Перейти к содержанию
Гость sanj

Улус Джучи (Золотая орда)

Рекомендуемые сообщения

Уважаемый Rust,

Интересующие Вас события, насколько мне известно, изложены только у Махмуда ибн Вали. Эти сведения уникальны, т.к. тот регион Евразии находился в стороне от бурных политических событий и соответственно от внимания хронистов. Тем не менее у Сайф ад-Дина Ахсикенти (1 пол. 16 в.) есть некоторые моменты, в чем-то перекликающиеся с Махмудом б. Вали. Повествование у Ахсикенти очень путаное и сбивчивое (дается по изданию персидского текста: "Собрание историй". Маджму ат-таварих. Подгот. к изд. А.Т.Тагирджанов. Л., 1960).

С. 81. Правитель страны Джете Тимур-ходжа повел куда-то далеко на север войско, чтобы помочь Манасу против мангытов и калмаков. Это войско достигло Кулан Алмаса и вошло в город Манаса - Манасийе (некогда построенный для Манаса ханом Тохтамышем). Тем временем к Манасийе подошли враги - с одной стороны калмаки во главе с Джулаем, с другой - мангыты во главе с мирзами Ямгурчи, Кейкубадом и посаженным ими на трон ханом Фуладом, сыном Тимур-Малика.

С. 82. Узнав об этом Тохтамыш, живший в Шаше (Ташкенте), отправил на выручку Манасу и его союзникам туркестанское войско во главе с мирзой Кукри (или Кукра), сыном Кара-Ногая.

Далее на нескольких страницах (83-86) описываются сражения Манаса и Тимур-ходжи с мангытами, которые привлекли на свою сторону хана Сарай-Мамая, жившего на Яике, и Ширин Тикану (это известный по другим источникам глава правого крыла Улуса Джучи в нач. 15 в.).

В общем, прямо нигде не говорится о кыргызах и Иртыше. Единственные "маркеры" - это знаковый персонаж Манас и его город на севере от Туркестана и Джете. Кстати, этот город Манасийе Тохтамыш после своего перемирия с калмаками дает в удел Кара-ходже, сыну Тимур-ходжи, а Манаса вместе с его отцом, Якуб-беком, отправляет жить в прежнее владение Якуб-бека - Кара-Кишлак [не представляю, где это :unsure: ] (с. 87).

При этом Манас с Якуб-беком у Ахсикенти происходит из кипчаков "каракара". Не ясно, имя ли это родоначальника, название племени или местности. В паре с каракара несколько раз упоминаются кипчаки "олмас кулан", что мне кажется больше подходящим для географического названия. Наверное, и Каракара - тоже местность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Уважаемый Rust,

Интересующие Вас события, насколько мне известно, изложены только у Махмуда ибн Вали. Эти сведения уникальны, т.к. тот регион Евразии находился в стороне от бурных политических событий и соответственно от внимания хронистов. Тем не менее у Сайф ад-Дина Ахсикенти (1 пол. 16 в.) есть некоторые моменты, в чем-то перекликающиеся с Махмудом б. Вали. Повествование у Ахсикенти очень путаное и сбивчивое (дается по изданию персидского текста: "Собрание историй". Маджму ат-таварих. Подгот. к изд. А.Т.Тагирджанов. Л., 1960).

С. 81. Правитель страны Джете Тимур-ходжа повел куда-то далеко на север войско, чтобы помочь Манасу против мангытов и калмаков. Это войско достигло Кулан Алмаса и вошло в город Манаса - Манасийе (некогда построенный для Манаса ханом Тохтамышем). Тем временем к Манасийе подошли враги - с одной стороны калмаки во главе с Джулаем, с другой - мангыты во главе с мирзами Ямгурчи, Кейкубадом и посаженным ими на трон ханом Фуладом, сыном Тимур-Малика.

С. 82. Узнав об этом Тохтамыш, живший в Шаше (Ташкенте), отправил на выручку Манасу и его союзникам туркестанское войско во главе с мирзой Кукри (или Кукра), сыном Кара-Ногая.

Далее на нескольких страницах (83-86) описываются сражения Манаса и Тимур-ходжи с мангытами, которые привлекли на свою сторону хана Сарай-Мамая, жившего на Яике, и Ширин Тикану (это известный по другим источникам глава правого крыла Улуса Джучи в нач. 15 в.).

В общем, прямо нигде не говорится о кыргызах и Иртыше. Единственные "маркеры" - это знаковый персонаж Манас и его город на севере от Туркестана и Джете. Кстати, этот город Манасийе Тохтамыш после своего перемирия с калмаками дает в удел Кара-ходже, сыну Тимур-ходжи, а Манаса вместе с его отцом, Якуб-беком, отправляет жить в прежнее владение Якуб-бека - Кара-Кишлак [не представляю, где это :unsure: ] (с. 87).

При этом Манас с Якуб-беком у Ахсикенти происходит из кипчаков "каракара". Не ясно, имя ли это родоначальника, название племени или местности. В паре с каракара несколько раз упоминаются кипчаки "олмас кулан", что мне кажется больше подходящим для географического названия. Наверное, и Каракара - тоже местность.

Уважаемый Тетон,

спасибо за ответ. Я копировал эту книгу, однако кроме вступления Тагирджанова, там все на таджикском языке в арабской графике :(. Здесь в Томске я отдавал эту рукопись одному из местных имамов для перевода (он сам таджик), обещал перевести, но к сожалению все затянулось, а потом он потерял и саму копию. Больше я к нему не обращался, а ведь по сути нет нормального и полного перевода этой рукописи.

Данные, приводимые Ахсикенти в своем роде уникальны. Несмотря на то, что повествование весьма запутано и в одну кучу свалены многие исторические персонажи, плюс сказочные и мифологические сюжеты, тем не менее именно в "Маджмы ат-таварих" мы находим:

1. Самый ранний по времени текст (правда прозаический) эпоса "Манас".

2. Самый ранний список кыргызских племен, кстати практически один в один совпадающий с поздними генеалогическими списками.

3. Многие деятели Моголистана названы кыргызами, например известный могольский бек Инга-тюра, которого в кыргызских генеалогиях называют Баймурат-чериком. Интересно и то, что генеалогия могольских племен очень близка генеалогии кыргызов "правого крыла", по сути именно в их состав и влились сами моголы. Первопредком кыргыз-моголов является некая Наалы-эже, родная сестра двух основных прародителей этого крыла - Тагай-бия и Адыгэне.

Судя по всему, в первой половине 16 века кыргызы уже большими группами проникли в Ферганскую долину, иначе было бы сложно объяснить такую "осведомленность" о жизни кыргызов таджикских мулл из Ахсикента (впрочем они могли быть и тюрками, так как персидский язык был в то время основным "литературным" языком). Кстати, я встречал статью одного из кыргызских историков, утверждающего, что Ахсикенти были на самом деле кыргызами из Аксы (современный районный центр в Южном Кыргызстане, немного севернее исторического Ахсикента), в этом я сильно сомневаюсь.

По Ахсикенти, дружина Манаса состояла из "каркаринских кыпчаков", это наверное географический термин, встречающийся во многих местах и тесно связанный с кыргызами - горы Каркаралы (там живут некоторые казах-кыргызские роды, которые помнят Эр-Манаса и даже существуют некие каменные ясли, из которых по преданиям этих казахов кормился легендарный конь батыра - Как-Кула-ат (у кыргызов - Ак-кула). Они кстати пришли в Каркаралы из-за Иртыша. Есть река и долина Каркара в южном Казахстане (или северном Кыргызстане), где по эпосу Манас проводил свои пиры.

По "Маджму ат-таварих" дедом Манаса был некий Каркара. Кроме того мы имеем местность Кур-кара-усу рядом с городом Манас в Джунгарии (не тот ли это город, построенный Тохтамышем и где Манас никогда не жил?). Есть и большая кимакская область Каркар(а)хан, где "кимаки напоминают обычаями кыргызов" по "Худуд ал-Алем".

Манасу по Ахсикента помогают кыпчаки Ульмас Кулана, точнее это кыпчаки Джети-кашка, по имени семи сыновей Ак-Тимур-кыпчака. В "Маджму ат-таварих" в сюжете при своеобразном перечислении кыргызских родов, Ак-Тимур-кыпчак упоминается первым. У Валиханова встречается сюжет, где ногай Манас противопостовляется кыргызам, точнее легендарным Тагаю и Адыгэне.

Большое влияние на Ахсикенти оказало по всей видимости время Тимура. Отсюда и мангыты и Тохтамыш, и Инга-тюра воюющий с Тимуром.

Кстати встретил тут упоминание туркестанского шейха Нур ад-Дина, происходившего из кыпчаков, он назван родным сыном кыпчака Сары-Буги (Натанзи).

Нур ад-Дин. Согласно "Бабур-намэ" являлся "шейхом туркестанских кыпчаков", его дочь стала матерью могольского Юнус-хана, упоминается в связи с тем, что мать самого Бабура Кутлуг Нигор-ханум была дочерью Юнус-хана (чингизида, если считать Тоглук-Тимура потомком Чингиз-хана).

Тут уважаемый Канат Ускенбай сообщил мне интересную информацию.

По "Матла ас-са" дайн" Шейхур ад-Дин, правитель Туркестана и Мирза Мухаммед Джахангир (правитель Хисар-и Шадмана) в 1410-1411 году восстали против Улугбека, назначенного тогда правителем Мавераннахра и Туркестана. При этом Шейх Нур ад-Дин был по сути правителем значительной части Туркестана - например Чингиз-оглан, по Самарканди бывший правителем Ак-Орды, был наместником Нур ад-Дина в городах Сайраме и Янги (Таразе).

Кстати существует ли полный перевод "Маджму ат-Таварих" на русском языке, а то встречаются лишь отрывки из переводов Ромодина и Тагиржанова?

Чуть ниже дам отрывок из письма Каната Ускенбая.

Возможное развитие событий, происходивших на территории Восточного Дашт и Кыпчака в этот хронологический отрезок (второе десятилетие XV в.), в исследовательской литературе представляется несколько иначе. Со ссылкой на сведения Абд ар Раззака Самарканди Б. А. Ахмедовым было высказано мнение о том, «что в 812 г. х. (1409-1410 г.) в улусе узбеков владычествовал Чингиз-оглан, свергнутый в самом начале 819 г. х. (1416 г.) Джаббаром-берды, сыном Токтамыша» /53, 50; 52, 39, 120-121/. Эта трактовка событий с некоторыми дополнениями была впоследствии повторена К. А. Пищулиной /80, 133/.

В «Матла' ас-са' дайн…» имя Чингиз-оглана упоминается при освещении событий, связанных с восстанием Шейх Нур ад-Дина, правителя Туркестана и Мирза Мухаммед Джахангира, правителя Хисар-и Шадмана в 1410-1411 гг. против Улугбека, назначенного своим отцом, Шахрухом, правителем Мавераннахра и Туркестана. Чингиз-оглан, ранее являвшийся мулазимом Тимура, со своими конными отрядами принимал активное участие в военных действиях на стороне повстанцев. Его отряды в составе различных военных частей восставших безуспешно осаждали Самарканд, затем Термез. Разбитые подоспевшими войсками Шахруха союзники бежали в Сауран /53, 26-28/. Впоследствии Чингиз-оглан и его представители были посредниками в перемирии воюющих сторон /53, 28-29/. Согласно Самарканди, Чингиз-оглан был владетелем Сайрама и Янги (Тараза) /80, 133/, иными словами был не правителем, а наместником Шейх Нур ад-Дина, правителя Туркестана в этих городах. Надо полагать, он получил эти города в «кормление» за свою службу Шейх Нур ад-Дину.

Вызывает возражение и тот факт, что Чингиз-оглан был разбит сыном Токтамыша Джаббаром-Берды. Автор «Матла' ас-са' дайн…» сообщает: «из стороны Хорезма пришла весть (хабар), что Джаббар-Берды обратил в бегство (прогнал) Чингиз-оглана и завоевал Узбекский Улус» /131, 195/. Джаббарберды, обитавший большей частью в княжестве Литовском у Витовта, на левобережье Волги и тем более в Узбекском Улусе (а это степи к востоку от Яика) замечен не был.

Однако, повествуя о событиях в Хорезмской области, Самарканди называет Чингиз-оглана сподвижником Едиге /131, 195/. В этом случае, он как соратник мангытского бия, все же мог участвовать в золотоордынской междоусобице и биться с сыном Токтамыша. Но о присутствии в окружении Едиге Чингиз-оглана ничего не говорят другие источники. На эти противоречивые сведения было обращено внимание М. Г. Сафаргалиева, предложившего свое видение событий 1410 х годов.

По мнению М. Г. Сафаргалиева /10, 190-192/ Чингиз-оглан Абд ар Раззака Самарканди это Чекре других источников. О последнем известно то, что он был одним из ставленников Едиге и некоторое время (1414-1416 гг.) был ханом в Сарае /11, 525-527/. Согласно Натанзи этот «Чакире-оглан… долгое время проводил жизнь в орде Тимура, а после смерти его величества некоторое время под покровительством Шейх Нур ад Дина, сына Сары-Буги» /130, 134/. Когда Тимур в январе 1405 г. принимал в Отраре послов Токтамыша, этот «Чекре-оглан, из рода Джучи-хана» сидел по правую сторону правителя Мавераннахра /129, 189/. После смерти Тимура, он оказался при дворе Абу Бекра, сына Мираншаха и внука Тимура, владевшего Багдадом (умер в 1408/9 г.). Получив у этого Тимурида разрешение вернуться домой, он в 1405 г. отправился через Кавказ в Золотую Орду. Здесь он «в бедствии, без дома и крова» /130, 134/ провел почти девять лет в ожидании, когда Едиге исполнит свое обещание и поднимет его ханом. В 1414 г. Чекри «согласно обещанию Едигея» был возведен на престол, но уже через год, в 1416 г. он был низвергнут и убит Мухаммедом /172, 33-36/.

Подробности эти были сообщены Иоганном Шильтбергером, находившемся все это время в окружении Чекри в качестве его слуги. Будучи очевидцем и участником многих описываемых событий, он обязательно сказал бы о пребывании своего господина на Сырдарье и военных действиях, происходивших здесь. Ведь именно здесь примерно в эти годы (1408-1411 гг.) и был Чингиз. Отсутствие этих сведений в сочинении Шильтбергера, дает основание отказаться от предложенного отождествления Чингиза с Чекри.

Таким образом, учитывая выше изложенное необходимо, по всей видимости, исключить имя Чингиз-оглана из списка возможных правителей Ак-Орды – Узбекского Улуса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

существует ли полный перевод "Маджму ат-Таварих" на русском языке

нет

По "Маджму ат-таварих" дедом Манаса был некий Каркара.

Значит, это все-таки имя-антропоним? Как-то я пропустил, когда читал хронику, что у Манаса был такой дед.

То, что приводит К.Ускенбай из хроники Самарканди, показывает, насколько искажена у Ахсикенти реальная история. Самарканди был придворным историографом-профи, а Ахсикенти сидел в Фергане, вдалеке от главных книгохранилищ и интеллектуальных центров (Самарканд, Герат), и записывал устные предания о древних царях и богатырях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чингис хан умирает 18 августа 1227 г.Еще до смерти он делит Монголскую империю на 4 части- для каждого из его синов:Угедей, Чагатай, Толуй и Джучи. Так как Джучи умирает прежде Чингиса хана его пай получают его два сина - Бату и Орда.Отдельные ханы управляют обособленные части огромного государство и одновременно подчиняются Великому хану , каким первоночално считался Угедей.

Наследники Джучи получают северозападные области: Синея орда / Бату/ и Белая орда/Орда/.Позже они обединяются в Золотую орду

Подчиненные армии Бату под предводительством его военноначалника Субедей в 1236 году пересекают Волгу и подчиняют Волжскую Болгарию, потом Рязань /1237/ , Владимир/1238 / и Киев /1240/.После падения Киева монголы разделяются на три ветви:первая устанавливает контроль над Польшей после битвы с Генрихом Благочестивого/9 април 1241 г/;вторая армия пересекает Карпаты , а третея - реку Дунай. 11 апреля1241 г. Бату наносить поражение венгерскому королю Бела ІV/ возле Мохача/.Весной 1242 г .Бату контролирует Австрию и Далмацию когда до него доходить вест о смерти верховного хана Монголской империи Угедей хан. Как его наследник Бату возвращается в Среднею Азию , но верховном ханом так и не становится.В 1242 г он делает город Сарай на реки Волга/вблиз современного города Астрахань/ своей столицей и таким образом ставить начало Золотой орды. / Позже хан Берке /1257 -1266/ перемещает границу близ современного города Волгоград/

Бату умирает 1255 году.

Основная маса номадского населения Золотой орды составляют куманы, другая часть - волжские болгары , мордва , марийцы, хорезмийцы.В 1312 г . госусарство принимает ислям.

После Батый ханами становятся:

Сартак 1256-1257

Улагчи1257

Берке 1257-1266

Ногай 1261-1299 - Беклярибек, т.е. не потомка Чингиса, не "чингизид"

Менгу Тимур 1266-1282

Туда Менгу 1282-1287

Тула Буга 1287-1291

Гийас уд-Дин Тохта 1291-1312

Гийас уд- Дин Мухаммад Узбек 1312-1342

Тинибек 1342

Гийас уд - Дин Махмуд Джанибек1342-1357

Мухаммад ад Бирдибек 1357-1359

Кулпа 1359

Мухаммад Наурузбек 1359-1361

Кильди бек 1360-1362

Хазыр 1360

Мюрид 1360-1363

Орду Мелик 1361

Тимур Ходжа 1361

Азис шейх 1364-1367

Алибек 1374-1375

Гийас уд- Дин Каганбек 1375

Арабшах 1374-1378

Мамай 1361-1380-бекярибек

Абд Уллах 1361-1370

Гийас ад - Дуния уя-д - Дин Мухаммад Булак 1370-1377

Тулак 1377-1380

Тохтамыш 1375-1378 ; 1380-1395

Идигу 1376-1389 ; 1391- 1409 - беклярибек

Тимур Кутлуг 1395-1399

Гийас уд - Дин Шадибек 1399-1407

Пулад 1409-1411

Тимур 1411-142

Джалал уд Дин 1412-1413

Карим Бирди 1413-114

Джаббар Гирей Бирди 1414-1418

Кадыр Бирди 1418-1421

Улу Мухаммад 1419-1420 ; 1421 - 1423 ; 1426-1437

Гийас уд - Дин Даулат Бирди 1420 -1421

Гийас уд-Дин 1421- 1423

Барак 1423-1426

Кючюк Мухаммад 1428-1459

Махмуд 1459-1465

Ахмад 1465-1481

Муртаза 1481-1485 ; 1487-1491

Сайид Ахмад 1485-1487

Шейх Ахмад 1491-1502

Хаджи Мухаммад 1514-1516

С уважением!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

меня интересуют генеалогии например

Тулуг-бек (тулун-бек)

Абдаллах

Мухаммед Булюк

Орда Мелик

желательно сос сылками.

P.S. Ногай - чингизид

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://tochka.gerodot.ru/rus-orda/glava04.htm

http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=442

http://tochka.gerodot.ru/rus-orda/

http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=503&...asc&start=0

http://gerodot.ru/viewtopic.php?t=781&...asc&start=0

Надеюсь это в какой то степени поможет, постараюсь найти что то получше .С уважением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здраствуйте! подскажите, пожалуйста, имел ли место в истории такой случай: во времена Чингизхана был некий полководец по имени Дамир-малик. Чингизхан якобы разгромил его войска взял себе его сестру, дабы не было позора он свою сестру убивает, на ее место идет другая. это нам историк рассказывал, но нам хочется знать, неужели этот случай имел место? подскажите. с уважением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное этот историк припомнил историю с меркитами. Чингисхан взял в жену

дочь меркитского вождя Дайр-Усуна знаменитую Кулан-хатун, а жену его Туракину

отдал своему сыну Угодою. Потом погромил этих меркитов, казнил Усуна.

В то же время он казнил и свою дочь, вышедшего замуж за сына Тохтоо Чилауна,

а также вроде у него был дочь, вышедшая за Тохтоо и родившая таких непослушных

внуков. Глубоко родственные связи, меркитский Иван Грозный можно сказать...

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо Вам. Но все-таки странно, почему он говорил именно о Дамир-малике?... скажите, то, о чем Вы мне рассказали где нибудь можно прочитать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Российская история основана на многих мифах. Одним из таких мифов является, например, миф о “победе” на Куликовом поле в 1380 г., якобы положившей конец татаро-монгольскому игу.

В действительности же православный темник Мамай был всего лишь мятежником в Золотой Орде, и Москва, как часть Орды, по сути, подавляла мятеж. Великий хан поздравил своего вассала, московского князя, с "победой" над общим врагом, в результате которой 90% московского войска погибло. Тем не менее ввиду продолжающихся междусобиц в Орде через два года Москва татарами была дотла сожжена. Дань Великому Хану платилась еще три столетия, за которые московская знать окончательно слилась с татарской, а столица Золотой Орды переместилась в Москву, унаследовавшую все золотоордынские порядки и традиции по сегодняшний день. Некоторые российские историки называют Куликовскую битву битвой крещеных татар с некрещеными.

---

http://www.rusk.ru/st.php?idar=104485

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Источник - http://www.bibliotekar.ru/rus/65.htm

Летописная повесть о Куликовской битве

Пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими, и со всеми прочими князьями ордынскими, и со всеми силами татарскими и половецкими, наняв еще к тому же войска бесермен, армен, фрягов, черкасов, и ясов, и буртасов. Также собрался с Мамаем, единомыслен с ним и единодушен, и литовский князь Ягайло Ольгердович со всеми силами литовскими и польскими, и с ними же заодно Олег Иванович, князь рязанский. Со всеми этими сообщниками пошел Мамай на великого князя Дмитрия Ивановича и на брата его князя Владимира Андреевича. Но человеколюбивый бог хотел спасти и освободить род христианский молитвами пречистой его матери от порабощения измаилтянского, от поганого Мамая, и от сборища нечестивого Ягайла, и от велеречивого и ничтожного Олега Рязанского, не соблюдшего своей веры христианской. И станет ему, исчадию ада и ехидне, день великий господен кончиной!

Окаянный же Мамай возгордился, возомнив себя царем, начал злой заговор плести, созывать своих поганых темников-князей и сказал им: «Пойдем на русского князя и на всю землю Русскую, как было при Батые. Христианство погубим, а церкви божий сожжем, и кровь христианскую прольем, а законы их изничтожим». И это потому, что нечестивый люто гневался из-за своих друзей и любимцев, из-за князей, убитых на реке Воже. И начал неистово и поспешно силы свои собирать, в ярости подвигнувшись и в силе великой, желая пленить христиан. И тогда двинулись все племена татарские.

И начал Мамай посылать в Литву, к нечестивому Ягайлу, и к хитрому сотонщику, сообщнику дьявола, отлученному от сына божия, помраченному тьмою греховной и не хотящему уразуметь — Олегу Рязанскому, помощнику бесерменскому, лживому сыну, как сказал Христос: «От нас вышли и на нас поднялись». И заключил старый злодей Мамай бесчестное соглашение с поганой Литвой и душегубцем Олегом: собраться им у Оки-реки в Семенов день на благоверного князя.

А душегубец Олег начал зло к злу прилагать: послал к Мамаю и к Ягайлу своего боярина-единомышленника, антихристова предтечю, именем Епифана Кореева, веля им прийти в указанный день, и тот же уговор подтвердил — собраться у Оки с трехголовыми зверьми - сыроядцами и кровь пролить. О, враг и изменник Олег, лихоимства являешь примеры, а не ведаешь, что меч божий угрожает тебе, ибо пророк сказал: «Оружие обнажили грешники и натянули лук, чтоб убивать во мраке праведников. И оружие их вонзится в сердца их, и луки их сокрушатся».

И когда наступил август, пришли из Орды вести к христолюбивому князю, что поднимается на христиан измаилтянский род. Олег же, отступивший уже от бога, так как злой сговор учинил с погаными, послал к князю Дмитрию с лживой вестью: «Мамай идет со всем своим царством в мою землю Рязанскую на меня и на тебя, а знай и то, что идет на тебя и литовский Ягайло со всеми силами своими».

Князь же Дмитрий, услышав, что настало недоброе время, что идут на него все царства, творящие беззаконие, и, промолвив: «Еще в наших руках сила», — пошел к соборной церкви матери божьей Богородицы и, обливаясь слезами, произнес: «Господи, ты всемогущий, всесильный и твердый в бранях, поистине ты царь славы, сотворивший небо и землю, — помилуй нас молитвами пресвятой матери, не оставь нас, когда отчаиваемся! Ты ведь бог наш, и мы — люди твои, протяни руку свою свыше и помилуй нас, посрами врагов наших и оружие их притупи! Могуч ты, господи, и кто воспротивится тебе! Вспомни, господи, о милости своей, которую искони оказываешь роду христианскому! О, многоименитая дева, госпожа, царица чинов небесных, вечная владычица всей вселенной и всей жизни человеческой кормительница! Вознеси, госпожа, руки свои пречистые, в которых носила бога воплощенного! Не презри нас, христиан, избавь от сыроядцев и помилуй меня!»

И, встав с молитвы, вышел из церкви, и послал за братом своим Владимиром, и за всеми князьями русскими, и за великими воеводами. И обратился к брату своему Владимиру и ко всем князьям и воеводам: «Пойдем против окаянного, и безбожного, и нечестивого, и темного сыроядца Мамая за правоверную веру христианскую, за святые церкви, и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан, живых и усопших. И возьмем с собою скипетр царя небесного — неодолимую победу, и восприимем Авраамову доблесть». И, воззвав к богу, сказал: «Господи, прислушайся к мольбе моей, боже, на помощь мне поспеши! Пусть устыдятся враги, и посрамлены будут, и узнают, что имя твое — господь, что ты — один всевышний во всей земле!»

И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русской — князей русских, как при этом князе. А всех сил и всех ратей числом в полтораста тысяч или двести. К тому же еще подоспели в тот ратный час издалека великие князья Ольгердовичи поклониться и послужить: князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его — князь Дмитрий Брянский со всеми своими мужами.

В то время Мамай встал за Доном, со всем своим царством, бушуя, и кичась, и гневаясь, и стоял три недели. Пришла к князю Дмитрию еще одна весть: сказали ему, что Мамаево войско за Доном собралось и в поле стоит, поджидая на помощь Ягайла с литовцами, чтобы, когда соединятся, одержать сообща победу. И послал Мамай к князю Дмитрию дани просить не по своему договору, а как было при царе Джанибеке. Христолюбивый же князь, не желая кровопролития,

хотел ему выплатить дань посильную для христиан и по своему договору, как было установлено с ним. Тот же не захотел и высокомерничал, ожидая своего нечестивого сообщника литовского.

Олег же, отступник наш, присоединившись к зловерному и поганому Мамаю и к нечестивому Ягайлу, стал дань ему платить и войско свое к нему посылать на князя Дмитрия. Князь же Дмитрий узнал о хитрости коварного Олега, кровопийцы христианского, нового Иуды-предателя, неистовствующего на своего повелителя. И, тяжко вздохнув, князь Дмитрий произнес из глубины сердца своего: «Господи, заговор неправедных сокруши и развязавших войну погуби, не я начал кровь христианскую проливать, но он, Святополк новый! Воздай же ему, господи, семьюжды семь раз, ибо во тьме ходит и забыл благодать твою! Поострю, как молнию, меч мой, и прииму суд в руки свои, воздам месть врагам и ненавидящим меня воздам, и напою стрелы мои кровью их, чтобы не говорили неверные: «Кто бог их?» Отврати, господи, лицо свое от них и покажи им, господи, все зло их напоследок, ибо род их развращен и нет веры у них в тебя, господи! И излей на них гнев твой, господи, на народы, не ведающие тебя, господи, и имени твоего святого не призывающие! Какой бог более велик, чем бог наш! Ты один бог, творящий чудеса!»

И, помолившись, пошел к Пречистой и к епископу Герасиму и сказал ему: «Благослови меня, отче, пойти на этого окаянного сыроядца Мамая, и нечестивого Ягайла, и изменника нашего Олега, отступившего от света в тьму». И епископ Герасим благословил князя и воинов его всех пойти на нечестивых агарян.

И вышел из Коломны в великом множестве против безбожных татар месяца августа двадцатого дня, уповая на милосердие божие и на пречистую его матерь богородицу, на приснодеву Марию, призывая на помощь святой крест. И, пройдя свою отчину и великое свое княжение, встал у Оки в устье Лопасни, перехватывая вести от поганых. Сюда же приехал Владимир, брат его, и великий его воевода Тимофей Васильевич, и все остальное войско, которое оставалось в Москве. И начали переправляться через Оку за неделю до Семенова дня, в день воскресный. И, переехав за реку, вступили в землю Рязанскую. А сам князь в понедельник переехал реку вброд со своим двором. В Москве же оставил он воевод своих у великой княгини Евдокии и у своих сыновей, у Василия, у Юрия и у Ивана — Федора Андреевича.

И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошел князь великий за Оку, то настала в Москве и во всех его пределах печаль великая, и поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий. И слышно было рыдание безысходное, — словно Рахиль, которая, оплакивая детей своих с великими слезами и с воздыханием, не могла утешиться,— ибо пошли с великим князем на острые копья за всю землю Русскую! Да и кто не заплачет, видя, как рыдают и горько плачут жены эти, каждая ведь из них причитала: «Горе мне! Бедные наши чада, лучше для нас было бы, если бы вы не родились, тогда бы эту злострастную и горькую печаль о вашем убиении не испытали бы! Отчего же повинны мы в гибели вашей!»

Князь же великий подошел к реке Дону за два дня до Рождества святой богородицы. И тогда пришла грамота с благословением от преподобного игумена Сергия, от святого старца; в ней же писано благословение его — чтоб бился с татарами: «Чтобы ты, господин, так и пошел, а поможет тебе бог и святая богородица». Князь же сказал: «Эти на колесницах, а эти на конях. Мы же к господу богу обратимся с молитвой: «Победу даруй мне, господи, над супостатами, и помоги нам оружием крестным, низложи врагов наших; на тебя уповая, побеждаем, молясь прилежно пречистой твоей матери». И, сказав так, начал полки строить, и облек их в одежды местные. Подобно великим ратникам и воеводы вооружили свои полки, и пришли к Дону, и стали тут, и долго совещались. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон». А другие возражали: «Не ходи, так как слишком умножились враги наши, не только татары, но и литовцы, и рязанцы».

Мамай же, услышав о приходе князя к Дону и убитых своих воинов увидев, рассвирепел, и помутился ум его, и распалился он лютой яростью, и раздулся, словно аспид некий, гневом дышащий, и сказал: «Подвигнемся, силы мои темные, и властители, и князья! Пойдем, встанем у Дона против князя Дмитрия, пока не прибудет к нам союзник наш Ягайло со своими силами».

Князь же, слышав похвальбу Мамая, сказал: «Господи, не велел ты в чужой предел вступать, я же, господи, не вступил. Этот же, господи, окаянный Мамай, пришедший, как змей к гнезду, нечистый сыроядец, на христианство дерзнул, и кровь мою хочет пролить, и всю землю осквернить, и святые церкви божии разорить». И сказал: «Что есть великая ярость Мамаева? Словно некая ехидна, прыская, явилась из некой пустыни и пожрать нас хочет! Не предай же меня, господи, сыроядцу этому Мамаю, покажи мне величие своего божества, владыка! Где же сонм ангельский, где херувимское предстояние, где серафимов шестокрылых служение? Перед тобой трепещет вся тварь, тебе поклоняются небесные силы! Ты солнце и луну сотворил и землю украсил всеми красотами! Яви, боже, величие свое и ныне; господи, перемени печаль мою на радость! Помилуй меня, как помиловал слугу своего Моисея, в горести душевной возопившего к тебе, и огненному столпу повелел ты идти перед ним, и морские глубины в сушу превратил, как владыка и господь, ты страшное возмущение на тишину обратил».

И, все это сказав, обратился к брату своему и ко всем князьям и воеводам великим: «Пришло, братья, время брани нашей и настал праздник царицы Марии, матери божьей богородицы и всех небесных чинов, госпожи всей вселенной, и святого ее Рождества. Если останемся живы — ради господа, если умрем за мир сей — ради господа!» И приказал мосты мостить на Дону и броды разыскивать в ту ночь, в канун праздника пречистой божьей матери.

Наутро же в субботу рано, месяца сентября в восьмой день, в самый праздник богородицы, во время восхода солнца, была тьма великая по всей земле, и туманно было то утро до третьего часа. И велел господь тьме отступить, а свету пришествие даровал. Князь великий собрал полки свои великие, и все его князья русские свои полки приготовили, и великие его воеводы облачились в одежды местные. И врата смертные растворились, страх великий и ужас охватил собранных издалека, с востока и запада, людей. Пошли за Дон, в дальние края земли, и скоро перешли Дон в гневе и ярости, и так стремительно, что основание земное содрогнулось от великой силы. Князя, перешедшего за Дон в поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, вел один господь бог, и не отвернулся бог от него. О, крепкое и твердое дерзновение мужества! О, как не устрашился, не смутился духом, увидя такое множество воинов! Ведь на него поднялись три земли, три рати: первая — татарская, вторая — литовская, третья — рязанская. Однако же он всех их не убоялся, не устрашился, но, верою в бога вооружившись, силою святого креста укрепившись и молитвами святой богородицы оградившись, богу помолился, говоря: «Помоги мне, господи, боже мой, спаси меня милостью своею, видишь, как умножилось число врагов моих. Господи, за что умножились досаждающие мне? Многие поднялись на меня, многие борются со мной, многие преследуют меня, мучают меня, все народы обступили меня, но именем господним я противился им».

И в шестой час дня появились поганые измаилтяне в поле, — а было поле открытое и обширное. И тут выстроились татарские полки против христиан, и встретились полки. И, увидев друг друга, двинулись великие силы, и земля гудела, горы и холмы сотрясались от бесчисленного множества воинов. И обнажили оружие — обоюдоострое в руках их. И орлы слетались, как и писано — «где будут трупы, там соберутся и орлы». В урочный час сперва начали съезжаться сторожевые полки русские с татарскими. Сам же князь великий напал первым в сторожевых полках на поганого царя Теляка, называемого воплощенным дьяволом Мамая. Однако вскоре после того отъехал князь в великий полк. И вот двинулась великая рать Мамаева, все силы татарские. А с нашей стороны — князь великий Дмитрий Иванович со всеми князьями русскими, изготовив полки, пошел против поганых половцев со всею ратью своею. И, воззрев на небо с мольбою и преисполнившись скорби, сказал словами псалма: «Братья, бог нам прибежище и сила». И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять — такое было множество воинов. И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон. И много руси было побито татарами, и татар — русью. И падал труп на труп, падало тела татарское на тело христианское; то там, то здесь можно было видеть, как русин за татарином гнался, а татарин преследовал русина. Сошлись вместе и перемешались, ибо каждый хотел своего противника победить. И сказал сам себе Мамай: «Волосы наши повыдраны, очи наши не успевают горячих слез источить, языки наши коснеют, и моя гортань пересыхает, и сердце останавливается, чресла меня не держат, колени слабеют, а руки мои цепенеют».

Что нам сказать или о чем говорить, видя злострастную смерть! Одни мечами перерублены, другие сулицами проколоты, иные же на копья подняты! И отчаяние охватило тех москвичей, которые не бывали на ратях. Видя все это, испугались они, и, простившись с жизнью, обратились в бегство и побежали, а не вспомнили, как говорили мученики друг другу: «Братья,

потерпим немного, зима люта, но рай сладок; и страшен меч, но славен венец». А некоторые сыны агарянские обратились в бегство от кликов громких, видя жестокую смерть.

И после этого в девять часов дня воззрел господь милостивыми очами на всех князей русских и на мужественных воевод, и на всех христиан, дерзнувших встать за христианство и не устрашившихся, как и подобает славным воинам. Видели благочестивые в девятом часу, как ангелы, сражаясь, помогали

христианам, и святых мучеников полк, и воина Георгия, и славного Дмитрия, и великих князей тезоименитых — Бориса и Глеба. Среди них был и воевода совершенного полка небесных воинов — архистратиг Михаил. Двое воевод видели полки поганых, и трисолнечный полк, и огненные стрелы, летящие на них; безбожные же татары падали, объятые страхом божьим и от оружия христианского. И воздвиг бог десницу нашего князя на одоление иноплеменников. А Мамай, в страхе затрепетав и громко восстенав, воскликнул: «Велик бог христианский и велика сила его! Братья измаилтяне, беззаконные агаряне, бегите не готовыми дорогами!» И сам, повернув назад, быстро побежал к себе в Орду. И, услышав об этом, темные его князья и властители тоже побежали. Видя это, и прочие иноплеменники, гонимые гневом божьим и одержимые страхом, от мала до велика, обратились в бегство. Христиане же, увидев, что татары с Мамаем побежали, погнались за ними, избивая и рубя поганых без милости, ибо бог невидимою силою устрашил полки татарские, и, побежденные, обратились они в бегство. И в погоне этой одни татары пали под оружием христиан, а другие в реке утонули. И гнали их до реки до Мечи, и там бесчисленное множество бегущих побили. Князья же гнали полки содомлян, избивая, до стана их, и захватили большое богатство, и все имущество их, и все стада содомские.

Тогда же на том побоище были убиты в схватке: князь Федор Романович Белозерский и сын его Иван, князь Федор Тарусский, брат его Мстислав, князь Дмитрий Монастырев, Семен Михайлович, Микула Васильев, сын тысяцкого, Михаило Иванов Акинфович, Иван Александрович, Андрей Серкизов, Тимофей Васильевич Акатьевич, именуемый Волуй, Михаило Бренков, Лев Морозов, Семен Меликов, Дмитрий Мининич, Александр Пересвет, бывший прежде боярином брянским, и иные многие, имена которых не записаны в книгах сих. Здесь же названы только князья и воеводы, и знатных и старейших бояр имена, а прочих бояр и слуг опустил я имена и не написал из-за множества имен, так как число их слишком велико для меня, ибо многие в той битве убиты были.

У самого же великого князя все доспехи были помяты, пробиты, но на теле его не было ран, а сражался он с татарами лицом к лицу, находясь впереди всех в первой схватке. Многие князья и воеводы не раз говорили ему: «Князь господин, не стремись впереди сражаться, но позади будь или на крыле, или где-либо в стороннем месте». Он же отвечал им: «Да как же я скажу — братья мои, подвигнемся все вместе до единого, а сам свое лицо скрою и стану прятаться позади? Не могу так поступить, но хочу как словом, так и делом первым быть и на виду у всех главу свою сложить за свою братию и за всех христиан. Пусть и другие, это видя, будут отчаянны в своей дерзости». И как сказал, так и сделал, сражаясь тогда с татарами впереди всех. И сколько раз справа и слева от него его воинов избивали, а самого обступали, подобно воде, со всех сторон! И много ударов нанесли ему по голове, и по плечам его, и по утробе его, но бог защитил его в день брани щитом истины и оружием благоволения осенил главу его, десницею своей защитил его и рукою крепкою и мышцею высокою спас его бог, давший крепость ему. И так, оказавшись среди многих врагов, он остался невредимым. «Не на лук мой уповаю, и оружие мое не спасет меня», — как сказал пророк Давид. — «Вышнего сделал прибежищем твоим, и не придет к тебе зло, и раны не будет на теле твоем, ибо заповедует своим ангелам хранить тебя на всем пути твоем и не устрашишься стрелы, летящей во дне».

Это из-за наших грехов приходят войной на нас иноплеменники, чтобы мы отступились от своих прегрешений: от братоненавистничества, и от сребролюбия, и от неправедного суда, и от насилия. Но милосерден бог-человеколюбец, не до конца гневается на нас, не вечно памятует зло.

А отсюда, от страны Литовской, Ягайло, князь литовский, пришел со всеми силами литовскими Мамаю в подмогу, татарам поганым на помощь, а христианам на горе. Но и от тех бог избавил, ибо не поспели немного к сроку, на один день или меньше. Но едва услышал Ягайло Ольгердович и все воины его, что у князя великого с Мамаем бой был и князь великий одолел, а Мамай побежал, — и тогда без всякого промедления литовцы с Ягайлом поспешно повернули назад, не будучи никем гонимы. Не видели они тогда ни князя великого, ни рати его, ни оружия его, одного имени его литовцы боялись и трепетали; а не то что в нынешнее время — литовцы над нами издеваются и надругательства творят. Но мы этот разговор отложим и к прежнему рассказу возвратимся.

Князь же Дмитрий с братом своим Владимиром, и с князьями русскими, и с воеводами, и с прочими боярами, и со всеми оставшимися воинами, став в ту ночь на обедищах поганых, на костях татарских, утер пот свой и, отдохнув от трудов своих, великое благодарение вознес богу, даровавшему такую победу над погаными, избавляющему раба своего от оружия лютого: «Вспомнил ты, господи, о милости своей, избавил нас, господи, от сыроядцев этих, от поганого Мамая и от нечестивых измаилтян, и от беззаконных агарян, воздавая честь, как сын, своей матери. Придал нам стремление страстное, как придал слуге своему Моисею, и древнему Давиду, и новому Константину, и Ярославу, сроднику великих князей, на окаянного и на проклятого братоубийцу, безглавого зверя Святополка. И ты, богородица, помиловала милостью своею нас, грешных рабов своих, и весь род христианский, умолила вечного сына своего». И многие князья русские и воеводы достохвальными похвалами прославили пречистую матерь божию богородицу. И еще христолюбивый князь похвалил дружину свою, которая крепко билась с иноплеменниками, и стойко оборонялась, и доблестно мужествовала, и дерзнула по воле божьей встать за веру христианскую.

И возвратился князь великий оттуда в богохранимый град Москву, в свою отчину с победой великой, одолев противников, победив врагов своих. И многие воины его возрадовались, захватив добычу большую: пригнали с собой стада коней, и верблюдов, и волов, которым нет числа, и доспехи захватили, и одежды, и все добро их.

Поведали князю великому, что князь Олег Рязанский посылал Мамаю на помощь свои силы, а сам на реках мосты разломал. А кто с Донского побоища поехал восвояси через его отчину, Рязанскую землю, бояре или слуги, то тех приказал он хватать и грабить и обобранными отпускать. Князь же Дмитрий за это хотел на Олега послать рать. И вот неожиданно приехали к нему бояре рязанские и поведали, что князь Олег оставил свою землю и сам побежал и с княгиней,

и с детьми, и с боярами. И упрашивали великого князя о том, чтобы на них рати не посылал, и сами били ему челом, и соглашались быть у него в подчинении. Князь же внял им, и принял их челобитье, рати на них не послал, а на Рязанском княжении посадил своих наместников.

Тогда же Мамай с немногими убежал и пришел в свою землю с небольшой дружиной. И, видя, что он разбит, и обращен в бегство, и посрамлен, и поруган, снова распалился гневом и собрал оставшиеся свои силы, чтобы опять напасть на Русь. Когда он так порешил, пришла к нему весть, что идет на него с востока некий царь Тохтамыш из Синей Орды. Мамай же, подготовивший войско против нас, с тем войском готовым и пошел на него. И встретились на Калках, и была у ник битва. И царь Тохтамыш одолел Мамая и прогнал его. Мамаевы же князья, сойдя с коней своих, били челом царю Тохтамышу, и принесли присягу ему по своей вере, и стали на его сторону, а Мамая оставили посрамленным; Мамай же, увидев это, поспешно бежал со своими единомышленниками. Царь же Тохтамыш послал за ним в погоню воинов своих. А Мамай, гонимый ими и спасаясь от Тохтамышевых преследователей, прибежал в окрестности города Кафы. И вступил он в переговоры с кафинцами, уговариваясь с ними о своей безопасности, чтобы приняли его под защиту, пока он не избавится от всех преследователей своих. И разрешили ему. И пришел Мамай в Кафу со множеством имения, золота и серебра. Кафинцы же, посовещавшись, решили обмануть Мамая, и тут он был ими убит. И так настал конец Мамаю.

А сам царь Тохтамыш пошел и завладел Ордой Мамаевой, и захватил жен его, и казну его, и улус весь, и богатство Мамаево раздал дружине своей. И оттуда послов своих отправил к князю Дмитрию и ко всем князьям русским, извещая о своем приходе и о том, как воцарился он и как противника своего и их врага Мамая победил, а сам сел на царстве Волжском. Князья же русские посла его отпустили с честью и с дарами, а сами той зимой и той весной отпустили с ними в Орду к царю каждый своих киличиев с большими дарами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Небольшой комментарий к этой "кронике".

Вообще то, вся эта "кроника" - продукт намного более поздний, чем происходили в ней описываемые события , и, если говорить используя нынешние термины, она написана с пропагандистскими целями. Как вообщем и вся нынешняя "официальная" история о Куликовской битве.

На самом деле эта битва явилась следствием междуусобной борьбы в Золотой Орде за верховное владычество между Мамаем и Тохтамышом. :tw1: :tw2:

А разные русские города (княжества) просто дали вспомогательные войска тем ханам, которым они платили дань: Москва - Тохтамышу, Рязань - Мамаю, и так далее.

Литва в это междуусобное противостояние двух татарских ханов вмешалась из за своих внутренних проблем. Два брата Йогайлы поддерживали Тохтамыша, так как не ладили с Йогайлой и его дядей Кястутисом, и при помощи Тохтамыша хотели овладеть престолом ВКЛ. Поэтому Йогайла решил поддержать Мамая, но его войско опоздало на один день (а может и преднамеренно не спешил). В этой битве на самом деле победила не Москва, а Тохтамыш, которому Москва платила дань.

Когда через два года - в 1382 году - Москва опоздала сдать дань, то Тохтамыш сжег Москву, а Дмитрий Донской еще до этого сбежал, но потом вернулся и ползал перед Тохтамышом, прося пощады. Москва реально стала независимой от татар только через 100 лет после этой битвы.

Такие реальные факты, а та история, которую мы все учили в школе - это уже элементарная пропаганда. По этому поводу Казанские татары недавно даже официальный протест написали в Москву, что историю Золотой Орды в школьных учебниках сильно искажают.

А если говорить по существу дела, то надо понимать, что в тогдашнем мире были иные понятия, чем сейчас - ханам и князьям не было никакого дела до того, на каком языке разговаривают их собственность - "челядь" (и не только холопы, но и бояре по тогдашним понятиям тоже реально были собственностью князя).

Более серьезное отношение было к религии, но и это не играло решающей роли. Ведь у тогдашних владык была только одна главная цель - завладеть как можно большим числом этой "челяди", и иметь в своей собственности как можно больше земли, городов и других богатств. Над решением этого главного и жизненно важного (в прямом смысле слова) "вопроса" они постоянно и "трудились".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никакого ига не было! БЫЛО ЕДИНОЕ НАЛОГОВОЕ, ЮРИДИЧЕСКОЕ и ПОЛИТИЧЕСКОЕ

ПРОСТРАНСТВО ОТ ВЬЕТНАМА До КАРПАТ! Разве это плохо?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Edo

...в результате которой 90% московского войска погибло.

Откуда сия цифирь?

Дань Великому Хану платилась еще три столетия,...

1380+300=1680г.

Такая арифметика ни в какие ворота не лезет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле эта битва явилась следствием междуусобной борьбы в Золотой Орде за верховное владычество между Мамаем и Тохтамышом...

А разные русские города (княжества) просто дали вспомогательные войска тем ханам, которым они платили дань: Москва - Тохтамышу, Рязань - Мамаю, и так далее.

И Москва и Рязань платили дань Мамаю, а не Тохтамышу. Когда начинается династическая борьба, появляется возможность поддержать претендента, который предложит лучшие условия. Мамай хотел вернуть размер дани ("ордынского выхода") времен хана Узбека, кстати сам же Мамай ранее и пошел на значительное сокращение дани во время своей борьбы за трон Золотой Орды.
Литва в это междуусобное противостояние двух татарских ханов вмешалась из за своих внутренних проблем. Два брата Йогайлы поддерживали Тохтамыша, так как не ладили с Йогайлой и его дядей Кястутисом, и при помощи Тохтамыша хотели овладеть престолом ВКЛ. Поэтому Йогайла решил поддержать Мамая, но его войско опоздало на один день (а может и преднамеренно не спешил).
Так ли все просто, как вы описываете? Кейстут поддержал Ягайло как наследника, указанного Ольгердом. Но он как был соправителем ВКЛ вместе с Ольгердом, так и намеревался им остаться. И к 1380 дядя с племянником успели разругаться и в 1381 или 1382 (по разным данным) Ягайло обманом захватил Кейстута и его сына Витовта. Кейстута он убил, а Витовту удалось бежать, переодевшись в женское платье. И старшие Ольгердовичи (Андрей и Дмитрий) были как раз на стороне Кейстута, не так ли?

Мне кажется, проблему поведения Ягайло и Андрея Ольгердовичей в 1380г вообще нельзя понять вне контекста предстоящей борьбы за власть в ВКЛ. Есть версия, что Ягайло уже в 1380 задумал захват власти, включая убийство дяди Кейстута, который ему мешал. Но тогда его поведение становится удивительно логичным. Уж кем кем, а психопатом, принимающим импульсивные решения, Ягайло точно не был! Очевидно, он должен был учесть, что Кейстут - личность намного более популярная в армии, чем Ягайло. Поэтому в предстоящей борьбе надо искать поддержку в войсках. Надо найти способ показать, кто командует войсками, договориться с командирами воинских частей, пообещать им кучу преференций и т.д. Фальшивый поход против Москвы - это своего рода боевые маневры, идеальный способ собрать войска не вызывая подозрений у дяди. Не говоря о том, что столкнуть лбами потенциальных противников - не самая худшая мысль для политика. Но воевать с кем либо (кроме дяди) Ягайло явно не собирался. Иначе, почему он так и не напал на уставшее московское войско. Надо думать не хотел ненужных потерь, имея в виду цель гораздо более важную - власть в ВКЛ. Но доказать эту версию, конечно, невозможно.

Когда через два года - в 1382 году - Москва опоздала сдать дань, то Тохтамыш сжег Москву, а Дмитрий Донской еще до этого сбежал, но потом вернулся и ползал перед Тохтамышом, прося пощады.
Насчет ползал и просил пощады - не знаю откуда это у вас. Но вообще-то между 1380 и 1382 прошло немало времени, чтоб разругаться. В конце концов, тот же хан Тохтамыш станет лучшим другом литовцев, именно его Витовт постарается посадить на трон Золотой Орды, но литовско-русское войско вместе с отрядом рыцарей тевтонского ордена и отрядом самого Тохтамыша в 1399 проиграет битву на Ворскле войску хана Золотой Орды Темир-Кутлуга и мурзы Едигея. А главным победителем в этом сражении окажется Москва, не принимавшая в нем никакого участия.
та история, которую мы все учили в школе - это уже элементарная пропаганда
Мне очень нравится афоризм Михаила Покровского: "История - это политика, опрокинутая в прошлое". Чтение современных учебников из России и особенно из стран бывшего СССР меня в этом убеждает даже больше, чем советские учебники.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Edo

...в результате которой 90% московского войска погибло.

Откуда сия цифирь?

Дань Великому Хану платилась еще три столетия,...

1380+300=1680г.

Такая арифметика ни в какие ворота не лезет.

Мне кажется дискуссия о пресловутом иге на данный момент бессмысленна. Здравомыслящий и умеющий анализировать человек безусловно должен признать тот факт, что "татаро-монгольское иго" - это глупый идеологический штамп. Все исторические события носили более сложный характер и врагом Руси была не степь и не государства кочевников, а натиск со стороны западных соседей.

При этом подобное осознание никак не повлияет на официальную историческую науку и на преподавание в школах. Сегодня Россия строит либеральное государство с оглядкой не на Монголию или на казахские жузы. В руководстве страны преобладают люди с европейскими взглядами на вещи и на системы ценностей.

Отказаться от выработанных штампов и соответствующей идеологии государство не сможет и не захочет и все наши попытки трубить о том, что "ига" не было просто окажутся бесплодными. :az1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иван Грозный являлся потомком православного темника Мамая через князей Глинских, выходцев из Литвы - куда сбежали сыновья данного темника после разгрома. За одно он был потомком Дмитрия Донского. Валялся или не валялся его предок в ногах Тохтамыша вопрос спорный, скорее всего так и было, а судьи кто, но его потомок поднял упавшее знамя Золотой Орды над Восточной Европой. Симбиоз восточных славян и татар оказался намного живучим. Если бы не религия, то они бы слились в один народ давно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

khanmode

Разговор наш получается по принципу: В ОГОРОДЕ БУЗИНА, В КИЕВЕ ДЯДЬКА.

Я обратил внимания на пару нелепиц, вы же, созволив процитировать мои слова, стали отвечать не на мои вопросы.

Про иго, как таковое, я и не говорил (ибо его тоже считаю НЕ СУЩЕСТВОВАВШИМ).

Вопрос в том, что очень много стало БЕЛОГО ШУМА, не несущего информации и забивающего полезные сигналы. Очень много отсебятины ничем не подкреплённой.

Причём всё это зачастую выдаётся под видом окончательной истины, которая обсуждению не подлежит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...