Jump to content
Talgat Sharipov

Хакас - народная легенда конца ХХ века.

Recommended Posts

День добрый!

так рождаются легенды:

“Память - ничем не заменимый хлеб насущный,

без коего дети вырастут слабыми, неспособными

мужественно встретить будущее…”

ХАКАС

Помните легендарный случай, когда спецназёр из Холулая при сдаче экзамена добрался до Москвы и вернулся назад в свою часть? Кто с дальнего Востока, не даст соврать. В бухте Джигит, что на острове Русский, располагается спецназ Краснознамённого Тихоокеанского флота – подразделение боевой разведки КТОФ – созданный более полувека назад для ведения диверсионной деятельности в тылу противника. Его цель - оглушить и ослепить врага, уничтожив его береговые приборы слежения за флотом. Если потребуется, заминировать и взорвать вражеские корабли и подлодки. Воинская часть Холулайцев, так их называют в народе, на протяжении всей своей истории считается элитной. Относится к составу сил постоянной готовности. Ее командир назначался Главкомом ВМФ СССР. Так вот, раньше проникнуть через все кордоны и заслоны дальше Красноярска никому из Холулайцев не удавалось. И потому в Московской комендатуре, когда к ним зашёл оборванный и голодный парень явно призывного возраста, ни о чём таком и не слышали. Но, на всякий случай, посадили парня в камеру. Парень проспал 18 часов к ряду. Проснувшись съел сразу завтрак, обед и ужин. Поняв, что здесь о нём ничего не знают, ушёл из под стражи, из военной гарнизонной комендатуры назад, к себе на остров Русский. Вконец измотанный, голодный и оборванный, вышел под Хабаровском на одну воинскую часть и «сдался» командованию.

- Всё, нет сил. Сообщите моему командиру, что я выполнил задание.

Так вот этот то парень и был нашим Хакасом!

После четырёх лет срочной службы, уволенный в запас Хакас, вернулся в свой Абакан и поступил учиться в медицинское училище. Получив диплом, работал фельдшером на скорой помощи. Через год, устроился на службу к нам, в Хакасский СОБР. Имя у Хакаса было труднопроизносимое – Бурук Торгул и потому мы звали его просто – Хакас. Бурук Торгул не был похож на представителей своего народа. Рост сто восемьдесят пять, светло рыжий и голубоглазый и только монголоидные скулы выдавали в нём потомка найманов. Про свою службу в спецназе ВМФ Хакас ничего почти не рассказывал. Во время приёма на службу в СОБР, при сдаче зачётов по физической подготовке, проводится спарринг бойцов СОБРа с кандидатами. Можно сказать, кандидатов просто избивают, проверяя их выносливость. Хакас разделся. На левом плече у него была наколка в виде черепахи!?

- Я не умею драться. – сказал Хакас.

- Ты, диверсант грёбаный и не умеешь? – едко заметили Хакасу.

- Нас не учили драться. Нас учили убива-а-ть! – был ответ

После чего Хакас вошёл в транс, глаза его из голубых стали тигрино жёлтыми, а сам он весь излучал волны животной агрессии. Он гипнотически смотрел на своих противников по спаррингу, как удав на кроликов.

- Эй, Хакас, очнись! Что с тобой?

Хакас вышел из транса и в мгновение ока уложил двух наших краповиков на двухнедельный больничный. Парень был принят на службу в СОБР и занял должность фельдшера отряда.

Больше всего на свете Хакас любил холодное оружие, бывшее, казалось, частью его организма, любил петь своим приятным грудным голосом на древнем кереитском языке и, любил – женщин. Всех! А женщины любили его! Про себя Хакас говорил, что он из детдома, но считает себя потомком какого-то древнейшего исчезнувшего азиатского народа, жившего в горно-таёжном районе реки Чулут.

- Я из рода Найманов империи Кереитов – говорил Хакас.

- Хакас, о чём ты всё время поёшь? Как чукча, что вижу о том и пою? – прикалывались первое время над ним сослуживцы.

- Я пою песню воина – отвечал Хакас – Пою о том, что величайшим наслаждением и удовольствием для воина является подавить и победить врага, вырвать его сердце и заставить женщин побеждённого врага обливаться слезами. Чтобы превратить животы их в ночное платье для сна и подстилку, а их сладкие губы цвета грудной ягоды сосать.

Так говорил Хакас. Ещё у него был свой родовой деревянный дом, в глухом углу Урянхайского края, на солнечной приверхе Бий-Хема. Ещё одним чудачеством Хакаса было то, как он на праздники разделывал барана или жеребёнка, на шашлыки. Первый раз, даже видавшие виды бойцы СОБРа, были поражены. Хакас вонзал свой нож в грудную клетку закланного животного. В разверстную грудную клетку барана вводил руку, нащупывал сердце жертвы и сдавливал его до тех пор, покуда животное не умирало. После этого на земле оставался лежать баран с вырванным сердцем.

- Ну ты, Хакас и мясник!

- Я фельдшер!

Все новогодние праздники 95года, Хакасский СОБР провёл в городе Грозном. И только после старого нового года, на крещенье, отряд передислоцировали на отдых в спокойную станицу Наурская.

Тёплое февральское солнце приятно грело. Хакас, Грек и Леший возвращались с помывки в расположение СОБРа. Мылись в душевой, что в станичной котельной, которую держали местные казаки и любезно приглашали к себе своих защитников. Разомлевшие от горячей воды и не по зимнему теплого солнца, парни неторопливо шли по пыльной улице. Откровенно наслаждаясь, в общем-то, мирной тишиной и чистотой тела.

Любитель холодного оружия и женщин, Хакас, предложил зайти в кафешку, где торговала приглянувшаяся ему молоденькая и симпатичная, чеченка. Хакас уже познакомился с ней и, при случае, не упускал возможности, купив шоколадку или коробку конфет, подарить сладкий подарок своей сладкой сердечной зазнобе.

На этот раз в кафешке было несколько агрессивно настроенных молодых чеченов. Пассия Хакаса прятала глаза и старалась не смотреть на него. Но что такое, влюбленное сердце? Хакас заметил опухшие от слёз глаза своей девушки и замазанный косметикой синяк.

- Что это?

- Уходи быстро и не встречайся со мной! Не надо! Это мои братья.

Тут к СОБРовцам подошли борзые молодые из нохчей и предложили выйти на улицу. Поговорить.

Хакас, Грек и Леший вышли, окруженные численно превосходящим «противником». Адреналин приятно возбуждал.

- Слушай, чурка, ещё раз увидим, будешь говно своё жрать! – сказали Хакасу. Сценарий перепалки развивался естественным образом.

- Что, если у тебя автомат, так ты и смелый? Да? – бросил в лицо Хакасу один из чеченских парней.

- А что, слабо, ссышь один на один!? На ножах!? – предложили Хакасу.

- О! Благодарю Вас, боги моих предков за милость ко мне. – прошептал Хакас и воронёная сталь клинка мягко улеглась в привычную ладонь.

У Нохчей хищно блеснули на солнце лезвия страшных, с зазубринами, тесаков.

- Чичас, как барана тибя разделаем! – послышались угрозы.

- Да я баранов больше за свою жизнь разделал, чем ты съел, сопля зеленая. – весело скалясь, отвечал Хакас.

Грек заметил, что глаза у Хакаса стали тигрино жёлтыми…В миг один, Хакас взмахнул ножом. Точнее сказать, что ни кто и не заметил взмаха. Сухожилия на плечах и предплечьях двух ночей были перерезаны. Грудь и животы рассечены. Самому здоровому и злобно брызгающему слюной парню, Хакас вонзил свой нож над левой ключицей, разверст грудную клетку и погрузил свободную руку в разъятую грудь. Рука нащупала трепещуюся сердечную мышцу и надавила на неё. Хакас держал сердце врага, пока оно не перестало рваться из пальцев. Противник, какое то мгновение остался стоять с вырванным сердцем и глазами, полными ужаса и непонимания. Нохчи, как кролики, заворожено смотрели на Хакаса и на своего сородича – оцепенели. Когда все очнулись, бойцов СОБРа уже и след простыл. Остался только на земле, лежать труп с вырванным сердцем. Да еще четверо пострадавших, корчились в пыли и тихо скулили от боли и бессильной злобы.

Уже через час, Хакасский СОБР находился в станице Ищерская. Как будто его и никогда не было в Наурской. А Хакас, Грек и Леший рано утром вылетели из аэропорта Минеральных Вод через Москву на Абакан. Для них эта командировка закончилась. А война!?

Хакас же по приезду домой, отказался от прохождения медицинской экспертизы по психу и уволился из СОБРа. Говорят, уехал к себе на Бий-Хем, забился в глуши Урянхайского края. Работает ветеринаром в близлежащем скотоводческом хозяйстве да врачует по маленьку местное население в глухих населённых пунктах, где о врачах сроду и не слыхивали.

Больше в Хакасии никто Буйрук Торгула не видел. А вот летом 95 года, на территории Чечни начали находить боевиков, лежащих на земле с вырванным сердцем и разъверстой грудной клеткой…

А ещё рассказывали, что какой-то из мощных чеченских полевых командиров назвал Хакаса личным врагом и обещал кучу денег за его голову...

Звучит, как сказка, но ведь нет дыма без огня.. Рассказывали, что есть холулаевцы, которые когда попадают в Чечню, просто днем спят, а ночью уходят в лес или в горы и возвращаются с "трофеями". Иногда не возвращаются...

Удачи!

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу
так рождаются легенды:

Так рождаются скорее всего охотничьи байки. К тому же байки полные ненависти и одновременно восхишения к тем, кто воюет в Чечне против "эрэфии". Просто прочтите как:

1. ликуют о победе над парочкой людей из чеченской шпаны. С каким наслажданием наш "хакас" разделывается в уличной драке (аж вырывает сердце противника из груди). Сколько же ненависти должен испытывать автор к чеченцам. Видать насолили и не раз.

2. чечен-моджахед режет ноги русскому капитану (изверг а..), а капитан якобы не кричит, но одновременно кричит "я не опущусь до этого". Как человек прошедший войну, бывший дважды раненным и видевший как раненные умирают, скажу в тот момент, когда ты истаекаешь кровью, то мысли вовсе не о том, что "не опуститься до того". Настает момент истины и там гордыне нет места, каким бы великим воином не был бы человек.

3. появляются "кыргызы-моджехеды", которые исповедуют шаманизм. Наверно автору не известно, что моджахед от слова джихад, тоесть присущее дело только к Исламу. Но восхищение подвигами моджахедов до того велики, что и исповедующих шаманизм называют "моджахедами".

Одним словом байка из ряда тех, что охотники (обычно неудачливые) рассказывают о том, как одним выстрелом трех медведей и одного тигра завалили. И эта байка к тому же вредная: пацаны могут на самом деле подумать, что на войне все происходит именно так и очень романтично.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

Этот рассказ я критиковал в переписке с автором, он мои подробности забивания овец влил в новый рассказ.

Link to comment
Share on other sites

Этот рассказ я критиковал в переписке с автором, он мои подробности забивания овец влил в новый рассказ.

День добрый, Стас.

Автор учится!? Или приведенные подробности из Вашего поучения переданы не точно или нет ссылки на Вашу переписку? Стало хуже?

Link to comment
Share on other sites

байки полные ненависти и одновременно восхишения к тем, кто воюет в Чечне против "эрэфии". Просто прочтите как:

1. Сколько же ненависти должен испытывать автор к чеченцам. Видать насолили и не раз.

2. Как человек прошедший войну, бывший дважды раненным и видевший как раненные умирают, скажу

3. И эта байка к тому же вредная: пацаны могут на самом деле подумать, что на войне все происходит именно так и очень романтично.

Уважаемый Зиядоглу, добрый день и Вам.

Со своей стороны могу лишь гарантировать , что прототип главного героя был действительно хакасом.

Автор не донёс свои мысли, он просто был прочитан, но не понят, это не есть хорошо. Однако, аудитория читателей широка и всегда найдутся те, кто понял.

по 2 пункту, я могу итметь честь узнать подробности? Можно и в личной переписке. Я думаю, что объктивности ради, Ваш опыт и знания полезны, на чьей бы стороне Вы не воевали и на войне как этой, так и Афганской.

по п.3. я не могу утверждать бесспорность как приведенной "легенды", так и ВЫаших заявлений, сколько людей, столько и мнений (к примеру о вопросе "дедовщины" и случае в Челябинском училище военном споров и мнений много), но нельзя отрицать, что этот рассказ менее вреден, чем то, что пишут и внушают наши СМИ. Рассказ художественный, гротескный, но на реальных событиях.

Спасибо, что выссказались!

Я могу надеяться на ответ на мой вопрос?

Удачи!

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу
Уважаемый Зиядоглу, добрый день и Вам.

Со своей стороны могу лишь гарантировать , что прототип главного героя был действительно хакасом.

Автор не донёс свои мысли, он просто был прочитан, но не понят, это не есть хорошо. Однако, аудитория читателей широка и всегда найдутся те, кто понял.

по 2 пункту, я могу итметь честь узнать подробности? Можно и в личной переписке. Я думаю, что объктивности ради, Ваш опыт и знания полезны, на чьей бы стороне Вы не воевали и на войне как этой, так и Афганской.

по п.3. я не могу утверждать бесспорность как приведенной "легенды", так и ВЫаших заявлений, сколько людей, столько и мнений (к примеру о вопросе "дедовщины" и случае в Челябинском училище военном споров и мнений много), но нельзя отрицать, что этот рассказ менее вреден, чем то, что пишут и внушают наши СМИ. Рассказ художественный, гротескный, но на реальных событиях.

Спасибо, что выссказались!

Я могу надеяться на ответ на мой вопрос?

Удачи!

Может и я не понял суть рассказа. Расстолкуйте.

Я служил в Афгане, в 682 мсп. Не не доборовольно, а как солдат призывник. Добровольно не воевал бы. А в Чечне, я не стал бы воевать на стороне РФ.

Байка вредна и не верю, что имеет под собой реальные события. Особенно описание как убивают людей во время драки со шпаной "вырывая сердац из груди" у меня в голове не очень укладываются, чисто технически... Также саблей рубить ноги пленным.... невероятно. Вы попробуйте рубить нормальным топором мясника бараньи ножки и это без деревяжки мясника... тогда поймете я о чем. А нога человека будет потолше. Представим, что отрубили... боль сразу же человека приводит в состояние обморока. Это защитная реакция тела и тут никакой великий воин (даже если он капитан армии РФ) не устоит.

Насчет вредности. Скажу просто так: хакасы убивают чеченцев. Я не знаю, знакомы ли вы с болью чеченского народа за эти последние годы (я говорю о народе, а не о шпане, которая строят из себя героев), но мне кажется стоит с этим знакомиться. Хакасы живут далеко в Хакасии, которая тысячи километров вдали от Кавказа. Какого же черта должен хакас с таким удовольствием приезжать на Кавказ для борьбы с чеченом? Ради РФ? И эта романтика, которая в голове у хакасов? Я бы предложил бы нашим братьям хакасам задуматья о своей Родине. А если это не романтика хакасов и человек служил как солдат РФ, то зачем делать упор на том, что он хакас?

Удачи и Вам

Link to comment
Share on other sites

Этот рассказ вредный для хакасского народа. Явная байка. Надежда одряхлевших потомком имперских солдат на диких варваров, которые спасут их от других варваров. Короче: "Убивать азиатов руками азиатов". Это мы уже проходили, и не раз. :angry:

Добрый день!

Для хакасского народа рассказ возможно и не несёт пользы. Хотя и не умаляет национальных достоинств этноса, а даже восхваляет их. Именно в вере в веру предков даёт хакасам большую пассионарность. И кто скажет, что хакасский СОБР и ОМОН не ездил на Кавказ?

Первый рассказ показывает просто личную трагедию человека, она могла случиться с любым и в любом месте, между тем же тывинцев и алтайцем на Чуе, русским и кабардинцем от Черкесска до Учкулана или ещё где.

Разве уже все забыли слова из гимна революционной армии, в котором есть такие слова – «Мы раздуем пожар мировой, церкви и тюрьмы сравняем землей». Я не забывал и на этом воспиталось не одно поколение представителей СССР разных этносов и вероисповеданий. Все помнят, что в период СССР, всем запрещали и молиться, и строить церкви, мечети, храмы. И то, что сегодня творится, это наша всеобщая беда. Нет ни капли злости в рассказах. Я знаю, и это меня радует, что есть Всевышний, который всем нам Судья. А нам, придется отвечать за свои поступки, хорошие или плохие.

Но вернемся к рассказам. По вопросу об "кыргызы-моджехеды", которые исповедуют шаманизм - автор в курсе вопроса и по тексту так и идет, прибыл такой то отряд, но в составе которого были и иные. Вот другое дело не пишется откуда прибыл, как там оказались предствавители другой веры и проч. Тут - прокол явный.

К вопросу об "как раненные умирают", могу привести примеры из личного опыта людей, которые были ранены в Афгане и остались живы, а в "пылу боя" поначалу и не заметили, что ранены и истекают кровью или кишки наружу. Или они мне сказали заведумую неправду.

" на войне все происходит именно так и очень романтично. "- не знаю, прав ли, но будь по другому, никто бы из мальчиков не играл в войну и не представлял бы себя воином. Да и вообще, знай люди, что жизнь вот такая, не розовая и пушистая, так и не рождались бы. Но сколько не говорят нам учится на чужих ошибках, наступаем каждый только на свои грабли, а уж про войну и говорить не переговорить. Но,однако, за вас ваш сон никто не увидит.

Удачи!

А, да, администрация форума вправе удалит данную тему, как вредную.

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу
К вопросу об "как раненные умирают", могу привести примеры из личного опыта людей, которые были ранены в Афгане и остались живы, а в "пылу боя" поначалу и не заметили, что ранены и истекают кровью или кишки наружу. Или они мне сказали заведумую неправду.

" на войне все происходит именно так и очень романтично. "- не знаю, прав ли, но будь по другому, никто бы из мальчиков не играл в войну и не представлял бы себя воином. .

Я сам был ранен в живот и в горячке не замечал раны. Заметил только тогда, когда мокрая одежда (в этом случае штаны) начала прилипать к телу. Только и тогда почувствовал боль. Но это совсем другое нежели иметь ранения костя (как в отрезании ног) и ожидать этого. У меня также была ранения костя. ПОлучив осколок в локоть, я сразу сполз в сон. Меня будили шлепками в лицо. После пробуждения боль была невыносимой, пока мне не вкололи против боли и шока. Насчет моего сона (обморока) врач сказал, что это защитная реакция тела... когда боль невыносимо, тело само вырабатывает гормоны усыпляющие. Теперь посмотрите на человека, который ожидал отрубления ног и после этого еще, давил в себе крики и одновремнно кричал "я не опущусь до того... мне в голову это не укладывается.

А насчет романтики.... романтично защишать Родину, но какая романтика в том, чтобы уехать в дальний Кавказ и там убивать чеченов?

Насчет пассионaрности хакасов (хоть и они наши братья) сомневаюсь. Пассионaрные народы не живут в составе других стран.

Link to comment
Share on other sites

А насчет романтики.... романтично защишать Родину, но какая романтика в том, чтобы уехать в дальний Кавказ и там убивать чеченов?

Насчет пассионaрности хакасов (хоть и они наши братья) сомневаюсь. Пассионaрные народы не живут в составе других стран.

Вот спасибо, а Вы служили в 84-86 годах в 682 мсп, 2 батальон, Руха, Панджшер или 86-87г.?? (странно, после ранения Вас не отправили домой? ну да бывает). А Вы не бываите на сайте творчества ветеранов локальных войн имени Владимира Григорьева www.artofwar.ru ? Там много афганцев и из 682 мсп.

Вы не скажите, не встречался ли Вам Кабанов Анатолий, срочник, ВДВ разведка?

А разве территория Вашей страны заселена лишь одним этносом? И этносам нельзя вступать в симбиоз по симпатиям?

А Кавказ, это не тема для разговора здесь, хотя я сам участник. Романтики нет, как её и не было и в Афгане, так как Афганистан не наша Родина. Но, опять же, эта тема не этого форума. приходите на артофвар, приглашаю.

Спасибо!

Удачи!

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу
Вот спасибо, а Вы служили в 84-86 годах в 682 мсп, 2 батальон, Руха, Панджшер или 86-87г.?? (странно, после ранения Вас не отправили домой? ну да бывает). А Вы не бываите на сайте творчества ветеранов локальных войн имени Владимира Григорьева www.artofwar.ru ? Там много афганцев и из 682 мсп.

Вы не скажите, не встречался ли Вам Кабанов Анатолий, срочник, ВДВ разведка?

А разве территория Вашей страны заселена лишь одним этносом? И этносам нельзя вступать в симбиоз по симпатиям?

А Кавказ, это не тема для разговора здесь, хотя я сам участник. Романтики нет, как её и не было и в Афгане, так как Афганистан не наша Родина. Но, опять же, эта тема не этого форума. приходите на артофвар, приглашаю.

Спасибо!

Удачи!

85-86, Руха. Ранение было делом легким. И было не одно, а два. Домой меня не отправили, отправили в Ташкент. Нет, на сайты этих ребят не хожу, да и честно говоря после того, что русские 20-го января 1991 года в Баку вытворили, не хочу с этими людьми общаться. Хотя встречался недавнбо пару раз с ребятами азербайджанцами. Там в этом сайте я читал несколько сообшений "ребят" воевавших в Карабахе. Они перестали быть для меня моими "ребятами". В артофвар я уже бывал. Там написал одно сообшение и надо мной насмехаться называя "человек стал националистом, а мы выполняли интернациональный долг". Так что мне с ними не по пути. Приходите на сайт туран.инфо, там поговорим по душам: как два тюрка.

Названных фамилий я не знаю.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы
День добрый, Стас.

Добрый вечер, Зиядоглу!

Автор, кажется, имеет фамилию Лёвочкин. Я под другим ником писал ему, что "вырывают сердце" при забое оец на еду скорее тувинцы и алтайцы, а хакасы только на тайыгах - жертвоприношениях. Да и то забывают уже как это делать. Вносил замечания по поводу имен и говорил, что античеченский пафос ни мне, ни хакасам вообще не свойственен. Автор ответил, что ему тоже это не близко. И вдруг обнаружил знание наших старинных имен.

Про факты. Так получилось, что более половины погибших в Чечне призывников из Хакасии - хакасы. Судя по данным переписи 2002 г., в Чечне обнаружилось 46 хакасов, 7 шорцев и 2 тофалара. Вероятно из состава федеральных сил. Я думал, что тофаларов вообще не призывают. Их всего 300 человек.

Рассказ весьма безыскусен. Это, кажется, жанр такой зародился - новой "военной прозы". Не знаю, что могло послужить основой. По НТВ была передача,в которй внезапно высоко оцеили боевые качества хакасов, алтайцев и тувинцев, проявленные в Чечне.

По поводу пассионарности - согласен с Вашей пусть и категоричной оценкой. ;) Тут бы тупо выжить, да язык сохранить. Попали мы с этим рассказом! :)

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу
Добрый вечер, Зиядоглу!

Автор, кажется, имеет фамилию Лёвочкин. Я под другим ником писал ему, что "вырывают сердце" при забое оец на еду скорее тувинцы и алтайцы, а хакасы только на тайыгах - жертвоприношениях. Да и то забывают уже как это делать. Вносил замечания по поводу имен и говорил, что античеченский пафос ни мне, ни хакасам вообще не свойственен. Автор ответил, что ему тоже это не близко. И вдруг обнаружил знание наших старинных имен.

Про факты. Так получилось, что более половины погибших в Чечне призывников из Хакасии - хакасы. Судя по данным переписи 2002 г., в Чечне обнаружилось 46 хакасов, 7 шорцев и 2 тофалара. Вероятно из состава федеральных сил. Я думал, что тофаларов вообще не призывают. Их всего 300 человек.

Рассказ весьма безыскусен. Это, кажется, жанр такой зародился - новой "военной прозы". Не знаю, что могло послужить основой. По НТВ была передача,в  которй внезапно высоко оцеили боевые качества хакасов, алтайцев и тувинцев, проявленные в Чечне.

По поводу пассионарности - согласен с Вашей пусть и категоричной оценкой. ;) Тут бы тупо выжить, да язык сохранить. Попали мы с этим рассказом! :)

Друг Стас, так вот как пропадают наши хакасы в горах Чечни. Один народ боряшиеся за свое выживание посылается на другой народ, который тоже находится в центре этой борьбы. И вуала, появляется такая басенька, где наш "хакас" шаманист, непримирим к "чуркам" мусульманским, настоящий "эрефовец"....романтично убивает чеченцев. А высокомерные чеченцы, которые не могут защишаться нормально на улицах, но пленных жестоко убивают.... аж саблей ноги режут. (дай-ка я скажу откуда эта песенька с саблей... по интернету гулял такой ролик, где чеченец потерявший в результате чистки все, возврашается домой и находит то ли разрушенный дом, то ли трупы своих детей. И он в ярости выхватывает мечь сбоку и на чеченском кричит обешания о мести)

К этим артофваровцам и подобным ребятам. Как-то я зашел на сайт, где полны романтических рассказов "ребят", то из Афгана, то из Чечни, то из Карабаха... и среди них якобы ценится "боевое братство", что это братство важнее всего и смысл жизни ветерана. Я представился и поставил вопрос: я такой же ветеран (ну мол иу "братвы"), но моих соотечествеников расстреливали мои бывшие "боевые братья", kак быть? А они написали "мол чувак, решай, что тебе важнее: боевое братство или национализм? Я понял, что зомбирование "братвы" на высшем уровне. А тут такой рассказчик попался. "Вырванные сердца в кулаке", "моджахеды-шаманисты", романтичные нотки "как современные тюркские легенды состовляются" и конечно "капитан Топтыгин, который напоминает Уильяма Уоллеса из фильма".

А насчет боевых качеств хакасов, алтайцев и тофалар... ну кто сомневается. Это в генах. А вот пассионарности поубавилось. Не только у них, но у всех тюрков... :tw1:

Link to comment
Share on other sites

Короче: "Убивать азиатов руками азиатов".

Добрый день!

Извините, я совсем не понял цитируемое сообщение. Кто нибудь сможет разъяснить, КТО есть азиат? Я вот лично коренной азиат по праву рождения и по праву предков родившихся и живших здесь, в Азии.

Сами вайнахи к азиатам себя не причисляют и если исходить из их исторической версии происхождения вайнахов, то и тогда не получаются они Азиатами. Какаято европоцентристкая позиция в делении этносов на "культурные" и "дикие".

Каким образом далекие предки вайнахов – хурриты - перешли Главный Кавказский хребет и осели в долинах? Среди источников, проливающих свет на этот процесс, “Картлис Цховреба” - свод грузинских летописей, приписываемых Леонтию Мровели. Большая часть этих летописей появилась в конце 1 тысячелетия до н.э. Среди этноса нохчо бытует мнение, поддерживаемое заслуженными деятелями науки как ЧИАССР, так и профессоров национальных государственных университетов, что далекие предки вайнахов именуются в своде грузинских летописей - дзурдзуками. О них, как о значительной политической силе, упоминается в связи со многими важными событиями того времени: междоусобными столкновениями, династийными браками и т.п. Женой первого грузинского царя Фарнаваза была женщина из дзурдзуков. Дзурдзуки – далекие предки современных чеченцев, мигрировавшие из Урарту на север. Восточные хурритско-урартские племена проживали на берегу озера Урмия. Там находился город Дурдукка. По имени города и назвали перекочевавшие в Закавказье племена «дурдуками» (дзурдзуками). Язык, на котором они говорили, родственен языку вайнахов. Одинаковые языки не могли зародиться одновременно и в Малой Азии, и на Северном Кавказе. И языки не передвигаются сами по себе. Таким образом, языковые аналогии объяснили появление хурритов - представителей древнейшей шумерской цивилизации - на территории современной Чечни. Нахские племена, союзы племен и царства, располагавшиеся в центре Кавказа по обе стороны хребта в начале и первой половине новой эры - это дзурдзуки, кахи, ганахи, халибы, мехелоны, хоны, цанары, табалы, диаухи, мялхи, соды. В тех районах, где река Аракс (древнее название - Ерасхи) протекала по месту обитания эров, в эпоху Армянского царства располагался округ Ераз в ущелье Ерасхадзор («дзор»-ущелье). Любопытно, что есть упоминания и об общине Нахчрадзор, т.е. общине ущелья Нахчра. Слово «нахчра» напрямую перекликается с самоназванием чеченцев – нахче. То есть налицо попытка удревнения своей истории. Но автор не будет спорить с вышесказанными предположениями, а вниманию читателей предлагается ещё один опознак приходящийся на конец XVIII в. Появившиеся первые признаки мутагенеза выделили из этнической структуры отдельных элементов с высоким уровнем биохимической энергии жизни. Таким опознаком в чеченском случае стал Шейх Мансур. Год его рождения (по косвенной датировке между 1760 и 1765) автор предлагает рассматривать оценочно за начало этногенеза народа нахчо.

Уважаемый Зиядоглу, в тексте ведь нет религиозной вражды - " шаманист, непримирим к "чуркам" мусульманским", только приведены некоторые "обряды" персонажа. Кх-м, ну, тут мы вроде не про разногласия между суперэтносами.

А вот Ваши слова по поводу кто, кому и отчего помогает, вспомнил вот такой диалог между мной и Анзором М.:

"Насчет признания ЧРИ независимым государством. Да, действительно, такого не произошло, и мы ожидали это. Все эти государства, ждали, когда Россия признает ЧРИ как независимым государством, только тогда они были готовы сделать это. То есть, они боялись порвать отношения с Россией." и " Я конечно против всего того, что происходит у нас. Осуждаю все это, ненависть, убийства. Но, иногда, отвечая на Ваши вопросы, я пытаюсь отвечать как бы со стороны, который когда-то общался с теми, которых называют ваххабитами, террористами и так далее. Вы привели один пример. Да, бывало и такое, это преступление. Беда наша в том, что кавказца не любят в России, а русского на Кавказе. Мы ведь не радикалы, мы люди, которые хотят жить в согласии. И наша политика, должна быть направлена на то, чтобы мы, как народы, объединились, показывая друг другу доверие. А с преступлениями, здесь уже надо бороться вместе. "

Это для меня значит , что возможность для диалога есть и он необходим.

Зиядоглу, Я вот стал таким "умным" уже после произошедшего, да и думаю что и Вы, уже после Афгана переосмыслили всё пережитое и стали по другому относиться к этим вопросам. Тут имеет место обычная жизненная мудрость от накопленноко опыта, но каждый возраст пытается "наступить на свои грабли" и старших не слушает.

Удачи!

И спасибо за пиглашение на туран инфо.

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу

Друг Талгат, все правильно. Да и мнения могут быть разные. Я например не стану никогда доказывать правоту (или неправоту) того или другого мнения. Но тут байка- литературное произведение, так сказать- которую предлагают нашему вниманию. И я его критиковал.

И вообще зачем хакасу сомнительная репутация кровожадного воина воююшего в Чечне? К тому же не соответсвуюшая правде. То, что хакасы воевать умеют это всем всегда понятно. Но та, что и чеченцы не девочки из гимназии тоже разумеется. Воевать они умеют. Зачем хакаса и чеченца сравнивать в бою друг с другом, когда оба народа исчезают из лица земли в в разных концах одной той же страны? Неужели наши хакасы сегодня имеют в своих идеалах таких героев?

Вспомнил анекдот:

Идет старушка-божий одуванчик по поле в галошах. Грязь по колено. Тащит бабка на горбу тяжелый вьюк с дровами. И вдруг оглушаюшим гулом над полем пролетают истребители. Бабка со страху сядится на землю. Но подняв голову видит самолетов и крестясь говорит:

- Свят, свят. За то мы самые страшные и самые сильные....

Мораль? А мораль такова: зачем хакасу боевая слава в Чечне, когда в Хакассии умирает его народ?

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу

Вот тебе байка, друг Талгат. Чеченская.

Байсангур Бено- один из наибов Имама Шамилья, герой Гуниба, о котором все ещё в горах поют песни. Говорят был очень отважным и честным человеком. Он в бою потерял глаз, руку и ногу, но не смотря на это он шёл в бой. Он просил его связать к конью и одной рукой разил врага. Это илли посвящается ему. Илли это по наxcки, что означает дастан

Царь покорить решил седые горы,

На Кавказ послал он бравых казаков.

“Нет не потерпим здесь чужие взоры”

И на джихад Имама слышен зов!

На клич Отчизны сердце Байсангура,

Забилась чаше и готов он был в бой.

В душе читалась из Корана сура,

В горах слышен был долгии волчьи вой.

Наиб Имама горд и безмятежен,

В нем вера, честь и горских дух.

И когда бой горах был неизбежен,

Он сразу становился слеп и глух.

В бою наиб не чувствовал пошады,

К врагам Ислама был всегда жесток.

Сражался Байсангур не ради славы,

Ему Всевышним был послан тот рок.

Он с детства рос без трусости и фальши,

В горах Беноя вырос дерзкий лев.

И стал горец уважаем больше,

На бой доспехи воина одев.

На зов Имама Байсангур готов,

Он первым встал под знамя Газавата.

Из уст его не вырвать лишних слов,

Послушен он законам Шариaта

Без глаза, без руки и без ноги,

Столь горькая за мужество расплата.

Хоть были с ними безжалостны враги,

Он все же стал под знамя Газавата.

Не сломлен дух у дерзкого горца,

Подвластен он лишь року своему.

Престать готов перед судом Аллаха

Неповинен он больше никому

И нет границ отваги Байсангура,

Ведь трусу не увидеть райских врат.

Не ляжет на него клеймо позора,

В бою жестоко нужно побеждать.

В бою он заменял собою десять,

Бойцов Джихада смелых и лихих.

Своей грудью гордо прикрывая,

В бой за собою вел он молодых.

И на провалах шёл как ураган,

Сынов России он губил нешадно.

И в бегство обрашался вражий стан,

Он сеел смерть везде так беспошадно.

Война с Россией длилась триста лет,

Судьбе кровавой не было предела.

Устали все от бесконечных бед.

И в ожидании лучшего удела.

Последний стан Имама Шамиля,

Горька цена и велика расплата.

Без мести не прожит в горах и дня,

Таков закон горского адата!

Пятсот мюридов, войнов Ислама

Готовы в бой и ждут его приказ.

Гуниб в кольце и воины Ислама,

Увидять Божий свет в последний раз!

Весь в ярости и в умопомрачении

Был Байсангур когда узнал про то,

Что сдаться в плен Шамил принял решение

Остановить его не смог никто.

Обиды не сдержал наиб Имама

Он вырвал пистолет и крикнул вслед

“Не подабает воинам Ислама,

Сдаваться в плен и нарушить свои обет”

На клич наиба он не обернулся

В глаза горцу он взглянут не смог

На клич души Шамил не откликнулся

И он смирился что это рок.

И сел Наиб Имама на коня

Водрузил зеленый флаг Газавата

"За мной, в атаку слушайте меня

И не коснутся ваши души Ада!"

И триста смелых душ готовы в бой!

Их поведет отвага Байсангура!

Каждый будет жертвовать собой,

Предсмертная будет читаться сура!

И три кольца должны они прорвать,

Здесь каждый полон мужества и чести.

В бою воин должен показать,

Свободы дух, дух ярости и мести!

И завязался дикий смертный бой,

Пошли в атаку воины Ислама.

О Байсангур, гордились все тобой

И остался прах от вражеского стана!

И только тридцат воинов смогли,

Прорват кольцо вырваться из плена.

И год ещё сразались они,

В горах растет им достойная смена.

Враги не пожалели Байсангура,

В родном селе достигла его смерть.

Свяшенный лик его лишен позора

В горах умеют гордо жить и гордо умереть

Прекрасна жизнь и дорога свобода

Да будет будет вечно его прах нетлен

Героем стал чеченского народа

Был лик врага ему всегда призрен.

Да не померкнет свет в твоих очах

Слышно пусть будет из Корана сура

Потомки помнят в пламенных речах

Свяшенный мечь наиба Байсангура

Link to comment
Share on other sites

Вот тебе байка, друг Талгат. Чеченская.

Байсангур Бено- один из наибов Имама Шамилья, герой Гуниба, о котором все ещё в горах поют песни.

Рахмат!

Честно, интересно и поэтично.

У меня то же есть в знак благодарности кое что:

АВТОР:

МУРАД ДОНОГОпять сыновей имама Шамиля

У имама Шамиля было пять сыновей от разных жен: Джамалуддин, Кази-Мухаммед, Сайд, Мухаммед-Шефи, Мухаммед-Камиль. О среднем, Сайде, можно только сказать, что он был рожден от гимринки Джавгарат и грудным ребенком погиб вместе с матерью в 1839 году во время осады царскими войсками аула Ахульго. Что же касается остальных, то все они были военными людьми. Если трагические обстоятельства и ранняя смерть помешали поручику Джамалуддину дослужиться до высокого чина, то два его брата стали впоследствии генералами: Мухаммед-Шефи — царской русской армий, Мухаммед-Камиль — турецкой армии, а Кази-Мухаммед закончил военную службу в Турции в чине маршала. Все сыновья были преданы своему отцу — имаму Шамилю, произведенному Турцией в генералиссимусы еще во время Кавказской войны.

Первый сын Шамиля родился в селении Гимры. Вполне возможно, что отец дал имя первенцу в честь своего наставника и учителя шейха Джамалуддина Казикумухского, имевшего большое влияние на будущего имама Чечни и Дагестана. Драматические события в Ахульго в 1839 году сломали жизнь 8-летнему мальчику — он был сдан аманатом (заложником) начальнику русского отрада генералу Граббе, осаждавшему крепость Шамиля.

Джамалуддин был отправлен в Петербург, где был принят лично царем Николаем I и определен в Александровский кадетский корпус. В январе 1840 года мальчик был переведен в 1-й кадетский корпус, одно из старейших учебных заведений России, учрежденное еще в царствование императрицы Анны Иоанновны. Обучение в корпусе было серьезным: воспитанники изучали русский, немецкий, французский языки, грамматику, риторику, математику, историю, географию, юриспруденцию, мораль, геральдику, рисование. Были, конечно, и специальные предметы: военная артиллерия, фортификация, фехтование, верховая езда.

Джамалуддин быстро овладел русским языком. От мальчика не требовали перемены религии, считая, что религиозные воззрения — дело совести каждого человека. При этом сыну Шамиля было разрешено носить кавказский костюм, как в корпусе, так и затем в полку.

6 июня 1849 года высочайшим приказом Джамалуддин был произведен в корнеты с зачислением по кавалерии и с прикомандированием к Уланскому Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Павловича полку. Полк располагался к этому времени в городе Торжке Тверской губернии.

Дом Петра Алексеевича Оленина, сына президента Академии художеств, считался в городе самым гостеприимным. Здесь часто бывали молодые офицеры, в том числе и Джамалуддин, произведший сильное впечатление на дочь хозяина дома Елизавету. Необычная судьба корнета-кавказца, его открытый нрав, поэтический ореол, навеянный Кавказом, — всего этого было более чем достаточно, чтобы поразить воображение девушки. Личная жизнь Джамалуддина складывалась благополучно. Намечалась свадьба, причем посаженым отцом на торжестве обещал быть сам царь. Удачно продвигалась и военная служба молодого человека — в 1852 году он был произведен в поручики. Однако вскоре радужные мечты и планы рухнули. Летом 1854 года большой отряд горцев вторгся в Грузию. Среди многочисленных пленников оказались княгини Чавчавадзе и Орбелиани с детьми и прислугой. Шамиль предложил царскому правительству вернуть ему старшего сына в обмен на княгинь. В письме начальника Главного штаба Отдельного кавказского корпуса генерал-лейтенанта князя А. И. Барятинского к князю Д. Чавчавадзе (мужу одной из пленниц) читаем: «... Шамиль спрашивает: дозволено ли ему будет послать в Россию доверенное лицо, чтоб переговорить с сыном, желает ли он возвратиться на родину с тем, что если не пожелает, то Шамиль имеет намерение отречься от него навсегда».

Судьба пленниц, как видим, некоторое время была в руках Джамалуддина, который решил вернуться в горы, чтобы спасти княгинь, хотя неизвестно, как поступил бы царь, если бы сын имама отказался это сделать. Обмен состоялся у разрушенного укрепления Шайб-Каппу на берегу реки Мичик, находящегося недалеко от Куринского укрепления. Видимо, Шамиль возлагал надежды на сына, полагая, что Джамалуддин сможет помочь горцам в их борьбе. Однако молодой поручик, познавший Россию, понимал, что силы не равны. Но все его доводы не доходили до Шамиля и его окружения. Отец женил старшего сына на дочери чеченского наиба Талгика; молодые поселились в высокогорном ауле Карата. Здоровье Джамалудцина все ухудшалось (чахотка, полученная в Петербурге), и в отчаянии Шамиль через своих лазутчиков просил царское командование прислать врача. Командир Кабардинского полка, расквартированного в Хасавюрте, князь Мирский после совещания с вышестоящим начальством отправил в горы полкового лекаря Пиотровского (оставив трех заложников), однако это уже не помогло. В начале сентября 1858 года в России узнали, что старший сын имама скончался. Прошел почти год после смерти Джамалуддина, и военнопленный Шамиль по дороге из Гуниба в Петербург стал свидетелем того, о чем ему рассказывал покойный сын. В Петербурге ему показали Исаакиевский собор, Публичную библиотеку, Инженерный замок, Кронштадт, театр... Шамиль посетил и 1-й кадетский корпус, в котором когда-то воспитывался его сын. Конечно, ему показали и фотографию Елизаветы Олениной, о которой он слышал. О чем думал грозный имам, глядя на портрет девушки?

Второму сыну Шамиля была уготована участь воина, и он прожил нелегкую военную жизнь, выйдя в отставку в чине дивизионного генерала турецкой армии. Известный ученый М. Казем-Бек, встречавшийся с Шамилем и его сыном в Петербурге в сентябре 1859 года и много беседовавший с ними, так пишет о Кази-Мухаммеде: «Он родился в 1833 г., ровно через шесть месяцев после убиения Кази-Муллы. Отец назвал своего новорожденного сына в честь своего мюршида его именем...»

Почти всю свою боевую жизнь Кази-Мухаммед находился рядом с отцом, и если говорить о том, кто был любимым сыном имама, то, вероятнее всего, это Кази-Мухаммед. Уже в раннем возрасте мальчик узнал и почувствовал, что такое война, боль, смерть. Шестилетним он был с отцом в Ахульго и перенес летом 1839 года все тяготы кошмарной осадной жизни. Летописец имама Мухаммед-Тахир Карахский писал об этих страшных днях защитников Ахульго: «...смерти больше не избегали, а искали, как высшего блага, как окончания всех мук и пыток... Шамиль не был исключением...Со своим младшим сыном Кази-Мухаммедом он не раз выходил на открытую площадку, заливаемую непрерывным потоком осколков орудийных снарядов, и долго стоял здесь в ожидании смерти для обоих». Здесь же, в Ахульго, Кази-Мухаммед был ранен в ногу — это была лишь первая его рана в суровой, почти лишенной радостей жизни. Отец, выходя из окружения, вынес сына на себе. Совсем молодым Кази-Мухаммед принимал участие в военных действиях, а в 1850 году, когда решался вопрос о назначении наиба в Карата (бывший наиб погиб), Шамиль на совете предложил назначить на это место своего сына. «Несмотря на очень молодые годы (17 лет), Кази-Мухаммед управлял своим наибством с такою умеренностью и тактом, что через несколько лет правители шести соседних с Карата наибств постепенно обращались к Шамилю с просьбой дозволить им, по причине отдаленности их края от Дарго, обращаться во всем касающемся гражданского и военного управления к Кази-Мухаммеду, совершенно так, как бы к самому Шамилю», — писал в своих «Записках о Шамиле» пристав А. Руновский.

Самым известным военным успехом Кази-Мухаммеда следует считать поход в Кахетию. Во главе 7-тысячного отряда конницы сын имама совершил стремительный набег на грузинские земли, разорив несколько деревень, а также имение князя Чавчавадзе — Ци-нондали. Авторитет Кази-Мухаммеда среди горцев после этого похода еще более возрос, кроме того, к этому времени он уже был объявлен наследником Шамиля в управлении государством. «Что же касается до населения страны, то все оно поголовно питало к Кази-Мухаммеду особенную симпатию за его внимательность и приветливость к каждому, кто бы он ни был: богатый или бедный, человек, пользовавшийся общим уважением, или преступник, осужденный на смерть... Доброта его сердца вошла в пословицу, а готовность выслушать каждого, разобрать его дело, не стесняясь временем и местом, и потом содействовать всем, что от него зависело, приобрела ему от жителей Дагестана высокое уважение, которое скоро перешло в Чечню», — отмечал А. Руновский.

Кази-Мухаммедом, как наследником и продолжателем дела Шамиля, интересовалось турецкое правительство, внимательно следившее за ходом борьбы горцев. Так, султан Турции пожаловал сыну имама знамя, орден с алмазной звездой и чин паши.

В августе 1859 года Шамиль со своей семьей и более чем тремя сотнями горцев укрепился на Гунибе. Рядом с имамом находился его сын Кази-Мухаммед. Существует версия, что якобы Кази-Мухаммед посоветовал отцу прекратить сопротивление в Гунибе. Так или иначе, но Шамиль понимал, что настает конец войне, и поэтому вышел к Барятинскому и объявил о прекращении военных действий. Кази-Мухаммед был рядом с отцом в Петербурге, Москве, Калуге, Киеве. Он не захотел, как его младший брат Мухаммед-Шефи, поступить на царскую службу, не имел желания учить русский язык. Не мудрено, что царское правительство, не доверявшее Кази-Мухаммеду, не разрешило ему отправиться с отцом в Мекку в паломничество. Позднее такое разрешение последовало. Вернувшись в Россию, Кази-Мухаммед начал хлопотать о выезде из России на местожительство в Аравию, на что получил согласие. Вскоре Кази-Мухаммед поступил на службу в турецкую армию и во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов в чине дивизионного генерала командовал частями турецкой армии при осаде крепости Баязет.

После войны Кази-Мухаммед оказался в опале: турецкий султан отстранил сына Шамиля от воинской службы, присвоил ему чин маршала и отправил в почетную ссылку в Медину. Похоронить себя Кази-Мухаммед завещал своим детям рядом с Шамилем в Медине, что и было исполнено.

По свидетельству летописца Шамиля, Мухаммед-Шефи родился в 1839 году в чеченском ауле Беной. В других источниках, например в послужном списке сына Шамиля, указывается другая дата — 1840 год. В детстве Мухаммед-Шефи был шаловлив и, по рассказам очевидцев, никого дома не слушал, за исключением отца, который часто его наказывал. Женился Мухаммед-Шефи на дочери известного наиба Энков-Хаджи — Аминат. Молодая пара была в числе защитников последнего оплота Шамиля — Гуниба. После гунибских событий имам вместе со старшим сыном и двумя мюридами был отправлен в Петербург, а оттуда в Калугу. Следом за ними через некоторое время отправились Мухаммед-Шефи и остальные члены семьи имама. Пристав А. Руновский, присутствовавший при встрече сына с отцом в Калуге, вспоминал в своих «Записках о Шамиле»: «Несмотря на то, что немного объемистая полнота тела портит несколько грациозность его фигуры, взамен того, детский огонь в небольших карих глазах, подвижность и свежесть лица, очень приятная шепелявость языка, и, наконец, сами жесты, когда их не связывает присутствие отца, — все говорило, что ему еще очень хотелось бы поиграть, пошалить». Большая часть жизни Мухаммеда-Шефи прошла в России. 8 апреля 1861 года с согласия отца он был определен на службу корнетом лейб-гвардии в Кавказский эскадрон Собственного Его Величества конвоя. Мухаммед-Шефи с женой переехал на жительство в Петербург, получал жалованье. Через год от чахотки умерла его жена Аминат. Мухаммеду-Шефи было разрешено сопровождать тело покойной на родину в Дагестан. От второй жены Джарият у Мухаммеда-Шефи родился сын Мухаммед-Загид, который стал коллежским регистратором и служил при отце в Казани. В 1864 году Мухаммед-Шефи был произведен в поручики, через два года — в штаб-ротмистры; тогда же он был направлен в Калугу по случаю принятия вместе с отцом и старшим братом присяги на верноподданство России. Через три года Мухаммед-Шефи выехал в длительный отпуск за границу— во Францию, Англию, Германию, Турцию и Италию (факт, свидетельствующий о том, что штаб-ротмистр был на хорошем счету у царского правительства). По возвращении в Россию — приятная неожиданность: за отличную и усердную службу Мухаммед-Шефи был награжден орденом святой Анны третьей степени и откомандирован на Кавказ для отбора молодых горцев в Кавказский эскадрон. В 1869 году осуществилась давняя мечта Шамиля: он отправился в паломничество в Мекку. В документах читаем:«Военный министр письмом от 17 февраля уведомил Шамиля, что Государь Император Высочайше соизволил разрешить ему согласно его просьбе отправиться с семейством в Мекку, оставив в России сыновей своих Кази-Магома и Магомет-Шефи...» Кази-Мухаммеду правительство не доверяло, а Мухаммед-Шефи находился на военной службе. 4 февраля 1871 года Шамиль скончался и был похоронен в Медине. После получения печальной вести братья начали хлопотать о выезде в Аравию. Правительство отпустило Кази-Мухаммеда. В конце концов из большой семьи имама Шамиля в России остался только Мухаммед-Шефи. Царское правительство еще не раз отмечало службу горца. 30 августа 1871 года за отличие по службе Мухаммед-Шефи произведен в ротмистры и утвержден командиром взвода горцев в царском конвое. Через два года он получил орден святого Станислава второй степени, в следующем году австрийский император наградил Мухаммеда-Шефи орденом Железной Короны третьей степени. В 1876 году Мухаммед-Шефи был произведен в полковники. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов полковник просился на фронт, однако царь не от-

пустил его. Кази-Мухаммед, находившийся к этому времени на службе у турецкого султана, командовал крупными частями войск. Каковы были отношения между двумя братьями, волею судьбы оказавшимися в противоположных лагерях? Видимо, натянутые, о чем можно судить по фотографии, присланной Кази-Мухаммедом брату из-за границы с надписью на обороте: «Эта фотография бедного на Аллаха Кази-Мухаммеда, он ее подарил своему брату бедному Мухаммеду-Шефи. Этому нужны будут очки, чтобы он хорошо видел». Этим ясно указывалось, кто из братьев стоит на верном пути.

Последние годы жизни Мухаммеда-Шефи прошли в Казани, куда он был определен на службу уже в чине генерал-майора. Здесь он женился на дочери потомственного почетного гражданина Апакова — Марьям Бану. В 1887 году у них родилась дочь Патимат-Затрат, потом еще одна — Нафисат. Умер Мухаммед-Шефи 10 августа 1906 года в Кисловодске, где часто бывал в отпуске, и похоронен в 30 километрах от города на мусульманском кладбище.

Сведений о последнем сыне Шамиля сохранилось немного, так как почти всю жизнь Мухаммед-Камиль прожил за пределами России — в Аравии и Турции. Судьба распорядилась так, что сын имама ни разу не побывал в Дагестане. Он родился в 1863 году в Калуге. Мать его, Загидат, была дочерью учителя Шамиля Джамалуддина Казикумухского. Мальчику было 6 лет, когда почти вся семья Шамиля отправилась в Аравию. Сохранилось письмо Шамиля из Медины в Россию к оставшимся там сыновьям Кази-Мухаммеду, Мухаммеду-Шефи и зятю Абдурахману, полученное в Киеве 27 июля 1870 года. Из письма можно узнать, что семилетнего Мухаммед-Камиля отдали в школу, которая находилась при мечети пророка Мухаммеда. Меньше чем через год, в связи с кончиной Шамиля, приехавший из России Кази-Мухаммед взял младшего брата на свое попечение. Известно, что Мухаммед-Камиль поступил на военную службу, был на хорошем счету и вышел в отставку в чине генерала турецкой армии. 11 мая 1920 года в селении Капши (в окрестностях бывшей столицы Шамиля Ведено) в Чечне состоялся национальный съезд горцев, на котором было предложено избрать руководителем национально-освободительного движения Мухаммед-Камиля, находившегося в это время в Турции. Приехать в Дагестан сыну имама не удалось. Он послал на Кавказ своего сына Сайда, который вернулся обратно без результатов. Мухаммед-Камиль был награжден несколькими турецкими орденами. У него было трое детей. Умер он в 1951 году и похоронен на кладбище города Стамбула.

Link to comment
Share on other sites

- Мыкола, бачив як москали пыво называют?

- Як?

- Пиво.

- Поубывав бы…

Alchi, я понял, Вы хохол. А как под хакаса замаскировался.

А если серьезно, сказка в самом деле достаточно паскудная. Она направлена на разжигание розни как религиозной, так и этнической.

Я может быть многого не понимаю, но в Чечне воюет (точнее воевал, сейчас, вроде строят мирную жизнь) не абстрактный «русский народ» с «чеченскими боевиками». Есть определенная группа людей, которым война нужна. Они и посылают людей умирать. Я говорил с одним майором, вполне русским, который полгода был в «командировке» в Чечне. Он мне рассказал вообще не то, что я вижу по телевизору. И что интересно, он сказал, что если бы у него были 2-3 таких друга, как чеченцы, он был бы самым счастливым человеком на земле. Ну и про «легендарных» генералов немножко рассказал. Точнее про очень странное командование. Очень все похоже не на боевые действия, а на какую-то игру, в которой частенько просто «подставляют» своих. Какая-то сплошная закулисная мышиная возня, а солдатики так, пушечное мясо.

Если вспомнить первую чеченскую кампанию, то если быть объективным, следует признать, что население РФ в основной массе чеченцам сочувствовало и воевать за нефть, от которой всю прибыль получит какой-то олигарх, вовсе не хотел никто.

С Афганом, же было совсем другое дело. Конечно, я там тоже не был, но мои одногодки уходили, возвращались по-разному. Со многими «афганцами» работал на заводе, жил в одной комнате общаги, пил водку. Кто-то может быть просто не знает, а нам тогда ведь на полном серьезе лекторы политинформаторы втюхивали, что Афганистан, это точка борьбы СССР с мировым империализмом. Что американцы хотели захватить Афганистан, чтобы угрожать нашей стране, но доблестные ВДВ заняли эту страну на 20 минут раньше американцев. Те было прилетели, а тут такой облом, советские десантники на всех аэродромах… Так что шли туда воевать не с афганцами, а с мировым злом, воплощенным в капиталистических монстрах, за светлые идеалы социализма, помогать бедным людям, чтобы они стали жить, как и мы в счастливой социалистической стране. Многие пацаны мечтали «поиграть в войнушку». У Высоцкого есть такие слова «…а в подвалах и полуподвалах ребятишкам мечталось под танки…». Воспитание советского человека было таким, что все верили в невероятные вещи. Я знал одного хорошего парня, у которого после сотрясения мозга «съехала крыша» и он пошел пешком из Сибири в Афганистан, бороться за правое дело. Пограничники не пустили.

Это уже потом на плакатах появился портрет Брежнева на фоне текущих кровью букв АФГАНИСТАН. Или очень хороший комикс «митьковский» как-то довелось увидеть. Там было несколько картин, на первой был Горбачев с венком, типа для похорон, и подпись, «Добрый дядя в медсанбате раздавал цветы солдатам». На следующей картинке был изображен солдатик на одной ноге, с костылем, и подпись «Я спросил его, Простите, Вы ночами крепко спите?», На третьей картинке Горбачев брызгая слюной орал на солдатика «А он в ответ, Заткни …бало, перестройка все списала!»

И как-то вдруг оказалось, что война-то была никому не нужна. Народу Афганистана она точно не была нужна. Народу СССР она тоже не нужна.

А что касается товарищества ветеранов, то здесь есть несколько моментов. Я не буду говорить о том, что ветеранов государство бросило и им пришлось бороться за какие-то права, это одно. Но есть еще такая оборотная сторона. Когда я после окончания школы в 1981 году работал на заводике, то меня поначалу удивляло, что в курилке мужики, которым лет по 50, все обсуждают, как кто и где служил в армии. Как будто поговорить больше не о чем. А потом до меня дошло. А им в самом деле говорить больше не о чем. Армия для них так и осталась единственным временем, о котором можно вспоминать. А потом все одно и тоже – дом, работа, дом, работа. Все однообразно и одинаково. Да даже и мне, хотя я служил в стройбате, и обычно, мне жалко это время, вырванное из жизни, иногда бывает радостно вспомнить армейских приятелей. Хочется как-то узнать, где они, что с ними. Были какие-то «радостные» моменты. Тем более, что служил в Москве, и практически, 2-3 раза в месяц имел увольнение в город. Ну, а те, кто воевал, конечно, чувствуют себя связанными друг с другом. Афганистан их всех объединяет. А уровень интеллекта у всех разный. Многие просто спились. Кто-то стал бандитом. Кому-то вообще нечем гордиться. Вот и остается гордость за «интернациональный долг». Так что думаю, что уважаемый Зиядоглу и не должен «распознавать своих» только по этому признаку. Но есть множество людей, которые живут современной жизнью, а не давно прошедшей. Так они и не учат других жить на Интернет-сайтах.

Вернусь к негативному отношению к РФ. Ну несправедливы вы все. За политикой государства стоят определенные люди. Чего изображать из русских каких-то гадов, желающих всех остальных уничтожить? Это тоже надо признать разжиганием этнической нетерпимости.

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу
Так что думаю, что уважаемый Зиядоглу и не должен «распознавать своих» только по этому признаку. Но есть множество людей, которые живут современной жизнью, а не давно прошедшей. Так они и не учат других жить на Интернет-сайтах.

Вернусь к негативному отношению к РФ. Ну несправедливы вы все. За политикой государства стоят определенные люди. Чего изображать из русских каких-то гадов, желающих всех остальных уничтожить? Это тоже надо признать разжиганием этнической нетерпимости.

Во многом вы правы, Кузнец. Как и в этом. Недавно я ездил в поезде из Гянджи в Баку. В одном купе со мной ездил бывший афганец, офицер. Ему сейчас за 50. А я по сравнении с ним молодой шпунтик. Он сгорблен заботой о семье, о работе, а я еще даже толком жить не начал, хоть и видел немало в своем веку. Вот сидели и в друг заговорили об Афгане. И знаете о чем вспоминали? О молодости, о солдатской браге и как охотились. Под охотой я имею в виду нормальную охоту. Вернее, он вспоминал охоту. Он служил на востоке Афганистана, где сравнительно равнинная местность и относительно спокойно было, чем у нас. Ни слова о боевых операциях. Ни слова. Одним словом, вспоминали, кто молодость, кто юность.

Только одно слово: вспомнили ти часть, которую ввели в Баку прямо из Афгана и замолкли оба. Потускнели и легли спать. Та часть видела в нас, в жителях Баку, которые до этого жили с ними одной и той же стране, жили в одной и той же армии в ту ночь превратились для них в тех "духов". Злость за все они излили на простых людей: женщин, детей, старух, стариков... и конечно же на молодых мужчин. Постреляли и убили за одну ночь около 700 людей (если не ошибаюсь).

Как мне называть этих людей, которые пишут о таких воспоминаниях как о простой операции, своими?

Насчет "изображения русских как гадов"... я никогда не изображал их как гадов. И я вырос в Баку, где и сейчас уйма русских. С ними я вырос в одном дворе, с ними ходил в школу, с ними служил в армии, с ними учился в ВУЗе, с ними и сегодня всречаясь не различаю русский или тюрок. Но это не говорит о том, что я должен подержать все то, что происходило и происходит в русской государственности за все последние 200 лет по отношении колонизированных народов. И отмахивание простого русского "мол о че я могу делать?", не освобождает никого от ответственности за происходяещее в это же государстве. Я не видел ни одной демонстрации в РФ в протест того, что было сделано в Алма-Ате, в Тбилиси, в Баку, в Вильнюсе, в Карабахе, в Чечне... не видел ни одной интеллигентной книжки или статьи, где представитель русской интеллигенции сказал бы " а почему татарам нельзя перейти на латинницу". Не видел, друг Кузнец, не видел. За то видел , как русские демонстрируют за права Буданова и читал, как русские пишут статьи о "дружбе народов", где один "старший друг".

Опять же я не обобщаю и не говорю об абстрактном "русcком народе", которые "гады". Но также не могу понять отмахивание рукой русского интеллектуала, который говорит: "политикой управляют определенные люди, мы все непричем". Неправильный подход это. Как не бывает коллективной вины, так и не бывает коллективного оправдания.

Link to comment
Share on other sites

У нас в экспедициях, на раскопках, несколько сезонов работал водитель, пожилой мужик, большой энтузиаст археологии, цены ему не было. Он хотел доработать до пенсии пару лет (он водил заводской автобус, возил рабочих на смену), и потом перейти в музей на основную работу, водителем же. Но однажды, его автобус остановили на улице менты и зачем-то сильно его избили. Сломали ребра и на двое суток бросили в кутузку. Когда выпустили, он пошел сначала в больницу, потом в прокуратуру. Оказалось, что избили его просто потому, что мент был бывшим афганцем, у него с психикой не в порядке, поэтому его нужно понять и извинить. Наш герой пытался все-же добиться справедливости, но в результате ему пришлось не доработав до пенсии бросить свой автобус и спать дома в обнимку со старым дробовиком. Потому что менты обещали его замочить, если не заберет заявление из прокуратуры. И ничего хорошего он не добился. В конце концов пропал человек. Что-то с головой не в порядке стало. А он был простым русским мужиком.

Про латиницу у татар. А что, кто-то им запрещает это? И кто вообще может это запретить, если люди захотят так сделать? По моему, это не серьезно. А вполне серьезные дискуссии, по поводу латиницы у татар велись в нормальных научных журналах. Я просто этим не интересовался, но публикации листал, никто ничего против не заявлял. В лучшем случае говорили, что смысла особого нет, потому что «шило на мыло» меняется.

Про протесты народа против политики властей. Протестовать могут только несколько категорий населения. 1. Те, кому все по барабану и они чувствуют безнаказанность, 2. Те, кому нечего терять, и осталось только выйти на акцию протеста. 3. Те, кто «протестует», потому что есть люди, которые хорошо за это платят. 4. Молодежь, которая еще ничего не боится и верит в идеалы.

Так кто и против чего будет выступать в России?

У нас уже народ набастовался и навыступался вволю. Уже все это проходили. Между прочим и против войны в Чечне были акции. В первую кампанию. Во вторую, все притухли.

Ну, выступишь, ну огребешь большой ложкой неприятностей и тем и закончится. Нет уж, мы как-нибудь потихоньку. Выругаемся сквозь зубы или на кухне с приятелями поругаем весь дурдом.

В стране четко работает пропаганда. Иногда диву даешься, с какой легкостью народ «ведется» куда нужно. Случается, что журналисты с горяча что-нибудь покажут в прямом эфире. Потом выступит какой-нибудь обозреватель и нагло глядя с экрана в глаза, заявит, что этого не было. Все просто клевета. Поди проверь. Может и правда мы не поняли сначала?

И в РФ есть еще очень странная тенденция. Такое чувство, что правительство умышленно уничтожает образование. Начинают со школ. Одно из моих «рабочих мест» педагогическая академия. Студенты год от года приходят все безграмотнее и безграмотнее. Историю в школе, похоже похоронили вообще. В школе учителя говорят, что заниматься обучением детей им некогда, так как у них вся энергия уходит на составление планов и отчетов, бесконечных планов и отчетов. А у меня лекции у первокурсников. И получается, что они меня не понимают, потому что они не знают в принципе, например, что такое РСФСР или например, они не знают географию вообще, потому что они «историки», они не знают арифметику, будущие педагоги не могут писать конспекты лекций. Они даже не представляют, как это делать. И чего от них ждать? Они не плохие, они плохо воспитаны и плохо обучены. А ведь это студенты. «Цвет и надежда».

Старшее поколение привыкло бояться властей и верить телевизору.

Младшее поколение не верит никому и живет сегодняшним днем.

Наше поколение вкалывает за нищенскую зарплату в 2-3 местах одновременно, чтобы свести концы с концами.

Те, кто хорошо зарабатывает, им на все наплевать, те кто зарабатывает мало, у них одна мысль — нужна стабильность и где подработать.

Народу не до политики.

А по поводу тех событий, что происходили, когда разваливался Великий и могучий Советский Союз, так кто бы протестовал, вся жизнь разваливалась. Хорошо до гражданской войны не дошло. А ведь могло бы.

То что делалось в союзных республиках, освещалось в прессе "мягко", так что никто толком ничего и не знал.

Но с другой стороны, если все так плохо, почему же народ, даже из того же Азербайджана едет на ПМЖ в РФ? После распада СССР, количество азербайджанцев в России выросло не на проценты а в несколько раз. Это говорит, что все-таки этнические проблемы не настолько острые как кажется.

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу

Вот вот... об этом и я говорю, дорогой Кузнец. Когда речь о нас, то находятся обьяснения а ля "Союз разваливалсся", "ваххабиты придумали", "азербайджанцев много стало", "мент псих", "да кто вам мешает писать на латиннице", "протестуют только те, кому нечего терять", но когда речь идет о защите будановых, то находятся митингующие в его пользу люди. Умом Россию не понять... а может и нам тюркам и не надо понять Россию? Разойтись бы... мирно и спокойно.

ПС: уважаемый Кузнец, я не хочу ставить вас в один ряд с этими людьми, которые кричали в защиту Буданова несвязные слова, но даже Вы, будучи интеллектуалом, не сочли нужным разделить скорбь людей в Алма-Ата, в Тбилиси, в Баку, в Вильнюсе, в Карабахе, в Чечне, которые за последние 15 лет пострадали именно от рук русских солдат. Кстати, они все до определенной поры были соотечественниками тех солдат. Помните как учили нас в школе? "Советская Армия для нашей защиты!!", "Армия народа!!", "Армия и народ едины!" итд.. итп...А я дурак в 16 лет мечтал попасть в десанты. Не пропускал ни одной передачи "Служу Советскому Союзу". Беретки примеривал и кирпичи голой рукой колотил (мол авось советским Брюс Ли стану)

На свете нет ничего лучше мира и согласия. Но иной раз путь к этому миру и согласию лежит через войну. Вот за это стоит воевать. А "хакас" из этой статьи дурак. Лучше бы он позаботился бы о своей родной Хакассии. Россию все равно умом ему не понять (да и избытком этого добра он не блещет) и ему не дадут Россию понять потому, что в России то "менты психи", то "протестуют только те, кому нечего терять", а у простого народа в почете будановы, которые умеют "показать кузькина мать" и "мочить в сортире". А нам просторы Турана хороши: кони и "одна палка два струна, я хозяин вся страна" :tw1: :tw2: :kz1: :ost1: :oz1: :kg1: :tr1: :kg2::az1:

Edited by Зиядоглу
Link to comment
Share on other sites

Добрый день!

К вопросу о людях, кричащих в защиту Буданова могу добавить, что СМИ показывали и писали лишь то, что хотели донести до народа и лишь то, в чём хотели народ обмануть. НЕ показывали и НЕ писали СМИ об противоположном мнении и митингах. В том числе и военные, и воевавшие говорили, что он урод.

Одно из заблуждений, ка мне видится, это то, что Вооруженные Силы РФ путают с русским солдатом, а русских. проживающих на территории РФ, с правительством и президентом РФ.

Моя мечта: увидеть Ельцина в прямом эфире из зала суда! Дров человеческих жизхней и судеб наломано немеряно, кто бы спорил. Мёртвых этим не воскресишь, НО...

Мне лично справедливее стало ещё и оттого, если бы к Ельцину притянули еще тех, кто:

Заставил войска в начале 1990 бросить оружие в местахдислокации (а этго было по личному приказу Грачёва).

Тех , кто спланировал операцию по вводу войск в Чечню (Генштаб то точно).

Тех , кто был ответственен за боевую подготовку и обеспечение войск.

Тех, кто вел дизинформационную войну против нашего общества

Кроме этого, я хотел бы услышать обьяснения тех, кто зная, что в ввереных им ротах

Нет боепригодной техники.

Нет обученных солдат,

Не ясны рамки выполнения операции

выполняли преступные приказы!

Удачи!

Link to comment
Share on other sites

Guest anchorite
Моя мечта: увидеть Ельцина в прямом эфире из зала суда!

Тогда хотелось бы на этой скамье подсудимых увидеть также и исторических персонажей: Суворова, Николая Первого, Петра Первого, Ивана Грозного, Давыдова, Ермолова ...

Link to comment
Share on other sites

Одно из заблуждений, ка мне видится, это то, что Вооруженные Силы РФ путают с русским солдатом, а русских. проживающих на территории РФ, с правительством и президентом РФ.

Вот это верно. А Зиядоглу не хочет это признать.

Я все меньше его понимаю. Видимо ассимилированному русскоязычному чувашу азербайджанца просто не понять? :huh:

Почему же тогда у президента Азербайджана, Алиева, вполне хорошее отношение к России?

Почему же тогда, как писал сам Зиядоглу, среди убитых в Баку были и русские?

Какую позицию занимало руководство Азербайджанской ССР?

Неужели же их позицию Москва не учитывала?

Вы меня извините, уважаемый Зиядоглу, я просто многого не знаю, возможно, все, что я говорю неправильно. Но я не понимаю непримиримости вообще и Вашей непримиримости в частности.

Желаю Вам добрее относится к людям.

Есть русская поговорка, "кто на молоке обжегся, тот на воду дует". Нельзя так жить вечно.

(Правда, может быть не к месту, вспомнил якутскую пословицу: "С русским дружи, а топор наготове держи") :D

Любой спор может перерасти в противостояние, если не слушать оппонента.

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу
Вот это верно. А Зиядоглу не хочет это признать.

Я все меньше его понимаю. Видимо ассимилированному русскоязычному чувашу азербайджанца просто не понять? :huh:

Почему же тогда у президента Азербайджана, Алиева, вполне хорошее отношение к России?

Почему же тогда, как писал сам Зиядоглу, среди убитых в Баку были и русские?

Какую позицию занимало руководство Азербайджанской ССР?

Неужели же их позицию Москва не учитывала?

Вы меня извините, уважаемый Зиядоглу, я просто многого не знаю, возможно, все, что я говорю неправильно. Но я не понимаю непримиримости вообще и Вашей непримиримости в частности.

Желаю Вам добрее относится к людям.

Есть русская поговорка, "кто на молоке обжегся, тот на воду дует". Нельзя так жить вечно.

Дорогой Кузнец, а ведь это не так. Я хочу понять, но видать мне как тюркоязычному тюрку это не понять. Да и как понять, когда сами русские говорят "Россию умом не постичь"? Да и трудно разбираться в чем-то, когда в тебя сначало стреляют, а потом пытаются обьяснить. Нам тюркоязычным тюркам тогда непонятно ничего вообще. (не знаю как наши кавказояычные кавказские братья. Но видать они тоже ничего не понимают, если судить по взрывам и по стрельбе на всем Кавказе)

Теперь к этому высказыванию.

Одно из заблуждений, ка мне видится, это то, что Вооруженные Силы РФ путают с русским солдатом, а русских. проживающих на территории РФ, с правительством и президентом РФ.

Как я уже писал (да и Кузнец подтвердил), что путать понятий не стоит. Я и сам дружу с русскими, но не хочу общаться с ветеранами войны начиная от Афганистана до Чечни, так как многие из них как зомбированные (по крайней мере в тех сайтах, где каждый из них выставляет себя как Рембо). Я отлично вижу разницу между простым солдатом и ВС РФ. Я прекрасно различаю между идеологией и мнением простых людей.

Насчет "хорошие отношения Алиева с Россией" как вы писали, дорогой Кузнец, хочу сказать следушее:

а что же вы ожидаете от президента дружественной страны? Во первых, его предшественники очень тепло относились к России. Все! Даже Эльчибей, несмотря на то, что он говорил: не намерен входить в СНГ. (в принципе, он выражал волю народа и суверенной страны, а это выставили как русофобию). Во вторых, между правительствами республик Туркменистан и Азербайджан отношения не очень теплые, но означает ли это автоматически, что мы азери и туркмены уже враждуем? Мой ответ: ни чуть, мы все еще братья и останемся навсегда.

А теперь рассмотрим политику дружественной России.

1. С их легкой руки разгорелся карабахский конфликт. Они поддержали Армению в этом конфликте. Дружественная ли политика это?

2. Российские части воюющие на армянской стороне (366 полк) в 1992 году устроил в городе Ходжалы резню мирного населения. Результат: тысячи убитых, в большинстве дети, женщины и старики. Не последовала ни одна реакция на гос-уровне в РФ. Просто расформировали полк. Ни одного офицера не привлекли в ответственность. Как вам политика дружественной страны?

3. Россия передала (заметте, не продала, а передала) армянам вооружения на более чем миллиарда баксов. А ведь Армения была и есть в состоянии войны с Азербайджаном. Дружественная ли политика это?

Ради чего? Ради того, чтобы заставить Азербайджан войти в СНГ. Ну вошли... а СНГ сейчас мертвая организация. Еще ради чего? Ну чтобы большой куш нефти дали им. Дали, но не смогли выкачать. Денег нема. Еще ради чего? Ну чтобы нефть потекла по терр. России, чтобы могли крантик контролировать. Не дали....Не дружественная эта политика, друг Кузнец. Ради этого не стоило проливать кровь тысячи невинных людей. Может и Алиев это простить, но я не могу. В моем роду каждый раз пролития кровь происходила по милости РФ. Прапрадед погиб в бою с царской империей, прадед был ранен в бою с Красной Армией, попал в плен и казнен, а семья была выслана (многие остались в Сибири), хотя и мой дед и я сам проливали кровь за эту страну. Но увы.. и это не помогло: русские продалжали проливать кровь моего народа.

Вот почему я непримирим

(Правда, может быть не к месту, вспомнил якутскую пословицу: "С русским дружи, а топор наготове держи") :D

Мудрая пословица :D

Любой спор может перерасти в противостояние, если не слушать оппонента.

Вспомнил грузинскую пословицу: поздно пить боржоми, когда уже печень отвалилась. :az1:

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...