Перейти к содержанию
Timirhan

Военное дело якутов (саха)

Рекомендуемые сообщения

На сайте http://pages.ykt.ru/history/war.html

Собрана информация об военном деле якутов в разделе военное дело.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:tw1: Интересно знать так же вооружения Кыргызов и Бурятов и других народов Великой степи. Века от 1 Тюркского Каганата до Империи Чингизхана желательно фото и картинки спасибо за участие

к слову:

Ураанхай саха переводиться на язык саха как:Yрyнг Айыы Хаана, т.е. ведущии по крови от Ньургун Боотура,Белого сына Бога (ТАНГАРА, или ТЕНГРИ по русски)

Раньше жили на Алтае но после ухода Гуннов или СYННY вынуждены были переселиться на Прибайкалье. Так как они дожны были сохранить старые заветы предков, охранять и нести людям истинную веру в ТАНГАРА!. Они фактически являлись хранителями и служителями старой веры ТАНГАРА и были еще и кузнецами. Но после внутреннего переворота, предатели вместе с племенами черной веры уничтожили почти всех Сэhэнов т.е волхвов, мудрецов или белых ойуунов(шаманов). По пути на новую Родину встретили мощное войско(Тюрки первого каганата, может быть или?) и после перегоаоров вынуждены были вступить в союз и разбить какое то племя. По повериям общего сильного врага. После победы над ними они по договору с тюрками, были поселены за Саянские горы, в прибайкалье и начать там добывать железо и ковать вооружения для нового Кагана, а так же восстановить старые учения. Предводитель был у них Курхан (имеющий серебренный ремень), а ханство называлось Кырахан т.е. маленькое ханство. Вместе с ними было племя Хоро(возможно монголо язычное племя) В переводе на язык саха Хоро (хоруол) Караул, которые всегда были рядом и несли охранную службу у Уранхайцев, верные своей присяге они дошли с ними до современной Якутии.А охраняли они святыни всех племен Великой степи!

Ну что ж пока все! жду спорщиков на споры, а знатоков на диспуты :tw1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какого именно века?

Здравствуйте! спасибо за участие! Века можно взять начиная от 1 Тюркского каганата и до Империи Чингисхана.

Вот некоторый список должностей :rolleyes:

Тыгын- предводитель ага ууса

Дархан- предводитель укреп. тиэркэнэ (замка)

Там жили в основном кузнецы и другие ремесленники.

Арсаха на современный язык ;) в общем что то вроде голова местного совета :)

Сэhэн- Великий учитель, мудрец

Yрунг ойуун-служитель Бога ТАНГАРА

Кудай-Бахсы-союз кузнецов (Бог огня и железа)

Перевод некоторых Прибайкальских городов на язык Саха

YстьКут-три души(Мать душа, отец душа, Святой дух)

Киренск-перевод Киирии(вьезд,вход) в великий путь

Дабаан большой холм, там стоял мощная крепость

Балаганск- Бала5ан жилье саха может быть из бревен и намазан глиной(самаан)

Бокан-Острог для военнопленных

Бохай-крепость назван по имени врагов, стоял на пути Туматов и эвенков

Ольхон-имя сильного шамана

Ангара-черные ворота

Тулун-крепкий, терпеливый

Бирюса-Первая речка(Биир-1 рюс-юрюс букв таких нет на клавише :D )

:tw1: :tw2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Болот-кривой меч(сабля?)

Кылыс-однолезвийнный меч(тип катана)

Батас-меч на длинной ручке

Батыйа-младший брат батаса :D

Yнгуу-копье....не знаю как написать правильно на клавише нет таких букв :(

CYГЭ - топор

ох саа- лук

Тук-знамя

куйаха-панцирь

D__.doc

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть поверье: Что после смерти Великого Чингизхана, его тело было увезено на Байкал.И там захоронено. Кто мог участвовать в ритуалах? Может Ураанхайцы? И тайну увезли с собой на Лену, подальше от греха? Ведь и сейчас охотников море....Да еще появились стока "прямых потомков" которые обязательно были рядом с Чингизханом.

СYБЭЭТЭР по языку Саха(дословно Советник) (или Субудэй по русс.) кто он по нации?

Корпус состоял из Уранхайцев, про то что они были Монголами отвергаю сразу так как известно что они были Тюрки.Они были не тока ударной конницей но несли охрану захоронения Великих шаманов или Воинов.

а современные живущие в Монголии Урянхайцы вполне могли быть, их потомками.Сейчас начались раскопки Курыканских земель, говорят нашли много артеффактов, кто в курсах? поделитесь пожалуйста или все засекретили? :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тирии куйах - кожанный доспех, изготовлено из хребтовой части шкуры лося или быка и имелкирасовидную форму

иэччэх куйах- ламинарные жел. доспехи

_____1.doc

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуй Анда по изображению двух всадников можно сказать што это стилизация ничего общего с археологией ето не имеет. По доспехам надо брать археологические материалы и уже по ним создавать комплекс вооружения.

По времени уточните пожайлуста век.

*Кылыс-однолезвийнный меч(тип катана)*- ничего обчего с катаной перевод как меч, просто меч не обязательно сабля.

Интересно знать так же вооружения Кыргызов и Бурятов и других народов Великой степи. Века от 1 Тюркского Каганата до Империи Чингизхана желательно фото и картинки спасибо за участие

Думаю могло быть вооружение схожее с соседними народами, и плюс все вооружение какое было у монгол в том периоде, также воины могли быть одеты в доспехи разных народов, захваченных монгольской империей.

Насчет доспехов мое мнение насчет того што точно не было в период начала 13 века: ето цельно-кованные наручи,всевозможные зерцала или читки на груди а также на защите плеч, листовидная защита плеч тоесть ламилярные или ламинарные, или пластинчатые, их тоже не было.

Насчет клепанных на материале плеч подобного типа ето наверно могло быть.

Насчет шлемов цельно тянутых или выбитых шлемов их не было или были большой редкостью ? но основная их часть были опять же пластинчатые или клепанные из нескольких частей, характерная черта монгольского шлема, ето налобная пластина. Были также китайско-монгольские козырьки

на шлеме, ну и характерная черта монгольских шлемов ето обилие разнообразных елементов на них или украшений. Защита ног она в связи с длинными ламилярными халатами и потом заменившими их поддол накладными юбками думаю защита ног появилась поздно, во времена Чингисхана могла отсутствовать полностью. Защита кистей рук отсуствовала. У всех восточных или степных народов основным видом оружия был лук, также все известные восточные виды вооружения плюс лоссо.

Изображения есть но в основном все ети доспехи были найдены в Тибете хранятся они по музеям мира считаю их основной стиль чисто монгольским поетому не стал выкладывать если интересно то выложу

вооружения Кыргызов и Бурятов - Вооружение Кыргызов где-то видел сильных отличей от монгольского доспеха не заметил или пропустил, возможно это вооружение бытовало уже после монгольского нашествия.

P/S по поводу моих рассуждений я исхожу от материалов с которыми был знаком, мнения других участников мне будут очень интересны, спорить принципиально не люблю. Если посчитаю нужным то соглашусь с Уважением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

анда,

будьте добры выложить ваши рисунки в формате JPEG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ЯКУТСКОЕ ОРУЖИЕ

Различные виды якутского оружия хорошо изучены, редкая научная монография обходится без их упоминания. Хотя цельной, фундаментальной работы, посвященной якутским видам оружия, нет. А между тем изучение того или иного вида якутского оружия раскрывает недостаточно изученные вопросы материальной и духовной культуры. Единичные хорошо сохранившиеся экземпляры разбросаны по многочисленным музеям Якутии.

БАТАС

«Было сорок четыре чары в клинке,

Тридцать девять коварств колдовских…

Жажда мести к нему приросла,

Смерть сама в булате жила.

Илбисы — духи войны — клубились вокруг него,

Садились на жало его.

Кровь горячая пищей ему была…

Он, как вызов, на бой сверкал — Грозен и горделив».

Из олонхо

Военно-историческая терминология это оружие определяет как «рубяще-колющее оружие ближнего боя». В том, что это оружие военное, никто из исследователей не сомневался. «У якутов есть и другие железные орудия, — писал ссыльный поляк Вацлав Серошевский, — сохранившие до сих пор свои древние оригинальные формы. К таким принадлежит якутское военное копье батас. Его березовая ручка к концу становится толще. Нередко она обклеена черненой кожей. В общем, батас — красивое, легкое боевое оружие». Батас от других видов якутского оружия (батыйа, хотокоон) отличается своими размерами и прежде всего формой лезвия. Лезвие к середине слегка расширяется и резко сужается к острию, в результате получается ломаная линия. В известном словаре Эдуарда Пекарского есть такое определение: «Батас — древнее воинское оружие, пальма, род огромного ножа, около 10 вершков длиной и не менее вершка шириной, лезвие с одной стороны, рукоятка не менее двух аршин длиной». Да, оружие внушительное, если учесть, что аршин равен 71 сантиметру, а вершок — 4,45 сантиметра.

«У древних тюрко-монгольских народов боевого оружия типа батас, видимо, не было, — считал ныне покойный этнограф Федор Васильев. — Во всяком случае, богатейший археологический материал пока не дает повода утверждать обратное».

Но зато некоторые исследователи, в частности, Е. Деревянко, якутский батас отнесли к мечам типа японских хирадзукури. Федор Васильев же ближайшим аналогом батаса назвал японское оружие нагината, тоже рубяще-колющего назначения. Размеры этого оружия пеших самураев удивительно точно совпали (как клинка, так и рукояти) с размерами батаса.

Примечательно, что слово «батас» есть и в словаре Владимира Даля. Она взято из речи камчатских русских: «Батас — ножище, косарь, тесак». А между тем, как точно указал наш покойный тюрколог Николай Антонов, это слово исконно тюркское: «Батас — пальма (тюрк. «бат» — погружаться, вонзаться)». Если дальше развить смысл, по-якутски это будет: «батары о5ус» (всадить), «батары ас» (вонзить).

БАТЫЙА

Это орудие широкого «амплуа»: во-первых, это рубяще-колющее оружие ближнего боя, во-вторых, орудие охоты (например, как рогатина на медведя), в-третьих, оно широко применялось в быту (его использовали как топор или даже как косу). Заглянем-ка в словарь Эдуарда Пекарского: «Батыйа (уменьшительное от «батас»)… в старину употреблялось на войне». Этнограф Федот Зыков это же обстоятельство объяснил более убедительно: «Батыйа — уменьшительная форма от «батас». Так же, как и, например, кытах (большая чаша) — кытыйа (маленькая чашка), кёс (горшок) — кёсюйэ (горшочек), бысах (нож) — бысыйа (ножик)». Все ясно, как дважды два, никаких вопросов после этого не остается, тем более что по большому счету эти два вида оружия различаются лишь размерами.

Исследователь Александр Миддендорф в своей работе «Путешествие на Север и Восток Сибири» (1860) написал, что батас применялся как рогатина на медведя. Вот описание традиционной техники охоты на медведя политссыльным Иваном Худяковым: «Если встретят медведя на пути, то пускают на него собак и стреляют. Если пуля не убьет, то приготовляют пальму (батыйа). Когда медведь бросится на человека, пальму упирают древком в землю, а якут, поддерживая древко, пригибается за ним; медведь вместо человека попадает животом на пальму и умирает».

ХОТОКООН

Разновидность оружия типа батыйа, но по размерам значительно меньше. Использовался как запасное оружие, воины носили его на ремешке или на запястье левой руки. В книге Алексея Кулаковского «Научные труды» (1979) написано, что вилюйские якуты обыкновенный бытовой нож называли котокоон.

Любопытно, что происхождение слова «хотокоон» уводит не в тюрко-монгольские степи, а на Японские острова. К такому выводу пришел этнограф Федор Васильев, подкрепив это фонетической близостью языков: «Оружие типа батыйа западные эвенки называют «кото». У восточных эвенков кото — обыкновенный охотничий нож. Длиннодревковое боевое оружие рубяще-колющего назначения, напоминающее нагинату (батас), только несколько меньших размеров, японцы называют «катана» или «хоко».

КЫЛЫС

Натуральная сабля — однолезвийное рубяще-колющее оружие. Что подтверждают и исследователи. Так, например, тюрколог Николай Антонов еще в 70-е годы в журнале «Хотугу сулус» написал, что сабля — изобретение среднеазиатских степей, имеющее название кылыч (кылыс). А вот разъяснение Эдуарда Пекарского: «Кылыс — старинный нож, сабля.

БОЛОТ

Первый из якутов ученый-лингвист Семен Новгородов в своей статье «Вооружение древних якутов» написал: «По некоторым рассказам, болот от хотокоона отличается короткой рукоятью, похож на русскую саблю, а другие рассказывают, что это оружие двухлезвийное, похожее на кинжал». Крупный болот в олонхо описывают как «двухлезвийное кровавое ристалище». Лингвист Оттон Бётлингк выразился проще: «двухлезвийное оружие, шпага». В книге Вацлава Серошевского «Якуты» даже приводится рисунок болота, подписанный: «Древний железный меч-болат». В тексте читаем: «…Красивы также, но редки железные мечи, болат».

КОПЬЕ (юнгю)

Копье использовали во все времена все народы мира. Это основное оружие ближнего боя. Но якуты редко применяли копье в бою.

Другое дело — охота. Копье эффективно использовалось при поколке диких оленей на местах их переправ через протоки и реки. Вот как описывал такую охоту северных якутов известный советский этнограф-сибировед И.С. Гурвич: «…Плыли наперерез стаду, окружали его с флангов, старались сбить в кучу и кололи оленей копьями (юнгю) с листовидными наконечниками. Древко такого копья достигало 3-3,5 м. Покольщик стремился быстрым коротким ударом поразить оленя в печень и сейчас же отплывал в сторону, чтобы раненый не потопил лодку».

Видами якутского оружия интересовался Федор РАХЛЕЕВ

Изображения http://vecherka.ykt.ru/article.asp?id=868

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дорогие друзья! как доберусь до сканера постараюсь напечатать продолжения в нормальной форме)Извините.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Батас - это просто пальма, от батары ас. И он не такого огромного размера.

В древности говорят, был дурба батас - огромных размеров, имевшее чисто

ритуальное значение. С ним бойцы сражались держа двумя руками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предки нынешних якутов - курыкане в прибайкальских степях продолжали металлургические традиции своих предшественников, добивались высоких качеств получения чистого металла. Содержание ковкого и прочного железа и сыродутной крицы доходило до 99,43 процента.

На формирование железоделательной культуры якутов мощное влияние оказали металлургические центры саяно-алтайского нагорья и Забайкальского бассейна. Древние истоки якутской культуры по мнению А.И.Гоголева «складывались на Алтае во второй половине 1 тыс. до н.э.». Как раз в это время, в IV-II вв. до н.э. преобладающим металлом в Хакасско-Минусинской котловине становится железо. На востоке появление железного века Забайкалья определяется Н.Н.Диковым IV-III вв. до н.э.. Чуть немного позже, в конце I тыс. до н.э. племена Якутии перешли к обработке металла. Таким образом, Прибайкалье оказалось в центре развитой металлургии, охватившей огромную территорию южносибирского и среднеленского бассейнов. Прибайкальская и приангарская культуры, где в IV-X вв. н. э. расцветала «курумчинская культура» принадлежала курыканам. Курыканскую культуру основательно исследовал академик А.П.Окладников. Капитально изучив хозяйственную, общественную их деятельность, материальную культуру и социальный строй, а также традиционное верование, искусство, он писал: «Страна курыканов вовсе не была захолустьем своего времени: культурный пульс ее бился в унисон с культурной жизнью других ее тюркских соседей, это был форпост передовой для той эпохи в Сибири культуры».

Все это дает нам основание говорить о том, что якутская металлургия свои исторические корни берет из недр предшествующих культур, в частности, бронзового и раннего железного веков Прибайкалья, Алтая и Забайкалья.

Якутское металлургическое и кузнечное дело воспеты якутскими олонхосутами особенно вдохновенно. Все действующие лица: богатыри айыы и абаасы связаны с волшебным искусством мифических кузнецов. Последние обслуживают обитателей всех трех миров. Но больше покровительствуют людям серединной земли. Ведь сами тоже имеют божественное происхождение. Кытай Бахсы в мифологической иерархии считается третьим сыном Юрюнг Айыы Тойона. Является духом — создателем великих кузнецов и шаманов (Улуу Уус уонна Улуу Ойуун терде). Юрюнг Айыы Тойон поселил Кытай Бахсы на границе среднего и нижнего миров. Наделил его колдовскими силами и волшебным искусством.

Якутское слово «Кытай» («Кыдай» или «Кулай»), соответствующий общетюркскрму слову «Худай» («Кудай») означает «бог» или «божество». В олонхо «Неспотыкающийся Мюлджю Сильный» несчастный урод-недоносок, пролежав в навозной куче тридцать лет, наконец, по определению верховных божеств проходит закалку на горячем горне и огненном море у небесного кузнеца Суодая Черного, в результате чего становится сильным и непобедимым защитником своего народа. Сказители олонхо мифического кузнеца именуют по разному, а суть и содержание культурного героя - одинаковы.

«Владыки айыы поселили там Великого кузнеца По имени Куэттээни

Чтобы он ковал, мастерил Тридцати пяти племенам Боевое оружие, ратный доспех

Копья, секиры, мечи С закаленным стальным лезвием; Чтобы он кольчуги вязал,

Чтобы он доспехи ковал, Чтобы стрелы крылатые мастерил,Чтобы колчаны набил».

Этот исполинский мастер плавит железо день и ночь непрестанно. «Окалина трещит, шипит, во все стороны жарко летит». «Сталь о сталь неустанно гремит. От нагара и дыма мифического металлурга за три дня верховой езды солнца белого не видать, за шесть дней верховой езды вся земля окутана мглой, за девять дней пути грохот слышен, скережет и звон». Вот этот кузнец-чародей топоры и ножи выковывает «из сплава тридцати металлов». Защитнику Среднего мира Нюргун Боотуру изготовляет «несокрушимый трехслойный щит», «четырехслойную кольчугу — броню».

В олонхо «Могучий Джагарыма» конские поводья у героя выделаны «из чистого литого серебра». В эпических поэмах встречаются эпитеты и целые выражения: «золотые горы», «серебряные доспехи», «золотые звездочки», «медные коновязи», «золотой стол», «зазвякало серебром золотое убранство», «сребогрудый жаворонок мой, медногрудый птенчик мой» и т.д. Эпические кузнецы овладевали универсальными приемами обработки металла: ковкой, литьем, сваркой, воронением.

Следовательно, якутская народность к приходу на Лену русских имела за собой глубокий исторический опыт обработки металла.

Теперь стоит вопрос, а сохранили ли якуты на Севере традиционную культуру железоделательного производства своих предков. На это исследователи дали однозначный утвердительный ответ. А.И.Гоголев появление скотоводческой культуры на средленском бассейне, называемый им «кулунатахской культурой», связанной с тюркоязычным населением, определяет ХIV-ХV вв.

Окончательное сложение якутской народности — ХV-ХVI вв. В свое время академик А.П.Окладников писал: «Начальное продвижение на Север древнейшей волны тюркского происхождения, наблюдаемой в культуре якутов относится к IХ-Х вв.» Его мнение совпадает с миграционной теорией заселения Якутии тюркояэычными племенами Г.В.Ксенофонтова. Он допускает очень раннюю колонизацию Вилюя объякученными оленеводами, а более позднюю якутами-скотоводами. «Прибайкальские якуты в два-три приема с интервалом 150-200 лет в полном составе переселились на Лену, на территорию современного Якутского округа.

Археологами изучено появление железа на Средней Лене в начале нашей эры, а затем стоянка раннего железного века была найдена на Мухтуе (VI-VIII вв. н.э.) Это время как раз совпадает с расцветом курыканской культуры на Прибайкалье. На Ленском бассейне вплоть до его нижней границы железо не только обрабатывается, но и выплавляется из местных железных руд.

Археолог И.В.Константинов, исследуя «Культуру малых домов», датируемой ХV-ХVI вв., нашел довольно большие куски железного шлака, следы местной металлургии.

В захоронениях культуры кыргыс — этехов ХVI-ХVII вв. прослеживается монолитная культура якутов, сохранивших весь образ жизни и особенности культуры, унаследованной от прибайкальских предков.

Традиционное кузнечное ремесло у якутов, помимо археологических раскопок, получает и фольклорное подтверждение. Первые оленеводы-якуты, появившиеся в начале I тысячелетия н.э., были представителями железного века. Их время занимает почти тысячелетний период. В героическом эпосе северных якутов сложился тип героя-кузнеца Сааппа Хосуун. Другим легендарным кузнецом той эпохи признается Дэлгэр Уус. Они изготовляли боевые оружия: железные наконечники, пальмы, и даже брони.

Во времена массового переселения якутов на Среднюю Лену в составе людей Омогой Баая был и кузнец Куп-Букээтэп.

Легендарный Эллэй Боотур помимо того, что он был белым шаманом, был и мастером кузнечного ремесла. Построил плавильную печь, выплавил железо. Из него сделал молотки, клещи, топоры, и даже горбушу. Как гласит исторический фольклор, искусным ремеслом занимались Уэкэстээн Кузнец, сын Элляя; Тохобор Кузнец, Таркаайы Кузнец, Мычаах Кузнец и др.

Что касается XVII века, то исследователями обнаружены масса письменных источников, где в обилии подтверждается массовое производство железных изделий. В.Н.Иванов специально изучал состояние ремесленного производства Якутии в XVII веке. О кузнечном деле якутов писал следующие строки: «В XVII в. из железа якуты изготовляли следующие разновидности орудий труда и предметов вооружения: косу-горбушу, пальму или батыю, пешню, топор, куйах-броню, копья, наконечники стрел, котлы, пилу. Кроме того, материалом из железа якутские кузнецы обкладывали различные бытовые предметы и вещи».

Среди этих изделий коса-горбуша, пальма, пешня, топор, куйах, наконечники стрел, ножи проходили особую термическую обработку, закаливались по разному, согласно своим функциональным назначениям. Кузнечное дело основывалось на эксплуатации местных месторождений железа. В основном имело, производственное назначение и носило товарный характер. Об обособлении кузнечного ремесла от других видов сельскохозяйственного производства к приходу русских подчеркивали: В.Л.Серошевский, Р.К.Маак, С.А.Токарев, В.Н.Иванов и другие исследователи.

Таким образом, якутский народ, оказавшись по воле обстоятельств на суровом Севере на огромных просторах Якутии, не забыл генетического родства с южносибирскими культурами, продолжал традиционные ремесла, в частности, железоделательное производство и обработку металла.

Кузнечное дело якутов считается потомственным ремеслом. В одном из вариантов эпических сказаний о кузнецах, говорится о том, что чем больше у кузнеца предков-кузнецов, тем он могущественнее. В легенде об Элляе, его сын Тосогор тоже был назван кузнецом. Обычно секреты металлургического и кузнечного производства передаются по наследству. Помимо технологических вопросов, связывающим звеном между ремесленниками разных поколений выступает их общая идеология - культ кузнеца. Любой кузнец должен твердо помнить: дар кузнечного ремесла они получили от родового первопредка, который в свою очередь получил его от всемогущего и благодетельного родоначальника всех кузнецов - Кыдай Бахсы. Потомок кузнеца через шамана должен принести в жертву скот черной масти своему мифическому божеству.

В металлургическом производстве особенно сложным считается плавильный процесс. Только сам мастер может умело управлять ходом термической обработки сырья в плавильной печи. Опыт достигается чисто эмпирическим путем, долголетней практикой, изнурительной и трудоемкой работой. Самые тонкие производственные, технологические секреты отец-мастер передает в конце жизни своему наследнику-сыну плавильщику. Если нет прямого наследника или близкого способного родственника, то он умрет никому не сказавши секреты колдовского дела.

Вообще кузнечное дело в своей узкопрофессиональной среде почитается особо. Местные металлурги пользовались особым уважением. Их знали далеко за пределами своего улуса. Мастер-кузнец, посвятившей своему ремеслу весь свой талант, силу и энергию, пользовался не меньшим почетом, чем сам металлург. Их изделия помимо хозяйственных, производственных назначений, выполняли и другие функции.

Богатый ассортимент металлических изделий показывал социально-экономическое положение зажиточного хозяина. Кроме того, орудия охоты, труда и быта, выкованные в горне профессионального кузнеца всегда были предметами особой гордости. К особо почитаемым изделиям кузнечного ремесла, прежде всего, относились: пальмы, ножи, топоры, особенно нарезные и винтовые ружья. К ним относился и редкий музыкальный инструмент - хомус.(варган)

Потомственные металлурги, профессиональные кузнецы очень тонко чувствовали свойство металла, осознанно управляли ходом термических процессов, умели закаливать и отпускать материал, манипулируя сложным составом, варили легированную сталь. Недаром еше в ХVII-м веке русские кузнецы оценили якутское железо «лучше немецкого». А в ХIХ-м веке Р.К.Маак - знаменитый сибирский исследователь - писал, что вилюйские якуты выплавляли полусталь, они достигли значительного уровня в получении качественного металла.

Словом, такие размышления, можно продолжить и дальше

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тоже в руках археолога: Может кончик отломан ?

Выставка в Якутске!

нашел вот здесь :tw1:

http://sk-yakutsk.narod.ru/photo.html

post-2389-1160564189_thumb.jpg

post-2389-1160564203_thumb.jpg

post-2389-1160564218_thumb.gif

post-2389-1160564231_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуй Анда по изображению двух всадников можно сказать што это стилизация ничего общего с археологией ето не имеет. По доспехам надо брать археологические материалы и уже по ним создавать комплекс вооружения.

По времени уточните пожайлуста век.

*Кылыс-однолезвийнный меч(тип катана)*- ничего обчего с катаной перевод как меч, просто меч не обязательно сабля.

Интересно знать так же вооружения Кыргызов и Бурятов и других народов Великой степи. Века от 1 Тюркского Каганата до Империи Чингизхана желательно фото и картинки спасибо за участие

Думаю могло быть вооружение схожее с соседними народами, и плюс все вооружение какое было у монгол в том периоде, также воины могли быть одеты в доспехи разных народов, захваченных монгольской империей.

Насчет доспехов мое мнение насчет того што точно не было в период начала 13 века: ето цельно-кованные наручи,всевозможные зерцала или читки на груди а также на защите плеч, листовидная защита плеч тоесть ламилярные или ламинарные, или пластинчатые, их тоже не было.

Насчет клепанных на материале плеч подобного типа ето наверно могло быть.

Насчет шлемов цельно тянутых или выбитых шлемов их не было или были большой редкостью ? но основная их часть были опять же пластинчатые или клепанные из нескольких частей, характерная черта монгольского шлема, ето налобная пластина. Были также китайско-монгольские козырьки

на шлеме, ну и характерная черта монгольских шлемов ето обилие разнообразных елементов на них или украшений. Защита ног она в связи с длинными ламилярными халатами и потом заменившими их поддол накладными юбками думаю защита ног появилась поздно, во времена Чингисхана могла отсутствовать полностью. Защита кистей рук отсуствовала. У всех восточных или степных народов основным видом оружия был лук, также все известные восточные виды вооружения плюс лоссо.

Изображения есть но в основном все ети доспехи были найдены в Тибете хранятся они по музеям мира считаю их основной стиль чисто монгольским поетому не стал выкладывать если интересно то выложу

вооружения Кыргызов и Бурятов - Вооружение Кыргызов где-то видел сильных отличей от монгольского доспеха не заметил или пропустил, возможно это вооружение бытовало уже после монгольского нашествия.

P/S по поводу моих рассуждений я исхожу от материалов с которыми был знаком, мнения других участников мне будут очень интересны, спорить принципиально не люблю. Если посчитаю нужным то соглашусь с Уважением.

Здравствуйте! Извиняюсь но времени катастрофически не хватает Вам ответить :(

я рисунки брал:http://www.vecherka.ykt.ru/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

№ 135 Древний обычай воспитания воинов

Рассказывают, что у древних якутов практиковалось обучение воинскому искусству. Учение мальчика начиналось с трехлетнего возраста.

Сначала бросали в него горящие угли, чтобы приучить его увертываться. После того переходили к обучению оружием, били пальмой, напоследок учили увертываться от стрел. Юноша к 18 годам обязан был закончить воинское обучение.

В заключение обученного юношу подвергали особому испытанию: когда он сидел дома, неожиданно входил со двора искусный воин и с оружием в руках гнался за ним, рубя по чему попало. После этого юношу раздевали и проверяли, не коснулось ли оружие его тела. Если на теле оказывались раны, то обучение признавалось незаконченным. Выдержавшему испытание бросали сверху через трубу кусок мяса, который он должен был поймать на кончик своего ножа. Затем на его лицо поперек накладывали шов. Эта "поперечная мета" значила, что он лучший человек, прошедший воинское обучение.

На дочери человека, получившего воинское обучение, мог жениться только воин, прошедший такое же учение. Эта женитьба, как говорит предание, происходила так. Приехавший свататься входил в юрту. Тотчас же старуха хозяйка подавала ему в посуде кумыс утолить жажду. В то время когда он наклонялся к посуде, старик неожиданно вскакивал и колол пальмой, целясь в самую печень. Жених должен был отскочить в сторону, не пролив при этом кумыса. Затем старик замахивался, целясь в голову, с намерением раскроить ему череп, и тот тоже должен был ловко увернуться от удара. Только после этих предварительных испытаний начинались переговоры о женитьбе. Старик давал согласие и предлагал жениху самому овладеть невестой. Последняя выскакивала на двор и пускалась в бегство. Жених преследовал ее. Он становился мужем, если догонит и сможет осилить ее. Необученного жениха старик имел право зарубить тут же, не подвергаясь за это никакому наказанию.

Рассказывают, что это обучение воинскому искусству оставлено было после прибытия русских.

Семенов Платон Саввнч, 41 года, 2-го Маяьжегарского наслега. Январь 1925 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно знать так же вооружения Кыргызов и Бурятов и других народов Великой степи. Века от 1 Тюркского Каганата до Империи Чингизхана желательно фото и картинки спасибо за участие

Думаю могло быть вооружение схожее с соседними народами, и плюс все вооружение какое было у монгол в том периоде, также воины могли быть одеты в доспехи разных народов, захваченных монгольской империей.

P/S по поводу моих рассуждений я исхожу от материалов с которыми был знаком, мнения других участников мне будут очень интересны, спорить принципиально не люблю. Если посчитаю нужным то соглашусь с Уважением.

Здравствуйте! Вот что мне удалось найти "Реферат статьи из сборника “Материалы по военной археологии Алтая и сопредельных территорий”, Барнаул, 2002" Кубарев Г.В.:

Могильник Балык-Соок-I [буквы “о” в слове “Соок” пишутся с умляутом, как “ё”] расположен в долине р. Урсул в Центральном Алтае. Курган 11 этого могильника содержит уникальное древнетюркское погребение, в котором обнаружен целый, хотя и в очень плохом состоянии, панцирь. В состав погребального инвентаря входили :

- железный панцирь (в состоянии большой разнородной массы обломков пластин),

- обрывки кольчуги

- железное тесло-топор

- железный наконечник копья

- 2 пары роговых срединных накладок на лук

- части наконечников стрел

- железные стремена (р.2.13-14)

- детали узды – серебряные бляшки, наконечники, пряжки, обоймы, тройник-распределитель (р.3)

- роговой наконечник и рукоять стека (р.3.16,18)

- наборный пояс из серебряных блях-оправ разных типов (р.4)

- серебряный сосуд с тамгообразным знаком на дне (р.5)

- золотая серьга с 3 жемчужинами (р.5.3)

и т.д.

Предметы, входившие в инвентарь захоронения, имеют многочисленные аналоги на всей территории Саяно-Алтая. По стременам, поясу и серебряному сосуду погребение датируется 8 – первой половиной 9 в. Это времена Уйгурского и Кыргызского каганатов, однако при этом тюрки Алтая сохранили определенную самостоятельность.

В древнетюркских погребениях человека часто сопровождает погребение коня, реже двух-трех. В Балык-соокском захоронении находились останки 4 коней (единственный случай на Саяно-Алтайском нагорье). Это, как и состав инвентаря, свидетельствует об исключительном богатстве и знатности погребенного.

Череп скелета погребенного отсутствовал. Кости левой руки смещены грабительским лазом и лежали отдельно, в анатомическом порядке, что говорит о том, что “ограбление” кургана произошло вскоре после погребения. Ценные вещи не взяты, так что, по-видимому, имело место не ограбление могилы, а ее осквернение. Являлась ли его целью голова знатного воина, сказать сложно. При этом был преднамеренно разбит панцирь, часть его пластин оказалась в грабительском лазе.

Большое количество панцирных пластин позволяет предположить, что в погребении находился целый доспех. Очевидно, он был уложен вблизи от погребенного, в центре могильной ямы. По расположению частей доспеха невозможно судить о его конструкции. К тому же, от панциря не сохранилось ни одной целой пластины. Однако в результате реставрационных работ удалось склеить некоторые пластины и детали доспеха. Панцирные пластины по форме, размерам и количеству отверстий можно разделить на следующие варианты :

Тип 1. Пластины, имеющие округлый верхний и подпрямоугольный нижний края (р.8.1-3 ; р.10.1). Размеры : длина 7-7,5 см, ширина 2-2,7 см, толщина 0,1-0,3 см. У основания пластины слегка сужаются. Отличительные особенности : наличие полусферических выступов в верхней части и значительная толщина. Снабжены 12 отверстиями. Насчитывается 46 обломков не менее чем от 34 пластин. Восстановлен 1 экземпляр.

Тип 2. Пластины, имеющие округлый верхний и подпрямоугольный нижний края (р.7.1-3 ; р.8.4-9). Размеры : длина 9,5-10 см, ширина 2,3-3 см, толщина 0,1-0,2 см. Отличительные особенности : в верхней части часто слегка вогнуты. Варианты :

а). C 13 отверстиями (р.10.2).

б). C 14 отверстиями, 3 отверстия в нижнем окончании (р.10.3).

Насчитывается 151 обломок не менее чем от 39 пластин. Восстановлено 2 экземпляра.

На спекшихся фрагментах пластин 1 и 2 типов различимо их налегание друг на друга как слева направо, так и справа налево на 4-5 мм. (р.8.4,5,6,9).

Тип 3. Пластины, имеющие округлый, слегка заостренный верхний и подпрямоугольный нижний края (р.7.4-16 ; р.10.4-5). Размеры : предполагаемая длина 6,5-7 см, ширина 0,7-1 см, толщина 0,1-0,2 см. Верхний край иногда вогнут. Варианты :

а). C 14 отверстиями (р.10.4).

б). С 15 отверстиями (р.10.5).

Имеются также обломки пластин с иной системой отверстий (р.4.7-10), которые, возможно, образуют еще один вариант. Однако полностью размер этих пластин и количество отверстий не восстанавливаются. Насчитывается 702 обломка не менее чем от 172 пластин. Целиком не удалось восстановить ни одной пластины. На спекшихся фрагментах четко различимы окантовка тканью верхнего края каждого ряда и нижнего края первого ряда, а также способ скрепления с помощью шнура или тесемки.

Тип 4. Пластины, имеющие округлый верхний и подпрямоугольный нижний края. Очевидно, относились к шлему. Сильно изогнуты (р.9.1-3,5,6 ; р.10.8). Предположительная длина 18 см, при высоте 15,5 – 16 см, ширина 3-3,7 см, толщина 0,2-0,3 см. Снабжены примерно 27 отверстиями (р.10.8). Насчитывается 102 обломка от не менее 18 пластин. Целиком не удалось восстановить ни одной пластины. Пластины налегали друг на друга слева направо на 8-9 мм. По нижнему краю они имеют следы окантовки шириной 5 мм.

Еще 107 небольших и средних обломков пластин в равной степени могут относиться к 1,2 или 4 типам. 14 обломков, вероятно, не принадлежат ни к одному из выделенных типов. Их отличает большая толщина (3-4 мм) и обильные следы органики (р.7.17-19). Возможно, они представляли собой остатки двух больших пластин-блях. Однако их точная форма и система отверстий окончательно не восстанавливаются. Можно лишь сказать, что по краям они снабжены большим количеством отверстий и имеют следы органики шириной в 1 см. В центре также имеется несколько отверстий.

Из железных обломков удалось частично восстановить округлое навершие шлема (р.9.4 ; р.10.9). Оно слегка вогнуто, толщина 0,3 см, первоначальные размеры составляли, очевидно, 12*10 см. В центре – полусферический выступ. По краю оно, вероятно, имело большое количество отверстий для крепления пластин.

Кольчуга набрана из бронзовых небольших и железных больших колец. Она представляет собой крупные разрозненные фрагменты бронзового плетения со спекшимися железными кольцами (р.6.1). Плетение из бронзовых (р.6.1а) и железных (р.6.1б) колец чередовалось между собой, однако восстановить порядок их взаиморасположения невозможно. Приблизительная площадь кольчуги составляет 490 кв.см. (20*24,5 см). Бронзовые кольца 0,7-0,8 см в диаметре, ширина проволоки 0,1 см, толщина 0,07 см. Их плетение 4 в одном (р.6.1в). Кольца попеременно сварены и склепаны : 4 склепанных кольца соединялись c 1 сваренным и наоборот. Размеры железных колец : 1,6 – 1,7 см в диаметре, ширина проволоки 0,3 – 0,4 см, толщина 0,2 см. Очевидно, они имели такую же форму скрепления, что и бронзовые. На кольчуге сохранились остатки органики и фрагменты орнаментированного китайского шелка – нижняя окантовка и подкладка.

В месте скопления обломков панцирных пластин обнаружены небольшие железные наконечники ремней (р.6.12-15), массивная пряжка (р.6.10) и наконечник ремня (р.6.11). Из железных обломков склеен поедмет неясного назначения (р.6.9). Вероятно, они служили деталями доспеха.

Анализ формы пластин, их размеров и системы отверстий и привлечение изобразительных и археологических материалов делают возможной реконструкцию защитного доспеха. Система отверстий пластин предполагает их скрепление между собой при помощи ремешков, то есть панцирь относится к ламеллярным. Пластины располагались длинной стороной по вертикали. Боковые отверстия служили для соединения пластин в горизонтальные полосы, центральные – для соединения полос между собой. Пластины скорее всего накладывались снизу вверх, хотя возможно и обратное расположение. Расположение пластин сверху вниз в ламеллярном доспехе известно в Китае и Корее в более ранний период (4-5 вв). Исходя из общих тенденций развития защитного вооружения во 2й половине 1 тыс., доспех, вероятно, включал следующие части : “корсет-кирасу”, состоявшую из нагрудника и наспинника, двухчастный подол из двух лопастей, крепившийся к нагрудной части и доходивший до колена, оплечия, шлем и кольчужную бармицу-“ожерелье” (р. 11 ; р.13).

Нагрудник набирался из пластин 1го типа (р.11.5), так как меньшие по размерам и массивные пластины обеспечивали более плотное и частое крепление, что необходимо для этой части доспеха. Кроме того, они имеют такую декоративную деталь, как полусферические выступы и, несомненно, использовались в наиболее видимой части панциря. Предположительное число пластин 1го типа, необходимых для нагрудника (в расчете на мужчину среднего телосложения) – около 150 штук. Подол крепился к нагруднику, доходил до колена и имел осевой разрез(р.11.5). Он набирался из более длинных пластин 2го типа. Предположительное число пластин, необходимых для подола, порядка 160 шт. Нижний край подола окантовывался тканью или кожей. Наспинник также состоял из пластин 2го типа, их предположительное число 110 шт. (р.11.6). Наспинная и нагрудная части доспеха соединялись оплечными и боковыми ремнями, от которых сохранились железные наконечники (р.6.12-15). Оплечья закрывали руку до локтя и набирались из пластин 3го типа - более узких, а потому и обеспечивавших большую гибкость (р.11.4). Судя по следам, скрепление пластин в один ряд происходило при помощи длинных ремешков, в то время как ряды между собой соединялись многочисленными короткими ремешками (р.11.4а,б). В нижней части оплечья имели окантовку из ткани. Кроме того, окантовывался верхний край каждого ряда.Общее предполагаемое количество пластин оплечий 310 шт.

Из составных деталей шлема удалось частично склеить навершие и пластины.

Первоначальный размер навершия составлял 12*10 см, в центре оно имело полусферический выступ. Купол шлема состоял из скрепленных между собой длинных изогнутых пластин (4й тип). Хотя не удалось восстановить ни одной целой пластины от шлема, с определенной степенью достоверности возможна реконструкция как пластин, так и самого шлема. Учитывая приблизительные размеры шлема по известным образцам (высота 17 см, размеры основания тульи эллипсовидной формы 19*22 см при длине окружности 65 см), высота пластин шлема должна была составлять 16 см при длине 18 см. Они имели порядка 27 отверстий. Необходимое число пластин – 23 шт. Для их соединения друг с другом, в отличие от панцирных пластин, использовались не только боковые парные отверстия, но и центральные. Тем самым обеспечивалось очень надежное из скрепление. Парными отверстиями в верхней части пластины соединялись с навершием, которое в свою очередь должно было иметь 23 пары отверстий. Из-за незначительной степени изогнутости пластин и навершия купол шлема должен был иметь полушаровидную форму (р.11.2).

Площадь кольчуги невелика, поэтому, вероятнее всего, она использовалась в качестве бармицы, прикрывая шею и плечи (р.13). Плетение из бронзовых и железных колец, возможно, чередовалось полосами. Бармица имела окантовку нижнего края и подкладку из шелка. Панцирь был снабжен дополнительными деталями (наплечниками ?) в виде двух массивных пластин, покрытых кожей или тканью. Их первоначальная форма не восстанавливается. Различные части доспеха украшались китайским орнаментированным шелком и черной лакированной кожей. Массивная железная пряжка и наконечник ремня относились к “боевому” кожаному поясу.

Пластины, аналогичные 1му и 2му типам, широко использовались в степной зоне Евразии на протяжении всего 1 тыс. н.э. Декоративная деталь пластин 1го типа – полусферические выступы – находит параллели в материалах Средней Азии начиная с вооружения Кенкольской культуры (1-5 вв. н.э.). Целиком из таких пластин набран доспех из Бек-Бике (Западный Казахстан, 8-12 вв.) Традиция украшения доспехов полусферическими выступами распространилась и далеко на запад – до Новгорода.

Узкие пластины 3го типа достаточно редки. Единственной аналогией можно считать пластины 7-9 вв., найденные в Китае, в Цюйцзянчи (Сиань). Причем пластины, соответствующие 2му и 3му типам, там найдены в одном наборе.

Относительно легкой изогнутости большинства пластин (в Балык-Сооке – в верхней части пластин), то этим, видимо, должен достигаться пружинящий эффект для лучшего отражения или смягчения удара.

Находка частей шлема в древнетюркском погребении на территории Саяно-Алтая уникальна. Шлемы подобной конструкции известны от Центральной Европы до Японии.

Кольчуга редко, но встречается в раннесредневековых погребениях Центральной Азии и Южной Сибири, в т.ч. и на Алтае. Чрезвычайно интересной особенностью является сочетание плетения из железных и бронзовых колец. Вплетение полос из бронзовых колец в железную кольчугу известно на Руси. Находки кольчуг в кочевнических погребениях Южной Сибири, как правило связываются с их западным, среднеазиатским или иранским, происхождением. Вопрос об освоении их производства кочевниками остается открытым.

Балык-Соокский панцирь вполне мог быть сделан на Алтае. Согласно китайским свидетельствам, Алтай являлся крупным центром производства и обработки железа. Это подтверждается и археологическими источниками. Вместе с тем , он обладает рядом особенностей. К ним относятся использование кольчуги, разнообразие типов пластин, что не характерно для конца 1 тыс., в частности – наличие узких пластин оплечий, декоративная деталь в виде полусферических выступов, дополнительное украшение частей панциря лакированной кожей и китайским орнаментированным шелком, набранный из пластин шлем. Все это находит параллели в вооружении Средней Азии и, возможно, свидетельствует о распространении согдийской оружейной моды или об изготовлении панциря согдийскими ремесленниками.

Кроме панциря, из предметов вооружения найдены :

- Железный наконечник копья (р.6.8.). Перо ромбовидное в сечении, длина пера 13,5 см. Втулка обломана, но по имеющимся целым экземплярам (в т.ч. из еще одного древнетюркского кургана того же могильника) можно предположить, что ее длина примерно равнялась длине пера.

- Остатки наконечников стрел (р.6.6-7) и 2 пары роговых срединных накладок на лук (р.6.2-5). Накладки на лук трапециевидной формы. Длина больших накладок 18 см, малых – 15 см.

http://step-ta-voliy.narod.ru/weapon/pan13.JPG

http://step-ta-voliy.narod.ru/panz1p.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

просто смотрите здесь:

http://pages.ykt.ru/history/warcraft.html

Военное дело якутов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

просто смотрите здесь:

http://pages.ykt.ru/history/warcraft.html

Военное дело якутов

малавато!!!! <_< надо бы и еще поискать?! У вас есть контакты с Музеем археологии и этнографии ЯГУ?

мне удалось найти набор открыток "Як. средн. воен. оруж" когда интересно выйдет второй набор?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...