анда Опубликовано 3 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2006 Не совсем так, вернее совсем не так. Атаковали не клином, а эшелонированными рядами. Перед этим легкая кавалерия изматывала противника беспрерывным обстрелом и подставляла под удар тяжелой кавалерии. В случае бегства противнмка легкая кавалерия и менее защищенные доспехами, следовательно более легкие, воины из средних рядов тяжелой кавалерии преследовали его. А саха-якуты, это не потомки курыкан, а потомки сагаев, одной из родоплеменных групп хакасов. Короче, мы ваши предки. Ну насчет вас конечно и от вас мы получили свою долю кровушки. А насчет курыканов то пожалуйста аргументируйте, почему то я живу на этом свете в счастливом неведении и уверен что основная масса генов у меня от курыкан. что то вы меня загрузили этим объявлением, надо бы у мужа сестры спросить (он хакас) насколько у нас сходяться языки и не пращур ли он нам т.е. самый главный предок Саха вдохнувший нам жизнь http://www.kyrgyz.ru/?page=83 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Kuox Boro Опубликовано 3 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2006 А саха-якуты, это не потомки курыкан, а потомки сагаев, одной из родоплеменных групп хакасов. Короче, мы ваши предки. Развелось у нас предков: cначала уранхайцы из Маньжурии, а теперь хакасы. Кто следующий? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
анда Опубликовано 3 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2006 Развелось у нас предков: cначала уранхайцы из Маньжурии, а теперь хакасы. Кто следующий? Привет земляк! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Kuox Boro Опубликовано 3 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2006 анда, говорить только о курыканах ошибочно. Ведь были и древние саки (отсюда и этноним САХА), и огузы, и кипчаки, и др. исчезнувшие тюркские племена составившие наш якутский народ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
анда Опубликовано 3 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2006 анда, говорить только о курыканах ошибочно. Ведь были и древние саки (отсюда и этноним САХА), и огузы, и кипчаки, и др. исчезнувшие тюркские племена составившие наш якутский народ. Я и написал что "основная" имелось виду 40% а потом привел ссылку о происхождении Саха http://www.kyrgyz.ru/?page=83. а так лично у меня еще и кавказское течет)))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Kuox Boro Опубликовано 3 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2006 "Основу" все равно никто никогда не узнает. Она для каждого своя, по душе, так сказать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
анда Опубликовано 3 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2006 "Основу" все равно никто никогда не узнает. Она для каждого своя, по душе, так сказать. поэтому я и считаю что у меня лично курыканского больше Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
анда Опубликовано 3 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2006 поэтому я и считаю что у меня лично курыканского больше потому как батя мой кузнец любитель могу и себя курымчинцем назвать...., а правда могу или нет? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 6 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2006 Братан, о связи сагайцев и саха имеется обширный историографический материал, опирающийся на фольклорные материалы. Курыканы это гарнизон древних тюрков по новой трактовке, по просту телеское племя, установившее господство над северными тунгусскими (мохэ) и монгольскими (хор-шивэй) племенами. Если у вас все-таки преобладает кровь местных племен, как то сагайцев, качинцев, туматов (дубо), а кыргызы долго властвовавшие над вами ушли все-таки в Центр.Азию, то и курыканы-огузы могли уйти на Запад на быстрых скакунах. А местные аборигены остались, правда уже отуреченные. Эвенки это не одно племя, у них множество языков, и только часть их в древности могли наз-ся уранкаями. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Гатаулла Опубликовано 9 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2006 Здравствуйте, тема малость зашла не в то русло тут о вооружение если я ничего не путаю. Анда, представленные вами материалы слишком сильно обобчены 6 - 17 век это слишком много, все разобрать очень трудно, нехватает зрительных источников. Может получится разобрать эту тему более подробно, просто многое остается не понятным. Но некоторые источники предоставленные вами вообче редкость. У вас есть изобразительные материалы по теме И.И.НИКОЛАЕВА ? Насчет могильника и панциря который вы нашли, я был удивлен вашим расказом, Анда подобные находки в сфере археологии бывают раз в 10 лет, если вы на самом деле имели доступ к подобым источникам то это очень важная информация.( только не подтвержденая фактами ) Былоб замечательно еслиб у вас получилось задокументировать сей артефакт если это вообче возможно. P/S я весь в раздумьях. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Гатаулла Опубликовано 9 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2006 Ече раза два прочитал И.И.НИКОЛАЕВА решил обьединить текст и отредактировать его. Ну не возможно в столь крохотной статейке описать вооружение целого народа, без изобразительных источников. Так можно хоть откоментировать И.И. НИКОЛАЕВ Защитное вооружение курыкан VI-X веков Курыканы – небольшой тюркоязычный народ Прибайкалья. По свидетельству «Тенту», они имели 5 тыс. строевого войска 1. Но, несмотря на свою малочисленность, они в VI-ХШ вв. активно участвовали в крупнейших политических и военных событиях центрально-азиатских степей. Так, например, их посольство в 553 г. прибыло на похороны Бумын кагана 2. В течение всего 2П в. (с 629 по 694 г.) они часто посылали дипломатические миссии в Поднебесную империю, дважды вместе с родственными уйгурами, а остальные – самостоятельно З. После тюркского восстания 679 г., приведшего к созданию Второго тюркского каганата, курыканы становятся упорными врагами орхонских тюрков 4. В древнем героическом эпосе якутов, потомков курыкан 5, священное название страны тюрков Отюкен является символом родины демонов, а имена витязей-демонов, по предположению некоторых исследователей, часто совпадают с титулатурой и личными именами орхонских каганов 6. Лейтмотив древнеякутского эпоса – отражение агрессии демонов из Отюкена и ответные походы. Близкими соседями курыкан на западе были енисейские кыргызы, на юге – селенгинские уйгуры. Между кыргызами и курыканами «шла напряженная, непрекращающаяся война» 7. Вероятно, именно под влиянием этой войны у якутов возник специальный термин «кыргыс» («война», «воинственный»), хотя у них существовали и другие термины-синонимы еще более древнего происхождения 8. Эта кыргызско-курыканская война закончилась установлением номинального вассалитета последних (судя по сообщению китайского «Юань ши» 9). Эта победа кыргызов была достигнута не в X вв., ибо, по свидетельству «Дацин-итунчжи», в эпоху Тан (618-907 гг.) курыканы были независимы. А до этого времени война, скорее всего, шла с переменным успехом. Об этом свидетельствуют находки наскальных изображений типично кыргызских районе локализации курыкан. Они в точности совпадают с тамгами на стелах бассейна Енисея (памятники Е-24, Е-25, Е–27, Е-10411). Причем тамги даны в перевернутом изображении, что могло означать поражение кыргызских родов в войне 12. Одновременно с оборонительной войной курыканы вели экспансию против северных лесных соседей 13. О политическом доминировании курыкан в этом регионе свидетельствует и зафиксированный китайской средневековой историографией факт, что лесные соседи курыкан – дубо – в 647 г. через них «представили дань» императору Тайизунь Ли Шиминю 14. Кажется невероятным, чтобы небольшое войско курыкан могло успешно противостоять гораздо более многочисленным противникам. Составители текста Большой надписи памятника в честь Кюль-Тегина, видимо, имели серьезные основания, чтобы назвать курыкан в числе своих самых упорных и опасных противников: «Справа народ табгач был врагом, слева народ токуз– огузов Бази кагана был врагом, кыргызы, курыканы, отуз-татары, кидани, таби – все были врагами» 15. В литературе этот факт объясняют воинственностью и храбростью курыканской конницы 16. Однако орхонские тюрки не уступали курыканам в агрессивности, смелости и решительности. Указанные 5 тыс. курыканских воинов, возможно, были лишь отборным ударным подразделением, а остальная часть войска состояла из ополчения, формировавшегося из кыштымов. Такая же структура военной организации существовала и у енисейских кыргызов . Вместе с ополчением вассалов курыканское войско могло, вероятно, составлять 10-15 тыс. всадников, что было довольно серьезной военной силой. По нашему предположению, основное войско курыкан было сформировано из тяжеловооруженной конницы и именно поэтому могло противостоять во много раз превосходящим по численности противникам (орхонским тюркам, енисейским кыргызам). Курыканы оставили огромное количество писаниц – несколько тысяч. Излюбленными сюжетами этих петроглифов были сцены войны и охоты. Ведущей техникой выполнения курыканских писаниц VII–IX вв. является вытирание рисунков. Поэтому трудно судить, носили ли курыканские всадники панцири. Тем не менее найдено немало изображений курыканских всадников того времени, которые позволяют достаточно точно реконструировать их защитное вооружение. Мы не располагаем вещественными находками курыканских панцирей и их деталей, а также сведениями и публикациями о них однако имеем возможность опираться на материалы по защитному вооружению древних якутов. В якутском фольклоре упоминаются панцири различных видов: хатырык куйах – чешуйчатый панцирь с нашитыми мелкими железными пластинками, кюннех куйах (буквально панцирь с Солнцем) – по-видимому, пластинчатый панцирь с нагрудным металлическим кругом (символом Солнца). У якутских воинов были также кожаные накладные щитки, защищающие руки и ноги18, и шлемы (цулага бэргэсэ) 19. По легендам, существовали и специальные брони для боевых коней 20. Археологические материалы частично подтверждают такие выводы. Было найдено 348 железных пластин – деталей панциря и 2 сфероконических шлема (все эти находки, кроме одной пластины утеряны, но сохранились документальные описания и фотографии) 21. По свидетельству русских документов XVII в., якуты имели железные панцири–куяки, для коней также были специальные «дощатые куяки» 22 Панцири являлись весьма распространенным видом вооружения. Так, военачальник одного из якутских родов Ника Мымоков подарил служилым людям для войны 170 лошадей, да 50 куяков. Опираясь на эти материалы, а также на реконструкции кыргызских катафрактариев, сделанных Ю. С. Худяковым 24, исследователи не раз отмечали культурную общность курыкан и кыргызов, особенно в военном деле 25. Находясь в состоянии войны с орхонскими тюрками, с енисейскими кыргызами, курыканы должны были поддерживать на необходимом уровне свое военное дело. Это вынуждало их заимствовать достижения соседей в области вооружения, военной организации, военного искусства и фортификаций. Вот один из примеров. Все найденные 16 крепостей курыкан – «прямоугольного в плане очертания имели укрепления из рвов и валов, поверху которых... воздвигались каменные стены с дозорами и оборонительными сооружениями» 26. Высота стен достигала 3, 5, вышек – более 5 м. Прямоугольная форма, наличие рва с валом -эти черты курыканских крепостей сближают их с уйгурскими и древнехакасскими городами-крепостями VIII -IX вв. 27. Таким образом, курыканы старались не отставать от своих соседей в военном деле. Они имели для этого достаточные возможности – высокоразвитые по тем временам металлургию и кузнечное ремесло VI-IX вв. отнесена нами первая группа изображений кубанских воинов-катафрактариев (рис. 1). Индикатором датировалась являются конские гривы в вице зубцов 29. Правда, среди юнных нами рисунков у коня одного всадника нет зубцов, но он изображен вместе с другими всадниками, которых имеют зубчатые гривы 30. О том, что катафракта в то время была распространенным видом вооружения у курыкан, мы можем судить по двум фактам. Во–первых, на курыканских петроглифах, которые выполнены не техникой вытирания, а прочерчены, всадники (в том числе и те, которые вооружены только луками и стрелами) в большинстве случаев изображены облаченными в панцири. Во-вторых, на петроглифах, выполненных техникой вытирания, у всадников нет щитов. Как известно, применение в шита становится излишним в том случае, если воины–всадники защищены панцирем, шлемом, наручьями и поножами 31. И.В. АсеевД анализируя изображения всадников на плитах из Манхайского городища, пришел к выводу, что «доспехи воинов состояли не толь– ко из нагрудников, но и наколенников и поножей» 32. Следовательно, но, есть веские основания считать, что в VI –IX вв. курыканские воины носили панцири (если судить по косой ромбической заштриховке – чешуйчатые), шлемы (судя по подавляющему большинству изображений, они были сфероконическими и нередко украшались плюмажем), наручья и поножи. Экипировка тяжеловооруженных курыканских всадников была неодинакова. У одних панцири имелись лишь спереди (см. рис. 1, 4, 5. 6), у других доспехами защищались и спина (см. рис. 1, 2, 2,1 ), a у третьих – помимо полной панцирной защиты, даже кони одеты в специальную броню (см. рис 1, 1, 3; 2, 2). Это, видимо, говорит о ранговой дифференциации внутри конницы. К IХ-Х вв. относится следующая группа изображений курыканских всадников (рис. 3), выполненная резкой, линейной техникой, что позволяет судить об их защитном вооружении. Комментируя эти петроглифы, А.П. Окладников писал : «Особенно интересны в этом комплексе изображения всадников, где они показаны закованными в железо, в латы и шлемы с головы до пят. И не только сами всадники, но даже боевые кони, на которых эти латники сидят 33. Панцири курыканских воинов IХ-Х вв., судя по заштриховке (длинные вертикальные линии, крупноячеистая сетка), были пластинчатыми 34 (см. рис. 3.1-5), которые в XI-XII вв. получили распространение и у кыргызов 35. Доспехи воинов были похожи на широкие, длинные халаты с нашитыми пластинами. А у древних якутов пластинчатый панцирь, имевший около 150 продолговатых пластин, представлял собою большой замшевый халат с нашитыми пластинами, которые располагались так, что самые большие из них были на груди и спине, а более мелкие – по бокам 36. Панцирь курыканских воинов этого времени интересен еще и тем, что имел широкие и длинные (до пят) латные штаны. Вместе с тем в IХ-Х вв., у курыкан сохранился и чешуйчатый панцирь (см. рис. 3,6_ ). Это вполне согласуется с тем, что У якутов, по их легендам, в XV1-XVII вв. существовали 2 вида панцирей – чешуйчатый и пластинчатый, причем последнему воины отдавали предпочтение. Можно предположить, что у курыканских воинов в IХ-Х вв. существовало 2 вида шлемов – обычный сфероконический (рис. 3, 1-6.) и в вице эллиптического параболоида с неширокими прорезями для глаз и дыхания (см. рис. 2, 3, 3.1-4). Тяжеловооруженная курыканская конница IХ-Х вв. состояла из 3 подразделений: воины с чешуйчатой броней, прикрывавшей спереди и сзади; с пластинчатым панцирем-халатом; с аналогичным вооружением, у которых кони тоже носили доспехи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 10 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 10 ноября, 2006 Да этноним сагай и саха идентичны, как и сотни других, им подобных. Обратимся к языковому материалу. В енисейских (дене) имеется соххы (или сагай) с значением белка. Т.е. это было племя белковщиков, идентичное эхиритам. В Средней Азии обильно распространены топонимы енисейского происхождения. Именно с Енисея и с Саян в древности выходили конные толпы завоевателей 2 м. роста, идущие в сторону Ближнего Востока и Запада. Как и у хакасов сахалары легенд это древнейшие жители региона, довольно дикого образа жизни. Курыканы это безусловно предки якутов. Однако из Прибайкалья вышли предки сотни других народов Евразии, потомков йека-монголов и мохэ-маугалей, основателей могучих империй Дальнего Востока. Вы что думаете, что предки йоко не контактировали с другими народами? Нет конечно, были брачные связи и т.д. В языке каждого уважающего себя монгола и тунгуса Курэкан-куркан означает одновременно зятя и доброго владыки. Кажется Свинин говорил, что курыканы это союз трех этносов тунгусов, монголоязычных и тюрков. Он вероятно был прав по своему. Что касается кыргыс-уйэтэ, это термин, впервые появившийся у Окладникова А.П., в якутских фольклорных текстах он отсутствует. Однако он говорил, что у других тюрков девушки в множ.числе кыыстар, кызлар, а у якутов от кыргыттар? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Kuox Boro Опубликовано 10 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 10 ноября, 2006 Однако он говорил, что у других тюрков девушки в множ.числе кыыстар, кызлар,а у якутов от кыргыттар? парни тоже - уолаттар, а не уоллар. хотя кыыстар-уоллар тоже говорят. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
анда Опубликовано 13 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 13 ноября, 2006 Здравствуйте, тема малость зашла не в то русло тут о вооружение если я ничего не путаю.Анда, представленные вами материалы слишком сильно обобчены 6 - 17 век это слишком много, все разобрать очень трудно, нехватает зрительных источников. Может получится разобрать эту тему более подробно, просто многое остается не понятным. Но некоторые источники предоставленные вами вообче редкость. У вас есть изобразительные материалы по теме И.И.НИКОЛАЕВА ? Насчет могильника и панциря который вы нашли, я был удивлен вашим расказом, Анда подобные находки в сфере археологии бывают раз в 10 лет, если вы на самом деле имели доступ к подобым источникам то это очень важная информация.( только не подтвержденая фактами ) Былоб замечательно еслиб у вас получилось задокументировать сей артефакт если это вообче возможно. P/S я весь в раздумьях. Здравствуйте 'Гатаулла'! Насчет работы по теме Николаева, у меня к сожалению нет из. материалов. Я не проф. историк, просто интерес возник спонтанно.В Москве случайно оказался среди любителей исторических игрищ(рыцарских), и задумался а как обстоят дела с вооружением моих предков. И сразу наткнулся что их вообще мало Сам просто достаточно много занимаюсь (на уровне любителя) вооружением, в частности БТТ времен Второй Мировой войны. А что касаеться моих детстких воспоминаний(мне было 14 лет),..... то достаточно трудно теперь найти ребят которые забрали (а может и нет) эти артефакты.Мне для этого надо ехать в Якутию и расспрашивать где они теперь находяться. Так что можете смело называть меня болтуном я не обижусь . А обещать что я обязательно их разыщу не могу... А место то могу попытаться указать по памяти я думаю что смогу найти. Кто Саха наверняка знают что такое Арангастах, и что из себя представляют эти захоронения. Просто в силу верований мало кто отважиться потревожить эти захоронения.Я имею виду не археологов конечно, а обычные жители или же такие малолетки как мы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Баhылай Дь Опубликовано 12 января, 2007 Поделиться Опубликовано 12 января, 2007 Развелось у нас предков: cначала уранхайцы из Маньжурии, а теперь хакасы. Кто следующий? Уранхайцы не из Маньчжурии, они жили и живут еще на территории Монголии и они тюрки. Мне кажется у хорошего народа обязательно должно быть много предков, полезно для генетики (чтобы не было кровосмешения ) А если серьезно, то почему нельзя допустить, что на территории Якутии в течении сотен лет периодически прибывали и оседали различные племена и народы, но формировались они как народ ураанхай саха. Не курыкаан саха, а именно как ураанхай саха это говорит о том, что уранхайский компонент весьма существенный в народе саха. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Kuox Boro Опубликовано 12 января, 2007 Поделиться Опубликовано 12 января, 2007 То, что было несколько волн переселения разных тюркских племен в Якутию - это доказанный факт. Но скорее всего не было никакого единого этнического самосознания "ураанхай саха" или любого др. Были тюркские племена: саха-саки, огузы, кипчаки, курыканы, уранхайцы и многие другие. Ведь вплоть до 20 века саха отождествляли себя с определенным родом, наслегом и улусом. И только потом с нацией. Хотя в отличие от многих других народов, наш язык был единым и без больших региональных различий (и это учитывая географию расселения всего народа). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 13 января, 2007 Поделиться Опубликовано 13 января, 2007 Возвращаясь к теме: А с кем, собственно, вообще могли воевать якуты-саха? Я не имею ввиду предков якутов (курыкан и т.д.) а именно уже саха как таковых. Они явно на порядок превосходили по уровню развития аборигенное палеоазиатское население, так что с ними они не могли воевать просто по причине "слабости противника". С пришедшими чуть позже русскими тоже не отмечено особых столкновений. Тогда откуда все воинские ритуалы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Kuox Boro Опубликовано 13 января, 2007 Поделиться Опубликовано 13 января, 2007 А с кем, собственно, вообще могли воевать якуты-саха? Воевали друг с другом. Племя на племя, род на род. Период до прихода русских назывался "кыргыс уйэтэ" - век бойни, резни. Ну и с аборигенами тоже были постоянные стычки. Основное противостояние шло между Борогонским и Кангаласским улусами. А другие более мелкие племена лавировали между ними. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Timirhan Опубликовано 5 февраля, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2007 Уважаемый Анда!!! Вы, читали работу Ф.Ф. Васильева - "Военное дело якутов" ---> атын дьону балыйыма эрэ, дьон биллэ5э саакка туhуен. Анда суруйар (Анда пишет):Здравствуйте! спасибо за участие! Века можно взять начиная от 1 Тюркского каганата и до Империи Чингисхана. Вот некоторый список должностей Тыгын- предводитель ага ууса Дархан- предводитель укреп. тиэркэнэ (замка) Там жили в основном кузнецы и другие ремесленники. Арсаха на современный язык в общем что то вроде голова местного совета Сэhэн- Великий учитель, мудрец Yрунг ойуун-служитель Бога ТАНГАРА Кудай-Бахсы-союз кузнецов (Бог огня и железа) Хахахаха бу туох кёр кулуутэй !!! Маны аахпытын дуо ---> "Якуты. Звания и чины" http://pages.ykt.ru/history/war/ws5.html Тойон Военачальник, главнокомандующий. В позднем средневековье термин тойон несет в себе понятие князь, господин. Дархан Социально-иерархический титул, который носили воины или военачальники, исключительно представители правящей верхушки общества. Звание дархан было исключительно наследственным, носили его только прямые потомки Эллэй Боотура. А.П. Окладников установил что лица не являвшиеся воинами или военачальниками не имели права носить титул "Дархан". (см. генеалогическое древо потомков Элляя Боотура в разделе Генеалогии) Бё5ё Военный титул, который носили представители правящей верхушки общества, относящихся к обоснованному воинскому сословию. Титул бё5ё был наследственным и присваивался старшему из обученных военному делу сыновей. Боотур (баатыр) Титул, который присваивался менее именитым военачальникам и воинам, не из низшего сословия, это были люди, обученные военному искусству и не раз проявившие доблесть в кровопролитных столкновениях. Хара В переводе слово означает "рядовой", "челядь". В якутском военном сословии "хара" занимает низшую ступень, в то же время он, как профессиональный воин, имеет ряд преимуществ перед рядовым общинником. Ёссё биир киhини куллэрэр тугэннээххин Анда суруйар (Анда пишет):Болот-кривой меч(сабля?) Кылыс-однолезвийнный меч(тип катана) Батас-меч на длинной ручке Батыйа-младший брат батаса Yнгуу-копье....не знаю как написать правильно на клавише нет таких букв CYГЭ - топор ох саа- лук Тук-знамя куйаха-панцирь Вот факты: Исходная ссылка http://pages.ykt.ru/history/war/ws2.html Батас Оружие ближнего боя. Рубяще колющее. Длина клинка 30 см, черенка 20 см, рукояти 80 см. Больше подходит для охоты. Батыйа Оружие ближнего боя. Рубяще колющее. Длина клинка 30 см, черенка 20 см, рукояти 80 см. Больше подходит для охоты. Хотокоон Подтип пальмы, только с наименьшими габаритами. Размер предусматривался кузнецом. Кылыс Один из наиболее основных предметов древнеякутского воина. Длина оружия варьируется от усмотрения владельца. Однолезвийное колюще рубящее оружие Болот Происхождение этого слова неясно, но оно часто фигурирует в якутских преданиях. По словарю Э.К. Пекарского это обоюдоострый меч. По О.Бетлингку "болот" не что иное как двухлезвийное оружие, шпага. Аанньыы, YHYY Копья были широкого распространены в сфере быта и войны. В основном это оружие охотников и всадников. Ессе биир сыыhан бу баар На данном рисунке представлены 2 оружия типа батыйа Батас на данном рисунке присутствует, это клинок на данном рисунке направлен лезвием вниз. Или еще одно изображение: И еще в догонку: я не помню чтоб у якутов было слов "ТУГ", пересмотрел все словари якутского языка , к сожалению нету!!! Тумук тыл: Кунду до5орум Анда!!! Аны сыыстарыма, , ба5ар бу маны аа5ан эн "саха сэриитин - кыргыhыытын дьыалатын" чинчийэн уёрэтиэн И в конце приведу боевой клич моего рода: Алакыы, Ёксёку, Алакыы!!! :tw1: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Чурас-алын Опубликовано 23 февраля, 2022 Поделиться Опубликовано 23 февраля, 2022 21B- знатный якутский воин. Вероятно князь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться