Перейти к содержанию
Уральский казак

Сарайчик на Яике

Рекомендуемые сообщения

Уважаемый Тетон!

О погребении ханов Токты и Джанибека в Сарайчике.

Как Вы справедливо заметили, единственный автор, сообщающий об этом – Абу-л-Гази Бахадур. (Абу-л-Гази Бахадур. Родословное древо тюрков. Пер. Г.С.Саблукова. Казань. 1906)

Но определенное сомнение в том, что Абу-л-Гази не путает Сарайчик и Сараи на Итиле, высказал в своем труде В.В.Трепавлов:

«От Абулгази узнаем, что там были погребены ханы Тохта и Джанибек б. Узбек (если только не имелись в виду волжские Сараи)». (Трепавлов В.В., С.589) В.В.Трепавлов приводит также мнение А.И.Левшина, который также считал, что под Сарайчиком Абу-л-Гази подразумевал Сарай (Трепавлов В.В., С.584)

Работа Трепавлова энциклопедична по охвату материала и исключительно глубока по уровню научного анализа. Поэтому сомнения Трепавлова позволяют и нам не воспринять свидетельство Абу-л-Гази полностью на веру.

Давайте рассмотрим, что и как Абу-л-Гази пишет по этому вопросу, проведем анализ приведенных сведений с точки зрения сопоставления их с современными данными и другими источниками. Я, разумеется, не претендую на то, чтобы дать исчерпывающий историографический разбор.

Для наглаядности я специально привел пространные выписки.

О Токте.

«Токтагу-хан, сын Менгу-Тимур-хана, должен был бегством скрыться от его тиранства; но, по прошествии некоторого времени, он набрал большое войско, напал на Туда-Менгу, в битве с ним разбил его войско, убил Туда-Менгу и сам сделался государем. Токтагу-хан, овладев многими областями, действовал в управлении ими по уставам отца и своих предков. Напоследок, он перешел от тленного жилища в вечное. Царствование его продолжалось 6 лет; он похоронен в Сарайчике». (Абу-л-Гази, С.153)

Абу-л-Гази допускает очень серьезные неточности:

1) Токта отнюдь не убил в битве Тула-Бугу. Напротив Ногай смог под предлогом переговоров заманить Тула-Бугу в ловушку и предложил Токте умертвить Тула-Бугу и еще 5 его родственников. «Им покрыли головы и переломили спины». (Тизенгаузен, Т.1, С.108; Мыськов, С.129)

2) Токта правил не 6 лет, а не менее 20 лет. Начало его правления всеми источниками (персидскими авторами и русскими летописями) датировано 1291 г., умер он в августе 1313 г.

3) Вот как описана в «Продолжении «Сборника летописей» его смерть: «В месяцах 712 г. (от 9 мая 1312 г. до 27 апреля 1313 г.) он, поставив во главе своих войск племянника своего Узбека…, отправился в сторону Урусов, но на пути приключилась беда, его одолела хворь и в среду 4 реби II 712 г. (9 августа 1312 г.) он умер в пределах Сарая, среди реки Итиля, на корабле.» (Тизенгаузен, Т.2, С.141) Далее в Сарае началась борьба между прибывшим Узбеком и группой эмиров, настроенных враждебно по отношению к Узбеку и выступавших против исламизации, которая закончилась открытым военным столкновением, победой Узбека и массовыми репрессиями против побежденных.

От места смерти Токты («пределов Сарая») до Сарайчика – путь длительностью по суше не менее недели (караваны ходили даже медленнее). Токта был, как кажется, мусульманин и вряд ли его похороны могли быть проведены с существенными отступлениями от ритуала, требовавшего быстрое погребение. Вдобавок, логика борьбы за власть заставляла Узбека и других джучидов находиться в столице – в Сарае.

О Джанибеке.

«По смерти Узбек-хана сделали ханом Джанибек-хана. Этот Джанибек-хан был чудный из мусульманских государей… По вступлении на престол в городе Сарайчике, он был защитником светлого закона… Кади Мухьи-ддин, убежав оттуда (из Азербайджана от Мелик-Эшрефа – В.П.), пришел в город Сарайчик и в нем остался жить. По временам он говорил поучения. Однажды хан пришел в то место, где он говорил поучения, чтобы послушать проповедь кадия. Кадий, сказав поучение, рассказал несколько случаев о жестокости, несправедливости Мелик-Эшрефа с такой живостью, что все присутствовавшие, начиная с хана, горько плакали. Тут кадий сказал хану: «если не защитишь нас от Мелик-Эшрефа, то в будущем свете на пути в рай наши руки удержат тебя за твою одежду…» Эти слова сделали впечатление на хана; он, собрав войско, повел его против Мелик-Эшрефа, сразился с Мелик-Эшрефом и его убил… Сопутствуемый победою и Божием хранением, он возвратился в свою столицу, оставив правителем завоеванной страны своего сына Бирди-бека. Когда возвратился он в свой юрт, открылась болезнь в его благородном теле; и как болезнь не прекращалась, то хан, не надеясь избавится от нее, отправил к Бирди-беку в Азербайджан человека и звал его к себе. Но прежде прибытия оттуда Бирди-бека, Джани-бек изнемог от болезни. Собрав к себе народ, он заочно назначил Бирди-бека наследником престола, говорил много в наставление и назидание им, и перешел к Божию милосердию в 758 г. (1357 г.). Он царствовал 17 лет; похоронен в Сарайчике.» (Абу-л-Гази, С.154-155)

«…После смерти Джани-бека, Бирдибек-хан прибыл из Азербайджана (Тебриза) в Сарайчик; три дня продолжался траур. По окончании траура все царевичи и эмиры поставили Бирди-бека в ханы. Бирди-бек был человек жестокий, нечестивый, с душой черной, злорадной. Из своих братьев, и старших и младших, из близких родственников, никого не пощадил, всех предал смерти; желая упрочить за собой государство, он не понимал, что здешняя жизнь преходяща. В самом деле царствование его не продолжалось и двух лет…» (Абу-л-Гази, С.155-156)

Канва событий по Абу-л-Гази:

1) Джанибек вступил на престол в Сарайчике.

2) Джанибек в Сарайчике же слушает проповедь кади Мухьи-ддина.

3) После похода он заболевает и передает власть Бердибеку.

4) Похоронен Джанибек в Сарайчике.

5) После смерти Джанибека Беридибек прибывает в Сарайчик, где предается трауру и где, вероятно, без особого промедления провозглашается царевичами и эмирами ханом.

А вот как освещает эти события более ранний автор – «Из продолжения «Тарих-и-Гузиде», составленного Зейн-ад-Дином»:

«757 г.х. (5 января – 24 декабря 1356 г.) Когда во владениях Мелик-Ашрефа беззаконие его достигло до крайности, то люди стали покидать родину: ходжа шейх Ганджи отправился в Шираз у… кази Мухьи-д-дин Бердаи – в Сарай Берке, где занялся проповедыванием и сделался известным. Покойный царь Джанибек-хан… присутствовал при его проповедях. Однажды, (когда) царь присутствовал при (его) проповеди, мавляна Мухьи-д-дин Бердаи во время проповеди стал говорить о Тебризе, о Мелик-Ашрефе и о притеснении им людей; он описал (все это) так, что присутствующие зарыдали, а царь расплакался. Он (Мухьи-д-дин) сказал, что царю дана возможность устранить зло его (Мелик-Ашрефа); если он не соизволит (на это) и людей, которые вверены (ему) творцом, не освободит от бесчинств его (Мелик-Ашрефа), то господь всевышний в день воскресения потребует от царя отчета, и ему придется ответить за это. Так он горячо и настойчиво говорил об этом, Джанибек-хан приказал эмирам левого крыла (джаункар) снарядить в один месяц 100 туманов солдат, так как он намерен идти на Тебриз… В течение одного месяца войско было прготовлено и собрано, и царь двинулся в поход..» (Тизенгаузен, Т.2, С.94)

Зейн-ад-Дин сообщает массу таких подробностей, которые трудно выдумать – в том числе более развернутое имя кази мауляна Мухьи-дина Бердаи (с нисбой), имена полководцев Мелик Ашрафа, упоминания о крепостях и передвижениях, подробности сражений. Очевидно, что это – более надежный источник.

Обратим внимание – Зейн-ад-Дин вообще не упоминает Сарайчик. Проповедь, которую воспринял Джанибек – состоялась в Сарае Берке.

Сведения Муин-ад-Дина Натанзи («Аноним Искандера») об обстоятельствах «назначения Бердибека на престол», о которых так уверенно повествует Абу-л-Гази:

«…Когда от восшествия Бердибека (в Азербайджане) прошло 6 месяцев, Джанибеку приключилась болезнь. Токлу-бий, который был одним из столпов его державы, поспешно отправил человека в Азербайджан и вызвал Бердибека, чтобы, если отец его умрет, царство досталось ему. Бердибек из-за любви, которую он имел к трону Дешт-и-Берке, бросил Азербайджан и поспешно направился через Дербенд в орду. С 10 спутниками он среди ночи расположился в доме Токлу-бая. Случайно Джанибеку стало лучше, он поднял голову от подушки болезни и хотел на другой день снова присутствовать в диване. Один из доверенных людей, который узнал о прибытии Бердибека, доложил Джанибеку обстоятельства этого. Джанибек забеспокоился и посоветовался об этом с Токай-Токлу-хатун. Хатун из-за любви к сыну постаралась представить эти слова ложными. Джанибек вызвал Токлу-бая на личную аудиенцию и, не зная, что ветром этой смуты является он, стал говорить с ним об этой тайне. Токлу-бай встревожился, под предлогом расследования вышел наружу, тотчас (снова) вошел внутрь с несколькими людьми, которые были в согласии (с ним) и Джанибека тут же на ковре убили… Тотчас после этого Токлу-бай привел Бердибека, посадил на тот ковер, на котором он убил его отца, и убил каждого, кто не подчинился.» (Тизенгаузен, Т.2, С.128-129)

Эта версия подтверждается другими источниками. Кази Ахмед ибн Мухаммед Гаффари Казвини «Нусах-и-джеханара»:

«Бердибек вместе с Токлу-баем погубил его в четверг 3 ша’бана 768 г. (22 мая – июля 1357 г.)». (Тизенгаузен, Т.2, С.211)

Итак, вслед больному Джанибеку Бердибек мчится в Орду. Более точно место пребывания Джанибека не сообщается.

Но представим – куда могли повезти смертельно больного Джанибека? Сухопутная дорога из Закавказья сначала ведет в низовья Итиля, к столицам Золотой Орды, и проехать в Сарайчик (существенно дальше к востоку) мимо столичных городов на Итиле – означало явно уменьшить его шансы на жизнь. Кроме этого, в непосредственных событиях гибели Джанибека упоминается его супруга Токай-Токлу-хатун и заседание дивана государства. Где, вероятнее всего, находились они? Мне кажется – в основной столице.

Создается впечатление, что Абу-л-Гази либо не знал, либо скрыл действительные обстоятельства смерти Джанибека и воцарения Бердибека.

Как же в этом случае мы можем принимать на веру, без сомнений, упоминания о месте похорон Джанибека именно в Сарайчике?

По крайней мере один раз Зейн-ад-Дин прямо опровергает Абу-л-Гази, называя местом проповеди Бердаи Сарай Берке.

Кстати, обнаруживаются интересные параллели между сочинением Абу-л-Гази и трудом «Шаджарат ал-атрак», написание которого датируется серединой XV в. или началом XVI в. при Шейбанидах:

«Рассказ о царствовании Мункэ-Тимур-хана, сына Тугана, сына Батуй-хана, сына Джучи-хана, сына Чингиз-хана. В достоверных историях записано, что когда период царствования Саин-хана в городе Сарае, который называют также Сарайчик, пришел к концу, на его место сел Мункэ-Тимур-хан…» (Тизенгаузен, Т.2, С.205)

«… Токтай-хан.. вместо своего дяди утвердился на престоле Сарайчика в странах Дешт-и –Кипчака». (Тизенгаузен, Т.2, С.206)

Очевидно, что автор этого материала допускает грубые ошибки, прямо смешивая многочисленные Сараи и Сарайчик. Основная резиденция Бату вряд ли может быть локализована в Сарайчике. При Токте Сарайчик также не являлся «престольным городом» всего Дешт-и-Кипчака.

Какой я делаю из всего вышеизложенного вывод?

Абу-л-Гази мог некритически позаимствовать сведения о погребении Токты и Джанибека из каких-то работ шейбанидского извода XV-XVI вв. (того же круга, что и «Шаджарат ал-атрак», тут прослеживается даже сходство названий обеих трудов), и по-сути, не делает различия между Сараем и Сарайчиком.

Я не отрицаю «на 100%» вероятность погребения Токты и Джанибека в Сарайчике, но и не могу считать, что эта версия является надежно доказанной.

Кстати, Вы не знаете, на основании чего DeWeese делает вывод об особом культовом значении Сарайчика? Книга эта мне, увы, недоступна. Было бы любопытно ознакомиться с его аргументацией.

С уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Абу-л-Гази мог некритически позаимствовать сведения о погребении Токты и Джанибека из каких-то работ шейбанидского извода XV-XVI вв. (того же круга, что и «Шаджарат ал-атрак», тут прослеживается даже сходство названий обеих трудов), и по-сути, не делает различия между Сараем и Сарайчиком.

Я не отрицаю «на 100%» вероятность погребения Токты и Джанибека в Сарайчике, но и не могу считать, что эта версия является надежно доказанной.

Уважаемый Уральский казак,

Ваш вывод о сомнительности сообщений Абулгази выглядит убедительно на фоне подобранных Вами материалов. В отличие от нас с Вами, хивинский хан, видимо, не располагал столь обширными антологиями, какую мы имеем у Тизенгаузена ;) Во время его работы над "Родословной тюрков" (сер. 17 в.) все Сараи - и Новый, и Малый, и Богохранимый - давно лежали в развалинах. Хронисту приходилось опираться прежде всего на местную историческую традицию. А она по определению довольно путанно излагала политическую историю 300-400-летней давности. Не удивительно, что могла вкрасться ошибка в идентификации нескольких древних городов с похожими названиями.

Кстати, Ваше предположение о некоем шейбанидском первоисточнике сведений Абулгази подтверждается информацией другого среднеазиатского автора, Махмуда ибн Эмир Вали, который писал свою книгу "Бахр ал асрар" лет за 25 до Абулгази, во многом используя шейбанидскую историографию. У Махмуда тоже говорится, что хан "Туктай" был погребен в [городе или местности] "Сарайджук".

Однако если соединить известные нам картографические материалы с этими противоречивыми данными восточных авторов, мне кажется, что все-таки вероятнее местонахождение ханских усыпальниц в райне Яика, чем Итиля. Но окончательный ответ придется, видимо, ждать от археологов. Ведь дело еще в том, что династические некрополи-куруки находились за пределами (в отдалении?) собственно городских поселений, были закрыты для экскурсий, и сведения о них оставлены людьми, которые сами там не были. Вот здесь и сказывалась путаница между Сараями. При этом, если вспомнить адресант одной ногайской грамоты 1535 г. "Писан в Счастливом Сарае", то оказывается, что официальным названием Сарайчука тоже было "Сарай". Что нам, грешным, не облегчает поиски :)

Когда я читал Ваш пост, то задумался об одном аспекте, который раньше не приходил в голову. Тохта не был мусульманином, он окружил себя "идолопоклонниками"-бакши (Ибн Касир - Тизенгаузен, т.1, с.277). Возможно ли было, чтобы позднейшие ханы-мусульмане (в нашем случае Джанибек ордынский, Джанибек и Касим казахские) погребались в одном куруке с язычником? Пока у меня нет ответа, аналогий не помню :blink:

на основании чего DeWeese делает вывод об особом культовом значении Сарайчика?

Девиз опирался на идею Сарайчиковского курука, впервые высказанную Бартольдом. Под этот тезис он собрал всю информацию из хроник и карт, которую мы уже привлекали в нашей с Вами дискуссии.

Кроме того, значение "Сарайчук" - "малый дворец" он сопоставил с погребальной обрядностью кипчаков (курганной "архитектурой"), т.е. с постройками, возводимыми над могилами. Плюс непропорционально частое упоминание этого города в источниках (по сравнению с прочими ордынскими городами) по поводу воцарений, погребений, распространения ислама. Это, в общем, логично.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Тетон,

Рад, что приведенные мной соображения были сочтены Вами достаточно убедительными. Ведь, помимо В.В.Трепавлова, высказавшего (правда без аргументации) сомнения в данном факте, остальные современные авторы, особенно казахстанские, полагают сведения Абу-л-Гази неопровержимым доказательством погребения в Сарайчике Токты и Джанибека.

После отпуска планирую еще раз пересмотреть сообщения источников о роли Сарайчика в исламизации Золотой Орды. Возможно и в них, при сопоставительном анализе, найдется что-то интересное.

Безусловно, Сарайчик являлся каким-то значительным исламским центром. Об этом может свидетельствовать наличие, по свидетельству Ибн Баттуты, дервишской обители «завийя», существование в центральной части города двух больших мавзолеев неких Ходжи Камиль-аль-Хана и Ходжи Сейид-Хасана Кассавийского (Яссавийского) - загадочных персон, по которым я не могу пока найти никаких иных сведений. Что бесспорно, второй - отнюдь не известный Яссави, место погребения которого установлено точно. Не исключено, что они - почитаемые сейиды, сыгравшие значительную роль в исламизации степей (возможно даже в домонгольскую эпоху). Ибн Баттута писал: "В этом городе находится завийя праведного старца из тюрок, которого называют «ата», что значит «отец». Он угостил нас в завийи и благословил."

По поводу картографического материала - на мой взгляд он требует дополнительного изучения, так как часто происходит цитирование современными авторами данных, которые требуют перепроверки.

Посмотрели ли Вы приведенную мной прорисовку карты Фра Мауро с локализацией "императорских захоронений"?

Ваша постановка вопроса о небольшой вероятности, с точки зрения принципов вероучения, исламских погребений на языческом монгольском куруке мне кажется вполне обоснованной.

Соглашусь с Вами и в том, что решающую роль в этих вопросах должна сыграть археология. Однако в Сарайчике (где я бывал лично неоднократно) никаких серьезных работ, насколько мне известно, не ведется. В советское время примерно с начала 70-х гг. Галкин осуществлял наблюдение за обнажениями в разрушаемом яре реки Урал. К сожалению, это были невыразительные слои кладбища XIV - XV вв. с действительно небольшим культурным слоем и остатками нескольких печей для обжига керамики. Бытует мнение, что Сарайчик практически смыт Уралом. Я, на основании собственных данных осмотра городища и сопоставления с источниками, полагаю, что это не совсем так. Могу поделиться своими соображениями в развернутом виде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу картографического материала - на мой взгляд он требует дополнительного изучения...

Посмотрели ли Вы приведенную мной прорисовку карты Фра Мауро с локализацией "императорских захоронений"?

Да, посмотрел, но с тех пор мне нигде не попался более обширный фрагмент. чтобы посмотреть, что находится (изображено) к северу и к востоку от среднего течения Яика (за левым обрезом "Вашего" фрагмента).

Однако в Сарайчике (где я бывал лично неоднократно) никаких серьезных работ, насколько мне известно, не ведется.

А как же раскопки З.Самашева? Насколько мне известно, уже несколько сезонов там ведет раскопки Западно-Казахстанская арх. экспедиция под его руководством. Есть уже даже какие-то книги по их результатам (правда, я о них только слышал).

После отпуска планирую еще раз пересмотреть сообщения источников о роли Сарайчика в исламизации Золотой Орды. Возможно и в них, при сопоставительном анализе, найдется что-то интересное.

...

Могу поделиться своими соображениями в развернутом виде.

Продолжим после Вашего отпуска :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...