Eger Опубликовано 2 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2007 Кстати, ещё один загадочный факт. Все каменные бабы (на столбы) держат обеими руками на животе чашу для питья. Что это символизирует? "Он выпил вино этой жизни до дна..." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай Опубликовано 2 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2007 Нет общего мнения по поводу того, что изображено в руках изваяния. Я слышал, что в том, что находится в руках находится душа. Кубареву в могильнике Юстыд ХХIV, в тюркском кургане №13 посчастливилось найти кожанную сумочку, похожую по форме на то, что изображали тюрки на своих изваяниях. Внутри найденной сумочки лежал свернутые (как миниатюрное лассо) конские волосы. Вот чтопишет Кубарев в книге "Культура древних тюрок Алтая": "подобные кожаные и шелковые сумочки использовались для ношения предметов магического свойства. Так, например, частыми назодками в них являются камешки кремня или горного хрусталя. Следует отметить также комочки органического вещества (?), замшевую куколку с таким же комочком, косточки миндаля, остатки трута, рыбьи позвонки. Подобное же значение имели три зуба человека и зуб грызуна (?) в остатках шелковых мешочков из погребения Курай IV (курган 1) (Киселев, 1951). Человеческие зубы, свернутая узкая шелковая ленточка, перекрученные жгут и ленты, деревянная, заостренная на конце палочка зафиксированы в остатках сумочки в погребении могильника Аргалыкты I в Туве (Трифонов, 2000). Интересно, что в шелковом мешочке из Мощевой Балки обнаружено 7 сухих ягод и палочка лещины, сломанная надвое (Иерусолимская, 1992). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eger Опубликовано 2 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2007 Кубареву в могильнике Юстыд ХХIV, в тюркском кургане №13 посчастливилось найти кожанную сумочку, похожую по форме на то, что изображали тюрки на своих изваяниях. Вот что пишет Кубарев в книге "Культура древних тюрок Алтая": "подобные кожаные и шелковые сумочки использовались для ношения предметов магического свойства. ................................................................................ ................................................................................ . ................................................................ Интересная версия, я впервые слышу. Действительно, в некоторых случаях очень похоже на некую сумочку-барсетку. Но для чего её демонстрировать? Я слышал, что у якутов до сих пор существует культ священной чаши - чорона. Жаль, что с форумом что-то случилось - нет возможности передать изображение. Немного о чоронах здесь - http://www.rustrana.ru/print.php?nid=4530 И ещё один интересный факт - каменные изваяния у ацтеков зачастую тоже с чашей в руках. Только они её держат не на уровне живота (как бы уже выпили и опустили), а на повыше - уровни груди - как бы ещё пьют. К сожалению, соответствующего ацтекского изображения в I-Net не нашёл. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай Опубликовано 3 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 3 апреля, 2007 Посмотрел другую книгу Кубарева - "Древнетюркские изваяния Алтая". Там много рисунков изваяний, и на подавляющем большинстве из них, все-таки изображен предмет, напоминающий сосуд или кружку. Меня заинтересовало положение рук. Я где-то читал, что тюрки ставили изваяние, чтобы оно наблюдало за поминальным ритуалом. Т. е. изваяние символизирует умершего. И вот на большинстве изваяний правая рука на уровне груди держит сосуд, а левая рука лежит спереди на поясе. Знаю, что в православном мире у умерших руки складывают на груди. Думаю, что и у тюрков положение рук относительно тела что-нибуть изображает. В связи с этим вопрос. Я в Северо-Западной Монголии на берегу оз. Даян-Нуур видел хорошо сохранившееся изваяние Даян-Батыра. На нем было хорошо проработано лицо с серьгой на одном ухе. Великолепный пояс и портупея. Так вот рук на этом изваянии не было изначально. Вопрос, интересно, а у предводителя найманов Даян-хана (Таян), которого в 1204 г. Темучин прогнал с территории Монгольского Алтая, были ли проблемы с руками? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eger Опубликовано 3 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 3 апреля, 2007 Что случилось с форумом? Ни фотографии вставить, ни цитаты... ............................... Меня заинтересовало положение рук. Я где-то читал, что тюрки ставили изваяние, чтобы оно наблюдало за поминальным ритуалом. Т. е. изваяние символизирует умершего. И вот на большинстве изваяний правая рука на уровне груди держит сосуд, а левая рука лежит спереди на поясе. .............................. Тюркские каменные изваяния, что я видел в Ростовском краеведческом музее, на Танаисе - все держат сосуд на том уровне, где приходится сгиб локтевого сустава под прямым углом. Т.е. где-то в верхней части живота, но не на груди. Я думаю, это естественное положение опущенных рук, если они держат какой-то предмет (выражение: "опустил руки" - значит, нет смысла действовать). А насчёт символа - живот - символ жизни "...и не щадя живота своего". И ещё - у древних что-то в животе позиционировалось - не душа, но что-то соответствующее. Кстати как Вы описываете расположение рук - точно так на фотография памятника Буса работы Раева, но, по вышеуказанной причине разместить её здесь не могу (а в I-Net нужно искать). Кстати, Геродот описывал скифа - и на поясе у него всегда висела кружка (почему-то он пишет что золотая). Что это - какой-то символ или признак личной гигиены? Насчёт изваяний без рук - у самых древних руки на скульптуре не выделялись, не высекались - они действительно больше походили на прямоугольный столб, на котором вычерчивалась голова и элементы одежды, руки тоже на некоторых вычерчивались. Но что бы изваяния было похоже по стилю на современный бюст - не слышал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eger Опубликовано 3 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 3 апреля, 2007 О памятнике Бусу - изваянию IV века рассказано здесь: http://www.bibliotekar.ru/index.files/6LomAsov.htm http://pravislava.al.ru/bus.htm Фото здесь: http://pravislava.al.ru/pic2/boyan/ris02.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай Опубликовано 3 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 3 апреля, 2007 Ко времени скифов относится пазырыкская культура на Алтае. Там под курганами в замороженном грунте найдено много вещей, в том числе и посуда. Полосьмак, работавшая на плоскогорье Укок в 1990-х гг. находила в некоторых могилах стоящие на небольших столиках три кружки, сделанных из разных материлов: глина, дерево и рог! Полосьмак считает что различие материалов, из которых были сделаны кружки с жертвенной едой не случайны. Якобы, глина, дерево и рог символизируют три стихии. Кстати, Кубарев тоже нашел под алтайскими изваяниями древних тюрок, несколько деревянных кружек. И еще момент. У найденных кружек из могил (т. е. у ритуальных кружек) - плоское дно. А в быту кочевники использовали кружки с округлым дном. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eger Опубликовано 3 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 3 апреля, 2007 Когда смотрел Танаис, я сфотографировал одно каменное изваяние - чаша в руках у него была прорисована наиболее чётко. Больше похожа на немного высокий горшочек, т.е. в целом - форма чорона, но на очень низкой и толстой ножке. Точнее, ножки, считай, нет, но рюмочное основание прорисовано. А вод в краеведческом музее посуда тех времён - начало нашей эры на самом деле очень элегантна, даже изъящна, не такая грубая, как на изображениях. Я считаю, что это следует отнести к невысокому совершенству скульптурного искусства у степняков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай Опубликовано 5 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2007 По поводу чашки мне вспомнилось, что до 1930-х гг. на Алтае после окончания камлания народ гадал своеобразным способом. Назад кидалась кружка. Если она падала но дно, то это предвещало удачу. Если была перевернута, то - неудачу. И еще. На Алтае, в Туве, в Хакасии и в Смньцзяне живут старообрядцы различных толков. Так вот они если кто-то выпил из их кружки, такой кружкой больше не пользуются. Так одна из кружек в 1990 г. попала ко мне на Каа-Хеме. Интересно, почему старообоядцы так относятся к своей посуде? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eger Опубликовано 6 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 6 апреля, 2007 И еще. На Алтае, в Туве, в Хакасии и в Смньцзяне живут старообрядцы различных толков. Так вот они если кто-то выпил из их кружки, такой кружкой больше не пользуются. Так одна из кружек в 1990 г. попала ко мне на Каа-Хеме. Интересно, почему старообоядцы так относятся к своей посуде? Объясняется это так: http://studlib.ru/article/a-443.html В селе (ныне - деревня) Локотско Крестецкого р-на в основном проживали православные, а в нескольких соседних деревнях - староверы. Из воспоминаний М. Г. Брызгаловой, 1923 г. рождения, мать которой была портнихой, поэтому нередко общалась и со староверами : "Когда они у нас в доме выполняли какую-нибудь работу, то никогда не садились за стол, брали еду с собой. У них бытовало мнение, что православные - поганые люди" (Там же: 54 об.). У некоторых создалось представление, что раздельная посуда - главный или наиболее значимый момент конфессионального общения: " Старовер ненавидит православного, не даст из своей кружки напиться. Они считают, что все, кроме староверов , нечистые" (Там же: 59 об.). Интересно, что у респондентов Маловишерского р-на более спокойное отношение к требованию раздельной трапезы (посуды), хотя и они также об этом неоднократно упоминают. Здесь функционировала норма восстановления благочестия, если староверу доводилось поесть из одной чашки с мирским: следовало отмолиться 10 лестовок. Почти во всех обследованных деревнях и селах колодцы принадлежали отдельным семьям, а для чужих на крышке колодца была прикреплена кружка . У старообрядцев-поповцев установка на раздельную трапезу, посуду или отсутствовала, или осознавалась как заимствованная "от староверов ". Послание игум. Феодосия представляет собой ряд независимых тезисов, композиционно соединенных как фрагменты прямой речи с указанием субъекта говорения. Аргументация включает: запрет на все способы контакта с «латинами», за исключением помощи нуждающимся; изложение причин запрета как описание недолжного поведения «латин»; предупреждение о наличии «злыя тоя веры людей» в православных землях и совет умереть за веру; рассуждение о двоеверии; наставление о милости к иноверцам; изображенное в условной модальности прение с «латиняном», завершающееся противопоставлением «мертвой» латинской веры и «живой» веры православной. Рассмотрим последовательно все части аргументации послания. В наставлении: «вере же латинской не прилучатися, ни обычая их держати, и камькания их бегати, и всякаго учения их не слушати, и всего их обычая и норова гнушатися и блюстися, своих же дочерей не даяти за не, ни поимати у них, не брататися с ними, ни поклонитися, ни целовати его, ни с ним в одном сосуде ясти, ни пити , ни борошна их примати… зане же неправо веруют и нечисто живуть…» [1, 170] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eger Опубликовано 6 апреля, 2007 Поделиться Опубликовано 6 апреля, 2007 Вот три ссылки о чашах: http://www.publish.diaspora.ru/gazeta/arti...raina24_2.shtml http://www.ido.tsu.ru/ss/?unit=196&page=contents http://gazeta.ksu.ru/f10/bibl/1027/sysoeva/vvedenie.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай Опубликовано 15 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 15 июня, 2007 На сайте Терра Монголия http://www.terra-mongolia.ru/guest.html прочитал: "В Монголии много "каменных баб" тюркского периода, причём, почти все обезглавленные. Это "поработали" уйгуры - манихеи в 8-9-ых веках, отличавшиеся особой нетерпимостью". Вопрос. А почему уйгуры на территории современной Монголии обезглавливали каменные бабы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 16 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 16 июня, 2007 На сайте Терра Монголия http://www.terra-mongolia.ru/guest.html прочитал: "В Монголии много "каменных баб" тюркского периода, причём, почти все обезглавленные. Это "поработали" уйгуры - манихеи в 8-9-ых веках, отличавшиеся особой нетерпимостью". Вопрос. А почему уйгуры на территории современной Монголии обезглавливали каменные бабы? Уйгуры были буддистами (те древние уйгуры не имеют прямого отношения современным уйгурам Синьцзяна, которые имеют в основном сартское происхождение. Приблизительно можно считать прямыми потомками древних уйгуров - тывинцев современных) Так как буддисты с шаманскими (көк тэнгри) прижитками серьезно занялись чтобы уничтожить. И ещё есть такое излюбленное слово "иго" - Уйгуры освобождались от ига тюрков и свой гнев тоже направили на "каменных баб", которых чтили "кёк тюрки". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
hasyg Опубликовано 16 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 16 июня, 2007 http://kazakh.ru/news/articles/?a=964- Статья незнаю кем написанная, самые интересные отрывки ниже: "В Казахстане начитывается около 400 каменных изваяний. К настоящему времени в святилище в верховьях реки Мерке обнаружено более 70 каменных изваяний. Датируются VII-VIII веками. Половина - установлена в честь женщин. Скульптуры, установленны с восточной стороны оград на святилище Жайсан изображают преимущественно мужчин и изредка женщин. Каменные изваяния меркенского типа, мужские и женские, установленные на курганах, с сосудами, которые держат статуи в обеих руках, на уровне живота. В ходе раскопок на ритуальных оградах святилища Жайсан были обнаружены железные наконечники стрел, которые находили по одному в центре сооружений. Обнаружены в ритуальных конструкциях, одна из которых была в честь женщины, так как перед ней стояло женское изваяние. Низами в своем труде «Искандер-намэ» писал: «Все племена кыпчаков, когда попадают туда, сгибаются вдвое перед этой единственной в своем роде статуей. Пешком ли зайдут они туда с пути или верхом поклонятся ей как творцу. Всадник, который подгонит к ней коня, кладет стрелу из колчана в честь нее. Пастух, который заведет туда свое стадо, опускает перед ней овцу»" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 26 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2007 На сайте Терра Монголия http://www.terra-mongolia.ru/guest.html прочитал: "В Монголии много "каменных баб" тюркского периода, причём, почти все обезглавленные. Это "поработали" уйгуры - манихеи в 8-9-ых веках, отличавшиеся особой нетерпимостью". Вопрос. А почему уйгуры на территории современной Монголии обезглавливали каменные бабы? я слышал, что обезглавливали не уйгуры, а буддисты и причем в 17-18 вв. Кюль-Тегин именно тогда и лишился головы, так как монголы мазали ему губы маслом. Вот монахи и отрубили ему голову, чтобы маслом мазали не ему губы, а скорее всего им :oz1: . Обычная борьба за паству и перераспределение жертвоприношений. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 27 июня, 2007 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2007 Да там находят натуральные якутские сэргэ-коновязи, в каменном варианте! (из книги С.Ажигали) Давно хотел выложить, но проблема с сканером. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eger Опубликовано 5 ноября, 2007 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2007 Интересное толкование нашёл понятию каменная "баба", "болван" http://www.day.kiev.ua/168361/ Дайте бабам собственную хату! Мои собеседники с увлечением рассказывают о разнообразии этих скульптур. Здесь и изображения вооруженных мужчин, и женщин в изысканных шляпках, праздничной одежде с украшениями, а также с зеркалами, гребешками и сумочками около пояса. Есть статуи и проще, менее насыщенные указанными выше атрибутами. Но обязательный элемент каждой из них — наличие в руках чаши, предназначенной, по-видимому, для ритуальных напитков. Лица скульптур обычно — монголоидные, а вот выражения лиц — индивидуальные: от строгих, надменных до целомудренным, улыбчивых и откровенно радостных. Но, несмотря на портретность, не возникает сомнения, что эти статуи — не изображение конкретных людей, а воссоздание в камне прославленных личностей с чертами богов или героев, а порой мудрого и всесильного пращура, который обеспечивал связь с потусторонним миром. Именно половцы дали каменным творениям название бабы, болваны (от иранского «палван» — богатырь, атлет). Почему половцы дали название своим бабам по-ирански - вопрос Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 5 ноября, 2007 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2007 Почему половцы дали название своим бабам по-ирански - вопрос Ответ: это просто "иранцы" все гребут под себя http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...amp;#entry21587 Altaic etymology :Proto-Altaic: *pe/laba(nV) Meaning: a figure made of stone or clay Russian meaning: фигура из камня или глины Turkic: *bAlbal Mongolian: *barimal Tungus-Manchu: *pelbu Japanese: *pa/ni/wa/, *panipai, *panima Comments: The comparison is very tempting, although one has to suppose secondary folk-etymological reanalysis in Mong. (where barimal /a regular development < *balima-r/) is associated with bari- 'to build', and in Jpn., where all the variants are associated with pani 'red clay'. -------------------------------------------------------------------------------- Turkic etymology : Proto-Turkic: *bAlbal Meaning: a stone pillar erected on a grave Russian meaning: каменная колонна на могиле, истукан Old Turkic: balbal (Orkh., Yen.) Comments: EDT 333. Borrowed (possibly from an unattested Bulgar source) in Old Russ. bolvanъ, Hung. ba/lva/ny 'stone idol' (suggestion of Melioranski, evidently preferable to the hypothesis of Korsch-Dmitriev < Pers. pahlava:n, see Шипова 84-85, Аникин 114). -------------------------------------------------------------------------------- Mongolian etymology : Proto-Mongolian: *barimal Meaning: sculpture Russian meaning: скульптура Written Mongolian: barimal (L 88) Khalkha: bar/mal -------------------------------------------------------------------------------- Tungus etymology : Proto-Tungus-Manchu: *pelbu Meaning: antropomorphic pendant for women's hair Russian meaning: подвеска (женское украшение в виде изображения человека) Evenki: helbu Comments: ТМС 2, 363. Attested only in Evk., but having interesting external parallels. -------------------------------------------------------------------------------- Japanese etymology : Proto-Japanese: *pa/ni/wa/, *panipai, *panima Meaning: figures of men and animals made of clay Russian meaning: фигурки людей и животных из глины Old Japanese: paniwa, panipe, panima Middle Japanese: fa/ni/wa/ Tokyo: ha\niwa Kyoto: ha/ni/wa/ Kagoshima: hani/wa Comments: JLTT 398. Word: болва/н,Near etymology: др.-русск. бълванъ, укр. бовва/н "массивная глыба неопределенных очертаний, идол, болван", блр. балва/н "деревянный столб в углу печи, столб, свая", ср.-болг. балванъ (XIII в.) "изваяние" (Mi. LP. 11), сербохорв. ба\лван "идол, брус", словен. balvȃn "идол, бревно, глыба", bolvȃn "идол, глыба", чеш. balvan "ком, глыба", польск. bal/wan "большой камень, обломок скалы, глыба". Further etymology: Определение исходной формы затруднительно: *bъlvanъ, *bal(ъ)vanъ. Ильинский (ИОРЯС 24, 1, 115) предполагает здесь чередование, но balvanъ могло также возникнуть в отдельных языках в результате ассимиляции гласных из *bъlvanъ (ср. *bolvanъ). Тот же ученый предполагает родство с др.-исл. bulr, bolr "ствол дерева, туловище", ср.-в.-н. bole "доска", нов.-в.-н. Bohle "брус", далее - с нов.-в.-н. Balken "балка, бревно"; ср. еще Торп 266. Столь же ненадежно сравнение с гот. balwawe:sei "злость", balwjan "мучить", греч. φῆλος, φηλός "обманчивый", ἀποφώλιος "ничтожный"; см. Прельвиц 487; Мерингер, IF 17, 159; 21, 296 и сл.; против см. Бернекер 1, 41. Гораздо вероятнее мысль о заимств. из тюрк.: Мелиоранский (ИОРЯС 7, 2, 280 и сл.; 10, 2, 68 и сл.) предполагает др.-тюрк. *balvan из др.-тюрк. balbal "надгробный камень, памятник" (орхонск. надписи), которое происходит из кит. Корш (AfslPh 8, 651; ИОРЯС 8, 4, 2 и сл.; 11, 1, 266 и сл.) исходит из казах. palvan, balvan "борец, силач, герой", тур. pa"hlivan, народн. pa"hla"van -- то же, вост.-тюрк., тар., узб. palvan -- то же (Радлов 4, 1168 и сл.), которое заимств. из перс. pa"hliva^n "герой, борец". Мелиоранский (там же) возражает против этого объяснения, указывая, что знач. "дурак, болван" не могло развиться из "борец", "герой". Точно так же оспаривает он возможность b в казах. palvan. Старая этимология болван < тюрк. balaban "большой, толстый" (Mi. ТЕl., Доп. 1, 10; 2, 81) также оспаривается Мелиоранским (там же); см. еще Ягич, AfslPh 30, 458; Гомбоц 211. Из русск. заимств. лит. bulvõnas "идол", лтш. bul̃va:ns "манок (в виде птицы)"; см. М. -- Э. 1, 349; Буга, РФВ 67, 234. Совершенно авантюристичны попытки Ше'льда (Lw. St. 12 и сл.) произвести слав. слова через посредство шв. bulva/n "соломенное чучело", диал. нем. Balba/hn из ирл. balba/n "соломенное чучело". Мнимые перечисленные посредники в герм. языках заимств. из вост. языков. Брандт (РФВ 21, 205) напрасно отделяет блр. балва/н "дурак" от перечисленных выше слав. слов, производя его из *балованъ от баловати. Trubachev's comments: [См. еще Детерс, IF 61, 1954, стр. 329. -- Т.] Pages: 1,186-187 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eger Опубликовано 5 ноября, 2007 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2007 Ещё насчёт "каменная баба" - этимология с точки зрения русского языка. Есть такое старое слово - а(о)бабки - грибы. Пожет по сходности визуального образа? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 29 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2013 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 29 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2013 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 29 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2013 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nureke Опубликовано 29 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2013 Половецкая красавица. Подарок истории.http://www.youtube.com/watch?v=THhwnPKsrkY Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nureke Опубликовано 29 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2013 Бабы прусские [править | править исходный текст]Материал из Википедии — свободной энциклопедии Баба прусская из Мозгово/Ласечно в Археологическом музее в Гданьске. Ба́бы пру́сские — каменные статуи, созданные, вероятно, в средневековье, с неизвестной функцией и происхождением[1]. Они были найдены в землях, ранее населённых племенами пруссов, завоёванными в XIII веке Тевтонским орденом. Первое упоминание о «бабах» относится к началу XVIII века. Исследователи собрали информацию о 21 «бабе», 8 из которых рассматриваются как произведения современных скульпторов. Находки «прусских баб» сгруппированы в двух различных местах: в непосредственной близости от Илава и в области Бартошице. Внешний вид[править | править исходный текст]Статуи имеют высоту до 1,5 метров и изображают, несмотря на название, мужчин. Характерны грубые черты лица, держат в правой руке ритуальную чашу, в левой, иногда, меч или нож. У некоторых нет атрибутов воинов — руки сложены крестом на груди. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shahan Опубликовано 2 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 2 октября, 2015 Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, …и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки...А.П.Чехов. Степь. История одной поездкиОдним из ярких проявлений культуры сред - невековых кочевников являются каменные из - ваяния – изображения людей, ставившихся в древности на возвышенностях и, прежде все - го, на курганах от Северного Причерноморья до Нижнего Поволжья и дальше на восток. Изваяния устанавливались вплоть до эпохи поздних кочевников, т.е. до ХIII-ХIV вв. С проникновением в Степь мировых религий каменные статуи перестали быть фактом жи - вой культуры. В ХV-ХVIII вв. в степой зоне Юго-Восточной Европы происходят значи - тельные сдвиги, связанные не только с изме - нением религии, но и со сменой этнической и общекультурной ситуации.С ХVIII в. начинается массовое заселение Степи славянским населением. Поселенцы ос - ваивают новую географическую среду и новые экологиче ские реалии, приспосабливают к ним свою культуру, традиции и фольклор.Каменные изваяния, стоявшие на курга - нах, неизбежно попали в сферу интересов но - вых поселенцев. Столь своеобразные изделия прошлой эпохи обратили на себя внимание, заставили о себе говорить. Вокруг этих изва - яний сложился свой комплекс представлений, к ним выработалось определенное отноше - ние, которое затем передавалось из поколения в поколение и во многом живо и в настоящее время. “На земле г-жи Неклюевой есть большойкурган, на котором стояла «баба». Т.к. крес - тьяне вздумали оказывать ей род поклоне - ния, управляющий приказал ее опрокинуть,но в продолжение голодного 1833-4 года ониопять поставили ее на место, утверждая, чтоона способствует им иметь дождь и урожай,и начали поклоняться ей усерднее прежнего”(Каменные бабы , 1844, с.597).В середине ХIХ в. в Екатеринославскойгубернии во время засухи или эпидемии ( лихо - радки ) шли к каменной бабе, в частности, сто - явшей на кургане у Чертомлыка, молились ейи приносили жертву: клали ей ломоть хлеба наплечо, давали монеты ( грош ), рассыпали у ногзерна и, кланяясь в ноги, говорили: “Помилуйнас, бабо, бабусенко, бабусю. Будем кланятьсяеще ниже, только помоги нам и спаси от беды!”(Терещенко А., 1866, с.7; Топорков А.Л., 1995 О разрушении каменных изваяний в пределах Изюмского уезда Харьковской гу - бернии в начале 20 гг прошлого века писал Н.В.Сибилев: “Каменных баб в 1901 г насчи - тывалось 66, но с тех пор количество их дол-жно было сильно уменьшиться, так как одни из них испорчены, а другие вовсе уничтоже - ны, напр.: у х.Синичина… Наполовину унич - тоженные есть к югу от Гончаровки, одна в самом Изюме (бывшая усадьба Беловицкого) и одна на шляху из Изюма в В.-Камышеваху” (Сибилев Н.В., 1923, с.31). В конце 20 гг ХХ в. это констатировал А.А.Захаров: “В настоя - щее время уже мало этих баб осталось в сте - пях Украины, но в былое время они имелись там в громадном количестве и поражали своим видом…” (Захаров А.А., 1928, с.11). Подобное зафиксировал В.М.Евсеев в 1932 г: “В селе Чистяково было 3 бабы. При прокладке шоссе одну каменную бабу разбили и использовали как строительный материал для шоссе” (Евсеев В.М., 1932; Усачук А.Н., 1994, с.101). В послевоенный период из-за дефицита строительного материала скульптуры продол - жали исчезать как и сто лет назад (Красиль - ников К.И., 1999, с.58). Обратим внимание на информацию, датированную 50 гг ХХ в.: “під - літком я бачив декілька степових курганів за лісом між Савелівкою і Ольховаткою, вершини яких вінчали кам’яні ідоли” (Чубенко В., 2008, с.104). Уже в 70 гг ХХ в. в этих местах (земли Енакиевского горсовета Донецкой обл.) по дан - ным енакиевского археолога В.Ф.Клименко и отдела охраны памятников археологии Донец - кого областного краеведческого музея на кур - ганах не было ни одного каменного изваяния. В с.Красная Поляна Донецкой обл. уже в наше время несколько каменных изваяний было по - 208 ложено в фундамент летней кухни (Хоба Ю., 2004). После 1969 г в с.Белоцерковка Белоцер - ковского р-на Запорожской обл. одно каменное изваяние уложили в фундамент жилого дома, другое использовали для забутовки порога (То - щев Г.Н. Шевчук С.П., 1994, с.8). Кроме этого, в куче строительного камня на ул. Мира этого же села были обнаружены головы двух извая - ний (Тощев Г.Н. Шевчук С.П., 1994, с.8). Одно из каменных изваяний, ныне хранящихся в Ма - риупольском краеведческом музее, происходит из пгт Мангуша, где долгое время “подпирало” стену старого дома (Скорик Л., 2009). В качес - тве порога колхозного склада несколько деся - тилетий использовалось скифское изваяние в с.Шевченко Тельмановского р-на Донецкой обл. (Удовиченко О.І., 2002-2003, с.81).С.А.Плетнева в начале 1970 гг констати - ровала: “Очень редко находят целые статуи, еще реже удается переправить эти находки в музеи. Чаще их разбивают на месте и исполь - зуют, как и сто лет назад, для хозяйственных нужд. Впрочем, не только вновь открытые статуи подвергаются уничтожению. … В 30 годах великолепную статую, стоявшую у вхо - да в Пятигорский музей, свалили, разбили на щебень, которым засыпали яму на площа - ди. В Кра снодарском крае найденную в 60 гг прошлого века в насыпи кургана половецкую статую положили в фундамент Дома культу - ры станицы Бузинов ской (Цокур И.В., 2008, с.712). В Таганрогском музее за последние 25 лет из коллекции исчезло пять изваяний: оче - видно, их также разбили строители во время многолетнего ремонта, происходившего в му - зее” (Плетнева С.А., 1974, с.8-9). К примеру, в наше время ситуацию с каменными изваяния - ми на территории Харьковской обл. исследова - тели оценивают как “сложную” (Колода В.В., 2008, с.92).В июле 2009 г в Донецкий областной краеведческий музей приезжали жители с.Луганское Марьинского р-на, которые обна - ружили голову от мужского изваяния в стене сарая. Почти целые, но сильно оббитые изва - яния были обнаружены в стене или фундамен - те домов в селах Александро-Калиново и Бе - локузьминовка (рис.3; 4) Использование изваяний в качестве строи - тельного материала порой принимало анекдо - тичный характер. Так Д.И.Яворницкий описал, как один расторопный исправник Новомос - ковского уезда Екатеринославской губернии, задумав построить каменный погреб, решил использовать для этой цели “каменных баб”. Чтобы собрать побольше, исправник, восполь - зовавшись правительственными распоряжени - ями, разослал якобы полученный из столицы приказ, согласно которому все жители, у кого найдутся “каменные бабы”, должны незамед - лительно отправить их в Петербург. Естествен - но, крестьяне взмолились и послали исправни - ку не только прошение, но и ассигнации, что - бы их благородие упросил высшее начальство об отмене распоряжения везти “баб” “в такую даль – аж в столицу”. Исправник “внял” моль - бам просителей и великодушно позволил вез - ти “каменных баб” не в Петербург, а к себе в хозяйство (Эварницкий Д.И., 1890, с.193-194; Красильников К.И., 1999, с.58). Часто исследователям приходилось стал - киваться с ситуацией, когда изваяние букваль - но недавно было снято с кургана и перевезенов село:“я направился в станицу Верхне-Кундрюченскую, на р.Кундрючке, где ожидалеще найти курган с каменной бабой. Курганэтот... я нашел уже кем-то разрытым, и сто - явшая на нем баба увезена на соседний Го - лубинской хутор” (Бранденбург Н.Е., 1896,с.33);“на курганах баб нет, но есть снятые с кур - ганов, обнаружившиеся, в основном, при рас - пашке”, − пишет в Рапорте № 828 от 14 мая1891 г Окружной начальник Ростовского округа Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться