Перейти к содержанию
Talgat Sharipov

Хакас - народная легенда конца ХХ века.

Рекомендуемые сообщения

Уважаемый Зиядоглу, настоятельно попросил бы Вас следить за своим базаром по отношению к хакасам. Большая просьба: возьмите слово "хакас" в кавычки.

Друг Alchy, а где же видите мой негативный "базар" в отношении к хакасов? Я сказал это по отношении одного хакаса. Того, что в этой статье. И в этом я прав. Тот "хакас" не очень-то умом блещет.

ПС: ах, к черту эти споры. Сорри, если я кого задел. Просто через несколько дней годовщина ходжалинской трагедии, где "воины" 366-го полка (полк прошел афган, если не ошибаюсь) так "доблестно" убили так много "врагов". Смотри вот здесь: http://www.khojaly.org/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне очень жаль.

Я прочитал про Ходжалы и это было для меня большим стрессом.

Я не знаю, что сказать. Я не понимаю и не сочувствую политике РФ на Кавказе. Я бы попросил извинения за эту политику.

Но если «поздно пить боржоми, когда уже печень отвалилась», то, как я понимаю, мне будет предложено засунуть свои извинения куда подальше.

Тогда я полдня потратил на то, чтобы из интернета найти информацию про Карабах.

Я прочитал множество публикаций и узнал многое, о чем даже и не задумывался. Но тем более могу теперь сказать, уважаемый Зиядоглу, что прямой вины РФ здесь нет.

1. С их легкой руки разгорелся карабахский конфликт. Они поддержали Армению в этом конфликте. Дружественная ли политика это?Россия не разжигала этот конфликт

Армяне, со своей стороны упорно пишут, что Россия поддерживала постоянно Азербайджан

2. Российские части воюющие на армянской стороне (366 полк) в 1992 году устроил в городе Ходжалы резню мирного населения. Результат: тысячи убитых, в большинстве дети, женщины и старики. Не последовала ни одна реакция на гос-уровне в РФ. Просто расформировали полк. Ни одного офицера не привлекли в ответственность. Как вам политика дружественной страны?

3. Россия передала (заметте, не продала, а передала) армянам вооружения на более чем миллиарда баксов. А ведь Армения была и есть в состоянии войны с Азербайджаном. Дружественная ли политика это?

Опять же прочитал, что 366 полк был практически расформирован до событий в Ходжалы. Потому что большинство офицеров уехало в Россию, а остались почти исключительно военнослужащие, этнические армяне. Русские, которые остались, отдельные, были куплены, даже суммы называются, которые получили командующие, и все вместе несколько дней не просыхали от алкоголя. Эту банду вообще нельзя ни называть, ни сравнивать с российской армией.

А оружие и было передано потому, что в командовании российской армии на Кавказе и находились генералы армяне. Они все и решали. А кому нужно, замазывали глаза долларами.

Ну а что касается ввода войск в Баку, то тут уже вообще. Я узнал, что творилось в Баку накануне этого ввода войск. Допустим, то, что сотнями резали армян, тут азербайджанские источники, пишут, что они мол, сами спровоцировали. Не знаю как, но допустим промолчу. Но ведь и около 100 000 русских беженцев покинули Баку, спасаясь от погромов, от физического истребления. И это в СССР. Как в таких условиях государство могло бы не вводить войска? И если бы их не ввели, что бы случилось со всеми вообще этническими неазербайджанцами в Баку?

Ну, и конечно, то, о чем я подумал уже и раньше. В Азербаджане Карабах разыгрывался как политическая карта. Вину тогдашних политиков Вы не собираетесь учитывать. А она несравнимо больше вины России.

PS. А от большевиков пострадали не только Азербайджанцы. Я живу в Новокузнецке (до революции Кузнецк, Томской губернии). Кузнецк насчитывал около 3 тысяч населения. В декабре 1919 года город последовательно "посетили" 4 партизанских отряда и Красная армия. Осталось жителей примерно 800 человек. Сам Новокузнецк строили репрессированные, сосланные, раскулаченные, лишенные советской властью всех прав люди. Из них подавляющее большинство было этническими русскими. Кого им обвинять в геноциде?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Знаю я одного хакаса, который в первую войну в Чечне служил там срочную службу в звании сержанта. Когда его отделение находилось на блок-посту, были заключены Хасав-Юртовские соглашения. Федеральные войска были, как вы знаете, выведены из Чечни (Ичкерии). Ну а про них, конечно же, забыли.

Добрый день!

Интересный и поучительный рассказ. Однако не единственный подобный в описанной ситуации вывода.

Что бы Вашему знакомому не написать про это? Или попросить, а в абакане много талантливыхписателей, которые бы со слов очевидца , для потомков, написали бы?

Удачи!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Кузнец, вы мне ответили на все вопросы именно аргументами так называемой "армянской пропоганды". Но это всего лищь "пропоганда". Армяне считают, что ведут "информационную войну" и надо давать им должное ведут грамотно.

Теперь к аргументам:

1. "Россия не разжигала этот конфликт. Армяне, со своей стороны упорно пишут, что Россия поддерживала постоянно Азербайджан"

А вы прежде чем просто поверить в это проверяйте инфу. Даю вопросы

- Когда в Арм.ССР появились первые организации "ОСвобождения Карабаха" и вооруженные отряды? А когда в Азербайджане? Даю подсказку: в Арм. ССР в 1988, а в Азербайджане в 1991, тоесть в разгар войны.

- Узнайте про историю "армянско-мусульманской войны в 1905 году" и почитайте кому это было выгодно.

- Кто выиграл карабахский конфликт? А если это армяне и азербайджанцам помогали русские, то один вопрос: почему азербайджанцы и русские проиграли армянам? Возможно ли такое вообше?

2. Опять же прочитал, что 366 полк был практически расформирован до событий в Ходжалы. Потому что большинство офицеров уехало в Россию, а остались почти исключительно военнослужащие, этнические армяне.

Допустим это так. То откуда тогда среди военныех офицеры и солдаты с русской фамилией? Что делает расформированная часть в зоне конфликта и притом в полном вооружении? Почему солдаты слушают команды кофицеров в одной расформированной части? Почему тогда РФ не наказала офицеров этой части по возвращению домой из зоны конфликта?

3. Ну а что касается ввода войск в Баку, то тут уже вообще. Я узнал, что творилось в Баку накануне этого ввода войск.И если бы их не ввели, что бы случилось со всеми вообще этническими неазербайджанцами в Баку?

ОК. Погромы в Баку были. Они закончились 13 января. И заметте: в то время в Баку действовала КГБ и армейские части смотрели на это без проблем. Спрашивается почему? Если шеф КГБ и армии были "националистами", то почему они сейчас не в Баку, а именно в Москве, к тому же находятся на службе РФ: Вагиф Гусейнов генерал в ФСБ, а Абдурахман Везиров первый секртарь ЦК КП Аз.ССР работнбик МИД РФ.

Среди зачиншиков погромов был пойман армянин Григорян, который собственно ручно убил 6 армян. Его и других азербайджанских погромщиков поймали азербайджанские менты. Угадайте что дальше: азербайджанских погромщиков судили в Баку и казнили, а Григоряна отправили на суд в РФ. Он посидел 4 года и сейчас на свободе.

Почему войска не вводились в Баку когда несколько дней были погромы и шпана била людей, а ввели в Баку, когда собствеными силами удалось поймать шпану и успокоит? А войска ввели неделю спустя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
- Когда в Арм.ССР появились первые организации "ОСвобождения Карабаха" и вооруженные отряды? А когда в Азербайджане? Даю подсказку: в Арм. ССР в 1988, а в Азербайджане в 1991, тоесть в разгар войны.

А один из первых террактов в Московском (?) метро армяне-карабахцы совершили или южные лезгины? Годах в 1970-х?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А один из первых террактов в Московском (?) метро армяне-карабахцы совершили или южные лезгины? Годах в 1970-х?

армяне

"проблему Гарабага" ошибочно рассматривать с 1987 или даже с 1905 года. Начинать нужно с появления на Южном Кавказе российской армии.

Для тех, кто хочет разобраться в проблеме, советую ознакомиться с приложенной статьей.

Armenian_Caucasus.doc

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все беды 90-х годов были заложены в СА. И банды оккупировавшие

Россию и межнациональные войны. Характерно, что Буданов был

командирован из знаменитой Гусинки, где служил все время.

Там служили очень много сородичей-тюрков, особенно азери.

Даже вайнахи, ходившие гоголем в учебке, не очень то желали

туда попадать :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Кузнец, вы мне ответили на все вопросы именно аргументами так называемой "армянской пропоганды". Но это всего лищь "пропоганда". Армяне считают, что ведут "информационную войну" и надо давать им должное ведут грамотно.

Уважаемый Зиядоглу, мне трудно дискутировать, я второй день не могу отойти от того, что прочитал вчера. Я относился к армянам вполне нормально, сейчас меня тошнит от одного названия.

У меня только такие вопросы.

Ситуация с Карабахом, очень похожа на ситуацию с Косовом. Почему нельзя провести следствие? Установить виновных? Передать дело в международный трибунал? Потребовать выдачи военных преступников?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все беды 90-х годов были заложены в СА. И банды оккупировавшие Россию и межнациональные войны. Характерно, что Буданов был командирован из знаменитой Гусинки, где служил все время. Там служили очень много сородичей-тюрков, особенно азери. Даже вайнахи, ходившие гоголем в учебке, не очень то желали туда попадать :D

Согласен, но тут такое дело. Дело не в самой армии, а именно в обществе. СА как любая армия, зеркало общества. Люди попавшие служить туда пришли из разных слоев этого общества. Примечательно, что во время учебки всех темненьких ребят офицеры называли "воинами Ислама" или просто "душманами". (правда, такое уже не смели в Афгане....опасно было) Тоесть расизм и пренебрежение было налицо. Например, у меня были пару проблем с политотделом (на почве драки) и начальник политуправления гарнизона (полковник!!!) меня вызвал к себе. Он ожидал, что сейчас зайдет эдакий басурман с шашкой на перевес, но увидев перед собой студента технического ВУЗа удивился, но все же вел разговор а ля "это тебе здесь не горы Кавказа, где каждый сам себе хан... посажу, в Сибирь пойдешь итд..ходят тут всякие высокомерные черножопые" А че же можно ожидать от такого командования, если вдруг они попадут в горячие точки... правильно, "чурок будут наказывать". Вот и герои такой армии могут быть такими как "будановы" и наш "хакас". Только с той разницей в Чечню пойдет "хакас", а если надо будет в Хакассию пошлют "чечена"....и вот тебе и готовый салат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Зиядоглу, мне трудно дискутировать, я второй день не могу отойти от того, что прочитал вчера. Я относился к армянам вполне нормально, сейчас меня тошнит от одного названия.

Вот вот... и я смотрел в кадры со слезами в глазах в 1992. И это то, чего люди на Кавказе называют "будничными днями" начиная с 1990. То Карабах, то Баку, то Чечня, то Абхазия, то Осетия..... Результат "дружественной политики". Нефть делим...называется.

У меня только такие вопросы.

Ситуация с Карабахом, очень похожа на ситуацию с Косовом. Почему нельзя провести следствие? Установить виновных? Передать дело в международный трибунал? Потребовать выдачи военных преступников?

Почему же... провели. Однажды наш "муфтий" (тоже не подарок, но все же..) предложил подать в суд за эти деяния руководство СССР. И реакция была такая: в передаче "Однако" один придурок бородач начал высмеивать такое предложение... мол "совсем офигели азеры, Горби под суд хотят"... и молчок по всему обществу в великой Руси. Только сказал министр обороны РФ, что "Армения форпост России"...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но вот это же не армянская пропаганда:

http://www.realazer.com/_8/st5.htm

Уважаемый Anhorite, те статьи, что Вы привели, очень интересны. Но как историку, мне просто бросились в глаза некоторые явные подтасовки, которые весьма досадны. Как известно, есть три типа лжи, различающиеся уровнем — Обычная ложь, Наглая ложь и Статистика. Здесь статистика. Я не опровергаю все, публикации в самом деле интересные, но повторяю, есть подтасовки.

Вообще же тема весьма печальная.

Когда я еще не ходил в школу, как-то на улице пацанята рассказали анекдот про евреев и всем было смешно. Я пришел домой и рассказал этот анекдот родителям. Я ожидал, что всем будет весело. Но мне отец провел какую-то лекцию. Я совершенно не помню, что именно он говорил, не помню и анекдота, но навсегда запомнил, как мне было при этом неуютно. Поэтому, я конечно смеюсь, когда слышу смешные анекдоты про евреев, чукчей или армян. Но у меня все равно остается какой-то осадок, что нельзя предвзято относиться к какому-либо народу.

Сейчас у меня чувство какой-то брезгливости к армянам. То, что они творили в Карабахе:

http://www.bakuland.com/forum/index.php?showtopic=4382

не позволяет их считать людьми вообще.

Но это меня сильно «напрягает». Потому что с этого начинается нацизм, а я этого не хочу.

С другой стороны, сами армяне значительно превзошли в «промывании мозгов» фашистскую Германию или СССР.

Мне очень жаль, что такое происходит.

Я не вижу реальной развязки проблемы.

Но история на месте не стоит. Армения непременно окажется в международной изоляции. Вряд ли Российские власти будут поддерживать ее вечно.

Политики приходят и уходят. Азербайджан уже тоже не тот, что был 15 лет назад.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не опровергаю все, публикации в самом деле интересные, но повторяю, есть подтасовки.

Я не автор статьи и не имел возможности перепроверять все цифры. Прошу указать, что именно подтасовано.

Статью я привел с целью показать, как проводилось "освоение" Азербайджана в 19-20 вв с приходом русской армии. Переселение армян из внутренних областей Османской Империи и Государства Каджаров, выселение тюрков из этих же земель преследовали цель создать буферное государство и тылы для будущего наступления вглубь этих двух тюркских государств.

Мне очень жаль, что такое происходит.

Я не вижу реальной развязки проблемы.

Но история на месте не стоит. Армения непременно окажется в международной изоляции. Вряд ли Российские власти будут поддерживать ее вечно.

Развязка лищь одна - война. Полное освобождение оккупированных территорий и общая защищенная граница с Турцией - вот гарантия, что подобное не повторится. Что касается покровителей, то армяне имеют поразительное свойство менять хозяев и приспосабливаться к новым условиям.

Но вот это же не армянская пропаганда:

http://www.realazer.com/_8/st5.htm

Опять же. Что именно вы имеет в виду?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таким образом, языковые аналогии объяснили появление хурритов - представителей древнейшей шумерской цивилизации - на территории современной Чечни.

Побойтесь бога.

Называть шумеров хурритами это верх футуроатеизма.

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что именно вы имеет в виду?

Отвечаю. Цифры мне тоже не известны.

Суть возражения заключается вот в чем:

(Выше, Зиядоглу упомянул, что армяне очень ловко и искусно ведут пропагандистскую войну. Это значит, что тезисы, которые они приводят либо трудно проверить, либо они сформулированы таким образом, что их трудно без специальной подготовки опровергнуть. Правильно? Следовательно, если азербайджанцы доказывают свою правоту, следует избегать всевозможных двусмысленностей или некорректных сопоставлений, так как «блохи» в нормальной статье могут привести к отрицанию оппонентом всей информации в целом, как недоброкачественной)

В данной публикации используются данные статистики.

Чем статистика опасна? Она прикрывается наукообразностью. Но всегда можно найти такие сопоставления, которые будут указывать на нужный результат. Например, в СССР постоянно нам приводили цифры статистики, показывающие, как нам хорошо жить. Так по сравнению с 1913 годом(!), мы получали несравнимо больше электроутюгов. Это была правда. Но это была ложь, потому что на самом деле лучше мы не жили. Или мы уверенно обгоняли Америку по выпуску паровозов. Это тоже была правда. Но Америка уже совсем не выпускала паровозы, а нам это показывали как победу.

В данной статье мне сразу бросились в глаза такие сравнения как количество используемых пастбищ. Вот это и есть сравнение «выпуска паровозов». Это уязвимое место, которое очевидное. Армяне, вероятнее всего и не нуждались в летних пастбищах.

Другая «блоха», автор считает, что за каждым потомственным дворянином можно учитывать село или поселок. Но это не есть правильно, так как далеко не все потомственные дворяне имели поместья. Кроме того, взятая точка отсчета во времени сама по себе является слабым местом, так как армяне утверждают, что наоборот, раньше они жили здесь от сотворения мира, а потом турки их выселили. Они вернулись обратно.

Нужно тщательнее выверять свои аргументы. Некорректными сравнениями можно просто дискредитировать всю здравую идею.

Что касается моей ссылки на азербайджанские средства массовой информации, то это прямое указание на политические игры азербайджанской номенклатуры, которые и имели трагические последствия. Вот ключевая фраза, которая указывает исходную точку, после которой Россия перестала быть на стороне Азербайджана: «…Газиева, как он упрашивал Ельцина не помогать Муталлибову, который поддержал ГКЧП. Он там же наябедничал на Муталлибова, который будто бы называл Ельцина шизофреником. То есть, 25 февраля 1992 года он уважает Муталлибова, а 14 мая вылетает в Москву и предает своего президента по полной программе. Это ведь он сам говорит. К чему привело такое искреннее проявление уважения? К окончательной и до сих пор безвозвратной потере Шуши, а может быть, и всего Карабаха.»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Развязка лищь одна - война. Полное освобождение оккупированных территорий и общая защищенная граница с Турцией - вот гарантия, что подобное не повторится. Что касается покровителей, то армяне имеют поразительное свойство менять хозяев и приспосабливаться к новым условиям.

Война — это не решение проблемы. На Кавказе и так не затухает война и никому это не приносит счастья, кроме кучки негодяев, которые на войне наживаются. Я понимаю ваши чувства, но учтите — война не различает, кто прав, а кто виноват и хорошие люди гибнут первыми, а тысячи мирных людей страдают вообще ни за что. И лозунг воевать до последнего человека может выдвигать только тот, кто ненавидит людей.

Но это лирическое отступление.

Почему война не выход? Потому что в этнических конфликтах война может временно решить проблему. Но потом проигравшая сторона наберется сил и война вспыхнет снова.

Решение должно быть политическим.

Допустим, армяне имеют мощное лобби в США, допустим их поддерживает Россия как стратегического союзника. Но у Армении нет нефти. А страны НАТО остро нуждаются в поставках нефти и газа по умеренным ценам и независимо от России. Вот на них и нужно делать ставку, «приручать» постепенно. Готовить дипломатические ходы, не допуская прямых боевых действий, погромов и убийств. Формировать общественное мнение в Европе. Требовать выдачи виновных в геноциде. Пусть дело будет на слуху у европейцев. Поднимать вопрос на заседаниях ООН. Россия же, как я понял нуждается в станциях ПВО на территории Армении. Можно ведь договориться с РФ об аналогичных системах на территории Азербайджана. Тогда Армения будет для России «параллельна». А когда НАТО будет «завязано» на поставки нефти и газа из Азербайджана, через Турцию, можно и усиливать давление и настойчивее требовать решения проблемы. Вплоть до депортации армян из Карабаха. С НАТО Россия бодаться не станет. Но вот война как раз все сведет на нет. Она будет исключительно вредна. Войне будут рады все империи. Все будут весело снабжать оружием обе воюющие стороны, всем чего-нибудь обещать и под шумок решать свои проблемы за счет истребляющих друг друга народов. Думаю Турция будет себя вести также. Не стоит строить иллюзии. Победа должна быть в головах, а не в горах.

А выиграете войну информационную, это уже половина дела.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько я понял, вы просто испытываете недоверие к цифрам вообще.

Есть много разных подходов, охватывающих разные периоды истории, опровергающие "великоармянскую теорию" армян. Я привел лишь одну статью, охватывающую период их массового переселения на Кавказ и зарождения армянского национализма, тут же перешедшего в фашизм.

По поводу интриг ... к сожалению, в них и только в них кроется причина нашего временного поражения в войне. Наступление, неожиданно остановившееся в 3км от Ханкенди и последовавшая за этим спешная сдача районов и марш "мятежного командира" на Баку - вот прямые последствия этих интриг бездарных лидеров и откровенных врагов "из своих".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Зиядоглу

Хакасы не оскорбляют русских знанием своего родного языка

21 апреля 2006 г.

"Урянхай неделя", №15 (тувинская газета)

"Хакасы в городе вообще перестали разговаривать, дабы не оскорблять окружающих знанием родного языка"

Интервью с Василием Чаптыковым – бизнесменом и политиком новой волны. Инженер –электронщик по образованию, потомственный представитель хакасской интеллигенции сегодня возглавляет исполком Съезда хакасского народа Чон-Чобi (Совет народа) и находится под пристальным вниманием многочисленных органов за свою общественную деятельность по отстаиванию права хакасского народа на сохранение своего языка, культуры и собственной территории.

- Хакасия готовится к юбилейным торжествам, что собираетесь праздновать?

- Мы - хакасы, не знаем, что собираются праздновать. Видимо празднуют 300-летие становления Абаканского острога и захвата данной территории, судя по тому, как выделяются деньги. Хакасам денег не дали. Хакасы не участвовали в их распределении, хакасов даже не спрашивали.

- Насколько образование в республике ориентировано на поддержку хакасского компонента?

- Национальная гимназия - одна. Национальные школы в деревнях есть, раньше хакасский язык был обязательным для изучения до 10 класса.

- А теперь?

- Замминистра образования республики Балахчина выступила в прошлом году на сессии Верховного Совета с предложением, что «дети хакасские не хотят изучать хакасский язык, поэтому мы не можем их заставить».

- И он теперь не изучается?

- В единственной национальной гимназии до выпускного класса изучается. Ну и еще в нескольких интернатах для детей чабанов.

- Кто живет в этих интернатах?

- Дети чабанов. Деревни все нищие, процент безработицы доходит до 90%. Люди не могут прокормить своих детей. Баранов всех зарезали, а скотину собственную не разводили, потому что не было покосов. Все под пастбища совхозов отдавалось. Хакасия ведь специализировалась на тонкорунной шерсти. Поэтому здесь были пятимиллионные отары, сейчас если осталось сто тысяч, то хорошо.

- Как поддерживается культура, выходят ли передачи на радио и ТВ, газеты на хакасском языке?

- Заметьте, что "народных» и «заслуженных" хакасы никогда не получали. Все «Заслуженные артисты Тувинской АССР», все ехали в Туву и только там могли получать звания, потому здесь это не культивировалась. У власти были «Торосовы» (прим. Бывший руководитель республики), которым это не нужно было. Не надо было искусство развивать. Единственное, что сохранился театр и то за счет бывшего руководителя театра. Больше у нас ничего не культивировалось, пока не стала республика. Стала республика и до 1996 года еще что-то делалось. Когда "Русский алюминий" пришел к власти, они сначала все замяли, а потом, одумавшись, начали потихоньку покармливать, подбрасывать. Было государственное телевидение, было издательство, которое я возглавлял, была государственная газета "Хакас чиры". Я руководил последним издательством. Вещание федеральное, поэтому сохранилось. Но хакасская часть все уменьшается. Они поставили передачи в 10 утра я в это время на работе, я даже теоретически не могу ни одну передачу посмотреть, это самый пик работы.

- А журналисты уже пожилые, старые кадры?

- Старых там уже мало осталось. Это в основном молодежь, достаточно прогрессивная, душой они с нами. Но новая, алюминиевая партверхушка заставляет их вещать так, как им надо. Парадокс такой, что в правительстве Хакасии ниток не знает хакасского языка. Я в свое время этим воспользовался и всю свою пропаганду вел на хакасском языке через радио и телевидение чуть ли не сутками. Потом, когда одумались, возбудили в отношении меня уголовное дело по статье "экстремизм". Просто перевод был заказной и соответственно… Я как юрист выступал: разъяснял, в чем геноцид, также положения Конституции переводил. - Разве Конституция не переведена?

- Нет, ни одного Кодекса, ни одного закона на хакасском языке. Даже Конституции Хакасии на хакасском языке нет.

- А язык имеет государственный статус?

- Официально - государственный. И делопроизводство даже велось, какое то время двух языках. Переводились какие-то статьи законов. В правительстве сейчас все полукровки - все дети от смешанных браков. Им это не надо.

- Почему у вас такое неприятие «полукровок»?

- Если ты не хакас тебе очень трудно вникнуть в проблему другого народа.

- Вы до этого мне говорили, что если ты не русский, то тебя на работу не примут и ты вынужден доказать свою лояльность, женившись не на хакаске. Похоже на бред.

- Это было. Обком партии это культивировал, если ты хакас - жена у тебя должна быть другой национальности.

- А вторую хакасскую жену не заводили?

- Нет. Мы же православные в большинстве.

- И в советское время крестились?

Молодежь не успели крестить, почему мы сейчас голову и подняли. Мы не крещенные. Нас анафеме предает церковь. Меня официально предали анафеме.

- Как?

- Объявил антихристом батюшка Иенофан, напечатали меня с копытами и рогам в местной газете, за то, что я посмел покуситься на христианство. Я выступил: «Почему это на бюджетные деньги строятся церкви? Я плачу налоги. А их, не спросясь у налогоплательщика, пускают на строительство православного храма. У нас церковь отделена от государства». Наши родители все православные. У меня мама - по роду работы была атеисткой, а сама крещеная была тайком, носила крестик. -

Когда крестили хакасов?

- В 1880-х прошло массовое крещение. Приехал батюшка, построили церковь в Аскизе и созвали всех хакасов, заманили обманом. Мужчин загоняли отдельно в реку Аскиз, когда они выходил, давали имя Владимир, рубашку, крестик все – ты помазанник Божий. Перепись фактически проводили. Женщин также загоняли, давали платок, рубашку, крестик. Имя в миру Марья. У нас очень много Владимировичей и очень много Марий.

- Хакасы не сопротивлялись?

- А зачем? Во-первых, от налогов освобождались. Скажем так, христианство приняли из чисто экономических соображений.

- И при этом поднимали руку на ближнего, во время борьбы с белогвардейцами?

- Дело в том, что мы остались язычниками, мы же все равно, когда хороним, "кормим" покойника, как наши предки делали. В отличие от православной церкви у нас поминки отсчитываются не со следующего дня, а со дня день смерти - он считается первым днем. Поэтому всегда на один день разница. Меня антихристом, поэтому и назвали. Когда Лебедь разбился, на сороковой дней я устроил пресс-конференцию с разгромом младшего Лебедя. Мне, скажем так, помогли сами же работники правительства, которые были недовольны работой Лебедя. Созвали громадную конференцию, порядка двадцати шести СМИ было. Я был тогда директором издательства и председателем съезда хакасского народа Чон-Чоби. А в этот день по Лебедю был траур - 40 дней. Тогда- то батюшка меня и обозвал. Я сказал: "Извините, вчера 40 дней прошло, я вчера старшего Лебедя помянул, а как там считает Алексей Иванович, меня не касается". Мы были лично знакомы, я его уважал. А младшего я не уважаю.

- А какие верования у хакасов сейчас?

- У нас традиционные верования. Неправильно говорить "шаманизм", первый заместитель президента Кыргызстана самый воинствующий тенгрианец. Наша религия - тенгрианство, которая у тюрков была. А шаманы это - духовные служители тенгрианства. Он говорил мне: «Мы же православную церковь попизмом не называем, то же самое, если вы себя называете шаманистами. Тогда так и называйте православных - пописты, мусульмане – муллисты». -

При этом кыргызы сами мусульмане…

- Они такие же мусульмане, как мы христиане. Официально они мусульмане, но в первый раз у них не было никакого мусульманского влияния. Официально, на церемонии инаугурации нового президента Кыргызстана, куда меня пригласили, сделали освящение по тенгрианским обычаям. Мы, хакасская делегация туда с собой привезли двух шаманов. У них даже Коран своеобразный. У них отступления. Например, можно ночью грешить, грубо говоря. Ночью можно вообще все, что хочешь делать, а днем, во время поста из-под газеты можно перекусывать. Стол накрывают газетой и едят из-под газеты. У нас христиане хакасские точно такие же. У них все те же старые языческие праздники. Основа всех христианских праздников - языческая. Разница в подсчете дней. Поэтому религиозного отторжения у хакасов к православным нет, как и к мусульманам. Ну, веришь ты одному Богу, ну и верь, пожалуйста. Мы многобожники.

- А были гонения на шаманов в советское время?

- Все шаманы были вывезены Иркутским ГубЧеКа и репрессированы. Самая древняя бабушка сейчас Сарго, ей под 90. Она уже старенькая должна кому-то передать и все наши новоявленные шаманы к ней ездят и хотят получить благословение.

- А новоявленные шаманы - это горожане или все же люди из глубинки?

- В основном это люди, ставшие шаманами по необходимости. Если человек заболевает шаманской болезнью, он должен либо умереть, либо с ума сойти. Ему кто-то должен третий глаз открыть. Многие к Кенин-Лопсану ездят. Нужно либо глаз открыть, либо снять с него эту шаманскую болезнь, "тостээр" убрать.

- А "тостээр" как переводится, корень или число девять?

- Корень, корни. Это генетическое, скажем так, наследство - тос- которое по роду передается. У каждого народа свой корень - тос. Почему я постоянно говорю про полукровок? Этим людям "тос" не передан, они оторваны, они могут в Египте, к примеру, жить, в Америке им плевать где. У них нет "тос". Им на эту землю плевать. А у нас есть "тос". Тостер дырча, то есть, говорят "тос-тостэр дырча" корень к корню тянется, держит. Где бы ты ни находился, тебя все-равно тянет домой. Это на уровне генном заложено, а та прослойка, которая у власти сейчас в Хакасии, у них этих "тостэр" нет, им не дано понять. Как может представитель другой нации, пусть и профессор, за хакасов что-то решать?

- Это вы о ком?

- Это профессор Карпов, с которым у нас колоссальный конфликт. Я ему как-то сказал - у нас есть прекрасные знатоки английского языка, но вы можете их джентльменами назвать? Чтобы джентльменом стать, надо родиться в Англии, надо там - иметь корни многовековые, родословную, тогда ты будешь джентльменом. Я сказал ему: «Вы родились и выросли в Хакасии, вы знаете ее прекрасно, спасибо вам, но вы не хакас и вы не имеете права, от имени хакасов выступать где-то и что-то там говорить». А он преподает, родоначальник академического языка. Наш конфликт таков, что он меня не может меня ни в чем обвинить, и называет меня самозванцем. Ни один из старейшин, у которого есть "тостэр" корни ни один, слова мне плохого не сказал. Они говорят - спасибо.

- После вашего избрания председателем – Чало, народного съезда, чего добились хакасы?

- Восьмой съезд хакасского народа Чон-Чоби добился от правительства принятия программы по изучению хакасского языка. Тогда же было двуязычное делопроизводство. Начали вывески на магазинах и остановки на двух языках писать. Это был 1998 год. Издательству тогда выделили 5 миллионов рублей. Мы начали первые учебники цветные печатать ввели предмет "Краеведение" обязательное для изучения всеми, обязали школьников изучать быт, культуру хакасов - это было результатом съезда. Он был одним из плодотворных. После этого продолжилась политика изгнания хакасов из власти.

- Какие основания, чтобы вы могли это назвать "политикой изгнания хакасов из власти"?

- Практически всех руководителей хакасов изгнали из власти, нашли обычные по Гражданскому Кодексу основания, кого-то на пенсию, кого-то по "несоответствию занимаемой должности". Везде формулировка существовала "по собственному желанию". В Сбербанке, возглавляемом Нанактаевым, самый крупный банк, где 90% работали хакасы, пришел господин Пожаренко и уволил 88% людей. Это явная политика изгнания. Гнали со всех госструктур. Это - политика. Руководители всех государственных структур в это время были сняты. В том числе сняли министра культуры Чаптыкова. Когда Чон-Чоби выступил и обратился в международную организацию "Тюрк-Сой", Лебедь демонстративно назначил человека, имеющего к культуре косвенное отношение. Технолога-строителя. Культурой занимаются представители других наций, потому что, видимо, хакасы свою культуру «плохо знают».

- Как организовалось молодежное движение «Парыс», так напугавшее главу вашего правительства, что он обзывал их экстремистами и насылал обыски ФСБ в вашу общественную приемную?

- Старение нашей интеллигенции произошло, они просто бездействовали и тогда у нас образовалась из молодежи, юристов молодых, инициативная группа. В Конституции Хакасии прописано, что съезд имеет право законодательной инициативы, мы подготовили четыре законопроекта по языку, культуре. Провели IX съезд, просто скажем так свергли верхушку старую. Руководителем съезда выбрали меня, и началось активное лоббирование этих законов. Чтобы не было разброда и шатания надо все узаконить. Мы вынесли эти законопроекты на рассмотрение Верховного Совета Хакасии. Проголосовали "за" не хакасы. Хакасы проголосовали «против».

- Почему?

- Хакас, который на сегодняшний день достиг чего-то, боится того, что придет другой хакас и между русских пробьется. Как компонент хакасы существуют, ну не может национальная республика существовать из одних русских. Все равно номинально на каких то мелких должностях типа «помощник министра спорта» держат хакасов. Это же абсурд, когда правительство Хакасии приезжая в Москву ничем не отличается от Новосибирской области. Поэтому власть вынуждена одного таскать за ручку, желательно безграмотного хакаса, который не подсидит. Поэтому человек, который туда пробился, дорожит своим местом. Иначе его могут убрать, у него чувство самосохранения срабатывает. У меня до прихода на работу в издательство не было чувства, что хакасов кто-то ущемляет, что проблемы существуют. Я вырос в городе, получил нормальное образование, всегда на родном языке с мамой разговаривал. Под это лавочку попал однажды в историю, когда боролись с хакасским языком. Если в автобусе разговариваешь на хакасском, тебе замечание делают: «Что это вы тут, материте нас что ли на хакасском языке?!» Рядом мог стоять азербайджанец, и ему бы не могли ни слова сказать. Политика была такая. В школе воспитывали так. Учителя говорили, что это неэтично

- Ну, это было везде и не только в Хакасии, в Чечне журналисты говорят, было так же. В Туве тоже, а угол ставили в школах, если ты говорил на родном языке. Эта политика принесла очень плохие плоды впоследствии.

- Да, в школах запрещали разговаривать на родном языке. Лично мне преподавали, что нельзя говорить на хакасском, когда рядом находится представитель другой нации. А нас всего 12% и ты постоянно не имеешь права разговаривать на родном языке, дабы не оскорбить человека своим знанием родного, хакасского языка. Это привело к тому, что хакасы в городе вообще перестали разговаривать.

- Хакасы так законопослушны?

- Это шло сверху от наших руководителей, которые никогда не знали хакасского языка. Они отчитывались перед Москвой, что у нас процесс ассимиляции идет качественно, у нас нет ни одного руководителя, у которого семья не интернациональная. Все семьи – интернациональные мы такой народ, который очень толерантен, мы никогда больше на оружие не возьмемся, как в 1937-39-ом году.

- Да кто эту историю противостояния хакасов Советской власти знает?

- Почему же, в школьных учебниках истории писалось, что на территории Хакасии становление Советской власти только в 1927 году. Прочитайте «Соленое озеро» Солоухина, где Гайдар Аркадий Петрович кровожадным показан. Для меня самого это был шоком, я не верил, что могло быть так. Сейчас, когда я столкнулся с политической деятельностью, то понимаю, каким именно образом становление Советской власти шло. Получается, это был чистейший геноцид. Порядка 7000 хакасов истреблены. На севере республики хакасов не осталось. Это Усть-Абаканский, Боградский, Ширинский, Орджоникидзенский районы. Хакасов там нет. А куда они делись? Как раз в Ширинском и Орджоникидзенском районах карательными операциями занимался Аркадий Петрович Гайдар, который брал заложников семи-восьми летних. Привозил их в Минусинскую тюрьму, давал срок в неделю родителям появиться и сдаться. Если они не появлялись, он расстреливал детей. Семи восьмилетних заложников расстреливали в Минусинской тюрьме.

- А почему нет таких детских списков у «Мемориала»?

- Руководителем правительства Ельцина был внук Гайдара. Кто бы нам дал право печатать эти списки? Сейчас эта правда всплывает и в центральных СМИ постоянно муссируется. Гайдар постоянно представляет оправдательные факты, но сам факт, народ который здесь жил, наши бабушки и дедушки помнят. Гайдар был беспощаден. Он просто залил кровью Хакасию. Резал головы и пинал их по Черному озеру, в футбол гонял. Играл в футбол головами белогвардейцев. Провел карательные операции по хакасам и сибирским татарам. Татары жили на севере Хакасии, их не обозвали хакасами, хотя мы один народ. Вот их вывели в деревню Минино под Красноярском и заживо закопали землю.

- За что?

- Они не хотели Советской власти. У нас было много повстанческих межнациональных движений, как «банда Соловьева». Соловьев – белый офицер, у которого было около пяти тысяч штыков. Люди целыми деревнями уходили к Соловьеву, который считался спасителем. И действительно, если бы Соловьев не сдался, населения хакасского бы не осталось. Соловьева убедили, когда поняли, что с хакасами ничего не могут сделать, отправили переговорщика, дали гарантии, что никого не тронут. Сдался пятитысячный отряд Соловьева, их всех простили, Соловьеву тоже дали жить спокойно, он женился на хакаске. Через полтора года его застрелили в спину. А те хакасы, которые не приняли Советскую власть, ушли на север Тувы. Мы и до этого сто лет воевали с Россией. Кыргызы отстаивали свою независимость, нас казаки не смогли силой заставить войти в состав России, просто был сговор между цинами- китайцами и джунгарами отдать эту территорию России. Тем самым граница пошла по Аскизскому району, а остальная территория отдавалась джунгарам. Пришли эти цины и вырезали всех. Триста лет назад это было, обозами уходили отсюда кыргызы, а цины шли следом и вырезали. И наш последний государственный деятель Иренек на Телецком озере погиб, защищая Джунгарское царство. Потому что у нас был военно-политический Союз, это было последнее войско, организованное хакасами. В дальнейшем явной государственности не было и на подписание мира с Россией, никто никого не уполномочил. Триста лет назад четыре кыргызских князья – глав родов поехали в Тобольск и там, у жены представителя украли шубу. Он вернулся с обидой, сжег Абаканский острог. А что сейчас собираются праздновать – вопрос.

В последней фразе - это упоминание жены князя Номчи, которую русские воеводы в 1606 году ограбили в Томске.

http://schriftsteller.livejournal.com/211822.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Salam!

к вопросу про угнетение, покорение земель и народов другими народами. Про обман доверившихся кому-либо лиц. История поведения людей независимо от принадлежности к этносу не изхменяется.

для примера:

"Гумилёв Л.

Глава XVIII. КОНЕЦ ТЮРКЮТОВ

Теперь имперцы стали намного сильнее тюркютов, так как все сдавшиеся им дулу и нушиби составили вспомогательные отряды [30]. Можно думать, что и оставшиеся дома отказали хану в повиновении, потому что у тюркютов не было провианта и им пришлось заниматься облавной охотой. Имперцы напали на тюркютов врасплох и нанесли им большой урон.

С остатками своих войск Ышбара-хан отступил за реку Или. Он оказался одиноким: враги были и на юге и на севере, а десятистрельные тюрки не хотели сражаться. Лишенный возможности маневрировать, он принял бой, укрепив свой лагерь палисадом, но снова был разбит. Имперцы преследовали тюркютов до реки Чу и там принудили их к сдаче.

Но Ышбара-хан с сыном и с немногими верными всадниками снова ускользнул от преследования. Он бежал на юг. Около Чача (Ташкентский оазис) утомленные лошади не смогли больше идти. Владетель Чача, носивший тюркютский титул "тархан", принял беглецов и, связав их, выдал преследователям [31]. Последний тюркютский хан в оковах был приведен в Чанъань.

Проблема удержания покоренных территорий приобрела небывалую остроту. Даже огромные материальные и людские ресурсы Китая были недостаточны для того, чтобы содержать гарнизоны во всех вновь захваченных странах. Самое большее, что могло себе позволить правительство Гаоцзуна, было укрепление четырех городов и снабжение их постоянными гарнизонами. Эти "четыре гарнизона" размещались в Куче, Кашгаре, Хо-тане и Токмаке [38] и должны были, по мысли китайского двора, обеспечить гегемонию во всем "Западном крае".

Все покоренные области были разделены на четыре наместничества - два на востоке и два на западе. Земли западных тюркютов вошли в северозападное наместничество".

И что значимо и занимательно в приведенной мною цитате? То, что вот и в XXI веке поднебесная империя всё так же претендует на мировое господство и продолжает "мирную" экспансию как Сибири в составе России, так и Кыргызстана и юго-востока Казахстана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тадарлар!

Серия эпосов "хасхылар" в память о хакасах, погибших в 1917-1930-х гг.

В переводе с хакасского на русский язык.

Записаны в конце 1970-нач. 1980-х гг. "

"Силька"

Силька отчаянный был. когда молодой был, на лыжах с самых крутых гор как птица спускался. один раз поймали его красные, привели в дом нашего деда. наш дед богатый был, дом у него в центре деревни стоял. все туда заезжали: и красные и хасхылар. теперь в нем клуб сделали, кино показывают. собрались красные везти сильку на расстрел. он увидел у одного русского гармошку и говорит ему: "сыграй, а я спляшу перед смертью". тот стал играть, силька плясать начал. пляшет, пляшет, сильно плясал. красные давай в ладоши хлопать, ружья поставили. силька схватил одно ружье, застрелил одного красного, другого толкнул и убежал в дверь. красные за ним погнались. силька через заплот перепрыгнул и побежал к реке. тогда у реки много кустов было, сейчас нет их. красные стреляли, стреляли, так и не поймали сильку в тот раз. силька грамотный был. у него и сестра грамотная была. ведь бабка у них русская была, поэтому и учились они грамоте, потому что русский язык знали. силька, до того как хасхы стать, в сельсовете работал. там они деньги пропили-проиграли. другой человек, имя его не помню, поехал в абакан с доносом на сильку, чтобы его самого советская власть не наказала. с милицией обратно поехал. силька узнал про это, отряд собрал. на горе у дороги спрятался с отрядом и всех милиционеров перестрелял. тот человек под телегой спрятался, живой остался. обратно в абакан поехал, да по дороге от страха умер. силька после этого с отрядом долго с красными воевал.

один раз приехали красные в деревню, стали всех бить-грабить, "говорите где хасхылар прячутся, кто им помогает?" - спрашивают. силька про это узнал, со своим отрядом с горы спускается. такая стрельба пошла, стреляют из карабинов, нескольких красных убили. красные испугались, быстро поскакали вниз по реке, так и убежали. долго потом они на сильку сердились. позже поймали красные сильку, повезли в красноярск, одни говорят там его расстреляли, другие говорят: убежал силька, сейчас в туве живет. (речь идет о к. 1970-х гг.)

комментарий: силька - Сильверст Астанаев - один из руководителей вооруженного сопротивления хакасов политике военного коммунизма, проводимого советской властью в хакасии в 1919-1923 гг. расстрелян предположительно в красноярске в 1924 г.

"Соловьев"

Соловьев добрый был. даром, что русский, а к хакасам ласковый был. отберет у красных мясо или масло, а то и зерно, да и раздаст людям. один раз ехал соловьев со своим отрядом, проезжал мимо одной деревни и подарил одному парнишке золотую монету. красные потом отца этого парнишки долго били, все спрашивали, где соловьевское золото, так и застрелили этого человека. а парнишку в красноярск увезли, там его, говорят, убили. а соловьев долго с красными воевал, никак не могли они его поймать. потом только убили его, а в кино неправильно показывают, не такой соловьев был. он добрый был. (речь идет о фильме "конец императора тайги", шедшем в советском кинопрокате в сер. 1980-х гг." ) соловьева красные тоже убили. говорят, что много золота соловьев в тайге спрятал. некоторые до сих пор ищут.

комментарий: иван соловьев - из сибирских казаков, уроженец хакасии. воевал в колчаковской армии, эатем возглавил вооруженнео сопротивление хакасского народа большевикам на севере хакасии. убит в 1924 г. в результате спец. операции органов гпу.

"Майнагашевы"

Майнагашевы грамотные были. они сильно с красными воевали. долго воевали. их всех советская власть уничтожала. приедут красные к хакасам, спросят: "как фамилия", если кто скажет: "майнагашев", сразу застрелят. многие майнагашевы на другие фамилии записались, до сих пор под другими фамилиями живут.

комментарий: род майнагашевых дал таких знаменитых борцов с советской властью как степан дмитриевич майнагашев, один из лидеров национально-освободительного движения хакасского народа в 1905-1921 гг., один из создателей современной письменности хакасов на основе кириллицы. по некоторым данным расстрелян в минусинске в 1919 (либо 1920) г., иона майнагашев, один из руководителей вооруженного сопротивления хакасского народа политике советской власти в отношении хакасов. убит хакасскими уголовниками по заказу советских спец. служб в 1927 г. кстати, эти уголовники также почти сразу же были ликвидированы. в их ликвидации участвовали агенты гпу и уголовник, неким "коля", прибывшие из новосибирска.

"Матык"

Матык высокий, здоровый был. приехал как-то в деревню, остановился у знакомых. красные за ним приехали, поймать его хотели. матык выскочил из дома и побежал в стайку, красные за ним. ("стайка" - крытый утепленный загон для зимнего содержания скота, имеет несколько выходов, для удобного выгона скота.) матык бежит, полы пальто развеваются. (хакасское пальто доходило почти до пят, в отличие от русского, длина которого оканчивалась чуть ниже колен.) потом несколько дыр от пуль оказались в пальто матыка, а сам матык целый остался. когда бежал, стрельнул из нагана, не оборачиваясь и застрелил одного русского, другие красные остановились. а матык в гору побежал, красные стреляли-стреляли, не попали. "ну матык, так матык, здоровый", красные потом говорили.

матыка один русский потом убил. ночью пришел к дому, где матык был и через окно из карабина застрелил. сказал, что матык у него коня украл.

комментарий: матык шадрин, один из непримиримых хасхы. в основном боролся с властью в одиночку, подобно классическим хакасским хасхы 19-нач. 20 в. иногда действовал в составе отрядов других хасхы, или "бандитов", как их называли представители советской власти.

убит при неясных обстоятельствах. возможно по заказу советских спец. служб, либо в результате частной, как теперь модно говорить, "разборки".

"Тотна-бабушка"

Тотна-бабушка какая выносливая была! у ее мужа, человека по фамилии добров, имя не помню уже, отряд был, на рудниках золото они грабили, рабочих убивали. они все в тайге, на улени жили (улень - таежная река в хакасии, в этих местах недавно отдыхал путин), от красных прятались. ночью красные на лыжах пришли, стрелять стали, весь отряд перебили. тотна с мужем на лыжах сумели от них уйти. ребятишек в избушке оставили, они у них маленькие были, на лыжах еще не могли ходить. думали, что красные не тронут ребятишек. красные ребятишек на пеньки поставили, снег тогда глубокий был, а ребятишки - маленькие, всех застрелили. тотна с мужем на кискач пришли (около 40 км по тайге), утром к родне зашли, а там их красные уже караулят, забрали их, в красноярск увезли. мужа ее там красные убили, а тотна беременная была, отпустили ее из тюрьмы. она пешком из красноярска домой пришла, сына родила. сына ее потом на войне убили, а тотна-бабушка и сейчас живет. (скончалась в к. 1980-х гг. в возрасте свыше 90 лет).

"Тайдас"

Тайдас какой хитрый человек был! родня его все богатые были. сослали их на байкал, там они плохо жили, сильно их русские там обижали, собаками травили. когда старики умерли на байкале, молодежь из ссылки убежала. первым пака (старший брат тайдаса) домой пришел, все посмотрел. потом вовка с клавой вернулись, а тайдас последний приехал. где так долго был, не знаю я. на коне приехал, с винтовкой. может отобрал где, а может у него в тайге она была спрятана. он ведь хороший охотник был, маралов за 2 километра убивал, на одной горе сидит, в бинокль смотрит: на другой стороне маралы ходят, он марала застрелит, потом с горы на гору долго идет, далеко потому что. так он и краснолобых много в тайге пострелял. так и не поймали его тогда. ("хызыл хамахтар" - "красные лбы" - иносказательное название милиционеров, за малиновые околышы их фуражек). потом он в другом колхозе работал. в войну голодно было, у него семья большая уже была. украл он коня в колхозе, посадили его в тюрьму в минусинске. как он из тюрьмы убежал, не знаю я, только опять в деревне появился. ночью с карабином приехал, семью забрал и уехал в русскую деревню. тогда в тайге дезертиров ловили, на месте их убивали. вот он и не остался дома. он и сейчас под чужой фамилией живет и дети его, которые после того родились, все под этой фамилией живут. а домой он только недавно приезжал, увидел свой дом (там магазин теперь сделали) и заплакал. тайдас рассказывал, что под минусинском, когда весной снег таять стал, в бору все черным-черно было. хакасы, зимой расстрелянные, там лежали. их потом закопали, когда земля оттаяла.

"Однак"

Однак меткий был. в темноте на звук стрелял, всегда попадал. он вместе с силькой в отряде был, много красных убил. говорят, потом силькино золото в тайге сторожил. когда тайдас с братьями из ссылки сбежали, он с проком (пакой) коней в колхозе воровали. но не поймали их тогда. уже в 30-е годы один полномоченный (оперуполномоченный сотрудник милиции) приехал к нам, а однак тогда уже в деревне жил, перестал быть хасхы, все время в шапке ходил, ухо закрывал. тот полномоченный все к нему приглядывался. как то раз увидел однака без шапки, а у того ухо простреленное и узнал его тот полномоченный: однак у него раньше всю семью убил, оказывается. однак раненный в тайгу убежал, там травой одной от ран вылечился. с тех пор ту траву "однак оды" ("трава однака") называют. долго его краснолобые в тайге ловили, не могли поймать. многих он из них застрелил. сильно меткий был. потом только, в катыке нашли его избушку, окружили. однак долго отстреливался, патроны кончились, подобрались к нему и гранатами его убили.

комментарий: хасхы однак был уничтожен в результате операции, проведенной сотрудниками нквд в 1934 г. борьбу с советской властью он вел свыше 10 лет, с начала 20-х гг. то в составе отрядов других хасхы, то в в одиночку. он показан под своим именем в советском вестерне (или остерне) 1980-х гг. "не ставьте лешему капканы", который посвящен другому знаменитому хасхы - сыгде кирбижекову.

в продолжение этой темы. со слов одного старика, в годы войны по заданию милиции один хакас-охотник, получив карабин, был направлен на поиск дезертиров с полномочием расстреливать их на месте. найдя шалаш, в котором они спали, он перестрелял их всех. подойдя к шалашу и увидев убитых, якобы произнес: "э, пос чон полгай нооза". после этого, забрав карабин, скрылся от властей. уехал то-ли в русские деревни, то ли в туву. он не знал, что такое "дезертиры". а это оказались беглые хакасские парни, не желавшие идти на войну.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...