Ronin1 Posted April 13, 2006 Share Posted April 13, 2006 Может это где-то повторялось, но мне интересно было бы узнать, когда появилось название "Казах"? И что оно означает? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Керим-хан Posted April 16, 2006 Share Posted April 16, 2006 Прежние уздени свято это исполняли, но не теряли никогда из виду степени своего к князю отношения, никогда не принимались за черную работу в княжеском дворе. Подобная работа лежала на низших классах, квартал князя составлявших, которые служили из пищи или других видов при кунакской князя под именем казаков, т. е. бессемейных; равномерно вся черная работа княжеская лежала на чагарах, терекемейцах и холопах. Шихалиев Девлет-Мирза Рассказ кумыка о кумыках Верховная власть принадлежала таубиям, 2-е сословие составляли "уздени" и "эмчеки", 3-е "чагары" и наконец "казаки" и "карабаши"......Казаки и карабаши - это домашние рабы и рабыни таубиев из людей, взятых в плен от неприятеля, украденных и купленных, в числе их были имеретины, сванеты, осетины, чеченцы, кумыки, кабардинцы и даже попадались русские из беглых солдат. Слово "казак" значит одинокий, бездомный, бесприютный, "карабаш" - состоит из двух слов: кара и баш, т. е. черная голова, так назывались рабыни.Балкария. Исторический очерк. Абаев Мисост Кучукович Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Керим-хан Posted April 16, 2006 Share Posted April 16, 2006 В то время в Дешт-и Кипчаке владычествовал Абулхайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидам. Жанибек-хан и Керей-хан бежали от него в Могулистан. В то время Узбекский улус после смерти Абулхайр-хана пришел в расстройство. Большая часть жителей, ища безопасность и благополучие, откочевала к Керей-хану и Жанибек-хану. За ними утвердилось название "казаки".Мирза Мухаммед Хайдар Тарих-и Рашиди Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Керим-хан Posted April 16, 2006 Share Posted April 16, 2006 “Она — человек, который был подвластен Узбеку и Джанибеку. Ты [же] вырос человеком противостоящего [им рода]. Проучи ее. Не женись!” Послушался он его слов и не женился. Когда почуяла бегим, что не возьмет он ее в жены, начала она оказывать [ему] меньше почета и уважения, чем прежде. Когда же и хан, озлившись на нее, решил разломать золотую юрту, [а золото] поделить между своими казаками, то прослышав [о том], бегим послала к хану человека, сказала: “Пусть так не поступают. Когда нет золота [и] серебра, для человека, ставшего ханом, [золотая юрта] — сокровище. Но здание, построенное прежними добрыми [людьми], [все-таки] пусть не разрушают!” Не прислушался к ее словам [Хырз-хан], разломал и поделил. Бегим запылала в свою очередь злобой на [Хызр-]хана, собрала своих внутренних беков и прогнала его................................................................................. ........................................................................... Ту зиму [Тохтамыш-оглан] пробыл на службе [Тимур-] бека. Пришла весна, и [Тимур-] бек дал ему несколько человек. Когда [Урус-хан] шел на летовку, [Тохтамыш-оглан] нагнал его эль и отогнал табун. Погоня настигла их и в бою разбила. Опять возвратился он к [Тимур-] беку. Словом, казаковал [вот так] Тохтамыш-оглан, отгонял от эля [Урус-]хана табуны и совершал набеги на эль. УТЕМИШ-ХАДЖИ ИБН МАУЛАНА МУХАММАД ДОСТИЧИНГИЗ-НАМЕ Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ronin1 Posted April 16, 2006 Author Share Posted April 16, 2006 Получается, что казах - означает бессемейный, бездомный, одинокий. Второе значение - тот, кто совершает набеги. Я правильно понимаю? А когда появилось это название? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Karakurt Posted April 16, 2006 Share Posted April 16, 2006 The word "Kazakh" was included in a Turkish-Arabian dictionary of the 13th century AD. The meaning of this word was given as "independent" or "free." Т.е. казак значит отделившийся, независимый, свободный. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Хак-Назар б. Касым Posted April 16, 2006 Share Posted April 16, 2006 "Так как в самом начале после прибытия в Моголистан они проводили время в набегах на калмаков и киргизов и грабежах их и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казак". Махмуд б. Вали "Бахр-аль-асрар фи манакиб ал-ахйар" Почему то многие историки пишут, что казак - значит отделившийся или изгнанник. Думаю более правильным будет значение вольный или разбойник. В английском языке есть слово outlaw или freebooter наверное оно лучше всего и передает значение слова казак. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Керим-хан Posted April 16, 2006 Share Posted April 16, 2006 В один из дней, когда хан здесь пребывал, собрались на кенгеш, что означает совет, все «беи юрта», или старейшины древнейших родов крымских, а также казакдаши, эмильдаши, аталыки, ширины, мансуры, седжеуты, бадыраки, а также уланы — то есть, вся семья ханская................................................................................. ............................................................................ Когда на войну выступает визирь ханский или султаны казацкие, или ялы-ага, или беи ширинов, мансуров или седжеутов, тогда войска численностью в тридцать тысяч по дороге пятью отрядами выступают. ................................................................................ ............................................................................ Всем крымским отцам и аталыкам, служащим и старейшинам — всем! Во всех портах и градах, в которых окажется с наисветлейшим ярлыком ханским казакдаш мой, брат мой, поверенный тайн моих, соратник жизни моей, битв и путешествий моих, мой досточтимый Эвлия-эфенди — везде и всюду гостеприимны и щедры будьте для него, одевайте его и обувайте, красные алтыны ему давайте для его надобностей, предоставляйте ему достойных проводников, прикажите им провести его по всему государству крымскому, а коня, его самого и его товарищей гостеприимно принимайте и полное пропитание им предоставьте. ................................................................................ ............................................................................ Казаки султановы едят вместе с султанами ханского рода. ................................................................................ ............................................................................ Познал я тогда вместе с наисветлейшйм ханом и приближенными шехрияра — султанами казацкими, в особенности же с благодетелем моим Селим Герей-султаном, развлечений рамазановых таких, каких еще ни в одной другой стране не получал. ................................................................................ ............................................................................ В одну из ночей хан призвал своих доверенных, приятелей, казакдашей и сотоварищей по путешествию, и следующее им промолвил: ................................................................................ ............................................................................ Таким образом, осталось еще сто тысяч ясыра, и из них дань с пятидесяти тысяч даровал он всем бийимам, бюкче и хатун, аталыкам и сотоварищам своим, ага дивана и казакам ханским. ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИСЕЙАХАТНАМЕ Link to comment Share on other sites More sharing options...
BAWIR$AQ Posted April 16, 2006 Share Posted April 16, 2006 Раньше я считал, что этноним “ҚАЗАҚ” (QAZAQ) не имеет толкового перевода. Все источники, которые я раньше читал сводились к опроверганию абсурдных толкований вроде “гуся белого” и повторению значений слова вроде “свободный”, “независимый”, “скиталец”, “отделившийся” и т.д. без каких-либо лингвистических подкреплений. Все это продолжалось до тех пор пока мне в руки не попался сборник исследований известного казахстанского историка-востоковеда Вениамина Петровича Юдина (1928-1983), выпущенный Институтом востоковедения в 2001 г. В своей статье “К этимологии энтонима казах (қазақ)” Юдин приводит достаточно убедительную версию, что слово “қазақ” является поздним вариантом древнетюркского слова из памятника с реки УЮК-ТУРАН (ок. VIII в.): Q Z Ğ Q Руническое обозначение: (Q Ğ Z Q) Лингвисты В.В. Радлов, С.Е. Малов и А.Н. Бернштам транскрибируют это слово как “QaZĞaQ” (ҚаЗҒаҚ). Радлов производит “QAZĞAQ” (ҚАЗҒАҚ) от корня, общего с тюркским глаголом “QAZĞAN” (ҚАЗҒАН). Обратите внимание на отрывок из древнетюркского словаря: Как видно из словаря, “QAZĞAN” означает “приобретать”, “добывать”, в новой форме - “QAZAN”. В современных языках слово в новой форме “qazan” употребляется с такими словами как “успех”, “победа”, “слава” и т.д. Например, в современном уйгурском: “ғәлибә қазан” - “одержать победу”, “шөһрәт қазан” - “приобрести славу”. Глагол QAZĞAN–QAZAN производится от глагола QAZ – “копать” с первичным значением “докапываться”, “добиваться”, “достигать”. Аффикс –ĞA известен в тюркских языках, например, qoz - “возбуждать/раздражать”, qozğa - “двигать, тревожить”. По этой версии “QAZĞAQ” является первичной формой слова “QAZAQ”. Т.е. qazaq производится от корня, общего со словом qazğan/qazan. Исходя из этого, В.П.Юдин и его коллеги считают, что древнетюркское слово QAZĞAQ – QAZAQ имеет смысл “ДОБЫВАТЕЛЬ”, “ДОБЫТЧИК”, “ПРИОБРЕТАТЕЛЬ”, “НАЖИВАТЕЛЬ”, “СТЯЖАТЕЛЬ”. T.е. тип человека, ставящего целью своей жизни приобретение (славы, побед), наживу. С точки зрения исторической фонетики выпадание Ğ и транcформация QAZĞAQ в QAZAQ вполне закономернa. В целом ряде древнетюркских слов после сонорных и др. звуков были ğ, q, g, k,] которые выпали в современных языках. Например, древнетюркские и казакские слова: tamĞaq –> tamaq (горло), qazĞuq –> qazuq, qazıq (кол), qayĞuq –> qayıq (лодка), qulĞaq –> qulaq (ухо), kärGäk –> kerek (нужно). ------------------ Таким образом вырисовывается схема этимологии: Корень QAZĞA– + Q = QAZĞAQ –> QAZAQ – “добытчик” –> “қазақ” + N = QAZĞAN –> QAZAN – “приобретать, добывать” ------------------ Подробнее о памятнике УЮК-ТУРАН Внешний вид надписи памятника и ее композиция: http://www.orientalistica.ru/resour/runica...lection/b3a.gif Третье слово во второй строке: QZĞQM / QaZĞaQıM Памятник обнаружен в 1886-1887 гг. Фунтиковым на территории современного г. Туран (современная Республика Тыва). В 1888 г. вторично найден Аспелиным по полученным от Мартьянова сведениям. Эстампы - 1888 г. (Аспелин), 1891 г. (Клеменц), 1906 г. (Гранэ). В 1943 г. доставлен Данзын-оолом в Кызыл. - Материал: оленный камень, бурый известняк - Параметры: размер 277х38х27 см - Форма: овальный в среднем сечении и с четко выраженными гранями в верхней части Источник: http://www.orientalistica.ru/resour/runica...lection/e3a.htm Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы reicheOnkel Posted April 19, 2006 Модераторы Share Posted April 19, 2006 est' i eshe mongol'skii variant. islyuchit' po mongol'ski et, khasa(kh). a isklyuchennyi budet, khasag. tipa islyuchennyi. i syuda je vashi skitalets i odinokii. u nas kazakhov iz bayan-ulgii, imenno tak i nazyvayut. i vprochem moih predkov buryat kazakov toje tak nazyvali. mojet enhd gramotno eto vse ob'yasnit. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ар_ Posted April 19, 2006 Share Posted April 19, 2006 est' i eshe mongol'skii variant. islyuchit' po mongol'ski et, khasa(kh). a isklyuchennyi budet, khasag. tipa islyuchennyi. i syuda je vashi skitalets i odinokii. u nas kazakhov iz bayan-ulgii, imenno tak i nazyvayut. i vprochem moih predkov buryat kazakov toje tak nazyvali. Интересный вариант. http://asuult.net/dic/ 1. хасах - subtract - дуудлага cонсох - shine utga oruulah2. хасах їйлдэл - subtraction - дуудлага cонсох - shine utga oruulah 3. хасах їйлдэл, дїгнэлт, дедукци - deduction - дуудлага cонсох - shine utga oruulah 4. хасах, багасгах - retrench - дуудлага cонсох - shine utga oruulah 5. хасах, багасгах, хязгаарлах, хураах, товчлох - abridge - дуудлага cонсох - shine utga oruulah 6. хасах, гаргах - except - дуудлага cонсох - shine utga oruulah 7. хасах, огтлох, тайрах - excise - дуудлага cонсох - shine utga oruulah 8. хасах, суутгах - deduct - дуудлага cонсох - shine utga oruulah 9. хасах, хасах тэмдэг, хасах хэмжигдэхїїн, ..гїй, хасах, дутагдалтай - minus - дуудлага cонсох - shine utga oruulah Монгольское ХАСАХ , судя по монгольскому словарю, где помимо значения "отделять", приводятся и значения "вычитать, сокращать, минус и т.п.", скорее всего происходит от прото-монгольского корня *kasu и слово ХАС - " срезать, уменьшать, укорачивать". Сравнительную этиимологию этого слова можно посмотреть в сообщении http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...573entry22573 в ветке про ХАСАРА, КАЙСАРА, ЦЕЗАРЯ и т.д. Эти корень и слово являются родственником тюркского слово КЕС = "резать, отрезать". PS. Также интересно, что среди ностратических родственников этого слова затесались такие знаковые индоевропейские слова как тот же КЕС = "отрезать", КОСА = "т.е. волосы" (у Артамонова приводится версия этимологии этнонима ХАЗАР от слова КОСА - якобы из-за ношения КОСЫ скифами-тюрками- монголами и т.д. Добавим сюда и КИДАНЕЙ-КИТАЕВ - было на форуме), КАСТРУМ = "крепость" (напомним , что от этого КАСТРУМА выводят арабское АЛЬ-КАЗАР, КАСР - вспоминаем иракский Ум-КАСР, который американцы "брали" семь раз на дню - надо будет как-нибудь завести отдельную тему ) На тюркском производная от КЕС, аналог монольского ХАСАХ от ХАС, звучала бы как КЕСЕК ="кусок, что-то отрезанное". Интесно, что у у тюрок действительно этим словом означают иногда РОДЫ-ПЛЕМЕНА, более того , оно входит в названия-этнонимы , например, КАРА-КЕСЕК. Вот кусок, т.е КЕСЕК , статьи из Старостина: Altaic etymology :Proto-Altaic: *k`a>/si Meaning: to cut; piece Russian meaning: отрезать; кусок Turkic: *kes- Mongolian: *kasu- Tungus-Manchu: *(x)asu- Korean: *ka\sk- / k@\sk- Japanese: *ki/nsu/ Comments: SKE 103 (Turk.-Kor.; despite TMN 3, 596, Kor. k@sk- is not a "teleologischer Sternchenform"). Cf. also Nan. (Bik.) kesi- 'to cut out' - with quite inexplicable k- (a borrowing?). Reasons for prenasalization in Jpn. are unclear (perhaps a suffixed form like *k`a>/si-gu-n is reflected). -------------------------------------------------------------------------------- Turkic etymology : Proto-Turkic: *kes- Meaning: to cut Russian meaning: резать Old Turkic: kes- (Yenis.) Karakhanid: kes- (MK, KB) Turkish: kes- Tatar: kis- Middle Turkic: kes- (Abush.) Uzbek: kes- Uighur: kes- Azerbaidzhan: ka"s- Turkmen: kes- Khakassian: kis- Shor: kes- Oyrat: kes- Halaj: ka"s- Chuvash: kas- Yakut: kehe:- Tuva: ke's- Kirghiz: kes- Kazakh: kes- Bashkir: kit|- Balkar: kes- Kumyk: kes- Comments: VEWT 257, ЭСТЯ 5, 55-57, 58. Turk. *kesek > WMong. keseg 'piece, part' (TMN 3, 596, Clark 1980, 39, Щербак 1997, 127). -------------------------------------------------------------------------------- Mongolian etymology : Proto-Mongolian: *kasu- Meaning: to cut off pieces, to adze, to diminish Russian meaning: срезать, уменьшать, укорачивать Written Mongolian: qasu- (L 942) Khalkha: xas- Buriat: xaha- Kalmuck: xas- Ordos: Gasu- Comments: KW 171. Mong. > Evk. kasi- (ТМС 1, 382-383). -------------------------------------------------------------------------------- Tungus etymology : Proto-Tungus-Manchu: *(x)asu- Meaning: 1 to chop, cut off 2 to bite Russian meaning: 1 обрубать, отсекать 2 кусать Evenki: asu- 2 Literary Manchu: asix/a- 1 Comments: ТМС 1, 56. -------------------------------------------------------------------------------- Korean etymology : Proto-Korean: *ka\sk- / k@\sk- Meaning: 1 to cut, trim 2 to break off Russian meaning: 1 резать, подрубать 2 отламывать Modern Korean: k:ak:- 1, k:@k:- 2 Middle Korean: ka\sk- 1, k@\sk- 2 Comments: Nam 26, 27, 39, KED 35, 91. -------------------------------------------------------------------------------- Japanese etymology : Proto-Japanese: *ki/nsu/ Meaning: scar Russian meaning: шрам, рана Old Japanese: kjizu Middle Japanese: ki/zu/ Tokyo: ki\zu Kyoto: ki/zu/ Kagoshima: ki/zu\ Comments: JLTT 452. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ashraf Posted April 19, 2006 Share Posted April 19, 2006 Скажу полунамёком, что часть выделенная жирным объединяет исторически азербайджанцев и казахов и в этнонимии : КАЗАК Маг Link to comment Share on other sites More sharing options...
azazelo Posted April 26, 2006 Share Posted April 26, 2006 Моя гипотеза возникновения и значения слова «Казах (в Русском варианте) или Казак в общетюркском». (См. здесь http://www.turan.info/forum/showthread.php...5469#post35469) Ногами прошу не бить Предистория. Как известное Казахское ханство и Казахская нация возникла после конфликта между некоторыми родами Узбекского ханства, а именно между Кыпчаками и Аргынами, Кыпчаки убили одного из предводителей Аргынов Даиркожу-Акжола, после чего Аргыны потребовали у Абулхаирхана выдачи убийц и последующей сатисфакции, посредством наказания оных. В чем им было благополучно отказано. После чего Аргыны под предводительством Джанибека и Керея а также другие сочуствующих родов покинули ставку Абулхаира. Было ли убийство поводом или последней каплей в их межродовых конфликтах история об этом умалчивает, как бы там ни было это и послужила генезисом Казахского ханства и Казахской нации в целом. Надо сказать что Абулхаир и его потомки достаточно продолжительное время пытались уничтожить мятежное ханство и вернуть ренегатов обратно. Но сейчас речь не об этом. Так вот мы подходим к сути вопроса подвигнувшего написать меня сегодняшний пост, почему Джанибек и Керей а также роды под их началом выбрали в качестве названия своего нового ханства слово Казак, а роды в последующем стали называть себя Казаками, этот факт достаточно малоосвещен и не имеет точного и ясного объяснения. Попытки объяснить слово Казак при помощи вроде бы существующего в некоторых тюркских языках слово Казак обозначающего свободный, независимый я полностью или частично подвергаю сомнению, так как в самом Казахском языке этого слова нет, а в известным мне других тюрских языках: Анатолийский турецкий, Азербайджанский и др я этого слова не встречал. Хотя тем неменее значение «Свободный» и «Независимый» в какой то степени (небольшой) будут перекликаться с моим последующим объяснением. Начнем с того что в новоиспеченном Казахском ханстве не было рода под названием Казак, который в последующем мог бы дать свое имя создавшемуся ханству и народу. Название многих государств и наций зачастую происходили именно таким путем. Не было в Казахском ханстве предводителя или хана с именем Казак, который мог бы дать своему народу название по своему имени. Таким образом достаточно много народов получило свое название, вспомним хотя бы Узбеков от хана Узбека или Найманов от Наймана. Ну и что совсем странно ни Керей ни Джанибек не попытались назвать свое ханство Джанибек хандыгы или Керей хандыгы, по крайней мере даже если и были такие попытки история до нас этого не донесла. Но должна ведь быть логика в названании целого государства ведь не могли Керей с Джанибеком просто призвать предводителей родов и сказать: «Господа отныне мы будем Казахами в Казахском ханстве, скажите пиплу, что бы они всем говорили что они Казахи. Спросите почему Казахи? Отвечу, нас Джанибеком это слово прикалывает.» Не тратя драгаценного времени читателя перейду к сути. Кем были для Узбекского ханства Керей и Джанибек их роды, которые достаточно самовольно отделились поставивь под удар неделимость и суверинитет Узбекского ханства, естественно они были сепаратистами, этакими Чеченцами для сегоднешней Российской Федерации. Как сегодняшняя Россия называет чеченцев? Мятежники, сепаратисты и тд. Если бы чеченцы не имели собственного названия я бы не удивился что через пару десятков лет их как нацию начали бы называть «Сепаратисты или Мятежники а чечню Сепаратистан». Так вот вернемся к Казакам. Оставшиеся в Узбекском ханстве люди по этой же логике должны были называть ушедшие рода каким то образом, дабы показать разницу между ушедшими и лоялными родами оставшимися в Узбекском ханстве. Может быть в начале их и называли например: Джанибек, Керей и Со, или Аргыны и другие рода примкнувшие к ним, но тем не менее я не сомневаюсь что сущестовало единое универсальное название которое объединяло бы всех ушедших и показывала их суть, а именно их называли бы на сегодняшний современный лад: мятежниками, сепаратистами, бунтовщиками, в общем людьми пошедшими против системы этакой противоборствующей силой. Тут мы в плотную подходим к самому слову «Казак». Много было попыток расшифровать это слово, особенно смешно звучить Лебедь белый, но тем неменее логика в попытке расчленения слова на два составляющих имеет смысл, так как смысловая составляющая слова полностью на данный момент утрачена и нет единого определенного перевода слова Казак полностью. Во вторых известно, что все в этом мире и в языке в том числе идет от простого к более сложному, сто лет назад не было слова электромонтер, было электро, было монтировать и было человек который занимается этой деятельностью. Так вот разделив слово на 2 составляющие это слово: Каз +Ак, следует обратить на первую часть особое внимание. «Каз» в казахском языке а если быть точнее «Кас» имеет свой аналог и оно означает быть настроенным против кого то, быть этаким опонентом или даже врагом, существует даже такая пара Дос пен Кас (друг и враг). В качестве глагола используются такие слова как «Кастык жасау, Кастандык жасау» - в вольном переводе означает делать что то плохое кому то. Меня конечно можно упрекнуть что я якобы своевольно поменял букву «З» на «С», но могу вас заверить что эти звуки в казахском и в других языках имеют свойство к замене друг друга. К тому же упорное использование слова «Кайсак» в Российскими властями при упоминания Казахов наводить на мысль что эдак 300-400 лет назад произношения слова Казак самими казахами было не однозначно и могло иметь следующий вид «Кассак». Так вот определившись с первой составляющей перейдем ко второй. «Ак», ну здесь легче «ак» это то что превращает действие или отношение «Кас» в субъект на примере «Тес(дырявить)+Ик= Тесик(дырка)» , намеренно не привожу другие примеры и без того мое повествование затягивается, боюсь потерять внимание читателя. Кас+Ак= получается Кассак или Казак, человек который против, враг, бунтовщик, мятежник, сепаратист, вобщем тот кто против системы. Лояльные подданые Узбекского ханства таким образом называли ренегатов, людей пошедших против, отделившихся и противопоставивших себя ханству, а именно Казаками (Сепаратистами по аналогии с сегоднишними Чеченцами). Я думаю поэтому русские казаки выбрали то же название, так как они тоже в свою очередь были людьми пошедшими против системы, бунтарями Этим я заканчиваю короткий экскурс в слово Казак и начинаю другой экскурс в предтечю этого слова в Казахском языке в частности и в Тюрских языках в общем. При упоминанию слова Кас я думаю многим на ум приходить название волка в казахском языке «Каскыр», видимо после исламизации кочевников и при постоянном противобрстве номадов ведущих в основном скотоводческое хозяйство волк превратился из прародителя, тотемного животного предка в этокого врага, который режет скот, может напасть на людей. Что и повлияла на мой взгляд в превращение «Курта» волка во многих тюрских языках (Вспомних хотя бы партию «Бозкурт» В Турции- партия серых волков или национальность- Башкуртов, то ли главных Волков, то ли людей одевающих шапки из волчьего меха (по аналогии в казахском языке Бори-волк, борик шапка из волчьего меха)) в Кас+курт, Врага волка - Каскурта или Каскыра в нынешнем казахском языке. Произошла десимволизация священного волка во врага кочевников. Является ли слово «Кас» корнем казахского слова Карсы- быть против, напротив или Карши в других тюркских языках. Или слова Керис, имеющего значения «Наоборот»- Керисинше, а слово «Косар» употребляемое как «Косарланып сойлеу» говорить перебивая кого то, говорить во то время как кто то другой уже говорить не давая говорить другому. Все это имеет один определенный смысл а именно быть и действовать будучи в оппозиции кому-то или чему-то. Можем ли мы копнуть еще глубже? Не вопрос. Почему слово «Кас» так напоминает слово «Казу-копать» или «Касу-чесать» полагаю потому что здесь и есть корень и происхождения слова Кас-Враг. Что из себя представляет понятие копать? В нарушении поверхности с помощью рук или предметов с целью получения дыры в данной поверхости. И не случайно использования слова «Касык(кз) и Кашик(друг. тюр)» при обозначении ложки, то есть при помощи той же ложки вы производите в поверхности допустим каши углубления. Ну а слово «Касу(кз), Кашимак(друг. тюр)» имеет сходный алгоритм действие, то есть при помощи пальцев рук вы пытаетесь на поверхности кожи прошкрябать не существующую дырку. Напомню что в те далекие времена, когда лопата не была еще изобретена, люди не копали землю, они становились на колени брали в руки плоский предмет и с силой водили его по поверхности земли пытаясь им прошкрябать дыру. Так же поступите и вы если вам дадут задание вскопать землю без лопаты. Ну наконец созвучное слово «Кес» имеющие значение резать во всех тюркских языках, все из той же оперы. Резать значит нарушать целосность поверхности, как и копать Казу, как и попытки почесасть Касу. Называли ли наши предки своих врагов «Кеса-ами» людьми убивавшими и резавшими их и не трасформировалось ли «Кес» в слово «Кас-враг в казахском». По крайней мере очень занятная гипотеза. И волки которые резали стада баранов наших предков кочевников были не то Врагами-Волкам (Кас-курты), не то Волками Убийцами, Резавшими скот (Кес-курт) все это наводит на мысль. Конец ли это нашего затянувшегося повествования? Нет. Здесь я не много сошлюсь на теориию символов и иерогливов Олжаса Сулейменова и в кратце скажу что по его теории древние люди пытались изображать все предметы и действия на скальными рисунками и другими видами тогдашнего искуства, то есть кодировали с помощью всяких палочек и черточек, а потом пытались их раскодировать при помощи чтения слева на право, справо на лево, с верху вниз, снизу в верх что и было началом нашего сегоднешнего алфавита. Так вот изобразив слово КЕС с помощью пары черточек и палочек (я в древних ироглифах не силен) допустим на скале, человек пытается прочитать это разными путями (напомню раньше не было строго порядка чтения только слева на право или с право на лево), так вот слево на право это КЕС, а с право на лево это СЕК. Напомню что подрузомевает слово Кес-резать? Нарушать поверхность и при этом естественно появление крови у жерты. Понимаете к чему я клоню, если нет то я объясню, буква Е в слове СЕК не принципиальна, с таким же успехом можно заменить на букву И, что дает нам слово СИК, являющегося универсальным значением слова секс для всех тюрских языков. Понимаю смутились и покраснели, но наука требует жертв. Ну а для древнего человека решившего дать название своему занятия с любимой девушкой, такой вариант я думаю показался наиболее приемлимым. Не надо изобретать совершенно нового слова, тем боле нарушение поверхности, целосности с кровевыделением в первый раз, на лицо, да и от слово КЕС резать, убивать отличается. Значиться будет это таинство у нас называться СЕК или СИК. (Я бы мог еще привести пример почему англоязычное слово секс так созвучно нашему, или почему Секира которой можно отсекать чего-то имеет корень СЕК, а также всякие там Section-ы разделяущие целое на части, или слово сечь, коса в русском язык и тд., но не сегодня). Значит с этим мы разобрались, но древний человек жаден до знаний он написал и сказал СИК, а теперь ему надо назвать существо с которым он этим СИК-ом занимается. Вернемся к иероглифам написано слово СИК что означает теперь определенное действие направленно на определенное существо. Ну а как назвать определенное существо на которое направленое это определенное действие (заметили что я прочитал предыдущее предложнеие задом на перед, то есть с права на лево). Если СИК это слево на право, а с право на лево, то есть существое на которое направленно действие это КИС, чуть видоизменено КЫЗ или КИЗ, что бы с КЕС-ом не путать. Так мы добрались до общетюрского слова КЫЗ-что значит девушка. Слово женщина Катын или Хатун или Кадын было изобретено потом и я думаю что слово КЫЗ заменяло все ипостаси женского пола, до тех пор пока люди не стали умнее и не стали придумывать новые названия такие как девочка, девушка, женщина. Ну вобщем я отвлекся, в конце повествования я хочу быстро пробежаться по слову КАС-(противобрствующий, бунтарь, убийца, может быть ВОЛК и тд.) снова, если его прочитать по методу наших предков задом на перед получиться САК, то есть племена которые являлись нашими предками. То есть они себя ассоциировали себя либо со своими врагами (а также тотемными животными прародителями) волками, либо показывали насколько они беспощадные и тд. Ну и в самом конце слово Тюрк или как правильно должны говорить те кто не знает русского Тюрик, если прочитать наоборот получатеся КИРЮТ или если вам будет угодно КУРТ, то бишь наш Волк. Грозная тень нашего предка Серого Каскыра до сих пор стоит над нами и даже в наших названиях мы видим его присутсвие КАЗАК, ТЮРИК, ТУРК, БАШКУРТ, САХА. Видимо Аруак нашего предка полуволка-получеловека Ашины хранит нас и будет хранить нас вечно, пока течет его кровь в наших жила, пока жив великий Туран . Link to comment Share on other sites More sharing options...
Урянхаец Posted May 11, 2006 Share Posted May 11, 2006 Иоганн Готлиб ГЕОРГИ, Они, по силе некоторых собственных их преданий, потомки крымского хана Кундучура, следо-но, настоящие по природе ногайцы. Предки их, как явствует из оных известий, негодуя на своих родственников, удалились от прародительских мест в чистые степи, где число их умножилось беглецами до сорока человек, которые похищениями скота и жен сделались отечеству своему под именем сорока парней (кирк кырсак) страшными. Link to comment Share on other sites More sharing options...
off Posted August 8, 2006 Share Posted August 8, 2006 "казак" произошел от "Хос Саха" или по русски "внук Саков" (это я вычитал в якутских газетах), что вполне допустимо, ведь народы не исчезают просто так, ведь на просторах Казахстана проживали массагеты Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ashraf Posted August 8, 2006 Share Posted August 8, 2006 С внуком Вы погорячились. Касы, кашшу, касситы намного древнее саков. Вернее сказать саки потомки касов. Кассы шли как минимум с Каспийского моря, а как максимум с Катара. Саки-Средняя Азия. Казахи-Центральная Азия. Вот он маршрут. Ну сколько можно делать исторических открытий... Откуда всё это? Катар-Хазар-Кашгар-Алма-Ата Маг Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Хазгууд баатаар Posted August 8, 2006 Share Posted August 8, 2006 est' i eshe mongol'skii variant. islyuchit' po mongol'ski et, khasa(kh). a isklyuchennyi budet, khasag. tipa islyuchennyi. i syuda je vashi skitalets i odinokii. u nas kazakhov iz bayan-ulgii, imenno tak i nazyvayut. i vprochem moih predkov buryat kazakov toje tak nazyvali. mojet enhd gramotno eto vse ob'yasnit. Сайн байн уу Вы еще и бурят-казах Приятно :tw2: Link to comment Share on other sites More sharing options...
Celal_Bayat Posted August 8, 2006 Share Posted August 8, 2006 М Azerbayjanskom yazike est slovo "KAЧAK" - beglets. Obichno lyudi kotorie bili protiv sistemi nazivanli "KAЧAK"ami. Osobenno "Kachak"i bili ochen mnogo na Kavkaze do bolshevitskoy revolyutssii. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Celal_Bayat Posted August 8, 2006 Share Posted August 8, 2006 М Azerbayjanskom yazike est slovo "KAЧAK" - beglets. Obichno lyudi kotorie bili protiv sistemi nazivanli "KAЧAK"ami. Osobenno "Kachak"i bili ochen mnogo na Kavkaze do bolshevitskoy revolyutssii. Etogo ya pishi dlya razmishleniya. Ya ne znayu "Ч" i "З" imeyut svoystva k zamene druq druqa, ili net. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Зиядоглу Posted August 8, 2006 Share Posted August 8, 2006 В Азербайджане есть пару топонимов, которые связаны с корнем слова "казах". Есть город Газах или Казах. Первый раз о нем писали в 7 века в арабских источниках. Писалось как "Газ-саг" или "Газ-заг" Есть город Шеки. Древняя Сакасена. Столица скифов-саков. Была провинция Ар-сак (сегодняшний Карабах, которых армяне сепаратисты называют Арцах думая, что это их топоним) Там жили раньше албанцы (нет ли у казахов племя такое - албан?). Албаны были родственны парфянам, тоесть племени дай/дак. Дак=сак? Самое интересное: в тюркской мифологии есть легенда о трех братьев-предках казахов: Адай, Аргын, Усун. У потомков парфян - у сегодняшних туркмен есть племя теке. Тоесть другими словами потомки древних даков сегодня носят имени теке Русские называли казахов "киргиз-кайсаками". Казахи сами из кипчаков (кыбсак) Искать надо в направлении этнонима сак Link to comment Share on other sites More sharing options...
koldenen_kypshak Posted August 9, 2006 Share Posted August 9, 2006 Уважаемый Зиядоглу, а вы не знаете причины появления у турков выражения КАЗАК-ЭРКЕК? Насколько я знаю, используется чаще всего в контексте грубой мужской силы, бывает что значение слова теряется но в наиболее отдаленных местах смысл остается прежним. Может все таки это не плод последних столетий, а выражение имеет более глубокие корни... я спрашивал у турков, но даже профессора затрудняются ответить откуда взялось выражение. Хотя у меня есть также и другое мнение, связанное с казаками переплывавшими Черное море и совершавшими дерзкие набеги на Османов. Может кто то может ответить на вопрос? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Зиядоглу Posted August 9, 2006 Share Posted August 9, 2006 Уважаемый Зиядоглу, а вы не знаете причины появления у турков выражения КАЗАК-ЭРКЕК? Впервые слышу. Но я и не так глубоко знаком с выражениями у братьев-османов. Link to comment Share on other sites More sharing options...
koldenen_kypshak Posted August 9, 2006 Share Posted August 9, 2006 Весьма распространенное выражение среди простонародья, обычно используют к мужьям которые крепко держат своих жен, и не жалеют ремня в воспитании... как я уже говорил - резкий, грубый, мужлан, настоящий мужчина ну да ладно может кто и ответит Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ashraf Posted August 9, 2006 Share Posted August 9, 2006 Лично для меня сейчас стало прозрачным значение этнонима КАЗАХ. Древнейшая фонетическая форма этого этнонима ОКОДДОХ. ОКОД это и есть в современном звучание ОГУЗ. Этноним КАЗАХ таким образом в переводе ничто иное как РОЖДЁННЫЕ ОГУЗАМИ. САКИ это потомки огузов. Древнейшее название ОГУЗОВ это КАС, КАШШУ(звали аккадцы). Маг Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Хазгууд баатаар Posted August 30, 2006 Share Posted August 30, 2006 Казах от слова "Хо"-защитник, "Зах"-граница, отсюда-"защитник границы". Если учитывать что они были расселены в Могулистане, на границе. А то что "разбойники" то это наверное из-за того что совершали постоянные набеги на Кыргызов и Калмыков. Ведь население в Могулистане было в основном кочевое. Вот и взаимодействие культур. Казахский и Кргызский национальные костюмы не различить Link to comment Share on other sites More sharing options...