Гость Кыргызбай Опубликовано 20 июля, 2003 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2003 Уважаемый Sogd, Спасибо за ссылку, но признаюсь честно, она очень скудна и я ничего не нашел интересного. Но в любом случае я благодарен вам за вашу внимательность, отзывчивость и желание помочь. Спасибо, Кыргызбай Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Timirhan Опубликовано 22 июля, 2003 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2003 Очень сильно тенгрианство сохранилось у якутов. Вот Хан Тенгри по якутски Юрюнг Айыы Тойон (дословно Белый творец миросоздатель), прдеположительно по А . Кривошапкину все 12 главных богов и святых духов это 12 апостолов Христа. А сам по утверждение А . Кривошапкина Иисус Христос предположительно отодвинул на задний план Хан - Тенгри. Это просто что я знаю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Altinai Опубликовано 23 июля, 2003 Поделиться Опубликовано 23 июля, 2003 Очень сильно тенгрианство сохранилось у якутов. Вот Хан Тенгри по якутски Юрюнг Айыы Тойон (дословно Белый творец миросоздатель), прдеположительно по А . Кривошапкину все 12 главных богов и святых духов это 12 апостолов Христа. А сам по утверждение А . Кривошапкина Иисус Христос предположительно отодвинул на задний план Хан - Тенгри. Это просто что я знаю. Я выросла у подножия Хан - Тенгри. С калмыцкокго переводится как царь ветров. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Chono Опубликовано 30 июля, 2003 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2003 Dumau skoree Nebo-gosudar'. Tengrianstvo i shamanism eto kajetsa ne odno i toje? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
makssab Опубликовано 31 июля, 2003 Поделиться Опубликовано 31 июля, 2003 Chono Дата Jul 30 2003, 09:05 PM -------------------------------------------------------------------------------- Dumau skoree Nebo-gosudar'. Tengrianstvo i shamanism eto kajetsa ne odno i toje? Согласен. Вообще такой религии как шаманизм не существовало. Это современное название. Шаман это человек, который знал накопленные поколениями традиции, обычаи и философию определённой религии. А зная хорошо законы Тенгри(в данном случае) и пользуясь ими, шаман конечно же был уважаемым человеком. Шаманы были и у индейцев, а вот тэнгрианства по всей видимости там не было. Интересно, что А. С. Пушкин в своих сказках применял тэнгрианские божества: луна, ветер и др. Кстати в классических русских народных сказках такой тенденции не наблюдается. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Altinai Опубликовано 6 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 6 августа, 2003 Chono Дата Jul 30 2003, 09:05 PM-------------------------------------------------------------------------------- Dumau skoree Nebo-gosudar'. Tengrianstvo i shamanism eto kajetsa ne odno i toje? Согласен. Вообще такой религии как шаманизм не существовало. Это современное название. Шаман это человек, который знал накопленные поколениями традиции, обычаи и философию определённой религии. А зная хорошо законы Тенгри(в данном случае) и пользуясь ими, шаман конечно же был уважаемым человеком. Шаманы были и у индейцев, а вот тэнгрианства по всей видимости там не было. Интересно, что А. С. Пушкин в своих сказках применял тэнгрианские божества: луна, ветер и др. Кстати в классических русских народных сказках такой тенденции не наблюдается. А по-моему обожествлять стихии природы и ее явления - это было характерно для всех язычников иначе говоря, все ранние религии, связанные с обожествлением природных явлений так или иначе частный случай язычества......А русские, кстати говоря, в Еропе позже всех отошли от язычества. Этим объясняются некоторые особености русского эпоса...Ведь Пушкин не сам сочинял сказки, он придавал народным сказкам поэмный вид. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 6 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 6 августа, 2003 А по-моему обожествлять стихии природы и ее явления - это было характерно для всех язычников иначе говоря, все ранние религии, связанные с обожествлением природных явлений так или иначе частный случай язычества......А русские, кстати говоря, в Еропе позже всех отошли от язычества. Этим объясняются некоторые особености русского эпоса...Ведь Пушкин не сам сочинял сказки, он придавал народным сказкам поэмный вид. Госпожа Алтынай Вы абсолютно правы. Тэнгрианство или шаманизм не какое нибудь забытая уникальная религия то есть это не систематизированное учение (имел в виду не созданный каким-то Исусом, Мухамедом, Буддом) а обоснован на первичном сознании человека. У всех народов земли был и имеется и сейчас тэнгрианство (например среди первобытных племен африки или амазонки в чистейшем виде), потому что все боятся от грома, молнии и внезапной природной катастрофы. Главное то что все предметы в природе оживляется или имеет свой господин “ээн“, “эжэн“ или “эзэн“. Думаю что тэнгрианство это современное название или формулировка что ли. У тюрков это назывался кам, а у монголов бєє и у некоторых народов шаман. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Кыргызбай Опубликовано 6 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 6 августа, 2003 У нас у кыргызов еще приносят в жертву черного ягненка и называется телоо беруу. Этот ритуал производится когда случаются какие нибудь неприятности. Например когда кто нибудь попадает в больницу и тому подобное. Или жети токоч котрые раздают соседям, также является аналогом жертвоприношения. Если допустим ты увидел во сне своего предка то следует приготовить бешбармак и жети токоч. С уважнием, Кыргызбай Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Chono Опубликовано 6 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 6 августа, 2003 Ne mogu soglasitsa. Tengrianstvo bylo samoi nastoyaschei religiei, systematizirovannoi. Schitalos chto Tenger yavlyaetsa vechnym i EDINSTVENNYM bojestvom, solntse derevya i tomu podobnoe kak ya ponimau ne schitalis bojestvami, byvali duhi hozyaiva opredelennyh mest no lyudi ih ne obojestvlyali, prosto staralis s nimi kak nibud ujitsa. I kak obyasnit eto nazvanie Hurmast-tenger, i legendy pro ego synovei i t.d? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Altinai Опубликовано 7 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2003 Ne mogu soglasitsa. Tengrianstvo bylo samoi nastoyaschei religiei, systematizirovannoi. Schitalos chto Tenger yavlyaetsa vechnym i EDINSTVENNYM bojestvom, solntse derevya i tomu podobnoe kak ya ponimau ne schitalis bojestvami, byvali duhi hozyaiva opredelennyh mest no lyudi ih ne obojestvlyali, prosto staralis s nimi kak nibud ujitsa.I kak obyasnit eto nazvanie Hurmast-tenger, i legendy pro ego synovei i t.d? Я ж Вам говорю - частный случай язычества...также как и огнепоклонники, к примеру. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
makssab Опубликовано 8 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 8 августа, 2003 Altinai Дата Aug 6 2003, 05:33 AM А по-моему обожествлять стихии природы и ее явления - это было характерно для всех язычников иначе говоря, все ранние религии, связанные с обожествлением природных явлений так или иначе частный случай язычества......А русские, кстати говоря, в Еропе позже всех отошли от язычества. Этим объясняются некоторые особености русского эпоса...Ведь Пушкин не сам сочинял сказки, он придавал народным сказкам поэмный вид. Явления природы обожествляются всеми религиями, исламом, христианством и др. У африканцев, индейцев и др. было поклонение духам, и явления природы приписывались тому или иному духу. В тенгриазме же все подченено одному Тенгри. Все остальные божества находятся как-бы в Тенгри и подразумевается подчинённость природы и его явлений, законам установленным Тенгри, нарушение которых приводит, мягко говоря, к проблемам. Это хорошо описано в сообщениях Кара-Кыргыз и Кыргызбая. Даже само понятие Тенгри как "вечное небо" подразумевает его бесконечность во времени и пространстве. А пространство и время, без относительно чего-то, существовать не может. Отюда следует что наличие других божеств для Тенгри необходимость, так как их отсутсвие исключает самого Тенгри. Законы Тенгри без исполнителей не могут быть законами, а раз имеются эти законы ( законы природы), значит есть его источник и конечно же орудия их исполнения, т.е. те или иные божества, и объект на которые направлены эти законы т.е. вся материя. По поводу Пушкина. В русских народных сказках я не видел одушевлённых тенгрианских божеств. Там животные, Горыноч, Яга и др. Одушевлённый Ветер, Луна и др. я видел у Пушкина, поэтому я думаю, что Пушкин пользовался не русскими сказками, а другими данными. Виден тенгрианский след. Это кстати одно из отличий примитивного язычества и космологичного тенгрианства. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Sogd Опубликовано 10 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 10 августа, 2003 Всем, кому интересно. В Улан-Удэ в 1996 году вышла книга "Хухэ Мунхэ Тэнгэри. Сборник шаманских призываний" т.1. - 272 С. Хухэ Мунхэ Тэнгри - Вечное синее небо = Кок Тенгри. По сути, с 30 по 266 с. - сплошные тексты тэнгрианских призываний на бурятском языке. С уважением Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
makssab Опубликовано 10 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 10 августа, 2003 undefinedВ Улан-Удэ в 1996 году вышла книга "Хухэ Мунхэ Тэнгэри. Сборник шаманских призываний" т.1. - 272 С. Хухэ Мунхэ Тэнгри - Вечное синее небо = Кок Тенгри. По сути, с 30 по 266 с. - сплошные тексты тэнгрианских призываний на бурятском языке. Вы не могли бы сообщить суть этих изданий. У меня подозрения что там про... чья-то идеалолгия, а не объективная информация о тенгрианстве. Тем более !996 году, эта информация была явно написана с уклоном на политику. Хотя не хотелось бы затрагивать политику. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Altinai Опубликовано 11 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2003 По поводу Пушкина. В русских народных сказках я не видел одушевлённых тенгрианских божеств. Там животные, Горыноч, Яга и др.Одушевлённый Ветер, Луна и др. я видел у Пушкина, поэтому я думаю, что Пушкин пользовался не русскими сказками, а другими данными. Виден тенгрианский след. Это кстати одно из отличий примитивного язычества и космологичного тенгрианства. А я думаю, что Вы неправильно думаете.. . Сказки Пушкина - это русские поэмизированные народные сказки, которые, кстати, на ночь рассказывала ему его няня - Арина Родионовна. И, повторяю, они перекликаются с язычеством, основной религией на Руси до принятия христинства в 10 веке н.э. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Altinai Опубликовано 11 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2003 Явления природы обожествляются всеми религиями, исламом, христианством и др. А вот это для меня большая новость. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
makssab Опубликовано 11 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2003 Altinai Дата Aug 11 2003, 05:45 AM А вот это для меня большая новость. На всё воля божья - это понятие сущесвует во всех религиях Не буду проводить экскурс по Библии и Корана, но могу напомнить одно изречений из Корана - " Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе". Altinai Дата Aug 11 2003, 05:43 AM А я думаю, что Вы неправильно думаете.. . Сказки Пушкина - это русские поэмизированные народные сказки, которые, кстати, на ночь рассказывала ему его няня - Арина Родионовна. И, повторяю, они перекликаются с язычеством, основной религией на Руси до принятия христинства в 10 веке н.э. Почему именно русские? У Вас есть примеры? Существует Энциклопедия русских народных сказок, там нет ничего подобного. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Sogd Опубликовано 11 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2003 to makssab Вы не могли бы сообщить суть этих изданий. У меня подозрения что там про... чья-то идеалолгия, а не объективная информация о тенгрианстве. Тем более !996 году, эта информация была явно написана с уклоном на политику. Хотя не хотелось бы затрагивать политику. Никакой идеологии. Дейсвительно, в издании принимали участие разные люди, но в основном от науки. В редакционном совете профессора из Бурятии, Монголии (акад. Ч. Далай), Японии (К. Танака), Германии (Д. Хейссиг), Англии (К. Хэмфри). "Идеологическую часть", т.е. в введении - статья крупнейшего специалиста по бурятскому шаманизму Т.М. Михайлова. Остальное с 30 по 266 с. - тексты призываний в стихотворной форме на бурятском языке. to Altinai Сказки Пушкина - это русские поэмизированные народные сказки, которые, кстати, на ночь рассказывала ему его няня - Арина Родионовна. И, повторяю, они перекликаются с язычеством, основной религией на Руси до принятия христинства в 10 веке н.э. Пушкин - человек, получивший великолепное образование (отнюдь не русское народное), к тому же имевший величайшее воображение. Да, согласен, что часть сказок дейсвительно имеют русские корни, но не все. О некоторых героях. Соловей-разбойник - образ половца: половый // соловый - светложелтый, к тому же свистун - т.е. степняк. 33 богатыря - варяги, пришедшие из-за моря. Змей Горыныч - живущие в горах (Урала) - скорее всего угры. Илья Муромец - представитель ассимилированного славянами финского племени Мурома. Алеша Попович - вообще о дохристианском времени говорить не приходится. Конек-горбунок - вчистую адаптированный тюрко-монгольский сюжет. и т.д. и т.п. С уважением Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Askarbek Опубликовано 11 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2003 Тут вопрос нужно ли нам звучит немножко агрессивным, извините за выражение. Нужность и не нужность мы не вправе контролировать, что теперь будем преследовать тех кто принимает тенгрианство? Нам нужно научиться принимать друг друга не зависимо от убеждений. Сначала в человека надо видеть человека а потом уж его национальность, религию и тп. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Кыргызбай Опубликовано 12 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 12 августа, 2003 Уважаемый Аскарбек, Ни один участник форума я просто уверен не подразделяет людей на цвет кожи, вероисповедание, и национальность. Каждый имеет право на свободу убеждений это свято. Участники форума видят как вы и выражаетесь прежде всего человека в каждом человеке, уверен в жизни происходит то же самое. С уважением, Кыргызбай Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
makssab Опубликовано 13 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 13 августа, 2003 Очень рад за поддержку на счёт Пушкина, но начёт тенгрианства там весьма недороботанная информация. Всё хорошо, но там всё же сводиться к ЯЗЫЧЕСВУ, т.е. к многобоью! Даже мне не оброзованному человеку ясно, что Тенгри это единый, скажем уж по русски, БОГ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Altinai Опубликовано 14 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 14 августа, 2003 О некоторых героях.Соловей-разбойник - образ половца: половый // соловый - светложелтый, к тому же свистун - т.е. степняк. 33 богатыря - варяги, пришедшие из-за моря. Змей Горыныч - живущие в горах (Урала) - скорее всего угры. Илья Муромец - представитель ассимилированного славянами финского племени Мурома. Алеша Попович - вообще о дохристианском времени говорить не приходится. Конек-горбунок - вчистую адаптированный тюрко-монгольский сюжет. и т.д. и т.п. С уважением При всем уважении к Вам, Sogd, это Ваше субъективное мнение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Altinai Опубликовано 14 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 14 августа, 2003 Пушкин - человек, получивший великолепное образование (отнюдь не русское народное), А Вы не могли бы расшифровать понятие " народное образование"... Впервые сталкиваюсь с подобной формулировкой.... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Askarbek Опубликовано 16 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 16 августа, 2003 Позвольте высказать свое мнение, которое не претендует на абсолютность. Когда вопрос ставится "нужно ли эта или та религия нам" имплицитно подразумевается "если не нужно может "забросаем камнями", запретим и т.д." подобно как некоторые земляки делает с протестантизмом среди мусульманских народов. Свобода выбора должна быть свята Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Sogd Опубликовано 16 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 16 августа, 2003 О некоторых героях. Соловей-разбойник - образ половца: половый // соловый - светложелтый, к тому же свистун - т.е. степняк. 33 богатыря - варяги, пришедшие из-за моря. Змей Горыныч - живущие в горах (Урала) - скорее всего угры. Илья Муромец - представитель ассимилированного славянами финского племени Мурома. Алеша Попович - вообще о дохристианском времени говорить не приходится. Конек-горбунок - вчистую адаптированный тюрко-монгольский сюжет. и т.д. и т.п. С уважением При всем уважении к Вам, Sogd, это Ваше субъективное мнение. Увы, вынужден признаться - это не моё мнение... Все эти моменты я вычитал в многотомном издании "Этимология", выпускаемы то ли Институтом русского языка, то ли Институтом славяноведения и балканистики... (под рукой нет). Так, что это мнения разных славистов, русистов, и т.п., занимающихся этимологией. Я лишь передал Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Sogd Опубликовано 16 августа, 2003 Поделиться Опубликовано 16 августа, 2003 Пушкин - человек, получивший великолепное образование (отнюдь не русское народное), А Вы не могли бы расшифровать понятие " народное образование"... Впервые сталкиваюсь с подобной формулировкой.... Я имел в виду то, что Пушкин далеко отошел от народного мифологического мышления. Подобное мышление проявляется например в том, что некоторые верят в буквального человека как прародителя племени, например, что Огуз, Кыпчак, Буряадай или Рус - реально существовавшие люди, не говоря уж о другом... С уважением Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться