Перейти к содержанию
Гость Керим-хан

Карачаевская порода лошадей

Рекомендуемые сообщения

Вот еще один "кабардинский" жеребец карачаевской породы, 340 Добрый. Тоже внучек 21 Даусуза.


cGUxeTwVD9o.jpg 
Матушка 340 Доброго 78, карачаевской породы, англо-карачаевская породная группа. Зовут

0125 Basnja 249

http://www.unsere-kabardiner.de/v2/navigation/rassenliste,30,1.php

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конное восхождение на Эльбрус в 1998 

 

0_c67f2_7bc977aa_XL.jpg?resize=604%2C427
Клыч-Герий Урусов — седой, степенный, — поднял стариковскую палку, рванул массивный набалдашник, и в ярком свете, льющемся из окна, сверкнула сталь. Затем он поставил на упор тонкую горизонтальную перекладину, и лишь тогда я различил полустертые деления с цифрами. 
- Этой палкой еще мой дед мерил лошадей в холке, — улыбнулся Клыч-Герий. — Ей более ста лет.

На кухне стройная женщина в хиджабе готовит ужин, в соседней комнате спят внуки. Шуршат фотографии, блестят на полках корешки многочисленных книг по коневодству, а Клыч-Герий неторопливо рассказывает о своей жизни, целиком посвященной карачаевской породе лошадей, одна из которых 18 августа 1999 года в 10 часов 36 минут стала первым непарнокопытным альпинистом, взошедшим на высочайшую вершину Европы. Иногда он хватается за сердце, но не прерывается, движется вперед по своей судьбе так, как шел всегда, и каждую лошадь описывает с нетускнеющим восторгом и нежностью, словно юноша, говорящий о возлюбленной. 

* * *
0_c67ed_924e798b_XL.jpg?resize=604%2C403
Я родился в 1941 году, где-то в июле. Точно не знаю. Хотели назвать меня Султаном, а потом приехал родственник и закричал: «Какой там Султан! Идет война, все взялись за оружие! Назовите лучше Клыч-Герием!» Так и сделали. В переводе это значит «великий меч». 
В два года меня репрессировали. Говорят, в дороге я плакал, просил айран и гиншурпу — карачаевский суп с укропом, да откуда ж их было взять. 14 лет мы провели в Киргизии. Там от стариков я услышал легенду про Сарубека — чудовище, которое жило на седловине Эльбруса и не давало воде течь к людям. Те умирали от жажды, а оно требовало выкуп красивыми девушками. Наконец, одна девушка верхом на коне отправилась на гору, чтобы отомстить за подруг. Прошли столетия, вода течет с горных ледников в долины, но никто с тех пор не видел ни этой девушки, ни Сарубека. 
На лошади я ездил с четырех лет. Сесть не мог, поэтому травинку сорву, подам. Она голову наклонит, чтобы съесть, я на шею падаю, лошадь резко вскидывает голову, и я оказываюсь на спине. В 12 лет уже объезжал диких коней и пас с отцом табуны. 
Изловил он для меня коня — спокойного и надежного. Поездил я — не нравится. Решил выбрать сам. Зашел в табун, и сразу мне на глаза попался темно-гнедой. В руки не дается. И хвост почему-то отрезанный. Я ребят поднял, вместе поймали. В поводу идет хорошо. Но у киргизских лошадей это ничего не значит. Они доят кобыл, а жеребят в это время держат за повод, так что те к нему с малолетства приучены. Не успел я сесть, а он как вырвется у державшего, как поскачет! То брыкается, то на свечку. Орет, будто его режут. Повод по земле волочится, а я, как кукла, держусь в седле. На его крик все проснулись и выскочили. Некоторые в нижнем белье. Наконец, он выдохся, встал спокойно. Тот, кто упустил, говорит: «Слазь». Я отвечаю: «Нет, лучше подай повод и плеть». Потом повернул в сторону степи и ускакал. Как ни призывал меня отец взять другого коня, стоял на своем. В первый раз в жизни возразил отцу. Так привык ко мне этот конь, даже спутывать не приходилось. Три года на нем ездил, никто не мог обогнать. Когда в 1957м году разрешили вернуться на Кавказ, просил отца взять его с собой. Тот отмахнулся: «Да разве ж это конь по сравнению с нашими!» Приехали — а тут лошадей-то нет…
0_c67fb_716e1d10_XL.jpg?resize=604%2C501
После того, как Хрущев с высокой трибуны объявил лошадь анахронизмом, она стала никому не нужна. Списать ее было легче, чем петуха. Председателям колхозов приходилось прятать их от комиссий. Когда приказали отправить табуны Ставропольского конезавода на мясокомбинат, его директор предложил райкому перевести их в колхоз и сдать взамен колхозных лошадей, чтобы хоть племенных сохранить. Но там не согласились. Он собрал бригадиров — все фронтовики, бывшие кавалеристы. Вместе решили не подчиняться. А на следующий день приехал представитель райкома и сказал: «Или вы завтра гоните табуны на мясо, или мы снимаем вашего директора». Бригадиры вечером напились, плакали. Но все же сдали.
Поначалу я занимался коневодством как любитель. Но в 1980м бросил руководящую должность и ушел рядовым зоотехником, восстанавливать карачаевскую породу. Тогда я вспомнил старую легенду и дал себе зарок: если получится, попытаюсь подняться с этими лошадьми на Эльбрус. Не мне это было нужно — с моими болезнями не до рекордов. Просто хотел, чтобы все узнали о породе. Она ведь уникальная. 
Карачаевские лошади мелковаты, но очень крепкие. Навьючивать можно центнеры. В горах — как дома. Но им нужен один хозяин, иначе слушаться не будут. А в колхозе так не бывает. Там нужны спокойные кони, а я считаю, что у лошади, как у человека, должен быть характер. Если его нет, не будет и толку. Рано или поздно она тебя подведет. А если приручишь коня с характером, тот умрет за тебя, но не предаст. Среди карачаевских бывают лошади, словно красивые женщины. Чужая, не прикоснешься, но навсегда западает в сердце. 
У брата был такой конь, Боливар. Отец ему вилами ведро с водой подавал, иначе мог убить. А брату стоило окликнуть по имени, тот сам голову в уздечку совал. Ни разу я на него не сел. Зачем оскорблять красивого зверя? Силой надо было, он добровольно бы не позволил. Но так хотелось! 
Мы принципиально решили никому ни рубля не давать, а только требовать, чтобы народу вернули то, что у него отняли. Нам все помогали. Эфрос, директор московского ипподрома, говорил, что, если нужно, подпишется под любым моим текстом. Вообще, если б не евреи, мы бы цели не добились. Они меня очень поддержали — видимо, тоже понимали, что такое репрессии. В 1987 году наш жеребец Дебош стал чемпионом ВДНХ. А через два года мы, наконец, восстановили породу.
0_c67f3_5793c4b2_XL.jpg?resize=604%2C385
Когда я объявил о восхождении, иппологи сочли меня сумасшедшим. Вдобавок, у меня больное сердце и сосуды мозга. Накануне подъема доктора хотели оформить мне инвалидность, но я отказался — иначе бы их подвел. Сказали бы: «Вы его инвалидом объявили, а он по горам скачет!» 
Сам я не альпинист, но нашлись опытные ребята, заместители министров здравоохранения и образования. Сами пришли и предложили помочь. А конников я выбрал совсем молодых — табунщина Дагира Каппушева и охотника Магомета Биджиева. Совершенно разные люди. Дагиру скажешь: «Вперед!» — он идет, а охотник — хитрый, каждый шаг соизмеряет. Всего нас собралось девять человек. Вначале планировали на всякий случай выкупить лошадей, но спонсора не нашли. Поехали на своих. Дело было в 1998 году. 
Под перевалом Хотютау встали на ночлег. Самого молодого послали за айраном. Вернулся он, говорит: «Старики сказали, что через перевал не пройдем, положим всех лошадей». А я ему — «Замолчи. Панику не сей. Мы уже не остановимся. Лошади падут, сами ляжем, но пойдем». 
В три часа утра встали, двинулись на перевал. Если б я сам глазами не видел, то не поверил бы, что лошадь может там пробраться, по осыпи из гранитных осколков с острыми краями. Три коня у нас было — Имбирь, Хурзук и Даур. Имбирь был с примесью английской чистокровной. Он больше всех поранился. Дауру тоже досталось. А колхозный абориген прошел — хоть бы хны. Выбирал местечки между камнями и осторожно туда ступал. Поднялись на Хотютау, а там лед. Под ним вода шумит. Но лошади не испугались, все преодолели. 
На следующее утро конники отправились верхом, а мы повезли мешки с овсом на канатке. На станции «Кругозор» я, дурак, схватил два мешка — фуникулер ведь движется, разгружать надо быстро — и тут же страшно заболела голова. Шел потом, ничего не видя, по следам. 
Кормили мы лошадей только овсом. Сыпали прямо на лед, поскольку торбы забыли. Специальные подковы сделали, с выворачивающимися шипами. Одни для льда, другие для камня. А наверху поняли, что еще темные очки лошадям нужны, как у всех альпинистов. Охотник Магомет смастерил их из пластиковых бутылок. Одному коню достались зеленые. С ними ему все казалось, что вокруг — трава, и он поначалу пытался щипать лед. 
Добрались до приюта, и сразу двинулись на пробную. Поднялись до скал Пастухова, и тут туман лег. Передали, что будет сильный град. Лошадей спустили, переночевали. Как открылось окошко хорошей погоды, я распорядился идти вверх. У Приюта Одиннадцати оставили Имбиря, который ночью порезался, а с остальными 12 августа часа в два или три ночи отправились на штурм — до крутого подъема верхом, а дальше в поводу. 
Ветер был почти ураганный. Навстречу летели камни. Даже видео снять не получилось, боялись чужую камеру разбить. Остались только фото. Альпинисты вышли на час раньше, но все равно конники их догнали. Лошади стоять неудобно, она быстро идет, чтобы найти ровное место и отдохнуть. А пастухи о горной болезни и не слышали — они постоянно на высоте работают. Внутренние шипы на подковах сняли, чтобы лошади не поранились. Повод я распорядился держать свободно, чтобы если конь упадет, не сверзиться вместе с ним. 
До седла Эльбруса шли вместе. Потом одни отправились на восточную вершину, сквозь глубокий снег, другие — по крутой тропе на западную, высочайшую точку Европы. До нее оставалось уже немного, когда наш альпинист упал и покатился вниз, на седло. Двух японцев сшиб. Спустили его вниз, ко мне. Глаза безумные, но живой. Так, сотрясение. Конник в одиночку не стал рисковать, вернулся и тоже пошел на восточную вершину. Хурзук с Дагиром поднялись первыми, в 11.30. За ними — Даур с Магометом, следом — альпинисты.
0_c67ee_78c41f2e_XL.jpg?resize=604%2C420
Через год пошли уже без меня. Я тогда больной лежал. На западную вершину взяли новую лошадь — мерина по кличке Игилик, принадлежавшего Дагиру. Выбирали самого легкого — вдруг придется тянуть. Но он поднялся сам. Получилось, что Дагир был первым на обеих вершинах. Взошел спокойно, без приключений, полураздетый от жары. 
Ну и шумиха тогда поднялась! Наградили нас орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Мне даже машину предлагали, чтобы я одну лошадь-восходителя записал кабардинской. Но я не согласился. 
В Подмосковье наши кони появились, в Краснодарском крае. Даже в Чехии теперь есть племенная ферма. Еле отдали им лошадей, так жалко было. А еще мне от этого восхождения достался камень с вершины из-под копыта Игилика. Но я его потом другу подарил. 
Игилик, как самый молодой, должно быть, жив до сих пор, а лошадей из первого восхождения уже нет. Имбирь умер своей смертью. Даур упал со скалы. А Хурзука, первым взошедшего на восточную вершину, потом украли…
0_c67f7_c8e585cc_XL.jpg?resize=604%2C386
0_c67fa_3a5ea4e5_XL.jpg?resize=604%2C537
0_c67f1_90c042a6_XL.jpg?resize=604%2C404
0_c67ef_dd0dd6df_XL.jpg?resize=604%2C400
0_c67f6_29754082_XL.jpg?resize=604%2C699
0_c67f4_ac857049_XL.jpg?resize=604%2C411
 
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"В одной из записок в Главное управление казачьих войск наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал- майор Малама от 19 марта 1894 года всех коневодов Кубанской области делит на четыре группы. Говоря о коневодах-горцах, он пишет: «4-ю группу, самую многочисленную и наиболее бедствующую, составляют коневодчики-горцы. Населяя юго-восточную часть Кубанской области, группа эта ютится в местах по преимуществу малоудобных для земледелия, почему скотоводство вообще, между которым первое место занимает коневодство, составляет главное занятие населения этих мест. В настоящее время коневодство среди них сильно упало, как в количественном, так и в качественном отношении, тем не менее еще и теперь горские табуны могут считаться главным источником комплектования казачьих частей строевыми лошадьми»3).
В заключение своей записки Малама пишет: «Если горскому населению не будут предоставлены льготы в пользовании пастбищами всей нагорной полосы, то горское коневодство падет еще ниже, и казачье население
___________
1) ЦГВИА СССР, ф. 330, оп. 65, ед. хр. 471, л. 3.
2) Там же, л. 34.
3 )ЦГИАЛ, ф. 412, оп. 4, д. 2085, л. 7 и об.
___________
останется без лошадей». И в качестве единственного выхода из. создавшегося положения он предлагал: «Отдать в исключительное и долгосрочное пользование на льготных условиях частным коневодам свободных казенных земель. Таким образом устранится главная и почти единственная причина упадка коневодства — недостаток свободных пастбищ». С. 6-7".
[А. Д. БЕСЛЕНЕЕВ. И. М. ШАМАНОВ. Очерки истории хозяйства и хозяйственного быта горцев Кубанской области. Вторая половина XIX века. Черкесск. 1972.]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Самой низшей, бедной и бесправной частью населения Карачая были патриархальные рабы. Источники именовали их по-разному, чаще всего башсызкулы 3) (башсыз къул)— люди без головы или джолсузкулы 4) (джолсуз къул)—бездорожные, реж е—джулдузсуз кулы (джулдузсуз къул) —беззвездные, т. е. не знающие семьи, или юлгюсюз 5) кулы (юлгюсюз къул)—не примерные и джалсыз кулы 6) (джалсыз къул)—без заработка.
Несмотря на разнообразие названий, смысл у всех один — люди без пути, без семьи, без хозяйства, лишенные всяких человеческих прав. В адатах Ф. И. Леонтовича патриархальные рабы разделены на две группы—казак и караваш. На деле же это было одно сословие, так как казак означает просто одинокий, а караваш (карауаш) —название женщин-рабынь.
Положение их было аналогичным черкесским унаутам. 
В Записке начальника Кавказского горского управления о
______________________
1) ЦГИ А Гр. ОСР, ф. 545, оп. 1, ед. хр. 86, л. 136.
2 )Там же.
3)или башсызкуллар, где лар—грамматическое окончание множествен­
ного числа. ГАКК, ф. 774, оп. 4, ед. хр. 650, л. 1—3.
4) ЦГИ А Гр. О СР, ф. 545, оп. 1, ед. хр. 86, л. 116.
5)Полевой материал 1958 г. Аул Учкекен.
6) В источнике джаль-соз-куль-лар. ГАКК, ф. 774. оп. 1, ед. хр. 650, 
л. 1—3. _______________________
зависимых сословиях так сказано об этой категории: за кулами „не признается никаких семейных и имущественных прав, это суть в полном смысле, слова рабы. По коренному 
обычаю они сами признаются как имущество своего господина, живут в доме владельца, который располагает неограниченно трудами их, за убийство и нанесение обид этим лицам получают вознаграждение владельцы, как за вред, нанесенный их имуществу”.1)
Адаты ни в какой степени не защищали ни личных, ни имущественных, ни семейных прав башсызкулов. Да у них и не было ни имущества, ни законной семьи. „Старшины могут продавать и дарить кулов, кому заблагорассудится”,2) — гласит адат. „За кровь кулов или казаков должно уплачивать по оценке, чего стоил убитый”; 3) „Караваш же есть совершенный раб во всем своего господина”,4)—говорится в других статьях.
Башсызкулы не имели своего хозяйства и жили при доме владельца. В списках, составленных накануне отмены крепостного права, ни у одного из 314 перечисленных лиц этого сословия не было ни одной головы скота, ни одного клочка земли и ни одной сапетки пчел.5)Все их время и весь их труд принадлежали владельцу, который мог располагать ими по своему усмотрению. Он мог подарить или продать своего раба, а рабыню, кроме того, отдать в пользование постороннему мужчине.
Женщины-караваш, которые преобладали в этом сословии (184 из 314 человек, перечисленных в списке), были служанками в доме владельца, исполняя все домашние работы: приготовление пищи, мытье полов и т. д. „Господину никто не мешает продавать такую служанку, кому он захочет; она служит безотлучно в доме при госпожах, получает одежду от господ; законного мужа не имеет",6)—сказано в адатах.
Если владелец и разрешал караваш жить с мужчиной, это не считалось законной семьей. Дети, рожденные от таких браков, не считались законными, а рассматривались как приплод, которым владелец распоряжался по своему усмотрению. Он мог разлучить детей с матерью, продать их вместе и порознь на территории Карачая и вне его.
В списке бесправных крестьян, которые в документе названы черкесским термином унауты, в основном перечис-
___________________________
1) Ц ГИ А Гр. ССР, ф. 416, оп. 3, ед. хр. 287, л. Л.
2)Ф. И. Л е о н т о в и ч. Ук. соч., стр. 277.
3)Там же, стр. 284.
4)Там же, стр. 277.
5)ГАКК. Ф- 774, оп. 1, ед. хр. 129, л. 80—85.
6)Ф. И. Леонтович. Ук. соч., стр. 278. ____________________________
лены одинокие женщины с малолетними детьми, реже— одинокие мужчины или целые семьи.1)
Некоторые кулы были лишены даже человеческого имени. 
Их звали кличками или по этническому признаку, например :Урусхан—русская, Черкезкыз—черкешенка, Кизылбек— кизылбековец или по роду деятельности: Сабанчи —пахарь, Туварчи—скотник или просто Казак—одинокий, Хаиркыз, Хаирхан —полезная девушка 2) и т. д.
Источниками приобретения башcызкулов были набеги, совершаемые карачаевскими феодалами на соседские народы с последующим порабощением пленных, покупка рабов и закрепощение разорившихся соплеменников.
„Каждый, попавший в плен, кто бы он ни был, закрепощался и составлял один из главных предметов меновой торговли”, 3)—писал историк М. В. Орлов на основании раcспроса карачаевских стариков в начале XX века. Захваченный в плен мог сделаться снова свободным, если родные внесут за него назначенный выкуп. Если в плен был захвачен че­ловек бийского сословия, то выкуп платил весь народ, как указывалось в случае с сыном Крымшамхалова.
В том случае, если выкуп не был внесен или родные не знали о судьбе пропавшего, пленный превращался в раба, который „ценился не более, как вещь, подвергаемая мене и уничтожению по произволу хозяина".4)
Кроме того, число кулов пополнялось за счет естественного прироста, так как дети кулов, разумеется, попадали в это же сословие.
Не только приобретенные покупкой или захватом, но и выросшие в Карачае рабы считались чужеродными членами общества. Они не входили в состав соседских, а тем более семейных общин. Это лишало кулов той защиты, которую оказывала община своим членам из узденского сословия, и делало их еще более беззащитными перед лицом феодалов.
Покупка рабов производилась как за пределами Карачая (в Абхазии, Цебельде и других областях), так и в самом Карачае, куда привозили их купцы-работорговцы.Торговля людьми была одной из доходных статей карачаевских феодалов, так как купец, продавший в Карачае привезенных рабов, должен был уплачивать в пользу биев пошлину по одному быку за каждого проданного кула.5)
Среди захваченных и проданных в Карачай кулов были черкесы, кабардинцы, абазины, сваны, цебельдинцы, дагестанцы и другие народности.» С. 121-123.
___________________________
1) ГАКК, ф. 774, оп. .1, ед. хр. 129, л. 80—85.
2)Там же.
3)М. В. Орлов. Ук. соч., стр. 182.
4)Там же.
5)ГАКК, ф. 348, оп. |1, ед, хр. 9, л. 44
[В. П. НЕВСКАЯ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАРАЧАЯ В XIX ВЕКЕ (ДОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД.) Ч Е Р К Е С С К -1960.] 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Ко всем вышеназванным причинам образования сословий присоединим еще одну.
Враждебные столкновения с соседними племенами и аулами и сменившая их впоследствии вековая война с русскими – вызвали к жизни сословие военнопленных рабов. Любопытно, что сословие носит у горских татар одно название с тем, которое принадлежит их вековым противникам черкесам в осетинском языке. У горских татар раб назывался касак, а это имя, повидимому, тождественно с осетинским названием черкесов касаг, известным в нашей летописи в форме касог. В этом мы имеем прямое указание на то, что основание рабству положила война, и что первоначальными рабами были военнопленные из черкес..."
[Миллер Вс., Ковалевский М. В горских обществах Кабарды. 1883.]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как известно, сословное деление в Карачае и Балкарии было следующим образом. Во главе были князья, т. е. бии, у балкарцев – таубии, потом шли уздени (карауздени у карачаевцев и каракиши у балкарцев). То есть, трудящиееся-общинники. Те из них, кто был богат и силен, занимали что то вроде промежуточного положения. Остальная часть, рабы, кулы. 
«Все остальное население составляют частью рабы, главный контингент которых доставили военно-пленные касаги, или черкесы, откуда и самое наименование рабов „касаги“, частью лично свободные, но прикрепленные к земле „чагары“, которые несут в пользу князей и каракишей всякого рода повинности и платежи.» С. 45.
[У. Алиев. Очерк исторического развития горцев Северного Кавказа и чужеземного влияния на них Ислама, царизма и пр. Ростов-на-Дону, 1927.]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"...Между тем скотоводство и коневодство в Карачае имеет огромное значение не только в
смысле сбыта живого скота и его продуктов на местные рынки в Кубанской области, но
также имеет широкое распространение в пределах Терской области, Тифлисской и Кутаисской губерний, куда сбывают карачаевцы свой скот и знаменитых карачаевских барашек целыми стадами, а большинство казачьих полков Кубанского войска снабжается прекрасными строевыми лошадьми. В этом отношении местные исследования указывают, что карачаевское население ежегодно продает 9595 лошадей, 30787 рогатого скота и 107552 овцы на сумму 2940660 рублей.* От продуктов скотоводческого хозяйства население продает: 25000
пудов овечьей шерсти на 250000 руб., 6600 пуд. масла на 66000 руб., кож и овчин на 50709 руб., а всего на сумму 3 307 369 рублей."
См.: Кубанский сборник. Т. XV. Екатеринодар, 1910. С. 237-365.

 

 

То есть, если были набеги и работорговля, то очевидно, без хорошего коня никак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Книга из личной библиотеки К.-Г. М. Урусова. Еще один довоенный источник.
adfe32bbdd24.png
70e599d2517d.png
[Г. Г. Хитенков. Племенное дело в коневодстве. Сельхозгиз. Москва. 1940. С. 73-74.]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Карачаевская и кабардинская. 

1) Эти породы изначально были родственны, из за географической близости, но тем не менее, это разные породы. Разных народов. Они отличались. Карачаевская была более массивная и длинная, с низким центром тяжести для устойчивости. Несколько ниже кабардинской. Приучена к низкому количеству еды. Кабардинская использовалась более для кавалерии и набегов, а карачаевская более для лазания по горам. Их взаимное влияние в прошлом отследить невозможно, но оно было. Даже где про карачаевцев написан один абзац, и то часто отмечают наличие "крепких" коней невысокого роста. Рост исправили позже. 
2) Начиная где то с 1935 г., если не раньше, вместо "карачаевская лошадь" в научной литературе появился термин "карачаевская порода". В историческом плане, слово "порода" по отношению к карачаевской лошади,употребляется минимум с 1823 года. Написано до 1943 изрядное число страниц про карачаевскую породу, все по науке. В теме есть. 
3) После 1943 и до 1988 г., в научной литературе по коневодству, термин "карачаевская порода" ликвидирован. Конокрады - кабардинизаторы лошади, не сдавались. Карачаевцы же с 1943 по 1957 были в депортации. Из сундука конокрады вытащили побитый молью и заплесневелый эпизодический термин, от которого ранее, до 1943 г., отказались по причине несостоятельности, - "отродье кабардинской породы". Однако, в исторической литературе, карачаевская порода продолжала существовать. Об этом писали В. Невская, Л. Лавров, и др. Странно, да, если бы породы не было, зачем ученые ее тогда бы выдумывали. А происки в иппологической среде, уверен, было кабардинское лобби. По причине значительного истребления материалов довоенного времени, они были доступны только ученым. Например, профессор Невская в 1960-64 гг., цитирует из источника 1940 года, который только сейчас стал широко известен. И скан то книги, приводимый на Эльбрусоиде, с печатью библиотеки ТССР. 
4) Все то время, пока кабардинцы считали нашего коня "своим", они приобретали, либо им передавались, карачаевские лошади. Их мешали, мешали. Кабардинскую породу преследовали беды, то поголовье падало, и им поставляли, то завод расформировывался. В 1958 году Малкинский конзавод № 34 (КБР) был возрожден (с 1954 по 1958 гг., роль "кабардинской" выполняла карачаевская. Нет учета, нет и официальной кабардинской породы), и укомплектован карачаевскими лошадями с Малокарачаевского завода № 168., в подавляющем большинстве. Свои кбэровские ресурсы видать, были с туманным происхождением. А у нас, русские зоотехники сумели сохранить породу до нашего приезда в 1957 году. И это то завод, Малкинский (КБР) предназначенный для выработки "чистокровных кабардинских"! В девяностых был всеобщий раздрай, а к 2006 году в Кабарде стало совсем худо. Пополнились, как пишет ученый В. А. Парфенов, на 1000 карачаевских лошадей. Ну чем не отличительная особенность, когда одна порода плодится невзирая ни на что, другая так не может. Впрочем, и у нас были плохие времена, но помощи с Кабарды не было. 
5) Так что, сейчас экспертиза не поможет, отличий почти нет. А в наиболее ценной, племенной части, кабардинская лошадь уже карачаевская. Иначе как понять, у обеих пород все основные старые линии по ГосПлемКниге кабардинских и карачаевских лошадей № 5 (1989 г.), одни и те же, но Карачаевский завод № 168 не расформировывался после войны ни разу. Карачаевскими стали даже те линии, родоначальниками которых были "кабардинцы", так как кобылы то были карачаевские. Выше я писал, по нашим сведениям, из ГПК 5-6., в Кабарду ушло около 136 жеребцов и свыше 1000 кобыл, из Кабарды в Карачай - минимум 3 жеребца и 1 кобыла. Это учтенные по госплемкнигам. 
6) Ждем реакцию на новую серию источников до 1943 года. Зарубы то уже нет, весь сыр-бор был из за слабой (из-за репрессий) доказательной нашей базы довоенного времени, но это исправлено. 
7) Мое мнение сформировано на доступных мне источниках, и в деталях может быть некорректным, но суть, я надеюсь, я отразил правильно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1072241a7c255f1516c30b41c345dec4.jpg

[В. О. Витт. Морфологические показатели конституционных типов и система классификации конских пород. Государственное издательство колхозной и совхозной литературы, 1934]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...