Jump to content
Guest

Народ/Владение/Орда "Курыкан"

Recommended Posts

Predlagayu svoi obyasnenie slova Kurikan

sredi jalairov esti rod kurkin , tam gde oni kochevali v khetei aimag esti reka khurkhin gol ot slova khurakh v smisle sobirat', sobranie odin koren s slovom kurultai, mojet oni s kurikanami odno plemya sostovlyali? takje ryadom s russko-mongolskoi granitsei v chitinskoi oblasti esti reka kurkin po mongolski v sovremennom chtenii khirkhon gol.

Link to comment
Share on other sites

Predlagayu svoi obyasnenie slova Kurikan

sredi jalairov esti rod kurkin , tam gde oni kochevali v khetei aimag esti reka khurkhin gol ot slova khurakh  v smisle sobirat', sobranie odin koren s slovom kurultai, mojet oni s kurikanami odno plemya sostovlyali? takje ryadom s russko-mongolskoi granitsei v chitinskoi oblasti esti reka kurkin po mongolski v sovremennom chtenii khirkhon gol.

В "Истории Усть-Ордынского Бурятского Округа" высказывается предположение, что курикан это монгольское слово хургэн (зять).

Обозначение "3 курикана" или "3 зятя" означало принятую в племени трехродовую систему браков.

Т.е. человек из рода А женится на девушке из рода Б, мужчины рода Б женятся на девушках из рода В, а мужчины из рода В на девушках из рода А.

Link to comment
Share on other sites

Здесь я помещаю постинг уважаемого Стаса, с которого в принципе и началась тема:

Стас пишет:

1. Земли курыкан располагались по Юаньской летописи "в округе Ангкола, носившем имя от одной реки. У жителей этого района язык существенно отличается от кыргызского...", т.е. в районах современного расселения западных бурят.  

Итак, язык курыкан "существенно" отличался от тюркоязычных кыргызов.  

2. Сам этноним имеет ярко выраженную монгольскую формукури/гури - корень) + (ган/кан/бан - аффикс) = гурабан/гурган - числительное "три".  

Известно, что кырыкане составляли союз трех племен.  

3. Можно сблизить гуриган-буриган-буриан-бурят.  

Западные буряты тоже состоят из 3 племен: булгачин, ихирас/ихирет и кермучин. (у Рашид-ад-дина ошибочно транслитерировано)  

4. Корень кури/гури чередуется в монгольских языках с бури и имеет много общего с названием furi. Инициальная f - обычное явление в монгольских языках и отсутствует в тюркских.  

5. Обнаруженные руноподобные знаки на предметах курыкан не образуют макросистему и не читаются по-тюркски.  

6. Необъяснимым выглядит бесследное исчезновение курыкан в 9 веке и появление там монголоязычных племен (это уже из разряда доказательств уважаемого Акскла).

Link to comment
Share on other sites

Теперь постинг уважаемого Sanj:

то, что пишет о курыканах дашибалов:

Дашибалов Б. Б. Байкальская Сибирь в средние века. Улан-Удэ. 1997. Изд-во Бурятского госуниверситета.

Сложение курыканского союза. В VI веке в Байкальской Сибири произошло важнейшее историческое событие: здесь складывается курыканский союз племен, который существовал почти до X века. Основу его составили потомки населения культуры плиточных могил, в этот союз вошли остатки хуннских родов, сюда же влились и выходцы из Хакасско-Минусинской котловины. Главным компонентом, скрепившим и связавшем все эти разнородные и чуждые по началу группы, были местные племена, которые издревле жили по берегам Байкала.

Немаловажное значение для сложения курыканского этнополитического объединения имело то, что в начале I тыс. нашей эры территория Западного Забайкалья (юг Бурятии) была занята хуннами. Именно через юг Центральной Азии проникали в прибайкальскую тайгу культуры номадов.

...........................

О том, что курыканы являются потомками хунну свидетельствуют летописи танской династии: «Предки дома ойхор (хойху) были хунны. Они обыкновенно ездили на телегах с высокими колесами: почему их при династии Юань-Вэй (с 385 года) называли Гао-гюй или Чилэ, ошибочно превращено в Тийелэ. Поколения их суть: Юаньгэ, Сиеньбо, Кибиюй, Дубо, Гулигань, Доланьгэ, Пугу, Байегу, Тунло, Хунь, Сыгие, Хусие, Хигийе, Адие, Байси, всего пятнадцать поколений. Они рассеянно обитали по северную сторону Великой песчаной степи» (Бичурин, 1950).

...........................

В VI веке прибайкальские курыканы в определенной мере ориентировались на усиливающуюся мощь тюрков-тугю. Чтобы сохранить свою самостоятельность и границы, курыканы неоднократно отправляют посольства и подарки орхонским каганам. На территории Байкальской Сибири не отмечено археологических памятников, которы бы свидетельствовали бы о появлении здесь тюрков-тугю.

Вместе с тем, племена теле (в их состав входили и курыканы) постоянно стремились к независимости от орхонских тюрок. Они неоднократно поднимали восстания и пытались играть на противоречиях во взаимоотношениях орхонских каганов и китайских императоров. Номинальное подданство телесцев китайскому государству во многом было выгоднее, чем прямое подчинение тюркам-тугю.

После разгрома орхонского каганата, в 581 году в результате выступления телесских племен, среди степных народов началась кровопролитная борьба за политическое господство. Власть захватили племена сейяньто. Телесский союз, в котором немаловажную роль играли курыканы, разгромив сейяньто, обратился с просьбой к китайскому императору Тайцзуну: «Сейяньто не повиновался Великой державе, и через то сам навлек на себя погибель. Подчиненные ему старейшины от страха рассеялись подобно птицам, неизвестно куда. Ныне каждый имеет отдельную ему часть земли; все желают поддаться сыну неба и просят установить у них при сем случае чины дома Тан». Китайским императором в северных землях было создано 11 округов, во главе которых остались прежние правители, но с новыми китайскими военными титулами. Округ курыкан получил название Сюань-Кюе-Чжу. Как свидетельствует хроника династии Тан (618-907 годы нашей эры) «тридцать лет в северных странах не слыхали военного шума» (Бичурин, 1950).

В 679 году тюрки-тугю, возглавляемые каганом Кутулугом, восстали против власти империи Тан. После ряда удачных сражений восточным тюркам удалось восстановить границы своих земель и воссоздать в 682 году Второй восточнотюркский каганат. В числе врагов Кутулуга упоминаются и курыканы: «На юге китайский народ был ему врагом, на севере народ токуз-огузов Баз-кагана был ему врагом. Кыргызы, курыканы, отуз-татары, кытаи и татаби – все ему были врагами» (Бичурин, 1950).

Телесские племена пытались неоднократно освободиться от зависимости тюрок-тугю. Борьбу за освобождение возглавили уйгуры. После убийства последнего восточнотюркского кагана в 745 году борьба завершилась окончательной победой селенгинских уйгуров. Вполне возможно, что с образованием уйгурского каганата произошло объединение всех телесских (уйгурских племен). В этот военный союз, очевидно, входили и прибайкальские курыканы (северные уйгуры).

....................................

К IX веку в Центральной Азии усиливается государство средневековых хакасов. Возникает противоборство между хакасами и уйгурами. Хакасам важно было освободить от уйгурских войск территорию Тувы и разгромить уйгурскую мощь в Центральной Азии. Каковы были взаимоотношения между хакасами и курыканами – неизвестно, но в летописях отмечается, что на знаменитых «гулиганьских (курыканских) лошадей похожи лошади племен цзегу (хакасов), разница в малом». Также в китайские летописи сообщают «Хагас было сильное государство: по пространству оно равнялось тукюесским владениям… На восток простиралось до Гулигани (то есть до прибайкальских курыканов) (Бичурин, 1950). Следовательно, земли курыкан и средневековых хакасов граничили друг с другом. Погребения хакасских воинов найдены археологами в междуречье между Енисеем и Ангарой: это возле Красноярска, а также на реке Кан (Николаев, 1982; Савельев, Свинин, 1978).

........................

В X – XI веках группы племен, возглавляемые хори, оказываются у берегов Байкала. В это время здесь жили курыканы. Очевидно, проникновение хори на территорию Байкальской Сибири не было мирным. Но об этом периоде мы знаем очень мало, так как у ученых недостаточно источников для воссоздания точной исторической картины. …

Вероятно какая-то часть курыкан, под давлением более сильных и могущественных завоевателей двинулась вниз по реке Лене, и ушла на север, в земли предков якутов. Оставшиеся курыканские роды вошли в состав нового складывающегося политического союза племен, возглавляемого хори. Население Байкальской Сибири в это время характеризовалось этнической неоднородностью и пестротой родоплеменного состава. Наряду с тюрками (курыканами) здесь жили монголы (хори), и также различные группы племен, отличающиеся по происхождению. Проникновение в Байкальскую Сибирь хори положило начало процессу монголизации этого края.

Сходные по своему значению события происходили и во многих других областях Центральной Азии. В конце X – начале XI веков начался процесс постепенного расселения монголоязычных народов, сопровождавшийся вытеснением и слиянием с монголами местных групп, говорящих на тюркских, тунгусо-маньчжурских и иных языках. Чаще всего это движение сопровождалось ожесточенной борьбой между завоевателями и местными племенами. Эти события, в конечном счете, привели к усилению в Центральной Азии монголоязычных племен.

..............

Раз уж мы затронули этимологию курыкан, то приведем все имеющиеся на этот счет соображения. По Г.В. Ксенофонтову этот этноним объясняется из бурятского «хюргэн-кюргэн» и тунгусского «курокан, куракан, курэкэн», что значит зять. Исходя их этого, Г.В. Ксенофонтов подразумевал, что главы трех подразделений вилюйских якутов (отюреченные тунгусы, древние хунны и часть монгольских родов) состояли зятьями тыгынов, властителей якутского народа (1937). Сходного мнения придерживается и В.В. Свинин. Он предполагает «уч-курыкан» переводить как «три зятя», т.е. это три разноязычных рода (тюрки, тунгусы и монголы) связанные между собой кольцевой системой родства (Свинин, 1971).

Link to comment
Share on other sites

Извиняюсь за некоторую перестановку тем :D - хотел убить название одной из тем и пришлось перекидывать посты с нее в новую. Сорри.

Теперь инфа:

КУНЫ

Кун возводится к термину Qu - "Лебедь".

Куны это курыкане орхонских надписей, идентифицируемые с курумчинской культурой.

В конце V в. часть кунов ушла в составе уйгуров из Прибайкалья в Восточный Туркестан, где смешалась с эфталитами и воевала против жуань-жуаней и родственных орхонских тюрков-огузов. Китайцы упоминают их под именем "КУНЬ-И".

По мнению Г. Хауссига, эти QUNNI тождественны CHUWNI византийского писателя Феофилакта Симокатты, описавшего предисторию появления Авар (Var Chunni, Cunni) в Причерноморье.

[В.П. Яйленко. Миграция кунов-курыкан из Южной Сибири в Поднепровье в свете письменных и арехеологических источников. // Проблемы археологии Степной Евразии. - Кемерово, 1987 - С. 152 (152-153)]

Часть кунов присутствовала в составе приднепровского племенного союза Аваров. По сообщению анонимной хроники "Деяния венгров", венгры в IX в. застали у Киева народ Cuni.

[В.П. Яйленко. Миграция кунов-курыкан из Южной Сибири в Поднепровье в свете письменных и арехеологических источников. // Проблемы археологии Степной Евразии. - Кемерово, 1987 - С. 153]
Link to comment
Share on other sites

Теперь собственно о кунах:

КУНЫ - одно из древнейших тюркоязычных племен, занимавших почетное место в конфедерации ТЕЛЕ. После разгрома в 840 г. уйгурского каганата они бежали на восток Монголии и вскоре попали в сферу влияния киданей. Когда и в связи с чем они были вытеснены киданями из Монголии неясно, но уже у ал-Бируни КУНЫ и КАИ упоминаются рядом с енисейскими кыргызами.

[С.Г. Кляшторный. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. - С.125]
Link to comment
Share on other sites

Шараф аз-Заман Тахир Марвази (придворный врач сельджукского султана Маликшаха) "Табайи ал-хайаван" ("Природа животных"):

"Среди них (тюрков) есть группа племен, которые называются КУН, они прибыли из земли Кытай, боясь Кыта-хана. Они были христиане-несториане. Свои округа они покинули из-за тесноты пастбищ. Из них хорезмшах Икинджи ибн Кочкар. За КУНАМИ последовал (или: их преследовал) народ, который называется КАИ. Они многочисленнее и сильнее их. Они прогнали их с тех пастбищ. Куны переселились на землю Шары, а Шары переселились на землю туркменов. Туркмены переселились на восточные земли огузов, а огузы переселились на земли печенегов, поблизости от Армянского (Черного) моря".
Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

Врядь ли курыканы имеют хоть какое-либо отношение к кунам.

Куны, они же котаны вошли в состав половцев-кыпчаков. Их

принято считать ветвью отуреченных киданей или кытаев, ушедших

на запад. Курыканы-одно из тюркоязычных телеских племен, считаются по давней традиции этническими предками якутов-саха.

Так Г.В.Ксенофонтов предполагал что вилюйские саха и были представлены как курыканы-гулиганы. А А.П.Окладников этногенез саха связывал исключительно с курыканами. В то же время, бурятские ученые Г.Н.Румянцев и Б.Б.Дашибалов пришли к выводу

о том, что курыканы были предками хоринского племени бурят.

В этой связи характерны предания Прибайкалья, связывающие курумчинские древности с народом хоро или хори-монголов.

Поэтому вероятнее всего, хоринцы вошедшие в состав саха и бурятов и являющиеся предками всех монголов через брачный союз с шивей(легенда об Алан-гоа) и являются потомками средневековых курыкан.

Link to comment
Share on other sites

У башкир известно племя Kuwakan - Куакан - Кувакан. "Ку" - значит с тюркских языков - 'Птица, Лебедь'. Возможно Куваканцы Юж. Урала связаны с Курыканами Центральной Азии - не знаю.

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

Замечательное предположение. Постольку, я читал ранее научную

статью связывающую кувакан с курыканами, через их вероятных

потомков бурятское племя хонгодоров - почитателей лебедя.

Кстати, лебедь - тотем хоринцев, которые считаются основными

потомками курыкан и ряда якутских родов и племен.

Еще потомками курыкан считали калмыцких гурвудов, кереитское

племя каркын, огузское каркын, джалаирское коркин.

Я приводил по моему отрывки статьи в дискуссиях, в теме о ку-

рыканах.

С уважением.

Link to comment
Share on other sites

Guest Гыук

В древнетюркское время на территории Прибайкалья получают

распространение памятники курумчинской культуры(6-10 вв.). Границы её распространения проходили по низовьям Селенги, долине Баргузина, Тункинской долине, Приангарье и верховья реки Лены. Носителем данной культуры являлся так называемый союз трех курыканов-уч-курыканский племенной союз, сложившийся в Прибайкалье где-то в середине 5-нач.6 в. Согласно китайским летописям, курыканы были относительно небольшим народом, способным выставить до 5000 конного войска. Тем не менее, они сумели создать весьма самобытную и развитую культуру. Основным занятием курыкан было скотоводство, они разводили превосходных коней, которые привозились ко двору китайского императора, и других животных. Занимались также охотой. Знали они и пашенное земледелие, строили ирригационные сооружения, было развито строительное дело, добыча и обработка металла. Городища-укрепления курыкан, раскопанные по долинам рек Ангара, Лена, Анга, Оса, Куда обычно располагались на возвышенных местах и были защищены глубокими валами и рвами. Весьма разнообразны по внешнему и внутреннему устройству погребальные памятники, которые почему-то встречаются только в пределах близ острова Ольхон на Байкале.

Этническая принадлежность курыкан до сих пор вызывает споры - одни исследователи считают их тюркоязычными, другие - монголоязычными. Третьи, чьей точки зрения придерживаются в настоящее время многие ученые, считают, что курыканы являлись племенным союзом, состоящим из трех родов - тюрков, тунгусов (эвенков) и протобурят. Каждый из родов представлял отдельную группу, во главе которой стоял вождь - "сыгин", а возглавлял все три группы Великий сыгин. Господствующую роль в союзе играли тюрки, а тунгусы и протобуряты занимали подчиненную роль. В дальнейшем, как пишет историк Н.П. Егунов, под давлением агрессии киданей в - нач.10в. в Забайкалье, а затем в Предбайкалье вторглись монголоязычные хори-туматы. В результате долгой войны курыканы потерпели поражение. Большая часть их, в основном тюркские группы ушла на Север, дав там начало формированию якутского народа. Монголоязычные курыкане остались, смешавшись с пришельцами, ассимилировав при этом часть оставшихся тюрков и тунгусов. В результате всех этих перемещений, слияний и др. процессов движения племен стал складываться современный бурятский народ.

Link to comment
Share on other sites

Уч-курыкан - три военных лагеря (стана).

В ДТС quriqan/qorugan - военный лагерь (стан).

Если не доверяете ДТС, см: Сравнительно-сопоставительная грамматика тюркских языков. Лексика. - М., 1997.

По этому поводу и публикации есть.

С уважением ;)

Link to comment
Share on other sites

Guest Курица

Вы тута в основном "перепеваете" чьи-то (известно чьи) научные изыскания. Начитались... А такое впечатление, что прямо, блин, свидетели...

А почему бы не перестать "выступать", лелея свою "ученость", а посомневаться и критически оценивать факты? Слабо?

Link to comment
Share on other sites

Вы тута в основном "перепеваете" чьи-то (известно чьи) научные изыскания. Начитались... А такое впечатление, что прямо, блин, свидетели...

А почему бы не перестать "выступать", лелея свою "ученость", а посомневаться и критически оценивать факты? Слабо?

to Курица (galina)

шалом, мадам "француженка" <_<

Для того, что бы подойти к критикие необходимо накопить материал...

Что ж Вы - такая "умница" своей критики не оставили??? ;)

Слабо? :P

P.S.

чьи-то (известно чьи)
- так, чьи же? :unsure:
Link to comment
Share on other sites

Guest Курица
to Курица (galina)

шалом, мадам "француженка"  <_<

Для того, что бы подойти к критикие необходимо накопить материал...

Что ж Вы - такая "умница" своей критики не оставили???  ;)

Слабо? :P

Э... Не "француженка" я. И не galina. Ты, эта..., путаешь меня с кем-то.

Критику свою я возможно еще наведу. Оглядеться же надо. И потом, я в самом деле сильно неграмотная (растерянно крутит головой :unsure: - где-то я об этом плакалась уже), чтобы начинать с места в карьер. ...Если не считать предыдущей реплики. :P

так, чьи же?  :unsure:

Чьи? Дык, судя по всему, книг по этнографии достаточно. Во всяком случае, Гумилев точно прослеживается. ...И ентот, как его, Ксенофонтов. Хе-хе. А ваще, народ, похоже, диссертации пописывает. Нет?

Link to comment
Share on other sites

Guest Курица

Да... Я обратила внимание, что каждый отдельный НИИ в пределах Восточной Сибири имеет в своих рядах ученых, которые привержены отдельно взятой теории о происхождении своего народа. Разумеется, в основу идут полевые исследования и труды предшественников.

Так Г.В.Ксенофонтов предполагал что вилюйские саха и были представлены как курыканы-гулиганы. А А.П.Окладников этногенез саха связывал исключительно с курыканами. В то же время, бурятские ученые Г.Н.Румянцев и Б.Б.Дашибалов пришли к выводу о том, что курыканы были предками хоринского племени бурят.

Так где же истина?

Link to comment
Share on other sites

Да... Я обратила внимание, что каждый отдельный НИИ в пределах Восточной Сибири имеет в своих рядах ученых, которые привержены отдельно взятой теории о происхождении своего народа. Разумеется, в основу идут полевые исследования и труды предшественников.

QUOTE 

Так Г.В.Ксенофонтов предполагал что вилюйские саха и были представлены как курыканы-гулиганы. А А.П.Окладников этногенез саха связывал исключительно с курыканами. В то же время, бурятские ученые Г.Н.Румянцев и Б.Б.Дашибалов пришли к выводу о том, что курыканы были предками хоринского племени бурят. 

Так где же истина?

to Курица

А.П. Окладников предков бурят имел...

Г.Н. Румянцев - русский...

Б.Б. Дашибалов - вообще считает что хори (хор) - протомонголы :blink: - не только предки бурят B) и считает, что все монголы пришли из монголо-маньчжуро-корейского центра, который находится где-то в Корее... :unsure:

Труды этих уважаемых мужей уже несколько устарели...

Материал-то копится, а методика требует комплекса или междисциплинарного синтеза (это уж кто как назовет)...

Так что, о курыканах как о племени - вчерашний день. Даже А.П. Окладников отмечал разнородность культуры...

Периодизация у археологов разнится у Б.Б. Дашибалова одна, у А.В. Харинского другая...

Кстати, а какие свежие кирпичи, касающиеся курыкан, знаете?

P.S. galina - Курица (лат.)

P.P.S. - HINEY MA TOV UMANAYIM SHEVET RAHIM GAM YAHAD - знакомо?

Link to comment
Share on other sites

Guest Курица
Так что, о курыканах как о племени - вчерашний день. Даже А.П. Окладников отмечал разнородность культуры...

Периодизация у археологов разнится у Б.Б. Дашибалова одна, у А.В. Харинского другая...

Кстати, а какие свежие кирпичи, касающиеся курыкан, знаете?

P.S. galina - Курица (лат.)

P.P.S. - HINEY MA TOV UMANAYIM SHEVET RAHIM GAM YAHAD - знакомо?

Про курыкан ничего больше чем вычитала у Гумилева, не знаю.

А что ты там накурзюкала (HINEY MA TOV UMANAYIM SHEVET RAHIM GAM YAHAD)? Я не поняла, хотя пробовала читать даже задом наперед... Я ж говорю, неграмотная я.

Link to comment
Share on other sites

Guest Курица
Материал-то копится, а методика требует комплекса или междисциплинарного синтеза (это уж кто как назовет)...

Что, до сих пор не преодолели енту проблему? Всё по отделам сидим? Это моя епархия, не подглядывай, типа? А надо синкретизму ту в одном лице объединить. Вот ты, внедряйся в материал надыбанный не только археологами и историками, но и лингвистами и этнографами и даже социологами (демографами). Описи церковные о новорожденных наверное много-где по той же Сибири сохранились... Шучу, конечно, жизни не хватит. И денег.

Неужели научные центры не практикуют комплексные исследования? Сколько разговоров-то было! Блин!

Link to comment
Share on other sites

Про курыкан ничего больше чем вычитала у Гумилева, не знаю.

Гумилев Л.Н. - автор очень интересный - но критически надо подходить (сама ж казала)

что ты там накурзюкала (HINEY MA TOV UMANAYIM SHEVET RAHIM GAM YAHAD)? Я не поняла, хотя пробовала читать даже задом наперед... Я ж говорю, неграмотная я.

Спроси у половины - если знает язык предков поймет...

Что, до сих пор не преодолели енту проблему? Всё по отделам сидим? Это моя епархия, не подглядывай, типа? А надо синкретизму ту в одном лице объединить

Проблемы нет. В общем, в рамках междисциплинарного синтеза (комплекса - кому как?) использую данные археологии, физ. антропологии, этнографии, языкознания (в осн. ист. фонетики и лексикологии), ист. демографии, фольклора, ономастики (в осн. этнонимики, топонимики), истории и др...

Да, вот, только - не всем по нутру...

Ветераны не принимают...

"современные" некоторые вообще обходятся исследованиями, типа археология+фольклор=этногенез :blink:

Результаты и не совпадают

А некоторые из тех, кто "постарше да поглавнее" - как же так, результаты не совпали с моими (да такого не может быть, потому что быть не может вообще...) :angry:

И о курыканах...

Уч-Курыкан не может трактоваться как племя относительно 6-8 вв., другое дело, что в последствии политоним трансформируется в этноним. Но, это позже... Потомки их - племя хурхад - до сих пор диперсно расселено среди бурят...

К тому же политоним Уч-Курыкан крепко связан с топонимом Баргуджин-тукум...

Link to comment
Share on other sites

Вообще то Уч Курыкан по Петрову читается как Юс Хоро Хаан или Юс Кырыы Хаан. Насчет последнего это три окраинных племени!

Link to comment
Share on other sites

Вообще то Уч Курыкан по Петрову читается как Юс Хоро Хаан или Юс Кырыы Хаан.

Уч-Курыкан, точнее, Юч-Курыкан - записано древнетюркскими рунами

Древнетюркские руны - фонетическое письмо

Ваш Петров (кстати, кто он?), видимо, тоже из разряда фантазеров, кторые писали о "куриган, кюрген, хургэн, курикан, гуриган и т.д." <_<

Еще раз - фонетическое письмо.

Юч-Курыкан и никак иначе.

Link to comment
Share on other sites

Уч Курыкан по якутски будет Юс Кырыы Хан (Три окраинных племени) если пренести на якутские фонетические звуки.

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий

Да хоть знаете-то, кто первым развил версию о курыканском происхождении саха? Какой-то китайский писака XVII в. Он писал,

что в местности Ятоку (Якутск) день длинен, ночь коротка. И сделал

примечание, что так же говорится о средневековом племени гулиганей,

по которому был спор в императорской канцелярии, как это может быть

так, чтоб только одно межплечье барана успевает сварится от восхода солнца до его захода? И оттуда вывод, что эти ятоку и есть потомки гулиганей! Так же он или другой, предположил, что олосы (лучча-русские) - потомки древних усуней, постольку те и другие голубоглазые

и рыжеволосые. Все оттуда у Бичурина вычитали это примечание,

и пошло поехало!

Link to comment
Share on other sites

Guest Василий
Predlagayu svoi obyasnenie slova Kurikan

sredi jalairov esti rod kurkin , tam gde oni kochevali v khetei aimag esti reka khurkhin gol ot slova khurakh  v smisle sobirat', sobranie odin koren s slovom kurultai, mojet oni s kurikanami odno plemya sostovlyali? takje ryadom s russko-mongolskoi granitsei v chitinskoi oblasti esti reka kurkin po mongolski v sovremennom chtenii khirkhon gol.

Замечательное предположение. Значит курыканы могли проживать

на Забайкалье, на границе, кочевать по травянистым степям. Ханьхай -

местность, к юге от которого они жили, Н.И.Бичурин перевел как Байкал,

поздние исследователи читают как пустыню Гоби.

Все это совсем не согласуется с курумчинской культурой на Ангаре - преимущественно земледельческой и ремесленной. У курыкан были лошади, похожие на верблюда, случайно не они ли куны - каркыны занесли ахалтекинцев в Ахал-теке?

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...