Jump to content
Урянхаец

Долган включают в состав Красноярского края

Recommended Posts

Самый северный тюркоязычный народ долганы поставлены на грань

вымирания. Путем референдума ликвидируют их автономное образование,

насильственно включают в состав Красноярского края.

Долганы занимают огромную территорию - Таймырского национального

округа, без своей автономии они потеряют способность говорить и учиться

на своем прекрасном тюркском языке.

Все тюрки на защиту долган! Позор, только один монгол старается бороться

за Эвенкийскую автономию, а за долган никто и слова не скажет.

Глядите со временем, вслед за долганами ликвидируют суверинитет

карачаевцев, башкир, татар, хакасов и якутов. Потом настанет очередь

кыргызов, казахов, туркмен и азербайджанцев.

Так что, все на защиту Долган!

Link to comment
Share on other sites

Долганы это северо-западные якуты. Их язык якутский. Таймыр это якутская земля.

Так что, все на защиту Якутов!

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

А Хакасия и не принимала декларацию о суверенитете. :)

Вот в Эвенкии на 12 тыс. избирателей 2, 5 тыс. госслужащих. Это типичное "гнилое местечко".

Не думаю, что от долган что-то зависит в принятии решений в "их" автономии. В отдельном субъекте они живут плохо, возможно, им станет лучше в объединенном крае.

Вообще скажу "крамольную" мысль. Большие у меня сомнения в нужности для хакасов существования Республики Хакасия. Хакасов 11%, и они не могут иметь веса в "демократических" процедурах. "Все это похоже на какую разводку". Образован некий субъект, тихонько отмывающий деньги. Весь бюджет на 0, 5 млн - 3 млрд. В Кр. крае на 3 млн - 60 млрд. О чем тут говорить?

Link to comment
Share on other sites

"... Поставлены на грань ВЫМИРАНИЯ(!)". Да, полноте-с, батюшка. О чем Вы говорите? В свое время в Советском Союзе была принята далеко не самая умная (сталинская, хоть и называлась "ленинской") идея национальной автономии. И жизнь показала абсолютную несостоятельность такого подхода. В Америке еще тот конгломерат наций, без какой-либо национальной автономии. И при этом ВСЕ американцы, какой бы национальности ини ни были: и китайцы и мексиканцы и ирландцы, на удивление - патриоты своей страны - Америки (США). Даже "самые угнетенные" индейцы в резервациях. Я своими глазами видел как молодые нанайцы не хотят учить "бесполезный", как они считают, - свой национальный язык, а с завидным упорством стремяться освоить кроме русского еще и английский, который даст им выход в мир. Так надо ли насиловать природу этих людей.

Не думаю, что кто-то насильно заставляет молодых долган учить русский язык, тем более, в ущерб своему национальному. Здесь, скорее, процесс обратный: через приобщение через русский, английский и другие распространенные в мире языки- долгане придут к естесственному осознанию ценностей своей культуры и будут заботиться о ней как об уникальной, исторической реликвии.

Кстати, по опросу ученых разных стран мира о прогнозе на 21 век, большинство из них заявило, что к концу века в мире остануться в обороте около 5 языков, ведущим из которых будет язык интернета (не обязательно английский, а, скорее, помесь из разных языков на базе английского).

Поэтому задумаемся, насколько логичны и разумны призывы "идти к национальным истокам", из современных многокомнатных квартир с автоматизированными унитазами обратно в юрты...? А может быть не насиловать природу человека?

Link to comment
Share on other sites

Да Ленин и Сталин совсем плохие люди были, придумали какой-то

национальный вопрос, автономию подарили.

Ельцин вообще предатель был, берите суверинитета сколько хотите.

Теперь вот приходится собирать по частям. Монголов тоже вернуть надо обратно, а то пустили на свободное плавание.

Link to comment
Share on other sites

Guest Баhылай Дь
"... Поставлены на грань ВЫМИРАНИЯ(!)". Да, полноте-с, батюшка. О чем Вы говорите? В свое время в Советском Союзе была принята далеко не самая умная (сталинская, хоть и называлась "ленинской") идея национальной автономии. И жизнь показала абсолютную несостоятельность такого подхода. В Америке еще тот конгломерат наций, без какой-либо национальной автономии. И при этом ВСЕ американцы, какой бы национальности ини ни были: и китайцы и мексиканцы и ирландцы, на удивление - патриоты своей страны - Америки (США). Даже "самые угнетенные" индейцы в резервациях. Я своими глазами видел как молодые нанайцы не хотят учить "бесполезный", как они считают, - свой национальный язык, а с завидным упорством стремяться освоить кроме русского еще и английский, который даст им выход в мир. Так надо ли насиловать природу этих людей.

Не думаю, что кто-то насильно заставляет молодых долган учить русский язык, тем более, в ущерб своему национальному. Здесь, скорее, процесс обратный: через приобщение через русский, английский и другие распространенные в мире языки- долгане придут к естесственному осознанию ценностей своей культуры и будут заботиться о ней как об уникальной, исторической реликвии.

Кстати, по опросу ученых разных стран мира о прогнозе на 21 век, большинство из них заявило, что к концу века в мире остануться в обороте около 5 языков, ведущим из которых будет язык интернета (не обязательно английский, а, скорее, помесь из разных языков на базе английского).

Поэтому задумаемся, насколько логичны и разумны призывы "идти к национальным истокам", из современных многокомнатных квартир с автоматизированными унитазами обратно в юрты...? А может быть не насиловать природу человека?

Ты Игорь в одном только прав нельзя насиловать природу человека, а природа человека такова "быть тем кем ты являешься". Это аксиома. Я не хочу быть русским, американцем, китайцем какими бы они супер- пупер себя не считали, я хочу быть саха. И если мне суждено будет родиться еще и спросили бы какой нации ты хочешь быть, я бы сказал еще раз саха. Ты Игорь почем знаешь что думают нанайцы, долганы и прочие маленькие национальности, ты не Дугин ли случайно ? Вот приезжал некто Дугин в Якутск поучать евразийству нас якутов. Толкал какие то мысли тоже о некоем евразийском котле. Ну сказочник еще тот в общем. Часть долган живет в Якутии, они возможно по культуре не совсем саха, но по языку они говорят на нашем языке. И я знаю лично они не хотят быть русскими. А про Америку, это вообще пример глупее некуда, вот поедем из-за нехватки земель всем миром жить в Антарктиду, вот тогда и твоя теория американского котла наций может быть и понадобиться. А насчет юрты ты не беспокойся, бывал я во многих уголках России, так называемой центральной, так скажу настоящие юрты там есть, в тамошних деревнях. От Москвы 100 вм проехал и все туши свет. А у нас в деревнях во всяком случае в центре республики (на сотни и тысячи километров между прочим) тянут газ, водопроводы, строят дороги, есть сотовая связь. Можете конечно не верить, но в наших крупных деревнях строят современные больницы, школы, другие социальные объекты. И все это только потому, что у нас есть РЕСПУБЛИКА !

Link to comment
Share on other sites

Нет, я не стороннник Дугина, его теории, с которой, в общем-то знаком. Действительно, и в России есть свои юрты, - вот, уж, с чем я не стал бы никогда спорить! И у Вас в Якутии я бывал. Да и среди моих студентов немало учится якутов. Поверьте, я сам живу на Дальнем Востоке и с большим пониманием отношусь к проблемам так называемых "малых народов" (частно говоря, мне очень не нравится такая формулировка, но другой пока нет). Я не знаю, что думают долгане по поводу поднятой проблемы, но то, что думают нанайцы, коряки (жители Камчатки, где я довольно долго жил), ительмены, в некоторой степени буряты, - я знаю из общения с ними, то есть непосредственно от них. Но дело даже не в том, что мы думаем. Я пытаюсь показать неотвратимость естественого хода развития. Поэтому и говорю, что не следует насиловать человека.

Выше меня Стас привел достаточно характерные цифры:

"Вот в Эвенкии на 12 тыс. избирателей 2, 5 тыс. госслужащих. Это типичное "гнилое местечко".

Разве это не повод для административной перестройки? Другое дело, в новых постперестроечных структурах следует учитывать мнение тех же долган, для чего, на мой взгляд, для них доолжны быть зарезервированы места в новом аппарате власти и управления, например.

А в Антарктиду мы не жить поедем. Во всяком случае, еще на территории нынешней России места хватит многим народам.

Конечно, если только не будем обращаться к самому негодному в современном обществе инструменту разрещения общественных проблем, - НАЦИОНАЛИЗМУ!

Link to comment
Share on other sites

"... Поставлены на грань ВЫМИРАНИЯ(!)". Да, полноте-с, батюшка. О чем Вы говорите? В свое время в Советском Союзе была принята далеко не самая умная (сталинская, хоть и называлась "ленинской") идея национальной автономии. И жизнь показала абсолютную несостоятельность такого подхода. В Америке еще тот конгломерат наций, без какой-либо национальной автономии.

Неккоректно сравнивать США и Россию.

В Америке нету коренных этносов кроме индейцев. Все народы там пришлые.

А вот в России коренных народов - сотни. И это их право иметь собственное государственное образование где они могли бы развивать свой язык и культуру, а не быть ассимилированы.

Link to comment
Share on other sites

Ты Игорь почем знаешь что думают нанайцы, долганы и прочие маленькие национальности, ты не Дугин ли случайно ? Вот приезжал некто Дугин в Якутск поучать евразийству нас якутов. Толкал какие то мысли тоже о некоем евразийском котле. Ну сказочник еще тот в общем.

К сожалению, Александр Дугин не просто сказочник.

http://arctogaia.com/public/osnovygeo/geop12.htm

По этой ссылке находится "Основы геополитики" - статья Дугина, лидера «Евразийского Движения», ранее вместе с известным шовинистом Эдуардом Лимоновым основавшем Национал-большевистскую партию.

А. Дугин заведует государcтвенным ведомством геополитических экспертиз и является хорошим другом и советником B. Путина по геополитическим вопросам.

Дугин очень талантливый и потому опасный человек.

dugin_2.jpgdugin1aj.jpg

Хочу процитировать некоторые его нетленные мысли:

Специфика географии арктического побережья русской Евразии сводит проблему соотношения регионов Севера с другими регионами к более упрощенной формуле Север Юг. Единственным исключением является проблема Якутии, которая стоит здесь особняком, так как Якутия имеет, хотя и крайне искусственную, но все же исторически фиксируемую традицию политического сепаратизма. ...случай Якутии надо рассматри вать особо. 

...

Ясно, что задачей максимум является включение этой области в «Арктический пакт» под контролем Центра (Москвы) и корреляция с другими, вторичными центрами Северного пояса. Но здесь возникают два препятствия: 

1) отсутствие в центре этого региона какого-то крупного стратегического пункта, вокруг которого можно было бы выстраивать интеграционные системы;

2) осевое положение Якутии (Республика Саха) в этом регионе, что особенно осложняется наличием у якутов пусть номинального, но исторически фиксируемого «сепаратизма».

...

В этой связи следует предпринять следующие меры

1) Резко ограничить юридически политический суверенитет Якутии

2) Разделить Якутию на два или несколько регионов, причем важнее всего административно отделить регион побережья моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря от континентального бассейна реки Лена. Важно также максимально увеличить зону, отделяющую границы Якутии от тихоокеанского побережья и усилить стратегиче ский контроль над этими береговыми зонами. 

3) Установить над всей этой территорией специальный жесткий контроль представителя Москвы

4) Организовать промышленно-финансовую интеграцию Якутии в неякутские регионы, сделать область максимально зависимой от Центра или от его проекций на Севере и на Юге Сибири.

Названные шаги предполагают такую реорганизацию этой территории, которая создала бы здесь совершенно новую геополитическую конструкцию новый центр и новые радиальные связи.

...

Якуты принадлежат к тюркской группе, значительно христианизированы, но часто сохраняют и древние шаманские традиции. При этом некоторые группы исповедуют и ламаизм. При наличии выхода Якутии к морю и границы Бурятии с Монголией все это представляет собой опасность появления потенциального геополитического блока, который имел бы больше предпосылок для относительной геополитической самостоятельности, чем Татарстан или некоторые северокавказские народы, сепаратизм которых очевиден. Если добавить к этому близость тихоокеанского берега, крайне слабо заселенного русскими, то опасность удваивается за счет возможного контроля талассократии над береговыми зонами.

...

Необходимо предпринять масштабные геополитические шаги, так как речь идет ни больше ни меньше как о потенциальной позиционной войне. На что следовало бы обратить особое внимание: 

1) Важно усилить стратегическое присутствие представителей Центра на юге Якутии. Это достигается через направленную миграцию и планомерную «колонизацию» земель народами из более западных регионов.

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу

Кстати, интересно, что сейчас хотят и Адыгею включить в состав Краснодарскго края

Link to comment
Share on other sites

Predlaqayu obrazovanie Vostochniy Turkskiy Federalniy Okruq v sostav kotoriy doljni vklyuchit sledushie subyekti Russian Federation (1) Respublika Yakut (Saxa) (vmeste Dolganskiy Nasionalniy Rayon), (2) Respublika Altay (vmeste teleutami i drigimi altaysami Kemerovskoi oblasti), (3) Respublika Hakas (vmeste shorskie tyurki Kemerovskoi i dr. oblasti), (4) Respublika Tiva, (5) Ostalnie turkoyazichnie seleniii Sibiri (chulimskie tyurki, sibirskie tatari i dr.)

Eto usovershenstvovanie i sentralizasie subyektov Federasii:)

Link to comment
Share on other sites

Degerli arkadashlar,

Ben bu site'nin moderatoruna bir teklif veriyorum. Bence bir tema bashlatmaq lazim - BIRLESHDIREMEY ETIRAZ EDIYORUZ.

Russiya Federasyonunun ozerk cumhuriyyet ve bolgelerinin birinin diyerinin digerinin icherisine sokmakla bagli bir ayrica temaya ihtiyac vardir. Hem de bu tema tekce turklerin, yok hem de diger Kavkaz ve diyer halklarin da problemlerine seslenmish olmalidir.

Mesela, Adigey Ozerk Cumhuriyyetini Krasnodar Oblastina sokmak gerekmez. Adigey'ler de, Kabardali'lar da, Cherkes'ler de ozlerine Adig derler. Bence Onlar bir Federal Okruqda birleshseler ve yahud da Russiya icherisinde bir Konfederasyon kursalar daha iyi olmaz'mi? Bu tecrubeyi Karachay, Balkar ve Noqaylara da tetbik etmek olmaz'mi? Bele olarsa, bu hem Russiya Federasyonunda idaretme/governance ishini gelishdirer, hem da oten zamanlarda bir millet, bir ulus olan, sonralarda Stalin hatti ile biri-birinden ayrilan ve kechen zaman kesiyinde uzaklashan qohum ve kardesh halklarin bir daha bir araya gelmesine, inteqrasyonuna, kavushmasina neden ola biler.

Bence bununla bagli bilim adamlarinin, aydinlarin, diyer sechilen insanlarin bir ETIRAZ HEREKAT'ina Ihtiyac Vardir.

Saygilarimla,

Celal Bayat

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

Dumayu chto bilo bi bolee razumno vikluchat Dolqanskuyu avtonomii v sostav Respubliki Yakut (Saxa). Da Zdrastvuet Dolqanskiy Natsionalniy Rayon v sostav Respubliki Yakut (Saxa).

Во правильная идея! Ради укрепления России надо воссоединить Прибайкалье, Долганию, Меркитию и сагайцев с Сахастаном в единую,

неделимую губернию!

Link to comment
Share on other sites

Guest Scut
Во правильная идея! Ради укрепления России надо воссоединить Прибайкалье, Долганию, Меркитию и сагайцев с Сахастаном в единую, неделимую губернию!

А что такое Меркития и сагайцы?

Link to comment
Share on other sites

Guest plimpa

В продолжение темы, хотя и немного в сторону, привожу свои ответы на опрос одного информ-агентства, любезно выслушивающего меня в числе экспертов. Совковый вариант укрупнения даст совковый же результат: вымирание народа: тени (без языка, без культуры и самооощущения) под названием "долганы" будут просто физическим видом, ничем не примечательным и не отличимым от миллиона других жителей планеты, исчезновение отдельных видов неизбежно и грустно, но когда это грубо подгоняется - вызывает протест

1. Можно ли назвать Сибирь особой частью России и почему? Кем в большей мере ощущают себя жители Вашего региона – сибиряками или россиянами?

Сибирь, безусловно, особая часть России, ее рекреационная зона, не только в геополитическом смысле, но и по людскому потенциалу, генетическому ресурсу. Здесь свежи не только геологические процессы, молод, подвижен и дрейф генов. Население Сибири разительно отличается от жителей Старого Света не только менталитетом, но и физически. Здесь задействовано более вариативное сцепление принципиально разных культур, цивилизаций, традиций и что ни говори – крови. Разных этносов. Это воспроизводство, имеющее качественную характеристику, а не только количественную.

Жители Республики Тыва (этнические тувинцы) идентифицируют себя именно, как «тыва кижи», тувинец, во вторую очередь, как представители большой общности «сибиряки», а в графе «я – гражданин России» оказались нулевые показатели. Это данные исследований, проведенных в первой половине 2004 года аспиранткой Института этнографии (СПб), в рамках подготовки доклада на второму международному съезду этнических тувинцев, состоявшемуся в августе 2004г. в г.Кызыле. Результаты были оглашены на съезде для размышлений…

Могу добавить, что до сих пор в бытовом общении тувинцы говорят о соседней Хакасии или Иркутской области, как и вообще о России «орус чурту», страна русских. Отчуждение непроизвольное и потому простительное.

2. Достаточно ли, на Ваш взгляд, российские СМИ рассказывают о проблемах Сибири? Какова степень полноты и объективности этой информации?

Нет. И дело не в отсутствии материалов. Региональная пресса готовит достаточное количество качественных, аналитических работ, надо лишь, чтобы этот массив стал достоянием всей читающей (смотрящей и слушающей) России. Я вижу, что такой целенаправленной политики у государства нет. И каждое удельное княжество трубит о своем, в рамках собственной территории. Лубочные сюжеты «из Сибири» ограничены либо неконфликтными темами «культура», «чудаки», либо ЧП. Это весь допустимый спектр тем. Решение диктуется политикой федеральных каналов (изданий), а уж кто им установил цензуру? Региональное ТВ зачастую оказывается более информативным и менее ангажированным, что подтверждается ежегодно итогами журналистских конкурсов (проводимых именно Союзом журналистов). Их допуск на федеральный канал повлечет здоровую конкуренцию и разнообразие тем. Кто решил, что это неинтересно в с е й России? Ощущение, что принцип разделяй и властвуй в отношении СМИ, прописано за №1 (опасно, если вся страна заговорит о губернаторе Евдокимове и будет следить за перипетиями его карьеры делая нежелательные выводы и сравнения, или вдруг задастся вопросом, почему нет ни одного интервью с озаренным счастьем аборигеном, ставшим подданным красноярской губернии и почему 92% явки вдруг высветились перед началом голосования, а не в его конце). В общем, нет ни полноты, ни объективности, ни одноименных задач.

3. В чем Вы видите основные проблемы в отношениях между федеральным центром и Сибирью? Насколько политика федерального центра в отношении Сибири учитывает его своеобразие и интересы его жителей? Какие шаги центр должен предпринять для решения существующих проблем? Насколько эффективно региональная власть отстаивает интересы Сибири?

В том, что Федеральный Центр не понимает кардинальных отличий не только Калужской области от Томской, но и пропасть между той же Томской и соседней Кемеровской. Или Бурятии от Якутии. Усредненные данные, умозрительные схемы далекие от жизни, как при распределении бюджета, так и при составлении прогнозов экономического роста. Шаги для решения проблем были высказаны большинством вменяемых экономистов еще при Ельцине – больше самостоятельности и ответственности, а не разливальной ложки бюджетной манки и слюнявчиков на шеях глав регионов. Региональная власть не способна отстаивать интересы региона, потому что она ответственна (и обязана местоположением) в первую очередь перед Кремлем, а потом уже перед собственным населением. Тем более, в условиях, когда она будет назначаться, а не избираться. Оглядка/ошейник особенно в дотационных регионах, целиком повязанных и сидящих на милости федерального бюджета никогда не позволит главе региона и даже законодательной власти делать безоглядные шаги отстаивании интересов, простирающихся чуть дальше его служебного кресла.

4. Насколько развиты и чем обусловлены сепаратизм, стремление к большей автономии в Вашем регионе? Существует ли такое явление, как региональный патриотизм? Какие факторы способствуют его усилению? Возможно ли решение существующих в Вашем регионе проблем за счет расширения региональной самостоятельности или требуется усиление внимания и поддержки со стороны центра?

Для республики, отметивший год назад 60-летие вхождения в состав СССР сепаратизм

не ругательное, разрушительное понятие, а что-то сродни нейтральному слову «старина», «архаика». Возникающее время от времени стремление к большей самостоятельности возникает, как ответная реакция на урезание прав. Будь то принятие федеральных законов о природопользовании и недрах или политические решения, связанные с перестройкой государственного механизма управления: назначение руководителей, отмена выборности и т.д. Идея укрупнения регионов одно из самых непопулярных (среди сельского населения) решений. При всей лояльности к бывшему СССР, идея перехода в новый супер-конгломерат воспринимается как поглощение, угроза выживанию и сохранению. Никакие экономические доводы «за» не будут иметь эффекта. Здесь достаточно примера Чечни, чтобы помнить о цене вопроса, который может встать после всех слияний. Призрак Чечни (вне зависимости от причин, в которую и не вникают сильно) для большинства немногочисленных народов стал предупреждением, чем может закончиться «дружба народов», когда ее хотят односторонне прекратить. Региональный патриотизм объект политических спекуляций. Он есть. Им легко манипулировать и направлять. Присутствует и менее гибкий национальный патриотизм, если целенаправленно подвести их к наложению, рецепт социального (и не только взрыва) готов.

В помощь Центра «на местах» верят с трудом. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Не просчитанные благодеяния вроде решения о строительстве железной дороги или пуск под водохранилище ГЭС (от запуска которой Тува ничего, кроме затопления пастбищ и переселения в голую степь без обещанной промышленной инфраструктуры, и закономерно последовавшей люмпенизацией сельчан не поимела) оборачиваются невосполнимыми убытками. «Да Москве легче закрыть глаза и подкинуть 5 млд. руб. (годовой бюджет республики) чем разбираться с региональной вороватой элитой и ее преступлениями. Зачем ей морочиться с нами, с бурятами, с калмыками?» - не говорит только ленивый.

5. Каковы эффективность и перспективы международного (в т.ч. приграничного) сотрудничества Вашего региона? Насколько центр учитывает интересы Вашего региона, определяя внешнюю политику на азиатском направлении? Актуальна ли проблема т.н. «китайской экспансии» и в целом миграции из стран АТР? Каковы наиболее реальные геополитические сценарии будущего Сибири?

«Эффективность перспективы» от международного сотрудничества или ее обратный результат в Туве мало зависит от внешней политики Центра. Уровень этого сотрудничества таков, каковы объективные возможности региона. Без железной дороги, без соседства с крупными узловыми городами возможности товарообмена незначительны, экспорт сырья и энергоносителей так же ограничен и бесполезен из-за расстояний. Там, где стык проходит по малозаселенной, труднодоступной территории (с обеих сторон сопредельных государств) никакая внешняя политика, если она не поддерживается намерениями с обеих сторон, ничего не достигнет. Наш регион ничего не теряет и не имеет от движений государства на внешней арене. Даже в самые глухие годы, уровень приграничной контрабандной торговли ширпотребом в принципе отвечал запросам обеих сторон.

Проблемы «китайской экспансии» для Тувы нет. Вековое маньчжурское иго (18-й начало19вв.) Тува в своей истории пережила, никаких ассимиляционных процессов не последовало. Язык, культура, обычаи, традиции, генотип не подвергся никаким изменениям. Миграции в Туву из АТР почти нет, даже если она последует, шовинистических истерий ожидать не приходится. Поскольку сфера хозяйственной деятельности и специализаций тюрков-кочевников (каковыми тувинцы продолжают оставаться в глубине своего сознания и предпочтениях) и народами АТР лежат в разных, не пересекающихся и не конкурирующих плоскостях. Мелкий бизнес, торговля, сервисный рынок не сфера дележа для скотоводов, а естественное и разумное разделение труда.

Геополитические сценарии развития Сибири. Углубление/расширение процессов укрупнения территорий приведут к утрате управляемости, мобильного ответного реагирования и к фиаско заявленных экономических программ развития Сибири. Здесь, как никогда будет уместна поговорка «жадность фраера сгубила». Освоение территорий далеко не исчерпывается подписанием бумаг, закрепленной печатью губернатора всея Сибири. Прогресс - за движением человеческого ресурса, а не техническими инъекциями. Попытка завести махину с разнородным потенциалом и разнонаправленными векторами устремлений (потому что содержимое головы эвенка и чаянья енисейского казака не могут совпадать по определению) приведут, скорее всего, к поломкам и поискам новых идей и рецептов. Более органичных человеческой природе, развернутых и исходящих из возможностей человека, а не из механических расчетов потенциала недр. Все вернется к мобильным, самоуправляемым территориям, способным к модернизации, наблюдающийся гигантизм себя дискредитирует, а «китайская экспансия», как подстегивающий фактор приведет Сибирь к запуску собственных программ развития территорий. И никакой китаизации, которой так пугают обывателей, не произойдет. Слишком разные культуры и разный возраст народов, слияние исключено по биологическим законам, которые работают последовательнее и точнее, чем экономические. (Полагать, что китайцы суть японцы или корейцы – большое заблуждение. Между ними пропасть не меньшая, чем между норвежцами и монголами). Якобы явочным порядком «пожелтевший» Дальний Восток – утопия, у которой есть российские авторы. И цели их вполне очевидны.

Link to comment
Share on other sites

Джелал баят,

с этими "укрупнителями" нельзя говорить на равном языке. Российский центр это как ребенок, который если что то захотел будет маниакально просить игрушку несмотря на всю глупость данного неадекватного желания плюс полное отсутствие чувства отвественности перед другими.

Turk-Mogol kardeslerim,

tarih boyunca bizim potansiyelimizi engellemek ve durdurmak amaciyla dunyanin en adii ve en vahsi rejimler tarafindan her tur iskence ve insafsizliklari gorduk. Bu sefer ise yine bizi bolmek, kucultmek, asimile etmek istiyorlar. Buna karsi koordineli calisarak, bir ortak Think Tank - bilgi ve strateji arastirma, AKIL URUTME VE YURUTME MERKEZI kurulmasina ihtiyac duydugumuzu dusunuyorum. Su merkez aracigiyla bir cok kardes milletlerin arasinda bir kopru bir bulusma ve kaynasma noktasi yaratilabilir. Ilk once bu gibi bir fikir gercek olursa butun Turk-Mogol toplumlarin haklarini savunmasinda daha basarili daha verimli olacagimiza inaniyorum.

Tanri bize kolaylik versin!

Цвети Родная Бурятия!

Link to comment
Share on other sites

Saygideger Buryadai,

Mojet bit ya virajal ne tak tochno. Esli Dolganav budet vkluchit "kuda nibud" to bila bu luchshe v sostav Saxa chem Krasnoyarsk. Ved Dolgani i Yakuti rodstvennie narodi, ne tak li? Krome etogo ya je skazal Dolganskaye Avtonomiya v sostav Saxa.

Soglasno s vami na chet ..... No delo v tom chto Rossiya velikaya derjava i chtobi predstoit "maniakalnie interesi" praviteley etoy derjavi nado obeidenitsa. Shto meshaet turkoyazichnix respublik Rossii sozdat regionalnie vnutrennie uslovnoe konfederatsii? Eto ne oznachaet shto vse resbupliki budut proshatsya s samoupravleniem ili avtonomii. Eto oznachaet shto oni budut koordinirovat svoi usilii. Ya dumayu shto dlya budushey nezavisimosti eto ochen vajno. Shto meshaet Tataristan, Bashkordostan i Chuvashtan sozdat "Itil-Uralskoe sootrudnichestvo". Ved oni nujni drug druga i syechas i v budushem. Dlya razvitie regiona oni imeyut mnogie prirodnie zapasi i dr.

Ya podderjivayu kulturnoe i nauchnoe sootrudnicehstvo. No mne kajetsya ekonomicheskie faktori bolee privlekatelni dlya inteqratsii. Ved vse xotyat stat milioneram i bogatchem.

TSVETI RODNOY TURAN!

Link to comment
Share on other sites

Guest Саха Уолана

И в прежние то времена долганы так таковой не имели полноценного суверенитета. Долгано-Ненецкий АО это была лишь ширма. Так что и в их отношении нечего не изменится. И мне очень обидно за них. Большая часть молодежи уже покинуло обжитые места. Перебралась в Республику Саха.

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

Материалы конференции посвященной 100 летию Б.О.Долгих. Г.Красноярск, 2004 год.

С.А.Бахтин (Краснояр пединститут). Проблема дифференциации якутов и долган.

В совр. отечественной этнографической науке был и остается актуальным вопрос о дифференциации якутов и долган. 1 закл. в том, что долганы – это самостоятельный по происхождению этнос, со своей самобытной культурой и языком, а вторая – в том, что долганы явл-ся одной из групп северных

якутов-оленеводов, т.е. субэтносом якут.народа, и долганский язык явл-ся одним из диалектов якутского. Этой проблемой занимались Ю.Б.Симченко, А.А.Попов, Б.О.Долгих и др., но окончательного ответа до сих пор не дано. Тем более что сам Б.О.Долгих на протяжении десятилетий три раза менял свою точку зрения по этому вопросу.

Эта проблема хорошо отражается в этнонимах. Как показывают данные исследований В.П.Кривоногова (Кривоногов, 2001, с. 48), большая часть долган Хатангского района Таймыра в разговорной речи используют этноним «хака» - то есть «саха». Но еще вплоть до 1950-х годов в паспортах оставалась запись «саха». Естественно, через документы это самоназвание распространялась по всем группам Таймыра. Но использовали его в разговоре лишь как аналог «хакалар» или «тыалар».

Чуприн С.Н. «Долганы – род северных якутов. Одежда одинаковая. Язык общий».

Налтанов П.П. «Мы не похожи, мы и есть якуты. У нас ведь все одно: и одежда и песни. Только мы отсоединились. Точнее, нас отсоединили от Якутии в советское время. А “хака” значит то же самое, что и “саха”. Слово “долган” не знаю, откуда произошло. Наверное, власть навязала».

Иванова Л.Г. «Советская проклятая власть нас разделила! До этого все были «саха»».

Чуприна А.Г. «Саха – это долганин. А якуты произошли от нас. Раньше они жили здесь, в Попигайско-Анабарском районе».

А что, там и была некогда страна Алакчин!

Link to comment
Share on other sites

Guest Мэнгэ-бай

Саха - якуты и саха - долганы говорят на одном языке. Мне например долганский язык понятнее, чем язык якута из Вилюйского региона. Так что мы один народ.

По-моему нас специально разделили. Как говорили древние: "Разделяй и властвуй".

P.S. Генсек СССР Черненко был по матери долганом...

Link to comment
Share on other sites

Дороболор!!! Очень приятно, что вы цитировали мою статью (Бахтин С.А.) хоть и не всю. Хочу откровено заявить! ДОЛГАНЫ не вымирают. Это русские вымирают. С хакалар всё хорошо. Есть даже семьи, где 10 детей, мне такие часто встречались в Хатангском районе. ТАм есть проблема с Дудинским районом, где уже дети не знают родного языка, да и детей в семьяъ часто не больше двух.

О якутах и долганах. Тут вопрос до сих пор открыт. Кстати, а эвенки тоже не в меньшей степени повлияли на этногенез долган. Долганы по языку и культуре похожи больше на северных якутов, чем на якутов юга. Лично я считаю, что долганы это субэтнос северных якутов-оленеводов. Вот!

Ну самое главное, что долганы не вымирают, а даже очень прибавляют. К тому же и живут они достаточно не бедно, относительно других народов.

Link to comment
Share on other sites

Общая численность - 6945 человек. Cколько было долганов когда основали республику?

Link to comment
Share on other sites

Guest Баhылай Дь
Впорос к Сахалар или долганнар: осознают ли долганы, живущие в Республике Саха, себя частью народа саха или отдельным народом?

Думаю, что долганы по происхождению между саха и тунгусами, возможно они ассимилированные тунгусы, каких в Якутии много. Почему так, потому, что основное занятие долган это оленеводство, костюмы ихние не похожи на якутские, скорее их костюмы эвенкийские. Да и обычаи у них как у северных народов. А так, по менталитету (поскольку менталитет определяется языком) они нам ближе чем эвенки. Хотя и считают себя отдельным народом. Знаю нескольких долган давно живущих в Якутии и считающих себя якутами. Наши же эвенки даже не знающие свой родной, но говорящие на якутском себя все же четко разделяют свой народ от саха.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now



×
×
  • Create New...