Гость Хангылбай Опубликовано 18 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2002 Для начала ознакомимся кто такие Якуты(Саха),конечно есть несколько теорий,вот одно из них. Якуты относятся к числу народов с сложным этническим образованием,сформировавшимся в результате взаимодействия двух прцессов,протекавших"в безпрерывном единстве"-дифферинциации различных этнокультур и их интеграции. По изложенному материалу,этногенез якутов начинается эпохи ранних кочевников,когда на западе Центральной азии и в Южной сибири развивалась культуры скифо-сибирского типа,связанные своим происхождением с иранскими племенами.Отдельные предпосылки этой трансформации на территории южной сибири уходят в глубь II тыс.до.н.э.Наиболее отчетливо исьоки этногенеза якутов и других тюркоязычных народов Саяна-Алтая прослеживается в пазырской культуре Горног алтая.Ее носители были близки к Сакам Средней Азии и Казахстана.Ираноязычность пазыркцев подтверждается также данным топонимики Алтая и прилегающих к нему районов Южной Сибири. Этот дотюркский субстрат в культуре народов Саяно-Алтая и якутов проявляется в их хозяйстве, в вещах,выработанных в период раннего кочевничества,таких,как железные тесла,проволочные серьги, медные и серебренные гривны,кожанная обувь,деревянные кубки-чороны.Эти и другие древние истоки прослеживаются и в декоративно-прикладном искусстве алтайце,тувинцев,якутов,сохранившемся влиянии"звериного стиля". Древне алтайский субстрат обнаруживается у Якутов в погребальном обряде.Это-олицетворение коня со смертью,обычай устанавливать на могиле деревянный столб-символ "древа жизни",а так же кибес'ы специальные люди занимавшиеся погребениями.Они,как и зороастрийские "служители мертвых", содержались вне поселений.В этот комплекс входит культ коня и дуалистическая концепция- противопоставление божеств Айыы,олицетворяющих добрые творческие начала,и абааhы,злых демонов. Дотюркский комплекс в духовнй культуре проявляется Олонхо,в мифологии и культе Айыы.Во главе божеств стоял айыы стоял Yрyнг Аар Тойон "Белый священный творец господь".Его жрецы,белые шаманы, как служители Ахура-Мазда,носили белые одеяния и во время моления пользовались веткой березы,как жрецы- баремсой,пучком тонких веток.Якуты свое "мифологическое начало" связывали с божествами айыы.Поэтому в эпосе они называются "Айыы айма5а"(буквально:сотворенные божествами айыы).Кроме того,основные названия и термины,связанные с культом Айыы и мифологией,имеют индоиранские параллели,среди которых наблюдается больше совпадений с индоарийским.Это положение,например,иллюстрирует богиня деторождения Айыыhыт,вероятно близкая к образу ведийской богини Аи,или такие слова,как якутское кыраман "проклятие" и индийское карма "возмездие".Параллели и прослеживатся и в бытовой лексике(напр. др.-инд. Vis "род", "племя",як. биис в том же значении и д.р.).Эти материалы согласуются с данными имунногенетики. Так,в крови 30,5% якутов,исследованных В.В.Фефелевой в разных улусах республики,обнаружен антиген HLA-AI,встречаемый только в европеидных популяциях.Он у якутов часто встречается в сочетании с другим антигеном- HLA-B17.А они вместе прослеживаются в крови двух народов-якутов и индийцев-хинди.Наличие скрытого древнего европеидного генофонда у якутов подтверждается и данными психологии:обнаруживание у них т.н."межполушарного типа мышления".Все это подводит к мысли о том,что в этногенезе якутов приняли участие какие то древние отуреченные группы индоиранского происхождения.Возможно,ими были роды ,связанные с пазыркцми Алтая.Физический тип последних отличался от окружащего их европеидного населения более заметной монголоидной примесью.Кроме того,для сакской мифологии,оказавшей огромное воздействие на пазыркцев,характерны параллели в большей степени с ведийской. Это далеко не все. Прошу вас посетить сайт http://www.sakha.ru/sakha/republic/khangimg/kangly.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Хангылбай Опубликовано 18 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2002 ЯДРО НАРОДА САХА, по словам В.О.Долгих, составляли кангаласы, племенное название которых яха/саха стало названием всего народа. А.И.Гоголев кыпчакский компонент в составе саха связывает исключительно с кангаласами. С.Г.Кляшторный также говорит о том, что близость этнонимов канглы и кангалас он заметил с давних пор. Однако, впервые отождествление этнонима ханалас с названием племени канглы сделал Г.В. Ксенофонтов в неопубликованном II томе "Ураангхай-сахалар". Этот наиболее важный и реальный вклад Г.В. Ксенофонтова в науку до сих пор не получил должной оценки. Племени и роды под названием канглы или с основой канг существуют у всех современных тюркских народов. Канглы считаются потомками древних кангюйцев. Кангюй - могущественное государственное образование на территории Приаралья и Сырдарьи, со II в. до н.э. до V в. н.э. Б.А.Литвинский предками кангюйцев считает "саков, которые за Согдом". Тюркологи С.С.Аманжолов и Н.К.Антонов этноним канглы/канлы выводят от слова канк "телега". Ещё в легенде об Огузе, приведенной у Абулгази, даётся народная этимология, согласно которой предок канглы получил свое имя вследствие того, что чинил телеги. Исходя из этого Г.В.Ксенофонтов предполагал тождество канглы с гаогюйцами - предками уйгуров, которых в переводе с китайского именовали "высокими телегами". Он их считал предками кангаласов -третьей этнической волны в формировании саха. А.Т.Кайдаров и С.Г.Кляшторный пришли к выводу о том, что в древности этноним канглы мог употребляться в значении: "речные", "обитатели рек". Ими слово канг/кан считается древнеиранским, а не тюркским. Э.Пуллибланк производит слово кангюй на основе "тохарского" канк - "камень" и, исходя из этой этимологии, говорит о "кангюйской разновидности тохарского языка". Б.А.Литвинский племенное название кангюй пытается объяснить, учитывая хотано-сакское слово «канка - "кожа", "шкура". Им наименование кангюй истолковывается как сакский этноним с примерным значением "люди в кожаных одеждах". Многие исследователи отождествляют кангюй с авестийской кангхой - резиденцией вождей "туров", т.е. сако-массагетских племен. Академик Б.А.Литвинский мнение о тюркоязычности кангюйцев считает неубедительным. Более убедительным в этой связи представляется мнение о принадлежности племен кангхи-кангюя к кругу североиранских скотоводческих племен. Китайские наблюдатели постоянно подчеркивают, что племена кангхи-кангюя по обычаям и по одежде не отличаются от сармат и алан, затем и от юэчжи. О влиянии зороастризма на религию древних кангюйцев пишет Б.А.Литвинский. О сходстве элементов белого шаманизма и зороастрийской религии говорит А.И.Гоголев. В этой связи интересным представляется его гипотеза о происхождении самоназвания саха от имени древних саков. Старое имя кангар постепенно уступило место новому -печенег. По словам византийского императора Константина Багрянородного, три наиболее благородных фемы (племени) печенегов получили имя кангар. Их названия в сокращенном варианте: аила, чур, эрдим. С.И.Боло писал о том, что отдельный род хангалас состоит из объединения трёх родов: киллэм, чэр или дьэр, ектем. Имя рода саха дьеппен, входившего в состав Хангаласского улуса, мы можем сравнить с именем племени печенегов, не входившего в состав кангар - чопон. Этноним канглы появляется в начале XII в., когда кыпчаки обосновываются вдоль восточного побережья Сырдарьи и к северу от Аральского моря. М.Кашгари (XI в.) однако, в своем знаменитом труде не упоминает о канглах, как о племени. Он писал о том, что "канглы есть один из великих людей из кипчаков". С.Аманжолов, исходя из данного факта, думает, что во время М.Кашгари, возможно, основная масса канглов была уже в Малой Азии. Известно, что остатки печенегов вместе с кыпчаками образовали половецкий племенной союз. В этой связи интересным представляется тот факт, что кангаласцы считают себя потомками татарского владыки Шури-хана, который воевал с русскими. Мы полагаем, что после разгрома Владимиром Мономахом донского объединения половцев, возглавляемых Шаруканем, значительная их часть обратно откочевала в степи Казахстана. Среди них, видимо, преобладали и канглы, вернувшиеся на родину своих предков. Канглы входили в Кыпчакское ханство как значительная этнополитическая сила. В XII веке в районе Приаралья и нижней Сырдарьи канглы образовали крупное объединение племен, номинально подчинявшееся кыпчакским ханам. В политических событиях, особенно в сношениях с Хорезмом (в XII -начале XIII в.) канглы действовали независимо от кыпчаков. Это дает К.Ш. Шаниязову основание полагать, что канглы и кыпчаки являются самостоятельными племенными объединениями. Китайские источники того периода определяют племенной союз канглы термином го, обозначающим государство. В тексте "Юаньщи" написано: " Ащанбуха, потомок ханского рода государства канглы "канго ванцзу". В войсках хорезмшаха, на стороне которого канглы выступали против монгольского нашествия, их было до 90 тысяч. Как свидетельствует Абулгази, значительная часть этих канглов была разгромлена в районе Джуда и Таласа монгольскими завоевателями. Плано Карпини в XIII веке проезжал через земли канглы после его завоевания монголами. Вот что сообщает он о страшной участи, постигшей их: "В этой земле, а также в Комании мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащих на земле, подобно навозу... Эти люди были язычники, как и команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а питались только скотом, они не строили также домов, а помещались а шатрах. Их также истребили татары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабов". Надо сказать, что канглы были крупным племенным союзом, в состав которого входило много племен. Кангаласцы также состоят из многих родов, судя по преданиям и архивным данным многие роды саха являются их ответвлениями. Если следует признать правильность сопоставления кангаласов с канглы, то следует принять и близость названий по крайней мере ещё четырех родов саха, считающихся ответвлениями или близкими родичами кангаласов с четырьмя средневековыми племенами Приаралья, о которых можно сказать, что именно они составили племенной союз канглы. Арабский автор IX в. Ал-Масуди сообщает, что "в районе Аральского моря 4 воинственные племени: баджгарды, баджане, баджгард и наукерде воюют с гузами, карлуками и кимаками". В любом олонхо на западе от местообитания их героев находится Арапы или Араат Бай5ал. На этой основе П.А.Ойунский Аральское море считал родиной олонхо и прародиной народа саха. Он же мифологическое выражение: "о5ус буолан аан дойдуга айаатаабыт ураанхай-сахалар бу биhиги бу баарбыт" - "те самые урангхай-саха, которые в образе быка на весь мир орали, это мы и есть", связывал с огузами. Некоторые исследователи, в том числе известный советский тюрколог А.Н.Бернштам, самоназвание огузов связывали с одноимённым словом в тюркских языках, означавшим быка. Казахский востоковед и историк С.М.Ахинжанов самоназванием кимаков считал слово уранхаб или в отдельности кай и уран, означавшего змею. Потомки уч-карлуков в Узбекистане не относят себя к роду саханкул. Легенда о Сеньжуке имеет параллели с преданиями саха об Эллэе и Омогое - своих прародителях. Есть сведения о том, что уранкаи-кимаки участвовали в сельджукском движении. В Х веке именно племя ка и владычествовала в огузском объединении. С.Г.Агаджанов, специалист по огузам, дает сведения о том, что печенеги, баджгарды, нукарда и баджна в результате ожесточенных сражений с огузами, кимаками, карлуками ушли из Приаралья и оказались в Малой Азии. Около 932-933 гг. эти четыре тюркских темени вторглись в пределы Византийской империи. Название рода наахара можно отождествить с именем племени наукерде, близких к печенегам. Нахарцы считаются группой, близко родственной кангаласам. Имя племени наукерде, или как иногда пишут наукара, расшифровывается так: нау - иранское "новый", а керд - основа для термина "город". Что касается о присутствии схожих этнонимов среди современных тюркских народов, то среди туркмен есть племя нохурлы. Среди казанских татар есть топоним Нохрат и соответственно этому, так называемые нохрат-ские татары. Но о возможном происхождении всех этих этнонимов от имени племени наукерде ещё никто не утверждал. Этноним баджгарды Р.Г.Кузеев отождествляет с башкирами. Арабский этникон "маджгар" считается воспроизведением самоназвания мадьяр в сочинении автора IX века Ибн Русте. Тюрколог Н.А.Баскаков выдвигал версию о том, что этнонимы башкиры и мадьяры имеют общее происхождение. Мы выдвигаем версию о том, что имя рода саха малдьагар имеет связь с самоназванием древних мадьяр "маджгар". В преданиях мальжегарцев указывается, что их предки пришли из страны тунгусов Молдьу. Данное предание, на наш взгляд, подчеркивает иноязычность предков малдьа5аров. Название рода бордон можно связать с именем племени башкир бурзян. Б.О. Допгих указывал, что бордонцы, в первые годы после прихода русских на Лену считались кангаласами. Башкирский этнограф Р.Г.Кузеев именно с бурзянами связывает этноним баджане. Бурзяне под своим собственным именем (араб, бурджан, борджана) с конца 1 тыс. н.э. до XIV в. постоянно упоминаются на территории от Прикаспия до Византии. Ещё Ф.Ф.Васильев писал о возможной связи имени рода беев-бетун. с самоназванием печенегов ит-бечене. Воинственные бетюнцы были одним из крупных волостей, т.е. племен саха к приходу русских. Баджна или ит-беджене т.е. печенеги, как отдельное племя, наряду с канглы входили в кыпчакский племенной союз. Имя рода малтааны можно сопоставить с названием племени каракалпаков - мюйтени. Л.С. Толстова сумела доказать на основе преданий каракалпакского народа и по антропологическим данным, что мюйтени-митани являются , потомками переднеазиатских митанни. В Передней Азии существовало государство Митанни, соперничавшее в свое время с Вавилоном и Древним Египтом. После разгрома их державы ассирийцами, митани-матиени частью переселились в Приаралье. На протяжении ряда веков они пережили нашествие разноязыких кочевников, но их потомки сохранились в виде отдельного племени. Имя рода ходоро мы сближаем с названием древнего, видимо, ираноязычного племени Приаралья - кидара. Л.И. Лерх и Н.И. Веселовский, а затем и С.П. Толстов связывают местность Кердер с обитанием здесь гуннов-кмдари-тов и видят пережиток этнонима кидаритов в названии казахского рода кердери. В Х веке Аральское море называлось Кердерийским. В старинном предании, опубликованном в начале XX века, речь идет о том, что древние башкиры долгое время кочевали между Иртышом и Аральским морем, в соседстве с печенегами и кимаками. Р.Г.Кузеева поразило сходство некоторых мотивов и бытовых сцен из башкирского эпоса "Бабсак и Кусяк" и героического сказания саха "Оленгир". Несмотря на уход основной массы маджагаров, т.е. башкир и мадьяр, борджана, наукара, ит-беджене в степи Восточной Европы, их остаточные группы долгое время оставались в степях Приаралья. Другой важной исторической проблемой является время переселения предков саха-канглы со своей исторической прародины. Гипотеза Г.В.Ксенофонтова, Н.А.Сердобова об исходе канглы на Среднюю Лену ещё в домонгопьское время не имеет под собой никаких исторических обоснований, Точка зрения А.И. Гоголева о переселении канглы - кангаласцев после падения Белой Орды в XV веке является слишком поздней датой. Между тем из китайских источников эпохи монгольской династии Юань хорошо известно, что большая часть канглы и кыпчаков переселилась в Китай и в Монголию. Русские исследователи Д.А. Кочнев и В.Ф.Трощанский на основании преданий саха писали о том, что предки саха переселялись из района Аральского моря, при этом одна половина ушла в Китай. В Китае кыпчаки и отдельно от них канглы преуспели в политике, в науке и в военном деле. Кыпчаки и канглы активно использовались монголами в их завоевательной политике. Они прославились в войнах на Южном Китае, в Японии, во Вьетнаме, на острове Ява. Особенно известны из канглы их хан Ашанбуха и его сын Иналтато, кроме того крупный учёный-конфуцианец. Дальнейшая судьба этих канглы и кыпчаков в Монголии и в Китае неизвестна. Известно, что из канглы и кыпчаков был сформирован Кыпчакский корпус и переброшен в область Енисея для подавления восстания туматов и енисейских кыргызов. Русский этнограф М.П.Овчинников писал о том, что по преданиям саха их предки, подчинявшиеся монголам, ушли от них с области Енисея на Байкал, затем на Среднюю Лену. Так вот есть очень веские основания для того, чтобы признать тождество предка Тыгына Аан-Татыйыка, по словам Я.И. Линденау, во времена которого саха успешно противостояли и кыргызам, и монголам с Тутухой - генералом империи Юань, кыпчакским ханом из династии Эльбури, громившего и енисейских кыргызов, и монголов. Сохранилась биография этого полководца в "Юаньши". Французский учёный П.Пелльо пришел к мнению, что предки Тутухи были из рода байаут, которая заменила и приняла имя кыпчакской династии Эльбури. Монголоязычных байаутов можно отождествить с названием рода саха байагантай. Вторым в списке потомков Эллэя стоит имя Хордокосууна -видимо, Кердея и Ке5еhукэ - прародителей Баягантайского улуса. Потомком Эллэя считается и Аан-Татыйык. Тутуха командовал Кыпчакским корпусом. Есть сведение, подкреплённое археологическими данными о том, что часть кыпчакских воинов оставалась на Енисее и после подавления восстания кыргызов. Но их дальнейшая судьба неизвестна. В Прибайкалье, в местности Усть-Талькин, найдены погребения с конем, датируемые Х/-ХV1 веками. Именно там обнаружен впервые человек центральноазиатского типа, низкорослая лошадь, генетически близкая к якутской, и сопроводительный инвентарь близок к якутской культуре. Погребения с конем не характерны для монголов и курыканов, а являются отличительной чертой кыпчаков. Погребения с западной ориентировкой, характерные для погребений Усть-Талкина и якутской археологической культуры, являются отличительной чертой канглы-печенегов. Одной из исторических загадок для востоковедов считается биография матери хорезмшаха Мухаммеда Теркен-Хатун. В одних источниках говорится, что её родственники и войско из племени уранийцев. В других она - из племени канглы, рода байаут. Вот это отношение и ставит в тупик востоковедов. Но данное положение можно очень просто решить, если обратиться к этносознанию саха. Уранийцы или же уранкаи-кимаки были средневековой народностью, канглы - одним из крупных их племенных объединений, баиауты или байагантайцы - одним из их племён. Ответвлением кангаласцев б.о.долгих считал также джарханцев. Имя этого рода можно сопоставить с названием кыпчакского племени джерсан, встречающимся в восточных источниках. М.П.Овчинников также писал о том, что ряд родов кангаласцев после успешного сопротивления русским, боясь возмездия, по преданиям ушел на Вилюй и на Колыму. Имя колымского рода дьуhаал можно связать с названием племени кыпчаков джузан. Характерным представляется тот факт, что именно эти роды саха дьуhаал, бордонцы и ярканцы-сунтарские саха, бетюнцы отличались тюркским или европеидным, горбоносым антропологическим типом, как писал в своё время В.Л.Серошевский. Ряд революционных исследователей на основании преданий и этносознания саха писали, что народ саха произошёл из объединения трёх поколений: Эллэево (Кангаласское), Омогоево (Батулинское) и Хоринского. Бурятские исследователи - в первую очередь Г.Н.Румянцев, Б.Б.Дашибалов - доказали, что прямыми потомками средневековых курыкан являются хоринцы. В потомках Омо5оя можно увидеть монголоязычных, вошедших в состав саха. Батулинцы - второй крупный род среди булагатов, половина хоринских родов считаются потомками батулинцев. По предположению Б.О. Долгих табу-нуты в прошлом именовались батулинцами. Можно придти к выводу, что батулинцы являются чистыми монголами, предками бурят. Впрочем, примерно так и утверждают предания саха. Так вот, тюркоязычие народа саха связано прежде всего с кыпчаками, которых представляют среди саха в первую очередь кангаласцы - потомки канглы. Проблема происхождения саха является огромной исторической проблемой, так как восходит к истокам общетюркского и общемонгольского этногенеза. Г.В.Ксенофонтов является тем первым исследователем, который с исторических позиций попытался подойти к решению этой огромной задачи. И только сравнительно слабое изучение истории и культуры древних и современных тюркских народов в его время не позволило ему сделать более основательные выводы. Наряду с огромной фантазией, свойственной его работам, прослеживаются определённые выводы и версии, свойственные его времени, к которым современная историческая наука только потом, после него. сумела более объективно подойти. По словам замечательного востоковеда Г.Е.Грумма-Гржимайло, монгольская эпоха, связанная с завоеваниями Чингис-хана, была для судеб человечества более грандиозной эпохой, чем даже время великих географических открытий. Именно тогда исчезли с лица земли десятки народов и государств, произошли переселения огромных масс людей на громадные расстояния, в итоге чего возникли десятки народов. Народ саха возник именно в итоге этих грандиозных исторических катаклизмов. Именно тогда гордые и свободолюбивые хоро-туматы оказались на Средней Лене. Кангаласцы - часть канглы, остатки кыпчакских воинов, служивших монгольским ханам, добрались с Арала до Байкала. Их путь на современную родину можно проследить по следующим этнонимам. Кангиты - род качинцев на Енисее. Камасинцы в прошлом именовались кангаласами. Имя рода хэнгелдир среди эхеритов, бурятский исследователь Ц.Б.Цыдендамблев связывал с кангаласами. На совокупности имеющихся фактов можно придти к выводу о правильности версии Г.В.Ксенофонтова о происхождении кангаласов от средневековых канглы. (Источник: Историко-краеведческий атлас Г. Шадриной " ХАНААС", Якутск,2000) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Хангылбай Опубликовано 27 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2002 У меня вопрос,в Якутском языке есть некоторые слова,архаизмы,в нынешних тюркских языках которых нет(Я могу ошибаться).Например "Субэ"-совет,даже русское слово похоже на это слово,и полковник Чингиз-хана Субэтэй по якутски звучит как "советник".Еще сын Чингиза Джагтай по якутски будет властный(т.е. от слова "джаhай"-властвуй,распределяй.)и он же был ханом,который придерживал ясу Чингиза.Джаса тоже по якутски звучит как закон.Толуй(тоже сын Чингиза) переводится как полный,или терпеливый,еще один сын Чингиза "Угэтэй"(Оготой по якутски)-переводится как ребячливый,в каком то источнике так говорилось,что он был немножко ребячливым,младшим сыном Чингиза. Были и в войсках Чингиза,войска так называемые "Кэшик"-по якутски это переводится как резерв(напр. От кээhии-дословно оставлять сено). Много общего у Якутов с временем Чингиза.У нас есть боги судьбы Одун-хан и Чынгыс-хан(Одун говорят связано с Арийским богом Одун(Один),которая осталась как языческий бог у скандинав.)А Чынгыс-хан в былинах говорят ,что он человек особо жестокий и плохие его поступки сравнимы и с хорошими. У меня вопрос есть ли параллели в нынешних тюркских языках,Чингизовой эпохи?А не после Чингизовой (Кипчакской). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 27 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2002 ..."Субэ"-совет... Джагтай по якутски будет властный(т.е. от слова "джаhай"-властвуй,распределяй.) ...Джаса тоже по якутски звучит как закон. ...Толуй(тоже сын Чингиза) переводится как полный,или терпеливый, ..."Угэтэй"(Оготой по якутски)-переводится как ребячливый "Кэшик"-по якутски это переводится как резерв(напр. От кээhии-дословно оставлять сено). ...Одун-хан (Одун говорят связано с Арийским богом Одун(Один),которая осталась как языческий бог у скандинав.) ...Чынгыс-хан Чынгыс-хан в былинах говорят ,что он человек особо жестокий и плохие его поступки сравнимы и с хорошими. Якут "субэ" может быть монгольский "зуб–ле", "суб–лэ" Джахай – монг. "жахир–": на тув. яз. – "чагыр–" Толуй, Угэтэй – вообще–то по монг. Тулуй и Угэдэй Одун хан – покровитель домашнего очага: от тюрк. "От хан" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость sanj Опубликовано 27 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2002 ..."Субэ"-совет... Джагтай по якутски будет властный(т.е. от слова "джаhай"-властвуй,распределяй.) ...Джаса тоже по якутски звучит как закон. ...Толуй(тоже сын Чингиза) переводится как полный,или терпеливый, ..."Угэтэй"(Оготой по якутски)-переводится как ребячливый "Кэшик"-по якутски это переводится как резерв(напр. От кээhии-дословно оставлять сено). ...Одун-хан (Одун говорят связано с Арийским богом Одун(Один),которая осталась как языческий бог у скандинав.) ...Чынгыс-хан Чынгыс-хан в былинах говорят ,что он человек особо жестокий и плохие его поступки сравнимы и с хорошими. Якут "субэ" может быть монгольский "зуб–ле", "суб–лэ" Джахай – монг. "жахир–": на тув. яз. – "чагыр–" Толуй, Угэтэй – вообще–то по монг. Тулуй и Угэдэй Одун хан – покровитель домашнего очага: от тюрк. "От хан" где то уже писали, что чагатай - это от чаган/цаган - белый, толуй - толи - зеркало. кешиг - значения гвардия/приближенные к императору и запас в принципе можно притягивать друг к другу, но они все же непохожи. яса, джаса/джасак - засак/засг - в общем тож формы довольно разные. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 4 октября, 2002 Поделиться Опубликовано 4 октября, 2002 Что ты друг мой, цитируешь все время мои устаревшие, аспирантские статьи. Безусловно есть какой-то кыпчакский элемент, связываемый с кангаласами, но основные предки саха - хоролоры и боотулу, происходящие от бурятских племен хори и батулинцев. Еще есть зна- чительный ранний монгольский компонент, связанный с представителями племен хатагин, сартаул, баягир-байаут, тумат. Другое дело, все эти племена считаются потомками ранее тюркоязычных племен. Следует обратить внимание на то, что они же, наряду с меркитами, джалаирами-иологирами, уранкаями-эвенками принимали участие в этногенезе тунгусских народов. Т.е. ранний этап этногенеза саха почти полностью совпадает с эвенкийской, соприкасается с ней. Впрочем, найди и прочти мои статьи в сборниках, вышедших в последнее время в Улан-Удэ, там есть все. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 4 октября, 2002 Поделиться Опубликовано 4 октября, 2002 Если основным элементом в этногенезе саха был монголоязычный элемент, то почему же их язык принадлежит к тюркской группе? Из тюрков им соседствовали только енисейские кыргызы, которых гораздо меньше, да и все равно далековато от них. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Buryadai Опубликовано 6 октября, 2002 Поделиться Опубликовано 6 октября, 2002 ..."Субэ"-совет... Джагтай по якутски будет властный(т.е. от слова "джаhай"-властвуй,распределяй.) ...Джаса тоже по якутски звучит как закон. ...Толуй(тоже сын Чингиза) переводится как полный,или терпеливый, ..."Угэтэй"(Оготой по якутски)-переводится как ребячливый "Кэшик"-по якутски это переводится как резерв(напр. От кээhии-дословно оставлять сено). ...Одун-хан (Одун говорят связано с Арийским богом Одун(Один),которая осталась как языческий бог у скандинав.) ...Чынгыс-хан Чынгыс-хан в былинах говорят ,что он человек особо жестокий и плохие его поступки сравнимы и с хорошими. Якут "субэ" может быть монгольский "зуб–ле", "суб–лэ" Джахай – монг. "жахир–": на тув. яз. – "чагыр–" Толуй, Угэтэй – вообще–то по монг. Тулуй и Угэдэй Одун хан – покровитель домашнего очага: от тюрк. "От хан" Slyshal chto vyrajeniya, slova, ponyatiya v yakutskom yazyke na 30% sostoyat iz mongolizmov, proiznoshenie prosto iskajennoe. V sostav Saxa voshli i buryatskie rody potomki Xori-tymed: Xoro, Xorolor. Tak i buryaty assimilirovali kakuyu-to chast' Saxa, ved' ix predki kogda-to jili na Baikale. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 7 октября, 2002 Поделиться Опубликовано 7 октября, 2002 Хороший вопрос задан. Действительно, какое-то историческое недоразумение состоит в том, что якуты-саха являются тюркоязычным народом, проживая в окружении иноязычных народов. Притом этот тюркоязычный элемент мы полагаем связан с кыпчакским проникновением, хотя саха по языку ближе к огузам и уйгурам. Поэтому следует предполагать, что все эти монгольские племена, кстати все входившие в коалицию Джамухи, возможно еще до начала XIII в. сохраняли свое тюркоязычие. Действительно, многие монгольские племена на самом деле являются потомками ранее тюркоязычного населения Монголии. Даже ойратов считают потомками средневековых ойхоров т.е. уйгуров. Существует версия и о том, что предки монголов были уйгуры, убежавшие к шивеям на Амур. Буряты же сплошь и рядом тюрки, позднее подвергшиеся к омонголению. Их самоназвание от боро-волк, у нас было крупное племя боро-ботун. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Buryadai Опубликовано 8 октября, 2002 Поделиться Опубликовано 8 октября, 2002 Поэтому следует предполагать, что все эти монгольские племена, кстати все входившие в коалицию Джамухи, возможно еще до началаXIII в. сохраняли свое тюркоязычие. Действительно, многие монгольские племена на самом деле являются потомками ранее тюркоязычного населения Монголии. Даже ойратов считают потомками средневековых ойхоров т.е. уйгуров. Существует версия и о том, что предки монголов были уйгуры, убежавшие к шивеям на Амур. Буряты же сплошь и рядом тюрки, позднее подвергшиеся к омонголению. Их самоназвание от боро-волк, у нас было крупное племя боро-ботун. Kto eto Oiratov i Buryatov schitatet tyurkami??? 8O 8O Buryaty splosh i ryadom tyurki??? 8O 8O Boro-Volk-- shto eto?? Byrte Chino? Vot tyurki tipa tyvintsev pochti mongoly, no chtob buryaty byli tyurkami eto uje skazki soıvetskih "istorikov"-iskajentsev. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zorigoo Опубликовано 9 октября, 2002 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2002 Буряты же сплошь и рядом тюрки, позднее подвергшиеся к омонголению. Их самоназвание от боро-волк, у нас было крупное племя боро-ботун. А я читал что слово бурят-буриад-бурууд от монгольского бур-бураа-бургас ( название дерево). Так как у многих племен их тотемой был дерево или растение.В многих случаев название племен совпадались с названием этих дерево. Например. Среди бурятов есть племена Харгана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 22 октября, 2002 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2002 О том, что у монголов имеются тюркские корни пишут прежде всего крупные бурятские ученые. Д.С.Дугаров. Доктор ист.наук. этнограф. К проблеме происхождения монголов. "В Восточном Забайкалье, Приононье и верховьях Амура, вокруг смешавшихся с аборигенами осколков тюркоязычных уйгуров, формируется ядро будущей совершенно новой народности "монгол". - С.204. "Монголы-это совершенно новая общность, возникшая в IX-XIII вв. на этнокультурной базе осколков разгромленных енисей- скими кыргызами северо-восточных уйгуров". - С.206. П.В.Коновалов. Докт.ист.наук. археолог. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье). "Ойраты "монгольского" времени являлись, вероятно, теми же уйгурами "тюркского" времени. -С.163. Некоторые ученые склоняются к мысли, что все бурятские племена были тюрками, монголизировавшимся лишь с возвышением средневековых монголов с конца X - начала XI в. -С.74. Докторов наук уважать надо дорогой друг. 8) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость AQUA Опубликовано 22 октября, 2002 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2002 по казахски совет будет "кенес". Канглы - племя а не племенной союз, состоит и родов, считается у казахов монотипным. Кангюй - государство, военно-племенной союз скорее под руководством или доминированием племени канглы (прим. китайские источники), для тюрков - это обычное явление - племенной военного СтратегическиЙ союз Все никак не могу отсканировать книжку М.Тынышпаева от 1925г. "Материалы к истории о киргиз-казахского народа" Для саха есть любопытная информация стр 11-13: ---------------------- Здесь я позволю себе привести один очень интересный рассказ. В 1880 годах за убийство был в Сибирь на поселение киргиз Лепсинского уезда Маканчи-Садыровской волости Джаксылык (фамилию не помню). В Японскую войну он участвовал как доброволец, вследствие чего по окончании войны ему разрешили вернуться на родину*) 1905 году он рассказад мне мне нечто для меня в то время непонятное и загадочное. По его словам он прожил несколько лет в Якутской области, через 3-4 месяца по прибытии *) Зимовка его до 1918 г. находилась в 5 верстах от наших зимовок. туда он мог сносно об'ясняться с якутами. Однажды якуты спросили Джаксылыка не знает ли он что-нибуть о могиле Козы-Корпеш и Баян. Джаксылык был крайне удивлен и сказал, что кладбище их находится в Лепеинском уезде на р. Аягуз. Они сказади, что Казы Корпеш и Баян - Якуты, и что они сами происходят от самых близких родственников Козы-Корпеша или Баяна (не помню кого из них назвал Джаксылык); они рассказали былину о Козы-Корпеше и Баяне, причем она оказалась очень близкой к киргизской былине. Джаксылык в 1920 году был жив; человек он малограмотный; и во всяком случае не из тех которые являлись как бы живыми хранилищами преданий, сказаний и т.п.; такими делами он не интересовался и вообщем ничем не выдвигался из ряда обыкновенных скотоводов. Выдумывать такие сложные и спервого взгляда непоняе вещи совершенно не зачем, да и по развитию своему он не в состоянии. -------------- дальне он рассуждает об сведениях и сообщениях других авторов, про тамги кипчаков и якутов, а потом переходит к рассказу о Козы Корпеше и Баян Сулу. От себя замечу, что многие казахи считаю это былиной, все знаю как выглядит их могила, а для якутов это родословная!!! Вот так братья якуты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Хангылбай Опубликовано 8 ноября, 2002 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2002 Слышал,что была найдена в якутии,оставленная,акцентиру якутами до русской эпохи,да да именно Сахалар,на стенах одного из балагана богача,надпись зделанная белым шаманом,на древне тюркском,и еще тоже была найдена н стене одного из балаганов ,18 века,тоже древние письмена.Опять таки слышал,что у Тыгына на батыйе(меч),была надпись "От отца",или вроде того,все эти были написаны слоговыми древнетюркскими письменами.В книгах Айынга(Кривошапкин)тоже даются такие факты,и даже дословные слова из памятников Кюль-Тегина,которую понимем мы Саха.И даже в нынешнем Якутском языке слово письмо,писать,читать не заимствовано от русского, Суруй-писать,Сурук-Бичик-тоже вроде бы такое,Бичик это по моему счет.Истинно якутские цифры похожи на римские,тоже акцентирую до русской эпохи.Ещё на вилюе,возле наслега Мальджагар была отмечена дерево,самим Мааком,на нем некий шаман написал на древне тюркском,описания и рисунок,есть в книге Маака "Вилюй",он не смог объяснить и изтолковать смысл этих рун. Недавно ещё показывали на нашем канале(национальном),что эти письмена существут,и находятся в музее,и этой проблемой занимаются многие ученые. В нынешних тюркских языках есть слова "Бичик","Сурук"???? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 8 ноября, 2002 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2002 v turkskih ne znaiu. a vot v mongol'skom est'. suruh/surah -uchit'sia bichig/bichik -pis'mo, pimennost'. suruh bichig - uchebnik. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 8 ноября, 2002 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2002 Сура – учиться Зура – рисовать, начертить. В якутскам языке наверно этот "зура–" – рисовать, чертить используется как писать. Якутский "битик – счёт" это что–то странное. бичиг, бичик – монголо/кёк–тюркское слово означающее "письмо". В Орхонском руническом памятнике есть слово "битик биттим" – т.е. бичик бичидим (писал писание – т.е. памятное слово). В современном монгольском, тувинском и (хакасском :? языках используется слово "бичик" в своем прямом смысле. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 10 ноября, 2002 Поделиться Опубликовано 10 ноября, 2002 Да это действительно, что то сверхновое, обнаружить древне- тюркские письмена в хорошо сохранившимся деревянном доме! Впрочем я к авторам этих гипотез питаю большое уважение, они даже в Тибете обнаружили древнетюркскую руническую письмен- ность. Другое дело, этот Айына. Может быть он таким макаром на основе современного литературного якутского языка прочтет и письмена на Фестском камне и обьяснить мертвый этрусский язык. Комиков у нас хватает, играющих на чувствах невежественных в смысле истории и культуры тюрко-монгольских этносов народных масс. Что касается писем Маака и т.д. у нас не делают разницы между простыми тамгами и настоящей письменностью. Сначало, прежде всего следует доказать наличие у саха тамг - сходных по изысканиям П.А.Ойунского с тамгами казахских племен, о кото- рых есть действительно упоминания в преданиях саха. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 19 ноября, 2002 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2002 Привет всем, кто интересуется этногенезом саха. Вы можете найти разные гипотезы и собственные размышления о их происхождении в темах: Иранцы- саки, Монголы - джалаиры, кураласы, монгол, селенгинские буряты, кидане, хара кидане, цзубу и тикин.где родина монголов, все о ойратах. Неизвестные народы - кереиты, меркиты, курыканы. Тюрки - кыргызы, хакасы, тюрки, спор, уйгуры, кыпчаки, кимаки, черкесы. Столь большое число различных гипотез и версий обьясняется многосоставностью якутского этноса и тем фактом, что их этнические предки в пределах Евразийских степей входили в состав самых разных орд и сохранили об этом память. С уважением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Хангылбай Опубликовано 5 декабря, 2002 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2002 Неруен-нергуй Сахалар уонна да атыттар! Есть гипотеза,что Кангаласцы(саха сирин)говорили на особом тюркском языке,который отличался от нынешнего якутского языка до недавного времени,буквально 2-3 столетия назад. В области сахатской историографии и этнографии имеет большое значение труд Филиппа Страленберга(Табберт). Будучи офицером шведской армии,он в битве под Полтавой попал в плен к русским,а затем был сослан Сибирь,где провел 13 лет.По возвращении на родину он выступил в качестве автора довольно солидного этнографического описания Сибири. Его заслуги в области установления основных фактов якутского героического эпоса изложенным не ограничиваются.Ему же обязаны первым печатным зафиксированием общеякутской легенды о том,что они до прихода русских жили под управлением своего царя Тыгына.По его словам,того князя,под предводительством которого они переселились на Лену,назывался "Deptzi Tarhan Tegin"-Дэпци Тархан Тэгин. Тут отклонение от фактов современного фольклора.По Страленбергу же,Тэгин(Тыгын по нынешнему)со своим народом переселился на ЛенуЗначит двести лет тому назад были среди якутов ещё были живы воспоминания о последних волнах переселения с Юга во главе с Тыгыном.Это тем более вероятно,что Тыгын прежде всего представляется вождем Кангаласского улуса,которые занимает самые южные окрины Якутского округа того времени,в виду чего Кангаласцы должны быть оттеснены к самым поздним переселенцам на Лену.Весьма сильные и сложные переживания Якутских масс в период порусской истории,конечно,могли заслонить,их в памяти некоторые варианты их сказаний о своем прошлом.Страленберг же ещё засталвторое или третье поколение якутов,отцы и деды которых совсем не знали русских.Вот почему мы даже и не в праве спорить со Страленбергом о искожении якутских легенд по непониманию или по какому другому недорозумению.Мы вынуждену признать,что этот автор имел дело с истинными якутами, тогда как мы можем изучать якутский героический эпос тоько лишь через призму в значительной мере обрусевшего сознания. Достойно удивления то,то Страленберг записал "Тэгин",а не "Тыгын" ,как звучит это имя в устах якута.Дело в том,что современные знатоки тюркских языков уже согласились на том,что якутское "Тыгын" -не собственно имя,а нарицательное, обозночающее звание или титул древне тюркских князей,принадлежащих к царствующей ханской фамилии.Причем этот титул у древних тюрков произносился и обозночался на письме именно "Тэгин". связи записью Страленберга "Тэгин",а не "Тыгын" возникает вопрос:возможно ли допустить,что двести лет назад якуты сохраняли древнетюркское произношение?Или автор не уловил произношения?Надо заметить слово "Тархан",в древнетюркском орхонском диалекте,обозночавшее тоже особый титул,современные якуты произносят "Дархан".Таким образом,и это слово транскрибируется Страленбергом по-древнетюркски.Мы лично придерживаемся придерживаемся того положения,что за два последних столетия якутская общенародная фонетика не могла сделать столь резкий скачок от мягких гласных,к твердым и от глухих согласных к звонким,тем более потому,что этнический состав был неизменным.Или он удачно ошибся в при записях обоих слов?или еще во времена Страленберга сохранялся особый якутский язык Кангаласцев?Выход из затруднительного положения нам представляется в исторической гипотезе,что в момент прибытия русских в самом центреЯкутского края,на том самом месте где сейчас стоит город якутск,и в его ближайших окрестностях еще сохранялся особый говор якутского языка,значительно разнящийся от известного нам говора массы.Этот говор мог принадлежать группе последних завоевателей якутского народа.Те части их,которые распылились небольшими родами среди подавляющей массы якутского населения,должны были утратить следы своего первоначального наречия,но более компактная масса их,группирующаяся вокруг своего Тэгина, до прихода русских продолжала хранить следы своего первоначального не якутского наречия.Самые сильные удары русских казаков обрушились именно на эту небольшую головку якутского народа,так как они сохраняли свою горячюю и деспотичную поняти о мире.Сохранились довольно точные сведения о том,что почти все население упомянутой равнины при первом разгроме от русских и значительно позже при ликвидации ряда восстаний Кангаласцев разбежалось в дальние окраины,Якутского края. С этого момента,само собой разумеется ликвидации особого говора стрых господ якутского народа.Но однако,некоторые слабые следы этого говора господствующих родов(из среды которых выделился старинный якутский тоенат)могли сохранятся еще некоторое время около г.Якутска.Иными словами,я думаю,что Страленберг записал совершенно верно "Тэгин"и "Тархан",но это было не общеякутское произношение,а маленькое отличие тех якутов,которые жили тогда в окрестностях г.Якутска. Если фонетика языка и грамотность нашего раннего лингвиста не являются достаточно надежным основанием,чтобы н них строить историческую гипотезу о завоевании якутов какими то другими тюрками,то в материалах Страленберга сохранилось еще одно,пожалуй,более веское на неякутское происхождения того говора,на котором говорил его информатор.В лингвистической таблице Страленберга понятие "золото" у якутов передается словом "Алтан",которое у якутов повсюду значит "медь", тогда как "Алтын","Алтун" на всех прочих тюркских языках,действительно,имеет значение золото.Здесь идет речь не о маленькой фонетической разнице,а о значительном расхождении лексического состава по сравнению с современным якутским наречием. Кстати мой отец мне ,когда я был маленьким,объяснял о значении слова "алтан" он говорил,что общеякутское это медь, но иногда ее озночают и как золото,это как говорил он,ему тоже отец(мой дед) объяснял.Ведь мои предки были Немюгюнскими тоёнами.... Может быть я сам предок Тыгына,Эллэя????.....знает об этом только Айыы Тангара. Василий Ушницкий (может ошибаюсь насчет фамилии)но не вы ли Сомоготто?????????????Если о нем знаете,расскажите. :?: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Хангылбай Опубликовано 8 декабря, 2002 Поделиться Опубликовано 8 декабря, 2002 Это дополненное!!!! Неруен-нергуй Сахалар уонна да атыттар! Есть гипотеза,что Кангаласцы(саха сирин)говорили на особом тюркском языке,который отличался от нынешнего якутского языка до недавного времени,буквально 2-3 столетия назад.В области сахатской историографии и этнографии имеет большое значение труд Филиппа Страленберга(Табберт).Будучи офицером шведской армии,он в битве под Полтавой попал в плен к русским,а затем был сослан Сибирь,где провел 13 лет.По возвращении на родину он выступил в качестве автора довольно солидного этнографического описания Сибири.Ему же обязаны первым печатным зафиксированием общеякутской легенды о том,что они до прихода русских жили под управлением своего царя Тыгына.По его словам,того князя,попредводительством которого они переселились на Лену,назывался "Deptzi Tarhan Tegin"-Дэпци Тархан Тэгин.Тут отклонение от фактов современного фольклора.По Страленбергу же,Тэгин(Тыгын по нынешнему)со своим народом переселился на Лену,значит двести лет тому назад были среди якутов ещё были живы воспоминания о последних волнах переселения с Юга воглаве с Тыгыном.Это тем более вероятно,что Тыгын прежде всего представляется вождем Кангаласского улуса,которые занимает самые южные окрины Якутского округа того времени,в виду чего Кангаласцы должны быть оттеснены к самым поздним переселенцам на Лену.Весьма сильные и сложные переживания Якутских масс в период порусской истории,конечно,могли заслонить,их в памяти некоторые варианты их сказаний о своем прошлом.Страленберг же ещё застал второе или третье поколение якутов,отцы и деды которых совсем не знали русских.Вот почему мы даже и не в праве спорить со Страленбергом о искожении якутских легендпо непониманию или по какому другому недорозумению.Мы вынуждену признать,что этот автор имел дело с истинными якутами,тогда как мы можем изучать якутский героический эпос тоько лишь через призму в значительной мере обрусевшего сознания.Достойно удивления то,то Страленберг записал "Тэгин",а не "Тыгын" ,как звучит это имя в устах якута.Дело в том,что современные знатоки тюркских языков уже согласились на том,что якутское "Тыгын" -не собственно имя,а нарицательное,обозночающее звание или титул древне тюркских князей,принадлежащих к царствующей ханской фамилии.Причем этот титулу древних тюрков произносился и обозночался на письме именно "Тэгин". связи записью Страленберга "Тэгин",а не "Тыгын" возникает вопрос:возможно ли допустить,что двести лет назад якуты сохраняли древнетюркское произношение?Или автор не уловил произношения?Надо заметить слово "Тархан",в древнетюркском орхонском диалекте,обозночавшее тоже особый титул,современные якуты произносят "Дархан".Таким образом,и это слово транскрибируется Страленбергом по-древнетюркски.Мы лично придерживаемся придерживаемся того положения,что за два последних столетия якутская общенародная фонетика не могла сделать столь резкий скачок от мягких гласных,к твердым и от глухих согласных к звонким,тем более потому,что этнический состав был неизменным.Или он удачно ошибся в при записях обоих слов?или еще во времена Страленберга сохранялся особый якутский язык Кангаласцев?Выход из затруднительного положения нам представляется в исторической гипотезе,что в момент прибытия русских в самом центреЯкутского края,натом самом месте где сейчас стоит город якутск,и в его ближайших окрестностях еще сохранялся особый говор якутскогоязыка,значительно разнящийся от известного нам говора массы.Этот говор мог принадлежать группе последних завоевателей якутского народа.Те части их,которые распылились небольшими родами среди подавляющей массы якутского населения,должныбыли утратить следы своего первоначального наречия,но более компактная масса их,группирующаяся вокруг своего Тэгина,до прихода русских продолжала хранить следы своего первоначального не якутского наречия.Самые сильные удары русских казаков обрушились именно на эту небольшую головку якутского народа,так как они сохраняли свою горячюю и деспотичнуюпоняти о мире.Сохранились довольно точные сведения о том,что почти все население упомянутой равнины при первом разгроме от русских и значительно позже при ликвидации ряда восстаний Кангаласцев разбежалось в дальние окраины,Якутского края.С этого момента,само собой разумеется ликвидации особого говора стрых господ якутского народа.Но однако,некоторые слабые следы этого говора господствующих родов(из среды которых выделился старинный якутский тоенат)могли сохранятся еще некоторое время около г.Якутска.Иными словами,я думаю,что Страленберг записал совершенно верно "Тэгин"и "Тархан",но это былоне общеякутское произношение,а маленькое отличие тех якутов,которые жили тогда в окрестностях г.Якутска.Если фонетика языка и грамотность нашего раннего лингвиста не являются достаточно надежным основанием,чтобы н нихстроить историческую гипотезу о завоевании якутов какими то другими тюрками,то в материалах Страленберга сохранилосьеще одно,пожалуй,более веское на неякутское происхождения того говора,на котором говорил его информатор.В лингвистической таблице Страленберга понятие "золото" у якутов передается словом "Алтан",которое у якутов повсюду значит "медь",тогда как "Алтын","Алтун" на всех прочих тюркских языках,действительно,имеет значение золото.Здесь идет речьне о маленькой фонетической разнице,а о значительном расхождении лексического состава по сравнению с современным якутским наречием. Кстати мой отец мне ,когда я был маленьким,объяснял о значении слова "алтан" он говорил,что общеякутское это медь,но иногда ее озночают и как золото,это как говорил он,ему тоже отец(мой дед) объяснял.Ведь мои предки были Немюгюнскими тоёнами.... Может быть я сам потомок Тыгына,Эллэя????.....знает об этом только Айыы Тангара. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Atamay bay Опубликовано 18 марта, 2003 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2003 Нерён нергюй аймахтарым сахалар Конечно можно сказать что якуты это просто такой народ который занимается оленеводством. Как считают за пределами Республики Саха, особенно в центральной полосе России . Якутов тоже можно делить на три ууса (жуза) судя по преданиям происхождения. По учтению предков можно поделить на 3 группы 1) Эллэй Баатыр 2)Омогой Бай 3)Хоро Бай Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Guest Опубликовано 18 марта, 2003 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2003 Если сможете перевести этноним Атамай оставьте сообщение заранее благодарен Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Atamay bay Опубликовано 18 марта, 2003 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2003 нерен нергюй аймахтарым сахалар Я прочитал в одной книге что казах по имени Джаксалык сказал якутам что Казы Карпеш и Баян Слу захоронены около реки Айагыс или Аяуз. Казахи если вы зайдете сюда напишите суть этой легенды и мы сверим якутский и казахский вариант или киргизский. Заранее вам благодарен Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Rust Опубликовано 18 марта, 2003 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2003 У кыргызов, насколько мне известно, нет такой легенды "Козы корпеш и Баян-Слу". Не помню в какой теме, саха Василий уже затрагивал вопросы сходства родового состава казахов и саха. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 18 марта, 2003 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2003 Что означает следующее предложение буквально (word for word): Нерён нергюй аймахтарым сахалар прошу переводить Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться