Перейти к содержанию
Гость Хангылбай

Саха, Якуты

Рекомендуемые сообщения

:unsure: Уважаемые посетители подскажите пожалуйста есть ли эти этнонимы у казахов, киргизов, узбеков и уйгуров- кангалас, нам, байагантай, атамай, мэнгэ и малтаны. :(

пожалуйста побыстрее дипломная о себе дает знать.

заранее благодарю!! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Норуон норгуй саха аймах хаан дьоно!

По этим этнонимам, об их связи с кыпчакскими (казахскими, башкирскими и т.д.) у меня была статья на Журнале Чолбон XII номер 2001 года.

Правда, это уже устаревший взгляд, саха - как тюркоязычный этнос,

гораздо ближе к монголам и бурятам на самом деле.

Хотя предания саха говорят о том, что происходят от трех различных

племен, на самом деле, Эллэй считается сородичем Омогоя, который прибыл значительно позже его.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:D Нерен Нергюй убаай Басылай :rolleyes:

Ты сказал правильно что якуты лежат ближе к монголам. Процент монголидности 94% а европеодности 6% по моим рассуждениям. в основном европеоиды у Якутов это потомки русских переехавших в Якутию до становления советской власти, за счет взаимных браков этих национальностей появляется большой процент населения который считает себя той или иной национальности. B)

:o Также метисов становится больше потому что большую роль играет географическое положение. Как считает Гумилев что нет ни одной национальности у которой бы не было метисов, мулатов, креолов и т.д.

:unsure:

**************

Так насчет этнонимов и тотемов. У якутов есть племена с явно монгольским происхождением это:

1)Хоро

2)Хатыгын

3)Югюлят

4)Кулят

5)Чорду

6)Бэти

7)Баатылы

8)Тумат

**************

Читали ли вы книги Лугинова "По указу Чингис-хана" он предстает родичом якутов. :D

Субутай лучший ратоводец эпохи монгольского господства является уранхаем, если перевести его имя Субутай без особых натяжек и транскрипций то оно будет Советник. Как мне известно Субутая звали Чаурхан Субутай что значит Дьасылгай Субутай - стремительный совет, быстрый смекалистый советник. :D

Я просто любитель истории, и как ученый представит не могу, студенческой памяти не хватает...... :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нерен нергюй аймахтарым сахалар сонун барыта элбэх

Недавно мне стало известно что якуты с казахами имеют много общего и у них племя канглы очень многочисленно как у якутов хангалас :D

___________________________

Мой дед рассказывал одну сказку Хазы Харбас и Баян Солу что она начинает свой сюжет в "великой степи" и затрагивая Якутии обзаводится здесь потомками, а когда они Хазы и Баян умерли их младший ушел обратно в "великую степь". И они похоронены около реки Айауус (Аяуз)

___________________________

Вроде бы все :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Общность этноним поразительно одинакова вот они, я буду писать слева якутский, справа казахский этноним.

Хангаласс - Канглы

Ексекю - Аксофы

Арбын(Аргын) - Аргын

Тобук - Тобук

Ёдёй - Адай

Мэйэрэм Сэпи - Мейрам Сафы

Орос куель - Оразкельди

Сэргээччи - Шеркес

Чаргас - Шаркас

Байага (байагантай) - байулы

Маамык ууса (мымах ууса) - мамык

Туерт тогул - Тортуул.

Связи с этим готовится к выпуску сайт посвященный этой теме!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У якутов абысы- злые духи, у хакасов и алтайцев - священники, причем противопоставляются шаманам.

Абыс (хак.) - священник, служитель церкви // хафиз (араб.) - служитель культа, чтец корана.

                         

                    Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. - Абакан, 1999. - С.12.

Полагаю, что понятие абыс древнее хафиз

Вопрос: а есть ли понятие абыс/абасы у казахов?

С уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я всего лишь казах, и к тому студент. А насчет связей с якутами я взял из книги Гоголева "Якуты". Буду более корректней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Привожу выдержки из работы В. Ушницкого, может кому-нибудь будет интересно.

В исторических преданиях саха, есть предания о племени кыргыс, переселившемся из южной страны во времена прибытия на Среднюю Лену Омогой Бая и Эллэй Боотура. Однако на Средней Лене не известен факт существования отдельного племени кыргыс, если не принимать во-внимание наличие небольшого рода кыргыс - кыргыдай, который, видимо, был частью народа туматов. Зато на Иртыше, отдельные группы (скорее всего военные отряды) енисейских кыргызов проникали в места расселения кимако-кыпчакских племен.

Взаимопроникновение кимаков и древних кыргызов и их культурно-этническая интеграция очевидна. К XI в. в кимакском каганате образуется целая область со смешанным населением, причем имело место именно древнекыргызское проникновение в районы кочевания кимакских племен. Однако известно и о военном противостоянии между кимаками и кыргызами. Страна кимаков была обьектом активной военной экспансии древних кыргызов. В свою очередь, кимаки также не оставались в долгу, кыргызы имевшие 4 города в стране кимаков, "особо должны опасаться предприимчивости царя кимаков, воинственного государя, который находится почти всегда в состоянии войны со своими соседями". В языке саха, слова "кыргыс", "кыргыhыы" означают "сражение", "битва". Видимо, в результате векового противостояния предков саха кимаков-уранхаев енисейским кыргызам в исторической памяти народа название воинственных кыргызов стала прочно ассоциироваться с понятием о сражениях и битвах.

...Название "киргиз-кайсаки", "киргизы" под которым обозначали казахский народ в русскоязычной литературе и документах с XVIII в. до З0 -х годов прошлого века считается ошибочным названием. Однако, указывая на вышеприведенные факты, следует указать на то, что эти названия могли относиться к древней степной традиции, под которым привыкли обозначать обитателей казахских степей. Ведь в территории Центрального Казахстана в средние века (IX-XI вв.) в период Кимакского каганата проживало многочисленное кыргызское население, входившее в состав кимаков - уранкаев. Раскопанные на данной территории кимакские города, судя по вышесказанному сообщению принадлежали кыргызам. Нужно напомнить и то, что кимаки имели письменность енисейского типа, попросту позаимствовав ее от кыргызов. Названия кимакских городов и местностей, представленные в сообщениях восточных писателей, по-видимому принадлежат кыргызам - наиболее культурному элементу в составе кимаков-уранкаев. Так в них фигурируют горы Гиргир (Кыркыр), реки Шария (от сары, шары) и Гамаш - Иртыш (от енис. Кем, Кам - река).

...

В кыпчакскую эпоху (XII-XIII вв.)кыргызский элемент как бы исчезает из степей Казахстана. Племя кыргыз не представлено в списках кыпчакских племен. Спрашивается, куда же подевался благословенный народ Манаса? Однако, можно обратить внимание на кыпчакскую легенду, которая относится к периоду завоевания территории степей Восточной Европы монгольскими завоевателями, которую приводит египетский (мамлюкский) автор Рукн ад-дин Бейбарс. В ней рассказывается о войне некоего Монгуша из племени дурут (тортуул) с Ак-Кубулом, владыкой племени токсоба. Весьма интересно то, что имя Монгуш является названием кыргызского племени монгуш из правого крыла, и его родоначальником считается некий Ак-Кубул. Как свидетельствует ономастика, кыргызы дошли не только до Средней Азии, но и Предуралья, Северного Кавказа, Астрахани, Крыма. Имеются в степях Южной Руси и названия местностей с корнем ман, например река Маныч. Можно отметить и присуствие племен кыргыз и монуш в составе башкир. Следует подчеркнуть и близкие культурно-исторические связи кыргызов с мангытами-ногаями. Так, по кыргызским преданиям, Манас был ногайским (мангытским) мирзой. В этом можно увидеть факт возможной принадлежности предков кыргызов к половецкому обьединению, историческими преемниками которых являлись ногаи.

Следует отметить и то, что среди племен - народов покоренных монголами в Восточной Европе упоминаются керкисы. Считается, что под этим названием фигурируют черкесы. Это также интересно. Так как этноним черкес широко встречается в тюркской среде, и в общем-то, считается синонимом другого - кергис. Среди казахов имелся род шеркес, название которого сравнимо с родом саха Сэргэччи в Ботурусском улусе. Кыргызско-черкесские параллели этим не ограничиваются. Так, название черкесского народа адыге сравнимо с именем кыргызского племени адыгене, которого в свою очередь сравнивали с именем рода саха уодугэй. Следовательно, можно предположить, что в этногенезе черкесов на Кубани (от куба-куманды) мог принимать участие тюркский кочевой элемент, связанный с кыргызами - черкесами. Еще также бесспорно то, что он связан с словом черкас - обозначением тюркских групп населения, принимавших православие и селившихся в русских землях, еще со времен древнерусских княжеств вплоть до присоединения Украины к России. В них следует видеть основное ядро этнической группы казаков в составе восточнославянских народов. Черкасами называли, прежде всего, запорожских казаков, иногда донских и волжских. Западноевропейский путешественник XV в. Герберштейн упоминает о двух групп горских черкасов, одно на Кубани и другое глубоко на Кавказских горах, христианах со славянским языком. В них следует видеть предков кубанских и терских казаков.

Весьма интересно, что по сообщениям западноевропейских путешественников карачаевцев называли кара-киркез, т.е. черные черкесы. Средневековое наименование карачаевцев - кара-куиркуез. Другой западноевропейский путешественник называл их, наряду с этими названиями, также куманами. На основе сопоставления известия Ибн-аль-Асира с фактом принадлежности карачаевского языка к половецкому кругу, можно придти к заключению, что предками нынешних карачаевцев была та часть половцев, которая во время монгольского нашествия в XIII в. покинула свои степи и укрылась в горах Кавказа.

...

На основе арабских источников о кипчаках, установлено, что в IX-X вв. между Северным Приаральем и Южным Уралом кочевала отдельная группа команов (куманов), которая в начале IX в. "попала под политическое влияние кыпчаков". Спрашивается, какое племя могло фигурировать под данным названием? Исходя из вышеприведенных материалов, можно установить, что под данным именем скрываются те-же кыпчаки или кимаки области Кыркырхан, т.е. кыргызы. В середине XI в. именно команы составили авангард западной миграции степных племен, вероятно, всего политически стимулируемый кипчаками, но возглавленной команами-шары. Казахский востоковед Б.Э.Кумеков на этой основе, выдвинул версию о существовании и этническом развитии трех отдельных народов: кыпчаков, куманов и кимаков и пересмотре представления о едином массиве кыпчакских племен от Иртыша до Дуная. Безусловно, данное разделение восходит к делению Кимакского каганата на три вышеозначенных области. Возможно, именно на этой основе возникло этническое ядро трех близко родственных тюркских народов: казахов, кыргызов и саха.

Весьма загадочным представляется и происхождение самого племени кыпчак, реальное упоминание которого встречается только в поздних источниках. Согласно легенде об Огуз-кагане, кыпчаки были одним из 24 племен огузов. Мальчик, получивший имя Кыпчак, ставший персонифицированным этнонимом, появляется после неудачного похода Огуз-кагана на племя ит-барак. В.Ф. Минорский высказал предположение о том, что мифическую страну ит-бараков следует искать на Енисее, где обитали в тот период киргизы. Таким образом, в этногенезе кыпчаков активное участие могли принимать древнекыргызские племена. О многом говорит и близость кыргызского и некоторых диалектов хакасского языка к кыпчакским языкам.

Следовательно, кыргызы еще ранее проникшие в кимако - кыпчакскую среду, затем могли уйти еще дальше на запад. Представляя тем-самым западную ветвь единого кыпчакского сообщества. Именно они могли быть известны под названием сары-куманы, на славянском языке - половцы из-за своей характерной внешности. Но данное утверждение отнюдь не противоречит тому факту, что в составе западных кыпчаков - половцев были широко представлены также представители других тюркских племен-народов: уранкаи-каепичи, котаны-куны, остатки ранних тюркоязычных кочевников Европы, особенно печенегов, огузов, а также канглы. Но среди них, по-видимому, преобладали в численном отношении бывшие жители кимакской области Кыркырхан, заметно отличавшиеся своей характерной внешностью среди других тюркских народов. Полная интеграция и слияние ушедших на запад кыргызов среди кимако-кыпчакского сообщества привела к возникновению единого этнического самосознания с ними и временной утрате этнонима кыргыз в их среде. Поэтому новым их обозначением стало куман и сары - слова, происхождение которых было связано с внешностью кыргызов - потомков динлинов.

...

Наша убежденность в тождестве половцев, точнее их аристократии с этническим ядром современных тянь-шанских кыргызов не была бы такой полной, если бы она не подкреплялась множеством археологических и этнографических наблюдений, имеющих этнокультурные параллели с якутскими материалами. Так Ибн-Баттута оставил описание теплой шапки кипчаков, называемой кула, идентичной по форме и названию с кыргызской шапкой "кулла". Старинная конусовидная шапка саха - чомпой с высокой макушкой и удлиненными наушниками, опущенная по краям длинноворсным мехом росомахи, соболи и рыси также сходствует с ней. Мужской головной убор - колпак, бытующий в настоящее время у кыргызов по форме идентичен изображению высокой войлочной шапки с загнутым вверх полями на половецких статуях. Якутская шапка, образующая в верхней части купол типа шатра, (так называемая шапка-ермолка) также восходит в своих истоках к ней.

У якутов наездников-скотоводов в старину бытовала ныне совершенно забытая одежда-набедренник (бэлэпчи), генетически и этимологически связанная с киргизским "бэльдэмчи". Из-за этого, ранее ее считали заимствованием от курыкан. Но в последнее время появилось сообщения, что найден исторический прототип киргизско-казахских белдемчи. Это распашная юбка средневековых половцев европейских степей. Как известно, именно с половцами-куманами в степях Восточной Европы распространяются каменные бабы, почти не встречающиеся у восточных кыпчаков. В этой связи следует сказать, что в Минусинской котловине в раннетюркскую эпоху широко отмечается возведение антропоморфных каменных изваяний, привнесенные древними тюрками. Позднее это традиция у енисейских кыргызов совершенно исчезает, видимо в связи с уходом группы населения, связанной родственными отношениями с древними тюрками.

...

Говоря о кыргызо-бурятской, или саха-кыргызской этнической связи нельзя не привести факт существования третьей группы кыргызов под названием ичкилик-булгачи, не относящейся к двум крылам кыргызского народа и где, по мнению К.И. Петрова, даже не знали имени Манаса. Т.е. ичкилик-булгачи явно иноплеменники в составе кыргызского этноса, об этом говорит и их диалект, общий с уйгурскими наречиями. Вслед за К.И. Петровым можно сказать о том, что они явно связаны с лесными племенами Баргуджин-Тукума под названием керемучин и булагачин, в которых совершенно справедливо усматривают предков бурятских племен эхирит-булагачин, первоначальных носителей этнонима бурят. Дело усложняется еще тем, что булагаты по антропологическому типу вместе с саха составляют единую ангаро-ленскую группу центральноазиатской расы. При этом можно добавить этнографические и языковые материалы, на основе которых, И.В. Константинов саха считал народом составлявшим единое целое с приангарскими булагатами, а Б.О. Долгих с верхнеленскими эхиритами.

Однако современные кыргызские этнографы утверждают, об исконной принадлежности ичкилик-булгачинов к кыргызскому этносу, отвергая какую-либо их связь с монгольскими племенами. Весьма любопытно и то, что племена канды и кыпчак входят в состав как-раз группы ичкилик - т.е. внутренных. Вот такая особенность межэтнического договора между саха, кыргызами и бурятами ставить множество вопросов этногенетического характера, и от должного подхода к ней зависит распутывание сложного узла проблем, связанных с их этногенезом.

Якутские предания говорят о том, что Омогой Баай - предок саха был из рода Боотулу или "батулинского племени". В то же время подчеркивается, что эти батулинцы были бурятским племенем или же народом "бырааскай". Среди четырех древнеойратских племен домонгольской эпохи, мы находим племя под названием батут. Батуты участвовали в формировании ойратов - джунгар и позже калмыков. Здесь же следует подчеркнуть тот факт, что батулинцы в источниках иногда именуются батуринцами, а этноним батут-багатут считается производным от термина батур-багатурь. Данное утверждение опирается на тот факт, что формы якутских монголизмов соответствуют формам калмыцкого (ойратского) языков.

Следовательно, для изучения этногенеза кыргызов и саха, могло бы стать перспективным изучение сведений монгольских летописей об ойратах XIII-XV вв. Ойраты имели славную и бурную историю. Известно, что они боролись за главенство над всей Монголией и громили китайские армии. В кочевое обьединение, возглавляемое ими, тогда входили как предки саяно-алтайских народов, так и хоринцы и предки среднеазиатских кыргызов. Не исключено, что среди них могли быть и предки саха. Надо заметить, что наиболее ранние исследователи саха, утверждали с их слов, что они отделились либо от калмыков-джунгар, либо от монголов. Ойрат-монголы именовали своих северных соседей кыргызов на свой лад кыргу (кергуд). Таким образом, у нас есть основания связывать племя кергуд в четырехплеменном ойратском союзе XIV-XV вв. с предками кыргызов, а племя батут или бахатутэ с батулинцами - предками саха и булагатов. После вышесказанного разгрома одна крупная группа ойратских племен, перекочевала на территорию Восточного Туркестана, с этого времени берет начало этнической истории ойратов-джунгар, кыргызы же остались в Моголистане, тем самым сохранившись как отдельный народ. Другая, менее многочисленная группа этих татар-ойратов, а именно батуты-батулинцы вместе с зависимыми им кыпчакскими воинами могла уйти в сторону Байкала.

Как видно, при изучении этногенеза тюрко-монгольских народов следует прояснить феномен межплеменного и межэтнического договора между ними. Поэтому, изучая проблему этногенеза саха, поневоле приходится залезать в дебри этнической истории древних и современных тюрко-монгольских народов и иногда не только их. Как показано, невозможно выяснить многие проблемы этногенеза таких родственных народов как бурятов, саха, кыргызов, калмыков и казахов без уяснения существования межэтнической связи между ними. Только параллельное изучение может дать материалы, способные открыть некоторые неизученные моменты в данном вопросе. Изучая проблему этногенеза саха, приходится признать феномен тесного межкультурного и межэтнического диалога между алтайскими народами и не только ими.

Следовательно, многие народы, реальное упоминание о которых относится к позднему периоду, могли быть синтезированными группами, возникшими в результате смешения представителей разных народов. Еще большое смешение происходило в монгольскую эпоху, когда на протяжении Евразийских степей и сопредельных территорий существовала сначало единая империя, распад которой на составные части способствовал возникновению новых народов: прежде всего саха, кыргызов и казахов. Поэтому этот момент надо особенно учитывать при изучении этногенеза тюрко-монгольских народов. Следовательно, прародиной этих народов была вся территория Евразийских степей. Именно поэтому нам так трудно определиться с местом и временем образования этнических предков саха.

Василий Ушницкий

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Василий я казах, но у меня есть родня в Якутии, Арбын, Аргын это название наслега в говоре северных якутов это распространено, выпадение "г". Род "тобук"в батулинском наслеге на Вилюе, Род Орос можно встретить среди Одугейцев Мастаха. Род Байлы среди эжанцев и кюпцев. Мамык ууса среди Нам - Арынских якутов, род Тогул среди Мальжагарцев,

Так что я не ошибся. Источником всего этого является 90 летний старик Легентей, отец жены моего старшего брата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 Кара-Кыргыз от Кара-Казака:

Русские называли нас "киргиз-кайсаками", "киргизами" с XVIII в. до З0 -х годов прошлого века действительно ошибочно.

Потому что, когда русские впервые столкнулись с казахами, им показалось что язык, обычаи казахов очень похожи на енисейских киргизов, с которыми они столкнулись в Сибири значительно раньше.

А настоящих киргизов называли "кара киргизы" или "дикокаменные киргизы".... До 1930-х

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Баурсак - Кара-Казак!

К чему ВЫ это ?

А вот почему:

...Название "киргиз-кайсаки", "киргизы" под которым обозначали казахский народ в русскоязычной литературе и документах с XVIII в. до З0 -х годов прошлого века считается ошибочным названием. Однако, указывая на вышеприведенные факты, следует указать на то, что эти названия могли относиться к древней степной традиции, под которым привыкли обозначать обитателей казахских степей. Ведь в территории Центрального Казахстана в средние века (IX-XI вв.) в период Кимакского каганата проживало многочисленное кыргызское население, входившее в состав кимаков - уранкаев. Раскопанные на данной территории кимакские города, судя по вышесказанному сообщению принадлежали кыргызам
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Инетересно, а когда появился этноним "казак" как название казахского народа?

About "kazak" etnonim

Об этнониме "казах"

О появлении слова "казах" в различных научных исследованиях приводятся разные версии. Этноним "казах" стал широко применяться по отношению одного народа в 15 веке. Кочевые племена под предводительством султанов Жанибека и Герея в конце 50-х годов 15 века восстав против гнета хана Узбекского государства Абулхайра перекочевали в западный Жетысу, в бассейн реки Чу. Впервые эти племена назвали казахами, со временем так назвали целый народ. Значения слова "казах" объяснялось по разному. В китайских летописях говорится, что слово "казах" произошло от названия племен "усунь" или по древнекитайски "асу". В китайских летописях 7-8 веков "казах" писалось как "каса", "хаса" . Слово "казах" встречается в древних письменных источниках народов, которые поддерживали взаимоотношения с казахским народом. Этноним встречается в арабских , персидских , русских, греческих и других летописях. По правилам этих языков слово "казах" видоизменялось как аса, каса, хаса, хайсак, касак, косек, гасук, гасак, хасык, козак, казак и т.д. Арабский путешественник Мухаммед Аль-Ауфи в 1228 году писал : "Карлуки, проживающие на Алтае делятся на 9 улусов, среди которых 3 племени чигилов и 3 племени казахов . Карлукское ханство возникло на территории Казахстана в 766 г. В книге "Худуд Аль-Галам" (Границы мира) описывается государство Аланов и говорится, что в этой стране есть улус казахов. В эпосе Фердауси (940 -1020г.г.) "Шахнаме" встречается рассказ о стране казахов, которые проживали на севере Синего моря. В произведениях арабского автора Масгуди датируемое 10 веком , также можно найти названия касах.

Систематизация всевозможных исследований происхождения и значения слова "казах" выявляет основные три направления:

1. В переводе с древнетюркского слово "казак" переводится как "свободные", "отделившиеся люди", "храбрые, свободолюбивые люди", "удалые воины".

2. Мифологическое. Среди самих казахов был широко распространен миф о том, слово "казах" произошло от слова гуси-лебеди (по казахский гусь-лебедь переводится как каз, казах - белый лебедь).

3. Название "казах" произошло от названии племен, населявших территорию нынешнего Казахстана. Название племен как саки, каспи, хазары, азы видоизменившись со временем превратилось в слово "казах".

В этой статье привести примеры всех мнений многочисленных ученых, исследовавших возникновения слова "казах" невозможно. Поэтому мы остановимся на нескольких из них. Видный казахский ученый ХIX века Шокан Валиханов писал, что "казах" произошло от военного термина, обозначавшего "храбрый, бесстрашный воин". Известный русский ученый В. В. Радлов поддерживал мнение, что слово "казах" значило "свободный, независимый человек". Русский историк Н. Карамзин свидетельствует про название козаки, что "вероятно, оно в России древнее Батыева". Карамзин делит тюркских козаков на "Козаков Ордынских, Азовских, Ногайских и других: сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцов". Слово имело хождение от Урала до Азова. Означало удалой народ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень напоминает вариации по этнониму "кыргыз".

Баурсаку большое спасибо за информацию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извиняюсь, может быть не в тему.

Название “казах“ появилось когда отделился некоторая часть тюрков из остальных, так как “каса-“ или “хаса-“ на тюркском и монгольском языке имеет значение “отделить, вычитать“, это и неоспоримо.

Но, прежде как их называли? Может быть другие нации как “татарами“ или может быть “монголами“, а они себя “кипчаки“ .. и т.д.

Насчёт кыргызов, для алтайцев и западных монголов это имя наверное не таинственное. Почему их так называли, потому что они так жестоки что не щадять т.е. всех убивают. по тюркски “кыргы-“ по монгольски “хярга-“, обе имеют значение “стричь до корни“

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извиняюсь, может быть не в тему.

Название “казах“ появилось когда отделился некоторая часть тюрков из остальных, так как “каса-“ или “хаса-“ на тюркском и монгольском языке имеет значение “отделить, вычитать“, это и неоспоримо.

Но, прежде как их называли? Может быть другие нации как “татарами“ или может быть “монголами“, а они себя “кипчаки“ .. и т.д.

Насчёт кыргызов, для алтайцев и западных монголов это имя наверное не таинственное. Почему их так называли, потому что они так жестоки что не щадять т.е. всех убивают. по тюркски “кыргы-“ по монгольски “хярга-“, обе имеют значение “стричь до корни“

enhd!

Вы правы, имя для кыргызов не таинственное и даже вполне очевидное. По кыргызски "кыргын" - вырезать, истреблять, уничтожать. Для обозначения отсутствия чего-либо в значении "без чего-либо" в кыргызском языке используется окончание "сыз". Например: "уятсыз" - бессовестный, "бармаксыз" - беспалый и т.п.

Вот и получается очевидное и вполне вероятное "кыргын" - истреблять, а "кыргыз" - неистребимый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь Вы не правы, не подходит “кыргы“+сыз

что то не-то, как вроде Энэ-сай

и вижу что “уят-сыз“ и бармак-сыз“ здесь “уят“ (ичгvvр “сыз“ -гvй) и “бармак“ (хуруу “сыз“ -гvй) не глагол как в “кыргы-“ или “хярга-“

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

казактардан Нерен нергюй сахалар :D:D :

Козы корпеш и Баян сулу действительно похоронены в Аягузском районе Семипалатинской области. Ныне Вост.Каз.обл. близ ст. Тансык.

Якобы существует этот эпос на многих языках, в том числе и на якутском. Не знаю насколько верно, даже на монгольских языках есть варианты эпоса. Казахский текст поэмы "Козы Корпеш и Баян Сулу" записан и впервые издан в 1870 году Радловым. До этого издавался в переводе из башкортского. Так что русский вариант надо поискать. Наверняка есть.

Суть этой исторической поэмы о любви в том, что порядки и уклад жизни того времени не позволяют воссоединится девушке и джигиту. В финале Козы (букв. ягненок) убит вероломно Кодаром, калмаком по происхождению, тоже влюбленным в нее. Баян же, обещая выйти замуж за богатого иноземца, заставляет построить для Козы склеп, после строительства которого убивает себя.

Года два назад в Казахстане решили отпраздновать юбилей эпоса. По этому поводу решили отремонтировать (именно отремонтировать, а не отреставрировать) мавзолей. Снутри побелили и на купол воткнули(!) полумесяц (???). Сами как бешенные орут, что эпосу 1500 лет. Столько нет мусульманству.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам алтын сахалар!!!!!!! :D:D

Нашел один из вариантов Козы корпеша и Баян сулу. Правда в прозе. В форуме размещать слищком громоздко. Могу отослать на майл.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нерен Нергюй! И как нить заходи на сайт http://atamay.narod.ru/

Скидывай на мэйл atamay@narod.ru У меня ник поменялся только!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

по якутски кыргыс это война или воин! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...