Гость sanj Опубликовано 17 мая, 2002 Поделиться Опубликовано 17 мая, 2002 есть вопрос относительно этнонима turk - тюрк. у гумилева в книжке "древние тюрки" (1993) дается такое толкование этнонима - крепкий, сильный, выносливый, однако не поясняется с какого языка, хотя после говорится, что во времена выделения князя АШИНА с его несколькими стами подвластных семейств всем был понятен сяньбийский, т.е. монгольский язык может ли кто-нибудь пролить свет на этот термин? есть также пост айрата из журнала "Шонкар" № 6 за 1995 http://www.kyrgyz.ru/messages.shtml?200036 ...В 14 в. до н.э., ассирийская клинопись отмечает в районе озера Урмия "турукков"... После этого, в начале 1 тыс. до н.э. урартская клинопись из Калаграна отмечает в зоне Азербайджана область, население которого по нормам урартского языка именовалась "турухи". Археолог Нариманов И.Г. археологически документировал в Азербайджане отгонное (яуляуное) скотоводство эпохи бронзы (2-1 тыс. до н.э.). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Яглакар Опубликовано 18 мая, 2002 Поделиться Опубликовано 18 мая, 2002 http://www.members.tripod.com/bayram.polat/turk.htm Значение и происхождение имени тюрок. 1) Согласно Зие Гёкалпу, происходит от слова "тёре". Исходя из этого, "тюрк" значит "следующий обычаям". 2) Согласно датскому ученому Вамбери, производное от глагола "тюремек" (тюрюк). Т.е. "тюрк" значит "ставший многочисленным". 3) В "Диван-у лугат-ит тюрк" Махмуда Кашгарского "тюрк" означает "взрослый". 4) В общем принимается, что "тюрк" значит "сильный". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 19 мая, 2002 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2002 Древние монголы называли турков <<турэг>>. В современном монгольском языке есть слово <<тураг>> сильный, бодрый. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Урал Опубликовано 20 мая, 2002 Поделиться Опубликовано 20 мая, 2002 Салам алейком. Хаума :? 1)Толкование этнонима "Тюрк" в исследованиях советского тюрколога А.Н. Кононова - в значении 'крепкий', 'целостный','самодостаточный','набравшийся сил' взято из словаря М.Кашгари. 2)Толкование этнонима "Тюрк" в политическом значении, т.е. собственно когда под носителями этнонима "Тюрк" ИЗНАЧАЛЬНО назывались князья Ашина и их(Тюркютский, Ту-цзуе) народ - См. работы и исследования Бартольда В.В. Библиография была приведена на: http://kyrgyz.tsu.ru/messages.shtml?199998 В постинге Даяна "происхождение рун" названы соответствующие работы исследователей - Кононова Андрея Николаевича и т.д.8O _______________ Наше мнение. Называться Тюрком в эпоху Тюркского каганата могли только Тюркюты(Тюрки-Тюкю, Туцзуе) и их князья Ашина. Этноним "Тюрк" - в данном случае означал человека, который принадлежал к правящей элите Тюркского каганата. Поскольку князья Ашина зачастую назначались либо Тюркскими ханами, либо Китайским правительством ПРАВИТЕЛЯМИ ПЛЕМЁН - то в глазах населения Тюркского каганата - Тюркютские князья представляли ДИПЛОМАТИЮ. __________________ есть также пост айрата из журнала "Шонкар" № 6 за 1995 - Сандж, я не знаю имеет ли Айрат какое-либо отношение к моим друзьям.:wink: Мы друг перед другом не отчитываемся. Но постинг наш, наши ребята написали - это верно, Сандж. Возможно, что Айрат, просто - незнакомый нам человек. :oops: :wink: P.S. Кстати, впервые о существовании форумов Рустама 8) в Интернете узнал от Артака - ОГРОМАДНЕЙШЕЕ СПАСИБО, Кардаш. Хау бул. :roll: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Бахром Опубликовано 3 июня, 2002 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2002 Надо наверное прежде всего определить что такое - ТЮРКИ ? Аристов, Зарубин, Магидович писали статью для Малой Энциклопедии вот как. Тюрки: - 5 групп языковых - Передняя Азия (Юго-Западная Турция), Юго-Восточная Европа, Кавказ, Средняя Азия. анадолу (османлы) ; азербайджанские тюрки ; башкиры и тептяры ; казахи ; каракалпаки ; киргызы ; крымские евреи (крымчаки и крымаюду) ; крымские степные татары, караимы ; крымские южнобережные татары ; кумыки и ногайцы ; поволжские татары - мишары, карачаи и балкары ; ойраты ; тувинцы, сойоп, хакасы, якуты, чуваши ( ? - Б. ) ; туркмены ; узбеки ; уйгуры . Пожалуйста, прошу дополнить список. Затем можно говорить об этносах по отдельности... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость sanj Опубликовано 3 июня, 2002 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2002 не, об этносах отдельно лучше в другом месте, здесь давайте только о происхождении термина "тюрк" - есть ли еще версии, кроме перечисленных? + поправка в перечисленном списке есть ойраты, наверно имеются ввиду алтайцы (они правда тюрки), бывшие в составе зюнгарского ханства, вообще же ойраты - монголы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Хангылбай Опубликовано 4 июня, 2002 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2002 По моему слово ТЮРК происходит,от слова ТУРУК что означает повстанец,Слово ТУР встать,в каку то эпоху наверное было восстание ,чтоли.И еще есть тоже слово Сюнню(Хунну)это на якутском языке означает крепкий,сильный,здоровый. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 5 июня, 2002 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2002 http://www.simurg.ru/file5.shtm Ожегов С.И. Словарь русского языка ТЮРКИ. Название обширной группы родственных по языку народов, к к-рым принадлежат татары, азербайджанцы, узбеки, казахи, киргизы, башкиры, туркмены, якуты, чуваши, каракалпаки, турки и др. Гумилев Л.Н. Древние тюрки Слово "тюрк" за 1500 лет несколько раз меняло значение. В V в. тюрками <...> называлась орда, сплотившаяся вокруг князя Ашина и составившая в VI - VIII вв. небольшой народ, говоривший уже по-тюркски. Но соседние народы, говорившие на том же языке, тюрками отнюдь не назывались. Арабы называли тюрками всех кочевников Средней и Центральной Азии без учета языка. Рашид-ад-Дин начал различать тюрок и монголов, очевидно по языковому признаку, а в настоящее время "тюрк" - это исключительно лингвистическое понятие, без учета этнографии и даже происхождения, так как некоторые тюркоязычные народы усвоили тюркский язык при общении с соседями. Брокгауз on-line . ТЮРКИ Народы, говорящие на различных тюркских языках, рассеяны на громадном пространстве в Азии и Восточной Европе; 3 группы: 1) восточн. (якуты, сибирские татары, алтайцы, сойоты, таранчи, хами, иегуры); 2) центральн. (киргизы, узбеки, чуваши, тептяри, башкиры и татары Европ. России); 3) западную (туркмены, сарты, азербайджанские татары, осман. турки). В пределах Российской империи Т. (1897) было: в Европ. России 4626 т., в Сев. Кавказе - 209 т. в Закавказье - 1714 т., в Сибири 475 тыс. в среднеазиатских владениях - 6620 т. Или 89% всего населения; всего 13644 т. Почти все Т. (кроме алтайск. и сойотск. племен, якутов и чувашей) мусульмане. Одни Т. (осман. турки, узбеки и все татары-мусульмане) имеют кавказский или близкий к нему тип, другие (восточные Т., живущие близ Монголии и внутри ее) имеют монгольский или близкий к нему тип. Государства, основанные Т., были большей частью недолговечны. Дулгасское царство существовало с VI до VIII в. по Р. Хр., около 200 лет, в Тарбагатае и Южной Монголии. Дулгасское царство сменилось Уйгурским, которое существовало в Средней Азии и Монголии с VIII в. по Р. Хр. до XIII, то есть около 500 лет. Царство караханидов, или илекханов, существовало по среднему течению Амударьи в X и XI в. по Р. Хр., то есть менее 100 лет. Столицею была Бухара. Нынешнее Бухарское ханство существует с XV в., то есть около 400 лет. Хорезмийское царство существовало в нынешней Хиве с XI до XIII в. по Р. Хр., то есть около 200 лет. С XIII в. до настоящего времени оно называлось Хивинским ханством. Столицею был сначала Ургенч, а потом Хива. Сельджукское царство существовало в Персии, Месопотамии, Малой Азии, Сирии, Афганистане, Хорасане и Средней Азии с XI до XIV века по Р. Хр., то есть более 200 лет. Столицей был Мерв. Джагатаев улус существовал в Средней Азии, в землях киргизских, к югу от озера Балхаша, и в Джунгарии. Столицею был Беш-Балык, ныне город Урумчи в Китае. И то царство просуществовало с XIII до XIV в. по Р. Хр., то есть немного более 100 лет. Золотая Орда, или Джучиев улус, существовала в низовьях Волги с XIII до XVI в. по Р. Хр., то есть около 300 лет. Из Золотой Орды произошли: Казан., Крым., Астрах. и Сибирское царства. Империя Тимуридов существовала с XIV до XV в., то есть около 100 лет, в Средней Азии, там, где прежде находился Джагатаев улус. Столицею был Самарканд. Империя Бабуридов или великих моголов существовала в северной части Индостана с XVIII начала XIX в. (ок. 300 лет). Кокандское ханство существовало с XVI в. до 1875 (ок. 300 лет). Столицей был Коканд. Турция существует с XIII в. по Р. Хр. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость sanj Опубликовано 5 июня, 2002 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2002 хотелось бы узнать не современное понятие этнонима - его я думаю знают все, а происхождение его и семантику. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 16 июля, 2002 Поделиться Опубликовано 16 июля, 2002 Тюкю или турук это этническое самоназвание народов возглавивших государство кочевников после падения монголо язычных жужаней. Думаю что турук это означает «восставшие». И они так назвали себя потому что тогдашние алтайцы восстали против своих хозяев кому они платили дань все время. (восставшие – турук, туруклар, тургуннар ...) Общее имя «тюрк или тюрки» может быть возник более позднее когда открывали древние рунические письмена и обнаружили древний сильный народ себя как то назвал «тур(у)к» и начали широко использовать это слово. Современный турк и древнее «турук» есть несколько другие понятия. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 16 июля, 2002 Поделиться Опубликовано 16 июля, 2002 Общее имя «тюрк или тюрки» может быть возник более позднее когда открывали древние рунические письмена и обнаружили древний сильный народ себя как то назвал «тур(у)к» и начали широко использовать это слово. Современный турк и древнее «турук» есть несколько другие понятия. Центральноазиатских кочевников, звавших себя как угодно, арабы, персы, ираноязычное население Мавераннахра именовали "тюрками". Примечателен тот факт, что сарты Мавераннахра звали своих монголоидных завоевателей тимуридов и шейбанидов тюрками. Этот этноним негласно распространяется как минимум в Фергане на их потомков и поныне. С продвижением сельджукидов на Запад и последующим переходом на оседлый образ жизни, который происходил примерно в то же время, что и у тюрков Мавераннахра, этноним тюрк закрепился за уже осевшими тюрками Анатолии, Закавказья и Мавераннахра. Кочевников же стали именовать "татарами", но главным образом на Западе. Для коренных насельников Ферганы и их оседлые узкоглазые соседи и беспокойные кочевники Дешт-и-Кипчака были тюрками. Подобне этнонимирование благополучно завершилось в Советский период, когда разношерстный, но все же единый организм разрезали по живому, сгруппировав кочевых степняков тюрков в казахов и оседлый тюркский и сартский люд в узбеков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 16 июля, 2002 Модераторы Поделиться Опубликовано 16 июля, 2002 Еремеев Д.Е. "Тюрк" - этноним иранского происхождения? // Советская этнография. 1990. №1. С. 130 ...представляется возможным выдвинуть гипотезу о том, что этноним "тюрк" является по происхождению индоевропейским, точнее иранским. Авеста, священная книга древних иранцев, называет часть кочевников-скотоводов, ушедших далеко на Восток, "турами с быстрыми конями", повествует об их набегах и войнах с оседлыми иранцами, об их предводителе - "могучем Туре Фратрастане", владыке Турана. Историки давно установили, что авестийские туры в персидских источниках именуются саками, а в древнегреческих - скифами.С. 132Судя по Авесте, которая сложилась в 6-4 вв. до н.э., туры, туранцы ираноязычны. Затем в 3 в. до н.э. в этом ареале господствовали хунны. Но в послехуннскую эпоху их место занимают тюрки, народность уже тиюркоязычная. Следовательно завершение этногенеза древних тюрков падает на 3-5 вв. н.э.<...> В "истории династии Цинь" в разделе о хунну от 284 г. н.э. перечисляются их племена. Среди них названо племя ту-гэ, которое было "наиболее сильным и уважаемым". Созвучие ту-гэ и ту-гю вряд ли случайно. Если это так, то тюрки (ту-гэ, ту-гю) входили в состав хуннского союза. А как считают многие исследователи, он в основной массе был тюркоязычным. Оказавшись в гуще тюркоязычных хунну, ираноязычные туры из-за своей относительной малочисленности быстро ассимилировались или перешли на их язык, но сохранили прежний этноним (тур>тюр>тюрк). В период завершения этногенеза древнпих тюрков, т.е. в 3-5 вв., произзошла окончательная тюркизация "туров с быстрыми конями", а их родоплеменное имя "тур" превратилось в этноним "тюрк", сначала плменной, а затем и более широкий, охвативший весь союз племен, который возглавивли тюрки. Не противоречит этом у предположению и лингвистические данные. <...> ... тюркоязычные охотничьи племена ассимилировали племя саков-туров с быстрыми конями, переняв их этноним и навыки кочевого скотоводства, но сохранив свой язык, правда, обогащенный иранской лексикой; кочевое скотоводство даёт возможность этим племенам резко увеличить свой ареал, создать огромную кочевую империю - Тюркский каганат.<...> с.133 В древнетюркских языках сочетание согласных тр с различными огласовками выражало, как правило, весьма определенную семантику. Оно связано с понятиями законного, престижного, кровнородственного: тöре - закон, обычай, тöрÿ - порядок, правило; тöр - почетное место; таркан/тархан - титул правителя; тöркÿн - община кровных родственников. Ср. также монг.: тöрхöм (родня, родители) Далее автор приводит некоторые лексические наблюдения: По скифской легенде, приведенной Геродотом, имя первого человека - Таргитай (В "Сокровенном сказании" - Таргутай). Аспарух = аспа (др.-перс. конь) + раук (светлый). Атилла = калька ир. Аспбара ("всадник": асп - конь, бара - садиться). Ср.: тюркск. ат - конь, атла - сажать на коня, атлан - садиться на коня. Аспбара = ышбара? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Rust Опубликовано 18 июля, 2002 Поделиться Опубликовано 18 июля, 2002 В свете приведенной Стасом версии о иранском происхождении самоназвания тюрков, правдоподобной выглядит версия об этимологии названия главного рода тюрков Ашина как Asana - с индоевропейских языков - "Голубые, Небесные". В этой связи вспомним и самоназвание тюрков "Кёк тюрк" - "голубые, небесные" тюрки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 22 июля, 2002 Модераторы Поделиться Опубликовано 22 июля, 2002 ...правдоподобной выглядит версия об этимологии названия главного рода тюрков Ашина как Asana - с индоевропейских языков - "Голубые, Небесные". В этой связи вспомним и самоназвание тюрков "Кёк тюрк" - "голубые, небесные" тюрки. Шервашидзе И.Н. в статье "Еще раз об этимологии имен asina и attila-Авитохоль (Советская тюркология.1989. №3) приводит тезис Кляшторного С.Г. о вероятности иранского происхождения слова asina, поскольку "предки ашина обитали на территории, где преобладали иранский и тохарский языки" (Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964). Далее цитата из статьи Ш.: Представляется вполне вероятным предположение о древности кёк (пратюркское go:k) в качестве одного из древнетюркских этнонимических атрибутов. В таком случае можно допустить на тюркской почве ранную субституцию собственно тюркского этнонима go:k на заимствованное иранское asina <...> "синий"... Конкретным источником тюркской формы могла быть в частности, согдийская форма <...> ввиду наибольшей активности древних согдийско-тюркских лексических контактов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Prasha Опубликовано 22 июля, 2002 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2002 Предлагаю следующую версию происхождения этнонима "turk", со стороны кыргызского языка. тюрюлгён - свернутый (свернуть крылья, ткань, кожу), собранный (?народ??); тюрк-тюрюк - сверток, клубок, сгусток, узел. :idea: :?: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Vasif Ismailoglu Опубликовано 7 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2002 Da imenno. Dolgo isledoval ehtu temu. Dolzhen byl najti takoj rod chtob imel svoi materialnye dokazatel'stva do six por. To est' zhili do six por tej zhiznju kakoj ona byla istoricheski. Drug posovetoval. Sxodi k jo:rjukam. Jjorjuki narod kotorjy do six por zhivet v Konii, Kochxisare, Bajburte i dr. v Anatolii. Ix derevo roda: http://www.golhisar.com/yoruk.htm Link ob ix zhizni na tureckom (s foto): http://www.yorukler.com/yorukoba.htm Fotografii: http://www.yorukturkmenler.com/yorukresimleri.htm Neskolko linkov na anglijskom: http://nomadrugs.com/glossary.php http://www.historical.bham.ac.uk/rhoadsmur...ra%20nomads.doc (DOC) http://www.ethnologue.com/show_iso639.asp?code=tut http://www.ethnologue.com/show_language.asp?code=BGX http://www.byegm.gov.tr/yayinlarimiz/NEWSP.../Sep-Oct/N6.htm S uvazheniem Vasif Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 8 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 8 августа, 2002 Рене Груссе "Империя Степей" Глава 2 с.80, 9 строка снизу: "...И наконец, как было мы только что видели, Гунны Европы, которые без сомнений были Тюркского типа (of Turkic stock), овладели Русскими степями в регионе прилегающем к Азовскому морю и устью Дона, хотя соперничество их двух орд - Кутригуров на западе и Утургуров на востоке - подрывало их мощь. Среди вассалов Жуань-Жуаней были, как говорят китайцы, Ту-кюе (звучит более верно чем общепринятое в России Ту-цзюе, Tu-chueh - прим.А.) - Тюркское племя, которое дало свое имя целой группе наций разделяющих общий язык. Пельо говорит, что китайское имя Ту-кюе должно представлять собой Монгольскую (Жуань-Жуань) множественную форму "Тюркют" от единственного "Тюрк". Буквально это означает "сильный". Согласно китайским летописцам, тотемом Ту-кюе был волк. Они были потомками древних Сюн-ну (Hsiung-nu) - факт вскрытый и подтверждаемый их прото-Тюркским характером, приписываемым Гуннам Пельо. В начале 6 века Ту-кюе, по всей видимости, населяли регион Алтая, где они занимались металлургией: "торговля кузнеца" . Власть Жуань-Жуаней была недавно ослаблена гражданской войной, которая 520 году почти привела к столкновению между их каганом Анакуэем (A-na-kuei) и его дядей Поломеном (Po-lo-men) - правителями восточной и западной орд, соответственно." Она досталась Анакуэю (522-552 гг.), как единственному живому властителю ханства для подавления неподчиняющихся вассальных Тюркских племен. В 508 году одно из этих племен - Као-киу - теперь оно может быть идентифицировано как Толос или Толач - кочевники пастбищ к югу от Алтая вблизи Урунгу и, по-видимому, предки Уйгуров, победили Жуань-Жуаней. В 516 году, однако, Жуань-Жуани убили короля Као-киу и принудили это племя к подчинению. В 521 году Као-киу снова тщетно попытались воспользоваться гражданской войной среди Жуань-Жуаней чтобы восстановить свою свободу. Вскоре после 546 года, когда они планировали новое восстание, они были остановлены Ту-кюе, которые несмотря на общее происхождение, законопослушно предупредили их общего сюзерена - кагана Жуань-Жуаней Анакуэя об этом плане. В качестве награды за свою службу лидер Ту-кюе, который известен и по своему Тюркскому имени Бумин, и по его китайской транскрипции Тюмен (T'u-men) - потребовал руки принцессы Жуань-Жуаней. Анакуэй отказался. Тогда Бумин заключил союз с династий Си-Вей Тоба - надо сказать что они были Тюрками - тогда правивших в Чангане в северо-западном Китае. Хотя и полностью китаизировавшиеся, Тоба могли еще сохранить чувства родства с Тюркским сообществом. В любом случае, они должны были быть рады союзу, который позволил им нанести удар по старым врагам - монголам Жуань-Жуань, и они дали Бумину руку одной из своих принцесс (551 г.). Окружив таким образом монголов Жуань-Жуань, Бумин полностью разгромил их, доведя Анакуэя, их кагана, до самоубийства (552 г.). Остатки ЖуаньЖуаней оставили Монголию (Тюркам - прим.А.) Ту-кюе и бежали к китайской границе, где двор Пей-Чи, преемников Тунг-Вей (других Тюрков Тоба - прим.А.), учредил их в качестве охранников границы. Таким образом, имперская территория Монголии перешла от Жуань-Жуанея к Ту-Кюе, или от Монголов к Тюркам. Бумин принял императорский титул кагана. Месторасположение новой империи находилось в верховьях Онона - в гористом регионе, который со времен древних Сюн-ну и до времен Чингизидов часто выбирался этими ордами в качетве их командного поста. Бумин каган, Тюркский герой, ненамного пережил свой триумф (552 г.) и по его смерти его владения были поделены. Его сын Мухан получил Монголию и его императорский титул (553-572 гг.). Так был основан каганат восточных Ту-кюе. Младший брат Бумина - Истами (по-Тюркски) или Ши-тие-ми (в китайской транскрипции) унаследовал княжеский титул йабху (yabghu) вместе с территорией Джунгарии, Черного Иртыша, Имиля, впадин Юлдуза, Или, Чу и Таласа. Так был основан каганат западных Ту-кюе." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 12 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 12 августа, 2002 Тюрки - это тюрки, а монголы - это монголы. Общности эти изначально родственны и история Центральной Азии, да и Евразийского континента вообще на протяжении тысячелетий испытывала сильное влияние конкуренции и взаимодействия этих общностей. Изначально тюркуты и сиры были преимущественно монголоидными в своей массе. Кстати, летописи отмечали монголоидность огузов, а по Кашгари кыпчаки йекали, как современные огузы, а огузы джекали, как современные кыргызы и казахи. Прижизненный скульптурный портрет Куль Тегина Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 17 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 17 августа, 2002 Рене Груссе "Империя Степей" Глава 2 с.80, 9 строка снизу: "...И наконец, как было мы только что видели, Гунны Европы, которые без сомнений были Тюркского типа (of Turkic stock), овладели Русскими степями в регионе прилегающем к Азовскому морю и устью Дона, хотя соперничество их двух орд - Кутригуров на западе и Утургуров на востоке - подрывало их мощь. Среди вассалов Жуань-Жуаней были, как говорят китайцы, Ту-кюе (звучит более верно чем общепринятое в России Ту-цзюе, Tu-chueh - прим.А.) - Тюркское племя, которое дало свое имя целой группе наций разделяющих общий язык. Пельо говорит, что китайское имя Ту-кюе должно представлять собой Монгольскую (Жуань-Жуань) множественную форму "Тюркют" от единственного "Тюрк". Буквально это означает "сильный". Согласно китайским летописцам, тотемом Ту-кюе был волк. Они были потомками древних Сюн-ну (Hsiung-nu) - факт вскрытый и подтверждаемый их прото-Тюркским характером, приписываемым Гуннам Пельо. В начале 6 века Ту-кюе, по всей видимости, населяли регион Алтая, где они занимались металлургией: "торговля кузнеца" . Власть Жуань-Жуаней была недавно ослаблена гражданской войной, которая 520 году почти привела к столкновению между их каганом Анакуэем (A-na-kuei) и его дядей Поломеном (Po-lo-men) - правителями восточной и западной орд, соответственно." Она досталась Анакуэю (522-552 гг.), как единственному живому властителю ханства для подавления неподчиняющихся вассальных Тюркских племен. В 508 году одно из этих племен - Као-киу - теперь оно может быть идентифицировано как Толос или Толач - кочевники пастбищ к югу от Алтая вблизи Урунгу и, по-видимому, предки Уйгуров, победили Жуань-Жуаней. В 516 году, однако, Жуань-Жуани убили короля Као-киу и принудили это племя к подчинению. В 521 году Као-киу снова тщетно попытались воспользоваться гражданской войной среди Жуань-Жуаней чтобы восстановить свою свободу. Вскоре после 546 года, когда они планировали новое восстание, они были остановлены Ту-кюе, которые несмотря на общее происхождение, законопослушно предупредили их общего сюзерена - кагана Жуань-Жуаней Анакуэя об этом плане. В качестве награды за свою службу лидер Ту-кюе, который известен и по своему Тюркскому имени Бумин, и по его китайской транскрипции Тюмен (T'u-men) - потребовал руки принцессы Жуань-Жуаней. Анакуэй отказался. Тогда Бумин заключил союз с династий Си-Вей Тоба - надо сказать что они были Тюрками - тогда правивших в Чангане в северо-западном Китае. Хотя и полностью китаизировавшиеся, Тоба могли еще сохранить чувства родства с Тюркским сообществом. В любом случае, они должны были быть рады союзу, который позволил им нанести удар по старым врагам - монголам Жуань-Жуань, и они дали Бумину руку одной из своих принцесс (551 г.). Окружив таким образом монголов Жуань-Жуань, Бумин полностью разгромил их, доведя Анакуэя, их кагана, до самоубийства (552 г.). Остатки ЖуаньЖуаней оставили Монголию (Тюркам - прим.А.) Ту-кюе и бежали к китайской границе, где двор Пей-Чи, преемников Тунг-Вей (других Тюрков Тоба - прим.А.), учредил их в качестве охранников границы. Таким образом, имперская территория Монголии перешла от Жуань-Жуанея к Ту-Кюе, или от Монголов к Тюркам. Бумин принял императорский титул кагана. Месторасположение новой империи находилось в верховьях Онона - в гористом регионе, который со времен древних Сюн-ну и до времен Чингизидов часто выбирался этими ордами в качетве их командного поста. Бумин каган, Тюркский герой, ненамного пережил свой триумф (552 г.) и по его смерти его владения были поделены. Его сын Мухан получил Монголию и его императорский титул (553-572 гг.). Так был основан каганат восточных Ту-кюе. Младший брат Бумина - Истами (по-Тюркски) или Ши-тие-ми (в китайской транскрипции) унаследовал княжеский титул йабху (yabghu) вместе с территорией Джунгарии, Черного Иртыша, Имиля, впадин Юлдуза, Или, Чу и Таласа. Так был основан каганат западных Ту-кюе." "Лидер западной части, Истами, сражался в районе Таласа с Эфталитами. Для того чтобы взять их с тыла, он заключил договор с их старыми врагами - Персами, в то время управляемыми Хосроем I Аноширваном - самым великим представителем династии Сасанидов. Истами закрепил пакт, выдав одну из своих дочерей замуж за Хосроя. В результате нападения с севера Тюрков и с юго-запада Персов, Эфталиты были побеждены и исчезли (около 565 г.). Часть из них - кочевники Аральского региона - на северо-западе - бежали на Запад; это может быть были они - более вероятно, чем остатки Жуань-Жуаней - кто под именем Уархонитов и Аваров основали новое монгольское ханство в Венгрии. В последующий период эта орда, изгнанная из Азии, и известная греческим и латинским писателям под именем Аваров, терроризировала Византийскую империю и Германский запад, до того как их разгромил Шарлеман (или Каролинг - прим.А.). (В историческом атласе Harper Collins Atlas of the World History, ed.by Geoffrey Barraglough, Borders Press, 1998, на с.94 говорится что Авары были Тюрками -прим.А.) Владения Эфталитов были поделены между западными тюрками и Сасанидами. Лидер тюрков Истами взял Согдиану, в то время как Хосрой I Аноширван звхватил Бактрию - терра ирредента (невоссоединенная земля - прим.А.) Иранизма. Между 565 и 568 гг. Бактрия была восстановлена для Сасанидской империи. Возврат был однако краток - Тюрки (Ту-кюе в тексте - прим.А.) вскоре взяли Балх и Кундуз - т.е. ту же самую Бактрию - у Сасанидов, своих недавних союзников. Таким образом, эти два Тюркских образования раннего средневековья приобрели свою определенную форму: ханство восточных Тюрок, основанное каганом Муханом в Монголии с центром возле будущего Каракорума в верховьях Онона, и ханство западных Тюрок на Или и в западном Туркестане, с летними кочевьями в верховьях Юлдуза к северу от Кара Шара и Кучи, и с зимними - на берегах Иссык-Куля или долине Таласа. До этого момента, если можно говорить о границах этих существенно кочевых империй, то эти границы были обозначены великим Алтаем и горами к востоку от Хами. С начала правления Мухана (553-572 гг.) восточные Тюрки имели мало противников. В 560 г. или около того, они победили Киданей, монгольскую орду, которая оккупировала западный берег реки Ляо недалеко от современного Джехола скорее всего с середины 5-го века. В северном Китае король Чангана Пей-Чоу смиренно попросил руки дочери Мухана. Мухан в это время явно играл роль арбитра между двумя королевствами - преемниками империи Тоба (около 565 г.) Истами - йабху или хан западных Тюрок, который правил с 552 по 575 гг. известен Табари как Синжибу и византийскому историку Менандеру как Силзибул - искажение титула "йабху". Византия хотела заключить с ним союз. Действительно, теперь на Оксе (т.е. Аму-Дарье - прим.А.) Тюрки стали непосредственными соседями Сасанидской Персии и это было в интересах Византии действовать совместно с Тюрками. Истами, который был чрезвычайно умным человеком, думал воспользоваться своим положеним на перекрестках Азии, для того чтобы получить свободу торговли шелком через Персию от границ Китая к границам Византии. С этой целью согдианец по имени Маниах (в Ц.Азии согдианцы были лучшими ведущими караванов того времени) посетил Хосроя I Аноширвана от имени Истами. Желающая продолжать держать монополию торговли шелком Персия отвергла эти подходы. Истами тогда решил решить дело напрямую с Византийцами против Персии. В 567 г. он послал того же Маниаха ко двору Константинополя путем через нижнюю Волгу и Кавказ. Император Юстиниан II должно быть сильно заинтересовался предложениями Тюркского посла, что к моменту возвращения домой в 568 г. его сопровождал Византийский посол Земархос. Истами принял Земархоса в своей летней резиденции к северу от гор Ак-таг - т.е. Тянь-Шань - в глубокой долине верховий Юлдуза к северо-западу от Кара Шара. Твердый союз был заключен против общего врага - Сасанидской Персии. Сасанидский посол который было появился при этой встрече, был живо эскортирован прочь, и Тюркский король (king) объявил войну Персии. В 572 году Византия сама вступили в войну против Персии которая продолжалась 20 лет (572-591 гг.). Все это время западные Тюрки и Византия поддерживали тесные связи. В то время как Земархос был в пути домой через низовья Волги, Кавказ и Лазику, Истами послал второго посла, Ананкаста, в Константинополь. В свою очередь, Византия одного за другим посылала ему своих послов - Евтихия, Валентина, Геродиана и Павла Киликийского." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 26 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 26 августа, 2002 с.84 "Эти послы позволили Византии получить довольно точное представление об обычаях и верованиях Ту-кую - "Тюрков", Феофилакт Симокаттес писал - "содержат огонь в очень большом почете". Действительно, влияние Иранского Маздакизма даже вызвало принятие ими бога Ормазда или Ахура-Мазда. "Они также благоговеют перед воздухом и водой", фактически, преклонение Чингизидов перед текущей водой достигало таких масштабов, что мусульманские омовения и стирка в ней одежды были запрещены кроме как при определенных условиях. "Но только создателю неба и земли они поклоняются и зовут богом, принося ему в жертвы коней, быков и овец." Это был в действительности культ Тенгри - неба в в священном аспекте - обычный для всех древних Тюрко-Монгольских народов. Наконец, то что Феофилакт говорит об "их священниках, которые, как им кажется, предсказывают будущее" относится к Тюрко-Монгольским шаманам, которые продолжали иметь большое влияние и во времена Чингиз хана. В 576 г. Византийский император Тиберий II еще раз послал Валентина как посла к западным Тюркам. Но ко времени его прибытия в королевскую резиденцию на верхнем Юлдузе, Истами умер. Его сын и наследник Тарду (575-603 гг.) - Ta-t'ou в китайских историков - был очень рассержен из-за того что Константинопольский двор заключил договор с Аварами, т.е. с остатаками Жуань-Жуаней или, более вероятно, Эфталитов, которые бежали в Южную Россию. Тарду поэтому встретил Валентина очень холодно. Более того, в кчестве репрессивной меры за то, что он рассатривал как разрыв Византией союзных отношений, он послал соединение Тюркской кавалерии под командованием некоего Бохана против Византийских поселений в Крыму. С помощью Анагая - последнего лидера Гуннов-Утургуров, Бохан осадил Визинтийский город Боспорус или Пантикапей вблизи от Керчи (576 г.). Также, в 581 г. Тюрки были у стен Херсонеса, и до 590 г. они не покидали эти земли. Эта ссора между западными Тюрками и Византией не остановила первых от продолжения войны с Персией. В 588-589 гг. они вторглась в Бактрию или Тохаристан и далеко продвинулась - до Герата. Если бы они были отбиты Персидским героем Бахрамом Чобином, как настаивает персидская традиционное (сказание), они должны были определенно воспользоваться гражданской войной, которая разразилась в 590 г. между Бахрамом и Хосроем II Парвизом. В действительности, претерпев самое худшее от этой войны, Бахрам в конце концов получил убежище у них, и без сомнений к этому времени они уже завершили захват Тохаристана к северу от Гиндукуша . В любом случае, в 597-598 гг. эта земля со своими столицами Балх и Кундуз, больше не принадлежала Персии , а была зависимой от западных Тюрков. В 630 г. когда ктитайский пилигрим Сюань-цанг (Hsuang-tsang) совершил свое путешествие , Тохаристан был уделом тегина или Тюркского князя живущего в Кундузе - он был сыном хана западных Тюрков. Т.о. в момент когда на Дальнем Востоке чисто китайская династия Сюй (Sui) объединила бы наконец Китай (в 589 г.), после трех веков раздробленности, Центральная Азия оказалась поделенной на две обширные Тюркские империи: империю восточных Ту-куе, простиравшаяся от Маньчжурской границы до Великой Стены и оазиса Хами; и империю восточных Ту-куе, которая протянулась от оазиса Хами до озера Арал и Персии, от которой она была отделена границей к югу от Окса (Аму-Дарьи - прим.А.) и между реками Окс и Мерв. Весь Тохаристан к северу от Гиндукуша был заключен в политически Тюрксую территорию. Письмена Куль-тегина в Кошо-Цайдаме, сочиненные столетием позже, чествуют в эпических терминах этот пик Тюркского величия:" продолжение следует Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 30 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2002 "Письмена Куль-тегина в Кошо-Цайдаме, сочиненные столетием позже, чествуют в эпических терминах этот пик Тюркского величия: "Когда голубое небо вверху и темная земля внизу были созданы, между ними были созданы сыновья человеческие. Над сыновьями человеческими были предки мои - Бумин каган и Истами каган. Став во главе, они стали управлять и учредили империю и органы управления Тюркского народа. В четырех углах света они имели много врагов, но организовав походы армий они подчинили и умиротворили много народов в четырех сторонах света. Они заставили их склонить свои головы и согнуть колени. Они двинули нас на восток до лесов Кадырхана (Хинганские горы) и назад (или на запад) к Железным Воротам (Трансоксианы) (т.е. междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Даоьи - проим. А.). Во всех землях между этими самыми крайними точками Синие Тюрки (Blue Turks) держали полновластие. Они были мудрыми каганами, храбрыми каганами-героями; все их командующие были мудрыми и храбрыми; все их благородные люди (nobles) и весь народ были справедливыми (righteous)." Моральная концепция заключенная в этом знаменитом пассаже заимствована из древней космогонии, которая сформировала основу Тюрко-Монгольского шаманизма. Принципы этой космогонии были очень простыми согласно резюме Томсена. Вселенная состоит из ряда уровней - один выше другого. Семнадцать верхних уровней образуют небеса, или владения Света, а семь или девять нижних уровней образуют нижний мир, или место Тьмы. Между ними лежит поверхность земли, где живут люди. Небо и земля подчиняются верховному существу, которое проживает на самом верхнем уровне неба и которое известно под именем Божественное Небо, или Тенгри. Небо также является местом, где проживают добродетельные души, а подземный мир - это ад для грешников. Тюркская мифология насчитывает много других божеств, одно из них - богиня Умай - защитница детей. В дополнение, многочисленные духи населяют "землю и воды" (здесь были йер-суб или современные Тюркские йар-су)(по-казахски - жер-су - прим.А.). Заметными среди последних были феи, живущие в холмах и ручьях, которые считались священными местами, и культ которых был увековечен в практике и законах Чингизидов. Китайские историки дали физический портрет Ту-куе. Автор писавший в 581 г. так описывает их: "Они позволяют своим волосам лежать свободно и проживают в войлочных юртах. Они двигаются от одного лагеря к другому согласно найденной воде и пастбищам в каждом месте. Их основное занятие - это разведение скота и охота. Они оказывают мало внимания своим старым людям (ссылка 18 на с.561: Пример Тонъюкука показывает что это китайское обвинение часто необоснованно), в то время как людей в расцвете жизни они высоко ценят. Они не знают ритуалов и правосудия, и в этом отношении напоминают древних Сюн-ну (Hsiung-nu). Их высшими офицерами являются "е-пу" (йабгу, yabghu) , "ше" (шад, shad) и те-к'ин (tekin, tegin), су-ли-пат и то-тун-пат (tudun) и другие меньшие должностные лица. Эти общественные официальные лица образуют двадцать девять отдельных классов, и все назначения являются наследственными. Их оружие состоит из лука, стрел, свистящих стрел, нагрудного щита, пики, сабли и меча. На своих поясах они имеют орнаменты - выдолбленные или изваянные в рельефе. На верху флагштоков у них - золотая голова волчицы. Королевские вооруженные люди называются "фу-ли" - слово означающее волк (как "бури"). Когда человек умирает, каждый из его родственников убивает овцу или лошадь и кладет ее перед своей юртой как бы принося ему жертву. Они объезжают верхом семь раз вокруг юрты, произнося печальные плачи и когда они подходят к двери юрты они царапают (режут) свои лица ножами так что видно, что кровь течет вместе с изх слезами. В день похорон родственники и близкие приносят жертвы, скачут галопом на лошадях, царапают лица так же как в день смерти. После похорон камни ставятся на могилу пропорционально числу врагов убитых усопшим. После смерти отца, старшего брата или дяди, сын, младший брат или племянник женятся на вдове и сестрах. Ханская юрта открывается на восток из уважения к этой части света на которой восходит солнце. Они боятся демонов и духов и верят в колдунов (шаманов). Для них честь - умереть в бою, и стыд - умереть от болезни." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Хангылбай Опубликовано 11 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2002 Я как и раньше говорил,слово Тюрк происходит от слова "Турук"-повстанец,"Туруклтар"-повстанцы,это же однозначно,а то какие там свернытые,ну и придумали же. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 15 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 15 сентября, 2002 Тюрки были скотоводами, а следовательно часто перемещались на новые пасбища, арие в свою очередь, были оседлым населением, привязанным к земле, а не к перемещениям. Скорее всего эти слова, тур и ария - санскритные, и сами индоарии называли их, поскольку, в те далекие времена существовал только два основных способа хозяйствования - кочевой и оседлый; охотничий и собирающий типы характерен для малых этинических групп. Раньше люди не могли различать по этическим признакам, могли говорить только с какой они земли и чем занимаются (при обмене часто демонстрировали свой быт). Переселение могло происходить только в двух возможных направлениях с востока на запад и наоборот, поэтому оба типа хозяйствования должны были встретить друг друга на пути освовения человеком природы. (Раньше люди не могли ориентироваться на компасы, они следовали за солнцем или наоборот к солнцу). Есть ли другие мнения? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 17 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2002 Есть только желание прочитать более убедительную раскладку от вас, ка к специалиста по санскриту и/или номадоведению. Или на худой конец ссылку. Уважаемый. Это исторический форум, а не курилка. Здесь нужны доказательства, а не мысли вслух. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость AQUA Опубликовано 17 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2002 Уважаемый К сожалению я не знаю санскрита, нет словаря. Прошу прощения, если нарушаю регламент форума. Не воспримимайте близко с сердцу. А если интерсует "расскладка", напишу позже. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться