Jump to content

Recommended Posts

Guest Вячорка

По белорусски Бакшта - башня (иначе - Вежа). По литовски - Bokštas.

Есть ли версии тюркского происхождения слова?

Link to comment
Share on other sites

По белорусски Бакшта - башня (иначе - Вежа). По литовски - Bokštas.

Есть ли версии тюркского происхождения слова?

От Бастилии к ЛЫКУ.

Word: ба́шня

Near etymology: засвидетельствовано в Псковск. 1 летоп., часто в XVII в. Заимств. через польск. baszta, чеш. bašta из ит. bastia "бастион, укрепление" ; см. Бернекер 1, 45, Брюкнер 18. Окончание изменено по аналогии слав. суф. -nja. Более ранняя форма др.-русск. башта, Нестор Искандер (XVI в.); см. Унбегаун, RES 9, 30.

Pages: 1,139

bastion 

1562, from M.Fr. bastillon, dim. of O.Fr. bastille "fortress, tower," from O.Prov. bastir "build," orig. "make with bast" (see baste (1)).

baste (1)

"sew together loosely," c.1440, from O.Fr. bastir, from Frank. *bastjan "to sew or bind with bast," from P.Gmc. *bastjan "join together with bast" (see bast).

bast 

"inner bark of the linden tree," O.E. bæst, a general Gmc. word, of unknown origin.

На самом деле почти полная аналогия со словом КИТАЙ. Слово КИТАЙ в значении УКРЕПЛЕНИЕ, КРЕПОСТЬ (см. КИТАЙ-город) ПО ОДНОЙ ИЗ ВЕРСИЙ производят от слова КИТА -"пучок, связка, коса", т.е. укрепления строились из земли, которой засыпали связки бревен, прутьев, корзин и т.п., служащих "арматурой", не дающей земле расползаться.

Word: ки́та

Near etymology: "стебель с листьями, пучок сена, букет цветов", укр. ки́та "кисть", блр. кíтка, болг. ки́тка "пучок, кисть, букет", ки́тя "связываю в пучок, украшаю, обвиваю", сербохорв. ки̏та "букет, кисть", словен. kítа "коса", kítiti "украшать", чеш. kytka, kytice "букет, сноп", слвц. kitа "сноп льна", польск. kitа "султан из перьев", в.-луж. kić "гроздь, кисть". Вероятно, к кисть. Предполагают также праформу *kūptā и сравнивают ее с чуб, а также с д.-в.-н. sсоub "охапка, связка соломы", др.-исл. skúfr "кисть" (Бернекер 1, 679; Хольтхаузен, Awn. Wb. 259). Не более удачно сравнение с лит. kùškis "лоскут, пучок", лтш. kušk̨is (Маценауэр, LF 9, 177).

Pages: 2,240

Link to comment
Share on other sites

Ар_

Слово КИТАЙ в значении УКРЕПЛЕНИЕ, КРЕПОСТЬ (см. КИТАЙ-город) ПО ОДНОЙ ИЗ ВЕРСИЙ производят от слова КИТА -"пучок, связка, коса", т.е. укрепления строились из земли, которой засыпали связки бревен, прутьев, корзин и т.п., служащих "арматурой", не дающей земле расползаться.

А я слышал другую версию:

О происхождении названия Китай. Оно от названия монгольского народа кытай (кидани), завоевавшего Срединную (поднебесную) империю и создавшего государство Ляо. (См. в канд. дисс. уже доктора Бушакова В.А. об этнониме кытай, который отражен в этнонимии башкир, казахов, узбеков, крымских татар, ногайцев, киргизов).

Link to comment
Share on other sites

А я слышал другую версию:

О происхождении названия Китай. Оно от названия монгольского народа кытай (кидани), завоевавшего Срединную (поднебесную) империю и создавшего государство Ляо. (См. в канд. дисс. уже доктора Бушакова В.А. об этнониме кытай, который отражен в этнонимии башкир, казахов, узбеков, крымских татар, ногайцев, киргизов).

Это ДРУГОЙ КИТАЙ ;) .

Первый КИТАЙ не связан с названием страны и народа на Востоке. А второй действительно выводят от КИДАНЕЙ. К слову, у тюрок и сейчас есть рода КЫТАЙ , названия которых считаюся сохранившимися от КИДАНЕЙ.

Word: Кита/й,

Near etymology: др.-русск. Китай (Афан. Никит. 20), отсюда фам. Китаев, с ХV в. (см. Соболевский, РФВ 69, 390). Через тат., уйг., тоб. Kуtаi "Китай, китаец", тур. Хуtаi "Сев. Китай" (см. Вамбери, Uigur. Spr. 223; Радлов 2, 786; 1723), др.- тюркск. Qуtаn из кит. K᾽itаn -- тунгусо-маньчжурская народность, завоевавшая в Х в. Китай; см. Бартольд у Маркварта, WА 35; О. Франке, ZfslPh 14, 16 и сл.; Рамстедт, KWb. 233; Габайн, Sitzber. Рrеus|. Аkаd., 1938, стр. 393. Отсюда название стар. торгового квартала Москвы Кита/й-город (Забелин, Энц. Слов. 38, 930), впервые в Воскрес. летоп. под 1534 г. (ПСРЛ 6, 292 и сл.), отсюда также и кита/йка -- дешевая "шелковая ткань, особый вид тафты" (с XVII в.; Срезн. I, 1210).

Pages: 2,240-241

Как видите Фасмер считает, что Китай-город в Москве это аналог ЧАЙНА-ТАУНА, но никаких китайцев и иероглифов в центре Москвы не наблюдается. ;) Зато стоит до сих пор часть КИТАЙГОРОДСКОЙ СТЕНЫ.

Есть противоположное мнение , популярное у новохронологов, по которому страна Китай с ее Китайской стеной - произведение не восточного народа, а бравых славян-казаков, с косичками-КИТАМИ на макушке, завоевавших под видом маньчжур Поднебесную. Они же скифы- сКИТЫ.

На самом деле в степях , где когда-то тусовались скифы, сарматы, гунны , хазары, огузы, печенеги, половцы и т.д. имеется колоссальная цепь защитных сооружений - Змеевы Валы. В инете можно найти ссылки на эту тему - попозже найду ссылки и выложу. Там рассмотривается технология построения этих ВАЛОВ - как раз связанная с КИТАМИ-связками.

Змеевы Валы интересны также в связи с русскими легендами и сказками о разделе земли между ЗМЕЕМ (Горынычем и т.п.) и Русью (богатырями, князями и т.д.). Если еще вспомнить работы Ахинжанова про ЗМЕИНОЕ название КАЙ, УРАН - УРАН-КАЙ , связанных с КИПЧАКАМИ и т.д. - то будет еще интересней.

В степях Казахстана также имеются ВАЛЫ простирающиеся на значительное расстояние. Ч.Валиханов приводит предания казахов о том, что валы эти остались с почти мифических "ногайских" времен. По другой легенде этими валами хан, у которого АКСАК КУЛАН убил сына (в одних легендах этого сына зовут Джучи - Аксак Кулан Джучи хан - значит сам хан должен быть Чингисом) приказал насыпать их (или вырыть ров) для того чтобы уничтожить всех куланов (куланы либо вытеснялись со своих земель, либо падали в ров) .

Легенда красивая, только сдается мне что эти "куланы" были обычными людьми (опять какой-нибудь ПЕСТРО-ОЛЕНИЙ народ ;) ), для защиты от которых и насыпались валы.

Link to comment
Share on other sites

Как видите Фасмер считает, что Китай-город в Москве это аналог ЧАЙНА-ТАУНА, но никаких китайцев и иероглифов в центре Москвы не наблюдается.  Зато стоит до сих пор часть КИТАЙГОРОДСКОЙ СТЕНЫ.

Ага, с авторитетами спорите!

Правда, мне кажется, отсутствие в центре Москвы иероглифов и китайцев - не слишком сильный довод.

В моём, так сказать родовом селе - Среднем Егорлыке в начале прошлого века на рынке были целые китайские ряды - чем только не торговали! Почище, наверное, чем сейчас. Моей маме запомнился рассказ её бабушки (наверное, очень впечатлило) как по Среднему ходили китайцы с толстыми чёрными косами. И это мужики-то!

Потом китайцев не стало, сейчас их снова везде полно...

Есть противоположное мнение , популярное у новохронологов, по которому страна Китай с ее Китайской стеной - произведение не восточного народа, а бравых славян-казаков, с косичками-КИТАМИ на макушке, завоевавших под видом маньчжур Поднебесную. Они же скифы- сКИТЫ.

:huh:B):)

Кстати, эти косички действительно зовутся киты? Что это значит?

Я почему задаю этот вопрос. Здесь в задонских и приазовских степях было очень много каменных баб, недавно, самую древнюю из кипчакских (по-моему, первой половины XI века) нашли недалеко от Ростова. Сейчас они сконцентрированы в краеведческих музеях. Прошлым летом я сделал интересное наблюдение разглядывая (и фотографируя, конечно) каменных баб в Ростовском краеведческом музее и в танаисе. Все бабы. мужского рода имеют косички, причём, детально прорисованные вплоть до законцовок заделок косичек и плетения. Но число косичек - разное! С двумя я, правда, не видел но были с одной и тремя. Уж не межродовое или межплеменное это отличие? Есть ли на этот счёт публикации?

Ну, а женские причёски - помоему их до сих пор носят девченки-школьницы - рогалики называются - 2-е косички замкнутые в кольцо.

На самом деле в степях , где когда-то тусовались скифы, сарматы, гунны , хазары, огузы, печенеги, половцы и т.д. имеется колоссальная цепь защитных сооружений - Змеевы Валы.

Вот этих валов не наблюдал. Правда. в районе Ср. егорлыка есть вдоль дороги с пол-километра довольно высокий древний вал, но, по-моему, в старину так устраивали дороги - встречную и попутную полосу отгораживали валами и рвами. что бы перегоняемые гурты не разбегались. История с куланами это в какой-то мере подтверждает функциональное предназначение этих валов.

Остановлюсь только на объяснении названия Китая в разных языках

(англ. China, нем. China, итал. Cina, исп. China, франц. Chine, греч. Κίνα, перс. ﻦﻳﭽ чин, араб. ﻦﻳﺻﻠأ ’ас-ссину), которое произошло не от монгольского хун "человек", как утверждает А. Бирилло, а от названия княжества 秦Цинь и императорской династии 秦Цинь (221-207 гг. до н.э.), в период правления которой было создано первое в истории Китая централизованное государство –империя Цинь. Под этим именем Китай стал известен своим соседям персам и арабам, а от них – народам Европы.

С уважением В. Бушаков

Кстати, какя связь между чин и "чиновник"?

Link to comment
Share on other sites

Кстати, эти косички действительно зовутся киты? Что это значит?

Одним из значений слова КИТА действительно является "коса"

Выше была приведена статья из Фасмера.

Word: ки́та

Near etymology: "стебель с листьями, пучок сена, букет цветов", укр. ки́та "кисть", блр. кíтка, болг. ки́тка "пучок, кисть, букет", ки́тя "связываю в пучок, украшаю, обвиваю", сербохорв. ки̏та "букет, кисть", словен. kítа "коса", kítiti "украшать", чеш. kytka, kytice "букет, сноп", слвц. kitа "сноп льна", польск. kitа "султан из перьев", в.-луж. kić "гроздь, кисть". Вероятно, к кисть. Предполагают также праформу *kūptā и сравнивают ее с чуб, а также с д.-в.-н. sсоub "охапка, связка соломы", др.-исл. skúfr "кисть" (Бернекер 1, 679; Хольтхаузен, Awn. Wb. 259). Не более удачно сравнение с лит. kùškis "лоскут, пучок", лтш. kušk̨is (Маценауэр, LF 9, 177).

Pages: 2,240

Как видно из статьи надежной этимологии у этого слова нет. Его считают родственным слову КИСТЬ.

Можно предложить и свою. В ветке про структуру войск, описанную в огузовом дастане, обсуждалось слово КЕЖИГЕ = "коса, затылок":

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...=75entry27399

Там же была приведена статя и з Старостина, в которой много говорилось о формах этого слова с КЕД, КЕТ. Есть и просто КИТА - японский "север".

Осталось только узнать , как КИДАНИ относились к КОСЕ. Вот маньчжуры , говорят, вообще весь Китай заставили ее носить.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...