Гость Астамур Опубликовано 10 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2006 Уважаемый Астамур.Я внимательно прочитал мнение двух сторон.Все очень интересно.И все же самая "непредвзятая публика" и профессиональная это та которая ведет регистрацию и племенной учет, т.е. ВНИИконеводства путем внесения записи в Государственную племенную книгу (так вроде сухим языком протокола), что эта "непрредвзятая публика" и продемонстрировала - Уважаемый Манчуг. Я не просто так заострял ваше внимание на то, чтобы пользоваться источниками довоенными. Как вы думаете, - если арабская или английская лошади окажутся где-нибудь в Зимбабве, - станут они Зимбабвийскими? Точно так же, кабардинских лошадей, которых разводят на конезаводах карачаевцы, назвали карачаевскими. А зарегестрировать, да еще в России, особенно в первые годы так называемой демократии - проще простого. Главное, сколько у вас в кошельке. Могу абсолютно ответственно заявить, - даже самый величайший специалист по лошадям никогда не отличит "карачаевскую" лошадь от кабардинской не только на фотографии, а и вживую. И если вы считаете, что полноценную породу лошади можно вывести в течение 15 - 20 лет, вы глубоко заблуждаетесь. Знаете, англичане, неплохие знатоки лошади кстати, никак не возьмут в толк: как человек, которому нет еще и 40 лет, смог заработать 15 миллиардов долларов. Просто они плохо еще знают Россию. Точно так же, они никак не поймут, откуда появилась "карачаевская" лошадь, которую, совсем недавно, даже на "порог ипподрома" не пустили, сказав, что они о такой породе не слышали и что это сильно попахивает аферой. Подробности об этом постараюсь раздобыть и ознакомлю всех присутствующих на форуме. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 13 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2006 И если вы считаете, что полноценную породу лошади можно вывести в течение 15 - 20 лет, вы глубоко заблуждаетесь. На практике доказано что это возможно. К примеру, ацтекская порода была выведена в течении короткого времени. Эта международно-признанная порода. Входит в число основных пород мира. К тому же не стоит забывать о буденновской породе. Ацтекская порода лошадей стала первой породой, выведенной в Мексике. Лошади испанского происхождения всегда были популярны в Мексике, и в 1972г.началось выведение породы с использованием андалузских лошадей, квартерхорсов и криолло. Осуществить мечту Мексики - иметь свою национальную породу лошадей, смог с помощью некоторых энтузиастов, дон Антонио Ариза, работавший в этом направлении с завидным упорством и терпением. 4 ноября 1982 г. Мексиканский Департамент сельского хозяйства открыл официальный регистр ацтекской породы. Дон Антонио импортировал испанских андалузских лошадей и начал разводить их на ранчо Сан Антонио возле Текскоко в штате Мехико. Выведение ацтекской породы началось со скрещивания этих андалузских жеребцов с кобылами породы квартерхорс или выборочно с кобылами криолло. Ацтека может иметь минимум 3\8,максимум 5\8 крови андалуза или квартерхорса, а количество крови криолло не должно превышать 1\4.Порода сочетает в себе качества андалуза и квартерхорса. Результатом их скрещивания стало элегантное животное, идеальное для прогулочной езды. Одна из самых главных характеристик ,говорящих о достоинствах ацтекской лошади - это ее рост. У взрослых особей рост должен быть от 150 до 162 см в холке для кобыл и от 152 до 165 см в холке для жеребцов. Голова аккуратная, легкая и элегантная, профиль прямой или слегка выпуклый. Глаза большие, выразительные и живые. Ноздри должны быть полными и подвижными. Храп среднего размера, твердый и подвижный. Шея ацтекской лошади хорошо обмускулена, должна быть шире в основании и намного изящнее в затылочной части. Корпус характеризуется высокой холкой, короткой и сильной спиной, округлым крупом. Ноги - хорошо обмускуленные, сильные и пропорциональные. Хвост и грива - длинные и густые, щетки средней длины. Масти допускаются только одноцветные . Ацтеки обладают прекрасными аллюрами, они легко заезжаются и тренируются, и замечательно отвечают требованиям различных конноспортивных дисциплин, требующих красивых элегантных аллюров. Эти лошади обладают большими способностями к выездке. Особенности их анатомического и мускулатурного строения, их сила, так же как и их прекрасные аллюры, делают ацтекскую лошадь представительной фигурой на официальных соревнованиях в этом благородном спорте. Мексиканским "чаррос" требуется спокойная лошадь для работы со скотом, отлова его с помощью лассо, а также элегантная для участия в шоу. Ацтекская лошадь демонстрирует свои лучшие качества в различных других дисциплинах "чарриера"-мексиканского родео, так же как и в рейнинге (выездка в стиле "вестерн") и ловле скота с помощью лассо. Ацтека, хоть порода эта и молодая, но уже отличилась в конкуре. Их темперамент, живость и послушание выделяет их больше, чем их физические качества. Ацтекская порода лошадей занимает почетное место среди самых выдающихся конских пород. http://horses.vov.ru Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кузнец Опубликовано 13 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2006 Как вы думаете, - если арабская или английская лошади окажутся где-нибудь в Зимбабве, - станут они Зимбабвийскими? Например Якутская лошадь - прямой потомок Кузнецкой лошади, а Чумышская лошадь, вообще, практически, только за гору заведенная из Кузнецка. А порода зарегистрирована. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Астамур Опубликовано 13 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2006 На практике доказано что это возможно. Уважаемый Эльтебер. Возможно, я вопрос не совсем правильно, вернее грамотно, поставил. Никто, тратя немалые деньги, особенно в условиях Карачаево-Черкесии, которая отстает от воюющей Чечни в своем экономическом развитии, т.е. находится на предпоследнем месте среди субъектов РФ, когда, с/х производство упало на все 80%, в то время. как в среднем по России это составило до 35 - 40%, когда уровень дотаций доходит до 94%, (один из самых высоких по России, если не самый высокий), сами понимаете, заниматься такими сложными проблемами просто никто не в состоянии. Проще, с помощью шарлатанов Парфеновых, естественно не "за красивые глазки", объявить о существовании карачаевской лошади. А учитель и наставник кандидата с/х наук Парфенова, ученый с мировым именем профессор Красников, который как раз и говорил, что карачаевская лошадь - это отродие кабардинской. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Манчуг Опубликовано 13 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2006 В двадцатых годах, в период восстановления коневодства и коннозаводства Северного Кавказа после разрушительных лет гражданской войны работа с карачаевской породой приобрела более четкое направление и плановость. В 1927 году была создана Верховая Государственная заводская конюшня, как писал В.П.Войтяцкий: "Для сохранения превосходных качеств карачаевской лошади, для придания ей роста и вообще для введения в более правильное русло коневодческого дела..." В 1929 году в области был создан Госплемхоз карачаевских лошадей, преобразованный в 1930 году в Карачаевский конный завод (носивший одно время имя И.В.Сталина). Детальное зоотехническое обследование коневодства Северного Кавказа, проведенное авторитетными комиссиями в конце 20-х годов, дало основание считать карачаевскую породу лошадей одной из самобытных и ценных местных пород. Эта порода, наряду с кабардинской, была внесена в 1-й том Госплемкниги горских лошадей. В выпущенной в 1930 году книге "Коневодство" профессор В.А.Шадрин писал о карачаевских лошадях: "...лошади эти отличаются необыкновенной выносливостью и цепкостью в горах, они резвы, смелы и в то же время осторожны, так что могут под всадником и под вьюком пробираться по таким горным тропинкам, которые совершенно недоступны для других лошадей". В 1937 году в целях дальнейшего совершенствования лошадей карачаевской породы на племенных фермах колхозов и совхозов был создан Государственный племенной рассадник карачаевских лошадей, работа которого внесла большой вклад в развитие и распространение породы. Улучшение качеств карачаевских лошадей, проводившееся в эти годы путем чистопородного разведения, было отчетливо видно, что подтверждается словами известных кавказских коневодов - И.Ковтуна и П.Драгилева: "Тип современной карачаевской лошади указывает на то, что влияние других пород было незначительным..." и далее "...карачаевская лошадь нисколько не уступает в резвости и выносливости донской, кабардинской и даже полукровной лошади, а иногда и превосходит их". В первой выпущенной в СССР инструкции по бонитировке племенных лошадей карачаевская порода отнесена к группе из 19 племенных улучшающих пород. Зачем же объвинять г-на Парфенова.Ведь о карачаевской породе было заявлено еще до того как г-н Парфенов был заложен в проект. Потом заводчики т.н. кабардинской породы и карачаевской существовали давно лошади сильно изменились именно при советской власти стали крупнее и т.д.но в основе все же местная горно-въючная лошадка.Кто там вперед что сделал понять сложно.Еще момент у карашаев (я тут почитал материалы) и поголове поболее и дела получше.Кабардинская же порода на грани исчезновения.Многие линии замкнулись.А безудержные неквалифицированные "улучшения" приливы крови чистопородных сильно повредили. Может быть тут у уважаемого Астамура просто нормальня ревность к более удачливым соседям?Только без обид.Салам. Ученые предупреждают об угрозе исчезновения кабардинской породы лошадей ''Коневодство Кабардино-Балкарии в результате разрушительных действий перестроечного периода оказалось в исключительно тяжелом положении. И этот сложный период может закончиться потерей одной из лучших отечественных пород лошадей - кабардинской'' Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Керим-хан Опубликовано 14 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2006 Любопытно, а вот в этой статье со ссылкой на источник начала XIX века вообще фигурирует общее понятие кони "кавказской породы", применяемое ко всем 58 конным заводам существовавшим тогда на Северном Кавказе. Кони "казанищ-кумыкской" породы. Как и современные автомобильные заводы, конные заводы в девятнадцатом веке имели свои фирменные знаки. Еще в начале века в Тифлисе была издана брошюра: "Изъяснение знаков "таврами" называемыми, коими клеймятся конные заводы горских лошадей на Кавказе". Из нее мы узнаем, что на Северном Кавказе выращивали коней "кавказской породы" на 58 конных заводах. А клеймились они каждый своими особыми "тавро". К примеру: "Анди Лезгинский", "Казанищ Кумыкский". Причем "тавро" ставили на правой или левой ляжке. Из этой брошюры можно узнать, что "...лошади дагестанских жителей имеют небольшой рост, голову сухую, глаза живые, ноздри возвышенные, шею запрокинутую или прямую, тело стройное, ноги тонкие, поскольку лошади получаются из чужих краев, то они здесь весьма дороги, а сие самое обстоятельство заставляет хозяев иметь за ними отменный присмотр. Люди достаточные и высокого звания и состояния ходят сами за верховыми лошадями, не гнушаются исправлять сии обязанности, которую почитают они как бы должностью рыцарства. Лошади редко выгоняются на пастьбу, а содержатся в конюшнях. Их кормят не столько сеном и травою, сколько истертою соломой, перемешанной с мякиной и с зерном всякого рода. Им дают корм два раза в день, то есть по утру и вечеру по хорошей мере моченого ячменя. Дагестанцы не имеют обыкновения холостить лошадей и предпочитают жеребцов, по причине той, что мерин не имеет столько огня и быстроты, как жеребец, который напротив того по бодрости и отважности своей весьма способен к воинским подвигам". http://kumukia.ru/index.php?vm=article&vi=4004 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Астамур Опубликовано 16 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 16 марта, 2006 Зачем же объвинять г-на Парфенова.Ведь о карачаевской породе было заявлено еще до того как г-н Парфенов был заложен в проект. "Совсем недавно я беседовал с одним уважаемым старцем, который мне поведал одну очень занимательную историю. Давным давно, как то приехал на Малкинский конезавод из "дорогой" Москвы молодой специалист по фамилии Порфенов, который хотел написать диссертацию на тему о кабардинских лошадях. В ту пору начконом Малкинского завода был ничем не приметный чиновник по фамилии Бацев. Увидев перед собой уважаемого человека из самой Москвы в душу "Бацы" вселилась тревога. Как в то время было принято, в хозяйстве у Бацова была очень большая недостача поголовья, о которой знали узкий круг руководства завода. Бацев на секунду представил, что будет, если из за этого молодого специалиста о их черных делах узнают в Москве, в результате чего его волосы стали дыбом. Предприняв экстренные меры Бацев преградил путь Парфенова к документациям и к поголовью лошадей, а так же предпринял некоторые действия, в результате которых Парфенов затаил в себе кровную обиду на Бацева и на всю породу кабардинских лошадей и на кабардинцев соответственно. Но время шло неумолимо, диссертацию надо было писать и молодой специалист переехал на Малокарачаевский конезавод, который находился в 100 км. от Малкинского конезавода, на котором так же разводили кабардинских лошадей. Для работников Малокарачаевского конезавода это оказалось большим подарком. К ним в руки попал молодой специалист русской национальности из самой Москвы, затаивший злобную обиду на Кабарду, кабардинцев и кабардинских лошадей. Что было дальше мы примерно догадываемся. На сегодняшний день так называемая "карачаевская" порода финансируется из федерального бюджета, порода по не понятным причинам курируется в Темирязевской академии, а не ВНИИК, где о "карачаевской" породе ничего нет даже в архивах. И в то время, когда последние остатки заводчиков кабардинских лошадей не могут вылезти из судебных процессов, карачаевские фермеры получают государственную дотацию по племенному коневодству. Кабардинские заводчики и кабардинские лошади стали заложниками шовинистической политической интриги по уничтожению самой черкесской культуры, что неразрывно связанно с кабардинской лошадью. А мораль той басни такова что, если мы хотим уничтожить бразильца надо ему запретить выращивать кофе, а кабардинца выращивать лошадей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Achtung Опубликовано 18 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2006 "Совсем недавно я беседовал с одним уважаемым старцем, который мне поведал одну очень занимательную историю. Очень занимательная история.Не повезло кабардинцам.Жаль.А могло бы быть лучше, не воруй они, в лице Бацева, госимущество. Вся история на воровстве и обмане. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Астамур Опубликовано 26 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2006 Ахтунг, я так и не дождался от вас хотя-бы одного научно обоснованного доказательства существования так называемой "карачаевской лошади" до 1935 года. Самая последняя сказка в исполнении карачаевских лжепсевдопатриотов - это кавказская овчарка - совсем не кавказская, оказывается, а карачаевская, т.е. получается, что собаку тоже как и лошадь вывели. Интересно, а что же завтра вы еще придумаете? Подозреваю, что и олени, и туры, и зубры.... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Achtung Опубликовано 28 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 28 марта, 2006 Я должен заметить, что алано-асы были животноводческим народом. Имеющий логику должен сам догадаться, что скотовод должен иметь лошадей, овец, коз, коров и разумеется собак для охраны хозяйства. Это всё имеют карачаево-балкарцы. Но ты упорно не хочешь это понимать, потому что это не ваша сфера деятельности. У карачаево-балкарцев имеются две породы собак (ныне обезличенная, так называема "кавказская порода"). Сам подумай, почему так похожи среднеазиатская и кавказсая породы собак? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 28 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 28 марта, 2006 алано-асы были животноводческим народом. ...скотовод должен иметь лошадей, овец, коз, коров и разумеется собак для охраны хозяйства. ... почему так похожи среднеазиатская и кавказсая породы собак? Про Алабая и Алана http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...t=0entry23802 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ourman Опубликовано 23 марта, 2008 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2008 http://www.equestrian.ru/breeding/1895 Карачаевская лошадь: спорт, генетика и государственный подход 20 марта 2008 Автор: Джатдоев Х.М., Шамбо Н.Д. Карачаево-Черкесская Республика во все времена являлась исконно животноводческим регионом. Несмотря на небольшую численность населения и суровые условия высокогорья, на территории республики были выведены свои оригинальные породы крупного рогатого скота, овец, лошадей и собак. В последнее время с момента старта национального приоритетного проекта «Развитие АПК» животноводство республики развивается бурными темпами. Созданы исключительно благоприятные условия для развития всех отраслей животноводства, и поголовье крупного рогатого скота, овец и лошадей увеличилось многократно. Министерство сельского хозяйства республики принимает все необходимые меры для вовлечения крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в систему государственного племенного учета. По данным государственной племенной службы в республике действуют 30 племенных хозяйств различной формы собственности, имеющих федеральную лицензию на осуществление деятельности в области племенного животноводства. Отрадно отметить, что 9 из них - в отрасли коневодства, причем только один племенной конный завод «Карачаевский» является государственной структурой, остальные 8 племенных репродукторов - бывшие фермерские хозяйства. Сегодня все они зарегистрированы в едином Государственном племенном регистре, и встали в один ряд с ведущими племенными хозяйствами Российской Федерации. Карачаевская порода лошадей является одной из старейших отечественных пород. В настоящее время в республике имеется порядка 20 тысяч лошадей этой породы. Налажен и ведётся индивидуальный племенной учёт, ежегодно проводится бонитировка лошадей с обязательным таврением и занесением данных в племенные карточки. Государственная племенная служба МСХ КЧР отмечает, что в племенных хозяйствах имеется уже более 3 тысяч лошадей карачаевской породы с официальными паспортами и подтвержденным происхождением. В целях содействия развитию карачаевской породы в октябре 2006 года в республике создана Ассоциация коннозаводчиков «Каракёз», осуществляющая одновременно функции селекционного центра. Ассоциация разработала и зарегистрировала в установленном порядке идентификационное тавро карачаевской породы лошадей, осуществляет деятельность по научно-методическому, сервисному и информационному обеспечению селекционной работы с породой. Коннозаводчики республики при содействии Министерства сельского хозяйства и Ассоциации «Каракёз» принимали участие во всероссийских конных выставках «Эквирос» в Москве и «Эквирос-Юг» в г.Ростове-на-Дону. Племенные жеребцы карачаевской породы, представленные там, были оценены по достоинству и награждены дипломами и аттестатами I степени, а жеребец Озар племрепродуктора «Шаман» Урупского района КЧР был удостоен звания Чемпиона породы. Большой резонанс в Республике получили испытания лошадей карачаевской породы в дистанционных пробегах на призы Президента КЧР в ноябре 2007 года. Испытания были организованы Министерством сельского хозяйства КЧР, Федерацией конного спорта КЧР при поддержке Федерации конного спорта России, Ассоциацией «Каракёз», и прошли благодаря личной поддержке Президента КЧР Мустафы Батдыева. Лошади стартовали на дистанциях 60, 90 и 120 км. Большинство лошадей и всадников получили квалификации и право участвовать в пробегах на более длинные дистанции. Лошади, занявшие призовые места на дистанции 120 км, показали скорость мирового уровня и получили право участвовать в международных соревнованиях в Европе. Карачаевская порода лошадей уже достаточно широко известна за пределами Карачаево-Черкесии и России. Растущий интерес к ней обусловлен ее оригинальными качествами. Это радует, но вместе с тем накладывает дополнительную ответственность на коннозаводчиков, так как возрастают требования к достоверности племенных документов и ценности происхождения лошадей для спорта высокого уровня. Поэтому, в соответствии с рекомендациями Международного общества генетики животных ISAG, требованием Международного комитета по племенным книгам (ISBC), Федеральным законом «О племенном животноводстве», Министерство сельского хозяйства КЧР и Ассоциация коннозаводчиков «Каракёз» решили использовать метод контроля происхождения лошадей по генетическим маркерам. Анализ ДНК широко практикуется во всех странах с развитым коннозаводством и является обязательным элементом первичного племенного зоотехнического учета. Долгосрочный договор о сотрудничестве, при содействии официального представителя Министерства сельского хозяйства КЧР Наталии Шамбо, был заключен в январе 2008 года между Министерством сельского хозяйства КЧР и крупнейшей французской лабораторией, действующей в системе государственных научных институтов INRA и являющейся членом Международного общества генетики животных (ISAG). На первом этапе в 2008 году проводятся анализы ДНК особо ценных по происхождению маток и жеребцов, составляющих племенное ядро породы. Уже получены результаты исследований первой партии образцов. Оригинальность, спектр генов изученных локусов вызвали большой интерес к этой породе, новой для европейских ученых. По результатам анализов будет создан генетический профиль карачаевской породы лошадей. В сотрудничестве с исследователями из других стран будет проведена работа по научному обоснованию происхождения карачаевской породы лошадей, установлению влияния на нее лошадей арабской и ахалтекинской пород. Новые научно обоснованные знания помогут вести племенной учет и селекцию в карачаевской породе на современном уровне, бороться со случаями фальсификаций племенных документов карачаевских лошадей за пределами республики. Такой подход к работе с породой со стороны государственных структур и коннозаводчиков Карачаево-Черкесии вызывает уважение у всех конников, любителей и энтузиастов отечественных пород лошадей. Карачаевская лошадь является гордостью создавшего ее народа, национальным достоянием, и забота о таком наследии предков является государственной задачей и целью всех коннозаводчиков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ас-Алан Опубликовано 18 ноября, 2009 Поделиться Опубликовано 18 ноября, 2009 В Кабардино-Балкарии прошел Чемпионат России по конным пробегам. Сборная команда из Карачаево-Черкесии завоевала золотую и серебряную медали в конных забегах на 120 км. В сборную республики вошли 6 лошадей карачаевской породы: одна лошадь детской спортивно - юношеской школы в г. Черкесске, две из клуба «Орайда» Зеленчукского района и четыре лошади из федерации конного спорта КЧР. Первое место на чемпионате России в забеге на 120 км заняла лошадь Кумуш, жокей - Асхат Джанибеков. Второе место на дистанции 120 км заняла лошадь Алмаз, наездница Надежда Егорова. Эта же лошадь выиграла первый приз в г. Руза Московской области в конном забеге на 120 км под седлом Юлии Малаховой В дистанции на 40 км в г. Руза золото выиграла лошадь Каракез (племзавод «Аргамак»), жокей - Влада Гринблад. Как отметил вице-президент федерации конного спорта КЧР Рашид Кубанов, лошади карачаевской породы одержали победу на очень сложных дистанциях, соревнуясь с представителями всех пород мира, в том числе с лошадьми чистокровной английской, ахалтекинской и арабской пород. «Победа была блестящая. Наши лошади карачаевской породы продемонстрировали лучшие качества породы: выносливость, скорость, способность к быстрому восстановлению», - заметил Рашид Кубанов. Он рассказал, что дистанция 120 км представляла собой бег по пересеченной местности. Всю дистанцию, состоящую их пяти этапов, лошадь должна проходить с определенной скоростью. После каждого этапа врачи проверяют лошадь на восстанавливаемость: измеряют пульс, состояние капилляров, слизистых, тонус мышц, хромоту, походку, проверяют перистальтику. И только после положительного врачебного заключения о том, что лошадь прошла этап без вреда для здоровья и находится в хорошей спортивной форме, ей дают разрешение на следующий этап забега. И самое пристальное внимание ветеринары уделяют лошадям - победителям. Если врачи придут к единодушному выводу, что лошадь прошла эту дистанцию без значительных изменений в организме, считается, что лошадь выиграла забег. «В таких жестких условиях забега и ветеринарного контроля лошади карачаевской породы показали себя очень выносливыми и сильными. Мы доказали, что карачаевская порода лошадей может становиться чемпионом, выигрывая, в том числе, у чистокровных лошадей», - с гордостью отметил Рашид Кубанов. Теперь сборная Карачаево-Черкесии будет представлять Россию на международных соревнованиях - чемпионатах Европы и мира. По мнению самого авторитетного международного судьи в этом виде спорта Маурицио Стекко, «лошади карачаевской породы и сборная Карачаево-Черкесии могут достойно представить Россию». Карачаевская порода лошадей является одной из старейших отечественных пород. В настоящее время в Карачаево-Черкесии имеется более 20 тысяч лошадей этой породы. Налажен и ведётся индивидуальный племенной учёт, ежегодно проводится бонитировка лошадей с обязательным таврением и занесением данных в племенные карточки. По словам вице-президента федерации конного спорта КЧР Рашида Кубанова, карачаевская порода лошадей стала первой местной российской породой, зарегистрированной в международных институтах ДНК. Пришло заключение из Франции, что генеалогическое древо породы насчитывает около 5 тысяч лет. Во всем мире эта порода вызывает большой интерес как у конезаводчиков, так и устроителей конных соревнований. ССЫЛКА Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zarbuzan Опубликовано 12 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2014 Источник "Конские ресурсы СССР" от 1939 г., смотрим статью ст. научного сотрудника Войтяцкого. Теперь слова, указывающие на признание карачаевской породы как породы и до 1936 г. Мошенники говорят, что до 1943 года карачаевской породы нет в госплемкнигах. Смотрим. [Конские ресурсы СССР. Сельхозгиз. Москва. 1939 г. С., 245, 252, 254] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zarbuzan Опубликовано 12 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2014 Смешно и грустно господин ведущий специалист по карач. породе! О зоотехническом артефакте, мифах и мифологах придуманной в Тимирязевке карачаевской породы лошадей можно прочитать здесь http://www.horse.ru/oloshadi/structure.php?topic=56&cur=4624 извините - лень колировать ... Еще как, господин Заур Коков! "Карачаевская лошадь является лошадью особой породы, полученной в результате многолетней работы над ней коневодов- карачаевцев. Карачаевская лошадь, по экстерьеру, не выделяется красотой: она недостаточного роста, с сухими формами, зато она очень вынослива и неприхотлива. Госплемрассадник много работает над улучшением карачаевского коня. В настоящее время работа по улучшению породы лошади идет по двум направлениям: а) разведение карачаевской породы лошади в себе, т. е. путем отбора маток и подбора жеребцов внутри породы; б) прилитие крови английской лошади через чистокровных и полукровных жеребцов. Породный состав коневодства в фермах области следующий: поголовье лошадей на конефермах на 1/VII-40 г. [19 970 голов] из них породных и улучшенных [13034] процент породных и улучшенных [65,6] В октябре 1930 года в Малокарачаевском районе организован конный завод им. Сталина. Крепко сколоченный коллектив завода, методами социалистического соревнования и стахановской работой, завоевал по показателям одно из первых мест в системе..." стр. 64. С. Б. Токаев. [СОВЕТСКИЙ КАРАЧАЙ 1920-1940 гг. КАРАЧАЕВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. МИКОЯН ШАХАР 1940 г.] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zarbuzan Опубликовано 12 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2014 P. S. И пожалуйста, Achtung, документальные доказательства участия карачаевских лошадей в знаменитом переходе в 1935 году. Это такой переход, где должны быть известны не только лошади, но и всадники, принимавшие участие (пофамильно). Возьми газеты тех времен и ты все найдешь, почему я должен копаться в архивах. Именно карачаевцы на карачаевских лошадях пришли первыми к финишу и на перевалах своей грудью прокладывали путь в снегу другим командам. Это широко известно всем кто ищет истину. Абсолютно верно. «Коневодческие фермы укомплектованы конным составом карачаевской породы и незначительным количеством ее производной. Многие привыкли считать, что карачаевская лошадь не самостоятельная порода лошадей, а отродие кабардинской породы. Не собираясь подробно разбирать происхождение карачаевской лошади, укажем только, что по историческим данньм карачаевцы, переселяясь на Кавказ в конце XIV века из Крыма привели с собой свою оригинальную лошадь (монгольского корня), которая и послужила фундаментом для создания Kapaчаевской породы. Кабардинцы же жили на Кавказе издавна и имели свою лошадь. Трудно проследить за тем, какому влиянию подверглась карачаевская лошадь, какая порода повлияла на ее современный тип, но факт, что карачаевская лошадь образовалась от лошади монгольского корня. Тип современной карачаевской лошади указывает на то что влияние других пород было незначительным, а что касается ее некоторого сходства с кабардинской лошадью,— это видимо является результатом некоторого смешения этих двух пород в силу географической близости их. Какая из этих пород подверглась большему влиянию со стороны другой, сказать трудно, во всяком случае провести резкую грань между ними часто затруднительно, несмотря на довольно значительную разницу в экстерьере и типе лошадей. Современный тип и экстерьер карачаевской породы характеризует эту лошадь как выносливую, неприхотливую к условиям содержания, подвижную (совкую) в езде, главным образом, под седлом, прекрасную, как вьючное животное в горных условиях. Так, например, по данным пробега вокруг Кавказского хребта карачаевская лошадь зарекомендовала себя, как одна из лучших пород в труднейших условиях передвижения по горным дорогам и тропам. Карачаевская лошадь почти не уступает другим лучшим аборигенным породам СССР по своим промерам. Это видно из прилагаемой таблицы № 4.» Стр. 14. [Ковтун П.А., Мишин Г.М. Государственный племенной рассадник карачаевской лошади. Микоян-Шахар, 1940.] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zarbuzan Опубликовано 12 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2014 Вот что пишет старший научный сотрудник, орденоносец, Г. П. Балабанов, про участие карачаевской породы лошадей в известном пробеге 1935 года вокруг Кавказского хребта. "Конские ресурсы СССР, 1939", стр. 228. Карачаевских 6, улучшенных карачаевских 4, кабардинских 8 (у проф. Ашибокова 8 конников на фото, значит, и коней столько же.), англокабардинских 4, и т. д. А мошенники визжали, что таких фактов не знает... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zarbuzan Опубликовано 12 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2014 Карачаевская порода лошадей сформировалась предположительно в ХIV-ХV веках в северо-западной части Приэльбрусья Уважаемый Керим-Хан. Мне не совсем понятно, каким образом могла появиться "карачаевская" лошадь до появления самого народа - карачаевцев? Ведь известно, что самое первое упоминание о карачаевцах, согласно источников, относится к 17 веку. Более того, учитывая, в каких трех высокогорных аулах жили карачаевцы в 17 - 18 веках, не приходится говорить о каких-либо лошадях вообще. Вот свидетельство гораздо более позднего времени: "… Коневодство тоже не чуждо карачаевцам и у них имеется особая порода лошадей, представители которой имеют небольшой рост, некрасивую короткую голову, длинную шерсть, толстые ноги с низкими копытами. Лучшие породы лошадей, представляющие смесь кабардинской и других, имеются только у крупных хозяев…". «Верховья Кубани». 125 лет назад. Георгий Петров, 12 октября 1879 год, округ Хумаринского ущелья. Речь идет о помеси ослицы и жеребца, т.е. лошаке, на карачаевском языке "къаракъытыр". Примерно то же самое пишет И.Бларамберг: "Карачаевцы разводят много овец, ослов, мулов, лошадей. Лошади у них мелкопородные, но сильные, резвые и очень хорошо приспособлены для езды в горах..." "...Чегемы выращивают пшеницу, ячмень, просо; они делают превосходное пиво. У них — большие стада и табуны лошадей - низкорослых и не способных перевозить большой груз, но прекрасно приспособленных для езды в горах, поэтому их продают в больших количествах в Мингрелию и Имеретию. У них есть еще своеобразные мулы, называемые каракатыр, получаемые в результате скрещивания лошадей и ослов мелкой породы, которые водятся в Грузии" ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ, СТАТИСТИЧЕСКОЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА Ну во первых, 19 октября. Во вторых, далее Гр. Петров, видимо, Григорий, пишет про участие 400 карачаевских лошадей в экспедиции генерала Бабича через Марухский перевал в 1877 году. А это, согласно статье Е. Фелицына, 150 верст по крайне пересеченной местности, как он писал как очевидец. Кстати, он выпускал, или редактировал, не помню, Кубанскую памятную книжку за 1880 год, откуда ты взял путешествие Гр. Петрова. Видишь, что творили наши лошади? Численность же лошадей по разным источникам, от 400 до тысячи в этой экспедиции. В третьих, там же, в статье, Петров указывает численность карачаевских лошадей у населения тысячи... Не буду цитировать далее Петрова, а приведу, на что оказались способны эти "каракатыры". «СТАТЬЯ Е. ФЕЛИЦИНА «МАРУХСКИЙ ОТРЯД (НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ДВИЖЕНИИ ЕГО НА СУХУМ)» Марухский отряд, быстро сформированный в Кубанской области для наступательных действий в Абхазию и преимущественно в Сухум, начал собираться в назначенном месте, близ станицы Кардоникской* к 25 -июля. Известно, что еще в мае месяце высадился на берег и укрепился в Сухуме сильный турецкий десант, с которым отряд генерала Алхазова в течении мая, июня и июля месяцев имел уже ряд перестрелок и несколько серьезных дел. Марухский отряд получил свое название по имени перевала Марух, чрез который он должен был совершить свое движение в Абхазию. Во главе собиравшихся войск стоял почтенный кавказский ветеран, генерал-лейтенант П.Д. Бабич, ознаменовавший свою долговременную службу рядом незабвенных боевых заслуг, в особенности при покорении Западного Кавказа, где на долю его вышло сделаться одним из главных виновников приобретения края. Начальником отрядного штаба назначен был генерального штаба подполковник В.В. Залесский. В состав отряда поступили 2-й и 4-й батальоны 149 пехотного черноморского его императорского высочества великого князя Михаила Николаевича полка, 2-й и 4-й пешие пластунские батальоны, 2 сотни Урупского конного полка, 6-я сотня Горско- Кубанского конно-иррегулярного полка, взвод (2 горных орудия) 6-й батареи 20-й артиллерийской бригады, 2 пеших сотни, сформированных из жителей Карачая. Таким образом в отряде находилось: 4 батальона пехоты, 5 сотен кавалерии, 2 горных орудия, что в общей сложности составило более 3.000 человек. Для перевозки сухарного запаса, провианта, спирта, овса, боевых снарядов и других тяжестей, следовавших с войском, нужен был вьючный обоз не менее как в 1.000 лошадей, и притом таких, которые могли бы преодолеть трудности предстоящего движения чрез главный хребет по местности, покрытой (* Баталпашинского уезда, в 105 верстах от Невиномысской станции Ростово-Кавказской железной дороги.) высокими, скалистыми и труднодоступными горами, с глубочайшими теснинами, где с бешеною быстротою несутся холодные воды снежных потоков, опрокидывающие все, что преграждает их путь. Подобным условиям могли удовлетворять исключительно только лошади, рожденные и выросшие в горах, т.е. карачевские и принадлежащие горцам, живущим по рекам Большому и Малому Зеленчуку. Численный состав вьючного транспорта окончательно определился лишь за две недели до сбора отряда; тем не менее, к назначенному сроку, заботливостью Баталпашинского уездного начальника, на которого командующий войсками Кубанской области и Черноморского округа возложил это поручение, обоз был совершенно готов. Сбор Марухского отряда значительно оживил Баталпашинский уезд, погруженный до тех пор в мирный и ничем не возмущаемый покой: все как-то сразу засуетилось и задвигалось. Жители станиц, расположенных вблизи, усердно занялись заготовлением сухарей для войска из отпущенной муки* к станице Кардоникской потянулись повозки с боевыми снарядами, зерновым фуражом и другими тяжестями; в бывшем Хумаринском отделении открылся госпиталь, словом, всюду проявилось обычное движение, обусловливаемое сбором войск, предназначенных для экспедиции. Погода стояла в это время вообще неблагоприятная, а в горах проливные дожди шли чуть ли не беспрерывно каждый день; реки, переполненные водою, выступили из берегов и попортили дороги, так что движение отряда на первых же порах должно было встретить значительные затруднения. Для исправления пути, по направление к Марухскому перевалу, и для наведения мостов, где укажет надобность, назначена была колонна, состоявшая из трех сотен 4 пешего пластунского батальона, 4-го батальона 149-го пехотного Черноморского полка, с полусотнею Урупского конного полка и выступила со сборного пункта 27 июля утром, а вслед за нею на другой же день остальные части отряда… ...В Баталпашинском же уезде, по первому призыву уездного начальника, в среде их проявилась поразительная готовность сражаться в рядах наших войск и оказать всевозможное с своей стороны содействие к одержанию над турками побед. При сформировании Горско-Кубанского конно- иррегулярного полка из горского населения Кубанской области, в Баталпашинском уезде собраны были две сотни; одна из жителей карачаевского племени, другая из горцев, живущих по реке Зеленчуку. Весь цвет магометанской молодежи наперерыв стремился попасть в ряды формируемых сотен и многие из желающих, за недостатком вакансий, с большим сожалением принуждены были остаться дома, не осуществив своих надежд. Нужно было видеть этих джигитов, когда сотня собралась на смотр. Щегольски одетые, увешанные богатым оружием, на прекрасных карачаевских и кабардинских лошадях, они олицетворяли собою образцовую и лихую кавалерию, не оставляющую желать ничего лучшего. Выросшие на коне, каждый из них был прекрасным наездником и искал случая щегольнуть ловкостью и достоинствами хорошо выезженного скакуна своего. Даже и для неопытного глаза ясно было, что здесь сосредо- точились все лучшие силы и цвет молодежи горского населения. Аулы не жалели ничего, чтобы выставить русскому царю отборное войско. На артельное хозяйство деньги жертвовались обществами щедрою рукою. Зеленчукская сотня на первых же порах имела у себя более 11.000 руб. наличными деньгами. Еще с большею яркостью выразилась преданность горцев Баталпалинского уезда, когда явилась надобность экстренно, в две недели сформировать для Марухского отряда вьючный транспорт до 1.000 лошадей с седлами и с надлежащим числом вожаков. Это случилось в самую горячую рабочую пору, в средних числах июля. В такое время очень естественно, каждая рабочая единица в хозяйстве земледельческого класса имеет особенно важную ценность. Горцы, довольствуясь, правда немногим, засевают хлеба сравнительно мало, но тем дороже для них собрать это немногое, потому что этим они должны прокармливать свои семьи в течении целого года. Как известно, в семье горца рабочих рук вообще немного; значит, форми- рование вьючного транспорта, казалось, должно бы встретить серьезные затруднения, вызвать в среде их неудовольствие и, пожалуй, ропот но, однако, на самом деле задача эта разрешилась с удивительным успехом и быстротою. Вьючный транспорт готов был как раз к назначенному дню и отслужил свою тяжелую службу с редким усердием и добросовестностью. В высшей степени гуманное отношение к горцам, заботливость об улучшении их быта и внимание ко всяким нуждам этого народа бывшего уездного начальника, полковника Петрусевича, и настоящего капитана Кузолева, вселили в магометанском населении уезда полную привязанность и доверие к представителям местного управления. Услышав о предпола- гавшемся наступлении наших войск из Кубанской области в Абхазию чрез главный хребет Кавказских гор, горцы Батал- пашинского уезда сами предложили для вьючного транспорта своих лошадей, не требуя за это никакой платы; разумеется, они были вознаграждены. Но смело можно сказать, что без горского транспорта отряд не мог двинуться в столь трудный поход. Предполагавшаяся присылка из-за Кавказа черводаров не заменила бы карачаевских лошадей и к тому же потребовало бы огромной затраты денег. Транспортировка провианта для отряда за Марухский перевал, по головоломной тропе, чрез ледники и снега, в дождливую, сырую и холодную погоду возможна была только на таких лошадях, какими владеют горцы; другие - обладай они самими лучшими достоинствами, но не рожденными в горах, не вынесли бы и сотой доли того, что пришлось испытать транспортным лошадям. Но и эти последние, несмотря на всю свою выносливость, карабкаясь с вьюками по скалам, очень часто оставляли на снегу кровавые следы своих копыт. Подковы терялись постоянно; никакая ковка не в состоянии была выносить этой адской дороги. Спотыкаясь об острые камни и прыгая по скалам, лошади срывали себе копыта до мяса. Большая часть их остались навсегда искалеченными. Я сам был очевидцем, как возвратившиеся из Хамурза-Эштского поста на позицию у Шереметева перевала вьючные лошади по два и по три дня без движения лежали на траве, с распростертыми ногами, без копыт, обнаруживая живое мясо, не будучи в состоянии даже подняться, и не принимали никакого корма... А вожаки? Одетые в плохенькие дырявые черкески, в легких чувяках на босую ногу, они потерпели не менее своих лошадей. Заботливость о сохранении врученного им для перевозки провианта имела трогательный характер. Я видел, например, подобную картину: по узенькой тропинке, пробитой в снегу, взбирается на перевал партия вьюков, мешки с сухарями покрыты брезентами и рогожами. Идет сильный дождь при холодном ветре; вожаки, боясь подмочить сухари и не доверяя прочности брезентов, снимают с своих плеч единственные бурки и башлыки и покрывают, ими вьюки, а сами остаются в одних черкесках, ежась от холода, обдаваемые дождем и прон- зительным суровым ветром. И в таком положении они без малейшего ропота проводили многие дни... Нужно ли прибавлять к этому что-либо? Думаю, что немногие факты, приведенные мною выше, дадут надлежащую оценку пользы, оказанной горцами в экспедиции к Сухуму: если перевести на деньги все то, что предоставляли они в распоряжение правительства, и вычесть из этого выданную им заработную плату, то окажется, что пожертвования крошечного населения горцев Батал- пашинскога уезда, не превышающею 23.000 душ мужеского пола, выразится солидною цифрою в 100.000 руб. сер. Какой же из наших уездов в самом сердце России пожертвовал на военные надобности такую сумму??» Газ. «Кавказ», 1878, №44, 46. [Агуажба Р. Х., Ачугба Т. А. Абхазия и абхазы в российской периодике (XIX - нач. XX вв.). Книга I] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zarbuzan Опубликовано 12 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2014 То же, экспедиция Бабича. Журнал военных действий Марухского отряда со дня сбора по день роспуска, т.е. с 26-го июля по 11-е сентября 1877 г. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zarbuzan Опубликовано 12 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2014 После того не удивительно, что Бабич предпочел для зкспедиции соответствующую породу лощадей. Условия были сложные, что видно из цитаты Е. Д. Фелицина. Тут одной продажей негодных майкопских лошадей за бесценок, не отделаешься. "С веселыми песнями двинулись войска по извилистой тропинке на гору, растянувшись длинною и пестрою лентою по склону хребта, куда направлялась дорога к перевалу. Командующий войсками, проследовал с отрядом более 6-ти верст и простившись в последний раз с удалявшимися частями, возвратился в ст. Кардоникскую, где оставался пять дней, дабы ближе следить за продвижением отряда, так как путь, по которому он направлялся, считался едва проходимым; это, впрочем, подтвердилось и рекогносцировками, произведенными незадолго до выступления в поход Марухского отряда, несколькими сотнями, посланными для осмотра местности за перевал. И действительно, на пути движения отряду генерала Бабича предстояло встретить неимоверные затруднения. На расстоянии более 150 верст, т.е. почти до самого Сухума, приходилось идти по совершенно безлюдной, чрезвычайно пересеченной местности, отличающейся дикой природой, где на каждом почти шагу обнаруживается полное отсутствие всякой культуры. Тропа, означенная на пятиверстной карте, в действительности не существовала; нельзя было отыскать даже и признаков ее. Опытные проводники-горцы - недоверчиво качали головами, посматривая на движущиеся колонны. У кубанских черкесов, с незапамятных времен Марухский перевал считался, не без основания, самым трудным; его всегда избегали и для сообщения с Абхазией избирались другие [С. 585] проходы чрез главный хребет. В памяти у многих еще не изгладилось воспоминание о бедствиях одного летучего русского отряда, избравшего эту дорогу и поплатившегося за свою смелую попытку громадными жертвами. В некоторых местах на перевале лошадей этого отряда на веревках спускали вниз и, кажется, до настоящего времени, это был единственный случай, когда войска наши следовали в Абхазию чрез Марухский перевал. Неудивительно потому что старые кавказцы, находившиеся в рядах генерала Бабича, мрачно посматривали вдаль, задумываясь о трудностях, ожидавших их впереди. И они не ошиблись: их ожидания подтвердились вполне. Выбор этого направления для движения в Абхазию, как слышно, указан был в Тифлисе, тогда как за несколько времени до сбора отряда толковали, что он пойдет чрез Санчарский перевал; говорили даже; что о состоянии пути и об условиях следования войск чрез этот перевал собирались подробные сведения официальным путем. Некоторые, к числу которых принадлежу и я, до последней минуты были уверены, что вышеприведенные слухи не лишены правдивого основания и, вероятно, не замедлят вскоре подтвердиться фактически. С точки зрения удобства пути сообщения чрез главный хребет гор, Санчарский перевал имеет значительные преимущества перед Марухским. Эта неопровержимая истина хорошо известна всем, кто хотя поверхностно ознакомился с гористою полосою Кубанской области, - следовательно, нам, местным жителям, не было повода сомневаться в верности толков; мы считали их вполне справедливыми и не могли предполагать, чтобы вышло иначе. Санчарский перевал рано освобождается от снегов, легко доступен; пролегающая чрез него дорога к Сухуму от ст. Сторожевой располагает довольно благоприятными условиями для движения войска. Следовательно, не должно казаться странным наше удивление, когда сделалось положительно известным, что отряд направляется не чрез Санчарский, а чрез Марухский перевал, о котором речь будет впереди. По пути следования Марухского отряда нельзя было найти и сотни саженей удобных для движения пешком и с вьюками, почти каждая пядь земли требовала разработки, иногда весьма капитальной, с применением всех усовершенствований технико- [С. 586] дорожного дела. При отсутствии сапер, работы по проложению тропы производились частью войсками, частью пешими сотнями карачаевцев, под руководством Н.Г. Утякова, владельца Хумаринских каменноугольных копий, с полною охотою принявшего на себя эту обязанность по предложению командующего войсками. В первый день отряд прошел 21 версту, и переход этот, несмотря на короткость расстояния, казался ужасно трудным для войск: день был жаркий, палящие лучи солнца сильно накаляли землю, и в воздухе стояла томительная духота. На протяжении 18-ти верст от Эстонского поселка тропа пролегала по гребню высокого и длинного хребта, где нельзя было найти ни одной капли воды. Хребет этот тянется параллельно руслу реки Марухи: и, по мере отдаления от поселка на юг, поднимается все выше и выше, образуя на гребне ряд холмов и отдельных вершин. Гребень хребта, выступая за пределы низкорослой сосны, находится в области альпийского дерна, почему можно предполагать, что возвышается над уровнем моря не менее 6 т. футов. Безостановочно, в продолжении нескольких часов, подымаясь все на гору и находясь под полным влиянием знойного солнца, люди сильно утомлялись; нестерпимая жажда причиняла понятные мучения, а тут, как на беду, на всем пути ни одного ручейка. Не было никакой возможности хоть немного освежиться на походе водою и ободрить себя, так что некоторые падали от изнеможения, не имея сил двигаться вперед. На 18-й версте от поселка начинается длинный и крутой спуск к р. Марухе, называемый карачаевцами Ажемгуа, что означает «Коровий спуск» крутизна его в общем более 30°, в иных же местах доходит до 50°. Кавалерия и все верховые, приблизившись к спуску, принуждены были слезть с лошадей и идти вниз пешком, так как груды острых каменьев усыпавших тропу, страшно затрудняли движение. Вьючные лошади едва переступали, напрягая все свои силы, чтобы удержаться на передних ногах, куда сосредоточивалась вся тяжесть груза. Встречались места, где положительно они следовали на брюхе, но при всем том некоторые из них скатывались вниз - кубарем. Нелегко было и людям: ноги не имели под собою прочной опоры: ничем не прикрепленные в землю камни, при первом прикосновении к ним, летели вниз, [C. 587] увлекая за собою массу других и вместе с этим каменным потоком очень часто катился и человек, тщетно пытаясь удержаться за скользкую и такую же непрочную поверхность спуска. Невольный смех, возбуждаемый обыкновенно падением ближнего, не имел здесь места, и подобные случаи вызывали на лицах очевидцев выражение беспомощного участия. Не до смеха было... Каждый ожидал, что и его легко может постигнуть та же участь. С закатом солнца, опустившись с Ажемгуа отряд, сильно утомленный трудным переходом имел первый ночлег на ровной поляне у реки Марухи; арьергард же, не дойдя до бивуака, ночевал на горе близ казачьего поста и подошел к главным силам только на другой день. От спуска Ажемгуа до Марухского перевала оставалось 34 версты. На этом пространстве тропа пролегала по узкому ущелью, заваленному грудами обломков горнокаменных пород, обрушившихся с соседних вершин. Ручьи, сочащиеся в изобилии из боков ущелья, и снежные потоки, ниспадающие каскадами с ближайших снеговых гор, образовали по низменному дну теснины ряд небольших озер с прозрачною как стекло водою, в которой стадами плавает форель. От озер по разным направлениям распространяются непроходимые топи, поросшие болотными растениями. Острые обломки каменьев, скрытых в зелени, маскирующей воду, страшно препятствуют движению по этим трясинам и делают его в высшей степени опасным. Ноги лошади, по самую грудь погружались в зыбкую почву, попадали между обломками и несчастные животные освобождали их оттуда с неимоверными усилиями, рискуя каждую минуту искалечить себя навсегда. И таким путем нужно было шаг за шагом плестись более 8-ми верст! О приведении дороги в такое состояние, чтобы по ней можно было совершенно беспрепятственно следовать вперед, понятно, не могло быть и речи: ни время, ни средства не позволяли предпринимать никаких капитальных работ. Между тем, по свойству местности часто встречалась надобность в порохо-стрельных работах, для взрыва недоступных скал; нужно было прокладывать путь к твердым каменным породам, не поддающихся ни молоту, ни кирке. Но по необходимости все сводилось к тому, чтобы, по мере возможности, устранить самые неопределимые затруднения пути и дать хоть слабую [С. 588] возможность отряду двигаться вперед, отбросив, разумеется в сторону всякое желание о самых скромных удобствах. Помимо главной своей задачи, т.е. наступательного движения на Сухум, с целью принуждения неприятеля очистить этот город, Марухскому отряду предстояло еще обеспечить себе тыл - беспрепятственное возвращение назад по тому же пути. Это последнее обстоятельство в значительной степени осложнило и без того трудную роль отряда. С одной стороны, нужно было торопиться прибытием к Сухуму, куда одновременно с Марухским подвигались отряды генерала Алхазова и полковника Шелковникова, тогда как с другой, столь же безотлагательно требовалось озаботиться проложенном удобного сообщения с Кубанской областью через перевал. Тактические соображения ясно указывали необходимость одновременного и точного выполнения обеих задач, находившихся между собою в тесной зависимости. Поэтому в тылу отряда оставлено было три сотни, на которых и возложена разработка дороги за перевал. Упомянув о Сочинском отряде, находившемся под командою полковника Шелковникова, считаю не лишним добавить, что по распоряжению командующего войсками генерал-лейтенанта Кармаяина, он направлен был из Черноморского округа в Сухум по береговой дороге. * * * Описав, насколько это было возможно. Марухский перевал, возвращаюсь опять к прерванной хронике движения отряда, 4- го августа главная колонна, в составе 3-х сотен 2-го пешего пластунского батальона, 6-ти рот Черноморского пехотного полка. 1-й сотни Урупского конного полка, взвода горной артиллерии со всеми вьюками и частью карачаевского транспорта, имея во главе почтенного своего начальника со штабом, выступила с бивуака и потянулась на перевал... С. 589" [Агуажба Р.Х., Ачугба Т.А. (составители). Абхазия и абхазы в российской периодике (XIX-нач. XX вв.) КНИГА I. Сухум. 2005] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zarbuzan Опубликовано 12 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2014 Карачаевская порода выше ростом, чем любая другая горская порода, кроме кабардинской. Сейчас и это исправлено. Вот сравнение, скан статьи Войтяцкого от 1939 года. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zarbuzan Опубликовано 12 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2014 Вот разыскал статью, из которой хорошо видно, как некоторые занимаются подтасовками фактов. Впрочем, это касается не только лошадей. Афанасьев С.В. "Альбом пород лошадей СССР". ".... Кабардинская лошадь отличается высокой работоспособностью в условиях длинных маршей. Труднейший переход вокруг Кавказского хребта общей протяженностью 3000 км был совершен зимой 1935 г. в 47 ходовых дней, в среднем по 63,9 км в сутки. Особенно трудными участками пути были переходы через Клухор и Сурамский перевал, а также Водонасосная - Девичи (84 км), совершенный при встречном 11-бальном штормовом ветре. Через месяц участники этого перехода совершили скоростной пробег Пятигорск - Ростов. Весь путь, длиною 600 км, по грязной дороге, был пройден за 5 дней, максимальный суточный переход равнялся 150 км. Следует упомянуть о пробеге на 100 км, совершенном кобылой Азой за 4 ч. 25 м. Блестяще проявили свои кавалерийские качества, а также выносливость и неприхотливость кабардинские лошади во время Великой Отечественной войны...". Это из статьи Войтяцкого 1939 года. А это из предыдущего источника, исследования Мишина и Ковтуна в 1940 г. Вот один из тех "бульдозеров", что расчищали снег впереди колонны... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zarbuzan Опубликовано 12 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2014 Урусов пишет: В породе сложилась и поддерживается четкая генеалогическая структура. Племенная работа ведется с восемью мужскими линиями. Родоначальники пяти основных в породе линий были рождены в частных конных заводах Карачая: Аргамак у Айбазова, Даусуз у Байчорова, Туган у Байрамукова, Орлик у Абаева, Борей у Урусова и Шаман у Шаманова. Еще одна современная линия в породе восходит к карачаевскому жеребцу КобчикуА вот что пишетПрофессор С.В. Афанасьев "Альбом пород лошадей СССР" Государственное издательство Сельскохозяйственной литературы. Москва "В кабардинской породе заложен ряд линий: Атласа, Борея, Даусуза, Зураба, Учинари и закладываются новые - Даржо, Орлика 92 и Фунта. Внук Борея жеребец Бармен...". Комментарии, как говорится, излишни. Инструкция по бонитировке племенных лошадей заводских пород. Департамент животноводства и племенного дела. "Бонитировка имеет целью определение племенной ценности и назначения лошадей на основе их комплексной оценки с учетом породной принадлежности. Считаются племенными и бонитируются лошади, происхождение которых подтверждается записью их самих или их родителей в государственные племенные книги соответствующих пород.... У лошадей кабардинской, карабаирской и локайской пород допускается наличие крови чистокровной и арабской пород не выше 1/8. Карачаевские лошади бонитируются по шкале кабардинской породы, а англо-карачаевские лошади - по шкале англо-кабардинской породной группы". Здесь тоже комментировать нечего. И снова не указан год - 1953. Конечно, тогда станет очевидно, что пока карачаевцы были в депортации до 1957 года, карачаевская порода была прикрыта кличкой "кабардинская". Бонитировка, то есть определение племенной ценности карачаевской породы лошадей. Некоторые племенные представители, жеребцы и кобылы 1 класса, и элитный Догулбай. Я выбрал те, где рядом находится человек. http://www.radikal.ru/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zarbuzan Опубликовано 12 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2014 В одном я с нашими оппонентами соглашусь - если есть заявка на породистость своей местной лошади, то и должны быть соответствующие иппологические манипуляции, племенной учет, определение племенной ценности лошади (бонитировка), и прочее. А говорить "карачаевская лошадь это еще не лошадь карачаевской породы", и при этом считать, что кабардинская лошадь - это лошадь кабардинской породы, и заканчивать тем, что карачаевская порода это кабардинская порода, это абсурд. Про "милость партии", вдруг решившей снабдить Карачай своей породой, вообще промолчу. Сканы. [Ковтун П.А., Мишин Г.М. Государственный племенной рассадник карачаевской лошади. Микоян-Шахар, 1940. С. 22-24.] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zarbuzan Опубликовано 12 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2014 В 1939 году(дата издания "Конские ресурсы СССР"), кандидат сельскохозяйственных наук Калинин, совместно с Хитенковым, и другими специалистами, предложили следующую классификацию. 1. ГРУППЫ ПОРОД ПО ЗООЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ. 1.1. Северная группа. (монгольские, шведские, казахские, воронежская и т. д.) 1.2. Южная группа. (карабахские, арабские, английские, персидские, и т. д.) 1.3. Смешанные группы. Северная+Южная. 2. ГРУППЫ ПОРОД ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНОМУ АЛЛЮРУ. 2.1. Шаговые. 2.1.1. Тяжелоупряжные. 2.2. Быстрых аллюров. 2.2.1. Легкоупряжные. 2.2.2. Верховые. 3. ГРУППЫ ПОРОД ПО ЗАВОДСКОМУ ВЛИЯНИЮ ЧЕЛОВЕКА. 3.1. Примитивные. (калмыцкая, кавказская лошадь, абиссинская, и т. д.) 3.2. Переходные. (карачаевская, кабардинская, восточно-прусская, и т. д.) 3.3. Заводские (племенные). (английская, карабахская, персидская, донская, арабская, и т. д.) Карачаевская и кабардинская лошадь относятся к смешанным группам, переходным по воздействию человека, верховым лошадям. То есть, не тянули наши лошадки в то время на 100 процент заводских, но при этом далеко обогнали примитивных лошадей. Работа-с... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться