Перейти к содержанию
Ilyas Xan Astraxanski

Татары

Рекомендуемые сообщения

В 4/20/2018 в 11:50 Rust написал:

Ув. Арсен, я в своей жизни встречал много татар и казахов. Поверьте мне - местные томские татары очень близки казанским татарам, как внешне так и культурно. Пища, обилие например разнообразной выпечки - беляшей, пирожков. Казахов, или кыргызов они не напоминают.     

по поводу разнообразной выпечки - это ведь не показатель близость с другим народом. Вон казахи сейчас борщ и овощные супы готовят :)

1) Это сибирские татары в Турции, как видим лица очень даже напоминают казахов и кыргызов.

 

2) Это Иар-иар, который очень даже напоминает казахский Жар-жар

3) Это пишут сами сибирские татары:

КТО ВЫ, СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ?

Мои друзья и знакомые часто просят меня, как этнографа, рассказать о сибирских татарах, откуда они произошли и как связаны с татарами, проживающими в Поволжье и Крыму. Они сильно удивляются, когда я говорю, что сибирские, поволжские и крымские татары не имеют между собой почти ничего общего. Это три разных тюркских народа, сформировавшихся на обособленных территориях. У каждого из них своя особая культура, а их языки имеют такие же различия, как скажем, русский и украинский или узбекский и казахский. Среди жителей Тобольска, в том числе и среди руководящих работников я также не встречал понимания этого вопроса. Очень многие считают, что все татары, где бы они ни жили — это один народ. Отсюда и многие проблемы. На словах, провозглашая возрождение самобытной культуры сибирских татар, на деле в тобольских средствах массовой информации, в Центре сибирско-татарской культуры, на русско-татарском отде-лении филфака ТГПИ идет пропаганда языка и культуры татар казанских. Настало время в корне менять ситуацию. В своей небольшой статье мне хотелось кратко осветить суть вопроса и, тем самым донести до сознания тоболяков понимание необходимости сохранения и приумножения уникальной культуры одного из самых многочисленных этносов Сибири — сибирских татар. Сейчас сибирскими татарами называют себя около 190 тысяч человек, проживающих в Тюменской, Омской, Кемеровской, Новосибирской, Томской областях и некоторых странах зарубежной Азии. Не стоит смешивать сибирских татар с поволжскими и крымскими. Каждый из этих народов имеет свою собственную, отличную от других, этническую историю. У каждого из них своя культура, традиции, обычаи. Они говорят на разных языках относящихся к тюркской языковой группе. Занимаясь на протяжении нескольких лет этнографией коренных народов Тюменского Севера я мало обращал внимания на проживающих там представителей других национальностей, среди которых татары занимали, как правило, третье место по численности после русских и украинцев. Проблемы истории и культуры татар заинтересо-вали меня в 1997 году, во время работы в антрополого-этнографической экспедиции в татарских деревнях Большереченского и Усть-Ишимского районов Омской области. В селе Уленкуль Большереченского района я впервые узнал, что там и в некоторых других деревнях по Иртышу совместно проживают коренные сибирские татары и потомки выходцев из Поволжья и Средней Азии. По рассказам местных жителей, раньше поволжские татары и «бухарцы» селились отдельно от сибирских татар, не имели права на землю и не заключали смешанных браков. Коренные изменения произошли после октябрьской революции, уравнявшей всех в правах, а с 1950-х годов и сибирских, и поволж-ских татар, и «бухарцев» стали записы-вать в официальных документах просто татарами. В 1998 году, после переезда на жительство в г. Тобольск, мне удалось глубже познакомиться с проблемами истории и культуры сибирских татар. Я проштудировал всю немногочисленную научную литературу по истории и этнографии этого народа (труды доктора исторических наук Ф. Т. Валеева, академика Н. А. Томилова и его учеников), в которой убедительно доказывается, что сибирские татары являются самостоятельным этносом, со своей само-бытной историей, культурой и языком. Тем удивительней мне было узнать, что на русско-татарском отделении филоло-гического факультета Тобольского го-сударственного педагогического инсти-тута им. Д. И. Менделеева (далее ТГПИ) в качестве обязательного предмета преподается язык поволжских татар (так называемый татарский литературный), а в городском Центре сибирско-татарской культуры работают танцевальные и хоровые кружки, где обучают танцам и песням поволжских татар. Студенты русско-татарского отделения филологического факультета ТГПИ и преподаватели сельских школ в приватных беседах жаловались мне, что «литературный» татарский язык студен-там и школьникам приходится учить как иностранный.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
13 минут назад Аrсен написал:

по поводу разнообразной выпечки - это ведь не показатель близость с другим народом. Вон казахи сейчас борщ и овощные супы готовят :)

1) Это сибирские татары в Турции, как видим лица очень даже напоминают казахов и кыргызов.

 

2) Это Иар-иар, который очень даже напоминает казахский Жар-жар

3) Это пишут сами сибирские татары:

КТО ВЫ, СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ?

Мои друзья и знакомые часто просят меня, как этнографа, рассказать о сибирских татарах, откуда они произошли и как связаны с татарами, проживающими в Поволжье и Крыму. Они сильно удивляются, когда я говорю, что сибирские, поволжские и крымские татары не имеют между собой почти ничего общего. Это три разных тюркских народа, сформировавшихся на обособленных территориях. У каждого из них своя особая культура, а их языки имеют такие же различия, как скажем, русский и украинский или узбекский и казахский. Среди жителей Тобольска, в том числе и среди руководящих работников я также не встречал понимания этого вопроса. Очень многие считают, что все татары, где бы они ни жили — это один народ. Отсюда и многие проблемы. На словах, провозглашая возрождение самобытной культуры сибирских татар, на деле в тобольских средствах массовой информации, в Центре сибирско-татарской культуры, на русско-татарском отде-лении филфака ТГПИ идет пропаганда языка и культуры татар казанских. Настало время в корне менять ситуацию. В своей небольшой статье мне хотелось кратко осветить суть вопроса и, тем самым донести до сознания тоболяков понимание необходимости сохранения и приумножения уникальной культуры одного из самых многочисленных этносов Сибири — сибирских татар. Сейчас сибирскими татарами называют себя около 190 тысяч человек, проживающих в Тюменской, Омской, Кемеровской, Новосибирской, Томской областях и некоторых странах зарубежной Азии. Не стоит смешивать сибирских татар с поволжскими и крымскими. Каждый из этих народов имеет свою собственную, отличную от других, этническую историю. У каждого из них своя культура, традиции, обычаи. Они говорят на разных языках относящихся к тюркской языковой группе. Занимаясь на протяжении нескольких лет этнографией коренных народов Тюменского Севера я мало обращал внимания на проживающих там представителей других национальностей, среди которых татары занимали, как правило, третье место по численности после русских и украинцев. Проблемы истории и культуры татар заинтересо-вали меня в 1997 году, во время работы в антрополого-этнографической экспедиции в татарских деревнях Большереченского и Усть-Ишимского районов Омской области. В селе Уленкуль Большереченского района я впервые узнал, что там и в некоторых других деревнях по Иртышу совместно проживают коренные сибирские татары и потомки выходцев из Поволжья и Средней Азии. По рассказам местных жителей, раньше поволжские татары и «бухарцы» селились отдельно от сибирских татар, не имели права на землю и не заключали смешанных браков. Коренные изменения произошли после октябрьской революции, уравнявшей всех в правах, а с 1950-х годов и сибирских, и поволж-ских татар, и «бухарцев» стали записы-вать в официальных документах просто татарами. В 1998 году, после переезда на жительство в г. Тобольск, мне удалось глубже познакомиться с проблемами истории и культуры сибирских татар. Я проштудировал всю немногочисленную научную литературу по истории и этнографии этого народа (труды доктора исторических наук Ф. Т. Валеева, академика Н. А. Томилова и его учеников), в которой убедительно доказывается, что сибирские татары являются самостоятельным этносом, со своей само-бытной историей, культурой и языком. Тем удивительней мне было узнать, что на русско-татарском отделении филоло-гического факультета Тобольского го-сударственного педагогического инсти-тута им. Д. И. Менделеева (далее ТГПИ) в качестве обязательного предмета преподается язык поволжских татар (так называемый татарский литературный), а в городском Центре сибирско-татарской культуры работают танцевальные и хоровые кружки, где обучают танцам и песням поволжских татар. Студенты русско-татарского отделения филологического факультета ТГПИ и преподаватели сельских школ в приватных беседах жаловались мне, что «литературный» татарский язык студен-там и школьникам приходится учить как иностранный.

Речь идет о традиционной национальной пище. Обилие выпечки как раз показатель близости сибирских татар и татар поволжских. Например у нас такого количества выпечки нет, одна самса, да и она заимствованная у соседей. Насчет турецких сибирских татар действительно похожи на казахов и кыргызов. Добавлю, что у сибирских татар был сюжет про Эр Тощтука, который есть у казахов и кыргызов.

Однако мое личное мнение, основанное на общении с местными сибирскими томскими татарами - они практически один в один как казанские татары. Ничего особенно близкого казахам там нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад кылышбай написал:

а трайбализм это баян баянский, кот. любят обсуждать неказахи, кот. даже не имеют представления о внутренней кухне нашей р.п. структуры, отношении внутри них, о нынешних отношениях в каз. обществе и т.д. 

Вместо "неказахи" можно было прямо написать, кто именно.  ;)

Сорри, не удержался

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад Rust написал:

Однако мое личное мнение, основанное на общении с местными сибирскими томскими татарами - они практически один в один как казанские татары. Ничего особенно близкого казахам там нет.

А это может быть поздним культурным влиянием казанских татар?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
2 минуты назад Le_Raffine написал:

А это может быть поздним культурным влиянием казанских татар?

Конечно может. Например томские бухарлыки по происхождению были отнюдь не бухарцами, а какими то кочевниками, похоже прибывшими из Средней Азии, которую условно именовали "Бухарой". Пили кумыс, разводили лошадей и т.д. Но... они были все же татарами, с языком близким именно татарам, а не казахам или кыргызам. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30 минут назад Rust написал:

Конечно может. Например томские бухарлыки по происхождению были отнюдь не бухарцами, а какими то кочевниками, похоже прибывшими из Средней Азии, которую условно именовали "Бухарой". Пили кумыс, разводили лошадей и т.д. Но... они были все же татарами, с языком близким именно татарам, а не казахам или кыргызам. 

Скорее стали ближе к татарам попав в их среду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад Rust написал:

Конечно может. Например томские бухарлыки по происхождению были отнюдь не бухарцами, а какими то кочевниками, похоже прибывшими из Средней Азии, которую условно именовали "Бухарой". Пили кумыс, разводили лошадей и т.д. Но... они были все же татарами, с языком близким именно татарам, а не казахам или кыргызам. 

По поводу языка:

 

2) Здесь ниже привожу вырезку про распространение хлебобулочных изделии в настоящее время (мне кажется это из-за влияния волжских татар), по остальному очень схожи с кочевыми тюрками:

1. В системе питания сибирских татар молочные продукты занимали важное место. Особенно их роль возрастала в летнее время. Как правило, сибирские татары употребляли коровье, реже – козье молоко. Наравне с молочными продуктами большую роль играла мясная пища. Из всех видов мяса сибирские татары отдавали предпочтение конине, баранине и говядине.

Сибирские татары применяли следующие способы тепловой обработки мяса: варка в жидкости и обжаривание субпродуктов, консервировали мясо в виде сыровяленых и сырокопченых колбас, применяли сушение мяса. Сибирские татары употребляли мясо в незаправленном бульоне, сложносоставных жидких блюдах на основе мясокостного бульона, заправленных крупой и кусочками теста.
В употреблении молочно-мясной пищи сибирских татар также наблюдаются черты, отличающие их питание от таковой скотоводов южных широт Сибири: во-первых, способ изготовления сливок; ограниченное, по сравнению со скотоводами, употребление кислых сыров длительного хранения и бóльшей роли творога, что для питания скотоводов не характерно; ограниченное употребление татарами кумыса; во-вторых, отсутствие сложной иерархии и поливариантности использования частей мяса в различных обрядах. Эти существенные отличия, на наш взгляд, определяют различия двух моделей питания.

Способы использования жиров животного происхождения, обжаривание в них изделий из теста находят параллели в скотоводческих культурах юга Сибири.

Из растительных продуктов у сибирских татар довольно архаично использование в пищу злаковых в виде сырого, дробленого зерна в кашах и в жидких сложносоставных супах, употребление в пищу каленых или обжаренных целых зерен, их размалывание в муку талкан; из жидких мучных блюд – мучная болтушка или каша боламык/буламык; употребление в пищу обжаренного пресного теста, зольного хлеба.
Чрезвычайно большую роль в настоящее время в рационе питания сибирских татар играют изделия из теста (выпекаемые и обжаренные).

2. Добываемая рыба употреблялась в вареном виде. В теплое время года ее вялили и замораживали зимой. Существовали в ряде мест ограничения на употребление некоторых видов рыбы – щука, налим, линь.

3. Продукты охоты подвергаются тепловой обработке (варка в жидкости), из способов консервации мяса применяется сушение в весенне-летний период и замораживание зимой. У сибирских татар сохраняются запреты на употребление лебедя.

Источник: Марина Тихомирова. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад Аrсен написал:

По поводу языка:

При всей её субъективности, на слух все татарские наречия гораздо более взаимопонятны , чем другие соседние тюркские языки. С крымским сложнее.Это моё мнение. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад Le_Raffine написал:

Вместо "неказахи" можно было прямо написать, кто именно.

Поднимают этот вопрос как раз таки казахи , судя по СМИ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад Samtat написал:

Поднимают этот вопрос как раз таки казахи , судя по СМИ.

А любят рассуждать

Цитата

даже не имеют представления о внутренней кухне нашей р.п. структуры, отношении внутри них, о нынешних отношениях в каз. обществе и т.д. 

именно "неказахи"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад Samtat написал:

При всей её субъективности, на слух все татарские наречия гораздо более взаимопонятны , чем другие соседние тюркские языки. С крымским сложнее.Это моё мнение. 

Уважаемый Samtat, я не говорю, что сибирские татары это казахи :) Просто я начал интересоваться сибирскими татарами и первым делом понял6 что они не совсем татары. 

По поводу понимания я с легкостью понимаю татарский (хотя возможно это от абики) и другие кыпчакские языки. По поводу крымчакского языка - они ведь говорят на огузском наречии (турки, гагаузцы, азербайжанцы, болгарские горные мусульмане, туркмены, туркаманы и тд) поэтому вы их не понимаете. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад Samtat написал:

по поводу траибализма у казахов, я как не казах подтверждаю, что у казахов этого нет, больше об этом мусолят не казахи (я в их число не вхожу)...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад Аrсен написал:

По поводу понимания я с легкостью понимаю татарский (хотя возможно это от абики) и другие кыпчакские языки.

А я говорю о степени понимания. Сибирский  мне больше понятен, чем скажем казахский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

1 минуту назад Аrсен написал:

по поводу траибализма у казахов, я как не казах подтверждаю, что у казахов этого нет, больше об этом мусолят не казахи (я в их число не вхожу)...

А точнее представители известной национальности, у которых кругом (весь мир) враги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад Аrсен написал:

по поводу траибализма у казахов, я как не казах подтверждаю, что у казахов этого нет

Читаю СМИ, т.е. эта тема поднимается, обсуждается в самом Казахстане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад Аrсен написал:

Просто я начал интересоваться сибирскими татарами и первым делом понял6 что они не совсем татары. 

Не стоит обобщать. Они татары, но сибирские.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад Samtat написал:

Читаю СМИ, т.е. эта тема поднимается, обсуждается в самом Казахстане.

Обсуждаться то обсуждается, только вопрос в том как обсуждается и кем. И имеет ли обсуждающий хоть какое-то представление об обсуждаемом вопросе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что Samtat написал:

Читаю СМИ, т.е. эта тема поднимается, обсуждается в самом Казахстане.

Я понял, эту тему больше всего поднимают и мусолят, как отметил Le_Raffine просто не хочется об этом писать напрямую (между строк напишу представители самого крупного народа в СНГ). 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад Samtat написал:

При всей её субъективности, на слух все татарские наречия гораздо более взаимопонятны , чем другие соседние тюркские языки. С крымским сложнее.Это моё мнение. 

А есть ли в Татарстане известные личности(в первую очередь политики) из сибирских татаров?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад Махамбет написал:

А есть ли в Татарстане известные личности(в первую очередь политики) из сибирских татаров?

Я знаю к примеру певца ЗАКИР ШАХБАН

https://www.youtube.com/watch?v=hLZdzq_hGaw

 

Политиков я не знаю. Можно конечно полазить в сети, но нужно ли.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад Le_Raffine написал:

Обсуждаться то обсуждается, только вопрос в том как обсуждается и кем. И имеет ли обсуждающий хоть какое-то представление об обсуждаемом вопросе.

Казахами, властью, журналистами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
7 часов назад Bas1 написал:

Скорее стали ближе к татарам попав в их среду.

Если бухарлыки попали в среду татар, значит там изначально все же татары жили?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...