Jump to content

Recommended Posts

Прочитал в Большой Советской Энциклопедии:

"Керексуры (монгольские кэрэксуры, или херексуры), погребальные сооружения 1-го тысячелетия до н. э. и 6-10 вв. н. э. в Монголии, Туве, Забайкалье. Расположены главным образом в котловинах и по долинам крупных рек. Представляют собой каменные насыпи (курганы), окруженные квадратной или круглой каменной оградой с дополнительными кольцевыми выкладками".

А как образовано слово "керексур"?

Link to comment
Share on other sites

Прочитал в Большой Советской Энциклопедии:

"Керексуры (монгольские кэрэксуры, или херексуры), погребальные сооружения 1-го тысячелетия до н. э. и 6-10 вв. н. э. в Монголии, Туве, Забайкалье. Расположены главным образом в котловинах и по долинам крупных рек. Представляют собой каменные насыпи (курганы), окруженные квадратной или круглой каменной оградой с дополнительными кольцевыми выкладками".

А как образовано слово "керексур"?

По монгольски 2 варианта:

хиргисхvvр -киргизское кладбище (букв.: хиргис-киргиз, хvvр - труп или кладбище)

хиргисvvр - киргизское гнездо (букв.: хиргисекиргиз, vvр - гнездо)

более существенное название это первый вариант.

керексур - это русское калькирование.

Link to comment
Share on other sites

Кэрэхсур - это якутское слово индоиранского происхождения. Кэрэх - память о предке,

чучело или мумия. Сур - душа. Короче душа предка.

Н.К. Антонова почитайте или в этом Форуме ищите инфу.

Link to comment
Share on other sites

[Алтай:Прочитал в Большой Советской Энциклопедии:

"Керексуры (монгольские кэрэксуры, или херексуры), погребальные сооружения 1-го тысячелетия до н. э. и 6-10 вв. н. э. в Монголии, Туве, Забайкалье. Расположены главным образом в котловинах и по долинам крупных рек. Представляют собой каменные насыпи (курганы), окруженные квадратной или круглой каменной оградой с дополнительными кольцевыми выкладками".

А как образовано слово "керексур"?]

формально: керексур = керек-сур,

где керек => сорок, срок, круг; кург-ан "сооружен, огражден, воздвигнут"

керек-сур видимо тождественно сарко-фаг (похоже даже что это одно и тоже слово)

KYPЕК I значение "мех" (напр.кузнечный) - из общ.тюрк.КО"РYK, ... якут.KYO"РТ,... чув.керек, др.тур.,чыгт.,азерб. KYРК "тулуп"

по Ахметьянову оно родственно КУПЕР "мост", КУБЕК "пена" кстати об этом здесь на форуме (очевидно из других источников) уже писал АР_

("индоиранскость" якутского это наверное такие-же фантазии что и И-И у башкир и даже у черемисов - кому-то видимо это очень хотелось... в учениках видеть если не индо-европейцев, то хотя бы индо-иранцев... т.е. все эти аффторы очевидно из одной вишей рассистской школы...)

кстати СЫРГАН "крепость на горе" (тоже похоже, и видимо близко слову КУРГАН)

Link to comment
Share on other sites

[Алтай:на каком языке слово "керек" имеет значение "огражден"?]

Уважаемый Алтай, "огражден" имеет непосредственное отношение к слову курган, которое совпадает со словом "керек" по согласным, т.е. керек (КРК) = кург (КРГ)

как подтверждение в древне-тюркском словаре стр.300

КЕР- значение 2. преграждать, замыкать - отсюда тат.киртэ "ограда, жердь" (из которой и рус.скирда)

Link to comment
Share on other sites

Получается, что слово "керексур" происходит от сочетания древне-тюркского слова кер – «преграждать, замыкать» и монгольского слова суур - «место; кладбище; гнездо».

Еще вопрос.

Керексур - это памятник, состоящий из круглой или квадратной насыпи из камней в виде кургана, которая огорожена выложенным из камней окружностью или квадратом.

Часто в внутри этой окружности выложен из камней (похоже на вымощенные дорожки) описанный (этой окружностью) крест, который ориентирован по сторонам света.

Интересно, а что означает крест?

Link to comment
Share on other sites

XЕРексур называется так потому, что обычно в этих курганах ничего нет.

Ну а на самом деле, вернитесь к посту уважаемого enhd, у него совершенно правильный ответ. Не керексуры они, а кыргыс-уры.

Крест внутри, обычно не крест, а множество спиц в колесе. Крест - только в смешных, маленьких херексурчиках, видимо, в которых самых убогих хоронили. У знатных людей центральные насыпи могут быть метров по 5 в высоту (я такие видел в Монголии), диаметром метров по 100. Непременно, за кольцом (или квадратом) еще несколько или несколько десятков насыпей. В этих насыпях лошади. В плане создается картинка, что эти десятки лошадей впряжены в огромное колесо. В центре колеса в могилке лежит скорченный человечек, обычно, без вещей. Иногда чуть-чуть бронзы. Как правило, все ограблены. Литературы по херексурам очень много. Начиная от Трудов комплексной тувинской экспедиции и кончая современными исследованиями.

Link to comment
Share on other sites

Еще раз говорю это именно сахское слово, с индоиранскими параллелями.

Кэрэх - это мумия. Сур-душа. И надо ничего выдумывать. В якутском

да есть куруо (в о черточка посредине, отдельный звук) - но он далек

от кэрэх. И к кладбищу не имеет отношения. Сур-кут душа. СYР - так точнее.

Link to comment
Share on other sites

Уважаемый Кузнец, получается, что керексур - это не погребальный, а ритуальный памятник, если внутри ничего нет?

Громадные (высота кургана - 4 м) керексуры я видел в Северо-Западной Монголии, котловина Могойт. Там внутри окружности были вписаны именно кресты.

Е. А. Окладникова в книге "Петроглифы Средней Катуни" пишет, что керексуры с крестами, также как и похожие петроглифы, например, выбитые в долине р. Елангаш - это символ Солнца.

А как Вы думаете?

Link to comment
Share on other sites

А как Вы думаете?

Дело "темное". Когда я был студентом, в самом деле думал, что в херексурах человек не погребенный, а принесенный в жертву. Сейчас поостерегся бы так заявлять. Слишком много типов херексуров. Высказывалось мнение, что херексур - это храм. Даже статья так и называлась у Вайнштейна "Раскопки кургана-храма в Туве". Там считалось, что это "храм солнца". Высказывались версии, что херексур символизирует собой колесничего в колесе. Этакое ритуальное воинское погребение. (Зачем только квадратные колеса?). А вот большие херексуры с лошадьми, в самом деле похожи на огромные повозки, ритуально "запряженные". Безумно интересна их география. Они четко присутствуют в Забайкалье, Монголии, Туве и на Алтае (Российском). Не знаю, есть ли они в Восточном Казахстане. Если есть, не удивлюсь, по логике, должны быть. Думаю, это как раз тот самый ареал, на котором китайцы "расселяют" динлинов (Ting-ling - Теле). Датировка памятников неоднозначна. Конструкция весьма различна. И круглые и квадратные херексуры встречаются на одном поле. Как правило, они небольшие и лучи в самом деле, крестом, 4 луча в колесе или в квадратике. Но как только херексур большого диаметра, лучей сразу становится множество. А, еще такая интересная вещь - любопытна корреляция херексуров с древнетюркскими оградками. Иногда оградки встроены в систему херексура, да так, как будто тюрки это делали специально, то есть что-то их здесь привлекало. Такое чувство, что разница во времени не полторы-две тысячи лет, а как будто одно племя святилище сооружало. Интересно также сопоставление ареалов херексуров и оленных камней. Многие их связывают вместе.

Вещи там, встречаются, просто могилы, как правило разграблены в дым. Наши археологи поэтому как-то без энтузиазма относятся к раскопкам таких памятников. Работы на целое лето, а находок - смех один. Но иностранцы, в Монголии хорошо копают. Только публикаций нам не доступно. Самые большие памятники в Туве и северо-западной Монголии. В Забайкалье, Восточной Монголии и на нашем Алтае, оградки маленькие. Я видел большие оградки в Котловине Больших Озер в Монголии.

Сам никогда не копал и наверное, уже не придется.

Link to comment
Share on other sites

Уважаемый Кузнец, не понял смысла Вашей фразы: "А вот большие херексуры с лошадьми, в самом деле похожи на огромные повозки, ритуально "запряженные".

Что Вы имеете ввиду?

И еще. А в каких местах Вы встречали керексуры большого диаметра со множеством лучей?

В Монголии я видел огромный керексур (курган, описанный окружностью 50 м в диаметре + вписанный крест). С западной стороны этот керексур окружен полукольцом, состоящим из поминальных оградок. Каждая оградка по форме напоминает окружность, выложенную из 6 – 7 камней. Интересно, что с северной стороны от каждой окружности отдельно стоит камень. Самая большая окружность в этой цепочке располагается точно на западе от кургана.

Прочитал у Грязнова, что по количеству поминальных оградок можно судить о числе участников, принимавших участие в поминальной тризне. Но уж больно правильное полукольцо из поминальных оградок.

Link to comment
Share on other sites

Вот в этих самых "поминальных оградках" и зарыты лошади. Запряженные лошади, которые "тянут" колесо херексура. В плане это очень хорошо видно.

А херексуры со множеством лучей к югу от хребта Танну-Ола, это можно назвать Убсунурской котловиной.

Link to comment
Share on other sites

Кстати.

«Corps» с французского:

1. тело, туловище, стан, корпус

..............................................

4) мёртвое тело, труп

porter un corps en terre — предать тело земле

Или о солярности херексура, похожести на херес, Херсон.

Кстати в "херек-сур" сур ничто не напоминает? В смысле "сар", "зар" и т.п.?

Хорс (солнечный конь)

Наряду с указанными, предлагались и многие иные интерпретации восточнославянского Хорса:

............................................

- от формы слова "конь" в германских языках (ср. общегерманское *hrussa, английское horse) (А.С. Фаминцын, Н.К. Чадвик) - в самом начале слово Хорс было связано не столько с солнцем, сколько с образом прекрасного коня, который назывался хорос. Впоследствии эти два слова слились в одно, и им передавался образ Небесного Огненного Коня с Золотой гривой, который был отождествлен с земным конем и обожествлен;

- сопоставляли с греческими словами:

- crusoV 'позолоченный' (Л. Леже, А.Л. Погодин)

- или coroV 'круг' (Н.М. Гальковский) и т.д.

Link to comment
Share on other sites

XЕРексур называется так потому, что обычно в этих курганах ничего нет.

Ну а на самом деле, вернитесь к посту уважаемого enhd, у него совершенно правильный ответ. Не керексуры они, а кыргыс-уры.

Крест внутри, обычно не крест, а множество спиц в колесе. Крест - только в смешных, маленьких херексурчиках, видимо, в которых самых убогих хоронили. У знатных людей центральные насыпи могут быть метров по 5 в высоту (я такие видел в Монголии), диаметром метров по 100. Непременно, за кольцом (или квадратом) еще несколько или несколько десятков насыпей. В этих насыпях лошади. В плане создается картинка, что эти десятки лошадей впряжены в огромное колесо. В центре колеса в могилке лежит скорченный человечек, обычно, без вещей. Иногда чуть-чуть бронзы. Как правило, все ограблены. Литературы по херексурам очень много. Начиная от Трудов комплексной тувинской экспедиции и кончая современными исследованиями.

В 1908 г. к кобдоским дербетам «Русским Комитетом для изучения Средней и Восточной Азии» был откамандирован Б. Я. Владимирцов. Будущий академик-монголовед описал жизнь дербетов.

По поводу керексуров в Северо-Западной Монголии Владимирцов пишет: "... по дороге туда приходится проезжать мимо обширных могильников - керексуров. Дэрбэты называют их киргизовыми гнездами ("киргиз-ур") и приписывают их какому-то древнему, неведомому народу "киргис", который, по их мнению, не имел ничего общего с казак-киргизами, называемого ими "хасик".

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...