enhd Опубликовано 4 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2011 ... У халхов нет, а вот у торгутов есть, у нас в столовой работала торгутка-повар она после уборки ходила ломала лопатки в остатках пищи, когда я спросил у нее, ответила: да у нас тоже так, и она не может смотреть на не сломанную лопатку. У всех монголов эта традиция существует, лопатку обязательно разламывает. Есть даже соревнование двумя пальцами ударив ломать лопатку, иногда по ТВ шоу проводят это состязание среди участвующих. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 4 марта, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 4 марта, 2011 Bas1 У казахов голову барана подают с рассечением в виде креста на лбу. ??? На лопатке моя бабушка тоже гадала и после гадания ломала лапатку и сжигала. По повериям джигит должен обгладывать кости в чистую иначе жена попадется рябая. Одним из лакомых вещей является костный мозг. Кость разламывают и содержимое вытряхивают на ложку приговаривая "Кус, кус". Дают детям или делят между всеми. я хотел об этом написать но Бас1 опередил У нас тоже точь в точь. Вопрос к форумчанам: Это только у кереев или есть у других тоже? Не помню точно, но и крест надо поставить обращенным надлежащим образом. Насчет лопетки, да гадают потом делают надрез называется "жолын ашу", а потом ломают. У халхов нет, а вот у торгутов есть, у нас в столовой работала торгутка-повар она после уборки ходила ломала лопатки в остатках пищи, когда я спросил у нее, ответила: да у нас тоже так, и она не может смотреть на не сломанную лопатку. Интересно, когда казахи начали резать барана? Наверное с принятием ислама? Другие немусульманские тюрки как и монголы разрывают аорту. Видел как алтайцы закалывают барана. В Ясе по-моему даже был специальный пункт, разрешающий только монгольский способ закалывания. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ilkhan Опубликовано 4 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2011 крест на голове или саму голову обращают в сторону торе или хозяина, старейщего (а вот почетного гостя под вопросом) Енхд Я у других монгол не замечал, поэтому и спрашиваю. Не знаю и как у казахов других жузов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ilkhan Опубликовано 4 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2011 отрывок из повести Абиша Кекильбаева "Купы джиды" у нас с этим очень строго, до сих пор соблюдают Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 4 марта, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 4 марта, 2011 Может наоборот? Тюркизмы в монгольском языке? http://tr.wikipedia.org/wiki/Kaburga Интересно, что на турецком языке Kaburga означает ребро, то есть, қабырға на казахском. "В результате переселений монголы вступили в прямой и более тесный, чем ранее, контакт с тюрками. В степной и лесостепной зоне они перешли полностью к кочевому скотоводству. Л.Р.Кызласов указывает, что у монголов имеются свои термины только для обозначения собаки, лошади и свиньи, т.е. как раз тех животных, которые были известны у шивэй. Весь скотоводческий лексикон и названия для овец, быков, верблюдов, мулов монголы заимствовали у тюрок." (с) Кычанов Цитата из "История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997" Как это отсталым таежным собирателям охотникам удалось вытеснить более развитых кочевников? История по-моему не знает такого примера. Все было наоборот. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eitutmush Опубликовано 4 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2011 Вы спорьте с Е. И. Кычановым и Л. Р. Кызласовым. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eitutmush Опубликовано 4 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 4 марта, 2011 Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов. Абакан, 1998. С. 130-134. Верхние два ребра (погананан кигене) никогда не расчленяли и полностью не обгладывали. Хозяин юрты немного их обкусы¬вал, обязательно оставляя верхнюю жирную часть ("пай пазы" — букв, богатый верх) и бросал в огонь со словами: “От улÿзi” (доля огня). Очень интересно, у северных казахов, при угощении мясом (бараниной) вот эти ребра (их называют қара қабырға) гостям не преподносят. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 5 марта, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 5 марта, 2011 Вы спорьте с Е. И. Кычановым и Л. Р. Кызласовым. Они для меня не авторитеты. Может жосско, но по-моему сказочники. Особенно вот эта сказка о вышедших с леса монголов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eitutmush Опубликовано 5 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 5 марта, 2011 Они для меня не авторитеты. Может жосско, но по-моему сказочники. Особенно вот эта сказка о вышедших с леса монголов. Опять же не та тема, чтоб полемизировать, вот интересно было бы сравнить монгольские термины, связанные со скотоводством с тюркскими, в том числе и древнетюркскими Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 5 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 5 марта, 2011 Опять же не та тема, чтоб полемизировать, вот интересно было бы сравнить монгольские термины, связанные со скотоводством с тюркскими, в том числе и древнетюркскими А мне думается монгольские термины связанные со скотоводством гораздо богаче чем тюркские. И многие имеются заимствования из монгольского, наглядные примеры из них как например: кунан, дөнэн - почему на всех тюркских языках этот монгольские слова используются? нокта - монголизм, сам предмет тоже из монголов распространился наверное. шылбыр - цулбуур монгольское слово, даже в русском языке используется как "чумбур?!"... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
JALAIR Опубликовано 5 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 5 марта, 2011 Казахи режут барана перерезая сонную артерию. Перед закалыванием барана кладут головой в сторону Киблы а затем читают Бисмиллахи рахман рахим и небольшую суру Корана. Иногда после суры говорят - *сенде жазык жок, менде азык жок.* ( у тебя нет вины но у меня нет продуктов). Ноги связывают перед закалыванием. Ждут после того как перерезана артерия пока стекёт вся кровь и баран успокоиться. Проверят отлетела ли душа покалывая ноги ножом. Убедившись что баран умер подвешивают на сук дерева и сдирают шкуру. Голову и конечности ниже голени отрезают и коптят через паяльную лампу. Делят тушу на жилики( части). Чаще готовят бесбармак. Голову готовят отдельно и подяют самому почётному гостю. Интересно что у человека разделывающего голову не должно быть живого отца. Этот человек разделывает голову и раздаёт части головы различным гостям. Уши дают молодым, глаза тем кто поважней, язык и всё остальное соответственно. Тот же человек разделывает отваренные куски мяса и раздаёт соответственно по рангу гостей. Детям дают сухожилия приговаривая что будут волосы расти длинными и густыми. "Бисмиллахи рахман рахим" не говорят, произносят "БисмИллахи Аллаху Акбар" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 6 марта, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 6 марта, 2011 Опять же не та тема, чтоб полемизировать, вот интересно было бы сравнить монгольские термины, связанные со скотоводством с тюркскими, в том числе и древнетюркскими http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/610-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/page__st__160__gopid__104549#entry104549 Там в конце книга Л.Билэгта. Прочтите. И будем обсуждать в соответствующих темах. ОК. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat Опубликовано 6 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2011 Интересно, когда казахи начали резать барана? Наверное с принятием ислама? Другие немусульманские тюрки как и монголы разрывают аорту. Видел как алтайцы закалывают барана. В Ясе по-моему даже был специальный пункт, разрешающий только монгольский способ закалывания. А можно поподробнее о монгольском способе закалывание? очень интересно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Altai Xangai Опубликовано 6 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2011 А можно поподробнее о монгольском способе закалывание? очень интересно. Ұлы жасақ — Шыңғысхан тағайындаған заңдар кодексі. из Яса - уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его преемниками. "Запрещено резать горло животным, добытым для еды. Животное надлежит связать, вскрыть ему грудь и охотник рукой должен вырвать ему сердце." "Forbidden, to cut the throats of animals slain for food; they must be bound, the chest opened and the heart pulled out by the hand of the hunter." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 6 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2011 Слишком много народу задействовано в этом процессе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat Опубликовано 6 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2011 Ұлы жасақ — Шыңғысхан тағайындаған заңдар кодексі. из Яса - уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его преемниками. "Запрещено резать горло животным, добытым для еды. Животное надлежит связать, вскрыть ему грудь и охотник рукой должен вырвать ему сердце." "Forbidden, to cut the throats of animals slain for food; they must be bound, the chest opened and the heart pulled out by the hand of the hunter." Понимаю конечно,что традиция,но жестоко как-то. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat Опубликовано 6 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2011 мусульмане режут так:у барана завязывают только три ноги,поворачивают головой в сторону благословенной Мекки,нож должен быть очень острым и его не показывают животному.Бьют ножом прямо по горлу в область яблока,со словами БисмиЛЛЯХИ,АЛЛАХУ АКБАР,дают стечь крови,аорту немного спустя подрезают,чтобы она не закупоривалась(важно!),плюс баран незавязанной ногой толкает и кровь выходит максимально.Уйгуры обычно завязывают кишку от пищевода ниткой затем подвешивают,чтобы испражнения не вытекали и разделывают.способ освеживания туши на земле называется"казахча"т.е.по казахски. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 6 марта, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 6 марта, 2011 Слишком много народу задействовано в этом процессе. Помощники то особо не нужны. Один может справиться. Просто мальчиков обучают так. Коз тоже таким образом режем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 6 марта, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 6 марта, 2011 Понимаю конечно,что традиция,но жестоко как-то. Мне кажется, что забитое "по-тюркски" животное больше мучается, кровь долго выходит, сердце яростно стучит, трахея свистит, долгая агония. "По-монгольски" - все не так драматично. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat Опубликовано 6 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2011 Мне кажется, что забитое "по-тюркски" животное больше мучается, кровь долго выходит, сердце яростно стучит, трахея свистит, долгая агония. "По-монгольски" - все не так драматично. Не согласен,наоборот не мучается, когда нож острый просто сделал резкое движение ножом, кровь хлынула и шейный позвонок переломил, все. На все буквально несколько секунд уходит и баран на небесах.А теперь сравните с монгольским способом,баран живой и его живово разрезают и рвут сердце и весь процесс это бедная скотина переживает с непотухшим сознанием.Уж лучше лезвием по горлу... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 6 марта, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 6 марта, 2011 Не согласен,наоборот не мучается, когда нож острый просто сделал резкое движение ножом, кровь хлынула и шейный позвонок переломил, все. На все буквально несколько секунд уходит и баран на небесах.А теперь сравните с монгольским способом,баран живой и его живово разрезают и рвут сердце и весь процесс это бедная скотина переживает с непотухшим сознанием.Уж лучше лезвием по горлу... Гыгы. А нам кажется ваш способ жестоким. Кстати сердце не рвем. Там по спине расположен вена что ли ее и перерываем. Баран даже не дергается. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat Опубликовано 6 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2011 Гыгы. А нам кажется ваш способ жестоким. Кстати сердце не рвем. Там по спине расположен вена что ли ее и перерываем. Баран даже не дергается. Выше в Ясах же вроде сказано,что сердце вырывают? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 6 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2011 В монгольском способе забоя кровь хорошо сохраняется, она изливается во внутреннюю полость, и ее потом легко собрать и для кулинарных целей использовать. В исламе, кажись, кровь готовить не принято? У наших бурятских сартулов есть такой обычай - не готовить и не употреблять блюда из крови, что, якобы, говорит об их мусульманском прошлом, они по традиции считаются выходцами из Средней Азии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 6 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2011 Там по спине расположен вена что ли Не вена, аорта - главная артерия. Если бы вену рвали, животное долго бы мучилось. Там же давление отрицательное, кровопоток маленький. А из аорты вся кровь выбрасывается меньше чем за минуту. Кстати, судя по поведению животного, болевой шок оно практически не испытывает, во внутренностях то нервных окончаний нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
JALAIR Опубликовано 7 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 7 марта, 2011 Не вена, аорта - главная артерия. Если бы вену рвали, животное долго бы мучилось. Там же давление отрицательное, кровопоток маленький. А из аорты вся кровь выбрасывается меньше чем за минуту. Кстати, судя по поведению животного, болевой шок оно практически не испытывает, во внутренностях то нервных окончаний нет. Во внутренностях нервных окончаний полно, иначе не было бы сердечных болей, не болели бы печень и почки и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться