ; [его рода] тамга: онгон — .... 162, доля мяса — голень задней левой ноги.

СЫНОВЬЯ ТЕНГИЗ-ХАНА

1(21. Йигдыр 163, т. е. прекрасный и великий 164; [его рода] тамга: онгон — сокол 165, доля мяса — ляжка.

2(22). Бюгдюз 166, т. е. по отношению к другим кроткий и услужливый 167; [его рода] тамга: онгон —... 168, доля мяса — ляжка.

3(23). Йива 169, т. е. его названия (степени) всегда прекрасны и высоки 170; [его рода] тамга: онгон —... 171, доля мяса — ляжка.

4(24). Кынык 172, т. е. уважаемый везде, где бы не находился 173; [его рода] тамга: онгон —.... , 174, доля мяса — ляжка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во времена тюрксих каганатов административным термином "ок, окуз" разделял подчиненные тюрко-монгольские народы.

он окуз - 10-и административный

токуз окуз - 9-ти административный

секиз окуз - 8-и административный

Где находились эти территориальные или административные деления?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все красиво изложено но ненравится суффикс множественного числа "З " , нет такого суффикса!

Из это суффикс личного местоимения 1 го лица множественного числа, то есть

Эль - Элимиз: наш край!

Но не как не аналог Лар /Тар/Дар

Если Oğuz это Ox -uz то и значение МЫ стрелы!

Почему тогда они охЛар?

Кто говорит о ком-то в первом лице??

Товарищ Добрев, ваши выпады насчет кто раньше курица или яйцо ( огуз /огур) обсолютно не в попад, речь идет совсем не о том..

Я понимаю что каждый читает между строк только то что у него лично болит, но тем не мение, вы как человек науки должны понимать что приписание Атиллы к огурам это фольк!!

Кстати хотел вас попросить о материалах про Булгар (огуров) и есть ли в современном Болгарском огурские реликвенные слова? Эти 2 темы мне крайне интерестны если есть ссылки пожалуйста поделитись ( читаю на английском, немецком и русском)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее всего форма огур древнее формы огуз .Что могло обозначит слово огур?Возможно оно произошло от ак ар.Возможно ли происхождение этнонима таким образом в тюркских языках?Да,например:ак кипчак,ак гун;хаз ар, булг ар,ав ар,сув ар,тат ар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...