Перейти к содержанию
BAWIR$AQ

Амурсана - герой или нет?

Кто для вас Амурсана?  

36 проголосовавших

  1. 1. Кто для вас Амурсана?

    • Герой
      12
    • Не герой
      16
    • Затрудняюсь ответить
      6


Рекомендуемые сообщения

Не помню точно - кажется, там было специальное управление (уж больно важные крепости были). Надо глянуть в источниках.

Посмотрите, пожалуйста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Убаши (в современном халха-монгольском - овш, в старокалмыцком - овше) - это монашеский чин. Один из самых низких. Многие феодалы становились формально монахами, принимая облегченные обеты.

Мунх - это "вечный". Обычный эпитет к именам феодальной знати.

И очень важно - хан в Джунгарии был только один - Галдан Бошокту-хан. Остальные были хунтайджи, что очень важно для понимания соподчиненности титулов и, соответственно, проблемы подчинения халхаских ханов джунгарским хунтайджи (хунтайджи - это буквально " наследный принц"). Хан не мог подчиняться хунтайджи - это было противоестественно в той системе мышления, которая существовала у монголов. Поэтому монголы не очень охотно переходили на сторону джунгарских войск - только оотносительно мелкие феодалы, которые могли без проблем подчиняться хунтайджи.

То есть за всю историю Джунгарии там был всего один хан - Галдан Бошокту-хан?

А от кого зависило - наделять первое лицо государства - титулом "хан" или не наделять?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть за всю историю Джунгарии там был всего один хан - Галдан Бошокту-хан?

А от кого зависило - наделять первое лицо государства - титулом "хан" или не наделять?

Если феодал не был чингисидом, то котировался только тот титул, который давался Далай-ламой. Русские давали волжским калмыкам ханские титулы, но они не признавались в отношениях между азиатскими народами, как "самозваные".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если феодал не был чингисидом, то котировался только тот титул, который давался Далай-ламой. Русские давали волжским калмыкам ханские титулы, но они не признавались в отношениях между азиатскими народами, как "самозваные".

А до того времени, как в Джунгарском ханстве основной религией стал ламаизм, кто наделял первое лицо титулом хана?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Там не было ханов. После Чингисхана только его потомки могли быть ханами. Не братья и не потомки братьев.

У ойратов была традиция возведения к Хасару - брату Чингисхана, но понятно, что по принципам экзогамии не капли братской крови не могло смешаться, поэтому у джунгар и не было ханов никогда.

Галдан (?)в письме к московскому царю (han), кстати называет хитро его старшим братом, но себя - каганом (qan). Вроде на письем это более престижный титул.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там не было ханов. После Чингисхана только его потомки могли быть ханами. Не братья и не потомки братьев.

У ойратов была традиция возведения к Хасару - брату Чингисхана, но понятно, что по принципам экзогамии не капли братской крови не могло смешаться, поэтому у джунгар и не было ханов никогда.

Галдан (?)в письме к московскому царю (han), кстати называет хитро его старшим братом, но себя - каганом (qan). Вроде на письем это более престижный титул.

Так получается, что Галдан Бошокту-хан тоже не хан?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там не было ханов. После Чингисхана только его потомки могли быть ханами. Не братья и не потомки братьев.

У ойратов была традиция возведения к Хасару - брату Чингисхана, но понятно, что по принципам экзогамии не капли братской крови не могло смешаться, поэтому у джунгар и не было ханов никогда.

Галдан (?)в письме к московскому царю (han), кстати называет хитро его старшим братом, но себя - каганом (qan). Вроде на письем это более престижный титул.

Джунгарские правители не были потомками Хасара. Потомки Хасара правили Хошеутским ханством на Куку-норе.

Считается, что Амурсана был сыном наследного принца Хошеутского ханства, который был убит при завоевании этого ханства маньчжурами. Но он не смог стать ханом Джунгарии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А до того времени, как в Джунгарском ханстве основной религией стал ламаизм, кто наделял первое лицо титулом хана?

Думаю, за неимением хана в номенклатуре Джунгарию неправомерно называть ханством, как это устоялось в литературе. Я бы останвился на варианте "Джунгарское государство".

Официально считается, что Джунгарию превратил в единое государство Хотохо Чин-баатар или Эрдэни-баатар хунтайджи в 1635 г. Но мне кажется, это выдача желаемого за действительное. Государство складывалось долго и окончательно сформировалось лишь к началу правления Цэвээн Равдана.

А до 1635 г. были какие-то ханы у ойратов, но это единицы, обстоятельства их титулования неизвестны, и легитимность их сомнительня. Например, ойратский Эсен провозгласил себя ханом, но его ханство восточные монголы не признали и, по легенде, он умер от того, что на него обиделся дух Чингисхана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так получается, что Галдан Бошокту-хан тоже не хан?

Хан. Однозначно хан. Причем единственный легитимный (т.е. утвержденный Далай-ламой) хан в Джунгарии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Посмотрите, пожалуйста.

Ховд (1731) и Улиастай (1733) были по состоянию на 1812 г. особыми районами, управлявшимися представителями корпуса шивэй (侍衛- нечто вроде генерал-адьютантов), присылавшимися из Пекина на 3-летний срок. Гарнизоны крепостей формировались из этнических китайцев и маньчжуров, охранные войска в округе - из местных монголов. В случае начала войны с Россией из Ховда войска этих управлений выдвигались бы против Томской губернии Российской империи, а из Улиастая - против Енисейской.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Считается, что Амурсана был сыном наследного принца Хошеутского ханства, который был убит при завоевании этого ханства маньчжурами. Но он не смог стать ханом Джунгарии.

1. Хошоутское ханство в Хухэ-норе не было завоевано маньчжурами - оно признало вассалитет от империи Цин добровольно еще в XVII веке.

2. Тибетская ветвь хошоутских ханов пресеклась на Лхасан-хане в 1717 г. Далее правил кашаг (тибетский совет министров) во главе с калонами Канчэннаем (правил 1723-1727), Полонаем (Ми-ван, правил 1727-1747) и его сыном Джурмэд Намджилом (правил 1747-1750, погиб, возглавляя антицинский мятеж в 1750 г.).

3. Если брать во внимание легенду о том, что Уйдзэн Хошучи взял в жены дочь Цэвээн Равдана Ботолог уже беременную от Галдан Дандзана, сына хошоутского Лхасан-хана, то не совпадут официальная дата рождения Амурсаны (1722) и дата гибели Галдан Дандзана (1717).

Соответственно, Амурсана был претендентом на престол хунтайджи только по женской линии, и являлся сыном Уйзэн Хошучи Хойтского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ховд (1731) и Улиастай (1733) были по состоянию на 1812 г. особыми районами, управлявшимися представителями корпуса шивэй (侍衛- нечто вроде генерал-адьютантов), присылавшимися из Пекина на 3-летний срок. Гарнизоны крепостей формировались из этнических китайцев и маньчжуров, охранные войска в округе - из местных монголов. В случае начала войны с Россией из Ховда войска этих управлений выдвигались бы против Томской губернии Российской империи, а из Улиастая - против Енисейской.

Вы говорили, что в Цинской империи одни районы относились к «внутренним землям» Цинской империи и подчинялись местной имперской администрации, а ведение дел в других районах относилось к Лифаньюаню.

Правильно ли я понял, что в 1812 г. в Ховде и Улясутае был третий вариант административного управления этих двух районов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы говорили, что в Цинской империи одни районы относились к «внутренним землям» Цинской империи и подчинялись местной имперской администрации, а ведение дел в других районах относилось к Лифаньюаню.

Правильно ли я понял, что в 1812 г. в Ховде и Улясутае был третий вариант административного управления этих двух районов?

Нет. Это вариант управления внутренними землями, но с приматом военного над гражданским.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Хошоутское ханство в Хухэ-норе не было завоевано маньчжурами - оно признало вассалитет от империи Цин добровольно еще в XVII веке.

2. Тибетская ветвь хошоутских ханов пресеклась на Лхасан-хане в 1717 г. Далее правил кашаг (тибетский совет министров) во главе с калонами Канчэннаем (правил 1723-1727), Полонаем (Ми-ван, правил 1727-1747) и его сыном Джурмэд Намджилом (правил 1747-1750, погиб, возглавляя антицинский мятеж в 1750 г.).

3. Если брать во внимание легенду о том, что Уйдзэн Хошучи взял в жены дочь Цэвээн Равдана Ботолог уже беременную от Галдан Дандзана, сына хошоутского Лхасан-хана, то не совпадут официальная дата рождения Амурсаны (1722) и дата гибели Галдан Дандзана (1717).

Соответственно, Амурсана был претендентом на престол хунтайджи только по женской линии, и являлся сыном Уйзэн Хошучи Хойтского.

Спасибо, значит он все-таки из цагантуков.

Кстати, в Монголии встретил одного человека, урянхайца из рода "ах сомон", что переводится как "белый флаг" - "цаган туг". Может это так родичи Амурсаны засекретились?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет. Это вариант управления внутренними землями, но с приматом военного над гражданским.

Это вроде ко всему Синьцзяну относилось, не только к Ховду и Улиастаю?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, значит он все-таки из цагантуков.

Кстати, в Монголии встретил одного человека, урянхайца из рода "ах сомон", что переводится как "белый флаг" - "цаган туг". Может это так родичи Амурсаны засекретились?

Это, видимо, два слова - тюркское "белый" (ак) и монгольское "стрела" (суман). А "цагаан туг" - это "белое знамя". Так что связи (во всяком случае, очевидной) здесь нет.

Я не знаю, как Цины разместили Амурсану в 1754 г. - может быть, его приписали к Белому знамени Восьмизнаменных войск, т.к. знаменная и сомонная организация у джунгаров неизвестна. Часть хойтов уже находилась в составе империи Цин, скорее всего, некоторые из них были знаменными и были приписаны к Белому знамени.

Но это только предположения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это, видимо, два слова - тюркское "белый" (ак) и монгольское "стрела" (суман). А "цагаан туг" - это "белое знамя". Так что связи (во всяком случае, очевидной) здесь нет.

Я не знаю, как Цины разместили Амурсану в 1754 г. - может быть, его приписали к Белому знамени Восьмизнаменных войск, т.к. знаменная и сомонная организация у джунгаров неизвестна. Часть хойтов уже находилась в составе империи Цин, скорее всего, некоторые из них были знаменными и были приписаны к Белому знамени.

Но это только предположения.

Цагантуки то были еще до всяких маньчжуров, это название восходит по легенде к белому знамени Чингисхана, которое получила его дочь, вышедшая замуж за сына ойротского Хутук-бека. Уйзен-Хошучы был из этого хойтского рода. Поэтому то цагантуки и преследовались особо рьяно, что вынуждены были прятаться и переименовываться.

А "ах сомон" этот человек сам перевел как белый флаг. Не знаю, почему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цагантуки то были еще до всяких маньчжуров, это название восходит по легенде к белому знамени Чингисхана, которое получила его дочь, вышедшая замуж за сына ойротского Хутук-бека. Уйзен-Хошучы был из этого хойтского рода.

А "ах сомон" этот человек сам перевел как белый флаг. Не знаю, почему.

К маньчжурскому знаменному корпусу (гусай) у монголов приравнивались хошуны. Хотя хошуун - это "наконечник" или "клин". А суман приравнивался к ниру. Ниру и суман - это одно и то же значение - "стрела". Человек, как кажется, спутал сомоны и хошуны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Пасибо, интересно очень.

А кто охранял Их ХОРО? Не дархаты, не сайн-урянхи ли?

Кто такие ляодунские уранхайцы, куда подевались?

Субудай гастролирующий у нас (тувинский вариант) принадлежал к племени

урянхатай, они упоминаются еще в сказе е Алан-гоа, как оленеводы...

Значит, баргуты это те же буряты России? А тумэты Алтын-ханы они не

тувинцы? Буряты хори откуда понаехали в земли меркитов? Не хорчины ли?

Ляодунские урианхаи, частично образовали этническую группу харчин, частично вошел в состав жарудов и бааринов. Потомственные князья харчинов вели свое происхождение от урианхайского Зэлмэ. есть документ в Хуа-И-июй где ляодунские урианхаи сами свое происхождение связывают с оин-урианхаями из Бурхан Халдуна. по этому документу они перекочевали в Ляодун во времена Чингисхана.

9693c6ce6538.jpg

а эти дескать для визуального воображения.

77fbbf61e0bc.jpg

6ac3495e0e34.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цагантуки то были еще до всяких маньчжуров, это название восходит по легенде к белому знамени Чингисхана, которое получила его дочь, вышедшая замуж за сына ойротского Хутук-бека. Уйзен-Хошучы был из этого хойтского рода. Поэтому то цагантуки и преследовались особо рьяно, что вынуждены были прятаться и переименовываться.

А "ах сомон" этот человек сам перевел как белый флаг. Не знаю, почему.

Этот урианхай был монгол-урианхаем?

Может быть это "ак сойон", как-то искаженный на монгольском? Не слышал такого "ах сомон" в значении "белое знамя".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это, видимо, два слова - тюркское "белый" (ак) и монгольское "стрела" (суман). А "цагаан туг" - это "белое знамя". Так что связи (во всяком случае, очевидной) здесь нет.

Я не знаю, как Цины разместили Амурсану в 1754 г. - может быть, его приписали к Белому знамени Восьмизнаменных войск, т.к. знаменная и сомонная организация у джунгаров неизвестна. Часть хойтов уже находилась в составе империи Цин, скорее всего, некоторые из них были знаменными и были приписаны к Белому знамени.

Но это только предположения.

"цаган туг" - это название рода, т.е. не связан с маньчжурским подразделением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

НЕТ

Постойте, как это не относился7

А помните - в начале 20 века из провинции Ховд была выделена провинция Алтай центр которой организовали на месте небольшого монастыря Шара Суме (Сара Суме). В последствии Шара-Суме переименовали в город Алтай (так, во всяком случае, он обозначен на картах СССР в 1980-е годы). Так этот округ находится с западной стороны хребта Монгольский Алтай - соответственно, он находится на территории, которую китайцы назвали Синьцзянем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...