Перейти к содержанию
Гость Хангылбай

Саха, Якуты

Рекомендуемые сообщения

А откуда в средние века саха брали железо? Если оно было покупное, значит оно было дорогое, и панцирные всданики были бы редкостью. Была ли у якутов самостоятельная выработка железа?

Алтай-Саяны-Прибайкалье-Туймаада вот путь кузнецов Саха. А железо этого добра у нас навалом))))

не зря говорят когда Бог спускался на землю у него прохудился мешок с богатствами предназначенных для всех народов, именно он расыпал как раз над территорией Якутии))))

А воинами мы были знатными))) пример последний ВОВ против фашистов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

и в какой же битве крупной они хоть раз выйиграли?

они же ни разу нигде не участвовали, сама как нация

(не учитывать темучина)

якуты - это же тюрки, он не могли непобеждать ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

НЕ а, проигрывали все время. Вчера открыл статью калмыцкого историка, что мол туматов

и меркитов нету, были разгромлены, а мы ойраты сохранились, но какой ценой они

сохранили свою свободу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

НЕ а, проигрывали все время. Вчера открыл статью калмыцкого историка, что мол туматов

и меркитов нету, были разгромлены, а мы ойраты сохранились, но какой ценой они

сохранили свою свободу?

интересно тода как же полмира? :tw2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Баhылай Дь
НЕ а, проигрывали все время. Вчера открыл статью калмыцкого историка, что мол туматов

и меркитов нету, были разгромлены, а мы ойраты сохранились, но какой ценой они

сохранили свою свободу?

Все относительно, я думаю вот тунгусов и других оленеводов саха побеждали часто.

Потому, что небольшая по численности группа с начала заселившая Туймааду впоследствии

распространилась на огромную территорию вытеснив десятки (ныне ассимилированные)

народы. Это была настоящая экспансия и без войн и стычек не обходилось.С другими степняками на территории Якутии сталкиваться видимо не приходилось, поскольку туда крупных военных походов другие степняки не совершали. Наверное с южных краев немногочисленные группы просачивались, но они с саха были союзниками поскольку в то время нужно было завоевывать пространства у тунгусов и других оленеводов- северян. Естественно прибывшие с юга тюрки сплачивались для борьбы с внешними (нетюркским, не скотоводческими) врагами - оленеводами. Конечно саха относительно других степняков народ мирный. Кстати экспансия саха была скорее может даже не военная, а экономическая (через меновую торговлю), а также древние саха были неплохие дипломаты (умели все решать мирно). Какой то китайский мудрец сказал, что де самый мудрый полководец это тот, который добивается своих целей без войны. Видимо нашим предкам иногда это удавалось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Баhылай, полностью с вами согласен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

хэхэ сахалар хайа ханна бааргытый? форум бутэй буолбут эбит эхэхэ!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сарматтуу!!!

Между современными саха и саками античности, совсем нету связи. в принципе если были бы письменные доказательства их языка, можно было бы отталкиваться от реальных фактов. лично я считаю что это всего лишь созвучие для саха - саки.

в современном языке саха нет перевода данного этнонима. саха (сага, са5а) - в переводе с др. тюркского крайний, далекий, северный. в принципе саха это украинцы степей :)

а вот между саха и кыргызами параллели могут быть, притом очень сильные. вспомним время проживания кыргызов в минусинской котловине (алтай) и саха (курыкан в прибайкалье). просмотрел Ваш, родоплеменной состав в частности он и сол канат, ичкилик. и обнаружил много родовых названий, которые есть у саха.

саяк - возможно, есть что то общее. но меня заинтерисовало сакоо-кыпчак?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

этноним ЯКУТИЯ, ЯКУТ в татарском языке слово ЯКУТ означает I. ЯХОНТ (драгоценный камень);

КЫЗЫЛ (красный) ЯКУТ - РУБИН (в том числе и казанская футбольная команда)

ЗЭНГЭР (синий) ЯКУТ - САПФИР

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Agacir

Якут это не самоназвание народа, это название было дано при вхождении Якутии в состав России, и стало официальное название народа в отечественной и мировой этнографии, собственно самоназвание "саха"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

сарматтуу Саха туугандар!

Братва, а как на Саха тил будет название реки Лена? Это нашенское -_- или славянское :kg2: А потом кто то у нас пытался перводить слово Тундра как ТЮН ТУРАТ ----"ночь стоит" :kg1: А как будет на Саха Тундра?

Долганы- это тоже Саха, род или племя Саха?

"Открывали" ли для себя Саха крайние северные просторы севера? например доходили ли до чукотки или камчатки, а может и туда ---- на Аляску может добирались. Или че дух первооткрывательства присущь только для европейских народов? :kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Agacir

Якут это не самоназвание народа, это название было дано при вхождении Якутии в состав России, и стало официальное название народа в отечественной и мировой этнографии, собственно самоназвание "саха"

Забавно тракут этимолгию слова "якут" Фасмер. Считается, что оно произошло от тюрк. jaka "край, ворот, граница, берег" (ср. уйг., чагат., тур. jаkа, крым.-тат. jа‘а, якут. sа‘а) и трактуется, соответсвенно, как "окраинный житель".

Так что, "якут" - это по русски будет "украинец"? ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Был Украинский род в Олекме, иначе Вокарайский. Именно их выводили от удуит или увас (увакасиль)-меркитов.

При этом Украй кажется не русское слово, а производное от Вокарай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

этноним ЯКУТИЯ, ЯКУТ в татарском языке слово ЯКУТ означает I. ЯХОНТ (драгоценный камень);

КЫЗЫЛ (красный) ЯКУТ - РУБИН (в том числе и казанская футбольная команда)

ЗЭНГЭР (синий) ЯКУТ - САПФИР

второе значение слова ЯКУТ - якут, якутка, якутский

Уважаемый Timirhan, извините, здесь нет желания кого-то обидеть, а понять ... речь идет о другом этнониме, нравится или не нравится (почему?), этимология которого похоже - драгоценный камень, место где они добаются... буквально "свет-огонь", аналогично как и слово янтарь ЯНТАРЬ "горюч камень" (было рассмотрено ранее здесь на форуме)

ЯГ-АРГА "зажигать", ЯК-ТЫ "свет", УТ "огонь"

возможно еще в значении "сторона света" ... восток?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

сарматтуу Саха туугандар!

Братва, а как на Саха тил будет название реки Лена? Это нашенское -_- или славянское :kg2: А потом кто то у нас пытался перводить слово Тундра как ТЮН ТУРАТ ----"ночь стоит" :kg1: А как будет на Саха Тундра?

Долганы- это тоже Саха, род или племя Саха?

"Открывали" ли для себя Саха крайние северные просторы севера? например доходили ли до чукотки или камчатки, а может и туда ---- на Аляску может добирались. Или че дух первооткрывательства присущь только для европейских народов? :kg2:

сарматтуу кыргыс тууганнар!

на саха тыла Лена не переводится по якутски звучит так "ЁлёYнэ" но собственно исходя из традиций мы стараемся не называть ее по имени а зовем "Улуу Эбэ" (Великая бабушка, Бабушка народа, Великая кормилица).

:lol: вряд ли будет переводится как тун турар (стоящая ночь) . "туундара" это тунгусо-маньчжурское слово, так что перевода нет.

Ночь станет - вот здесь уже есть созвучие як. тун турар - кырг. тюн турат.

Материал использован из сайта: Этнонациональные общности России

Автоэтноним (самоназвание)

Дулган: Самоназвание д у л г а н, тыа киhи, саха..

Основная территория расселения

В настоящее время расселяются в Авамском, Хатангском и Дудинском районах Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО, небольшое количество долган живет в низовьях Енисея.

Численность

Численность по переписям: в 1897 г. учтены вместе с якутами – 226739, из них долган - 967 чел., 1926 - 656, 1959 - переписью не были учтены, по данным местной статистики - 3932, 1970 - 4877, 1979 -5053, 1989 - 6932.

Этнические и этнографические группы

В связи с поздним времением оформления долган в единую этническую общность (первая половина XIX в.), локальные этнические особенности не фиксируются.

Антропологические характеристики

Антропологически, как и якуты, они сближаются с центральноазиатскими монголоидами, но с некоторой примесью байкальского (тунгусского) антропологического типа.

Язык

долганский: Язык долган образует особый долганский диалект якутского языка.

Писменность

Язык бесписьменный.

долганы - это ответление саха, точнее надо сказать что это продукт длительного многовекового смешения всех народов населяющих Республику Саха (Якутия)

Да саха доходили и до Америки. вспомним великие арктические экспедиции, экспедиции по сибири, русско-чукотскую войну и т.д. в основном саха участники были кузнецами и ремесленниками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

на саха тыла Лена не переводится по якутски звучит так "ЁлёYнэ" но собственно исходя из традиций мы стараемся не называть ее по имени а зовем "Улуу Эбэ" (Великая бабушка, Бабушка народа, Великая кормилица).

:lol: вряд ли будет переводится как тун турар (стоящая ночь) . "туундара" это тунгусо-маньчжурское слово, так что перевода нет.

значит река ЛЕНА с тюркского ОЛЫ ЭНЭ буквальна "старшая мама" то есть бабушка или "великая мать"

ТУНДРА - замораживает, морозит; ТУНДЫРТМА-холодильник, морозильник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

значит река ЛЕНА с тюркского ОЛЫ ЭНЭ буквальна "старшая мама" то есть бабушка или "великая мать"

"Лена" - с юкагирского "Река". Так что господа форумчане не будем относить гидроним к числ тюркских, т.к. этот гидроним имеет юкагирское происхождение. Aqacir ваши знания в лингвистике хороши, но смысл слов бывает разным... :blink: (если что, не обижайтесь)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:lol: вряд ли будет переводится как тун турар (стоящая ночь) . "туундара" это тунгусо-маньчжурское слово, так что перевода нет.
Посмотрите словарь иностранных слов - тундра от финского тунтури (безлесый холм) при чём тут тунгусо-манчжуры ??? :angry:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ени-санаа и Олуонэ оба из тунгусского река. Поистине великий этнос эвенки, их топонимики и антропонимику везде

можно найти, только они не были письменным народом и литературным языком в отличие от кытаев и ашина-тюрков,

поэтому остаются без внимания. Якут и саха разные этнонимы. Саха приставка к этнониму уранхай (уранхай - это

ухуани!). Якут от йако, ехе - великие, т.е. осколки ехе-монголов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Лена" - с юкагирского "Река". Так что господа форумчане не будем относить гидроним к числ тюркских, т.к. этот гидроним имеет юкагирское происхождение. Aqacir ваши знания в лингвистике хороши, но смысл слов бывает разным... :blink: (если что, не обижайтесь)

да нет какие обиды, мы что делим или складываем? ;)

просто я привел тюркское объяснение вашего вариант этимологии

на саха тыла Лена не переводится по якутски звучит так "ЁлёYнэ" но собственно исходя из традиций мы стараемся не называть ее по имени а зовем "Улуу Эбэ" (Великая бабушка, Бабушка народа, Великая кормилица).

энэ "мать" происходит от ама, ам-кать "кушать", (но в тюркском б<->м и ама = аба, ) аба = эбэ "бабушка"

к своему стыду я не знал кто такие юкагиры, которые смогли пропиарить всем остальным свое название для такой большой реки, а сами остались неизвестны

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юкагиры то как раз называли реку Дон, дан, о котором столько спору во всех форумах мира. Например, Коркодон,

Магадан, Ярхадан. Я тоже о них знаю не больше вашего, только они как-то вроде связаны с уральскими народами,

как и скифы бронзового века. Про тундру и оленей якуты просто не знали, я к примеру в армии узнал, что нас почему-то

связывают исключительно связывают с тундрой и оленями, которых я в глаза не видел, кроме зоопарка и разных

мероприятий. Ама - бабушка? Есть большая река Амма - его связывали с тунгусским РОТ, и монгольским влага...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юкагиры то как раз называли реку Дон, дан, о котором столько спору во всех форумах мира. Например, Коркодон,

Магадан, Ярхадан.

О-п-па! Опять персы ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Якуты — племя, составляющее ныне значительную часть населения Якутской области. Принадлежат к числу тюрко-татарских племен. Численность их определяется приблизительно в 200—250 тыс. душ обоего пола. Территория, на пространстве которой они кочуют, обнимает большую часть среднего и значительную часть нижнего бассейна реки Лены с примыкающим к ее устью прибрежьем Арктического океана, а также берега р. Яны, Индигирки и Колымы, т. е. вдвое превышает Францию. Сверх того Якуты живут мелкими группами среди других инородцев Сибири вдали от Якутской области — в Туруханском округе на реке Енисее, в бассейне Амура и т. п. Якуты — выселенцы с юга, но до сих пор не удалось точно установить ни времени поселения их в стране, где они являются теперь преобладающей расой, ни местопребывания их до переселения. По мнению различных исследователей, они жили прежде либо в верховьях Лены или Енисея, или же в Прибайкалье или Забайкалье (некоторые исследователи указывают даже на Амур, и — другие — на Джунгарию). Относительно причин передвижения Якуты на С преобладает мнение, что во время великого передвижения народов в Средней Сибири, потесненные ими буряты, в свою очередь оттеснили Якуты, двинувшихся на С. Их долго сдерживали тунгусы; но появление русских, которые оттиснули тунгусов, способствовало более свободному расселению Якуты Во время переселения якутам пришлось приспособиться к условиям новой физической среды и до известной степени сжиться с другими народностями — в особенности с тунгусами, а затем и с русскими, — отчасти потеряв свои расовые особенности. Исследователь якутов В. Стрижевский подразделяет встречающиеся многочисленные разновидности Якуты на три главные: 1) группа с явными следами примеси русской крови; 2) группа монголовидная, ближе всего стоящая к тунгусам, и 3) собственно тюркская, якутская группа, сходство которой с индейцами северной Америки уже в свое время отметил Миддендорф. Смешения с иноплеменниками являются прежде всего следствием обычая Якуты выбирать себе жен вне своего рода, или клана. Якут чистой расы имеет овальный облик лица, не высокий, но широкий и гладкий лоб с черными довольно большими глазами и чуть скошенными веками. Нос прямой, нередко с горбинкой; рот большой, зубы желтые, крупные; скулы умеренные; цвет лица смуглый, изжелта-серый или бронзовый. Волосы черные, прямые, жесткие; на лице и на других частях тела, где они вообще бывают у взрослых людей, растительности нет. Характернейшей чертой якутского лица является непропорциональное развитие средней лицевой части в ущерб лбу и подбородку. По внешности якут более похож на киргиза, чем на монгола. По росту (63" — 64") он занимает среднее между тунгусом и местным русским (67"). Руки длинные и тонкие, ноги короткие, кривые. Мышечной силой Якуты не отличаются, в движениях медленны и тяжеловаты. Из органов чувств всего лучше развит орган слуха. Якуты совсем не различают один от другого некоторые цвета (фиолетовый, зеленый, голубой, синий), для которых в их языке нет даже особых обозначений. Идеал Якуты заключается в том, чтобы, ничего не делая, много есть и разжиреть, но при необходимости он работает с замечательным усердием и вообще отличается трудолюбием, а также умеренными потребностями и способностью приспособляться к новым условиям жизни, переносить голод и прочие невзгоды. Их коммерческие наклонности облегчают им эксплуатацию легкомысленных и беспечных соседних инородческих племен, а нередко даже и русских. Как ремесленники, Якуты быстро успевают во всех мастерствах, обнаруживая значительную ловкость в ручных работах, производимых нередко самыми примитивными орудиями. Главное занятие большинства Якуты — скотоводство. Количество рогатого скота все увеличивается параллельно с уменьшением количества лошадей, которые при полевых работах заменяются быками. Прежняя главная пища Якуты — кумыс и кобылье мясо — начинает составлять привилегию богачей. Параллельно с увеличением рогатого скота и уменьшением числа лошадей происходит у Якуты переход от исключительно кочевого быта к оседлому. Рогатый скот требует меньшей площади выпаса, держится ближе к дому и требует постройки обширных хлевов и заготовления запасов на зиму, что удерживает от перекочевок. Земледелие по размерам уступает рыболовству, но значение его быстро растет, безвозвратно подтачивая кочевые устои древнего быта Якуты В северной части якутской территории большая часть населения занимается рыболовством. Охота представляется только подспорьем к другим занятиям. На севере она имеет большее значение, чем на юге. Часть Якуты, главным образом живущих на севере, держит небольшие стада оленей, употребляемых преимущественно для езды и возки тяжестей. Якуты неохотно идут в работники и при малейшей возможности, хотя бы и с риском некоторой голодовки, устраиваются самостоятельно, хотя положение наемного работника в якутской семье, в общем, весьма сносное. Богатые семьи составляют в среде Якуты совершенно исключительное явление. У Якуты сохранились остатки прежнего родового быта. Сюда относится обычай снабжать всех соседей частями мяса свежеубитой скотины, делиться с ними уловом рыбы, делиться лакомствами со всеми присутствующими, допускать к столу неспособных к труду нищих наравне с членами семьи. По якутским понятиям, каждый приезжий имеет право войти в любой дом во всякое время дня и ночи и расположиться там пить чай, варить пищу или ночевать. Грабежей и воровства внутри рода не существовало вследствие общности имущества. Убийство было явлением исключительным; за убийство вне рода виновные терпели родовую месть или платили виру. Родовая вражда, прежде возбуждавшая родовые войны, теперь выражается в интригах, доносах, сплетнях, судбищах. Многие, даже уголовные дела до последнего времени решались (организованными правительством) родовыми правлениями, не имевшими на это законного права. Когда русские встретились с якутами, якутский родовой строй достиг значительной степени развития. Ослабление его началось, по-видимому, с введением рогатого скота, который, не в пример табунам лошадей, можно было держать самостоятельно и в небольшом количестве. Ныне рядом с сохранившимся термином "джон" (род) Якуты делятся еще на улусы и наслеги. Деление это принято официально и является искусственным, наносным; даже слова улус и наслег — не якутского происхождения. Несомненно, однако, что многие улусы и наслеги имеют в своей основе былые родовые союзы. Землеустройство якутов произведено в шестидесятых годах ХVIII-го столетия особой комиссией, причем в его основу была положена русская община. В настоящее время улусы, наслеги, роды — собственно земельные общины; каждая низшая степень является неразложимым элементом высшей. Характерной чертой якутской общины являются переделы и частичные поравнения земель; переделам этим подвергаются даже территории улусов. Дележу подвергаются главным образом сенокосные земли. Право владельца земли на дальнейшее владение разработанным им участком устанавливается в зависимости от того, успел ли он покрыть потраченные на него труд и расходы. Средний якутский поселок состоит из 4 — 5 юрт, с 20 — 30 душами населения; число обособленных урочищ с 1 — 2 юртами незначительно; урочища с 40 — 50 юртами, т. е. несколькими стами душ жителей, тоже очень редкое явление. Замечается большая разница в расселении зимой и летом: зимние юрты обыкновенно стоят одиноко, летние жилища стоят более тесно, но беспорядочно, вразброс. Живут Якуты обыкновенно в бревенчатых юртах, имеющих форму усеченных пирамид. Снаружи юрты обыкновенно обмазываются глиной и навозом, а крыши покрываются землей; внутри юрты ставится глиняный камелек с трубой для выхода дыма; кругом стен идут неподвижные нары. Юрты вообще тесны и низки. Окна в них обыкновенно едва достигают четверти в квадрате и обтягиваются бычачьим пузырем, бумагой, волосяной сеткой, сшитой слюдой; зимою к ним примораживают прямо куски льда. Вследствие всего этого в якутские юрты проникает ничтожное количество света. Пол у большинства юрт земляной; единственные входные двери настолько низки, что позволяют войти в юрту лишь сильно согнувшись. Воздух в них не освежается, юрты содержатся очень неопрятно. — Как на родовых сходах главное значение принадлежит старейшим, так и в семье первая роль принадлежит старшему: "кто старше, тот глава, а самый главный — отец". Одряхление родителей ведет, однако, к переходу власти в семью к старшему из остальных, и тогда положение родителей становится крайне тяжелым. Экзогамия и прочный брак окончательно уничтожили независимость якутской женщины, исключив ее из членов рода. Вне семьи для нее не стало места, а во главе новой семьи очутился ее властелин — муж, обращение которого отличается нередко суровостью; жена — только бесправная работница. Положение девушки после смерти родителей также тяжелое: она обречена на вечное подчинение и попреки всей своей родни. Осиротевшая дочь или молодая бездетная вдова принуждены скитаться от одного опекуна к другому или жить у кого-нибудь из них в качестве бессловесной работницы. За жену обыкновенно платится калым. Родители женят детей иногда в весьма раннем возрасте. Участие невесты в сговоре очень слабое; редко когда спросят о ее согласии, да и это уже нововведение последнего времени. Нарушение супружеской верности женою порицается обыкновенно только на словах, но в сущности, кроме мужа, все смотрят на это снисходительно. Якуты вообще не видят в незаконной любви ничего безнравственного, если только никто не терпит от нее материального ущерба. Рождение девушкой незаконного ребенка позором не считается; родители упрекают ее лишь потому, что при сватовстве за нее может уменьшиться размер калыма. Чувство любви, однако, знакомо Якуты; они умеют ценить его, в чем можно убедиться на якутских песнях и былинах, где описание любовных сцен отличается ярким страстным колоритом. Ввод невесты в дом жениха сопровождается нередко обрядами, симулирующими похищение невесты. Все это, очевидно, пережитки былого, когда невесты брались из чужого рода уводом. Детям Якуты рады, потому что возлагают на них надежду как на будущих кормильцев и поддержку в старости. Обилие детей считается за благословение Божие и якутские браки вообще довольно плодовиты. Ухода за детьми почти нет: летом они совершенно предоставляются самим себе. Работать приучают Якуты детей исподволь, с самого раннего детства; с 10 лет якутский ребенок начинает считаться как бы полувзрослым. К наукам якутские дети прилежны и понятливы; в якутской гимназии, особенно в низших классах, они идут впереди русских. Все болезни, по мнению Якуты, происходят от злых духов (ёр); лечение их должно состоять в изгнании духов из тела или же задабривания этих непрошеных гостей (при посредстве огня или различных шаманских обрядов). Хотя в настоящее время Якуты — христиане, но догматы христианской церкви до сих пор совершенно чужды и непонятны большинству Якуты Они усердно придерживаются шаманских обрядов, верят в злых и добрых духов природы (см. шаманство); шаманы и шаманки играют немалую роль в их жизни. К массе старых божков прибавили только русских святых, в особенности Николая Угодника ("Богов много, а главный Никола"), а к своим шайтанам — русских чертей, водяных и леших. Они говорят о Боге — всеобщем отце, но он пребывает слишком далеко и слишком высоко от них, чтобы можно было надеяться войти с ним в общение и чтобы поклонение ему могло сложиться в определенный культ. Этот - то высочайший бог и сотворил землю, в первое время маленькую и ровную; но злой дух стал рыть почву и раскапывать ее как собака, отчего и образовались долины и проч. Каждый предмет обладает, по мнению Якуты, душою. Выше всех душ стоит Аи-тоён с сонмом богов и душами высшего порядка. Аи-тоён — это воплощение силы верховной, неумолимой и самодавлеющей. Понятие Аи-тоёна слилось и отождествилось с понятием христианского Бога. Его часто зовут: Никола, иногда Святым стариком иногда Богом. Язык Якуты, также как тип их и одежда, свидетельствует о сходстве якутов с народами тюрко-татарского племени. Татарам и башкирам, сосланным в Якутскую область, достаточно шести месяцев, чтобы выучиться плавно и бойко говорить по-якутски, а для русского на это нужны годы. Главным затруднением является совершенно отличная от арийской якутская фонетика. Есть звуки, которые только после долгого навыка научается отличить ухо европейца и никогда не в состоянии вполне правильно воспроизвести европейская гортань (напр., звук нг). Затрудняется изучение языка большим числом синонимных выражений и неопределенностью якутск. грамматических форм: напр., для существительных нет родов и прилагательные не согласуются с ними. Чтобы ознакомиться вполне с якутским языком, со всем богатством его оборотов и форм, необходимо знать быт Якуты: только в нем можно найти пояснение, как надо понимать ту или другую фразу. Несмотря на все это, многие русские и тунгусы, постоянно живущие в общении с Якуты, чаще и охотнее употребляют якутский язык, чем свой природный; даже в г. Якутске, якутский язык был еще несколько десятков лет назад языком светской беседы в гостиных многих русских. Правда, что в якутский язык вошло немало слов русских, тунгусских, даже бурятских, но заимствования, сделанные в этом отношении местными русскими у Якуты, были еще значительнее. Торговля, земледелие, природная сметливость и предприимчивость Якуты поставили якутский язык в Восточной Сибири приблизительно на ту степень, на которой стоит французский в Европе и арабский в Африке. Знание якутского языка дает в известной мере возможность общения с местными племенами на пространстве от Туруханска до Сахалина. Разговорный якутский язык меток, звучен и живописен. Якуты любят остроумные обороты, каламбуры, красные словца, прибаутки и сравнения. Красноречие у них в большом почтении. Язык сказок, песен, былин, украшенный аллитерциями, вставками, повторениями, словами, утерявшими уже смысл, но обязательно повторяемыми сказочниками, очень труден для перевода. Наибольшей причудливостью отличается язык песен. Музыка Якуты беднее, хотя они любят пение. Якутский эпос отличается богатством образов и описаний. Одним из любимых занятий якутской молодежи является отгадывание загадок, из которых многие поражают своей своеобразностью; сказочные герои тоже нередко говорят загадками; вообще загадка играет довольно видное место в якутском народном творчестве. Ту же роль играют поговорки, щедрой рукою рассыпанные в каждом якутском повествовании.

Литература: В. Л. Серошевский, "Якуты, опыт этнографического исследования" (т. I, изд. Рус. Геогр. Общ.); Von Middendorff, "Sibirische Reise"; F. von Vrangel, "Siberia and the Polar Sea"; Vamberi, "Das T ürkenvolk. Die primitive Cultur des Tü rko-tatarischen Volkes"; Castren, "Versuch einer Ienissei-Ostjakischen und Rottischen Sprachlehre"; Миллер, "Описание Сибирского царства"; Щукин, "Поездка в Якутск" (1844); Фишер, "Сибирская история"; Георги, "Описание обитающих в Российском государстве народов" (1776); Маак, "Вилюйский округ"; Риттер, "Землеведение Азии"; Самоквасов, "Сборник обычного права сибирских инородцев"; Эрман, "Путешествие в Сибирь"; Венюков, "Этнографическая карта Азиатской России"; Гмелин, "Reise"; Нейман, "Несколько слов о торговле и промышленности в сев. округе Якутской области"; В. Приклонский, "Материалы по этнографии Якутской области" ("Известия Восточно-сиб. отд. Имп. Русск. Геогр. Общ."); Крапоткин, "Олекминско-Витимская экспедиция"; Худяков, "Верхоянский сборник".

Л. Личков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

мы не переселенцы с юга, мы автохтоны? <_<

Или хотите, чтобы тувинцы или буряты уступили прародину?

Они всех проживавших там народов считают своими предками? :ph34r:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...